Беседы с батюшкой. Священник Петр Панов

4 июля 2022 г.

В студии священник Петр Панов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье (г. Москва)

– В ожидании вопросов от телезрителей я бы хотел предложить обсудить библейские строки. Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как Иоанн, находясь в темнице, услышал о делах Христовых и послал своих учеников спросить Иисуса: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И вот главный возникающий вопрос в этом стихе: Иоанн Креститель ведь вроде бы знал, что Иисус – это Христос, что Человек, вошедший в воды реки Иордан, действительно посланный Богом Мессия, Сын Божий. Как он может тогда отправлять учеников с таким вопросом?

– Да, все правильно. При первом прочтении этого стиха возникает вопрос: почему именно так? Да потому, что Креститель, который, как и Христос, имел своих учеников, хотел, чтобы они воочию убедились в том, что действительно перед ними долгожданный Мессия, Который, как может засвидетельствовать множество людей, воскрешает мертвых, исцеляет слепорожденных, хромых, немые начинают ясно говорить. То есть он для того посылает своих учеников, чтобы они убедились сами, что перед ними Христос. А сам Иоанн Предтеча, конечно же, знал об этом, он на водах Иордана прямо указал: «Се, Агнец Божий, грядущий, чтобы взять грехи всего мира».

И Христос потом, когда ученики Иоанна Предтечи отошли от Него, обращается уже к Своим ученикам: «Что вы ходили смотреть на Иоанна Предтечу? Трость ли, ветром колеблемую? Иоанн Креститель – не из тех людей, которые живут в богатых палатах». Перед ними пророк, который по силе своей был равен Илии Пророку. Иисус показывает этим, что Иоанн Предтеча велик, но далее Господь добавляет, что тот, кто мал в Царстве Небесном, выше его.

О чем здесь говорится? О том, что Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, он стоял на рубеже Ветхого и Нового Завета, как бы передавал эстафету. Как он сам говорил: «Мне должно умаляться, а Христу расти». И вот мы видим, что Христос показал величие, достоинство Иоанна Предтечи, но в то же время Господь говорит, что выше всего этого – то грядущее Царство, которое Он принес.

Господь говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А Царство Небесное – это Он Сам, Иисус Христос. То есть теперь люди уже не к Иоанну Предтече должны идти, не за Моисеем, а именно к Нему, Иисусу Христу, и Он есть путь, истина и жизнь. Наступило новое время, мы заключаем с Богом Новый Завет. И далее Господь, как мы читаем в Евангелии, говорит: «Кто будет иметь веру и крестится, тот спасен будет и войдет в Царство Небесное».

Действительно, эти строки очень важны. Нужно не просто бегло читать Евангелие, а именно вдумываться в него, вчитываться. И, конечно же, к прочтению новозаветных текстов нужно еще подключать толкования святых отцов на эти евангельские строки.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли считать Промыслом Божиим все встречи, события, которые происходят в нашей жизни, все, что меняется, случается? В особенности мне интересны встречи с людьми – я имею в виду такие, которые что-то несут, когда ты проводишь с человеком какое-то время. Это все-таки случайно или по Промыслу Божию? Как это понять?»

– Я слышал одно выражение, что случайность, удача – это одно из имен Божиих. То есть мы все находимся внутри Самого Господа Бога. Господь создал окружающий мир, и видимый, и невидимый. Евангелие нам говорит, что волос с нашей головы не упадет без воли Отца Небесного. Конечно же, в Промысл Божий включены все события, встречи, все то, что с нами случается. Поэтому те люди, обстоятельства, которые нас окружают, – это все Промысл Божий о нас, о нашей душе. В то же время и мы по отношению к этим людям в замысле Бога. Поэтому Господь нас ведет, соединяет – как настоящий отец. Он знает, что нам дать в ту или иную минуту. Но мы, как свободные личности, все наши встречи, жизненные ситуации можем обращать либо во благо своей душе, либо во вред.

Например, какое-то искушение. Сейчас продолжается Петров пост, но приходишь в гости, не мог отказаться от приглашения. Это же по Промыслу Божию ты оказался здесь. Все радуются, веселятся, стол изобилует разной пищей, и ты, конечно, задаешься вопросом: как я должен поступать?  Но здесь все очень четко: тебя пригласили, и то, что тебе дали, это и вкушаешь. Это как раз дело твоей любви по отношению к ближнему, который тебя пригласил на свой  праздник. Когда попрощался, опять приступаешь к своей обычной жизни, постишься.

И все в нашей жизни действительно происходит по Промыслу. Казалось бы, просто включаешь телевизор, едешь в автобусе, слышишь какие-то речи других людей, и порой очень интересные ситуации случаются в твоей жизни. Вот, например, святой преподобный Антоний Великий, который просто зашел в храм помолиться и услышал такие слова: «Продай свое имение, возьми крест свой и следуй за Мной». И он соотнес эти слова, которые услышал в храме, с собой. Все оставил, уединился и посвятил жизнь Богу, отдавая Ему эту жизнь до своего последнего мгновения.

Действительно, все в нашей жизни случается по Промыслу Божию. Но здесь другой вопрос: как мы к этому будем относиться и как будем те или иные ситуации в нашей жизни воспринимать. Здесь, конечно, нужны и мудрость, и разумение, и молитва, и постоянное бдение над своими мыслями, желаниями, чувствами, действиями и словами.

– А встречи с плохими людьми или в целом со злом? Вы упомянули телевизор. Многие смотрят нас по телевизору, могут переключать каналы и нарваться на какую-то духовно неполезную передачу, скажем так. Как к такому относиться? Это тоже в какой-то степени Промысл Божий или ошибка человека?

– Конечно же, все это в Промысле Божием. Святая Церковь призывает нас с вами к тому, чтобы мы научились быть опытными людьми, правильно относились к той или иной ситуации. То есть если я чувствую, что встреча с этим человеком послужит мне во вред, то  буду делать все, что от меня зависит, чтобы с этим человеком сейчас не встретиться. Например, я сейчас не готов к этому, сам нахожусь в гневе,  могу резко ответить. Лучше я удалюсь, спокойненько приду в себя, успокоюсь, а потом уже, помолившись, могу с этим человеком увидеться и переговорить на те или иные темы.

Встречи и с добрыми, и, казалось бы, со злыми людьми – все это наша жизнь, от этого никуда не денешься. Поэтому нам нужно приобретать навык, распознавать, где добро, где зло, понимать, что мы в данный момент можем сказать и что не можем сказать, от чего нужно воздержаться, куда нужно смотреть. Постоянно должен быть контроль над собой, работа. Это, конечно, легко говорить по телевизору или с амвона, легко читать в книжках духовных. А попробуй сделать хотя бы частичку из того, о чем ты читаешь, что видишь и слышишь.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому через падения, неудачи, через «не могу», через пот, кровь, но это нужно делать. И как бы нам с вами ни хотелось заплатить за билет и пройти в Царство Небесное, так не получится. Как говорит Господь, Царство Небесное берется силой, и нуждницы (те, кто понуждает себя) восхищают его, то есть они войдут в него. А для этого, конечно, нужно очень сильно трудиться.

Наша человеческая природа нам говорит: отдохни, поленись, не молись и так далее. Тем более сейчас жара стоит, очень много чего не хочется делать из того, что ты должен делать. Даже прийти в храм – это большой труд, я считаю. Стоишь в храме, на улице 30-градусная жара, дети кричат, цветы в храме вянут от этой жары, сам весь истекаешь потом. Но, потрудившись, достояв до конца, причастившись, уходишь из храма окрыленный, ты совершил хоть маленький, но все-таки подвиг, совершил работу над собой. Положил это в копилочку своих добрых дел, и ты превозмог усталость, леность, нежелание, все-таки стал хотя бы на один шажочек ближе  к Господу Богу.

– Вот об этом хочу спросить, о шажочках на пути к Богу. Мы действительно много и даже регулярно говорим о том, что сложно продвинуться на этом пути к Богу. Неужели ни у кого не получается постепенно продвигаться? Возникает ощущение, что мы все время в начале этого пути. Неужели мы не двигаемся вперед?

– Вы правильно говорите, но не бывает восхождения на гору без падений. И мы, соответственно, прилагаем какие-то усилия. Мы хотим сейчас поститься, молиться каждый день утром и вечером, мы хотим быть добрыми людьми, чаще исповедоваться и причащаться,  хотим быть милостивыми, смиренными и кроткими, но это не всегда получается. Наша человеческая природа склонна ко греху, постоянно нужно преодолевать себя. И вот это преодоление себя – самое главное дело всей нашей жизни.

Как мы видим, еще Павел нам говорил: я делаю не то, что хочу; а что не хочу, то делаю. И у Павла, и у всех святых этот путь был пройден именно так. Неужели Павел не ошибался? Неужели Иоанн Кронштадтский не ошибался? Неужели все святые, о которых мы с вами читаем и знаем, не ошибались? Все ошибались, даже Серафим Саровский.

Почитайте личные дневники Иоанна Кронштадтского, как он описывает свой день: «Сегодня я разгневался на свою кухарку, которая пересолила мой борщ. Прости меня, Господи». Сегодня  разозлился на того, здесь сказал не то, что должен быть сказать. И он постоянно проводил над собой работу, ежедневную, ежечасную, ежесекундную. Поэтому он и стал таким великим, что постоянно был в бдении над своей душой. И без непрестанной молитвы к Богу, как нас учит Церковь, невозможно сохранить память о Боге, сохранить тот стержень, который нам позволяет оставаться на плаву, не скатиться вниз, не согрешить.

Согрешения и падения, к сожалению, в нашей жизни неизбежны. Мы можем видеть на примере собственной жизни: вышел на улицу – взглядом, словом, либо мыслью уже согрешаешь. Недаром в молитвах перед тем, как отойти ко сну («на сон грядущим»), мы читаем перечисление множества грехов. Объедение, пьянство, пресловутое мшелоимство, скверноприбытчество, гнев, раздражение – все это присутствует в нашей жизни. Самое главное – понять для себя: «Я не согласен так жить, не согласен идти на поводу гнева и раздражения, превозношения, тщеславия, гордости, самолюбия, многостяжания». Каждый должен себе сказать: «Для меня как для христианина это неприемлемо. Это происходит, но я с этим не соглашаюсь. Я не хочу оправдывать свой грех, я хочу от него отмежеваться».

На исповеди мы каемся: «Господи, согрешил... Это не мое, это чуждо мне. Для меня свойственно то, что Ты Сам сказал: блажени нищие духом; блажени плачущие; кротцыи…» К этому нужно стремиться, а падения будут происходить ежедневно. Главное – решимость быть с Богом, со Христом и то, что мы читаем в Священном Писании, прилагать к личной жизни. Это не просто некие метафоры, мировоззрение, которое далеко от нас. Бог четко нам говорит: поступайте так, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. К этой святости мы и стремимся. Отчаиваться, унывать не нужно, даже если что-то не получается. Мы как спортсмены, духовные воины: каждый день берем тот вес, который можем понести. Одна из главных христианских добродетелей, помимо любви, кротости и смирения, есть рассудительность: то, что в данный момент мне необходимо по моему духовному опыту, духовным силам, чтобы себя не перегрузить.

Человеку, который только встает на путь многодневного поста, сразу же бросаться в омут с головой, во все ограничения, я считаю, неправильно. Великий пост наступает: нельзя ни мясо, ни рыбу, даже елей нельзя. Человек прочитает и скажет: «Давайте я буду все это выполнять». Он надорвется, сломается через две-три недели и потом вообще никогда не захочет ни поститься, ни читать молитвы: он перегрузил себя, надорвался. Рассудительность – одна из главных качеств христианского делания. К этому нас с вами всегда призывает Церковь. Почитайте преподобного Иоанна Лествичника, который говорит об этом, и других святых. Все должно быть постепенно: сейчас мы поднялись на одну ступеньку, теперь нам можно уже это делать, чтобы не сорваться, не упасть в обрыв, оказаться не проигравшими, а победителями, как говорит Господь.

– Вопрос телезрителя: «В притче Христа о богаче и Лазаре Он говорит: между адом и раем – непреодолимая пропасть, перейти которую ни туда, ни обратно невозможно. Церковь учит, что молитвами, добрыми делами можно вымолить прощение грешника. Явное противоречие. На что ориентироваться, как Вы это объясните?»

– Здесь затрагивается очень важная для всех нас тема – молитва за усопших. Господь создал нас свободными личностями, Он дал нам возможность выбирать, хотим мы быть с Богом или хотим жить так, как нам нравится. Самоопределение человека совершается в течение всей жизни. Мы можем сегодня находиться в раю, а к вечеру, согрешив, впасть в какой-то грех и оказаться в аду. Господь, как мы с вами знаем, говорил: «В чем застану, в том и буду судить». Есть другие слова из Ветхого Завета: «Пусть праведник не надеется на свою праведность и не говорит себе: "Вот я провел праведную, хорошую жизнь, угодил Богу и теперь начну есть, пить и веселиться, жить в свое удовольствие"». В этот момент Господь его призовет, вся его праведность пойдет прахом, и он не войдет в Царствие Небесное. Наоборот, грешник всю жизнь грешил и на смертном одре раскаялся, поменялся: в таком добром состоянии, как благоразумный разбойник, он войдет в Царство Небесное. «Как я хочу быть сейчас: с Богом или без Бога?» – это каждый человек определяет сам, лично. Хочу я исполнять Божии заповеди или не хочу, хочу жить так, как нам советует страстный мир, в котором я живу, или Бог является моим Отцом и краеугольным камнем, на котором я строю дом своей души?

Конечно, молитвы за усопших важны. Мы молимся за христиан. Нельзя молиться за тех, кто не крещен, кто другой веры: мы в храме не подаем за них записки. Частным образом, дома мы можем молиться и за самоубийц, и за некрещеных, и за инославных, но Церковь прежде всего молится на литургии, на службах за своих чад, которые крещены и имеют веру в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому мы молимся и говорим: нет человека, который прожил бы свою жизнь и ни разу не согрешил. Все согрешают, и усопший человек при жизни согрешал, но мы надеемся, что его самоопределение было в пользу Царствия Божиего, в пользу Бога, христианской жизни. Прегрешения не могли не быть: мы все страстные, грешные, падшие люди. 

За человека, который, например, находится в аду, молятся здесь, на земле, и мы верим, что Господь может ослабевать его муки. Может, не перевести из ада в рай, но сделать так, чтобы эти муки не были такими тяжкими и страшными. Молитвы и за живых, и за усопших очень важны: Церковь сама молится и нас с вами к этому призывает. Глубинная, существенная, принципиальная разница между раем и адом – то, что человек сам выбирает, быть ему с Богом или без Бога. Самоопределение, свободную волю человека поменять никак нельзя. У меня есть некрещеные родственники, я переживаю за них: они, к сожалению, могут умереть некрещеными. Даже помолиться за них не могу в церковной среде, в Церкви Божией, только частным образом, келейно, дома.

Есть вопрос, который обращают к нам философы: может ли Всемогущий Бог сотворить камень, который Он Сам не может поднять? Есть ответ на этот вопрос: Всемогущий Бог сотворил этот камень, этот камень – человек. Почему Господь не может его поднять? Потому, что сам человек не хочет, чтобы его поднимали, не хочет жить в раю, быть с Богом. Сам Господь не может ничего сделать, если человек закрылся в своей хижине, скорлупе. Даже Господь не может пробиться через нее. Посмотрите на людей, которые нас окружают и говорят, что Бога нет, считают себя атеистами. Если искренне посмотреть в глубину своей души – неужели Господь к вам не обращается, не призывает? «Покайся, брат, приди ко Мне, Я тебя люблю и хочу поделиться с тобой Своей любовью, которую Я доказал на Кресте, проливая за всех драгоценную кровь».

Господь обращается ко всем, но человек либо отвергает это, либо говорит себе, что это какие-то голоса или какой-то призыв. Он говорит: «Это все не ко мне. Бога нет. Я атеист. Оставьте меня в покое. Я хочу жить так, как мне нравится». И этот камень как раз и является тем неподъемным, который Господь создает Сам.

– То есть, на мой взгляд, в вопросе о молитве за умерших можно выделить три важных фактора. Это целеполагание самого человека, молитва Церкви и милосердие Божие, к которому взывает молитва Церкви, чтобы Бог помог человеку, освободил его, если человек, всю жизнь делая выбор, в пользу Бога делал выбор чаще. 

– Да. А как все это происходит – никто не знает. Это другой мир, это тайна, действительно покрытая мраком. Мы узнаем об этом, когда сами столкнемся с этой духовной реальностью. Но мы все равно чувствуем, что наша молитва доходит до Господа Бога, что наши усопшие братья и сестры радуются и откликаются на нее. А если бы все было не так, как мы сейчас говорим, зачем тогда все эти родительские субботы, зачем молиться за усопших? Но Церковь молитве за усопших отводит особый день недели, понимая, что тема эта очень важная.

– Получается, что суббота в богослужебном смысле – уникальный день, ведь одновременно с поминовением усопших празднуется память всех святых, и это отражено в богослужении самой субботы. В этот день и земная, и Небесная Церковь объединяются в молитве за усопших, чтобы помочь им, поддержать их.

– Да. И мы просим всех святых присоединиться к нам и помолиться за наших усопших братьев и сестер.

– Вы упомянули благоразумного разбойника, и о нем вспоминают, когда говорят, что покаяться можно даже на смертном одре. Но ведь нельзя успокаивать себя мыслью, что всю жизнь можно делать что угодно, а в конце покаяться?

– Это хитрость и лукавство, а эти два понятия и Господь Бог несовместимы. Как можно лукавить, если ты всем сердцем принимаешь, что есть Господь и что без Бога ни до порога? Ты же не знаешь, сколько проживешь. Ты думаешь, что проживешь девяносто лет, но у тебя, к примеру, может внезапно оторваться тромб... А у тебя были планы: «Вот я женюсь, рожу детей, у меня будет хорошая работа, появятся внуки. А на пенсии буду уже заниматься духовной жизнью, молиться, каяться и так далее». Это, конечно же, лукавство.

Поэтому мы приносим детей в храм, чтобы крестить их в младенчестве, потому что уже с младенчества нужно их причащать. Нужно при детях читать молитвы, Священное Писание, чтобы перед их глазами был пример доброй христианской жизни. А покаяние, о котором Вы говорите, действительно некая схема, которую человек выстроил в своей голове и которая вряд ли будет угодной Богу.

Если ты ощущаешь, что идешь не в ту сторону, если видишь, что грешишь, то каяться нужно прямо сейчас. Не нужно откладывать это на завтра, не нужно откладывать это на старость, на свои последние часы, когда будешь прикован тяжкой болезнью к постели…

Я часто общаюсь с теми, кто умирает, кто хочет креститься или венчаться, и с теми, кто в первый раз пришел в храм и хочет пройти беседу и исповедь. Должен сказать, что когда приглашают священника к своему смертному одру люди нецерковные, которые не были приобщены к христианской жизни, у них остается много пробелов в плане веры во Христа. Приходишь к таким людям и спрашиваешь: «А ты веришь в Иисуса Христа?» – «Верю». – «А веришь, что Христос воскрес?» – «Не верю». И как священник должен поступить?

Вот мы собираемся на Пасху и кричим: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Но понимаем ли мы вообще, что такое Христово воскресение? Я спрашиваю пришедших на огласительные беседы перед крещением родителей и крестных, что означают слова «Христос воскрес», и зачастую получаю ответ: «Ну, это явился какой-то дух, и он вознесся к Отцу Небесному». И получается, потом чему-то учил какой-то призрак, какое-то привидение. И я начинаю объяснять, что Христос воскрес именно в теле, телесным образом.

Мы знаем, что был современник Христа Фома Неверующий, который сомневался в том, что Христос воскрес. И Христос явился ему и сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. И вот ты говоришь человеку, который лежит на смертном одре: «Ты все-таки поверь, что Христос есть, что Он воскрес», – и пытаешься хотя бы вкратце объяснить ему Евангельскую историю. Но зачастую до этого дело не доходит.

Спрашиваешь у человека: «Ты веришь в Бога?» – «Верю». – «Каешься в грехах?» – «Каюсь». И ты его причащаешь. А потом узнаешь, что через три дня человек скончался. Но он все-таки покаялся. А как он покаялся, что происходило у него внутри – и я, ни близкие его не знают. Это знает только Сам Господь. То есть мы перепоручаем этого человека Господу Богу, сделав все, что должны были сделать.

Думать, что можно покаяться, когда придет час смертный, – конечно, это лукавство. Не нужно доводить себя до этого. «Увидел, что согрешил, тут же покайся», – говорит нам Иоанн Кронштадтский. Нужно тут же каяться, тут же просить прощения, чтобы грех, который ты совершил, не навалился на тебя комом, не раздавил тебя. Мы же читаем в Евангелии: солнце да не зайдет в гневе вашем. То есть ты должен помириться с ближним до захода солнца. Ты не имеешь права лечь спать, если кто-то на тебя обижается, гневается.

Перед причастием мы читаем: первее примирися тя опечалившим. То есть ты должен первым пойти на примирение с человеком, который тебя опечалил, обидел. Пойди к нему и помирись, только тогда ты можешь приступать к Богу в молитве и вообще считать себя христианином.

Мы с вами сейчас поднимаем действительно очень важные моменты, касающиеся каждого из нас. И это не какая-то далекая перспектива, это то, что касается нас именно здесь и сейчас, в эту секунду. И если нас спросят, какой самый важный момент в нашей жизни, мы должны ответить: «Секунда, которую я сейчас проживаю, самая главная, решающая в моей жизни».

Мы знаем, что у Бога нет мелкого греха. Вот мы совершили мелкий грех и не раскаялись в нем, не стерли его в себе, не испепелили покаянием и слезами, и он может вырасти из мелкого в более крупный, а затем вообще стать глобальным грехом. Недавно мы читали в Евангелии о великом обрушении дома, построенного на песке. То есть все, что мы всю жизнь строим, может обрушиться, потому что мы строим свою жизнь не на Боге, не на Христе.

Вот мы сейчас говорим о рае и аде. Человек после смерти идет прямиком в бездну, потому что еще при жизни в его душе была эта бездна, этот ад. А проявления ада – гнев, раздражение, ненависть, неприятие всего того, что является святым, что дорого каждому христианину.

– Вопрос телезрительницы: «Бывают ситуации, когда нам кто-то докучает, например, шумят соседи. В таком случае нам советуют помолиться. Я согласна, что нужно помолиться о том, чтобы нам хватило терпения, и еще о том, чтобы эти люди как-то исправились. А какими словами нужно молиться? Просто попросить: «Помоги, Господи»? Или нужно читать молитву перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»?»

– В таких случаях прежде всего мы молимся о человеке, который нам докучает. Можно молиться своими словами, например, так: «Господи, сохрани этого человека, дай ему здравие души и тела. Спаси его душу, приведи его к познанию Твоей истины. Даруй ему всего того, чего я себе желаю». Так мы предостерегаем себя от осуждения, от гнева и от каких-то необдуманных действий. Потому что можно же пойти к соседу, который очень громко включил музыку, выбить ногой дверь и всех там перестрелять, и это уже будет уголовно наказуемым деянием.

Так вот, мы можем помолиться своими словами, можем пригласить священника и отслужить молебен, почитать вместе с ним акафист. Можно и самому почитать то, что нам хочется. Главное – пожелать тому человеку добра, а себе неосуждения и оставаться в мире и спокойствии в рамках христианского благочестия.

Вот едешь на машине, и тебя подрезали. Конечно, можешь отомстить – обогнать и тоже подрезать, но будешь ли ты в этот момент христианином? Нет. В этот момент ты превращаешься в разбойника. А что ты должен сделать? Ты должен сказать: «Господи, слава Тебе, что я остался жив, что аварии не произошло. Даруй здравие этому человеку, спаси, сохрани и вразуми его. А мне, Господи, не дай поступать не по правилам». И ты успокоишься и поедешь дальше, не желая этому человеку зла. Ты освободился от греха, который в данный момент к тебе подошел.

Помните, Господь сказал Каину, собиравшемуся убить своего брата Авеля: «Смотри, Каин, грех лежит у твоего порога». То есть Господь предупреждает его: «Смотри не согреши. Ты хочешь совершить глобальную ошибку в своей жизни, даже во всей истории человечества». Так и мы всегда стоим перед выбором – согрешить или же остаться в пределах Святой Православной Церкви.

Поэтому Вы можете помолиться своими словами, можете почитать акафист перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», можете прочитать «Отче наш», или Иисусову молитву, или прекрасную молитву «Царю Небесный». Одним словом, Вы можете прочитать все, что придет Вам в голову, но не просто прочитать, а именно помолиться, произнести слова молитвы от всего сердца, со вниманием к каждому слову, понимая, что Вы обращаетесь к Богу. Ведь молитва – это не какое-то формальное действие. Молитва – это обращение к Богу, общение с Живым Богом, и только тогда она будет иметь смысл.

– Отец Петр, прошу у Вас краткого напутствия для наших телезрителей и хотел бы сказать еще вот о чем. Сегодняшние евангельские строки заканчиваются словами Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мне кажется, что эти слова подходят ко всей нашей передаче.

– Прекрасно. А напутствие у меня одно: дай Бог, чтобы Господь научил нас жить по-христиански, чтобы Он научил нас молиться, соотносить все доброе в нашей жизни с Господом Богом и всегда помнить Его слова: без Меня не можете делать ничего.

Мы не должны превозноситься нашими успехами и удачами, ведь все это заслуга Господа, это Его благодать. Я же могу только одно – грешить. И если Господь не возьмет меня на руки, не даст мне Своих Божественных сил Своей Божественной благодатью, я так и останусь лежать в этом болоте. Все доброе, что происходит в нашей жизни, происходит по Его святой благодати.

– Да поможет нам Господь в наших ежедневных трудах.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​