Беседы с батюшкой. Иеромонах Сергий (Филиппов)

7 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).

– В Евангелии, когда Христос проповедует, народ удивляется Его учению и говорит, что Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Чему удивлялся народ в учении Христа?

– В человеке внешнее должно сочетаться с внутренним. Ко времени пришествия в мир Спасителя на протяжении многих веков в еврейском народе, который был избран Богом для миссионерского служения, не было ни пророков, ни святых, ни праведников. Народ сохранял закон Божий. Книжники и фарисеи поддерживали в народе знание, учили его, но дух потихонечку стал ослабевать, и внутреннее содержание искажалось. Даже представление о Христе как о Мессии исказилось. Еврейский народ находился под властью римлян. Евреи ждали Христа как Спасителя от земного владычества, что Он спасет от римской власти, даст им землю обетованную – и они будут, может быть, даже господствовать над  другими народами.

У Христа внутреннее с внешним находится в гармонии. Господь Иисус Христос был и является воплотившимся Богом. Он произносил слова с властью Божественной. Народ это чувствовал. Триста-четыреста лет духовной пустыни – и появляется Тот, у Кого внутреннее не расходится с внешним. Люди это ощущают и тянутся к Нему. Многие и в наше время знают и изучают Священное Писание, «Закон Божий» и именуют себя богословами. Но если человек не живет по заповедям Божиим, если не старается применить в своей жизни то, что усвоил, знает, тогда получается диссонанс: вроде бы внешняя оболочка есть, а внутреннего содержания нет. Такой же был диссонанс у книжников и фарисеев. Бесы тоже многое знают, Священное Писание могут наизусть рассказать и все заповеди, постановления Соборов и апостольские Послания, но соблюдать ничего не собираются. Главное, чтобы у нас с вами такого не было.

– Вопрос телезрителя: «Когда принимаешь Святые Дары, вкус их бывает разный: то вкус мяса, то вкус хлеба».

– Если Вы из своего опыта говорите, то Вам надо посоветоваться с духовником, посмотреть на Ваше духовное состояние, в котором Вы приступаете к таинству Причастия. Почему Господь дал Вам такое искушение в жизни: воспринимать Святые Дары по-разному? А может быть, и не Господь. Да, мы знаем, что причащаемся Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, что свойства хлеба и вина сохраняются. Но из истории Церкви, из опыта святых мы знаем о том, что Господь иногда может по маловерию человека или в каких-то определенных жизненных обстоятельствах дать вкусить Причастие так, чтобы эти свойства хлеба и вина исчезли – и человек ощутил вкус крови и плоти. Бывают и бесовские такие наваждения. Такое случается. Посоветуйтесь с духовником в данной ситуации и найдите какой-то путь к определению первопричин, почему это произошло. Может быть, в человеке сомнение и так далее. Ничего страшного в этом нет. Не надо думать, что священник кощунственно отнесся к этому и что-то влил не то. Нет, это именно Вам дано было ощутить. А почему и для чего,  Вы уже должны разбираться с духовником.

– Откровенно говоря, страшно все-таки, причащаясь, ощутить вкус мяса и крови.

– У меня такого опыта не было, не знаю. Есть «Известие учительное» для священнослужителя, оно печатается в Служебнике, где описываются подобного рода случаи. Господь это дает не просто так.

– Вы сказали о соотношении внешнего и внутреннего.  В жизни православных христиан XXI века внешний образ (одежда, поведение) должен как-то обозначать, показывать наше внутреннее состояние?

– Конечно, поведение должно выделять христиан и тех, кто следует за Христом. Мы знаем, что постепенно мир все дальше и дальше уходит от Христа. Мир все дальше скатывается в бездну, и это приведет ко Второму Пришествию Христову, к концу существования мира. Мы должны понимать это и осознавать. Слова Христа: христиане являются и должны являться солью земли. Христиане – свет миру. Внешнее является выражением внутреннего состояния. Некий облик благопристойности должен присутствовать в христианине, но канонических норм в одежде, внешнем виде нет.  Мы, христиане, должны стараться избегать греха. К греху не должны быть причастны.  И, конечно, должны свидетельствовать о том, что мы последователи Христа, стараемся соблюдать Его заповеди.

Отрывок сегодняшних евангельских чтений, когда восхищались словами Христа, что Он учит не так, как книжники и фарисеи, начинается со слов, когда Христос призывает апостолов. И они последовали за Ним, оставив все. Он говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Христос не обещает: «Идите за Мной и будете богаче, успешнее, к Вам придет слава, признание, почет, уважение».  Он говорит о том, что задача тех, кто следует за Ним, быть ловцами других людей для Царства Божия. Проповедь, миссионерское служение. Апостольское служение – это печать на каждом, кто последовал за Христом. Конечно же, и мы своей жизнью это должны свидетельствовать, но внешних каких-то норм нет. Сейчас, когда человек начинает свой путь воцерковления, он обращает внимание на внешнее, ему кажется, что христианин  тот, кто одет в определенную одежду, носит определенную прическу, бороду отрастил. Это абсолютно не так. Ничто внешнее не может быть препятствием для достижения Царствия Божия.

– Вопрос телезрителя: «Поскольку непорочное зачатие присуще только Пречистой Деве Марии, то мы все зачаты порочно начиная со времен Адама и Евы. А поскольку это так, то какой смысл, в браке ты зачат или вне брака, все равно это все порочно. И получается, что аборт благое дело, потому что он прекращает порочное зачатие».

– Здесь подмена понятий. Аборт мы ни в коем случае не можем считать благом, потому что вмешиваемся в дела Божии. Мы ставим себя на место Бога: я решаю, кому жить, а кому умереть. Если Господь благословил беременность, зачатие, то рождение должно произойти. Опять же есть определенные указания и Божественные постановления, Божественный закон о браке: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Если человек избрал путь жизни в браке, то союз благословлен Богом, и плод этой любви тоже благословлен. Заповедь плодитесь и размножайтесь была дана людям еще в раю. Независимо от их состояния. Они были еще святы и не согрешили, когда Господь дал им эту заповедь. Потом, когда они покинули рай, Бог не отменил эту заповедь. Союз мужчины и женщины, рождение детей благословлены Богом. Апостол говорит и о безбрачном состоянии. Есть один путь, есть другой. Но сожительство вне брака или измена в браке являются блудом и прелюбодеянием, явным грехом. Опять же если Господь и в таком состоянии благословил детьми, то ни в коем случае нельзя совершать аборт. После грехопадения Адама и Евы мир идет по определенному пути развития. Рождение, смена поколений – это естественное состояние людей, вмешиваться в это не в нашей власти. Это свойственно сектантскому мышлению. До христианства среди евреев существовали подобные секты, и в христианскую эпоху тоже. Секты, которые чурались брака, деторождения, отрицали это. Многие, наоборот, проповедовали распутный образ жизни, оправдываясь тайными постановлениями, какими-то неопубликованными текстами или устным преданием. Это абсолютно не так. У нас есть Священное Писание, Предание Церкви, которыми мы руководствуемся и по которым живем. У нас есть документы Русской Православной Церкви, «Основы социальной концепции», где многие вопросы прописаны: о современном состоянии общества, о жизни в этом обществе.

– Если человек грешен изначально, с момента рождения, что меняет брак? Ребенок будет рождаться в грехе и в браке, и вне брака.

– Он рождается с последствиями первородного греха, с последствиями грехопадения. Семя греха находится в каждом человеке, рожденном после Адама и Евы. Мы имеем все необходимые средства для борьбы с грехом. Господь нас не оставляет одних.  Мы принимаем таинство Крещения и получаем Дары Святого Духа, чтобы преодолевать в себе греховные наклонности, вести борьбу со страстями и пороками, которые при рождении у нас в начальном состоянии. Но семечко прорастает, перерастает в дела, если мы начинаем его поливать греховной водой нашей жизни, греховными мыслями. Мы имеем всё для того, чтобы идти по пути спасения. Да, мы рождаемся, этого уже никто не избежит, но, причащаясь Тела и Крови Христа, мы принимаем в себя залог Царства Божия. Принимаем в себя исцеленную природу Христа. У некоторых святых отцов есть мысль, что нам было бы достаточно один раз причаститься, если бы мы после этого не согрешали. Но царь и пророк Давид говорит о том, что нет человека, который бы день прожил и не согрешил. Согрешив, мы опять имеем возможность для покаяния и для приобщения Тела и Крови Христовых. Это является залогом нашего спасения. Христос поэтому и говорит: «Кто не ест тело Мое, не пьет кровь Мою, не может быть Моим учеником».

– Вопрос телезрителя Алексея: «Расскажите, пожалуйста, о качествах человека, склонного к монашеству».

– Сложный вопрос. Я являюсь монашествующим, насельник Новоспасского монастыря. На своем недолгом монашеском пути (десять лет в постриге) я какое-то время жил в монастыре и учился при монастыре, в Сретенской семинарии при Сретенском монастыре. Завтра день памяти Владимирской иконы Божией Матери. Сегодня уже ночные бдения совершаются. Престольный праздник в обители. За непродолжительное время своей жизни я встречал разных людей, разных монахов. И нет какого-то определенного образа монаха по каким-то внешним признакам, по качествам души, по чертам характера. Монахом может стать любой человек, была бы только решимость последовать за Христом, чтобы свою жизнь посвятить Богу в молитве, трудах, социальном служении.

У монастырей разная направленность, послушания у монахов разные, от игумена зависит, какие он послушания благословляет. Какие черты? Надо любить храм (но храм мы все должны любить; вне зависимости, женатый ты человек или нет). Надо любить молитву. Молитву не только храмовую, но и келейную. Нужно стараться  вникать в Священное Писание, Библию, полюбить чтение святых отцов, ведь эти монахи оставили свой опыт духовной жизни, чтобы он был для нас близок, понятен. С этого стоит начать.

Если телезритель рассматривает образ служения Богу в монашестве, то постарайтесь чаще участвовать в богослужениях, дома правила читать с благословения духовника. Имейте духовника, он определит вам келейное правило, домашнее правило, хорошо бы этот духовник был монашествующий. Опыт семейного священника и духовного монаха совершенно разный. Нельзя говорить, какой лучше. Люди начинают сравнивать и думают, что монахи более духовные. Нет. Просто путь у каждого свой. В семейной жизни, в светской работе, в каких-то перипетиях монах может и не разбираться. Очень странно, когда люди  считают, что каждый монах может быть старцем. Это абсолютно не так. Люди думают, что Господь ему сразу порталом открывает откровения сверху, что он может рассказать всю жизнь наперед, что-то пожелать – и это обязательно исполнится. Это абсолютно не так. С какими-то семейными проблемами лучше обращаться к женатому священнику. А тот, кто хочет избрать монашеский путь, пусть идет к монаху, иеромонаху, игумену.

– Что должен почувствовать человек, чтобы окончательно решить, что ему нужно идти в монахи?

– Очень часто задают такой вопрос. К нам приезжают экскурсионные группы на подворье, и один из самых частых вопросов: почему вы пошли в монахи? Просят поделиться своим личным опытом. Секрета никакого нет. Наступает такой момент, когда понимаешь, что по-другому поступить уже не можешь. Да, у меня был очень долгий путь. Мысли об этом появлялись, когда я еще учился в семинарии. Потом я учился в академии. После этого поработал в церковных структурах и только тогда подошел к этой черте, когда понял, что другого пути нет. Это необъяснимо. До этого были какие-то сомнения, а тут понимаешь, что всё: четко сформулировано решение, и назад пути нет.

– Вопрос  телезрительницы: «Мы каждое воскресенье причащаемся, но на следующий день после причастия или в этот же день муж может вспомнить мои прошлые грехи. Мне обидно. Почему он так себя ведет?»

– Бесы искушают Вашего мужа. Но искушают не только его, но и Вас…Святые, когда причащаются, кроме себя и Христа, ничего и никого не замечают. В этом состоянии они не имеют способности ко греху. Значит, Вы, причащаясь, что-то в своем духовном пути упустили или дали где-то слабину. Плохо, конечно, что муж так поступает, но плохо и то, что Вы это замечаете.

– Ну да. Но и муж не должен так поступать.

– Не должен; это искушение, которому поддаются оба супруга.

– Вопрос телезрительницы Галины: «Что делать, если старые грехи, которые исповедовал, все же настигают и приводят к отчаянию?»

– Не отчаиваться. Легко сказать, но трудно сделать. Прогонять сначала мысли. Грех не просто так приходит. Он не может возникнуть на пустом месте. Если у нас уже привычка к греху, то борьба будет тяжелая, продолжительная; может быть, даже до нашей смерти. В этом нет никакой трагедии. Главное, чтобы чувство покаяния в нас присутствовало. Иногда Господь попускает нам впадать в грех для того, чтобы мы не возгордились, не впали в прелесть. Господь попускает нам впасть в грехи для нашего смирения. Сколько раз упали, столько раз надо вставать. Это заповедь святых отцов: упал – встань и иди дальше. У нас есть покаяние, есть таинство Причастия. Это те средства, которые мы имеем в борьбе с плохими наклонностями. Иногда человек грешит десятилетиями, привыкает грешить, это настолько уже вошло в его природу, что за день или два от этого не избавиться. Мы можем не совершать грех, но привычка остается, и страсть может жить в нас до конца наших дней.

По поводу онкозаболеваний хотел еще сказать. В Новоспасском монастыре есть чудотворный образ иконы Божьей Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Уже более двадцати лет у нас находится этот список, привезенный с Афона. Люди получают исцеление перед этим образом от болезни. Конечно, не каждый, кто обращается, получает помощь от Господа в виде выздоровления. Мы должны понимать, что болезни даются не просто так. Они являются следствием нашего греховного духовного состояния. А каждый человек греховен. Иногда Господь не допускает болезнь, если видит, что человек не может это понести, уйдет в уныние, отчаяние, что это не пойдет ему на пользу. Иногда Господь посылает болезни для вразумления, наставления, потому что иного пути уже нет. Люди спрашивают: почему? для чего? Мы не можем дать однозначный ответ, но должны быть благодарны Богу за все, что с нами происходит, за каждый день, который у нас есть, за каждое мгновение. Может быть, мы завершим свой земной путь уже сегодня. Мы благодарны Богу за все, что есть. Не унывайте, не отчаивайтесь. Если Господь дает, то дает для чего-то. Цените это и будьте благодарны.

– Вопрос телезрителя: «Помогут ли выздороветь большие пожертвования на храм, к иконе Богородицы или на телеканал «Союз»?»

– Нельзя с Богом выстраивать такие отношения: я – Тебе, Ты – мне. Момент пожертвования  ценен сам по себе. Мы должны ценить каждое мгновение. Совершая добрые дела, мы не совершаем ничего необычного, есть заповедь Господня о том, чтобы творить добрые дела.  Ведь Бог является Творцом, Он сотворил нас, Он сотворил мир. Он не просто создал нас, но и заботится о каждом из нас, проявляет любовь независимо от того, любим мы Его или не любим, веруем или не веруем, жертвуем на храм или не жертвуем. Мы надеемся на чудо и хотим чуда; и думаем, что исцеление пойдет нам на пользу.

Каждый из нас  подойдет к той черте, которая откроет нам совершенно иную жизнь будущего века. Мы завершим свой земной путь и перейдем в вечность, это произойдет. Не важно, когда это произойдет, важно состояние, в каком мы подойдем к этой черте. А это зависит от нас с вами.

Господь дает нам Свою благодать, но важно и наше желание принять эту Божественную помощь. Оно проявляется в добрых делах, в делах милосердия. Господь нам дает таланты, дары, Свою благодать. Мы должны ее дальше транслировать. Святые отцы говорят, что как только не будет христиан, которые будут наследниками Царства Божия, земная жизнь мира прекратится. Тогда будет Второе Пришествие Христово. Мы должны делать добрые дела независимо от того, получим от Бога исцеление или нет.

– Иногда страх смерти обусловлен тем, что хочется подойти к этой финальной черте более готовым. Не только в плане духовном, но и зная, что своим детям ты оставляешь не долги  по кредитам, а квартиру и машину.

– Я понимаю. Вера – это не просто знать о том, что Бог есть. Вера – это доверить всецело себя, свою жизнь, жизни своих родных и близких Богу. Мы не знаем, что будет завтра, через мгновение, не говоря уже о том, что будет через год, два, десять лет. Как христиане мы должны доверять Богу всецело. Не надо смотреть на себя со своей колокольни. Господь знает все. И Господь посылает болезнь, посылает увольнение с работы, смерть нашу или родных. Это очень тяжело пережить. Смерть неестественна для нашего естества. Мы созданы бессмертными. Это временная смерть, временное разлучение души и тела. Душа продолжает жизнь. Это ненормальное состояние, душа без тела страдает. И, конечно, мы этому противимся. Есть такая поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. То, что для нас кажется трагедией, открывает новые перспективы и в нашей жизни, и в жизни наших близких. Мы должны в себе культивировать и воспитывать доверие Богу.

– Может быть, это и будет лучшим наследием, которое мы могли бы оставить для детей…

– Мы завершили путь, и наши близкие, родственники, дети будут вспоминать наше отношение к жизни, как мы выстраивали отношения с ними и с Богом, как относились к смерти. Мы молимся о безболезненной кончине. Просим, чтобы болезней не было в нашей жизни. Но многие святые отцы говорят: болезнь, что Господь посылает перед смертью, во многом является благодатной. Она позволяет человеку подготовиться к этому переходу. И это оставляет неизгладимое впечатление у родных, близких и знакомых. Мой двоюродный дедушка был иеродиаконом, служил в Москве, и его повезли на операцию. Она была очень сложная, прошла благополучно. Когда он пришел в себя, родственники его спросили: «О чем ты думал перед тем, как наркоз подействовал?» Он сказал: «Я думал: неужели я в скором времени встречусь со своим Господом?» Настолько была в нем вера… Он не думал о каких-то земных проблемах, не боялся, что умрет.

– Мы знаем у святых отцов примеры, когда человек плачет, боится встречи с Богом. Например, преподобный Арсений Великий плакал перед смертью.  Его спрашивали: «Почему ты плачешь?» Он отвечал: «У меня много грехов, я боюсь». Как правильно подходить к смерти?

– Одни святые плакали, другие радовались тому, что Господь их призывает. Это зависит от опыта жизни. Путь у каждого разный. Мы следуем за Христом, но каждый идет своей дорогой. В патериках есть один пример, когда два брата согрешили, одинаково впали в грех. Им назначили епитимью, покаяние, закрыли в келье. Прошло время покаяния, один брат выходит радостный, сияющий, а второй выходит в слезах умиления. Разный духовный путь, разный духовный опыт. Оба они были прощены Господом.

Как подготовиться? Стараться жить по-христиански, жить по заповедям Христовым, стараться не зацикливаться на себе. У нас время лукавое: культивируется эгоизм, себялюбие, когда мы стараемся обращать внимание на себя, а не на других, о себе заботимся. Век материализма, век, когда мы пытаемся убежать от каких-то серьезных проблем поверхностными решениями. Интернет опять же... Человек вроде и общается в социальных сетях, а вроде и не общается. Полистал, посмотрел – время пролетело. Потому что пустота внутри. Человек пытается убежать от проблем жизни, заглушить их в себе, не думать об этом. Святые отцы советуют: помни о последнем мгновении твоей жизни и вовек не согрешишь. Будем помнить о том, что мы смертные, что нам предстоит дать ответ Богу, что судимы будем за те дела милосердия или немилосердия, которые мы совершили. Господь будет спрашивать на Страшном Суде, проявили ли мы любовь, напоили и накормили ли тех, кто жаждал, посетили ли в больницах или темнице тех, кто нуждался. Насколько мы проявили милосердие. За это с нас будут спрашивать. Чтобы подготовиться к этому, мы должны не только декларировать, что мы христиане, но и делать добрые дела.

– Как эту память о смерти сочетать со словами апостола Павла о непрестанной радости?

– А что унывать? О чем печалиться? Мы расстаемся со своей земной жизнью, да. Но верующий человек отличается от неверующего тем, что он верит в Бога, верит, что мы бессмертны. Мы (как христиане) верим, что жизнь наша линейна, не будет никаких перевоплощений, не будет возможности новых циклов, бега по кругу. Здесь мы только учимся жить. Жизнь во всей полноте начнется там. Она будет намного лучше, намного целостнее,  более счастливой. Мы здесь только приобщаемся к этой радости неземной, духовной, к счастью, к Божественной любви. Но во всей полноте сможем это познать только там. Апостол говорит: мы видим всё как сквозь тусклое стекло, туманно. Мы способны этот свет воспринять лишь отчасти, мы затуманены грехом. Чем больше мы очищаемся от греха, тем больше приобщаемся к Царству Божьему. А ведь там и наши родные, близкие, те, кто завершил свой земной путь, и Господь, и святые, и Божья Матерь. И если мы хотим вместе с ними быть, тогда, конечно, потрудимся. Наша жизнь всего семьдесят, восемьдесят лет. Может, кто-то больше ста лет проживет, но это лишь некое внутриутробное развитие. Мы развиваемся. И насколько  полноценно разовьемся, настолько полноценно сможем там жить.

– Вопрос телезрителя: «Как молиться о внезапно погибшем человеке?»

–  Он погиб для земного пути, но живет совершенно в ином состоянии. Дай Бог, чтобы с Господом. Молиться так же, как молимся о других людях, уже ушедших. Нет никакой особой молитвы за тех, кто погиб внезапно. Готов или не готов человек, не нам судить. Бог может судить. Мы не знаем, какие мысли были у человека перед тем, как он погиб. Мы не знаем, как человек жил. Мы можем видеть какие-то внешние проявления, но если  начинаем по ним судить человека, то согрешаем. Каждый выстраивает свои отношения с Богом самостоятельно. А молиться надо так: подавайте поминовение на Божественной литургии, заказывайте панихиды, дома старайтесь сами молиться о нем за упокой. Почитайте Псалтирь. Она тоже помогает. Когда молимся за других, мы помогаем не только им, но и себе. До сорокового дня я часто советую людям, если нет каких-то особых препятствий, читать Псалтирь за упокой. Это очень важно не только для усопшего, но и для человека, родственника, близкого, который скорбит. Слова вдохновенных псалмов царя Давида помогают человеку войти в нужное русло после трагедии, помогают понять, что Господь не просто так нам все посылает. Жизнь продолжается, у нас есть ради чего и ради кого жить.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно молиться о здравии? Можно ли в молитве перечислить имена всех сразу или нужно молиться отдельными молитвами за каждого человека?»

– Можно за всех прочитать молитву, называя имена. Но очень важно наше личное отношение к человеку. Господь смотрит на наше сердце. Насколько мы о ком ходатайствуем, формально или нет. Как в суде. Аналогия слишком земная, но понятная. Если адвокат подходит к делу спустя рукава или защищает кого-то чисто формально, результат будет не очень положительный. А если адвокат изучил все материалы дела, нашел какие-то оправдательные моменты и так далее, то дело может принять положительный исход. Важно наше отношение к этим людям, насколько мы способны проявить любовь и милосердие. Господь это видит и ценит.

– Вопрос  телезрителя: «Приходя на кладбище к родным, как правильно к ним обращаться? Как правильно их приветствовать?»

– До революции на надгробиях писали: «На сем месте погребено тело». Не погребен Иван Васильевич Иванов, а погребено тело. Это правильное христианское понимание. Душа человека, которая уже разлучилась с телом, находится вне земли, в совершенно другом пространственном месте.

Психологически  можно понять: нам хочется поговорить с родными и близкими. Общение с ними, по учению Церкви, по учению святых отцов, возможно только через Бога, через обращение к Господу. Обращаясь в молитве к Богу, мы способны на духовно-мистическом уровне к общению с нашими усопшими родными и близкими. Опять же если человек достигает какого-то уровня духовной святости, Господь  может дать больше. Но мы не должны таких состояний искать. Святые отцы говорили, что легко впасть в прелесть. Если человек будет искать этих состояний, то, например, бесы могут явиться ему в образе усопших родственников, заговорить их голосами. Такие случаи очень часто встречались и встречаются, к сожалению. Особенно когда человек практикует какую-то нехристианскую духовность и пытается подменять свое истинное стремление к духовному росту какой-то сублимацией. Тогда бесы ловят человека, пытаются через общение с родственниками поймать в свои сети. Святые отцы советовали избегать этих состояний. Нам это не нужно. Святые отцы понимали, что можно впасть в искушение и упасть глубоко.

Жизнь земная непродолжительна. Господь создал нас бессмертными. От того, насколько мы пройдем наш земной путь, зависит наша вечность и счастье, радость, блаженство. Давайте ценить каждое мгновение, благодарить Бога за все, что Он нам посылает: и за радости, и за горести. И стараться употреблять те таланты, которыми нас наградил Господь, во славу Божию.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​