Беседы с батюшкой. Протоиерей Сергий Вогулкин

5 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Программа выходит в преддверии Рождества Христова, поэтому вокруг этой темы наша сегодняшняя беседа и будет строиться. Рождество – семейный праздник?

– Во-первых, поздравляю всех с наступающим праздником! Рождество – конечно, семейный праздник. Если посмотреть на иконы, на вертепы, которые везде устраивают, кого мы увидим? Младенца Иисуса, Деву Марию, Иосифа Обручника, Бога, Который присутствует при этом. Это семья. Раньше этот праздник праздновался как семейный. Сейчас это праздник на государственном уровне, выходной день. Но, безусловно, это семейный праздник. Поэтому разговор сегодня будет строиться вокруг семьи. По-моему, семья – самое важное на сегодняшний день, и именно в семье есть элементы кризиса, какого-то непонимания. Думаю, очень полезно будет именно об этом сегодня поговорить.

– Зачем человеку семья? Если посмотреть статистику, половина россиян живут одиноко, сорок два процента не собираются заводить детей. А семья без детей, наверное, не совсем полноценная...

– Семья без детей считается неполной. Если только мать и ребенок – это неполная семья. Муж и жена – тоже неполная семья.  Но дело не в этом. Меня поражает эта статистика. Это заставляет задуматься, в чем же дело.

Знаете, тех, кто не хочет обременять себя детьми, всегда было много. Раньше в православной России был демографический бум, в семьях всегда было много детей. А на Западе всегда были люди, которые не хотели иметь детей, их число постепенно увеличивалось, и сейчас таковых, особенно на Западе, значительное количество. Как видите, все это перешло и к нам: мы сейчас в какой-то мере повторяем это. В Америке, например, есть так называемые синглтоны – люди-одиночки, которые живут одни и считают, что можно жить только для себя...

– Впервые такое слышу.

– Это целая культура. У них есть свои рестораны, свои места отдыха. В ресторанах у них отдельный столик, даже официант к ним не подходит, все передается посредством телекоммуникаций. То есть развилась целая культура. Но в истории все так или иначе повторяется. Вспомним эпикурейцев. Эпикур – философ, который проповедовал наслаждение жизнью, он считал, что человек рождается для наслаждений: для пиров, разврата...

– Праздник каждый день – разве плохо?

– Он был богатый, состоятельный человек, мог таким образом жить. Его философия была такова: как только почувствовал себя больным – заканчивать жизнь самоубийством. Он так, собственно, и закончил: почувствовал наступление какой-то болезни и, упившись вином, выпил яд. Вот такой конец.

Понимаете, сейчас повторяется то, что было, только уровень другой: «эпикурейцы» сейчас какие-то нищие – зарабатывают мало, но все, что зарабатывают, тратят на развлечения. Образовалась вот такая каста нищих эпикурейцев. Конечно, им не нужна семья.

Семья нужна только для одного – для воспитания ребенка. Решить любые другие проблемы, будь то экономические или проблемы общения, секса, можно и без семьи. Единственное, для чего по-настоящему нужна семья, – для воспитания ребенка. Полноценно воспитать ребенка можно только в семье. Это является сейчас основным пунктом, который вызывает и тревогу, и надежду, естественно. Потому что без семьи дети будут воспитаны неполноценно. Воспитать ребенка без отца, например, в принципе невозможно. Как бы мама ни старалась, ничего не получится. Отец является основным социализирующим звеном в семье, и это должно быть всем понятно. Сейчас тридцать процентов детей в России рождаются в неполных семьях; это дети изначально обездоленные. Какую бы карьеру мама ни делала, какие посты ни занимала бы, это не заменит полной семьи.

– Но и в полных семьях дети не всегда счастливы...

– Конечно. И тут очень интересный момент. Правильно сказать, что семья нужна не только для воспитания детей, но и для воспитания родителей. Когда семья только образовалась, родители должны сделать определенные выводы и решить, как они будут себя вести в семье, должны наладить отношения между собой. Потому что отношения отца с матерью – как они разговаривают, как относятся друг к другу – все это будет скопировано ребенком. Поэтому в семье как бы двойная задача: установить коммуникации, договориться между собой и вести себя так, чтобы ребенок скопировал добрые отношения, которые развились между родителями. Только в этом случае ребенок может получить полноценное воспитание.

– Собственно, это и есть роль семьи в воспитании ребенка.

– Конечно. Потому что ребенок копирует своих родителей. Он еще не умеет ни читать, ни писать, но уже точно копирует своих родителей. Как они себя ведут, так и он будет себя вести. Если в присутствии гостей родители ведут себя хорошо, а когда гости уходят, начинают обсуждать, что этот такой, а тот сякой, то ребенок понимает, что эти отношения лживые, и в дальнейшем будет вести себя так же: научится лгать, обманывать, судить о других людях.

– Чем отличается православная семья от обычной светской семьи?

– Есть существенные различия. В православной семье роли каждого установлены, и они неизменны. Отец – глава семьи; по сути, он выполняет определенную роль священника, духовного руководителя семьи. Какую роль играет мать в православной семье? У меня возникла аналогия с диаконисой и сестрой милосердия. Во-первых, мама должна помогать отцу выполнять его духовную роль. Какая задача была у диаконисы? Ухаживать за больными, заботиться о несчастных. То есть роль мамы – обнимать, целовать, утешать, вытирать слезы и так далее.

– Далеко не все мамы такие.

– Я и не говорю обо всех. Я говорю о том, чем должна отличаться православная семья. Хотя, конечно, и в светских семьях так может быть. Я встречал такие семьи, где все так устроено, особенно когда многодетная семья. Если светская семья будет устроена по такому принципу, то дети будут воспитаны нормально: они не будут слышать никаких грубых слов, ругани между родителями.

Интересная статистка. Когда опрашивают молодежь, откуда они берут основы для развития своей личности, практически никто не называет семью. Они вбирают всё вне семьи, потому что в семье часто наблюдают ложь и прочее. Но постепенно они сами становятся такими же. Поэтому разница существенная.

– Вы сказали, что не всегда дети получают необходимую поддержку в семье. Иногда и в православных семьях бывают сложные моменты, сложные ситуации, неудачи, которые, так или иначе, вносят раздор. Как справляться с ними?

– В православной семье отец и мать должны быть плоть едина. И вдруг в единой плоти, по сути, в единой личности начинается какой-то раздор. Куда идти в этой ситуации? Понятно, что идти нужно в храм. Именно в храме решаются все основные проблемы.

Если обратиться к истории, раньше ни одно дело – ни семейное, ни общественное – не начиналось без молитвы. Обязательно перед началом доброго дела призывались Господь, Богородица, ангелы, святые угодники, чтобы помочь решить это дело. Мне много раз приходилось с этим сталкиваться. Например, приходят и говорят: «Батюшка, рассудите. Мы делим квартиру, разъезжаемся. Как Вы посоветуете?» Совет один: любое православное дело должно заканчиваться так, чтобы ни одного обиженного не было, даже маленького, несмышленого. Если обиженных нет и все согласны – делайте. Если хотя бы кто-то один будет ущемлен в чем-то – этого дела делать нельзя.

Вот если бы с этих позиций решались все семейные дела!.. У нас один принимает такое решение, другой – другое решение, возникает раздор – и ничего хорошего не получается. Бывает так, что распадаются и православные семьи, не только светские. Хотя это случается намного реже, ведь если было таинство Венчания, это же нельзя нарушить. Был дан обет перед Богом. Как же разорвать плоть едину? Это все равно что разорвать человека на куски... Ничего хорошего из этого не получится.

Семейные отношения – очень тонкие, очень важные. И многие семьи закрыты: мол, у нас все хорошо. А на самом деле – полно проблем. И основная проблема в том, что семья перестала выполнять основную роль – воспитание ребенка. Раньше как воспитывали? Много читали детям разных книг; начиная со сказок и кончая серьезными книгами. Сначала мы детям читали, потом они сами читали. Это прививало культуру чтения на всю жизнь. Сейчас разве это есть? Нет.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание: от воспитания детей удалили старшее поколение. Сейчас все живут отдельно: молодая семья отдельно, бабушка с дедушкой отдельно – и никакого контакта. Бабушки раз в месяц видят своих внуков. Это неправильно. У родителей, которые работают, не хватает времени, чтобы заниматься детьми. Сейчас ситуация такая, что приходится иногда на двух, трех работах работать. И понятно, что дети остаются без присмотра. А для чего бабушки и дедушки? Ведь культура передается через поколение. Опыт бабушек и дедушек необходим для внуков. Поэтому удалять старшее поколение от младшего ни в коем случае нельзя. Это еще одна ошибка, которую часто делают в семьях.

– Одно дело, когда бабушка с дедушкой хотят провести время с внуками, принять деятельное участие в их жизни, поделиться своим опытом. Другое дело, когда они не хотят этим заниматься, им это в тягость, тяжело...

– Покажите мне такую бабушку, которая отказалась бы от своих внуков. Сколько я знаю бабушек, они только мечтают, чтобы к ним хоть на день внуков привезли, чтобы пирожками их накормить и что-нибудь доброе для них сделать. Наверное, другие есть, но это уже из ряда вон. Я уже и дед, и прадед, и настолько люблю своих внуков и правнуков!.. Это же наше наследие. Я могу им что-то рассказать, показать, привести какие-то примеры из своей жизни. Я, например, для них написал книжку, где и сказки, и рассказы, и жизненные примеры. Детей же учить надо! Поэтому такое разделение в семьях в корне неправильное; надо соединять семьи.

Патриарх в своем недавнем выступлении на московском епархиальном собрании священства говорил о больших семьях, вспоминая время, когда жили большими семьями, в которых были не только родители, но и прародители, и двоюродные, и троюродные... Я очень хорошо помню, что у нас в большой комнате стоял огромный стол на толстых ножках, и когда все собирались на праздник, за ним не хватало места.

– Но усаживались все.

– Все, конечно. Собиралось человек пятнадцать, двадцать. Детям накрывали отдельный стол. Да, семьи были большими. А сейчас что? Двоюродные, троюродные братья уже не знают друг друга. Все разъехались, разбежались, каждый живет самостоятельно,  нет единения. А ведь единение в семье – это большое дело. Ведь семья – это малая церковь. Именно в семье как в малой церкви происходит становление человека. От того, как живет эта малая церковь, зависит, каким будет результат. Если в малой церкви есть вера – результат один. Если нет веры – результат совсем другой.

– Как происходит взаимодействие семьи и Церкви?

– Хочу поделиться своим некоторым наблюдением. Дело в том, что в храмы сейчас ходят в основном женщины. Даже на крещение, когда крестят ребенка, приходят только мама и бабушка. Когда спрашиваешь, где папа, отвечают, что дома. Что он дома делает, почему не пришел? Боится.

Посмотрите, как интересно происходит. Семья – малая церковь, в ней есть один верующий человек; например, мама. Мама ходит в храм. Что в это время делают все остальные? Что угодно. Папа с пивом смотрит сериал. Дети – с гаджетами, играют в непонятные игры, смотрят непонятно какие картинки. А мама в это время молится в храме. То есть единственный верующий человек покинул свою малую церковь.

Может быть, целесообразнее было бы в этот праздничный день накрыть стол, поставить иконку, зажечь свечи, пригласить всех за стол, чтобы все посидели вместе, вкусно покушали, посмотрели на иконки? Еще можно окурить дом ладаном. Это осталось бы в памяти у неверующей части семьи очень надолго.

Вот такое оставление малой церкви, мне кажется, не совсем целесообразно. Конечно, надо ходить в храм, если ты верующий человек, надо исповедоваться, причащаться. Но не забывай, что у тебя на руках, по сути, еще одна церковь – малая. Что ты там сделала? Да, ты вернулась из храма вдохновленная, причастилась, все замечательно. А дома муж на диване, дети с гаджетами. Где малая церковь? Ты создай ее, поработай немножко на свою малую церковь, окажи на нее влияние. Мне кажется, это было бы правильно. Эту проблему могли бы решить те, кто верует. Повторюсь, очень многие женщины приходят в храм, оставляя свой дом непонятно на кого. Вы пришли к Господу, а дома кто командует в это время?..

– И само собой ведь ничего не рассасывается.

– Конечно, нет. Каждый православный человек должен обязательно служить проводником правды Божией там, где он живет, среди своих близких и родных,  там быть активным проповедником.

– Получилась рекомендация, как провести Рождество в семье...

– Аналогия, конечно, есть, за исключением ночного богослужения. Маленьким детям, конечно, было бы хорошо на нем присутствовать, но им будет тяжело. Тем более большинство детей не привыкли к этому. Детки, которые часто бывают в храме с родителями, с удовольствием пробудут до двух часов ночи. Я никогда не неволю, чтобы все стояли непременно в храме; если ребятишкам хочется побегать, пусть побегают вокруг храма. Что тут особенного? Потом опять зайдут в храм. Если пошумят немножко, поиграют – ничего страшного, никому они не помешают. Господь же сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне. Что ж мы будем каким-то образом заставлять их молчать, стоять и не шевелиться? Зачем это? Пусть ведут себя так, как они привыкли себя вести, – как дети. Все мы пришли к своему Отцу Небесному, но они еще маленькие, еще многого не понимают, и если им хочется поиграть – пусть поиграют, ничего страшного в этом нет.

– Это Вас не смущает, не вызывает желание одернуть...

– Нет. У нас в храме всегда много детей в воскресенье, летом особенно. В деревне ведь развлечений особо нет. А тут – храм, колокола. Как же не заглянуть, не посмотреть?..

Если бы вся семья пошла на ночное богослужение, это было бы чудесно. Обязательно должен быть рождественский ужин (это просто святое дело) при свечах, при иконе, при ладане. Это запомнится. А потом, когда дети уснут, им все это приснится.

– Подарки?..

– Дело в том, что подарки сейчас принято дарить на Новый год. Хотя раньше большинство подарков дарили к Рождеству. В православных семьях и сейчас так же. Но так как под Новый год подарки тоже принято дарить, получаются двойные подарки. Конечно, они разные: на Новый год – что-то светское, к Рождеству – что-то духовное: книга, иконка или еще что-то.

Гуляния, которые были раньше, колядования, и сейчас в деревнях есть; деревенские ребята ходят, поют песни. Надо сказать, что в царские времена колядования и гадания на Рождество были запрещены; ни переодеваться, ни попрошайничать не полагалось. Но все равно язычество жило в народе...

Рождество нужно проводить торжественно. Можно послушать хорошую рождественскую духовную музыку. Когда ко мне, например, приезжают внуки, мы обязательно ужинаем при свечах, на столе – иконка, обязательно молитва. Это каждый вечер...

Праздник Рождества – великий праздник, и праздновать его надо так, чтобы у людей, даже неверующих, надолго осталось воспоминание об этом.

– Не могу не задать вопрос о ковиде. Люди нервничают. Новости самые разные: где-то режим усиливают, где-то ослабляют. Появляются различные новые штаммы. Масочный режим, вакцинация, чипирование, конец света, антихрист... Что Вы можете на все это сказать? Думаю, к Вам с этими вопросами все равно обращаются.

– Совсем недавно мне написали подобный вопрос, чтобы я высказал свое мнение о вакцинации, чипировании, паранойе, об антихристе. Я ответил, что вакцинироваться надо, маску носить надо. Что касается чипирования, антихриста, конца света – это к психиатру. Со всеми остальными вопросами – к своему священнику. Люди вокруг этой ситуации что-то накручивают.

Всегда от любой инфекции помогала только вакцина. Всегда так было, и ничего не изменилось. Почему мы против гриппа каждый год прививались, а против ковида, видите ли, не прививаемся? На каком основании? Мы что, медики? Единственный правильный выход – вакцинация. Другого варианта нет. Весь мир вакцинируется.

– Если мы призываем людей прийти на рождественскую службу, как себя правильно вести в связи с теми ограничениями, которые так или иначе действуют в различных регионах?

– Я не буду говорить за всех, я скажу, как у нас в храме, какой порядок установили мы. Храм у нас небольшой, но на праздники собираются человек пятьдесят, стоят достаточно плотно. Поэтому у нас все только в масках, масочный режим соблюдается обязательно и стопроцентно.

– За этим следят назначенные люди? Или сам человек  несет ответственность?

– У нас все знают об этом. Если приходит кто-то новый, ему дают маску при входе. Я не могу понять, для чего снимать маску в храме. Чтобы тебя Господь увидел? Так Он душу твою насквозь видит! Ты зачем в храм пришел? Гордиться? Что тебе тогда эта молитва, Причастие? Непонятно, зачем ты вообще тогда пришел в храм. Это первый момент.

Вдыхание ладана при каждении – это очень полезно для любых людей. Конечно же, никаких проверок QR-кодов у нас нет. Пришел человек – и слава Богу!

Я все-таки служу без маски, и люди меня берегут: когда я иду, они расступаются. Вообще-то беречь своих священников надо. Когда человек, спокойно сняв маску, подходит близко к священнику, в этом особой любви нет. Ведь сколько священников уже умерло. Поэтому люди меня оберегают, мы находимся на расстоянии.

Исповедь у нас только в письменном виде. Надо сказать, что я был против этого, но потом понял, что когда человек пишет, он больше открывается, более тщательно анализирует свое состояние. Поэтому это совсем не лишнее. Кто не успел написать, я надеваю маску, человек в маске подходит и исповедуется.

Причастие у нас в индивидуальных стаканчиках (потом вся эта посуда сжигается). Каждый берет свой стаканчик, мы следим, чтобы человек обязательно все употребил. И могу сказать, что за два года у нас не было ни одного заболевания ковидом. Хотя храм маленький, люди стоят достаточно плотно друг к другу. Еще раз скажу, это наш опыт.

– Вы рассказываете о том, как это происходит в вашем храме в уральской деревне, которая в семидесяти километрах от города...

– Я наблюдаю, как проходят службы, которые показывают по телевизору, и у меня есть вопросы. Кто-то стоит в маске, кто-то – без маски. Человек волен. Но если ты так относишься к другим людям, не уважаешь других, не заботишься о других, тогда какой ты православный человек?

– Несколько слов наставления перед Рождеством для всех зрителей телеканала «Союз»...

– Рождество – великий праздник, семейный праздник. Родился Младенчик, и у этого Младенчика должно быть столько детей, рабов Божиих, похожих на Него! Конечно, не таких святых, но Он призывает нас к этому. Он призывает к тому, чтобы мы забросили привычку убивать детей. Шестьсот тысяч абортов совершается каждый год! Шестьсот тысяч маленьких детишек убивают. Нельзя этого делать! Надо это оставить немедленно. И Господь нам об этом говорит Своим появлением, Своим рождением. Своей жизнью, Своим подвигом, распятием Он нас призывает быть милосердными, любвеобильными, честными и, конечно, семейными.

Этот праздник призывает всех быть семейными. Семейный человек – это звучит гордо, уважительно! Поэтому желаю вам хороших семей, много-много детей, чтобы все у вас было хорошо. Я думаю, не все решается финансами. Да и государство все-таки идет нам на помощь; не в такой мере, как нам хотелось бы, но помощь идет. Поэтому ничего не бойтесь! Все будет хорошо. Забудьте о своих паранойях насчет антихриста, конца света и так далее. Ничего этого не будет сейчас. Сейчас все будет хорошо. Помогай вам Господь!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать