Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин)

6 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Мы всегда должны просить прощения за свои ошибки. Но в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга по-особенному. Почему?

– Прощеное воскресенье – особый день, день перед началом Великого поста. Сегодня священники уже облачились в темное. Завтра начинается Святая Четыредесятница – особое время молитвы, поста, духовного искания и внутреннего делания. Мы пытаемся примириться сами с собой, со своими близкими, с окружающим миром, чтобы наши труды были более плодотворны в эти святые дни, чтобы с миром в сердце вступить в Святую Четыредесятницу.

Нужно стяжать «дух мирен», искренне испросить прощения друг у друга, забыть обиды. Часто обиды бывают очень мелочные, но они разрушают семьи, взаимоотношения старых друзей. Они не стоят того, чтобы обращать на них внимание. Враг рода человеческого вселяет в наши сердца сомнение, расстройство, и на самом деле это все пустое.

Сегодня мы примиряемся друг с другом. Нужно стараться искренне прощать и просить прощения. Господь ведает наши сердца. Насколько искренне мы попросим прощения, настолько и нам будут прощаться наши грехи. Давайте постараемся пройти эти святые дни с любовью в сердце, со стяжанием духа мирного. И тогда, может быть, Господь как-то преобразит нас лично и окружающий нас мир. Может быть, мы станем смотреть на него совершенно другими глазами, наше духовное состояние станет чуть-чуть лучше.

– Часто в жизни, во взаимоотношениях с коллегами, с подчиненными, возникают конфликтные ситуации. Чаще, чем хотелось бы. В церковной сфере принято, что бы ни случилось, говорить: «простите». Когда я учился в семинарии, то замечал, что порой мог сказать «простите» раз десять за день, а в целом никакого раскаяния не было. Как правильно просить прощения? В каких случаях не надо просить прощения?

– Прощения нужно просить тогда, когда мы это истинно осознаем, когда мы хотим, чтобы нас простили. Тогда и ответная реакция будет совершенно другая. Если мы делаем это формально, боясь за свою должность, за свое пребывание в учебном заведении, надо это осознать. Если наше прощение идет из сердца, в следующий раз мы уже не будем этого совершать. Соответственно, и реакция того, у кого мы просим прощения, будет такой. Если он простит, то искренне. К сожалению, мы и сами перед собой не всегда бываем правдивы, порой говорим «простите» сквозь зубы, сжимая в кулак свою гордость, гордыню, не пытаясь преодолевать это. Не всегда прощение исходит из глубины сердца.

Вопрос от телезрителя: «В Евангелии есть такие слова: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. И есть такие слова: коварный, лукавый смущает меня. Как правильно понять эти слова? Может, просить о помощи, чтоб не смущал

Не заботьтесь о завтрашнем дне – значит: живите сегодняшним днем. Это не значит, что не надо строить каких-то планов, в этой жизни к чему-то стремиться. Это значит благодарить Бога, что есть сегодняшний день, потому что завтрашнего может и не быть. В Евангелии есть хороший отрывок в притче о неразумном богаче. Он говорит: «Я построил большой амбар, сложу в него все свое большое состояние, которое нажил, и можно ничего не делать. Душа, ешь, пей, веселись». Что ему Господь говорит? «Безумный человече, сегодня ночью душа твоя будет изъята, и кому все это достанется?»

В евангельском чтении говорится о том, что нужно жить сегодняшним днем, а когда придет завтрашний день, Господь поможет, укажет, как идти. Конечно, нужно что-то планировать, стараться делать. Но в моей жизни часто случается так: как только запланируешь что-нибудь, все идет наперекосяк, всегда вмешиваются какие-то обстоятельства, планы начинают рушиться, приходится срочно выполнять какую-то другую работу, о которой ты совершенно не думал и не гадал. Господь управляет, Господь помогает.

– Почему так сложно бывает просить прощения?

– Потому, что в сердце нет любви.

– Что делать, когда чувствуешь, что прав, но тебя вынуждают просить прощения? Может, ты обещал это сделать потому, что так принято, или ищешь в этом свою выгоду.

– Надо постараться обдумать все без эмоций. Подумать, насколько все-таки я прав и насколько то, о чем я думаю, нужно и перспективно. Не всегда это бывает правильно. Опять тут может быть наше самомнение, наша гордыня, мол, мы всегда знаем лучше, как нужно.  Не всегда получается лучше, когда человек, поступая на место начальника, воплощает в жизнь свои идеи и мысли, которые не принимались.

Прежде всего надо взвесить все на трезвую голову и принять решение. Если вы всё взвесили и считаете, что вы правы, умейте отстаивать свою точку зрения. Иначе это лицемерие перед самим собой и окружающими людьми. У святых мучеников и новомучеников тоже был выбор. Они могли склонить голову, но стояли за веру до конца, не предавали ее.

– Если считаешь, что тебе за что-то не стоит просить прощения, то и не нужно этого делать?  Нужно объяснить человеку, что не будешь просить прощения потому, что не считаешь себя виноватым?

– Ситуации разные. Одно дело, когда это касается работы, другое дело, когда это касается личных взаимоотношений. Иногда в личных взаимоотношениях ты можешь быть тысячу раз прав, но проще попросить прощения. Господь показывает, у кого больше мудрости. Но это должно идти из глубины сердца. Если есть любовь внутри тебя, если она лежит в основе твоей жизни, то тогда все будет искренне и хорошо. А когда это все мудреное, запутанное, закрученное, ничего хорошего не получается.

Если человек вменяемый, с ним можно сесть, поговорить. А если он невменяемый, что ему объяснять? У меня есть друг священник, у него такое кредо: «Если у меня спрашивают, верблюд ли я, отвечаю: да, двугорбый. Если человек спрашивает именно это, он уже уверен, что я верблюд. Зачем я буду ему доказывать, что это не так?» Доказывать можно тому, кто готов тебя услышать. В современном мире люди очень часто не хотят слышать, не умеют слышать. Они настаивают на своей точке зрения и не хотят слышать точку зрения других. Они пытаются навязать свою волю, не слушая окружающих людей. Это очень важно: научиться слушать, слышать и вести конструктивный диалог.

– Часто даже в масштабах целой страны приказывают просить прощения. Можем ли мы просить прощения за наших предков?

– В чем наши предки виноваты? Наоборот, многие должны бы попросить прощения у наших предков. Но не мы. Я не думаю, что мы кому-то делали что-то плохое.

– Например, за дедушку, прадедушку попросить прощения.

– За что? За то, что дедушка от фашизма спас? Что миллионы людей имели возможность на протяжении многих лет жить в мире? За то, что он не жалел своей жизни, и многие положили свои жизни на фронте? За то, что спасал чужих детей, закрывая их своей грудью? Сложно сказать. Конечно, в истории войны не может быть все идеально. Везде встречаются люди хорошие и плохие. Но я считаю (по крайней мере, что касается нашего Отечества), нам не за что просить у кого-то прощения.

– Что дает прощение тому, кто извиняется?

– Тут не надо ждать чего-то от Бога. Человеку дается внутренний покой.

А если покоя нет?

– Значит, неискренне просил прощения и сам не прощал.

– А если просишь прощения не совсем искренне, но понимаешь, что этим проявляешь какой-то акт любви по отношению к человеку? Переступаешь через себя, получаешь прощение, но даже не понимаешь, что произошло. По любви ли это?

– Нет. Это не акт милосердия. Это гордыня. Если не можешь простить (даже если, может быть, и прав был в ситуации), значит, твоя любовь к этому человеку не настолько важна. Не настолько мы умеем жертвовать. Что такое любовь? Это не та страсть, которую нам сегодня пропагандирует окружающий мир. Любовь – это жертва. Когда мы умеем жертвовать своими амбициями, своим видением чего-то, не предавая себя, но уступая где-то близкому человеку. Это очень сложно.

– Вопрос от телезрителя: «В Евангелии Христос говорит: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. То есть прощение должно быть за конкретное действие, чтобы человек, который согрешил, мог принести покаяние? А то получается, мы прощаем пустоту, неизвестно кому, неизвестно что, сплошная кампанейщина с прощением.  Что делать, если ты попросил прощения, а человек говорит: «Я тебя не прощаю, ты не совсем искренний»?

– Я полностью с Вами согласен. Мы как раз не о кампанейщине говорим. Что делать? Ну, пусть это будет на совести человека, если вы искренне попросили прощения, а он не верит. От меня не убыло, я искренне этого хотел. Господь Сам управит. Так же и с исповедью; человек приходит на исповедь и должен покаяться в конкретных грехах: в этом я согрешил, в этом каюсь, от этого буду стараться избавляться.

Очень часто человек приходит на исповедь, а конкретного греха не называет, не осознает. Так и в прощении. Главное, чтобы это искренне исходило из нашего сердца. Когда есть искренность, Господь все покрывает.

– На Прощеное воскресенье в храме все прихожане просят друг у друга прощения. А кто-то первый раз пришел в общину. Стоит ли просить прощения у тех людей, которых видишь первый раз и ничего плохого им не сделал (и они тебе тоже)?

– Смысл заключается в том слове, которое говорит священник перед самим чином прощения, о том, на что мы настраиваемся. Даже этот, казалось бы, технический момент, когда мы подходим друг к другу, сближает людей. Я как священник многих вижу первый раз, может быть, не всех знаю по именам, но я искренне хочу попросить прощения и надеюсь, что и они приходят с таким же открытым сердцем. Мы просим не столько друг у друга, сколько через каждого из нас у Бога за соделанное нами. Он Сердцеведец наших помышлений. Человек сотворен по образу и подобию Божию. Господь поэтому и принимает наше покаяние, если оно искреннее.

– Очень важный вопрос: нормально ли просить прощения в мессенджерах, делать рассылки с картинками, писать посты: «Простите меня за все»? Будет ли от этого толк? Это бич нашего времени. Я уже получил их штук сто.

– Можно написать, можно позвонить.

– А если ты попал в рассылку какого-то человека?

– Вопрос уже более технический: как мы относимся к чину прощения. Бывают очень забавные картинки. Мне сегодня присылали открытку, там очень умилительный ребенок со сложенными ручками и надпись: «Простите меня, если я согрешил». Это дурное влияние современного мира. Мы живем в мессенджерах, телефонах, компьютерах,  планшетах. Мы многое разучились делать. По телефону еще можем разговаривать, но разучились писать письма.

Переслать картинку гораздо проще. Но ведь и тут человек потрудился: нашел где-то картинку, которую тебе прислал. Я стараюсь картинками на картинки отвечать.

– Их же оружием, как говорится. Действительно, тем ценнее, когда видишь, что человек сам что-то написал.

Вопрос от телезрителя: «У меня попросили прощения. Как правильно ответить? Что делать, если я не могу простить?»

– Бороться с собой.

– Это не совсем честно будет по отношению к себе.

– Если у вас искренне попросили прощения, разве ничего не меняется в том человеке, который это попросил? Если мы просим прощения, значит, осознаем, что в чем-то виноваты. Если мы в чем-то виноваты, то должны избавиться от этого в своей жизни. А уж если мы видим, что человек просит прощения и пытается избавиться от этого, и не прощаем его, то это вопрос к нашему внутреннему духовному состоянию: насколько мы сами хороши и насколько нам самим надо просить прощения и у человека, и у Бога.

– А можно ли сказать: «прощаю, все нормально», но в душе не простить, только видимость создать?

– А что дальше? Это твои проблемы. Это будет тебя пожирать. Другой уже спокойно живет, а ты мучаешься. Как в анекдоте. Мойша не спит, потому что должен завтра вернуть долг Абраму, а у него нет денег. Сара будит Абрама и говорит: «Он тебе долг не отдаст». А потом говорит Мойше: «Спи спокойно, пусть теперь он не спит». Наши проблемы должны быть нашими. А чужие проблемы – чужие. Человек искренне попросил прощения и забыл об этом. А мы начинаем себя накручивать. Даже если вы не хотите дальше с ним общаться, искренне простите его, забудьте, что было, и живите дальше.

– Вопрос от телезрителя: «Как причащаться, если кого-то не простил и не можешь простить?»

– Мы об этом и говорим. Надо искренне простить.

– Это получается причастие в осуждение?

– Мы приходим на исповедь и часто каемся в одних и тех же грехах. Мы покаялись, пришли к Причастию, но потом опять этот грех совершили. В осуждение это или нет? В тот момент, когда каялись, мы искренне хотели избавиться от этого греха, но внутренних духовных сил в какой-то момент не хватило. Конечно, с прощением немножко по-другому. Мы осознанно к этому подходим. Мы осознанно не прощаем. Мы ищем причину, почему мы не можем простить. Но мы никогда Богу не задаем вопрос: «Господи, Ты прощаешь нас?» Мы уверены, что Господь прощает нас, когда мы приносим покаяние. Он не ставит нам никаких условий. Кайся искренне. А если покаяние неискреннее, то и прощение тоже. Тогда и к Причастию ты подходишь в таком же в состоянии.

– Можно ли в таинстве Исповеди сказать священнику, что ты каешься, но никак не можешь простить человека?

– Это грех, в котором ты каешься.

– Можно сказать священнику, что, даже если каешься, продолжаешь ненавидеть и не прощать?

– Об этом нужно говорить. Священник в этот момент как доктор. Он будет пытаться найти возможность уврачевать ваше сердце, ваше сомнение, помочь решить ваши проблемы, которые есть в данном вопросе. Если не сможет их полностью излечить, то, по крайней мере, даст какую-то «таблеточку», чтобы начать путь выздоровления.

– Какие это «таблетки»?

– В каждом конкретном случае разные, общей терапии нет, протокола лечения не предусмотрено. Надо стараться идти к священнику, которого вы знаете, который знает вас, чтобы получить более квалифицированную помощь. Когда мы идем к врачу, которого не знаем, который не знает нас, не знает ни нашей жизни, ни нашего образа жизни, он смотрит по кардиограмме, еще по каким-то исследованиям. Высококлассный специалист сначала узнает, как человек живет, чем занимается, и после этого при совокупности медицинских исследований и данных беседы назначает какое-то лечение.

Можно назначить лечение, но человек в силу своего образа жизни не сможет его выполнять. Значит, надо как-то это скорректировать, чтобы была польза. Так и в духовном плане. Незнакомый священник совсем не знает нас, не знает ситуации, в которой мы живем, в которой происходили те или иные события. Рассказать это подробно на исповеди не всегда удается. Другое дело, когда вы приходите к человеку, которого знаете, который знает вас. Вы говорите о проблемах, что есть в вашей душе, в вашем сердце, и он сможет реально вам что-то посоветовать, дать рецепт излечения.

– Господь может простить без исповеди, когда мы искренне сами просим прощения? Например, сделал что-то плохое и тут же себя одергиваешь, говоришь: «Господи, прости меня, грешного».

– Многие спрашивают: «А зачем вообще в храм ходить? Зачем на исповедь ходить? Я дома перед иконой плачу и искренне каюсь в своих грехах. Господь знает. Он прощает меня». Но для чего-то Господь создал такой институт, как Церковь. Для чего-то Он в этой Церкви поставил священника, чтобы тот вел духовное руководство. Для чего-то Он наделил его правом прощать и разрешать от грехов, которые человек совершает.

На исповеди перед священником искреннего покаяния добиться сложно. Но перед Богом лукавить нельзя. Он все знает. Прячься не прячься. Священнику можно что-то недоговорить, скрасить, можно одно слово пропустить, и будет совсем другой смысл. Но когда мы знаем друг друга, начинается совершенно другая духовная беседа и совсем другое духовное делание.

– Вопрос от телезрительницы Елены из Подмосковья: «Я давно читаю Псалтирь.  Когда душа болит, читаю акафист «Слава Богу за все». Прочитаю, и мне спокойно.  Но мне сказали, что так нельзя делать, надо каждый раз подходить к батюшке за благословением на чтение Псалтири».

– Дорогая Елена, никого не слушайте. У нас все знают, как надо спастись, только сами часто этим путем не идут, не спасаются. Безусловно, в духовном делании надо иметь руководителя.  Когда пытаетесь что-то сделать, возьмите благословение у священника, но не на каждый свой шаг. Скажите: «Батюшка, хочу читать Псалтирь». И батюшка посмотрит – готовы ли Вы сейчас читать Псалтирь. Иногда мы беремся за высшую математику, не зная азов бытия. С другой стороны, человек начинает читать Псалтирь и начинает настолько в нее вникать, что после этого и молится более усердно, потому что в Псалтири сокрыт очень глубокий смысл.

Есть такой фильм – «Притчи» (белорусский многосерийный художественный фильм,  пять серий, которые сняты с 2010 по 2018 год студией во имя святого исповедника Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря по мотивам известных христианских притч). В одной из серий рассказывается притча о том, как  семинаристы во главе с большим архимандритом  приехали на один остров, где  жили три старика-рыбака. Архимандрит стал расспрашивать этих рыбаков, как они молятся. Рыбаки отвечали, что молитв они не знают, а есть у них иконочка Пресвятой Троицы, вот перед ней они молятся: «Трое нас и трое Вас. Господи, помилуй нас!» Архимандрит вместе с семинаристами весь день учили их, как правильно молиться, как читать «Отче наш». Возвращается архимандрит в шлюпке обратно на корабль и рассуждает, какие дремучие люди есть: элементарных молитв не знают.  Перешли они на корабль, стоит архимандрит на палубе и вдруг видит, как эти три мужика бегут по воде и кричат: «Отче, отче! Забыли, как молиться! Повтори!» – «Как молились, так и молитесь», – ответил архимандрит. Фильм можно найти и посмотреть в Интернете. Он для нас очень поучительный. Поэтому как читали акафист, так и читайте, когда сердце Ваше просит.

 Другое дело, когда мы приходим к священнику и говорим: «Батюшка, мы хотели бы читать акафист за этого человека. Благословите». Если батюшка благословляет, тогда вы непреложно должны это совершать, потому что благословение получили.  Слава Богу, что Вы читаете акафист «Слава Богу за все». Рекомендую Вам съездить на Введенское (немецкое) кладбище в Лефортово, на могилку владыки Трифона, составителя этого акафиста, помолиться на его могилке, чтобы он тоже Вам помог, если Вы так почитаете его акафист. Поэтому молитесь так, как молились. А если есть сомнения – придите в храм к священнику, а не к тетушкам, которые, как им кажется, порой знают больше, чем наши батюшки, что и как надо правильно в этой жизни делать.

 – Есть такое суеверие: если у батюшки благословение не спросишь, то молитва не пойдет.

– Сейчас это уже не совсем так. В дни моей молодости в храме, куда я ходил, было очень много народа. Тогда подойти к подсвечнику, поставить свечку было практически невозможно; не так, как сейчас. Место есть всегда, как правило.  Раньше народ стоял плотно, протиснуться было невозможно.  Свечи передавали друг другу. И были такие, особо «благочестивые», которым, не дай Бог, не с той стороны свечку подашь! 

 – В детстве, приходя в Лавру, мне нравилось убирать подсвечник. Когда свеча тает, воск течет и образуются наросты. Считалось, что это грехи человека, и если ты их снимаешь, то и грех забираешь. Я смотрел: эта свеча потекла, а эта не потекла; значит, этот грешен, а тот нет. Я даже в семинарии об этом думал. Мы в детстве смеялись, но кто-то искренне в это верит.

– К сожалению, очень много от язычества берется. Никак из сердца народа мы это изжить не можем, поэтому очень много бытовых поверий. Особенно что связано с погребением покойных. В каждом районе своя особенность. Иногда начинают задавать вопросы, а не знаешь, как на них ответить, потому что к церковному уставу это никакого отношения не имеет. Сказать, что не надо так делать? Но если у вас так принято делать, ради Бога – делайте.  Еще раз скажу, что к церковному правилу это не относится.

– На первой неделе поста будут особые богослужения. Можно прийти в эти дни в храм и помолиться. Можно ли в этом случае опустить утренние или вечерние молитвы, если человек придет с утра на 3-й час?

– Не надо искать замены чего-то одного другим.  Во время поста мы начинаем искать замену скоромным продуктам – постную сметану, постное масло, соевую, вегетарианскую колбасу.  Смысл поста не в замене одного продукта другим, а в сокращении пищи, в умерщвлении своей плоти. Больше надо думать о внутреннем, духовном.  Так же надо относиться и к молитвенному правилу.

Могли бы Вы посоветовать к обычному молитвенному правилу, к утренней и вечерней молитве, что-то еще почитать? Например, Псалтирь или еще что-то. Есть ли у Вас какие-то советы, что Вы говорите своим прихожанам?

– Во­-первых, дорогие мои, я бы посоветовал вам начать поститься. Может, не очень строгим постом, это вы со своим духовником или священником обговорите и согласуйте. Во-вторых, с первой недели поста первые четыре дня будет происходить совершенно великолепное богослужение – Великий покаянный канон Андрея Критского, на который я рекомендую походить всем. Послушать его, вникнуть в слова, которые там произносятся. Это богослужение особенное, оно совершается раз в году.

Не опускайте утренних молитв своих, совершите это утреннее делание. Не у всех будет возможность совершать утреннее правило, молиться с утра в храме – кому-то на работу надо идти.  Но вечером, после работы, старайтесь провести время с Богом в храме, куда вы привыкли ходить, или в ближайшем к вам храме.  Это настраивает нас на дальнейший пост. Постарайтесь в воскресные и праздничные дни особо обратить внимание на свою духовную жизнь. В обычные дни мы позволяем себе лениться. Сейчас постарайтесь преодолеть себя, не пропускать этих богослужений.

 Взять ли какой-то особый подвиг на себя? Старайтесь не сокращать того, что есть. Уж очень часто мы в своей жизни что-то сокращаем. Мы берем на себя какие-то большие подвиги, а малого не делаем. Будьте верны Господу в малом, и Он во многом вам поможет и укрепит. Все приходит по зову вашего сердца. Не пытайтесь взвалить на себя непосильную ношу.

– Вопрос от телезрителя: «Батюшка, мне за 60 лет, я очень мучаюсь и страдаю. В молодости все мы совершали ошибки, особенно перед родными людьми. Как попросить прощения у тех, кто уже умер? У родителей, у родных.  Я испытываю сильнейшие душевные муки, они просто раздирают и терзают душу. Не сплю ночами, думаю: «Господи, как мне попросить прощения?» Исповедуюсь, но исповедь не помогает. Ничего не помогает».

– Ваши муки – это тоже искушение от врага рода человеческого, потому что все надо делать своевременно, тогда, когда человек живой.  Постарайтесь не допускать того, в чем Вы себя считаете виноватой перед людьми, которых уже нет, по отношению к тем, с кем Вы сегодня общаетесь, с кем сегодня живете. Своим внутренним духовным страданием Вы не поможете ни им, ни себе. Сокрушаться об этом – неправильно. Если бы Вы действительно стремились получить прощение, то задумались бы, что можете сегодня сделать для этих людей.

К сожалению, то, что прошло, изменить уже невозможно. Можно изменить сегодняшний день, можно попытаться изменить завтрашний день, невозможно изменить вчерашний день – он уже прошел. Что мы можем сделать для этих людей сегодня? Мы можем молиться за них искренней и тихой молитвой. От того, что мы плачем и не спим ночами, ни им, ни нам пользы никакой нет. А если мы будем предстоять перед Богом, перед иконочкой дома, в дни особых поминовений в храме (или когда сами бываем в храме, молиться в общей молитве за этих усопших), то это будет для них польза, это будет искуплением за то, чего мы не успели дать им при жизни. И конечно, это должно быть для нас примером того, чего мы не должны делать сегодня по отношению к тем людям, которые окружают нас.

– Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие мои, сердечно желаю вам в дни Святой Четыредесятницы, которая к нам идет, не страшиться ее и не бояться. Пролетит она так же быстро, как пролетают наши с вами дни земной жизни. То, что сегодня нас пугает, завтра будет казаться быстротечным и совсем не таким страшным. Уповайте на Господа. Господь всегда будет рядом с вами, если вы будете рядом с Ним. Он никогда не оставляет нас. Он всегда помогает и укрепляет нас. С Богом для нас, верующих людей, не бывает безвыходных ситуаций – бывают временные трудности, но это тоже надо понять, прочувствовать, осознать, и тогда Господь будет вас укреплять. Желаю провести вам эти дни в духовном мире, в духовном возрастании, в стяжании дара молитвы, дара покаяния, чтобы, пройдя тернистым путем Святой Четыредесятницы, пусть немножко, но усовершенствованными духовно и обновленными прийти к празднику Пасхи Христовой и возрадоваться о воскресшем Господе и Спасителе нашем.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Ксения Комарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать