Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский

6 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала – клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.

− Сегодня в храмах началось чтение Евангелия от Марка. Оно начинается с эпизода крещения Господа и ухода Его в пустыню для искушений. Почему Христос после крещения уходит в пустыню?

− В Евангелии не сказано: «уходит». Там сказано:  Дух ведет Его в пустыню. Господь дает нам с вами пример и предупреждает: каждому человеку в жизни предстоит пройти через искушения, если он встал на путь христианства. Очень часто люди, приняв  крещение, сталкиваются с искушениями, которые они раньше в своей жизни не встречали. Христос показывает нам, как к этим искушениям относиться.

Конечно, искушений больше, чем описаны в Евангелии, но эти, наверное, самые основные. Господь перед Своей проповедью Царствия Божия был восхищен в пустыню, чтобы показать человеку: прежде чем кого-то чему-то учить, надлежит самому пройти испытания и побороться со своими страстями, которые зачастую нападают на нас и склоняют ко греху. Бывает, что человек начинает учить других, призывает к исполнению евангельских заповедей, а сам даже не попробовал их исполнить. Христос говорит о том, какой путь каждому христианину предстоит пройти в своей жизни.

− Вопрос телезрителя: «По отношению к Деве Марии говорят о непорочном зачатии. Тогда получается, что все остальные женщины зачинают порочно? Бог, когда благословлял Адама и Еву, сказал: Плодитесь и размножайтесь. Что Он имел в виду? В раю у Адама и Евы детей не было. Получается, что мы обязаны их грехопадению тем, что существуем?»

− Нет, конечно. Ваш вывод неправильный. Почему у них в раю не было детей, мы не будем рассуждать: это не нашего ума дело. Мы не знаем, сколько времени прожил человек в раю и какая у него была жизнь. Нам известно только из Священного Писания, что это было прямое общение человека с Богом: Бог беседовал с Адамом, и тот Ему внимал. Поэтому каков был Промысл Бога о человеке в раю, нам неизвестно.

Да, у Адама и Евы дети появились уже после изгнания из рая. Конечно, грех, который вошел в первых людей, передался и их детям. Как мог Каин убить своего брата Авеля, если бы не грех, который исказил его душу? Бог создал человека чистым. А он через непослушание Богу осквернил душу, впустив в себя грех. Непорочное зачатие Девы Марии говорит о том, что это было зачатие чудесным образом без участия мужа: Дух Святой снизошел на Деву Марию, и она зачала от Духа Святого. Ни одна женщина на земле никогда не зачинала подобным образом. Поэтому здесь есть принципиальное отличие.

В 50-м псалме говорится: Во гресех роди мя мати моя. Вообще-то рождение ребенка – это Божье благословение. Почему же во гресех? Потому, что мать − человек грешный. И даже только что родившийся ребенок тоже грешный. Да, в нем еще грех не проявился, но в каждом человеке грех существует как зачаток. Все, что человек здесь, на земле, делает (и даже добрые дела, которые мы творим, казалось бы, ради Христа), к большому сожалению, он делает с грехом пополам. К этому всегда примешивается и гордость, и тщеславие, и корысть.

Не бывает, чтобы человек был совершенно свободен от страстей. В каждом человеке разная степень страстей: в ком-то видно гордость, лицемерие, тщеславие, лукавство. А бывает, что внешне человек кажется идеальным, праведным, а на самом деле он не такой. И святые, которые покаянием очистили свою душу, до конца своих дней плакали о грехах. Это современный человек иногда за неделю ни одного греха в себе не увидит. Приходит на исповедь и говорит: «Батюшка, я в прошлую субботу исповедовался. А за эту неделю грехов не припомнил. Допустите меня до Причастия, мне каяться не в чем». Человек прожил неделю как ангел? Просто он был чем-то ослеплен или отвлечен от размышлений о грехах и ничего в себе не увидел.

Конечно, каждый человек грешен, и только благодать Божия, снисходя на человека, способна очистить его и убелить его грешную душу, соделав ее достойной Царствия Небесного.

− До какой степени нужно копаться в собственных грехах? Очевидно, что можно глубже и глубже в это уходить. Есть ли грань между самокопанием (отчасти губительным для души) и возможностью не заметить свои грехи?

− Грех можно представить себе в виде каменной стены, которая разделяет Бога и человека и мешает их общению, воссоединению (как это было Богом задумано изначально). Достаточно сломать эту стену. Не надо копать вглубь, когда стена сломана: препятствия между человеком и Богом уже нет. А когда человек начинает углубляться, это не имеет никакого смысла. От того, что ты выкопаешь трехметровую яму, станешь ли ты ближе к Богу? Нет. Только потратишь силы и время на это. Может, нужно было их потратить на иное – на познание Бога, Который тебе открылся?

Наша задача – грех из себя изживать. Победить грех человек сам не может. Это совместный труд Бога и человека. Когда человек трудится, Господь идет ему навстречу. Чем усерднее труд человека, чем внимательнее он к себе, чем решительнее он противостоит греховным привычкам, тем действие Божьей благодати активнее.

− Вопрос: «У меня во время поста и праздников происходят сильные искушения в виде скандалов в семье и прочего. Означает ли это, что во мне бесовская сила? Или это нормально для христиан? У других вроде мирно проходят праздники…»

− Это ненормально, но и сказать, что в Вас бесовская сила, тоже нельзя. Просто бес подступает в праздник с тем, чтобы осквернить его для Вас и Вашей семьи. Поверьте, что не только к Вам подступают бесы в праздничные дни или дни причастия. Они пытаются у каждого человека, причастившегося Святых Христовых Таин, отнять благодать, полученную в этом таинстве: разгневать человека, вызвать обиду на кого-то, затеять ссору между близкими людьми, раздражить. И человек под действием духа раздражения, злобы, осуждения теряет благодать Божию, а дьявол добивается своей цели.

Созидательная сила – это Божья сила, и человек, причастившись благодати Божьей, по Промыслу Божьему должен был бы этой благодатной силой обновляться. Человек накануне причастия покаялся в грехах, испросил Божьего благословения и помощи. Господь подает ему помощь: ослабляет действующий в нем грех, чтобы человеку было удобнее с ним бороться. Но Господь такую силу человеку подает при условии, что он сам потрудится. Не просто: я причастился, успокоился, и меня уже ничем не заденешь, мой дух будет всегда мирен. Нет. Человеку придется бороться за мирный дух, за мир в семье − за все надо постоянно бороться. Если мы будем вести эту борьбу, не будем отступать, малодушествовать и отчаиваться, Господь будет нам споспешествовать и помогать.

У всех бывают искушения, и не всегда они мирно кончаются. Иногда люди забывают, что были в храме, и вспоминают только тогда, когда уже много чего сказали и сделали. А хорошо бы помнить: нести сосуд собственной души, наполненный благодатью Божьей, нужно очень бережно, чтобы не дать кому-нибудь его разбить.

− Вопрос телезрителя: «Как вести себя с неверующими людьми, когда не хватает терпения? И второй вопрос: можно ли подавать записки и молиться о душевнобольной, которая покончила с собой?»

− Начну со второго вопроса. Если есть свидетельство врачебное о ее заболевании, то можно. Потому что человек часто в болезни не контролирует себя и не отвечает за свои безумства. Про такого человека говорят: невменяемый. С одной стороны, он ничего не слышит и ничего не воспринимает. А с другой стороны, его поступки не вменяются ему в вину. Поэтому можно за нее молиться, записки подавать. Очень часто люди недоумевают: можно ли такого человек отпевать? Как правило, можно. Обычно священноначалие дает на это разрешение.

Теперь что касается терпения: его надо у Бога просить. У нас в душе собственного запаса терпения немного. У кого-то его хватает на две минуты, а у кого-то − на полчаса, но оно все равно кончается. Если человек потерпел больше получаса, про него говорят: у него ангельское терпение. Господу угодно, чтобы человек терпел и хотел терпеть. Он даже особо выделил терпение среди других христианских добродетелей, сказав: Терпением вашим спасайте души ваши.

Богу очень важно, чтобы человек встал на эту первую ступеньку лестницы, ведущей к смирению. Знаю, что бывает тяжело терпеть: у человека может быть трудный, тяжелый характер; он может быть навязчив, скандален. Если совсем невмоготу, можно выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Можно маленькими глотками попить святой воды с молитвой: «Господи, даруй мне терпение». Все равно нужно постараться потерпеть.

Если каждый день человеком взыскуется терпение, оно приведет его на вторую ступеньку лестницы – долготерпение. Нужно уметь долго терпеть. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда мы о чем-то Бога просим, а Он медлит подать нам просимое. И что нам делать? Не отчаиваться, не винить Бога и не бросать Ему упреки. Нужно терпеть. Иногда очень долго. Господь все слышит, все видит, все знает и хочет, чтобы мы потерпели.

Когда человек уже привык долго терпеть, он взойдет на третью ступень – смиренномудрие. Четвертая ступень – смирение. Это все постепенно постигается в течение жизни. А терпение – начало. Через ступеньку не перепрыгнешь.

− А что такое смиренномудрие?

− Это когда человек себя смиряет под действием ума: он напоминает себе о том, что должен вести себя смиренно. Пока это еще не качество его души, а усилие ума и души. А смирение – это состояние, когда человек не задумывается, как бы ему поступить смиренно. Он так живет. Он пронизан смирением, одет в него. Это уже свойство совершенного человека. И в нашей церковной истории такие люди есть. Они − величайшая драгоценность и назидание нам, порой не хотящим (или не умеющим) потерпеть элементарную неприятность, не связанную ни со здоровьем, ни с достатком, ни с нашим привычным окружением. Не бывает, чтобы всегда была хорошая погода, комфортная температура, отсутствие пыли и неприятных запахов. А зачастую человека раздражают даже такие мелочи. Надо с этим бороться.

− Вопрос: «Каждый день мне вспоминаются ранее совершенные (хотя исповеданные) грехи. В связи с этим впадаю в уныние. Это грех самоедства? Надо об этом на исповеди говорить?»

− Не надо себя этим снедать. Если у человека появился синяк, то он за один день не пройдет: как минимум несколько дней он будет о себе напоминать и болеть. Душа наша изрезана грехами, которые кровоточат; многие раны не затянулись и напоминают о себе. Но когда человек искренне кается, сожалеет о содеянном, просит Бога уврачевать эти раны, они начинают потихоньку затягиваться, хотя еще болят. Надо подождать, смириться и потерпеть. А если постоянно к этому относиться придирчиво, они, может, никогда не затянутся.

− Вопрос: «Как понять волю Божию, если в жизни посылаются какие-либо трудности (например, несправедливое увольнение с работы)? Нужно принять их со смирением или пытаться бороться?»

− Смиряться нужно обязательно, потому что Богом попущено такое испытание. Бывает, что увольнение несправедливое, а у человека нет альтернативы другой работы или возраст не позволяет найти другую работу (в предпенсионном возрасте сейчас сделать это очень сложно). У человека могут быть финансовые обязательства, и ему потерять работу никак нельзя. Тогда можно и побороться, но законным путем. Посоветоваться с юристами, получить грамотную консультацию у инспектора в трудовой инспекции, как себя вести и как действовать дальше.

Если же увольнение все-таки случилось и его не удалось избежать, не надо отчаиваться, ибо Господь ведает Вашу беду и нужду. Он обязательно поможет, но не надо Богу мешать. Люди часто впадают в злость, раздражение, осуждение, уныние и тем самым не дают Богу себе помочь. Вот в чем беда. Не Бог не слышит или не хочет помочь, а человек ставит себя в такую позицию, в которой помочь ему очень сложно (даже невозможно): он ничего не слышит и не воспринимает. Господь к нему взывает: «Потерпи». А человек настолько возмущен происшедшим, что просто не хочет терпеть. Он всем грозит, готов всех растерзать. Как ему в таком состоянии души помочь? Нужно всегда отдавать себе отчет, почему я так себя веду. Совсем неплохо постараться восстановить свои права, но со смирением. Господь очень часто возвращает человеку утраченное. Это было неким испытанием, искушением, и его должно пройти по Евангелию. Дьявол говорит Господу: «Прыгни с крыши. Ведь написано в Писании:  яко Ангелом Своим заповесть о тебе… на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Господь отвечает так же от Писания: не искушай Господа Бога твоего. Вот и нам надо отвергать такого рода искушения через Священное Писание.

– Вопрос телезрителя: «Человек не причащался, но искренне верил Богу. После смерти он не будет прощен, Господь его не примет? Второй вопрос: доходят ли молитвы матери о сыне до Бога?»

– Доходят. Материнская молитва имеет особую силу. Молящаяся женщина о своем сыне или о дочери не просто формально произносит слова, она молится от сердца, ее сердце болит о своих чадах, поэтому такая молитва Богу всегда слышна.

Вообще Бог слышит все молитвы; Он слышит все, что происходит в человеке, о чем воздыхает его сердце, хотя уста молчат. Какие мысли роятся в его голове и какой из них человек отдает предпочтение? Борется ли он за чистоту своих мыслей и души? Или попускает дурным мыслям властвовать в себе, а внешне создает вид смиренного и кроткого человека? Бог все видит.

Очень важно, чтобы наше прошение к Богу не было чтением некоего текста. Люди часто путают молитву и чтение молитв. В Евангелии нигде не написано: читайте молитвы. Господь говорит: молитесь. А молитва – это устремление всего человека к Богу, всех трех его составляющих: тела, души и духа. Тогда это та молитва, которую нам заповедал Господь и пример которой Он Сам часто давал, когда удалялся в пустынное место для молитвы. Поэтому просите, молитесь, и дастся вам по вере вашей.

Что касается того, как будет судить Бог каждого человека, нам неведомо. Мы веруем, что Суд будет праведный, строгий, милостивый. Для нас это тайна, и Господь в эту тайну никого не пускает.  Он нам строго-настрого запретил самим судить друг друга и не открыл нам Своей воли о том или ином человеке.

Мы знаем разные преображения человека в течение его земной жизни: когда человек из гонителя становился последователем Христа; из пьяницы становился исповедником; из распущенного, под действием благодати Божией, целомудренным. Бог будет судить каждого человека отдельно. Поэтому каждый человек должен приуготовить себя к этой встрече и к этому Суду. Каким будет Суд? Почитайте Евангелие от Матфея, 25-ю главу. Отрывок этот всегда читается в Неделю о Страшном суде перед Великим постом. Там написано, как это все будет происходить; хотя, конечно, это некий образ, но очень жизненный. Хорошо, если мы будем знать Евангелие и будем стараться исполнять его в своей жизни.

Как рассудить об усопшем человеке? Не надо судить, потому что мы молимся об усопших, веруя, что наша молитва не бесполезна; что этому человеку по нашей просьбе подается от Бога некое утешение. Какое? В каком виде? В виде надежды на будущее помилование, облегчения его страданий. Это не открывается нам. Но мы знаем и чувствуем душой (если искренне молимся), что молитва не бесполезна.

Человек, например, потерял родителя, душа болит об усопшей маме; но человек искренне помолился на отпевании об упокоении души, а потом говорит, что на душе полегчало, будто камень с души упал. Человек сам свидетельствует, что молитва очень много дала усопшему. Поэтому надо молиться и надеяться на милость Божью.

– Вопрос телезрителя: «Расскажите про рай. Чем люди там будут заниматься? Будут ли они работать для души, читать, творить, писать книги? Будут ли там гаджеты, видеоигры? Сможет ли человек путешествовать по миру?»

– Хочется построить себе рай привычный и созвучный нашей земной жизни. Конечно, гаджетов там не будет, компьютерных сетей, телевизора, даже привычного дивана. Там жизнь иная. Господь повелевает к ней готовиться, указывает на то, что будет важным в той жизни. А Господь говорит о качествах души.

Надо вспомнить заповеди блаженств. Что такое блаженство? Это высшая форма радости, которую может испытывать человеческая душа. Господь нам указывает, что ведет к блаженству. Блаженны нищие духом. О чем здесь идет речь? О смирении. Блаженны кроткие, то есть незлобивые люди, которые побороли в себе гнев, раздражение, недовольство. Блаженны милостивые, ибо милость всегда преклоняет к человеку и милость Божью, они помилованы будут. Лучше идти этим путем.

Некоторые представляют рай в виде некой картинки: домик на берегу тихой речки, рядом лужайка, лавочка, где можно собраться и посидеть с родственниками, которых любил в этой жизни; общаться, ходить в гости; немеркнущее лето, безбедная жизнь. Одним словом, чего хотел человек в этой жизни, то рисует себе в будущей. Но там иное. Если внимательно читать Евангелие, то нам откроется, что это такое.

Человек не может испытать на земле ту радость, которую Господь хотел бы дать каждому из нас в будущей жизни. Грех нам мешает прикоснуться к ней и ощутить ее, а также и дурные привычки, которые живут в нас. Мы даже не умеем радоваться друг другу. Обычно всегда побеждает зависть, если у кого-то что-то в жизни хорошо. Но даже если мы радуемся, эта радость несовершенна, потому что она чем-нибудь омрачается, какой-нибудь собственной скорбью или завистью. Господь нас очистит от всех мешающих блаженству вещей. Мы ни в чем не будем нуждаться. Нам не надо будет ни есть, ни пить, ни спать, ни отдыхать, потому что эта радость, данная нам от Бога, все перекроет.

Кто-то спрашивает, как может радоваться и блаженствовать вечно человек, у которого дети оказались, например, не с ним. Отвергли Бога, в Церковь не ходили, вели ужасную жизнь: один от пьянства умер, другой от наркомании, кто-то заблудил. Как он может радоваться, если его дети в аду? Ответ на этот вопрос простой. Мы не знаем, что такое блаженство. Мы никогда его не переживали.

Иногда по милости Божьей мы испытывали некоторую неземную радость. Господь нам авансом подает прикоснуться к этому, чтобы мы искали это в дальнейшей своей жизни, чтобы память об этой радости нас подвигала трудиться ради Господа и искать ее в будущем. Как сказал Господь: ищите и обрящете. Рассказать об этом невозможно. Если Господь сподобит этой радости, она все перекроет: горести, переживания, расстройства, все нестроения земной жизни; ничто не помешает человеку быть в этой бесконечной радости.

Что будет дальше с людьми? Дай Бог, чтобы было кому-то о них на земле молиться. Очень важно нам с вами жить так, чтобы и в этой жизни люди были нам благодарны, и в будущем за нас молились, – это важно. Не хватит нам каких-то собственных измышлений о собственной «хорошести». Если люди будут молиться о нас – значит, мы жили так, как учил Господь.

– Вопрос телезрителя: «Говорят, что христиане должны достичь того, чтобы их не хвалили за добрые дела. Как быть, если хвалят?»

– Не нужно тщеславиться от того, что хвалят. Хотя нормальным людям свойственно благодарить за добрые деяния. Благодарность неизбежна, иногда очень пышная. Не надо ее воспринимать всерьез, потому что Бог – Творец, Он нас призывает к соработничеству. Бог решил помочь некоему человеку, слыша его молитву и видя его нужду. И Он хочет, чтобы мы поучаствовали в добром делании, которое Он хотел бы этому человеку дать.  И вот Он призвал нас к участию в этом. Через нас Бог помог.

Если человеку нужны были деньги, Бог дал нам их, чтобы мы передали этому человеку. Если нужно было доброе слово, Господь нам вложил в сердце это слово и привел этого человека к нам, чтобы мы смогли его утешить.

Не надо думать, что человек настолько велик, что может творить все сам от себя. Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Злые дела, конечно, можем; это от нашего злого сердца, злого умысла и злой привычки – это все без Бога; а доброе – не может быть без Бога. Человек даже сказать: «Прости меня», – без Бога не может, потому что Бог его сердце склоняет к тому, чтобы попросить прощения; это Бог ему споспешествует покаяться в своей неправоте.

Так же во всем остальном. Если мы будем воспринимать все доброе, что нам удается сделать, как дар Божий (мы в этом призваны были поучаствовать), то нам никогда не будет во вред похвала, которая направлена в наш адрес. Не надо никогда тщеславиться, это очень опасная вещь. Иногда человек помолится, и ему кажется, что он сегодня хорошо помолился. Эта мысль от лукавого. Может, и неплохо он помолился, но одной этой мыслью всю благодать (которую Господь в этой молитве подал) растерял. Может, молился целый час, а мысль мелькнула за доли секунды. И если ее не отвергнуть, а принять и еще полюбоваться собой – начинай все сначала.

– Ваши пожелания телезрителям в завершение передачи.

– Читайте Священное Писание, вчитывайтесь в каждое слово Господне, размышляйте о нем, складывайте его в своем сердце. Как Богородица складывала в Свое сердце слова, которые люди говорили о Сыне Ее. Он еще был совсем Младенцем, когда были произнесены пророческие слова, которые потом вспомнились. Очень важно складывать нам в своем сердце то, что говорит Господь. Может быть, сегодня мы эти слова не до конца понимаем, но они очень помогут в нашей будущей жизни.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​