Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин

5 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

– Вы счастливый человек?

– Считаю, что да. Я счастлив в служении Богу. Наконец, после долгих поисков, я схватился за ту ниточку, которая приносит мне радость, утешение. Я думаю, многие священники присоединились бы к этому ответу. Особенно те, что не от младых ногтей пришли в священники. Мы знаем священников, которые были военными, участвовали в боевых действиях. Сейчас они стали священниками и счастливы, потому что воинский дух в них сохранился, они могут приложить его в служении Богу. Я знаю немало людей, которые до своего рукоположения, имея прекрасное образование и порой занимая руководящие посты, не могли найти утешения в сердце, не были счастливы. Смысл этого слова – быть частью Бога, иметь часть Бога в себе.

Девушка говорит: «Как я счастлива, купила новые туфельки!» Ты радостна, тебе весело от того, что ты купила новые туфельки, но это не счастье. Быть счастливой с Богом, то есть иметь часть Бога в своем сердце – вот действительно счастье. Счастливы те люди, которые нашли возможность служить Богу. Необязательно в качестве священника, это может быть любая профессия, в которой человек находит утешение своему сердцу. Человек может уставать, к концу рабочего дня нервничать, но он говорит: «Я счастлив! Я очень устал, но я счастлив».

Я видел таких счастливых рабочих в цехах, видел таких людей творческих профессий. Сам знаю одну женщину. Она детский врач со стажем тридцать пять лет. До сих пор ходит по вызовам, поднимается по этажам домов без лифтов. Неоднократно к ней обращался: «Тебе же позволяет возраст, ты можешь идти на пенсию». А она говорит: «Батюшка, я счастлива в своей профессии, мне хочется до последнего дыхания исполнять свой долг». Радуешься за таких людей, они нашли свою счастливую ниточку, счастливый лучик, за который держатся, он освящает их путь, согревает сердце.

– Вопрос телезрителя Игоря: «Насколько корректно в христианской традиции говорить о счастье? Может ли христианин стремиться к земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни?»

– Более высокие цели или земное счастье? Это зависит от духовного роста самого христианина. Например, добрая бабушка, христианка, счастлива в своих внуках, с удовольствием за ними ухаживает, печет им пирожки, встречает каждый раз, когда они к ней приезжают. Она говорит: «Я счастлива, вижу своих детей, внуков, жду правнуков». Разве это не земное счастье? И вправе ли мы сказать, что она не к тому стремится? Она в этом служит Богу, она в этом имеет счастье от Бога.

А монах рассказывает о своем счастье, когда еще затемно он встает, поднимается на гору, молится на горе, потом, совершенно усталый, возвращается, но глаза горят, сердце пылает счастьем. Он счастлив тем, что он поговорил с Богом. И тот человек прав, и этот человек прав. Дай нам Бог находить счастье по нашим христианским критериям в том служении, которое мы избираем. Если мы добросовестно относимся к своим обязанностям, не лукавим, не фальшивим, Господь даст нам почувствовать, где мы будем счастливы.

– Счастье – это мир с самим собой. Выбор устроенной жизни, выбор профессии, когда ты можешь принести пользу и тебе нравится этим заниматься. Тогда внутри у тебя все в порядке.

– Только бы не окунуться в эгоизм, гордыню. Такой человек никому не приносит пользы. Он не приносит вреда, но и пользы никакой. Он ходит на работу, тихо отсиживает свой рабочий день и считает, что счастлив, что ему ничего не надо, только не трогайте его.

– Избегает каких-то проблемных ситуаций.

– Не помогает никому в решении проблем, в тихом уголочке забился. Он тоже считает, что счастлив.

– Но ему же хорошо в этом состоянии. Что в этом плохого? Личное его счастье. Даже может быть польза от того, что он неконфликтный человек.

– Как православные христиане мы стараемся все-таки свое счастье строить по Евангелию. Хоть чуть-чуть, понемножечку. Господь Иисус Христос наставляет нас в Нагорной проповеди, в других евангельских наставлениях: православному христианину нужно отличаться от язычника, от жесткого материалиста, находить счастье там, где будет Бог в сердце. Когда рабочий добросовестно делает свое дело, он своими изделиями служит для других людей. Бабушки, которые заботятся о своих внуках. Разве мы не знаем бабушек, которые отказались ухаживать за внуками? Сказали: «Дети, вы выросли, дайте мне пожить для себя». И она счастлива, понеслась к теплым берегам или еще куда-нибудь с подружками. Она тоже счастлива. Но я думаю, от христианства это очень далеко.

– То есть обязательно нужно чем-то жертвовать? Собой? Может быть, даже из-за этого страдать, испытывать дискомфорт? Когда жертвуешь чем-то, ты чего-то лишаешься.

– Обязательно. Когда человек от души жертвует, жертвует ради Бога, он становится счастлив. Это мы со стороны думаем, что он страдает. Но он счастлив, и он не считает для себя это страданием.

– Мы по себе меряем и думаем: бедный, несчастный.

– Христианское счастье – это уметь жертвовать собой. Господь нас к этому призывает. Пожертвовав Собой для нас, Он научил и нас стремиться к этому счастью, чтобы мы не замыкались, не превращались в эгоистов, чтобы научились быть счастливыми, служа другим. В какой мере ты можешь служить, большой или малой, это уже Господь знает по твоим силам, возможностям, характеру, воспитанию. Самое главное – стремиться к этому служению. Счастливы те люди. Посмотрите: с кем ни поговоришь из людей, которые помогали другим, они все счастливы. А масса людей, особенно в последние годы, которые стали жить для себя (у них жилье лучше, машина лучше, отпуск стал лучше), несчастливы, они всё что-то ищут, мечутся, все их раздражает. Они хотят еще больше. Не находит человек счастья. Жалко тех людей. Жалко как людей, которые больны. Нам жалко человека, когда он заболел. Так же жалко людей, которые живут для себя, гребут все время под себя.

Дай Бог нам быть счастливыми по-христиански, счастливыми в своей жертве, в своем служении (в большей или меньшей степени). Если еще кто-то не спохватился, давайте спохватимся. Сколько нам Господь времени дает? Послужить можно по-разному. Сегодня, например, в храмах служились молебны о сохранении творения Божия. Молебен о сохранении окружающей среды, то есть всего, что сотворил Бог для нас с вами, будь то животные, деревья, травы. Как послужить другому, как послужить Богу, побывав на таком молебне? Возьми мешок для мусора, выйди из храма и посмотри вокруг, не валяются ли пустые бутылки, мусор. И это уже тоже твое служение. Собрался в лес с детьми – убери после себя. Мне понравилась мысль одного лесника, говорит: раньше мы обращались к людям, чтоб они не ломали деревья, не жгли большие костры, а сейчас просим людей постараться, чтобы место отдыха после их ухода выглядело так, как будто здесь никого не было. Это немаловажно. Это тоже служение Богу. И в этом тоже надо находить счастье. Немало людей в этом счастье находят. Человек, крепкий спортсмен, на велосипеде уехал на берег реки и, пока два часа там был, собрал пятнадцать мешков мусора. Завязал их, вытащил на край дороги, знал, что будут ехать спецмашины уборочные и мешки заберут. Человек отдыхает и счастлив тем, что он собирает мусор. Замечательно.

– Он делает добро тем, кто о нем даже никогда не узнает.

– Абсолютно. Эти люди даже не скажут спасибо этому человеку. Они просто будут видеть чистую травку, чистый берег. У них это будет вызывать радость. Малыши будут бегать вокруг. А человек послужил Богу. Можно быть счастливым и вот в этом. Уж не говоря о тех замечательных людях, которые вместе собираются, задаются целью и запутавшихся животных освобождают от цепей, от лески, от пластика. Целенаправленно на это работают. Это люди, которые много занимались спортом, ведь для этого нужно много сил, умения, чтобы животное тебя не покусало, когда ты его освобождаешь, оно же этого не понимает. Можно быть счастливым в этом. Радостно, что есть такие люди. Чем больше бы таких становилось, тем красивее была бы наша планета, осуществлялось бы практически то, о чем мы молим Бога. Вот мы отслужили молебен о сохранении творения Божия, а теперь давайте приложим свои силы. Помолились – затем хорошо потрудились. Это было бы замечательно. Составная часть слова «счастье» – быть частью Бога.

– Земное счастье помогает быть добрее к людям, более радостно молиться. Когда у близких все хорошо, дети рождаются, на работе хорошо, то тебе радостно, и ты этой радостью делишься с другими. И твоя духовная жизнь в этот момент тоже приобретает оттенки здоровости. Когда молодой человек выбирает профессию, не всегда это сопрягается с тем, что будешь пользу приносить.  Иногда выбираешь профессию там, где тебе больше денег платят. Как Вы думаете, многие так ищут место в жизни?

– Не очень простой момент. В Священном Писании даже мытари приходили к Иоанну Крестителю и спрашивали: что делать? Или воины приходили и спрашивали. И мы нигде не слышали, чтобы Иоанн Креститель говорил: бросай свою работу, иди на другую, занимайся другим делом. Оказывается, везде можно найти такую форму, когда даже греховная работа позволяет тебе делать минимум греха. Хотя бы минимум. Конечно, в идеале мы бы хотели, чтобы дети наши выбирали ту работу, которая будет приводить к спасению души. Но на любой работе можно прегрешать, а можно свести грех к самому минимуму.

Давайте помнить слова Серафима Саровского: спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Твоя цель заработать все деньги, какие есть? Чем больше человек зарабатывает, тем больше он стремится к еще большему заработку. Мы говорим с вами о счастье.  И если человек христианин и идет по пути спасения, то дай ему Бог на любой работе найти возможность спасаться. И чтобы вокруг тебя были люди, которые хотели бы быть счастливы, идя путем спасения.

Об этом мы должны спрашивать духовников, брать благословение у духовников. А то приходят: «Батюшка, благословите, на курорт еду. Чтобы отдых хорошо прошел». А если не благословлю, вы на курорт не поедете? Все равно поедете.  Батюшка благословил – это хорошо, конечно, но такие вопросы роли никакой не играют.  А когда дело касается выбора профессии, тут прийти к духовнику было бы очень важно. Тут многие прекрасно понимают, что батюшка может не благословить, а предложить что-то другое. И к батюшке боятся приходить с таким. В крайнем случае, могут сказать: «Батюшка, благословите, я сдаю вступительные экзамены». И потихонечку среди остальных прихожан растворяется человек. Он побаивается, что ему могут задать вопросы: а куда ты поступаешь, кем  будешь потом, а будешь ли ты пользу приносить, а будешь ли находить пути спасения в своей работе? Хорошо бы духовники были озадачены именно такими вещами – не столько профессией, сколько формой жизни своих духовных чад.

 «Батюшка, благословите поехать в отпуск…» – «Хорошо, благословляется первую неделю провести в монастыре на послушании, а потом едешь в отпуск». Брови поднимаются сразу, и начинается: «Вы знаете, я так готовился к отдыху...» Тогда зачем ты пришел ко мне за благословением? Ты и так в отпуск поедешь.

– С какими вопросами нужно идти к священнику? Священник  – посланник Бога, посланный свыше, поэтому отношение такое, что если он благословит, то и отпуск пройдет как по маслу.

– Очень много вопросов не к месту. Как и исповедь у многих. Приходят с какими-то мелочами, но ты понимаешь, что не это самое главное.

– Главное, чтобы польза была, о твоем месте в жизни. А где ты отдыхал – какая разница...

– Перед 1 сентября все родители, особенно бабушки, стараются прийти в церковь, чтобы дети причастились. Причаститься они могут и без исповеди. Но сплошным потоком идет: маму не слушаюсь, маму не слушаюсь... И разве священник скажет: не благословляю причащаться, пока не начнешь слушаться? И разве он начнет слушаться? Нет, конечно.

– Маму всегда не слушаются.

– Чем старше становятся, тем больше не слушаются.  Должна быть серьезность исповеди. Батюшка благословил всех детей: идите к причастию. А бабушки говорят: «Нет-нет, исповедуйте моего ребенка обязательно, ему вчера 7 лет исполнилось». В чем его исповедовать? Он и так боится священника, весь бледненький, трясется. Чего его исповедовать? Потом будет возможность немножко с ним побеседовать, чтобы у него была радость, а не страх в глазах при приближении священника.

– Вопрос телезрителя: «Я очень часто не радуюсь успехам других людей. Как это побороть?»

 Телезрителю плохо, когда он видит успехи  других людей. Уметь радоваться успехам своих близких и не очень близких людей – это тоже некое счастье?

– Да. Человек одолеваем гордыней, через нее идет зависть. Надо бороться именно со своей гордыней. В борьбе с блудом нам помогают ангелы, в борьбе с гордыней только Сам Господь может помочь. Он излечивает нас от этой страсти. Человеку дана возможность видеть свои проблемы. Разные есть пути (если мы обратимся к святым отцам) сламывать свою гордыню. Многие  говорили, что это очень успешно, когда оказываешь помощь в детдомах, где дети с какими-либо физическими недостатками, или в домах престарелых.

– Или в хосписах, например.

– То есть там, где видишь человека, которому по-настоящему плохо, хуже, чем тебе. У нас был один случай. Недалеко от нас есть интернат, мы его посещаем. Как-то мы туда пошли, там были два молодых парня – немцы. Они приехали из Германии, каким-то образом узнали про этот интернат, месяц трудились, ухаживали за больными детишками. Они искали пути понимания жизни. Из нашего недолгого разговора выяснилось, что в Германии они не нашли такого интерната, а в России Бог дал. Было удивительно и радостно видеть таких ребят, которые ухаживали за немощными детьми. Восемнадцатилетние парни меняли детям штанишки, перепеленывали их, носили на руках тех, у которых было нарушение двигательного аппарата. Это очень трогательно, умилительно. Они вызвали симпатию. Хотя это не православные христиане. Про вероисповедание они ничего не говорили, а говорили про поиски жизненного пути.

Хочется сказать: «Ребята, приходите за таким благословением, прежде чем выберете какой-то институт, будущую карьеру: две недельки поработать в интернате или в доме престарелых».  Я не думаю, что вам откажут. Но зато вы увидите и поймете многое, произойдет переоценка многих вещей. Я знаю людей, у которых переоценка произошла. В частности, близко знаю молодого человека, которого помню еще школьником. У него папа и мама экономисты, они своего сына-отличника видели в будущем блестящим экономистом.

– А он пошел и стал монахом? Такие случаи есть.

– Нет, в данном случае монахом он не стал, но стал ходить в храм, пересмотрел свои жизненные цели, с отличием окончил медицинский вуз и сейчас – блестящий педиатр.

– Нашел себя.

– Нашел себя, устает до изнеможения, но счастлив в своей работе, в своем служении. Хотя сейчас для медиков один из непростых жизненных периодов, а он счастлив. Это живые люди, живые примеры, не выдуманные, не сказочные; люди, которые находятся рядом с нами.

– Вопрос телезрителя: «Апостол говорит: непрестанно молитесь. Давайте немножко раскроем, для чего непрестанно молиться. Можно ведь утром помолиться десять минут – и достаточно. Вечером помолился – и достаточно. А апостол говорит: непрестанно молитесь».

– Молитва есть дыхание души. Без дыхания мы не можем жить. «Непрестанно молитесь» (не переставая) – это речь о том, чтобы мы с вами все время были в Боге, все время разговаривали с Богом. Самый наглядный пример: посмотрите на монахов. Иногда видно, как они идут с длинными четками. Я знаю, что на Афоне монахи читают Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»)  по десять, двенадцать тысяч раз в день. Человек все время молится. Хотя ему это не мешает, он тут же исполняет какие-то обязанности, даже принимает паломников, расселяет их.

– Это умная молитва – в уме?

– Конечно, это переходит на высокий уровень, но речь идет о том, что молитва нам с вами помогает все время пребывать в общении с Богом. Тогда нас меньше одолевают страсти. Я знаю священников, которые не могут начать литургию, если на кого-то рассердились  из своих прихожан. Говорят: «Подождите, не могу в таком состоянии начать литургию. Дайте помолюсь». Человек начинает делать земные поклоны, просит у Бога прощения, читает Иисусову молитву. И только после этого возглашает: «Благословенно Царство». Пребывая в молитве непрестанно, вы гасите свои страстные мысли, привязанности. Я не говорю, что убираете полностью, но молитва помогает усмирить страстные волны, которые нас одолевают.

Апостол, пока смотрел на Господа, – шел по волнам. Как только оглянулся, начал утопать. Поэтому мы в молитве и пребываем. Есть замечательные книги о молитве. Я возвращаюсь к афонским отцам и к отцам древности. Необязательно читать какие-либо труды сугубо для монахов – мирянину это не нужно, но пребывать в молитве в течение дня – надо обязательно.

Если есть четки, хорошо, только обязательно, приобретая четки, надо прийти к духовнику: «Батюшка, благословите пользоваться четками». И батюшка обязательно благословит какое-то правило. Либо это Иисусова молитва, либо Богородичное правило. И не надо всем демонстрировать, что ты великий молитвенник, – так гордыня рождается.

– Бывает, четки – просто как красивый аксессуар на запястье.

– Увы, я вижу: у многих в машине висят на окне. Или надевают на руки в качестве браслетов. Это не мешает поднять стакан водки, посмеяться над похабным анекдотом... Это показуха. Четки должны напоминать человеку, чтобы он пребывал в молитве, тогда он и ругаться не будет, и унывать сильно не будет. А если одолевает зависть, как было в вопросе, – опять молишься: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». И так мы с вами будем непрестанно молиться.

– Батюшка, может ли православный христианин ставить себе в жизни или на какой-то период грандиозные земные цели?

– Опять поясняем: что такое грандиозные земные цели?

– Цель-то понятная – Царство Небесное. Но вот сейчас надо купить хороший автомобиль, или квартиру, или что-то еще. Как это можно связать между собой – желание материальных благ и пребывание в мире со всеми?

– Я не думаю, что здесь есть однозначный ответ. Есть советы отцов, есть евангельские строчки, которые нам помогают. Господь говорит: «Птица не заботится о завтрашнем дне, а Бог ее питает. Неужели вы меньше птиц перед Богом?» Так что какие-то земные цели человек обязательно должен ставить. Вот цель – нужно на приходе иметь машину, чтобы быстро добраться до больного прихожанина и причастить его. Эта цель правильная или неправильная?

– Правильная, конечно.

– Но иногда от некоторых людей приходится слышать такие выражения: «Надо будет – Бог пошлет». Но Бог посылает нашими трудами. Даже Сергий Радонежский, хоть ему сослужил ангел во время литургии, все делал своими руками. Ангел ему только сослужил.

Поэтому Господь посылает нам что-то тогда, когда мы идем Ему навстречу, то есть сами трудимся. Поэтому необходимые цели надо ставить обязательно. И наверняка по мере того, как вера человека крепчает, углубляется, он будет отходить от тех или иных земных целей. Какие-то вещи нас уже удовлетворяют в своем минимуме – и нет необходимости ставить цели грандиозные. Наверное, этим христиане и отличаются. А машина как рабочий инструмент порой очень нужна. И если она плохая и ты не можешь добраться в соседнюю деревню, то тебе минус. Тебя человек ждет с Причастием или умирающий с соборованием, а ты не можешь поехать. Есть вещи, которые необходимы как инструмент. На пути к Богу нам с вами помогает все земное. Дай Бог, чтобы оно не отвлекало, не забирало все наше внимание и все наши силы.

– Многие психологи советуют: чтобы быть счастливым, нужно уметь забывать свое прошлое. В чем-то с этим можно согласиться?

– Простите меня, я не согласен. Психолог – это не всегда верующий человек.

– Но это просто мнение.

– Мы неоднократно говорили с некоторыми священниками, которые в прошлом были психологами, и они говорят, что не всегда соприкасается истинная вера, учение Христово и то, чему учит психология. Поэтому нам не надо забывать прошлое, иначе мы будем какими-то беспамятными Иванами.

Мне вспоминается замечательное произведение «И дольше века длится день», в котором есть очень удачные вставки, связанные с памятью человека. Я считаю, что человек должен учиться на том, что он помнит, – свой предыдущий опыт: и положительный, и отрицательный. Недаром говорится, что отрицательный опыт – тоже опыт. Он должен учитываться, иначе мы все время будем наступать на одни и те же грабли. Поэтому это очень серьезный вопрос, и здесь я не согласен. Иногда психологи подразумевают, что нужно прощать себе грехи, которые сделал, чтобы было легче.

– Отпустить какой-то груз, балласт, чтобы идти вперед.

– Я не играю в эти игры. Это не христианский подход. Прощение может быть, когда я прихожу к духовнику на исповедь и говорю: батюшка, помолись обо мне; каюсь вот в этом, в этом, в этом... И какое облегчение, какие слезы радости катятся из глаз, когда искренне исповедуешься!

Я думаю, человек должен благодарить Бога за то, что Он дает нам память. Память нам дана для того, чтобы ошибки уже не повторять и чтобы приносить радость окружающим.

– Здесь, наверное, можно еще добавить – не заниматься самоедством. Вот в этом смысле, наверное, есть доля правды.

– Согласен. Приглашаю на исповедь. Не занимайтесь самоедством, приходите на исповедь.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​