Беседы с батюшкой. Священник Сергий Уваров

8 августа 2022 г.

В студии священник Сергий Уваров, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (г. Москва).

– Люди присылают вопросы, они накопились, давайте постараемся ответить на них.

 «Скажите, пожалуйста, как часто нужно посещать церковь, заказывать молитвы об усопших и как правильно ставить свечи за здравие и за упокой?»

– Мы знаем, что для христиан главный день недели – воскресенье, день Господень. Конечно, все православные люди призваны участвовать в воскресном богослужении, Божественной литургии. Но тут не может быть каких-то жестких рекомендаций. Можно посещать храм гораздо чаще, по желанию сердца, когда есть такая возможность. У кого-то бывает, что выходные дни выпадают не только на субботу и воскресенье. Поэтому если есть возможность посетить храм – это всегда будет польза для души.

– Как правильно молиться за усопших, поминать их? Человек пишет: «Заказывать молитвы об усопших». Как вообще эта процедура происходит, каково наше участие в этом?

– Мы должны знать, что личная молитва за усопших – это самое главное. Бывает такая ошибка, что человек пытается переложить эту ответственность на священника, на богослужение, а сам как бы отстраняется от этого. Это самое главное, чего нужно избегать. Все-таки если речь идет о ваших родных и близких, то надо самим совершать свою личную молитву. У нас есть поминовение о живых и усопших в утренних молитвах. Есть дни особого поминовения усопших, так называемые вселенские родительские субботы. В эти дни, конечно, хорошо бывать в храме, молиться со всей Церковью за Божественной литургией, за панихидой. Если человек только что преставился – заказывать сорокоуст.

– Похожий вопрос: «Мы молимся за своих близких, живых и усопших, мы знаем их, любим. Но иногда просят помолиться: помолитесь за меня, за такого-то, что-то случилось... Но мы же не знаем этих людей, не знаем, чем они живут. Человека убили при необъяснимых обстоятельствах. Есть мнение, что человек может быть в когтях у дьявола, и, молясь за такого человека к Господу, мы пытаемся вырвать его из когтей дьявола, вызывая огонь на себя. Так ли это?»

– Самое главное, не брать на себя какое-то особое молитвенное правило, чтобы не вызвать тот самый огонь.

– Это будет уже огонь не дьявола в этой ситуации?

– Это будет, наверное, тот момент, когда Господь может посрамить нашу особую дерзость. Например, если христианин решил вымолить кого-то, то это слишком дерзкое решение, и такой человек уязвим перед дьявольскими кознями. Поэтому все святые советуют нам, чтобы наша молитва прежде всего была смиренная; это самое главное.

– Часто приходит рассылка, и, например, получаешь сообщение: помолитесь об упокоении того-то... Как правильно в этой ситуации действовать? Многие батюшки советуют перекреститься и сказать: «Вечная память». Этого достаточно?

– Конечно, должна быть краткая молитва.

– Вздох.

– Да, вздох. Когда мы говорим о молитве за некрещеных, то это всем известная краткая молитва преподобного Льва Оптинского, в ней буквально одно предложение. То есть мы не дерзаем молиться о тех, кого не знаем, нам неизвестны суды Божии о человеке. Поэтому лучше помолиться кратко, со смиренным сердцем, чем взять на себя какое-то особое правило и возомнить, что мы можем этим правилом что-то изменить.

Вопрос телезрителя: «У меня есть племянница, и она уже больше года не выходит на связь. Я пишу сообщения в WhatsApp, знаю, что она их читает, звоню ей на работу, она кладет трубку. Она развелась с мужем и родителям тоже не звонит, не поддерживает связь. Я за нее молюсь, когда хожу в храм, заказываю о ней сорокоуст за здравие для вразумления. И думаю, может быть, мне съездить к ней на работу, но если я  обращусь к ее руководителю, то вдруг ее опозорю. Я волнуюсь, может, она попала в какую-то тяжелую ситуацию и  чего-то боится, поэтому не отвечает на наши звонки».

Когда есть большая любовь к человеку и хочешь помочь, а твоя помощь не нужна – что делать? Человек молится – достаточно ли этого?

– Во-первых, не нужно прекращать молитву, самое главное, чтобы руки не опускались. Во-вторых, по возможности, надо встретиться с человеком лично, а не ехать к нему на работу, как предлагается.

– В такой ситуации у человека возникает отчаяние. Чем еще можно помочь? Кроме молитвы, получается, ничего не остается – молимся, и все?

– Мы должны уважать свободную волю человека, понимать, что наши возможности не безграничны.

– Мы иногда друг другу говорим: «Мы за тебя помолимся, все у тебя будет хорошо». Разные ситуации бывают, в нашей среде это принято и понятно, и с благодарением воспринимаешь такие слова. А если человек просит за него не молиться? Что делать в этой ситуации покориться его воле? Как Вы думаете?

– Думаю, что нет, ведь человек может находиться в состоянии дьявольского помрачения, духовного пленения, поэтому он не понимает своего положения. На самом-то деле он нуждается в нашей молитве. Даже если на словах будет это отрицать.

– По своей гордыне.

– Да, иногда бывает, что истинное человеческое лицо прячется, и человек этими словами показывает свою внутреннюю неустроенность, а на самом деле все не так. Поэтому нужно молиться за такого человека.

– Очень много вопросов о том, как молиться. Например, когда пишешь записки о своих родных, знакомых, вдруг вспоминаешь одного человека. Он пришел тебе на ум, и ты пишешь его имя, хотя он не член твоей семьи, просто когда-то в жизни ты с ним пересекся. Можно ли говорить о том, что это некий сигнал, знак, что человек нуждается в молитве? Или тебе снятся родственники – как это можно объяснить?

– Если действительно ни с того ни с сего вспоминается человек, наверное, это не просто так. Я думаю, стоит написать его имя. Может быть, и ангел-хранитель, и Господь таким образом воздействуют на нас в те моменты, когда мы думаем о молитве.

– Я тоже так думаю.

Задают вопросы, почему с какой-то периодичностью снится умерший человек: мама, папа или какой-то друг. Тоже какой-то знак? Хотя снам мы особо не верим.

– Мы прекрасно знаем, что святые отцы призывают не доверять снам, чтобы не увлечься какими-то ложными идеями, которые могут быть заложены в эти сны. Но использовать сон как лишний повод, чтобы помолиться, – в этом ничего плохого нет. Развивать дальше какие-то мысли: «Что он мне сказал во сне, для чего он пришел?» – это уже от лукавого. А можно воспринять это просто как напоминание, чтобы лишний раз помолиться или, если давно не было литургического поминовения, подать записочку.

– Вот, например, есть человек, приходящий в храм не так часто, а ему говорят: «Напишите записку». Он пишет записку, кладет пожертвование, ему дают свечку. А дальше что? Ведь, получается, на этом его поход в храм закончился. Как правильно к этому относиться? Ты написал записку, священник помянул человека, а твоя роль какова? Какими словами в этот момент нужно помолиться, что делать мирянину, кроме того, чтобы написать в записке имя?

– У нас есть канун – место, где мы ставим свечи об упокоении. Очень многое, конечно, зависит от работника свечного ящика. Если он просто примет записку, скажет «Спаси Господи», примет пожертвование и на этом люди распрощаются – это, конечно, не самый лучший вариант. Хорошо, если бы человек был участливый и сказал: «Вы можете сами помолиться, поставив там свечу, вот здесь у нас за усопших молятся». Объяснить какие-то простые вещи, чтобы человек не чувствовал себя чужим, тем более что он не знает многих вещей, церковных правил.

Я уже сегодня говорил: личная молитва должна быть первостепенной. Человек должен понимать, что сначала идет его личная молитва, его инициатива, а дальше он уже прибегает к помощи Церкви и просит помолиться священника, подает за богослужением записку.

– Многое зависит, наверное, не только от работников свечного ящика, но и от простых бабушек, которых иногда у нас ругают и которые очень строго относятся к захожанам в наших храмах. Но я увидел случай, когда прихожане помогали. Видно было, что человек растерялся, ему говорят: «А ты вот сюда встань, здесь вот так надо».

– Да, к сожалению, у нас хорошо замечают такие случаи, когда происходит что-то неприятное, и из этого раздувают чрезмерные скандалы. А то, что кто-то помог, подсказал, – это оказывается в тени.

– Слава Богу, что и такие случаи бывают, просто о хорошем обычно никто не говорит.

Вопрос телезрителя: «У меня девять месяцев назад умер сын, и за это время он ни разу мне не приснился. Это плохо или хорошо?»

– Как уже было сказано, не стоит придавать особого значения снам, и не надо их воспринимать как главный способ обращения Бога к нам. Наше общение с усопшими родными продолжается в нашей личной молитве, потому что любовь к ближним сильнее смерти. И именно постоянная молитва и есть продолжение Вашего общения с Вашим безвременно почившим сыном. Поэтому творите личную молитву.

Есть разные варианты, как молиться за усопших. Существует традиция читать Псалтирь: либо по кафизме в день, либо 17-ю заупокойную кафизму, также есть канон за умершего. Есть так называемый акафист за единоумершего, но было осуждение богословской комиссии, что в нем много несоответствий православному учению, поэтому он не получил соответствующего грифа и не рекомендуется для домашней молитвы. А канон за умерших печатается во многих молитвословах или в сборниках молитв за усопших, есть специальные издания.

– Достаточно традиционного правила для чтения Псалтири?

– Чтение Псалтири у нас должно быть первостепенным.

– Мы говорим сегодня о каком-то дерзновении; можно взять на себя молитвенное правило. В этом случае необходимо ли брать у священника благословение или можно самостоятельно дома читать так, как можешь?

– Чтение Псалтири о своем самом близком, родном человеке, особенно после его смерти, в течение сорока дней – это первейший долг каждого христианина, поэтому тут специального благословения брать не нужно. Но если есть священник, к которому человек регулярно приходит на исповедь и поддерживает с ним общение, то, конечно, это не останется без его внимания.

–  Батюшка, замечали ли Вы когда-нибудь, что некоторые молитвы, которые часто повторяются (например, утренние и вечерние), со временем устаешь читать, заговариваешь их, и это уже не молитва, а действительно просто правило. Бывали у Вас такие ощущения?

–  Наверное, такой момент есть в жизни каждого христианина, потому что независимо от того, мирянин ты или священник, все мы призваны к молитве, молитва – это наше основное духовное делание. Мне вспоминается совет святого праведного Иоанна Кронштадтского: можно чередовать молитвы, один день читать четные из утреннего и вечернего правила, другой день нечетные, это способ борьбы с той оскоминой, которую человек невольно набивает, если строго исполняет молитвенное правило. Думаю, этим советом стоит воспользоваться.

– Может быть, взять правило Серафима Саровского?

– Правило Серафима Саровского мы рекомендуем читать, когда человек, возможно, опаздывает на работу, не может спокойно перед иконами прочитать хотя бы часть правила из молитвослова, он может по пути на работу читать те молитвы, которые каждый христианин знает наизусть: Символ веры, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». В таких случаях это правило бывает очень полезно.

– Значит, на ходу можно читать? Постоянно задают вопрос, можно ли молиться на ходу или стоя в электричке читать Евангелие?

–  Самое главное – не спеша. Потому что спешность рассеивает наше внимание, получается не сердечное обращение к Богу, а просто говорение, вычитывание молитвы – это нехорошо.

– Вопрос телезрителя: «Что такое литургия и что она дает душе человека?»

– Вопрос очень общий, попробую ответить коротко. Божественная литургия – главное богослужение Православной Церкви. По выражению святого праведного Иоанна Кронштадтского, это небо на земле. Можно сказать, что храмы прежде всего строятся для совершения в них Божественной литургии. Многие приходят в храм, чтобы уединенно помолиться в середине дня, поставить свечу, вздохнуть, на коленочках перед каким-то образом постоять, но даже не задумываются над тем, что главное предназначение храма – это принесение Бескровной Жертвы. Божественная литургия есть исполнение заповеди Спасителя, Который на Тайной Вечере накануне Своего распятия сказал: творите таинство Тела и Крови в Мое воспоминание до Моего Второго Пришествия. Божественная литургия – это главная служба, которая нас соединяет с Богом. В момент, когда Дух Святой сходит на предлежащие на престоле хлеб и вино, они становятся Телом и Кровью Спасителя. Спаситель вновь и вновь за Божественной литургией является Своим верным чадам, поэтому службы выше и священнее, чем Божественная литургия, нет.

– Есть ряд моментов, которые миряне могут совершать дома. Например, окропить святой водой под пение тропаря свое жилище. Что еще? Литию совершить можно?

– Конечно, есть текст литии, читаемый мирянами, сейчас он печатается во многих молитвословах. Мирянин может дома или на кладбище мирским чином совершить литию за усопшего, прочитать или пропеть песнопения. Практически это те же самые песнопения литии, только без ектении, которые дьякон произносит, без молитвы, которую произносит священник в конце ектении, без отпуста, который тоже произносит священник. Вместо отпуста говорят: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Общая структура заупокойной литии сохраняется.

– Вопрос: «Можно ли использовать нецерковные свечи для домашней молитвы, насколько это важно?»

– Никаких строгих правил тут нет, но если это будет свеча, которую человек приобрел в церкви, она будет ему напоминать о том, что она была на святом месте, пропиталась духом намоленного места, поэтому лучше, если свеча будет из храма, чем просто купленная в магазине. Жестких правил нет, но свеча из храма, мне кажется, будет просто лучше настраивать человека на молитву.

– А внешний вид? Обязательно ли женщине покрывать голову?

– На этот счет ведется много дискуссий. Апостол Павел, когда пишет об этом в Первом послании к Коринфянам, говорит о замужних женщинах, поэтому некоторые священники, которые пытаются подойти к этому вопросу с исторической стороны, говорят: зачем девочкам и незамужним девушкам надевать платок? Но есть такой контраргумент, что мы таким образом готовим их к будущей семейной роли, чтобы девушка ощущала себя будущей супругой, будущей мамой. Поэтому это вопрос традиции, которая укоренилась, уже стала плотью и кровью нашей Русской Православной Церкви. Какой смысл это оспаривать, что в этом плохого, когда платочек? Многие женщины стараются подобрать платок под цвет облачения. На Троицу в зеленом придут, на Богородичные праздники в голубом, замечательно же…

– «Некрещеный человек может молиться Богу? Читать утреннее и вечернее правило?»

– Когда я провожу огласительные беседы с теми, кто готовится принять крещение, тоже очень часто задают такой вопрос. Можете. Господь слышит всякого человека, кто к Нему обращается, и радуется всякому, кто ищет Его, поэтому все начинается с молитвы. Как можно подойти к крещению, предварительно не обращаясь к Богу? Личная молитва есть первый шаг к Богу, приближение человека к Богу, без нее никак, мне кажется.

– Даже атеисты в сложные моменты своей жизни, на войне, вспоминали о Боге. Неужели Бог не принимал их молитвы? Наверно, принимал, если это было искренне?

 Вспоминаются слова апостола Павла, который в одном из посланий пишет: «Нужно, чтобы всякий приходящий к Богу веровал, что Он есть и что ищущим Его воздает». Вот это  обращение к Богу в молитве, свое первое обращение, и есть искание Бога сердцем. Пусть человек еще не знает православных молитв, но он уже от души, от сердца обращается к Нему: «Господи, откройся мне». Это первый шаг, а дальше уже он постепенно будет все изучать и подойдет к моменту крещения.

– А важны слова, с какими обращаешься к Богу, или это не так важно? Я, например, знаю много молитв, но даже многие знакомые священники молятся как-то по-своему. Насколько важно молиться уже установленными молитвословиями или это дело каждого?

– Наверное, самым правильным было бы сочетание и своей личной молитвы от души, от сердца, своими словами, и молитв из молитвослова, потому что он содержит образцы молитв, составленных самыми святыми, самыми духовно опытными людьми нашей Церкви. Поэтому молитвослов – по сути, это учебник молитвы. Как мы будем учиться молитве без учебника? Наверное, это будет неправильно.

И, конечно, не нужно бояться молиться Богу без молитвослова, своими словами. Некоторые говорят: «Ой, батюшка, я без молитвослова не молюсь. Мало ли что? Может быть, я что-то не то скажу». Нам все-таки нужно обязательно выстраивать свои личные отношения с Богом.

– Личные отношения с Богом – это очень интересная тема. С одной стороны, ты сам как-то выстраиваешь отношения с Богом, а потом приходишь на исповедь, тебе что-то могут сказать, а ты можешь этого не понять. Потом начинаешь читать святых отцов, и оказывается, что вообще все не так. Как же правильно выстраивать свои личные отношения с Богом?

– Конечно, это тернистый путь – выстраивание отношений с Богом, путь ошибок, может быть, каких-то заблуждений. Главный спутник нашей духовной жизни – смирение, то есть понимание того, что мы нищие духом, что сами мы ничего не знаем, ничего не умеем, и мы просим Бога открыть нам все, наставить нас. Мне нравятся слова из Шестопсалмия: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.

Если человек действительно предает свою душу Богу, то, конечно, Господь поддержит такое его сердечное стремление. Если он хочет познать Божию волю, то Господь пошлет священника, который что-то ему подскажет, ответит на его вопросы, даст ему книгу, в которой он тоже найдет ответы на свои вопросы, и все для него сложится как бы в единый пазл.

– Вопрос: «Когда юноша назвал Иисуса благим, Господь сказал: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Благословение может дать только тот, кто сам благ. Но когда ты обращаешься за благословением к священнику, тот сразу же отсылает тебя к Богу. К чему эта игра?»

– Священник благословляет человека не своим авторитетом, не своей личной властью, не своими достижениями и духовными талантами, а именем Господним. Десница священника – это десница Божия, Сам Господь действует через священника.

Что же касается упомянутой цитаты, почему Господь как бы пресек обращение к Нему этого молодого человека, я думаю, что этим Господь посрамил его лицемерие. Этот юноша обратился к Нему не как к Сыну Божию, не как к Богу, пришедшему во плоти, а как к простому человеку. Если он не видел в Господе Сына Божия, он не должен был называть Его благим.

Получается, что это было каким-то заискиванием перед Господом, и Господь таким образом посрамил его лукавство. Но это не значит, что этим Христос отрицает Свою Божественную природу. Он просто дал понять этому юноше, что тот, называя Его благим, не был искренним, он не считал, что Христос – Бог. 

– Батюшка, когда Вы здороваетесь за руку со светскими людьми, Вы же не говорите им: «Проси у меня благословение». Получается, что просьба о благословении – это добровольная просьба. Люди определенным образом складывают руки, и Вы понимаете, что у Вас испрашивают благословения.

– Должен сказать, что священники по-разному относятся к благословению. Некоторые священники благословляют направо и налево, они действительно как бы здороваются с людьми. А некоторые священники благословляют настолько трепетно, неспешно, торжественно, даже величественно, что, я бы сказал, судя по всему, они придают этому особое значение. Я думаю, что такое отношение к этому характеризует священников с очень хорошей стороны.

– А какие слова или, может быть, молитвы произносятся при этом?

– Священник обычно говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Он благословляет именем Господним. Посмотрите открытки, подписанные святым праведным Иоанном Кронштадтским, которого я сегодня неоднократно упоминал. Он пишет: «Благословляю тебя именем Господним».

– Вопрос: «Я читаю утренние молитвы стоя, а Евангелие сидя. Считается ли это грехом?»

Вы сегодня говорили, что главное – читать молитвы не спеша, вдумчиво.

– В идеале хорошо бы молиться стоя, это самая благоговейная поза. Или же, если читаются покаянные молитвы или молитвы во время Великого поста, хорошо бы их читать, стоя на коленях. Но здесь надо смотреть на физическое состояние молящегося человека.

Мы знаем, как болел преподобный Амвросий Оптинский, он очень много лежал. Конечно, лежа на своем одре, он молился с сокрушением сердца. Может быть, он тоже ощущал, что неправильно молиться лежа, но по-другому он не мог. Уж лучше немощному человеку помолиться сидя, а не стоя, когда у него будет кружиться голова и он от немощи, от боли может потерять сознание. Святитель Филарет Московский изрек фразу, которая стала афоризмом: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах».

– «Очень хочу в первый раз исповедоваться, но не знаю никаких правил об этом. С чего мне начать? Какой должна быть последовательность в шагах к исповеди?»

– Если совсем взрослый человек намеревается приступить к таинству Исповеди в первый раз в жизни, то, конечно, ему надо подготовиться, собраться с мыслями. В каждом храме, в каждой церковной лавке продается брошюрка «В помощь кающимся», составителем которой является святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. В ней буквально на двадцати страничках перечислены самые типичные для каждого человека грехи. Они сгруппированы по десяти заповедям, по семи смертным грехам и по семи добродетелям и довольно хорошо структурированы. Судя по отзывам, которые я получаю, эта брошюрка многим помогла подготовиться к первой исповеди.

Понятно, что это волнительный момент, поэтому стоит без стеснения записать на бумагу свои грехи, ведь исповедоваться нужно практически за всю жизнь. Не надо переживать, что какие-то грехи останутся неупомянутыми. На второй, на третьей исповеди вы будете вспоминать еще какие-то грехи, возможно, из вашей юности, и Господь будет помогать вам вспоминать и открывать их. Поэтому не нужно пытаться объять необъятное – на этой первой исповеди сказать все. Начинать распутывать этот гордиев узел нужно с самых ключевых, самых главных грехов, которые тяжестью, камнем лежат на душе.

– Как Вы считаете, может быть, стоило бы побеседовать со священником перед исповедью?

– Конечно. Иногда бывает так, что в Великую Субботу накануне пасхального богослужения мы, священники, уже, можно сказать, измотанные интенсивными богослужениями Страстной седмицы, видим, как перед ночной службой выстраивается огромная очередь из людей, которые первый раз за год, а может быть, и за всю свою жизнь пришли в храм и хотят поговорить. Разумеется, они не могут исповедоваться коротко, потому что у них целый багаж каких-то грехов, вопросов, может быть, душевной боли...

Поэтому, пользуясь возможностью телеэфира, обращаясь к невоцерковленным людям, которые сейчас нас смотрят и еще только думают о своей первой исповеди, я хочу попросить вас вот о чем. Постарайтесь выбрать какой-то если и не будний, то субботний или непраздничный день, чтобы священник был не очень занят и смог уделить вам время, поговорить с вами, ответить на ваши вопросы. Это намного лучше, чем если вы будете сумбурно, наспех о чем-то говорить, священник будет нервничать, торопиться и не сможет сказать вам то, что хотел бы сказать, и вы будете не очень довольны тем, как все прошло.

– Еще обидятся на что-нибудь.

– Не дай Бог. Мы сейчас все такие обидчивые.

– А когда в повседневной жизни мы совершаем какие-то оплошности и, понимая, что поступили плохо, обращаемся к Богу своими словами (например, с такой молитвой: «Господи, прости меня, грешного», – то есть мы осознанно понимаем, за что просим прощения), считается ли это покаянием? Или нужно обязательно идти на исповедь? Люди часто задают такие вопросы: «Зачем об этом говорить священнику? Мы с Богом обо всем договоримся. Он все знает. Я покаюсь, и все будет в порядке». Почему так важно это свидетельство священника?

– Конечно, покаяние не тождественно в полной мере называнию грехов на исповеди. Покаяние – это молитвенное делание, которое человек совершает во всякое время, всякий момент своей жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендует, как только нас кольнула совесть, как только мы осознали, что сделали что-то не так, тут же, по горячим следам, каяться Богу. Таким образом мы как бы будем уничтожать зародыш греха на корню, а это очень важно.

На исповедь мы выносим какие-то серьезные грехи, а за что-то сиюминутное, за какой-то помысел, желание, осуждение, которое проскользнуло в мыслях, мы тут же каемся перед Богом. И это правильно, когда человек вырабатывает привычку всматриваться в себя и видеть грех, и, как только он совершился, тут же приносить покаяние. А на исповеди мы называем грехи, которые совершили делом или словом. Откровение помыслов – это уже область монашеская. Именно в монастырях монахи исповедуются в каких-то тонких моментах – в своих мыслях, желаниях.

– Это уже более высокий уровень.

– Да, это уже другой уровень. А для мирянина очень важно каяться перед Богом в тот самый момент, когда к нему пришла какая-то неправильная мысль, чтобы блюсти в чистоте свою душу, мысли, чувства, желания.

– Вопрос: «Может ли Господь простить неназванные грехи?»

То есть, получается, речь идет о грехах, которые осознанно не назвали на исповеди.

– Здесь ключевой момент – насколько умышленно они утаены.

– Я полагаю, что умышленно.

– Если человек на исповеди умышленно утаил какие-то грехи, то вся его исповедь как бы недействительна.

– То есть нужно исповедоваться в том, что ты назвал не все грехи, а затем уже в самих грехах?

– Да.

– Но это сложный момент, особенно для мирских людей. Ведь батюшка – это незнакомый человек, возможно, молодой, и порой сложно перебороть себя. Или, может быть, Господь видит эти проблемы и прощает?

– Вот поэтому хорошо, когда человек готовится к исповеди, когда он старается рассуждать, что есть исповедь, кто есть священник и какова его роль. Важно понять, что священник – не судья.

– Может быть, лучше не идти на исповедь, если не знаешь, что нужно говорить?

– Как правило, такие мысли возникают от непонимания того, что происходит на исповеди и какую роль играет священник. Священник действительно не судья, он только свидетель покаяния, твой сомолитвенник во время таинства Исповеди, а исповедь принимает Сам Христос. Священник только молится за кающегося, он дает ему какие-то советы, чтобы снова не наступать на те же грабли.

Если же воспринимать священника как строгого судью, то к нему, конечно же, не захочется идти, и душа может закрыться. Поэтому хорошо бы, чтобы человек сначала почитал о таинстве Исповеди, что такое исповедь и что в этот момент происходит.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать