Беседы с батюшкой. Священник Александр Асонов. Ответы на вопросы

8 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии, настоятель храма в честь всех святых на Гатчинском городском кладбище священник Александр Асонов. 

– Тема сегодняшней передачи простая: отец Александр будет отвечать на ваши вопросы. Для разминки сразу задам вопрос, который уже давно поступил от наших друзей. Блоггинг: это то, что сейчас просто заполнило умы и сердца очень многих людей. Блоггинг бывает разным: и издевательским, и по-настоящему интересным. Но, в принципе, это серьезное явление нашего общества. Кроме того, существует еще и так называемый православный блоггинг, когда как священники, так и не священники отвечают на вопросы, которые люди задают о христианской вере и православии. Ваше отношение к блоггингу в целом? 

– Я блоггингом не занимаюсь. Мне это просто неинтересно. Блоггинг – это виртуальная реальность, которая по большей части оторвана от реальной жизни. Поэтому мне лично это неинтересно. Что касается того, что кому-то это нравится, а кому-то не нравится, испанцы говорили и говорят до сих пор, что о вкусах не спорят.

– Мне кажется, что как раз о вкусах и спорят.

–  У каждого человека есть право выбора: заниматься этим или не заниматься. Я могу дать какую-то свою оценку, и с ней можно соглашаться, а можно не соглашаться. Это моя личная точка зрения. У меня есть право ее иметь.

– Мне хотелось бы  обсудить с Вами вот такой аспект: в современном виртуальном пространстве, в том числе в некоторых, так сказать, православных блогах, начинают задавать вопросы людям, которые не имеют никакого отношения к православной вере. Я имею в виду, что они не имеют никакого знания. Они ведут просто общие разговоры. Проблема заключается в том, что люди не обращаются к священнику, не читают литературу, не пытаются узнать что-то у знающих людей. Они задают  вопросы именно людям, которые вообще не имеют никакого религиозного образования, даже курсов катехизации. Чтобы говорить на православные темы, нужно получать знания. А здесь самое интересное заключается в том, что люди задают важные и интересные вопросы тем, кто не имеет никакого отношения к знанию православия.

– Здесь есть два аспекта. Во-первых, лицензии для того, чтобы заниматься блоггингом (православным, католическим, протестантским или атеистическим), не выдаются. Права на это никто не выдает, никто не контролирует этот процесс. Поэтому в Интернете любой человек может заниматься тем, чем он захочет, если не нарушает уголовного права того или иного государства, на территории которого  занимается этой деятельностью. Во-вторых, обращение к священнослужителю с тем или иным вопросом – тоже не гарант хорошего и правильного ответа. Вот что интересно! Я думаю, что гарантом хорошего и правильного ответа является попытка делать критический анализ того, что слышишь.

Многое зависит от человека. Надо всегда использовать то удивительное оружие, которое дано человеку и позволяло ему на протяжении развития цивилизации тоже развиваться. Это оружие – сознание, мозг. Надо уметь им пользоваться. Надо думать. Надо все-таки критически анализировать то, что ты слышишь,  видишь и о чем  говоришь. Тогда ты можешь получить хороший ответ. Иными словами, как говорил Спаситель, ищущий обрящет, стучащему отворят. Надо искать. Мы же хотим всё получить сразу и быстро. Нет! Царство Небесное силою берется, и истина достигается усилием человеческой воли.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел сказать о том, как мы друг с другом здороваемся. Древние христиане в это вкладывали особый смысл. Мы сейчас механически здороваемся и даже не задумываемся об этом. Я думаю, если я здороваюсь с вами, то желаю вам всего того, что читается на литургии. Весь смысл – в тех прошениях, которые там читаются».

– Это в продолжение того, о чем я говорил: надо использовать свое сознание, заниматься критическим анализом, правильно воспринимать то, что  слышишь, видишь, говоришь. Я как раз на этом и остановился. Умение пользоваться речью, тем языком, который ты с детства постигал, который впитывало твое сознание, – очень важный фактор. Надо уметь пользоваться речью. К сожалению, не все обладают этой возможностью. Надо над собой работать, надо уметь строить предложения, понимать морфологию, синтаксис. Нас всех этому учили в школе, но надо же продолжать заниматься самообразованием...

Я хочу сказать, что 90% успеха в любом обучении – это прежде всего усилия и воля самого обучаемого. Если у вас есть желание, вы хотите говорить красиво и правильно, то научитесь. Если не хотите, ваша речь будет в некоторой степени бедна, вы не будете понимать истоков тех или иных слов, этимологии терминов  родной речи. У нас очень богатый язык. У нас есть очень интересные выражения, которые имеют даже иностранное происхождение, но мы об этом даже не знаем. Про эту область филологии можно долго говорить. Я очень люблю беседовать на эти темы, но тогда мы уйдем далеко и совершенно в другое поле.

– Еще один вопрос, который нам прислали до передачи. Вопрос именно в том, что мы называем православным. Мы говорим «православная вера», и это более-менее понятно. Хотя об этом можно провести целую передачу. Но мы также говорим: «православный инженер», «православный блоггинг» и т.д.

– Православный – это православный. Но это может быть и Александрийский Патриархат, а там Бог его знает, насколько это православно... Я считаю, мы вообще живем в интересное время. У нас есть свои переживания, свои какие-то турбулентные жизненные потоки, которые уносят нас в ту или иную сторону. Но они же так интересны!

Удивительно наблюдать за происходящим. Вот смотрите, мы живем в те времена, когда у нас взаимоотношения Поместных Православных Церквей такие же, как у общего православного мира со всей Католической Церковью. Теперь возникает вопрос: а что это? Мы сейчас в таком же положении с православным сообществом (не со всем, но с некоторыми), в каком еще недавно  были с католиками. Мы говорили, что мы православные, у нас соборность, у нас единство, а вот католики еретики.

Вот, друзья, Господь задает задачки, задумайтесь. Вы так долго кичились, гордились, так было приятно чувствовать себя избранным народом. А что теперь происходит? Может быть, стоит что-то переосмыслить, что было в прошлом? Может быть, все-таки что-то вы не видели, не понимали? Потому что сейчас-то у вас все то же самое. Когда-то вы считали, что у вас только одна оппозиционная сторона – католический мир. Ну, может, были еще какие-то частные случаи, мы их сейчас не будем касаться. А теперь у вас такая же оппозиционная сторона в лице каких-то Поместных Православных Церквей...

Это интересно. Это заставляет нас задуматься и заняться критическим анализом, а не стремиться получить простые ответы на очень глобальные вопросы. Только Шариков хочет взять и все разделить, чтобы у всех все было. Вот он дает такие советы космического масштаба двум людям с высшим образованием. Помните? Мы как-то вспоминали с Вами это бессмертное произведение Булгакова «Собачье сердце». Мы хотим равноправия здесь и сейчас. Нам нужно, чтобы прямо сейчас у всех было по квартире, по дому, по машине, чтобы государство нас содержало, чтобы ответы давали сразу и быстро. О чем это они там думают? Ну-ка, быстренько  ответили и объяснили нам, как жить! Вот сказали, теперь все понятно. Теперь-то все понятно, теперь-то все получится.

Кстати, разнообразные формы блоггинга, которые процветают, свидетельствуют о том, что людей как раз интересует легкая жизнь, легкие ответы. Но наивно верить, что если вам сейчас по-простому ответят, то вы сразу всё поймете. Мы вам обещаем, гарантируем, что вы выучите английский язык за неделю. В город приезжает великий мастер. Вы прочитаете это пособие и за неделю выучите английский язык. Но это же сумасшествие! Носитель языка с детства растет в этой культуре, и его сознание постепенно все это впитывает. И то его еще и в школе учат. А мы вдруг решили за неделю выучить. На кафедре филологии людей учат языкознанию пять лет, а потом еще есть обязательная переводческая или преподавательская практика. Только тогда что-то появляется. Все зависит от направления. А мы хотим сейчас…

Это просто пример. Возьмем блоггинг. Появляется какая-то «говорящая голова». Что это за голова? Кто этот человек? Что он говорит? Он начинает что-то говорить, мы его начинаем слушать, слушать, слушать... Самое интересное, чем проще, тем больше нас это одурманивает. Есть же еще понятие нейролингвистического влияния на сознание. Это факт. Это зависит даже не от харизмы человека, а скорее от многих визуальных и лингвистических факторов. Человека учат, как говорить: просто, понятно, быстро, делая акцентуацию. Многие это используют. Это интересный момент. Чем сложнее и интереснее говорит человек, тем, скорее всего, у него будет меньше почитателей. Толпа требует хлеба и зрелищ.

А потом мы смотрим на происходящее вокруг и понимаем, что это было до нас, есть при нас и будет после нас. Всегда люди будут подрываться в Сибирь строить «город солнца», всегда найдутся те, кто поддержит некоего опального игумена, всегда найдутся мелкие группы, которые будут формировать свой культ старцев и свои какие-то «православные» (в кавычках) воззрения, не разбираясь даже в том, что такое понятие «православие». Мы знаем, что это перевод с греческого языка термина «ортодоксия». До сих пор многие богословы и филологи считают, что не совсем корректно переведен этот термин, потому что можно сделать два перевода (есть двоякое значение). Может быть, лучше стоило так и оставить греческий термин «ортодоксия»...

Есть термины, которые мы просто восприняли в нашу церковную культуру, не стали их менять, потому что им нет эквивалента в русской речи. Например, «ипостась» – это греческий термин, в русской речи нет эквивалента этому термину; лучше их и не создавать, потому что будет путаница.

То же самое произошло с термином «ортодоксия» и со многими другими терминами, в том числе с термином «католикос». В нашей русской транслитерации мы часто говорим «кафоликос» (например, Кафолическая Православная Церковь). Мы перевели на церковнославянский язык слово «католикос» как «соборный» (Соборная Церковь), и это нарушило очень многое в понимании вероисповедания. Потому что «католикос» – это не «соборная»; в современной русской речи это – «вселенская». То есть речь о том, что у нас вера имеет вселенский характер, это не в том смысле, что мы собираемся, обсуждаем и вместе принимаем решения. Это вообще о другом.

В Символе веры мы говорим, что веруем в Единую, Соборную и Апостольскую Церковь. В греческом языке употреблено слово καθολικὴν, то есть «вселенская»; Церковь, у которой нет национальных границ. Как сказал апостол Павел, нет ни эллина, ни иудея... И все языки она принимает. Церковь по природе своей, как Тело Христово, не может быть ограничена в пространстве, потому что нельзя ограничить Христа. Национальной принадлежностью Церковь нельзя ограничить. Речь вот об этом, а не о соборности, что мы вместе встретимся, что-то обсудим и так далее. Просто это церковнославянский перевод.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Послании к Римлянам есть такие слова: ибо нет власти не от Бога. Получается, что любая власть от Бога. А я читал другой перевод: не есть власть, если не от Бога. Совсем другой смысл. То есть то, что не от Бога, – не власть, а шайка самозванцев. Как Вы это прокомментируете?»

– Есть два истолкования этого отрывка, который Вы процитировали. И есть общепринятая христианская точка зрения (я намеренно говорю: христианская (а не православная)), которую я сейчас попытаюсь сформулировать в более простом формате. Суть ее состоит в следующем: мы, христиане, призваны сохранять порядок и мир в обществе. Вот об этом говорит апостол Павел. Нельзя вырывать из контекста только этот стих. Там есть предисловие, апостол долго в своем послании рассуждает, потом следует этот стих и дальше опять рассуждение. Если мы вырвем один стих из контекста и начнем на нем строить богословские изыскания, это будет большая ошибка с нашей стороны.

В общем и целом в своем послании апостол говорит о том, что мы как христиане не призваны совершать революции и перевороты, что надо сохранять порядок и мир и молиться о том обществе, в котором мы живем. Апостол Павел идет дальше и делает весьма серьезные утверждения в своих посланиях. Он говорит о том, что всякий, кто является свободным, должен оставаться свободным; кто является рабом, должен оставаться рабом. То есть мы видим, что он не выступает против рабства, хотя очевидно, что рабство – неприемлемое для нас, современных людей, социальное явление. Но апостол Павел считал, что быть христианином и оставаться рабом, сохранять рабовладельческий строй весьма возможно. Почему? Потому, что Господь говорит: Царство Мое не от мира сего. Все очень просто.

Надо принимать те жизненные обстоятельства, в которых ты оказался. Потому что ты же молишься Богу, говорит апостол Павел (я сейчас, конечно, упрощаю). Мы либо доверяем Богу, либо не доверяем. Если мы доверяем Богу и молимся Ему, значит, Он делает так, как надо. Поэтому надо смириться и идти дальше. Значит, мы в этих обстоятельствах и должны существовать.

Апостол Павел был в темнице и не призывал свергать существующий строй, не призывал к социальным волнениям,  революциям. Он не призывал устраивать какие-либо демонстрации (выражаясь современным языком), не призывал к восстаниям, не призывал штурмовать тюремное здание, в котором находился. Нет; все было совершенно иначе. Вот это он и имел в виду: раз Бог что-то попустил, надо смириться и совершать подвиг христианской жизни, нести свой крест. Значит, мы должны так показать себя в этом времени, здесь и сейчас.

– Вопрос телезрительницы: «Поздравляю всех с праздником преподобного Сергия Радонежского. Вопрос такой: какую духовную силу имеет чтение житий святых?»

– С моей точки зрения, чтение житий святых полезно и назидательно в том смысле, что жития являются добрым примером для нас, христиан, и позволяют нам увидеть, какие удивительные люди были, есть и будут в Церкви. Это значит, что с нами Бог. Святые были, святые есть и будут. И есть среди нас те, кого мы сейчас не считаем святыми, а они таковы. И это чудо. И это приятно.

Только надо уметь читать жития святых внимательно, совершая критический анализ. Есть такие жития, которые в некотором смысле додуманы, и надо увидеть, что было изначально, а всю надуманность профильтровать. Как сказал поэт: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!» Вот это надо уметь делать.

Приведу в пример житие святого Патрика, просветителя Ирландии. Он, по преданию, по древнему сказанию, вырос в семье патрициев (кстати, отсюда его имя Патрик). Патриции – это особый и привилегированный род в Римской империи. Будучи молодым, он попал в плен, когда был варварский набег ирландцев (Ирландия тогда не находилась под контролем Великобритании), и стал рабом на территории Ирландии. Он познакомился с их культурой, изучил их язык, понял этих людей, эти народы... Патрик вырос в христианском мире (тогда Англия была частью Священной Римской империи, и он вырос в христианском католическом мире). И вот, будучи молодым патрицием, он попал в такие жесткие жизненные обстоятельства, стал испытывать такие глобальные испытания и впервые по-настоящему задумался о вере, стал молиться.

Как-то ему приснился сон: он увидел корабль, на котором он плывет обратно в Англию. Однажды он воспользовался случаем, сбежал и пошел лесами, горами, холмами к побережью в сторону Англии. Он шел по ночам, потому что днем было опасно. Если бы его поймали, его должны были либо убить, либо вернуть хозяину. Но он смог дойти до берега и увидел тот самый корабль, который ему приснился. Он подошел и увидел, что это был обычный торговый корабль, не военный. В этот момент на корабль что-то грузили. Он спросил, в Англию ли едет корабль. Ему ответили, что да. Он попросил, чтобы его взяли с собой, но ему ответили, что с собой никого не берут, отказали. Он отошел в сторону и подумал: «Как же так? Я же во сне видел этот корабль». Он стоял в стороне, смотрел на корабль и молился. Всё погрузили, и вдруг один из тех, кто был на этом корабле, обернулся к нему и сказал: «Так ты плывешь или не плывешь?» Для Патрика это было чудо. Это был ответ Бога. Так Патрик вернулся в Англию. В итоге он стал просветителем Ирландии, святым и первым епископом этого удивительного государства. Теперь, кстати, имя Патрик есть в русских святцах.

– Вопрос телезрителя из Самары: «В чем состоит смысл жизни? Пушкин писал: ˮДар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?ˮ Как понять эти слова?»

Пушкин говорит: дар напрасный. А отец Филарет (Дроздов), если помните, ему ответил, что жизнь – не напрасный дар.

– Я не пушкинист, не искусствовед; мне сложно об этом рассуждать. Я могу выразить свою точку зрения и поддерживаю в данном случае владыку Филарета: жизнь – это не напрасный дар, это удивительный дар, и надо его ценить. К сожалению, мы так устроены, что ценить начинаем это только тогда, когда в нашей жизни начинают происходить очень сложные переживания. Как в русской поговорке: гром не грянет – мужик не перекрестится. Нам нужно, чтобы обязательно нас настигла какая-нибудь неприятная напасть...

– Ковид, например.

– Ковид – не самое глобальное, бывают вещи страшнее, например, полная потеря здоровья, не связанная с вирусом. Живет человек, все у него хорошо и вдруг узнает страшный диагноз. И мир переворачивается, меняется. На что опираться дальше? Здесь мы сталкиваемся с еще более интересной ситуацией, потому что нам всем поставлен диагноз – и называется он «жизнь». От нее умирают (шутка). Мы же все умрем. Просто человек, которому сказали, что у него тяжелое заболевание и ему осталось жить примерно лет пять, уже знает, от чего скорее всего умрет. Хотя не факт. Я, например, не знаю, от чего умру, но то, что умру, знаю точно. И это позволяет мне ценить каждую секунду и каждый день. Только об этом надо думать. Слава Богу, мне Господь неоднократно в жизни давал испытания, чтобы я начал об этом думать, иначе я так и остался бы дураком и не задумывался о таких серьезных вещах. Я считаю, что надо ценить жизнь, не дожидаться, пока грянет гром. Но, к сожалению, не у всех такой опыт, не все умеют ценить важные моменты.

– Телезритель говорил о Пушкине. Слава Богу, у нас масса удивительных поэтов, писателей, которые помогают нам разобраться в каких-то, может быть, не совсем очевидных вещах. Но для этого надо читать и читать много. А у нас это потихонечку теряется. Мы говорили про блоггинг. Может быть, потому, что мы разучились читать, и возникает такое явление?

– Все зависит от личности. Каждый выбирает по себе. «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Это известный отрывок из стихотворения. К сожалению, в большинстве случаев (и это высокий процент) люди выбирают хлеба и зрелищ. И, по-моему, так будет вечно, до тех пор, пока существует Земля. Это то, что есть; это факт. Со мной можно спорить, но мне кажется, что умение мыслить и искать истину – удел немногих. И это не потому, что кто-то прячет все это или пытается оскотинить общество, сделать его необразованным, а потому, что спроса на первое нет. А потом происходит то, что происходит: манипуляции сознанием, обществом, общественным мнением...

Человек либо чего-то хочет, либо не хочет. Я сказал, что мне блоггинг неинтересен, я этим не увлекаюсь. Я слежу за какими-то религиозными новостями, потому что я религиовед по светскому образованию и моя должность по связям с общественностью в епархии предполагает, чтобы я был в курсе происходящего. Но среди персональных блогов есть же совсем помойка. Я недавно узнал, что есть такой блог, который называется kalakazo. Никогда о нем не слышал, не читал, но случились некоторые моменты, с которыми мне пришлось иметь дело вследствие своего епархиального положения, и информация была на этом блоге. Я его посмотрел, и хочу сказать, что это ужас какой-то. Я удивляюсь, почему его вообще читают. Там, может быть, и сливают компромат и прочее, но у меня было рвотное ощущение после того, что я увидел. А ведь есть кто-то, кто это читает! Мне потом сказали, что многие священнослужители поглядывают туда, с удовольствием это читают, обсуждают. Вопрос: людям больше делать нечего, заниматься нечем? Никто не сидит и не читает Александра Сергеевича Пушкина, все читают kalakazo. Я не знаю, о чем тогда говорить.

– Вопрос телезрительницы: «Ученые установили, что существовало более двадцати видов древних людей, из которых выжили Homo sapiens. Как Церковь это объясняет?»

– Процесс творения настолько далек от нас и настолько скрыт, что мы не знаем, как все это происходило. Но есть факт налицо: Homo sapiens. Это мы с вами. А что там еще было и как это все происходило?.. В Книге Бытия все это описывается аллегорически, в обобщающей форме. Создал Бог человека. Что значит «создал»? Как происходило развитие видов, становление? Это сложный вопрос. Но есть результат – мы с вами. Сознание отличает нас от остального животного мира, и мы об этом говорили на прошлой передаче, что, возможно, животные, окружающие нас, тоже чувствуют нечто похожее, но доказать мы этого не можем, как и что они чувствуют.

– Помню, был очень серьезный диспут, битва умов, что называется, по поводу того, за сколько времени был создан мир. Это вызвало такой живейший интерес, что в течение трех часов православные люди обсуждали именно этот вопрос. Всех волнует вопрос происхождения мира...

– То, что мы ближнего не любим и всякие грязные блоги читаем, – это нас не волнует. А то, как был мир создан, – нас интересует больше всего. Опять возвращаемся к этому: хлеба и зрелищ. Нам нужна горячая тема. Мы не будем думать о том, что писал святой апостол Павел: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Мы будем думать о том, как был создан мир. Какая теперь уже разница? Он уже есть. Или рассуждаем, когда наступит конец света, как все будет, что в последние времена живем. И что? А где вера? Где надежда? Где любовь? Где дела милосердия?..

Это как у Достоевского в произведении «Преступление и наказание». Раскольникову снится сон: люди бегают, суетятся, собираются вместе, составляют какие-то сообщества, потом разбегаются, потом встречаются заново, потом начинают ссориться. Сумасшедшие сны Раскольникова – об этом безумном мире; это то, что происходит в обществе постоянно. Мы даже в Церкви забываем о самом главном. Христос сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Если у вас нет любви, вас никак не узнают, хоть разоденьтесь в православие. На этом все заканчивается...

Да, есть и хорошие блоги, хорошие интернет-ресурсы. Просто я всем рекомендую использовать критический анализ при прочтении той или иной информации. Только это позволит избежать недоразумений и неприятных ситуаций в жизни. Даже когда вы идете с вопросом к тому или иному священнослужителю на том или ином приходе, тоже делайте критический анализ того, что он вам будет говорить. Высшее духовное образование и даже многолетний стаж служения в Церкви – это не гарант чего-то. Гарант – только вера, надежда, любовь. Если все будет сказано с любовью – принимайте. Если в этом будет хоть чуть-чуть отсутствие любви и милосердия, то какими бы умными эти речи ни были, в них нет ничего от нашей веры, которая является вселенской. Хочу подчеркнуть: соборная – то есть вселенская... Когда-то в древности все христиане себя называли: католикос ортодокс. Получается: «правильно прославляющая Бога Церковь вселенского характера». Удивительно, что греческий термин «католикос» закрепился за христианами Рима.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что надо, чтобы жить и радоваться».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​