Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский

6 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.

– Отец Александр, наши телезрители поздравляют Вас с праздником благоверного великого князя Александра Невского и с именинами,  днем Вашего небесного покровителя.

– Спасибо большое. Хочу еще поздравить всех Митрофанов, Митрофан Воронежский – молитвенник, воздыхатель, заступник православия на Руси. Ему сегодня воздаем честь и хвалу.

Александру Невскому посвящен весь этот год, юбилейный: 800 лет со дня его рождения. В декабре заканчиваются торжества, посвященные великому князю в истории России. Я бы хотел спросить о Вашей, может быть, личной истории. Чем Вам особенно близок Ваш небесный покровитель?

– Воистину велик Александр. В истории нашей страны есть люди, которых мы называем великими, но его величие, конечно, неисчерпаемо. Потому что он был велик и как государственный деятель, и как собиратель земель русских, и как молитвенник, и как дипломат, воин. Любая сфера его деятельности, конечно, носит на себе отпечаток этого величия. И величие это не человеческое, а Божье. Господь его воздвиг. Как Он говорит: свеча светит всем в доме. Он действительно был таким светильником для всего  русского народа. В те времена у людей было много печалей. Они, конечно, нуждались в таком заступничестве. И все взирали на Александра как на защитника. И он это действительно являл в себе. Был и мудрый судья, и милостивый отец, и заступник, и помощник каждому труждающемуся и молящемуся.

Еще, конечно, он является образом истинного христианина. Особенно сейчас, когда о христианстве многие говорят, но на самом деле христианство оскудевает, в людях оскудевает вера. Это видно по тому, как люди позволяют себе те грехи, которые раньше, даже в советские времена, считались постыдными. О них старались не говорить, а если человек согрешал, то пытался спрятать от людей свой грех. Сейчас об этом люди иногда и по телевизору не стесняются говорить. И это – люди крещеные, которые называют себя верующими.

Александр Невский являет собой образец истинного христианина – такого, каким должен стать каждый из нас: и мужественного, и решительного, и во всем верного Богу. Эта верность Богу для меня – живой пример. В мире вокруг нас возникает много соблазнов, и трудно им не поддаться. Но соблазны были во все времена, и мы видим, как наши предки умели им сопротивляться. Какой был соблазн пойти навстречу латинянам! Они же его такими посулами пытались склонить на свою сторону... Не сразу пошли войной, а сначала пытались его подкупить, ведь вопрос в сумме, как это всегда бывает. Можно дать человеку определенную сумму, и он исполнит все, что ему повелишь. Но нет! Александр категорически отверг любые соглашения с латинянами. А принял бы – были бы мы  сейчас католиками, а не православными. Благодаря ему мы православные.

– Вопрос телезрительницы: «У меня много друзей в России и  Европе. Сейчас огромное количество людей, в большей степени, конечно, мужчин, совершенно не хотят создавать семью и предлагают свободные отношения. Понятно, что это – грех. Как Вы считаете, возможно ли молодым женщинам жить одинокой жизнью? Я считаю, что это невозможно. Подскажите, пожалуйста, что в этой ситуации можно сделать? Ходить замаливать грехи, но все равно вести этот образ жизни, потому что ничего другого жизнь не предлагает? Или оставаться одной, так как никто не предлагает ничего серьезного?»

– Я не согласен, что достичь желаемого невозможно. Многие люди все-таки сохраняют телесную чистоту – и девушки, и юноши. Не все подряд вступают в блудное сожительство. Что предложить сделать? Я знаю людей, которые очень хотели создать семью, но никто им  этого не предлагал. Они молились и ждали. И Господь даровал семью, и эта семья – образец для всех остальных семей. То есть за верность, терпение и веру Богу Господь наградил этих людей, и не абы как. А многие семьи – это ад кромешный: в них и ссоры, и обиды, и ревность; то расходятся, то опять сходятся, то договариваются, то жить вместе не могут. Это мука, на которую люди себя обрекают. А как бы хотелось, чтобы был мир, взаимопонимание, любовь, почтение, забота, взаимная забота! Ведь каждая девушка, особенно если она выходит замуж, думает, что о ней будут заботиться, ее будут понимать, ублажать. Ей хочется, чтобы ее любили. Она и взамен готова дарить эту любовь.

Но, оказывается, понимание любви у людей разное. Он говорит, лежа на диване: «Ты должна меня любить, в постель еду приносить». С его точки зрения – это любовь со стороны жены. А с ее точки зрения: «Ты должен мне во всем помогать, ходить в магазин, помогать убираться по дому, отвозить детей в школу, заниматься с детьми, уроки с ними делать». Ему это все не нужно, неинтересно. Как найти взаимопонимание? Оно дается только от Бога. Бог награждает такой семьей, взаимопониманием и любовью верных чад Своих.

Начать семейную жизнь с греха – это все равно что в основание дома положить гнилое бревно и потом на этом строить стены, возводить крышу. Он же рухнет, перекосится, и жить в таком доме будет невозможно, что и доказывают наши современные семьи. В этой семье жить невозможно! Иногда люди готовы бежать куда угодно, а некуда: нет двух квартир, чтобы разъехаться, и денег на съемную тоже нет. Еще в этом аду живут дети, которых там пытаются воспитывать – криками, скандалами, постоянными ссорами. Получается просто караул.

Нельзя, невозможно в современном мире сохранить чистоту... Другое дело, что люди не хотят этого. Отец Дмитрий говорил, когда рассуждал на эту тему: «Вся беда в том, что женщины доступны. Если бы они блюли свое целомудрие, то и мужчины относились бы к ним иначе. Очередь желающих выстраивалась бы взять их в жены!» Но, к сожалению, действительность иная. Мы же видим, что люди, живущие во грехе, несчастливы. Как хотите, можете рассуждать: такие нравы в мире, законы, правила… Да, по молодости хочется удовольствий, и люди их себе позволяют. Потом за них платят – своим здоровьем, неустроенной семейной жизнью, брошенными детьми. Большинство детей у нас – из неполных семей. И, например, в семье мальчик, а воспитывает его мама. Как женщина воспитает мужчину – защитника, заступника, мужественного, благородного, смелого? Она же не знает, что такое мужчина. Ни одна женщина не знает, как воспитывать мужчину. Она его воспитывает со своей точки зрения,  женской. Очень часто в мужчинах есть некое женское начало, оно прямо просматривается.  Потом такие мужчины тоже не хотят создавать семью, в будущей жене хотят видеть маму, которая за ними будет ухаживать, ублажать их, все им прощать.

– Вы сейчас описали, что требуют мужчина и женщина друг от друга, называя это любовью. Один другому говорит: «Ты должен». Но выражается ли любовь формулировкой: «Ты должен»?

– Апостол Павел говорит, что любовь не ищет своего. То есть она никогда ничего не требует. Истинная любовь всегда желает дарить: не приобретать, а дарить, отдавать. Это качество и свойство истинной любви. Но люди, к сожалению, по своей греховной природе очень эгоистичны и поэтому часто чего-то требуют. Семейная жизнь очень часто становится договорной. Люди договариваются: какие у тебя обязанности – какие у меня обязанности… Такое деловое сотрудничество в пределах одной квартиры. Люди проживают вместе, но у них есть собственные отдельные обязанности – у жены, у мужа, и они блюдут, чтобы каждый исполнял то, что должен. Что поделаешь, по-другому люди, видно, не могут. Просто любить и дарить любовь другому безвозмездно и бескорыстно не получается.

– Вопрос телезрителя: «Я слышал, что советуют начинать изучать Священное Писание с Евангелия. Это мне напоминает двоечника, который решает задачу и сначала подглядывает в ответы в конце учебника, а потом подгоняет решение под этот ответ. Не получается ли так: если мы начинаем заходить с конца, то мы неудачники в изучении?

– Дело в том, что Вы имеете в виду Библию, которую мы начинаем изучать с конца. Для современного человека, совершенно несведущего в церковной истории, Ветхий Завет бывает очень труден для принятия. Там для современного человека много как бы жестоких моментов, и часто люди на них спотыкаются, начинают винить Бога в жестокости, все переиначивают и даже не добираются до Евангелия. Мы все-таки люди Нового Завета, поэтому мы начинаем изучение Священного Писания с Нового Завета. Там есть ссылки на Ветхий Завет: пророков, какие-то исторические события, персонажей Ветхого Завета. Можно туда обратиться уже для уточнения: кто эти люди, о чем идет речь?

Для нас очень важно именно знание Нового Завета. Мы обязаны жить по заповедям Христовым – это для нас самое важное. А Ветхий Завет потом изучится обязательно. Человек, который изучает Новый Завет, обязательно погрузится и в Ветхий, они неразрывно друг с другом связаны. Ведь Новый Завет как бы вышел из Ветхого, и поэтому те, кому это интересно, обязательно прочитают Ветхий Завет. Можно, конечно, прочитать хотя бы Книгу Бытия или Пятикнижие Моисея. Это, наверное, интересно и по силам многим и многим. Хотя уже там начинают встречаться недоуменные вопросы: почему так? почему Бог это попустил? Дальше, когда Вы будете читать Книгу Судей, там описано достаточно суровое житие того времени. Не каждому человеку это по силам воспринять правильно. Ведь очень важно, чтобы Священное Писание было правильно воспринято, чтобы человек его не просто прочитал, а правильно понял.

– К чему бы Вы порекомендовали обратиться из Ветхого Завета после Нового Завета?

– Начать с Книги Бытия и прочитать ее, это очень важно. В Новом Завете часто упоминаются Авраам, Исаак, Иаков: кто они такие? почему мы их так часто вспоминаем? почему даже в притче Господь говорит: лоно Авраамово ? Хорошо бы к этому обратиться, почитать про Авраама, его семью, об испытании его веры от Бога, почему Господь называет его отцом всех верующих. И потихонечку идти дальше и дальше.

Хорошо почитать пророческие книги. Пророк Исайя еще именуется ветхозаветным евангелистом: настолько он точно пророчествует о пришествии в мир Господа Иисуса Христа. На самом деле его книга тоже потаенная, и ее не так просто осилить. Есть, конечно, более откровенные книги малых пророков. Очень рекомендую почитать Книгу пророка Осии: она совершенно небольшая, но очень подходящая к нашему времени.

– Я хотел вспомнить еще одного ветхозаветного героя и книгу о нем. Это Книга Иова, которая очень популярна для чтения, после прочтения всегда задаешь самому себе один и тот же вопрос: за что Иов так страдал? Ведь ему так и не дали на это ответа. Как Вы считаете, чему мы должны научиться на этой истории?

– Тому, что истинная любовь к Богу никогда не перестает. Ведь дьявол решил очернить Иова в глазах Божиих, сказав, что Иов любит Бога только потому, что Он ему все дал. Дьявол назвал его корыстолюбцем: из-за того, что он богат, у него большая дружная семья, потому он славен и славит Бога. Дьявол говорит: а если бы у него всего этого не было?..  И мы помним, как Иов сначала лишился богатства, потом своей семьи, заболел проказой и вынужден был жить за городом, где помойка, потому что там можно было найти хоть что-нибудь поесть.

Он там жил, и к нему пришли его друзья, жена. Все они пытались обличить его в неправде – а он был чист перед Богом. Чистое сердце, как сказано в Писании, Бога узрит. Он сердцем своим зрел Бога, видел, что чист перед Ним, и не мог себя оклеветать, потому что это было бы нечестно перед Богом. Нам, лукавым людям, кажется: все мы грешные, что ж, Иов был безгрешен? Просто его чистота непонятна уму. Что же он противится очевидному? Ему говорят: «Ты же грешен, признайся, похули Бога, умри, освободись от своих страданий». Он отвечает: «Как я похулю моего Благодетеля, Который мне все дал? Я ничем не грешен», – это было искренне.

Когда человек приходит на исповедь и говорит, что каяться ему не в чем, – это лукавство. Либо человек слеп, либо лукав и прячет это. А он был не лукав и не корыстен – он был искренен. Такой чистоты сейчас просто не встретишь, только в Писании. Его пример учит нас верности Богу и тому, что Своих Бог никогда не оставит. Завершается Книга Иова тем, что он выздоровел, а Бог вдвое умножил его богатства по сравнению с тем, что он потерял, всё ему вернул. Дьявол был посрамлен: он хотел показать, что каждый человек перед Богом лукав, нечист, скверен и корыстен. Нет, вовсе нет: человек может быть чист перед Богом, если искренне Бога любит. Любовь к Богу привлекает к человеку очищающую благодать, и человек становится чист.

Как, например, апостолы. Господь омывал им ноги, и Петр хотел, чтобы ему еще и голову помыли, а Господь сказал: «Нет, вы чистые, и вам нужно только ноги омыть». Как чистые? Благодать Божия пришла к ним и очистила их. Эта любовь потом сделала всех апостолов мучениками за Христа.

– Вопрос телезрителя: «Человек спасается по благодати. Можно ли ее ощутить?»

– Конечно. Этот вопрос нередко задают: как я почувствую, как узнаю, что во мне есть благодать? Если она есть, то человек ее ни с чем не спутает. Она дает человеку неизреченную, неземную радость. Земную радость мы испытываем часто, а есть неземная радость. Но благодать пребывает в человеке, к сожалению, непостоянно. Человек ощущает какое-то особое качество своей души: он с легкостью прощает, умеет уступить; мирен и спокоен, идет навстречу своим недругам. Это все свидетельство благодати Божьей в человеке. Потом, если человек уклоняется от Бога, благодать от него отходит, и он опять погружается в обычные человеческие страсти.

Похоже ли это на чувство умиротворения, тишины, спокойствия?

– Конечно. Как говорил Господь: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Когда человек получает от Бога благодать, то он умиротворяется своей душой, проявляет кротость и смирение, и душа его упокоевается. То есть приходит покой в душу; не равнодушие (многие думают, что будут теперь ко всему равнодушны). Страсти не возмущают душу; человек переживает, он рассудителен, но не страстно. Отсутствие страстности – вот что значит покой души.

Вопрос телезрителя: «Как воспитать мужа, не ругая его за привычку курить или выпивать?»

– Странное желание, потому что взрослого человека воспитывать уже поздно. Можно попробовать с ним договориться, но так, чтобы ему захотелось этот договор с вами не нарушать. А бывает, что это невозможно. Настолько человека страсть пленила, что он не может от нее никак отступить. Что ни говори ему, как ни проси (иногда даже деньги предлагают, только бы не пил), но человека ничто не останавливает; день или два потерпит, потом возвращается к своей страсти. Это очень тяжело. Освободиться сам человек не может. Исцеление подается от Бога, если человек об этом просит или мы за него будем очень усердно молиться.

Помните евангельский эпизод, когда четверо принесли расслабленного на постели и опустили к ногам Иисуса через крышу? Он сам за себя не просил, за него просили его друзья. Причем они просили не словами, потому что были на крыше (не будут же они кричать). Господь именно увидел веру их и сказал расслабленному: прощаются грехи твои. Господь не сразу поднял больного: сначала – прощаются грехи за веру тех, кто его принес; а потом сказал: бери постель свою и иди в дом свой.

Некий прокаженный подошел к Иисусу, пав к Его ногам, поклонился и сказал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». И Господь, умилосердившись, простер руку Свою, коснулся и сказал: хочу, очистись. И проказа в тот же час отошла от него. Это пример того, когда сам человек этого захотел. Сколько труда ему стоило, чтобы прийти к Иисусу... Прокаженным в те времена было категорически запрещено приближаться к здоровым людям, под страхом смерти. Его могли  забить камнями, поэтому ему нужно было преодолеть этот страх. Если видели прокаженного, его отгоняли камнями. Человек это преодолел, хотя мог быть убит; но он предпочел риск быть убитым. Господь увидел веру в человеке, и произошло исцеление.

Если человек преодолевает трудности, преграды, страсти, то есть все, что мешает прийти к Богу, и все-таки доходит до Бога, то Господь непременно ему помогает. Либо другим надо усердно молиться о человеке, который попал в беду и сам не может справиться.

Вопрос телезрительницы: «Муж пьет, сын тоже. Страдают две семьи. Что делать? Молюсь, но результата нет. Только становится все хуже».

– Положиться на Бога, как Господь разрешит эту ситуацию. Кроме молитвы что Вы можете? Когда на любое слово слышишь только брань в свой адрес... Если человек находится в такой стадии порабощения, тогда только на колени перед иконой, к Богородице, к ангелу-хранителю, к святителю Николаю, ко всем святым и умолять о спасении его несчастной души.

Есть такой святой мученик Вонифатий, его память мы празднуем 1 января. Он был человек пьющий, причем крепко пьющий. Но он бросил эту страсть, уверовал во Христа, принял Его в свое сердце и даже пострадал за Него до смерти. Как это могло произойти? Но произошло. Я думаю, за молитвы тех людей, которые его знали,  желали ему спасения.

Такое чудесное обращение не единичное. В истории Церкви мы знаем, как люди разбойничали, а потом приносили покаяние и становились монахами и проводили свою жизнь в строжайшем посте и молитве; как люди преображались.

Наш любимый князь Владимир до своего крещения и обращения к Богу был многоженцем и кровожадным завоевателем. А когда благодать Божья вошла в его сердце, он уверовал во Христа, то полностью преобразился и стал совершенно другим человеком. Мы знаем такие примеры. Но объяснить такое преображение невозможно; таким образом действует Божья благодать.

Почему к одним людям она приходит и преображает их, а другие гибнут в своей страсти? Это неизвестно; так действует Господь. Причина в человеке или в каких-то обстоятельствах?.. Но, на мой взгляд, причина всегда в человеке. Если бы человек просто воздохнул к Богу и сказал: «Господи, погибаю, спаси!» – Господь обязательно бы к нему пришел.

Но бывает, что близкие, друзья искренне молятся за человека, но Бог будто не слышит – и чуда не случается. Почему так происходит?

– Я могу только предположить. Мы не знаем конца человеческой жизни; эта тайна от нас сокрыта. Говорят, что когда человек умирает, он пребывает как бы в двух мирах: и в этом, потому что полностью еще не отошел; и для него уже открывается тот загробный мир. Что происходит в этот момент? Возможно ли в этот момент покаяние и обращение к Богу? Может быть, да; и, может быть, такой человек Богом милуется.

Но почему Бог действует так или иначе – не нам судить. Мы никогда не поймем до конца всех мотивов, поступков Божьих. Это невозможно, человеческий ум не способен это разуметь. Есть некоторые вещи, которые бы мы очень хотели знать, но Бог нам их не открыл, о них в Писании сказано очень прикровенно.

Потому что эти вещи человеческому уму в данной ситуации недоступны. Может быть, в будущей жизни, когда мы уже приблизимся к Богу настолько, что нам откроются эти тайны, мы их как-то уразумеем, а в данный момент – нет. Бог действует так, как хочет. Мы верим, что Бог Благ, что от Бога исходит только благо.

Почему одни вещи нам понятны, а другие нет? Одни очевидны, как добро, а другие нет? Мы молимся за болящего человека, а он умирает. Хотя за него молились в десяти монастырях, в пятнадцати церквях, сотни человек за него читали канон о болящем каждый день. Человек был хороший, многим людям в жизни помог, и все равно человек умирает, невзирая на усердную молитву. Так Богу угодно. Мы не можем думать, что Бог не прав. Это кощунство.

Вопрос телезрителя: «Что значит – благодать вошла в сердце?»

– Значит, что в этот момент человек преобразился, как будто в темной комнате вдруг зажгли яркий свет и он осветил все уголки комнаты. Тем, кто в этой комнате находится, стало светло. Во тьме плохо каждому человеку, человек пытается выбраться из темного места на свет. Свет умиротворяет, успокаивает, радует.

Благодать Божья, пришедшая в сердце, и есть свет в темноте. Наше сердце, к сожалению, темное, а благодать Божья его освещает; и человеку становится невероятно радостно. Человек становится другим, это заметно. Как иногда после причастия люди с особой радостью стараются друг другу помочь, откликаются на любую просьбу. Это длится недолго, но заметно, когда люди причастились благодати Божьей.

Сегодня в Евангелии читали такие слова: Царствие Божие внутрь вас есть. Благодать Божья и Царствие Божие одно и то же?

– Одно и то же. Потому что большей радости, чем от действия благодати Божьей, человек испытать не может. Вечная жизнь есть пребывание человека в Духе Святом. Дух Святой делает человека счастливым, когда человек с ним сочетается.

Православные христиане ставят целью себе достижение Царствия Небесного, которое наступит после смерти. Но можно ли попасть в Царствие Небесное сейчас, живя на земле?

– Можно. Преподобный Серафим еще при земной жизни был в Царствии Божием. Каждого приходящего он встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Это было воистину так, потому для него  каждый день была Пасха. Он ее переживал в своем сердце. Он это Царствие Небесное стяжал.

Но этому сподобляются единицы, потому что не хватает сердечной, мысленной, словесной, жизненной чистоты. Мы все время погружаемся в некую нечистоту. Как сказано в Писании: не прикасайтесь к нечистоте, и Я приму вас. Примет куда? В Царствие Свое.

Но мы не можем не прикасаться к нечистоте, мы постоянно в ней пребываем. Она вокруг нас, поэтому мы постоянно к ней прилипаем: то взглядом, то мыслью, то где-то поговорили, слукавили – и опять погружаемся во тьму. Но у нас есть надежда, что мы когда-нибудь все-таки обрящем вечный Невечерний Свет в своей душе. К этому мы должны стремиться, об этом умолять Бога; все для этого делать. Причина греха в том, что человек себе это попустил, разрешил. Вот если бы не позволял, то греху не так просто было бы человека пленить.

Нам в крещении дана сила от Бога: наступать на змея,  скорпиона, на всякую нечистую силу и противиться ей. Человек имеет от Бога такую власть: сказать любому соблазну нет – и не поддаться ему. Но мы не пользуемся этой властью. Нам грех сладок, соблазн  приятен. Так и получается: то с головой в грязь, то выныриваем, чтобы вздохнуть хотя бы один глоток свежего воздуха, молясь в храме.

Дорогие телезрители! Желаю всем стяжать благодать Божью и никогда ее ни на что не разменивать, ибо она для нас есть великое счастье и вечная радость, что Господь хочет даровать каждому из нас.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать