Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич

8 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает исполняющий обязанности проректора по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, клирик храма во имя святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

– Сегодня день памяти мученика Иоанна Попова, который примерно 100 лет назад был профессором Московской духовной академии, богословом и преподавателем. Скажите несколько слов об этом человеке, который когда-то преподавал, а теперь прославлен в лике святых как пострадавший за веру.

– Это замечательный пример для всех преподавателей и учеников Московской духовной академии, для всех, для кого она является альма-матер, тем учебным заведением, где мы все питаемся духовно. Мученик Иоанн Попов удивляет своей грамотностью, образованностью. Вспоминаются слова священномученика Илариона (Троицкого). Когда он пребывал в концлагере, вокруг него была группа богословов, очень грамотных людей. И там он говорил, характеризуя масштаб ума мученика Иоанна: «Если собрать нас всех вместе, то наши знания будут очень малы по сравнению с теми знаниями, которые есть у священномученика Иоанна Попова».

Это человек удивительного духа, он глубоко постигал богословскую науку, имел глубочайший интерес к богословскому знанию. Именно это в значительной степени выделяет его. Часто мы остаемся не столь воодушевлены и вдохновлены богословской наукой. Мученик Иоанн – это пример глубочайшей жажды познаний о Боге, познания Бога. Удивительно, что, будучи таким грамотным, образованным человеком, высочайшим умом своей эпохи, он сохранил преданность Церкви.

Интересно, что до революции мученика Иоанна обвиняли в либеральных взглядах. Когда он был редактором «Богословского вестника», некоторые ревнители православия выступали против него как приспешника либеральной партии. Но когда пришла революция, когда наступили годы советского лихолетья для Церкви, священномученик Иоанн проявил глубочайшую преданность Православной Церкви и ее учению. Он претерпел огромное количество ссылок, различных мучений, скорбей. Сейчас нам нелегко представить тот груз, который понес Иоанн Попов, чтобы, будучи профессором, образованным человеком, претерпеть такие скорби и мучения, когда от легкой и благополучной жизни тебя отделяет одно-два слова: предать Христа, предать Церковь, отказаться от академии.

Есть и обратные примеры. Ведь были люди, которые распорядились своей жизнью совершенно иначе. До семинарии я обучался в светском университете, и со мной на курсе был один студент, мы с ним как-то разговорились о вере, и он сказал, что его дедушка был преподавателем латинского языка в Московской духовной академии. И когда пришла революция, тот с легкостью отрекся от Христа, оставил академию, перебрался в Нижний Новгород и там устроился в Нижегородский государственный университет. Там он преподавал латынь, благополучно проводя свою жизнь в таком почетном звании. Его дети, во всяком случае, с кем я столкнулся, являли пример убежденных атеистов, отрицания Бога и Церкви. Это не случайно. Вряд ли в родстве человека, который принял для себя такое решение, могут родиться верующие люди, которые будут молиться и обращаться к Богу.

Иоанн Попов показал абсолютно иной путь. На таком контрасте будет более понятен его подвиг. Он тоже мог куда-то примкнуть, он был профессором МГУ. Он мог отказаться от академии и остаться преподавать в МГУ на кафедре философии. Но он выбирает христианский путь, выбирает жизнь с Богом, жизнь по вере, пусть и в лагерях. Это блестящий пример новомученичества, исповедничества в новое время.

Его кончина, которая приходится на 1937 год, прекрасный пример для всех профессоров, преподавателей, студентов Московской духовной академии. Сегодня определенного рода праздник. Праздник, потому что день памяти святого – это день его вхождения в сонм святых, день его победы над всей скорбной юдолью этой жизни, победа над всеми трудностями, испытаниями, искушениями. Человек идет через свою жизнь, преодолевая искушения каждую секунду, каждый день. Это подвиг. И наконец наступает день, когда Господь говорит: твои труды приняты, войди в радость Господа твоего.

– Вопрос телезрительницы Елены: «Может ли быть крестным человек, крещенный в старообрядческом храме?»

– Воспитание в православном духе предполагает, что крестный должен быть сам членом Православной Церкви. Это вполне естественная и понятная норма Православной Церкви. Нужно уточнить, каким образом крещен этот человек, в какой старообрядческой Церкви. Есть единоверческие приходы старообрядцев, где совершаются старые обряды, но тем не менее приход признает священную иерархию Православной Церкви и поминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Если человек крещен в таком приходе, то он такой же православный, как и мы с вами. И он ничем не отличается от прочих людей, которые могли бы стать крестными.

Если это старообрядческая Церковь, которая противопоставляет себя Православной Церкви и не находится в единстве общения, единстве молитвы, Евхаристии с ней, то невозможно видеть такого человека в качестве полноценного крестного. Этот человек должен принять православие; если это не беспоповец, то через исповедь и покаяние, а если беспоповец, то совершается миропомазание. Старообрядцы вроде все исповедуют Святую Троицу, унитариев там нет. Через миропомазание и покаяние этот человек может войти в Православную Церковь и тогда уже стать крестным. Если человек не хочет отказаться от старообрядчества, то ему возбраняется быть крестным.

– То есть это в основном вопрос юрисдикции?

– Старообрядцы – это часть Православной Церкви, которая откололась от единства православного мира. Тут речь не о юрисдикциях, а о Церквах, тут более глубокая яма. Именно поэтому человек, находящийся в другой Церкви, не может стать крестным у православного человека.

– Мученик Иоанн Попов является для нас примером новомученика-мирянина. Скажите несколько слов о новомученичестве среди мирян.

– Это огромное число подвижников, людей благочестивых, боголюбивых, тружеников. Очень трудно отделить подвиг мирян от подвига духовенства. В годы лихолетья, с 1917 года и далее, есть ряд таких биографий, таких агиографий, когда человек, живущий нормальной, более-менее заурядной жизнью мирянина, имея глубочайшую веру во Христа, принимает священный сан в период таких гонений. Сам по себе этот выход на ниву пастырского служения Церкви в этот период уже возводит этого человека в ранг исповедника. А потом этот человек принимает мученичество. Таким образом, мы видим большое количество людей, которые, приняв сан в эпоху гонений, из мирян стали священниками. Но мучениками-исповедниками они стали, еще будучи мирянами.

Есть большое количество новомучеников, не облеченных в священный сан. Трудно сказать, чей подвиг больше. Стоит признать, что для советской власти получить отказ от веры и соблазнить священнослужителя было более вожделенно. Известны случаи, когда священники отказывались от веры и потом активно сотрудничали с антихристианской советской властью. Они выступали на публичных собраниях, говорили о том, как они отказались от веры,  как замечательно теперь живут. В этом смысле священнослужителей испытывали и искушали чуть-чуть больше, чем обычных мирян, но тем не менее подвиг мирянина имеет особое значение.

Священник получает доступ к тайнам Божиим, совершает священное таинство, присутствует при Божественной литургии. Часто священник становится свидетелем тех или иных чудес, которые Господь совершает. Это гораздо чаще через священника происходит. Священнослужитель более утвержден в вере и благодати, в Церкви. Мирянин может не иметь такого опыта благодати, который дается священнику по дару священства. В этом смысле подвиг мирянина в чем-то более тяжелый. Святой мученик Иоанн являет нам замечательный пример того, что и не будучи священником или епископом, можно послужить Церкви в высшей степени, в чине мучеников.

– Апостол Петр писал: кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла, и уста свои от лукавых речей. В жизни новомучеников это должно было воплотиться самым прямым образом: они и слова подбирали, и хотели видеть хорошую жизнь. Почему у них получилось все ровно наоборот?

– Новомученики обрели самую благую жизнь, обрели те благие дни, которые превышают само представление наше о благе, чего ухо не слышало и глаз не видел. Они получили Царство Небесное. Они сознательно обменяли сокровища земные на сокровища небесные. Эти слова апостола Петра – цитата из Ветхого Завета в контексте земного процветания здесь, на земле. Человек должен быть добрым, благочестивым и правильным для того, чтобы жить счастливо и радостно. В общем-то, это работает.

Но Новый Завет предлагает человеку другую перспективу. Он предлагает не только на земле временно пожить хорошо и радостно, он дает человеку возможность вместе с Богом, со Христом в Его Царствии наслаждаться вечным блаженством. Христианину предлагается избрать для себя земное царство или Царство Небесное. Христос нам показал путь Небесного Царства. И новомученики вслед за Ним избирали именно это Царство, сознательно шли на скорби и претерпевание тех или иных трудностей, несмотря на то, что могли бы  на земле царствовать, могли бы здесь получать блага за свои добрые дела и слова. Они выбрали лучшую часть, которая не отнимется у них.

– Вопрос телезрительницы: «Вы рассказали две очень замечательные истории: про сокурсника и его дедушку, про Иоанна Попова. Один отказался от веры, другой боролся до конца. Так же, как в первые века Иуда и Петр. Ученики тоже сомневались. Святые отцы и на канале батюшки говорят, что сильную веру дает только Господь. Как же ее вымолить? Может, Бог не рад, что другой стал атеистом? Что нам, немощным, делать? Хочется жить правильно, но не получается. Сильную веру дает только Господь?»

– Мы спасаемся по благодати. По благодати мы получаем дары от Бога, но человек может соделать себя более достойным принятия того или иного дара или менее достойным. И об этом Христос прямо говорит в Священном Писании. Он говорит эти слова по отношению к фарисеям, но мы можем их так или иначе использовать для своего блага. Христос говорит: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? То есть хотите прежде всего прославляться на земле, для вас главная ценность тщеславие, то есть тщетная слава, которую на земле дают друг другу люди. Христос показывает, что вера противоположна тщеславию.

Если хотите, чтобы Господь умножил дар веры, необходимо прежде всего искать именно Его славы, именно от Него искать похвал, искать от Бога почести и благодать. Если свою жизнь положите на это, если постараетесь в каждом своем деле взыскать благодать от Бога и в молитвах, и в посту, и в трудах, и в поступках каждый раз будете искать волю Божию, то Господь воздаст этой милостью и укрепит веру во всех отношениях.

Мы разделяем веру на несколько аспектов: доверие, верность, уверенность. Мы соглашаемся с тем, во что верует Церковь, и думаем, что это и есть вера. Но этого недостаточно. Иногда мы начинаем доверять Богу, полагаемся на Него и ждем от Него помощи. В некоторых ситуациях Господь дает нам совершенно особый опыт, когда мы понимаем, что никто и ничто не поможет нам, только Сам Бог. И Бог помогает. Этот драгоценный опыт, эти обстоятельства, минуты жизни, когда Бог вмешался и помог, нужно хранить в своем сердце. Благодаря этому наша вера будет укрепляться. Как Божья Матерь сохраняла все слова, которые слышала от Христа, так и нам в своем сердце нужно сохранять те глаголы Божии, которые мы слышим от Бога. Господь каждому из нас в нашей жизни дает тот или иной глагол, то есть некое действие, явление Божественного Промысла, Божественной силы. Если человек присматривается к этим обстоятельствам своей жизни, то может разглядеть Божественную милость о себе и укрепиться в вере.

– Вы имеете в виду некую встречу с Богом в своей жизни? Не у всех такое бывает. Иногда человек рос всю жизнь атеистом, а потом переменил свои взгляды. А бывает, что человек всегда в Церкви, но не ощущает ничего.

– Я имею в виду прежде всего осознанное переживание, ощущение Божественного действия на себе. Господь действует во всем этом мире и во всех предметах этого мира. Все в этом мире испытывают на себе Промысл Божий. Человек тем отличается от неразумных тварей, что способен не только испытывать на себе всемогущество Божие, но и переживать это, ощущать. Это особенный дар, который мы имеем благодаря Духу Божию. Мы имеем способность так или иначе чувствовать Творца, общаться с Ним.

Такие моменты, когда человек испытывает на себе Божественную благодать, нужно сохранять в своем сердце, беречь этот таинственный духовный опыт. Именно из опыта общения человека с Духом Божиим и складывается духовная жизнь. Этот духовный опыт должен так или иначе развиваться в человеке с каждым днем, с каждой его молитвой, с каждым его действием. Это крайне важно в духовной жизни.

Иоанн Попов прочитал огромное количество книг, написал великолепное собрание трудов по истории Церкви, патристике, богословию. Он был человеком великой грамотности. Но именно его мученичество, исповедничество, его следование за Христом раскрывают в нем не только человека пишущего и грамотного, но и человека, имеющего колоссальный духовный опыт, опыт переживания Бога в своей жизни. Когда человек чувствует Бога, встречается с Ним, то не может не влюбиться в Него.

Можно иногда пройти мимо человека, отнестись к нему с неким пренебрежением, потому что ты не узнал этого человека или он открылся тебе не с той стороны, но невозможно встретиться с Богом по-настоящему и не влюбиться в Него. А когда человек влюбляется в Бога, то общение с Творцом становится для него естественной потребностью и ежедневной необходимостью. Если вдруг человеку предлагают какие-то блага этого мира, вкусную пищу, красивые одежды за отказ от Бога, такой человек не сможет этого сделать. Он понимает, что быть с Богом гораздо радостнее и ценнее, чем иметь ту или иную пищу, одежду, уважение, почтение и так далее.

Именно сладость общения с Богом и дает человеку настоящую веру. Эта сладость делает человека духовным, носителем духовной жизни. Эти состояния нужно возгревать в своем сердце. Это делается при помощи молитвы, призыва Духа Божия в сердце человека, при помощи постов, покаяния, чтобы сердце человека очистилось и Дух Божий мог войти в сердце человека и обитать в нем. Из таких минут, из таких ежедневных маленьких подвигов в каком-то смысле ежедневного мученичества складывается настоящее и большое мученичество.

Телезрительница обратила внимание на параллель новомучеников и древних мучеников. Вспоминается такой пример о древних мучениках, когда были два брата во Христе и они пребывали в ссоре. Одного из этих двух братьев во Христе схватили мучители и вели на казнь. Он крепко держался, отказывался поклоняться идолам, исповедовал твердую веру во Христа. Но вдруг по дороге встретил второго брата, с которым был в ссоре. Тот, увидев своего знакомого, которого вели на мучения, подошел к нему и выразил ему величайшее почтение: «Брат, я не знал тебя с этой стороны, я по-другому о тебе думал. Ты, оказывается, такой замечательный христианин. Прости меня за все». И человек, который шел на мученичество, не смог оставить обиды и так разозлился на своего собрата, что даже отказался от мученичества, отрекся от Христа, подходя к месту своего мучения.

Обида и злоба, что мы каждый день допускаем в свое сердце, являются маленьким отказом от Христа. Человек по своему духовному пути может идти либо в сторону ко Христу, либо в сторону от Христа. Если человек каждый день делает выбор ради Бога и претерпевает какие-то малые неудобства, малые скорби, трудности, он приобретает в своем сердце опыт общения с Богом, укрепляет свою веру. Курочка по зернышку клюет. Собирая Божественную благодать в своем сердце, человек имеет силы в нужный момент в особой ситуации претерпеть те или иные искушения. А если человек каждый день дает себе слабину и в малых вещах не бывает верен Богу, то трудно ожидать от него подвига.

– Можно ли сказать, что язык и речь каким-то образом программируют нашу жизнь? Если следишь за своим языком и общаешься хорошо, приведет ли это к тому, что дни твои будут добрыми?

– Слова, которые говорит человек, не то чтобы программируют, но являются частью его деяний.  И в этом смысле они оцениваются Богом как действия этого человека, поэтому влияют на его взаимоотношения с Богом. А это самый главный, определяющий фактор: жизнь человека складывается из его взаимоотношений с Богом. Как открывается сердце человека Богу? Как он призывает милость Божию в свое сердце? Из этого складывается то, что является нашей жизнью, наполняет ее.

Слова – это тоже одно из деяний. Язык и речь – следствие нашей внутренней духовной жизни, то, что проявляет вовне происходящее внутри человека. И если в человеке внутренне что-то происходит, а он молчит, например, то бывает так: внутренние мысли, состояния как бы перегорают, человек перебарывает их и отказывается от этих мыслей. Если же человек, имея в себе какое-то состояние, легко выплескивает его, это свидетельствует о том, что он соглашается с ним, принимает его.

В наше время распространен принцип (против которого я стараюсь выступать), что нужно выплескивать злобу. Мы часто иногда слышим: если в тебе копится негатив, выплесни его на близких, родных, знакомых. Но это некий навык, который человек тренирует в себе. Если он злобу выплескивает, то будет это делать вновь и вновь, иметь в этом потребность и некую зависимость от того, чтобы так эмоционально выражать свои чувства и состояния.

Может быть, нужно корректировать восприятие окружающей действительности, чтобы твои чувства не провоцировали в тебе злобу? Если я вижу человека, который так себя ведет, я должен, во-первых, оценить, могу ли я как-то помочь ему, сделать что-то доброе для него. Если я могу помочь ему делом, словом, то, наверное,  должен это сделать. Если же не могу помочь ни словом, ни делом, то, по крайней мере, могу помолиться за этого человека. В любом случае злоба, раздражение, ярость, ненависть и дурные слова никак не помогут в этой ситуации.

– Вопрос телезрительницы: «Прошу объяснить, как мне называть в поминальной молитве мужа, с которым мы были в разводе?»

– Просто молиться как за усопшего человека. Какие молитвы совершать или какое слово перед именем написать? Можете и без этого добавочного слова поминать.

Если говорить о самой молитве, о том, что сделать хорошего в память о душе усопшего человека, то в Православной Церкви есть традиция чтения Псалтири по усопшему. Но если человек, который хочет помянуть своего близкого, никогда в жизни не читал Евангелие (или делал это очень редко), то я всегда предлагаю ему в память о своем близком читать Евангелие. Либо по одной главе в день, либо за сорок дней одного или двух евангелистов со вниманием. Предварите это чтение молитвой об усопшем хоть своими словами. В Интернете есть молитвы перед чтением Евангелия, где вставляются поминовения тех или иных людей, о которых читается Евангелие. Можете эти молитвы переписать или своими словами обратиться к Господу: «Господи, помяни этого человека, в память о котором я сейчас буду читать Евангелие, и меня просвети светом мудрости, чтобы я стал лучше». Это очень важный аспект учения Православной Церкви.

Сегодня утром за литургией в храме читался отрывок из Евангелия, в котором Господь обращается к саддукеям. Они не верят в воскресение, думают, что человек закончил свою жизнь – и все, там пустота или какая-то неподвижность. Но ведь если человек закончил свою жизнь, мир не закончил свое существование. В этом мире продолжают пребывать результаты его труда и его жизни: живы его дети, внуки, родные и близкие. Какое-то дело, которое он начал, продолжает жить и вызывать в этом мире добро, проповедовать слово Божие либо, наоборот, провоцировать зло.

И в метафизическом смысле (что душа человека продолжает существование после смерти), и в том смысле, что мы не должны принципиально различать наше отношение к человеку в зависимости от того, где он находится (до грани смерти или после нее), Христос говорит, что Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых. И таким образом Он причисляет ко всем людям, которые Его окружают, Авраама, Исаака и Иакова. Это важнейший принцип жизни и молитвы Православной Церкви: мы веруем, что у Бога все живы. А раз этот человек жив, значит, имеет в себе жизнь, движение, ту или иную способность к изменению или развитию. Как это происходит – мы не можем дать ответ. Но мы видим, что Бог именует почивших людей живыми, поскольку Он есть Бог живых.

В этой связи Православная Церковь дерзновенно молится Христу. Она не совершает какие-то ритуальные действия, заклинательные обряды над телом усопшего человека, а обращается к Всемогущему Христу, Который победил смерть и способен дать усопшему человеку Свою милость и утешить его даже за гранью смерти. Поэтому мы дерзновенно обращаемся к Богу и просим об усопшем человеке, чтобы Господь помиловал его, даровал ему утешение и прощение грехов.

– Вопрос телезрительницы: «Полезно ли часто исповедоваться?»

– А что Вы имеете в виду под словом «часто»? В древности монахи исповедовались два раза в день, утром и вечером, не чаще. Так что выбирайте себе такой график. Но если священник Вас благословляет исповедоваться реже, делайте это реже. Во всяком случае, я думаю, что исповедоваться десять раз на одной службе вредно человеку в том смысле, что он как бы не доверяет Богу. Исповедовал сейчас какой-то список грехов, а через пять минут думает: «Надо же, а у меня еще шевельнулась мысль, пойду еще "заглажу утюжком", чтоб ни одной складочки не осталось». Поутюжил, отошел – и через десять минут опять вспомнилась какая-то складочка. В конце концов человек за этой суетой теряет самое главное – сознание того, что целью исповеди является не грех, а единство со Христом, чтобы быть рядом с Ним. Если Бог с нами, то кто против нас? Ни дьявол, ни враги – ничто не имеет значения, если Бог со мной и я стараюсь всеми средствами стяжать Его милость.

Если говорить о нашей обычной мирской жизни, то мне кажется вполне разумным, если человек старается исповедоваться раз в неделю или раз в две недели. Причащаться разумно примерно раз в две недели вне поста, а во время поста – раз в неделю. Мне кажется, это самое оптимальное. А исповедоваться можно чаще – раз в неделю. Человек трудится неделю, и в течение этого времени возникают какие-то соблазны, искушения, он как бы анализирует свои состояния и потом приносит на исповедь. Кроме того, очень полезно иметь блокнот и в нем сразу же записывать все, если сделал что-то плохое.

Я вспоминаю рассказ одного знакомого. Как-то было такое, что он совершил грех, на кого-то сорвался, раздражился. Вроде бы извинился, попросил прощения, но тяжелый осадок на душе остался, грустно было. И думает: запишу, чтоб не забыть. И только записал, как сразу же почувствовал успокоение совести. Мгновенно. Потому что Бог вне времени. Получается, что человек твердо положил в своем сердце исповедовать этот грех и сделал все, чтобы не забыть об этом. И его исповедь оказалась как бы уже совершенной, потому что он действительно покаялся в этом грехе и получил прощение в нем. Это удивительное свойство покаяния, когда человек искренне желает раскаяться пред Богом и имеет добрые намерения приступить к таинству Исповеди.

Поэтому, думаю, тут нужно доверять Богу. Если вдруг случается какое-то искушение, то надо это записывать, а потом, уже перед самой исповедью, из черновика переписывать в чистовик. Если какие-то грехи совершались периодически, надо часто их исповедовать. А если вдруг какой-то момент из духовной жизни особо тревожит, то его, может быть, как-то более подробно раскрыть перед духовником и попросить его молитв и совета в том, как бороться с этим искушением.

– Что Вы имели в виду, сказав про исповедь два раза в день?

– Утром и вечером. Во-первых, у нас есть исповедание грехов в утренних и вечерних молитвах как минимум. Как максимум, если я служу утром и вечером, то стараюсь исповедоваться перед причастием и вечером; перед тем как идти на исповедь к прихожанам, исповедовать свои грехи перед настоятелем или собратьями, священниками нашего храма.

– В завершение программы прошу кратко подвести итог и напутствовать наших телезрителей.

– Всемогущий, Всемилостивый Христос да подаст вам Божественную благодать и укрепит вашу веру во все дни жизни вашей. Аминь.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать