Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой

4 октября 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня у нас в гостях клирик Песоченской епархии Калужской митрополии, настоятель храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев микрорайона Юхновград города Юхнова, клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в городе Мосальске, иерей Владислав Береговой.

– К нам приходит много вопросов, которые касаются современной повестки. У людей обострилось чувство тревоги, уныния, отсутствует понимание происходящего. Есть ли какие-то общие слова, чтобы утешить людей? Где они могут найти успокоение в ответах на многие вопросы?

– Разговор об общих ценностях на большую аудиторию никогда не заменит личного общения. Поэтому если хочешь найти какое-то утешение и поддержку, нужно поговорить с человеком, который твердо стоит на ногах и может поделиться опытом. Тех, кто сейчас без руля, без ветрил в этом бушующем житейском море боится утонуть, призываю прийти в храм и поговорить со священником. В каждом храме есть дежурный священник; по крайней мере, в больших городах. Можно с ним сесть на лавочку и излить ему душу, поведать все тревоги за завтрашний день и услышать хотя бы несколько слов в ответ. Их бывает достаточно.

Есть истории, когда человеку, чтобы разрешить все свои вопросы, хватало просто побыть в присутствии какого-нибудь святого старца, например Амвросия Оптинского. Конечно, мы не все такие замечательные, как преподобный Амвросий. Но иногда не знаешь толком, что сказать человеку, и говоришь по минимуму, а он тебе через несколько дней объявляет благодарность: «Батюшка, спасибо, Вы меня очень утешили». Я иногда сам бываю в тревоге, но человеку мои слова лягут на сердце, и он успокаивается.

Рекомендую не бояться и пойти в храм, поговорить с батюшкой как с человеком и духовным психологом – не в рамках исповеди, хотя и это тоже можно: покаяться в тревоге, в чрезмерном делании, в терзаниях о завтрашнем дне. Господь нас от этого предостерегает чуть ли не на каждой второй страничке Евангелия.

Что делать дома, если нет возможности пойти в храм? С духовной точки зрения хорошо бы поговорить с Господом Богом. Если нет возможности купить Псалтирь, ее можно скачать. Многие православные христиане ее читают. Я бы порекомендовал читать эту книгу в переводе на понятном языке.

Как говорят отцы и святитель Филарет (Дроздов), молитва – это возношение ума и сердца к Богу. Если ты читаешь молитву только умом, не прикладывая сердечного отношения и внимания, то это как на религиоведении в университете изучают древние книги монотеистических религий. Какой-нибудь религиовед может на зубок знать эти тексты до мельчайших филологических уровней, но это будет просто изучение текста. Если сердце не приложено, то это не молитва, а работа филолога.

Но если ты читаешь только сердцем, то ничего не понимаешь. Ты думаешь, что душа понимает, или тебе нравится мелодичность церковнославянского языка. Может, ты даже понимаешь общий смысл, но какие-то конкретные строки непонятны, ум их пропускает. Хотя бывает, что основной смысл именно в этих строчках. Рекомендую читать на языке, который используешь в повседневности, на русском, белорусском, английском, чтобы этот текст был по-настоящему молитвой, чтобы понимать, о чем Богу говоришь.

У Псалтири есть одна особенность, которой нет в других молитвах: ни в утренних, ни в вечерних, ни в Последовании ко Причастию, ни в текстах на всенощном бдении, ни в Часослове. Есть анекдот про одного еврея, который стоит у Стены Плача и молится. К нему подходит журналист и спрашивает: «Давно здесь молитесь?» – «Тридцать лет». –  «Ну и как? Бог вас слышит?». А он отвечает: «Да мне кажется, что говорю со стеной». Так и здесь.

Любые молитвы – это наш разговор с Богом, а для того, чтобы услышать Его ответ, не надо ждать, когда Он сойдет в столпе огненном, или в Неопалимой Купине, или как Архангел Гавриил к Пресвятой Богородице, или в сонном экстатическом видении. Он уже все сказал, что надо знать. Он сказал это в тексте, который называется словом Божьим, – это Писание. Его нужно знать, плавать в нем, жить им, чтобы понимать, что сейчас говорит тебе Господь.

У Псалтири есть одно замечательное качество. С одной стороны, это квинтэссенция всех молитв, которые человечество может произнести Господу Богу: просительные, покаянные, славословные, радостные, грустные минорные, мажорные. Там все это есть. Это все наш разговор с Богом – разговор царей Давида, Соломона, сыновей Кореевых и других людей. Это и разговор с Богом, и Его слово, которое разговаривает с нами. Это вопрос и сразу же ответ. Это разговор ученика и ответ Учителя. Ты сам научаешься от Господа тому, о чем читаешь. Такой важный момент. Это невероятно утешительно.

В Псалтири есть особая сила. Иногда ее читать совсем не хочется, это сложно, долго, времени нет, но как только начинаешь, думаешь: «Боже мой, как хорошо, что я ее сейчас читаю». Онтологически внутренне чувствуется, что становится намного легче. День прожит не зря. Рекомендую в трудную минуту жизни, когда томится сердце, открывать Псалтирь и начинать читать. В храмах продаются толковые издания с параллельным переводом Юнгерова, отца Амвросия (Тимрота), Аверинцева.

У многих из нас есть дома Библия с Ветхим Заветом. Открывай ее и читай сразу синодальный перевод. Там не поделено на кафизмы, но уж как есть. И не надо откладывать на потом, из-за того, что болит спина, или нога, или еще что-нибудь. Псалтирь делится на 20 кафизм. Это слово переводится на русский язык как «сидение». Само название предполагает, как ты будешь ее читать. Сядь и спокойно читай.

Рекомендую личное общение со священником; если не можете встретиться лично, то задавайте вопросы тем священнослужителям, которые ведут прямые эфиры. Смотрите телеканал «Союз», пишите священникам в социальных сетях, на доске объявлений у храма. Самое главное: не забывайте, что Господь – Источник и Податель всякого утешения. Как мы молимся Господу? «Царю Небесный, Утешителю…». Дух Святой мыслится нами как Тот, Кто утешает, – не решает наши проблемы, а утешает. Когда Бог с нами в одной лодке, это не значит, что не будет бури, это значит, что ты не потонешь.

– При поступлении в семинарию обязательное условие: знать 50-й и 90-й псалмы наизусть. Мой отец говорил: «В трудную минуту просто читай 50-й псалом». Его читает дьякон на всех каждениях. Может, для кого-то будет достаточно разобрать эти два псалма и прочитывать их в трудную минуту. Это мой личный способ. Или можно читать Иисусову молитву. Я ее читаю, когда что-то начинает лезть в голову, хочется заглушить, перебить это.

– Вполне хороший способ. Апостол Павел писал: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Мы часто впадаем в ступор, читая эти слова: как возможно непрестанно молиться? Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что речь идет не о том, чтоб ты молился 24 часа в сутки и больше ничего не делал. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, сказал апостол Павел. Речь здесь идет о постоянстве коротких молитв. Выходишь из дома, говоришь: «Господи, благослови день мой».

– Сел за руль: «Помоги, Господи».

– Да, дорогу благословил, себя перекрестил, сказал: «Господи, благослови». Сел за рабочий компьютер – «Господи, благослови рабочий день». Идешь в столовую, еду на стол поставил, перекрестил и тихонечко скажи: «Господи, благослови». Поел, скажи: «Слава Тебе, Господи».

Зачем так много ритуальных заповедей в Ветхом Завете? Их 613, и все необходимо было исполнять. Например, не варить в одной кастрюле мясо и молочные продукты. Для этого обязательно должны быть две разные кастрюли. Таких заповедей огромное количество. Зачем? Святые отцы поясняют, что это для того, чтобы ветхозаветный человек всегда помнил о Боге, чтобы он руководствовался своей жизнью, постоянно задумываясь: «А не нарушу ли я сейчас какой-нибудь заповеди? Как мне делать эту работу, чтобы помнить о Боге?» Память о Боге поколениями внедрялась таким простым, незатейливым способом – путем исполнения огромного количества заповедей Божиих. Но в результате появилось такое явление, как фарисейство.

– Люди ушли в крайности.

– Да, появились люди, которые решили, что спасение в исполнении заповедей. То, что должно было тебя научить памятованию о Боге, стало целью. Средство стало целью. Как мы иногда постимся только ради того, чтобы поститься. И некоторые огорчаются, когда хранили Великий пост 25 дней, а на 26-й день у мамы юбилей, надо быть на празднике, а значит, надо что-то поесть, и весь пост насмарку – обидно. Человек досконально четко хотел все исполнить. Но если бы он не нарушил пост, то нарушил бы заповедь любви по отношению к маме, у которой юбилей раз в 50 лет.

Надо всегда молиться. Смотришь: дождик идет – «Слава Богу, сейчас пыль уляжется, огороды заколосятся». Солнышко вышло – «Слава тебе, Господи». Всегда благодари Бога. В нашей жизни так много негатива. В новостях редко скажут о чем-то хорошем. Нигде не пишут о самолетах, которые взлетели и приземлились хорошо. Иначе не останется времени говорить о чем-то другом, ведь десятки тысяч самолетов спокойно взлетают и садятся. Но как только самолет падает, об этом пишут. Миллион водителей на улицах хорошо ездят, благочестиво переезжают перекрестки и приезжают домой. Но как только большая авария, об этом напишут. А когда ты постоянно читаешь о плохом, начинает казаться, что весь мир плох, все рушится и валится.

С одной стороны, это законы СМИ. Они должны вызывать эмоции, а редко, когда хорошая эмоция поднимет рейтинги; как правило, наоборот. Ты и сам такой: вроде все нормально в твоей жизни, но ходишь унылый, печальный, потому что у тебя слишком много негативной информации. Читай Иисусову молитву, просто говори: «Слава тебе, Господи, благодарю тебя». Хоть раз в месяц прочитывайте акафист «Слава Богу за все».

Вначале я говорил, что надо читать Псалтирь на русском языке. Кто-то может возмутиться: «Я читаю по-церковнославянски, и мне все понятно». Ну, слава Богу, читайте, нет никаких вопросов и проблем. Особенно если обладаете таким филологическим даром. Но посмотрите, как наш народ любит акафисты. Они ведь не входят в богослужебный круг. Один раз в году внутри уставного богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице. Все остальные – это дополнительные молитвенные тексты.

– Это если по уставу. Но в обиходе акафисты все равно поются.

– Да, их можно вставить на всенощное бдение. Все по инициативе настоятеля.

– Традиция такая.

– Да, не уставная. Это нарушение устава и Типикона.

– В этом наше русское благочестие.

– Да. Людям нравятся акафисты из-за их мажорного настроя. А то постоянно произносим: «Господи, помилуй, прости, мы все окаянные, грешные». А тут поем: «Радуйся». Значит, все будет хорошо. Многие из акафистов – тексты XX века на современном языке. 

– Иногда читаешь акафист и думаешь: «Зачем тут такое слово?»

– Да, бывает такое. Мне приходилось постоянно читать один акафист, который мне страшно не нравился. Я думал, может, просто я человек такой, с гнильцой. А недавно, на одном из последних заседаний Синода, утвердили новый текст этого акафиста. Я открыл новый вариант и думаю: «Боже мой, какой хороший текст». Не зря я чувствовал, что что-то не так. 

Мы любим акафисты, потому что они написаны понятно, по-русски. Даже тот же самый «Слава Богу за все». Найдите человека, который не поймет, о чем этот акафист. А в Псалтири не все ясно. Особенно когда поют. Когда сам на клиросе поешь, думаешь: «Чего это люди там дергаются? Все ж понятно». А когда постоишь подальше от клироса, понимаешь, что не все понятно.

– Даже продвинутым прихожанам с первого раза мало что понятно, но на пятый-шестой  раз уже можно разобрать, о чем поют.

– А на седьмой уйти к протестантам.

– На самом деле очень важно понимать, что там происходит.

– Особенно для мужчин это важно. Женщина может сказать, как послы святого князя Владимира: «Мы не знали, где были: на земле или на небе». Может, он на самом деле женщин послал в Константинополь?

– Они просто с дороги устали.

– Женщинам в храме хорошо, благолепно, душа поет. Опыт благодати Духа Святого удостоверяет их в действенности того, что они видят, и им от этого хорошо. Мужчине же надо мозгами понимать, что читается, зачем, почему. Поэтому им нужно знать, изучать, зубрить, с книгой сверяться.

– Расскажите Ваш опыт. Насколько я знаю, Вы не сразу в церковь пришли.

– Лет в 16–17 стал интересоваться достаточно подробно. Мама была довольно религиозным человеком, но ее сильно штормило. Куда ветер подует, она туда и пойдет.  Человек то католик, то протестант. Она всегда довлела к Православной Церкви, но постоянно еще что-нибудь читала; про биоэнергетику, например.

В какой-то момент это стало меня напрягать, потому что не может быть пять, семь, десять истин. Я вырос в то время, когда объективность истины предполагалась как аксиома. Это сейчас люди думают, что истин может быть много. И самая истинная та, которая ближе к сердцу, даже если она не совсем логична и много раз опровергнута. Тогда люди были немножко другие.

Я искал одну истину. Мне везло с книгами, с духовными наставниками, со старшими товарищами, с единомышленниками. Потихонечку я разрешал для себя те вопросы, которые мешали мне полностью открыть сердце Господу Богу. Каверзных вопросов и непонятных вещей в Ветхом и Новом Завете очень много. Очень мне помог Алексей Ильич Осипов. Он как Пушкин – наше все. Уже столько поколений на нем выросло... Миссионеры, апологеты тех лет развеивали мои сомнения.

Потом я понял, что жизнь коротка и мы все смертны, причем внезапно, и хорошо бы ее посвятить Господу Богу. Сколько бы мне лет Господь ни оставил для жизни, хорошо бы все эти годы посвятить служению Богу и людям. Какая-то любовь к людям у меня присутствует, несмотря на их старания, чтобы ее не было.

– А как научиться любить людей? Мы часто делим людей на разные категории: этого любим, другого нет, этот такой, тот сякой, этот красивый, а тот не очень.

– Господь нас постоянно этим попрекает. Мы постоянно любим тех, кто любит нас. А попробуй полюбить тех, кто нас не любит. Не зря же апостол Павел пишет о любви как о даре. Думаю, у кого-то из моих предков было очень открытое сердце. Сколько себя помню, у меня всегда была любовь к людям, к человечеству.

– Наверное, Вы поэтому батюшкой и стали.

– Да. Если ты не любишь людей, а больше расположен к собачкам, кошечкам, лошадкам, то работай ветеринаром, с людьми не общайся. Если ты их ненавидишь, то не надо идти в социальный отдел или работать с общественностью.

У меня с детства были такие предрасположенности. От осинки не родятся апельсинки. Ребенок впитывает в себя все то, что было как минимум в последних четырех поколениях его родных. Я не знаю, откуда это у меня, мне казалось, что у всех так, что все люди любят друг друга. Но потом я столкнулся с одноклассниками, с ребятами во дворе и понял, что не все так считают, что необязательно любить друг друга и испытывать счастье от того, что кому-то хорошо. Оказывается, можно испытывать какую-то злобную радость, когда кому-то плохо.

Для меня с детства не было большего счастья, когда кому-то становится легче, спокойнее, радостней, благодатнее от общения и взаимодействия со мной. Если этого нет, нужно над этим работать. Как? Сначала понуждать себя. Царствие Небесное силою берется. Бесполезно ждать, что у тебя, якобы замечательного и богодухновенного отца Владислава, появится раскрытое сердце, полное любви. Ты помрешь, а оно так и не раскроется.

Нужно принуждать себя к этому суммой постоянных добрых дел. По-другому не получится. Потихонечку через внешнее ты придешь к внутреннему. Это евангельский принцип, который озвучил апостол Павел. И здесь нет никакого лицемерия. Дай нехотя десять рублей нуждающемуся, и станет полегче. Если совесть говорит, что надо было дать больше, вернись и дай. Если совесть молчит, тогда пока давай по 10 рублей. И потихонечку приумножай коэффициент добрых дел.

Подытожу словами преподобного Паисия Святогорца: «Можешь – сделай доброе дело. Не можешь – хотя бы утешь человека, поговори с ним. Не можешь общаться – помолись о нем. Не умеешь молиться – хотя бы имей добрый помысел». Как это реализовать в повседневности? Читаешь новости о том, что кто-то погиб, перекрестись и скажи: «Господи, упокой души усопших рабов твоих». Где бы они ни находились, на любом континенте, в любой стране. Утешь родственников, помоги восстановить потерянное. Чтобы чтение ленты новостей не превратилось в убийство времени, оно должно мотивировать тебя к молитве. Прочитал что-то хорошее, скажи: «Слава Тебе, Господи, помоги и дальше этим людям творить добро, умудри их, благослови их». Увидишь что-то плохое, скажи: «Господи, утешь несчастных и страждущих».

– Иногда что-то услышишь и говоришь: «Слава Богу». Вроде одна реплика, но это тоже молитва, Бог ее слышит. Но есть и другая крайность: можно привыкнуть говорить эти слова по делу и не по делу, тем самым нарушая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

–  Одно дело ударить мизинчик о край стола и сказать: «Ах, Господи, помилуй». Это произнесение имени Бога всуе, как поговорки. Но все хорошо, если это становится частью твоей повседневной жизни. И пусть ты произносишь это на автомате, мотивация-то одна – поблагодарить Господа и попросить Его положить начало путей твоих.

– Иногда человеку хочется закрыться от всего, не слышать о проблемах, не реагировать на ситуации. Насколько такое поведение пагубно в духовном плане? Или это своего рода вид отшельничества? Как уйти в информационный пост, не вредя себе как духовному существу?

– Разные ситуации, разные люди. Не надо стесняться того, что ты не вытягиваешь, что  не можешь нести эту психологическую ношу, что на тебя слишком много навалилось. В это время необходимо переключиться, перезагрузиться, побыть в одиночестве, без жены, без детей, без семьи, куда-нибудь уехать на денечек.

– Жене без тебя нельзя, а тебе без нее можно?

– На один день всегда можно. Буквально вчера мне рассказали про одного замечательного мужа, с которым я знаком. Его жена родила полгода назад. И, конечно, мама думает, что должна все время проводить с ребенком, ведь она мать.

– … про мужа забыла.

– А муж как раз говорит: «Нет, подожди. Мы берем няню на два дня. Не справится одна, возьмем двух. А сами где-нибудь снимем домик или квартиру, чтобы побыть вдвоем, перезагрузиться: в бадминтон поиграть на лужайке в Подмосковье, спокойно сходить в театр». Матери нужна перезагрузка.

Многие спросят, бывает ли такое, ведь мать должна быть с ребенком. Ты с ребенком сегодня, завтра, месяц, несколько лет не выходишь из дома – у тебя едет крыша, ты совершенно меняешься. Мать должна помнить, что она человек, а не инкубатор для рождения и воспитания детей, она сохраняет свои личностные характеристики, хочет быть специалистом, которым была до брака и рождения детей, хочет побыть с мужем как жена, а не как мать. Это и семью скрепляет, и психологически поддерживает человека на плаву. А  иногда надо побыть и одному, отдохнуть друг от друга. Не надо говорить, что когда тебе хочется побыть в одиночестве, – это эгоизм, что ты должен всегда страдать, «положить жизнь за друзей своих».

Где брать ресурсы? Ладно, если ты «профессиональный» православный, черпаешь силу в Причастии. Но не всякая мама может в течение первого полугодия после рождения ребенка и из дома выйти, не то что причаститься. Особенно если дети – погодки. Надо отдыхать и находить возможность переключаться, и мы говорим об ответственных людях, которым просто надо отдохнуть. Тем более сейчас. Не все могут не думать о завтрашнем дне, хотя знают эту фразу Спасителя и что у каждого дня хватает своей заботы. По-церковнославянски написано «не заботьтесь», но на русский язык все-таки этот глагол надо бы перевести как «не терзайтесь душой». Золотыми буквами нужно написать на каждом холодильнике, что нужно жить сегодняшним днем.

Когда-то Виктор Франкл, известный философ, гуманист, который пережил концлагеря, отвечал на вопрос, как выжить. Он говорил, что первыми сломались те, кто надеялся, что скоро все пройдет, потом те, кто смотрел на ситуацию в пессимистическом ключе и думал, что это никогда не кончится и придется жить здесь до смерти. Не сломались только те, кто об этом не думал, жил сегодняшним днем и максимально был заточен под те проблемы и дела, которыми занимался здесь и сейчас. Это евангельский рецепт от всех панических атак, тревог и страха перед завтрашним днем. Что сейчас ты должен делать – делай для Господа Бога, как писал об этом апостол Павел, тщательно, со всем вниманием. Поставь железную стену между тобой сегодняшним и предполагаемым завтрашним. Делай то, что надо сделать сейчас, со всем своим усердием. Как говорил Господь, возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя – здесь и сейчас. Не терзайся душой о том, что вчера не смог полюбить так, как надо было, и не терзайся о том, что может быть завтра.

Помогай словом и делом тем, кому хуже. Кажется, что тебе хуже всех, ведь мы склонны драматизировать то, что касается лично нас, и обесценивать то, что происходит в сердцах других людей. Попробуй с ними поговорить и, может быть, поймешь, что не все у тебя так плохо, даже есть ресурс помочь тому, кому тяжелее. И так два духовных и психологических инвалида могут друг друга вытянуть.

– Пришел вопрос, нужно ли брать благословение на чтение акафиста (плохие отношения с детьми).

– В принципе, необязательно. Но если с детьми плохие отношения, нужно почитать специализированную литературу: Екатерину Бурмистрову, Татьяну Склярову – тех православных педагогов и психологов, которые объяснят, как вести себя с детьми. Само собой в голову не придет. Мы заводим какого-нибудь чихуахуа или какую-то рептилию и читаем кучу книг, смотрим видео, как их кормить, как содержать. А ребенка рожаем – «ну, как-нибудь воспитаем; меня же родители нормально воспитали». Опыта воспитания у нас мало. Мы все, как правило, воспитаны в неполноценных семьях (редко когда в полных, да и то не всегда в нормальной и душевной атмосфере). Поэтому надо читать книги о детях, подростках, как взрослому вести себя с ними. Это очень важно.

– То есть надо прочитывать эти книги, когда ребенок совсем маленький?

– Еще до рождения надо! Если ты беременная причащалась, ребенок с первых же месяцев причащается совершенно спокойно – он привык уже к этому. Если не причащалась в течение беременности, приносишь ребенка – он плачет и отбивается.

– Я подтверждаю. Моему сыну скоро 4 годика, он вредничал пару раз, но все остальное прошло очень гладко. Но особенно его манит, что потом запивка будет с просфоркой.

– Меня это даже в 20 лет манило.

– Если разведешь запивку дома, она никогда не будет такой вкусной, как в храме.

– У меня даже духовник так говорил. Я помню, насколько меня манила хорошая запивка. Когда я стал настоятелем, поменял воду на виноградный сок. Детей стало больше ходить в храм. Сделал еще уголок с Lego duplo. И детишки сами зовут родителей в храм.

– Тоже соглашусь, потому что у них там своя тусовка. А потом вырастают в воскресные школы, молодежный клуб. Есть случаи, когда и женятся. Еще частый вопрос: зачем детей рожать сейчас?

– Сколько лет я священник, столько мне задают этот вопрос именно в такой интерпретации: год сейчас сложный, пандемия, военные действия, надо окончить институт, устроиться на работу, карьерный рост и т.д. Чайлдфри – это же популярная тема. Я не призываю всех к деторождению. Хотите это разумно планировать – планируйте. Только без абортов и использования абортивной контрацепции. Я знаю огромное количество священников и православных христиан, которые рождают столько, сколько Бог дает, вне зависимости от того, что происходит на политической арене.

– Тем более мы уже сегодня сказали: живи сегодняшним днем. Дети – это всегда радость.

– Тут стоит призадуматься, мне кажется. Особенно тем, кто находится в зоне боевых действий. Мне кажется, здесь нельзя дать общего совета. Каждый должен решить для себя сам.

– Но при этом не заниматься убийством, абортами.

– Конечно. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни. Говорится о предапокалиптических днях. Но, бывает, живешь в регионе, где дни вполне себе апокалиптические. Здесь, наверное, стоило бы и призадуматься. Естественно, ни в коем случае не делать аборт ни на каких сроках, оправдываясь тем, что сейчас все плохо и не хочется, чтобы дети жили в такой обстановке. Даст Господь ребенка – даст и средства его прокормить. И, может быть, ты только потому и выживешь, что Господь сохранит тебя как мать или как отца. Тут нет общего знаменателя, но лучше не идти к счастью и радости путем предательства и убийства.

– Иногда многие советуют, что в трудную минуту надо попытаться вспомнить то состояние, когда было хорошо и при каких условиях.

– Что же мне вспомнить? Так… Мужчины не плачут…

– Если подытожить нашу программу: важно, чтобы мы имели запас положительных эмоций или способов, как вернуть себя в нормальное состояние.

– Способ один – причащение Святых Христовых Таин. То, что невозможно решить человеческими усилиями, возможно Богу. Причащайтесь как можно чаще. Как минимум раз в неделю. Чем чище совесть, тем сильнее ощущается Божия благодать, преподаваемая в этом великом таинстве. Поэтому я всех призываю как можно чаще причащаться. Нет другого такого мощного и действенного источника силы, как Сам Христос, преподаваемый в этих таинствах, молитва, чтение Писания и общение с хорошими друзьями.

Ведущий  Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать