Беседы с батюшкой. Протоиерей Василий Гелеван

4 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы встретили Новый год, и теперь на финишной прямой праздник Рождества Христова. У него есть несколько дней предпразднства. О чем стоит особенно подумать в эти дни?

– Думы самые обыкновенные, простые, о том, что доделать, прочитать, подумать о Рождестве Христовом, Евангелии, посмотреть толкования святых отцов, может быть, почитать историческую информацию,  больше узнать об этом событии. Возможно, кто-то на уровне сердца не успел подготовиться, у кого-то добрых дел мало, надо в больнице или в темнице помочь, уделить особое внимание больным родственникам или своим родителям. Это будет хорошая духовная подготовка перед праздником.

Пост – это время усиленного покаяния, стоит прийти на исповедь, послушать службы. Рождественские храмовые службы уникальны. На них нас достаточно глубоко готовят к событию Рождества Христова. Всем советую почитать эти тексты заранее и на церковнославянском языке, и в переводе. Почему именно эти тексты Ветхого Завета читаются сейчас в храмах? Что за стихиры? Это не просто глубочайшая поэзия, а красивое и толковое богословие. Стоит обратить особое внимание на эти предпраздничные службы.

– Они пронизаны праздником Рождества. В песнопениях обязательно говорится: «Дева идет родить Предвечное Слово». Предвкушение, растянутое на несколько дней. Как православному человеку правильно встретить этот праздник?

– Волхвы уже в пути, процесс идет, Пречистая Дева со святым Иосифом уже отправились в Вифлеем, совсем скоро там произойдет то, от чего засветится звезда. Есть культурный уровень подготовки к этому событию, когда учишь колядки, например. Колядки – это такой жанр, чаще нам известен как «тру-ла-ла». «Дай хлеба, дай соли, желаем здоровья». Но самые важные, самые глубокие колядки глубоко религиозные, в них содержится повествование, близкое к евангельскому тексту, они богословски выверены согласно учению Церкви. И такие колядки – это молитва.

«Нова радость стала» – хорошо известная и простая форма, но там глубокое  содержание. Большинство колядок на украинском языке. Иван Семенович Козловский выпустил пластинку с колядками в 1973 году. Советую послушать эту замечательную пластинку рождественских колядок в канун подготовки. Они очень простые, не нужно быть гениальным тенором, чтобы их исполнить с детьми. Я знаю семьи, которые с самого детства изучают эти колядки. Я сам из такой семьи. Эти четверостишья хорошо усваиваются ребенком.

Какая еще подготовка? Для ребенка – это елка. Ель – древний символ Христа. Он пришел к нам из Западной Европы в эпоху Петра Великого. И так хорошо прижился, что теперь кажется, всегда так и было. На самом деле это хорошо, красиво, глубоко. Ель одного и того же цвета и зимой, и летом. Она символизирует собой Господа Спасителя, Превечное Слово, Которое сегодня рождается во времени. Украсить елку – это семейная традиция.

В современной России календари немного другие, а если вернуться лет на 100 назад, там все было более-менее выверено. 25 декабря Рождество Христово, потом святки, веселье, и в рамках этого веселья и Новый год пришелся ко двору. А сегодня резонанс получается. Строгая неделя; и можно есть только мандарины. Новый год получается не праздником и отдыхом, а испытанием. Кто-то даже выделяет, что тот, кто постится, по-настоящему верующий человек, потому что для него важен приход Спасителя, он ждет сейчас самого главного.

Я не берусь никого судить. Только Господь знает сердце каждого человека. Думаю, среди нас, которые считают себя благочестивыми, очень мало благочестивых.  И среди тех, кого мы считаем неблагочестивыми, очень много благочестивых. Это только Господь знает.

Хочется пожелать, чтобы когда-нибудь в России был одинаковый календарь у Церкви и у государства. Я не берусь судить, кто кому навстречу пойдет,  пусть знающие люди этим занимаются. Но мне хочется пожелать, чтобы когда-то было так, как было всегда, как в царские времена. Петровская реформа была мягкая.

Во всех храмах 7-го числа по новому стилю будет более или менее масштабный вертеп. Самый скромный вариант будет выглядеть как аналой с иконой, на которой изображено главное событие. А если будет возможность, сделают сень над иконой или в углу возле стены поставят сцену, где будет Христос в яслях, Матерь Божия, овечки, пастушки, волхвы (и дальше уже плод фантазии). Это запоминается детям. И детям, которые сегодня дети, а завтра взрослые, этот вид елочки, вертепа сослужит добрую службу. Через какое-то время, когда они будут вспоминать свое детство, яркой звездой будет сиять это воспоминание. Оно будет давать и эмоциональную силу, и нравственный заряд, что есть Церковь, есть святость, к которой призваны все христиане. В этом великий дидактический момент, он учит нас стремиться к святости и добру.

– В России ель называют новогодней и думают, что все это задумано ради праздника Нового года, а на самом деле и в Европе, и в Южной Америке это рождественское дерево.

– И само отношение к новогодней ночи во многом превратное. Мы понимаем, откуда это, кто это сознательно делал. А мы знаем, что есть другая ночь, та настоящая ночь, когда родился Христос. Ясно, что это подмена ценностей. Хорошо, если мы понимаем это.

Сегодня совсем другое время. Если хочешь, можешь услышать, что это за ночь. Я рад, что мы сейчас об этом поговорили, про рождественскую чудесную ночь. Но это не просто какое-то непредсказуемое, неразгаданное чудо, это совершенно конкретное чудо, которое описано в четырех Евангелиях, чудо, когда Бог воплотился нас ради человеков и нашего ради спасения. Везде белый цвет, видишь белое одеяние, в белые пелены младенца одевают. Христос пришел для того, чтобы принести Себя в жертву и в конце концов воскреснуть. Сегодня белые одеяния на Рождество, потом белые одеяния в Великую Субботу. Здесь есть непосредственная связь. И те самые покровцы, которыми священник покрывает Святые Дары, потом будут погребальной пеленой. Святые отцы об этом пишут. Все связано, все логично, не совсем случайный белый цвет в Рождество и белый цвет накануне Пасхи.

– Как глубоко нам внедряли в сознание, что новогодняя ночь – это время чудес, подарков. Но на самом деле во всем мире рождественская ночь – время чудес и подарков, время чудесного света.

– Я недавно на пакете прочитал: «Новый год исполнит все желания». Как это? Подумайте, о чем мы говорим. Можно обратиться к живому Богу. Я знаю, что Он живой, и я знаю, что Он меня слышит и видит.  И когда я говорю к Нему, я говорю, обращаясь прямо к Личности. Я могу обратиться к Нему, у меня есть основания, потому что Он воплотился, вочеловечился, Он был видимым, Его изображают на иконе, я вижу Его плотское изображение, Его тело. В этом теле обитает первичный Бог, поэтому я к Личности обращаюсь. А Новый год что? Люди просто не задумываются над этим. Или не хотят задумываться. Но мы знаем, как надо молиться. Мы верим, и наша вера не тщетна, наша вера в воскресшего Господа.

Сейчас из-за этой путаницы в календарях каникулы, по сути, приурочены к Новому году, а не к Рождеству. Где-то в конце Рождество, два дня – и снова на работу. К сожалению, мы существуем в таких условиях, что во главе стоит Новый год, а Рождество в конце. Как правильно провести эти каникулы, чтобы восстановить как-то эти акценты?

– Новый год, конечно, должен быть, он нужен. Другое дело, что его значение преувеличено. Это же самый большой праздник в нашей стране. С ним ничего не сравнится. Сколько страна готовится к этому празднику? Месяц, два. Сколько потом отходит от этого праздника? Рождество получается где-то в сторонке, в тени. Это потому, что мало людей верующих, у нас пока нет такой идеологии, чтобы мы взяли и выстроили государственный календарь праздников с акцентом на церковные праздники. Верующим людям понятно, что это надо, что это обязательно. Но не докажешь это власть имущим. Скажут, что у нас многоконфессиональная страна, много неверующих людей, агностиков и так далее. Мы без претензий.  Мы благодарим Бога, что нет гонений, храмы не закрывают, есть возможность свободно молиться, получить богословское образование. Есть православные телеканалы! Когда такое снилось?

Козловский издал пластинку с колядками 30–40 лет назад на фирме «Мелодия». Издали всего лишь 400 экземпляров, но Министерство культуры Советского Союза сразу же издало циркуляр изъять из продажи все 400 пластинок и поломать. Козловский потом в сердцах вспоминал: «Что ж вы делаете?..» И только в 1985 году впервые транслировали колядки в исполнении Ивана Семеновича Козловского. А сегодня любой желающий может найти эти колядки в сети Интернет бесплатно, послушать их в любое время. Вот в какое время мы живем!

Но нет пределов совершенству. Конечно, хорошо бы календарь был синхронизирован, но нам грех жаловаться, все довольно неплохо; по крайней мере, у нас есть свобода веры. Кто хочет, тот выберет Рождество и на нем сфокусируется. Есть Рождество Христово, есть Богомладенец.  Это же вопрос спасения, вопрос вечной жизни. Если я не пойду гулять в новогоднюю ночь, ничего страшного. Если же я пропущу рождественское богослужение – это потеря для меня. Жалко, если я не помолюсь мученику Вонифатию. Это как раз на следующий день после этого большого всенародного возлияния. Приходите, помолимся обо всех, у кого есть недуг винопития…

– Новый год прошел, Рождество близится. Какие мероприятия должно посетить в дни Рождества?

– Есть такое понятие: канун Рождества, или вечеря. Это особый праздник, который никогда не повторяется. Ближайшее воскресенье к нему называется Неделей святых отец. Напомню, что была Неделя праотец, когда мы вспоминали предков Господа Спасителя. Шестого числа сочельник, один строгий день, когда ждем первую звезду. Богослужения необычайно красивые, уникальные, только здесь совершаются царские часы. Это интересно, увлекательно, такие паремии, прокимны, специальные апостольские, евангельские чтения!

К сожалению, на таких богослужениях всегда мало людей. Что еще можно делать в такой важный день? Призываю посетить храмовое богослужение 6-го числа. Будет литургия святого Василия Великого. Тоже по-своему уникальная, она совершается всего 10 раз в году. Это один из тех дней, когда ее можно послушать. Ну и конечно, богослужение всем хорошо знакомое, любимое. Мы круглый год поем «Слава в вышних Богу», каждый раз в начале утрени, а здесь с особым торжеством, с особым чувством процитируем апостола Луку и споем: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. И дальше шестопсалмие и ночная литургия.

Я специально только про службу говорю, потому что нет ничего важнее, что могло бы больше нам раскрыть содержание праздника Рождества Христова.

В некоторых храмах есть воскресная школа, там детишки учатся всему, в том числе церковному пению. Какая радость прийти с утра в храм, а там звучат детские голоса! Батюшка в алтаре произносит прошения, а в ответ на эти прошения детишки поют «Господи, помилуй»  звонкими серебряными голосочками. Это называется детская литургия. Все родители стараются привести на эту литургию утром 7 января своих детишек, чтобы они смогли прикоснуться к этой радости.

Какая радость еще может быть у нас? Конечно, Причастие. Мы не можем прийти на службу просто как зрители, нам хочется принять в ней участие. Самое большое участие, когда ты причастишься, когда  весь пост исповедовался, а теперь приобщаешься к этой святыне. Если кто-то еще не исповедовался, следует это сделать. Есть люди, которые редко причащаются, но Рождество нельзя пропустить, надо обязательно прийти и причаститься в этот день.

В развитых приходах еще делают утренники. Слава Богу, у нас сейчас есть возможность прийти в храм. Не так давно закрыли храмы, никакие общественные мероприятия не были  рекомендованы, сейчас вроде понемногу начинаем возвращаться к обычной жизни. Утренник – это тоже хорошо. Дети разучат сценки, родители придут послушать. Это здорово. Раньше это только в школе было. А сейчас тематические утренники по сценарию, дети могут проявить свои таланты.

Это всегда было. Я в Закарпатье родился. Тогда это не проводилось в Церкви, но не было ограничения на коляду. Мальчишки, девчонки одевались в причудливые одежды и ходили по дворам, пели коляды. Теперь это более культурно, на сцене в приходе, в воскресной школе. Нужно обязательно посетить такой утренник.

Хочется сказать пару слов о трапезе. Был большой пост, и хочется предостеречь, чтобы не было болезненного разговения. Желудок долго не принимал мясного или молочного, поэтому всего в меру, всего по чуть-чуть, нужно постепенно выходить из поста.

– В академии нам рассказывали, что литургию Василия Великого поставили служить в сочельник ради того, чтобы люди на нее приходили. Не просто на Рождество, когда и так все приходят, но чтобы был еще дополнительный день, когда люди приходят ради литургии Василия Великого.

В сочельник прочитывается огромное количество ветхозаветных пророчеств, которые посвящены Рождеству. Это самое яркое погружение в атмосферу этого события, ты воспринимаешь слова пророков, чувствуешь их ожидание Мессии, которое на пороге.

– И ведь не год, не два, а столетиями пророки ждали этого события. Каждый высказывался об этом событии, именно о Рождестве, что придет Мессия с неба, воплотится. И вот наконец реализовалось это долгое чаяние всех пророков. Когда мы их читаем, мы должны осознать глубину их ожидания и нашего счастья, что мы этого дождались. Мы  счастливые, мы живем в эпоху после Рождества Христова. Мы свидетели этой славы Господней.

Интересно, что реакция на пришествие Христово была совершенно разная. Кто-то с радостью это принял, а кто-то не принял, как Ирод, например. Сразу началось противостояние. С первых минут, как только Христос родился, у Него появились противники, и сразу появились мученики, пролилась первая кровь, кровь Вифлеемских младенцев.

Сразу появились и верные. Матерь Божия. Обратите внимание, что следующий день после Рождества – Собор Пресвятой Богородицы, это праздник Богородицы. Каждый раз, когда мы видим Младенца Христа, рядом – Мать. Рождество Христово – это праздник Пресвятой Девы. Она чувствуется в этом празднике, Она в Своем чреве вместила невместимое,  способствовала Боговоплощению. Она – «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

– Ближайшее воскресенье – день памяти царя Давида, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, а потом один из дней посвящен четырем тысячам убиенных младенцев. Хорошо в преддверии Рождества вспомнить всех героев и участников этого события.

– Мы будем читать генеалогию Спасителя. Читаешь и не знаешь, кто такой Авраам? Есть повод открыть ссылочку, где написано про Авраама, Библия, страница такая-то. Всё, теперь знаю, Авраам – это патриарх, предок. Кто его сын? Исаак… Через эту родословную есть возможность познакомиться с Ветхим Заветом. Это полезно знать.

А кто познакомился, идет глубже. «Сорок колен от Авраама до Давида, сорок колен от Давида до плена Вавилонского, сорок колен от Вавилонского плена до воплощения Христа Спасителя». Почему сорок? Что это за число? Потом смотришь: Адам, Авраам, Давид, Мессия… Адам – это же икона человечества. Это все человечество, не только выглаженное или лощеное, не только позитивные герои, это реальная родословная. Там есть и достойные, святые, канонизированные, и есть грешники. И такой вопрос возникает: как это предки Христа – и грешники? Мы же привыкли считать, что это безупречная святость. Мы не слышим, что Христос пришел для больных. Он Врач. Он пришел не праведных спасти. Он пришел к грешникам, призвать их к покаянию.  И поэтому, когда мы читаем в генеалогии имена грешников, вдруг такая пронзительная мысль: «Так это же Он для меня пришел. Я же не праведник, я грешник. От нихже первый есмь аз». В первых строчках Евангелия главная мысль, что Христос пришел ради нас, ради грешников. И ты это наконец понимаешь.

– Мы сегодня уже вспоминали Петра I. Именно он ввел в России летоисчисление от Рождества Христова. Существование такого летоисчисления очень показательно. Мы им пользуемся до сих пор. Рождество разделяет всю историю человечества на до и после. Почему именно Рождество, а не Воскресение?

– И даже в богоборческое время пытались найти какое-то новое выражение для этого, лишь бы не поминать имени Христа: до нашей эры, после нашей эры. Значит, даже безбожники признают этот раздел человеческой истории, что наша жизнь сейчас – это когда уже свершилось Рождество Христово, когда свершилось это самое обетование.

Здесь совершенно четкая логичная связь. Мы говорили про белые пелены Рождества и Великой Субботы, и эта связь такая: Христос родился для того, чтобы умереть и воскреснуть и искупить род человеческий, и это очень важно. Он воплотился и сошел с Небес нашего ради спасения. Что же такое наше спасение? Это дело спасения, это не один акт. Нельзя разделить Рождество и Пасху, они связаны между собой самой непосредственной логичной связью. Когда мы говорим «Рождество Христово», мы имеем в виду и Пасху. Мы не можем выделить только Рождество.

Христос родился, а дальше что? Христос родился, воплотился, чтобы через 33 года принести Себя в жертву. Если уж быть точным, то через 33,5 года принести Себя в жертву и воскреснуть. Такой конечный пункт земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому мы не можем говорить, что мы отмечаем только Рождество. Отмечая Рождество, мы отмечаем сразу и Пасху. И если мы говорим «по Рождестве», мы, конечно же, имеем в виду и «по Пасхе». Это цельная связь в земной жизни Господа Иисуса Христа.

Я бы хотел отметить еще такой нюанс – особенность православного менталитета уходит в богословие. Когда мы говорим о Рождестве и о Страстной седмице, мы всегда имеем в виду Пасху. Просто так скроено все наше богословие и вся наша культура. Но я не скажу такого про Запад. На Западе Рождество Христово на первом плане, он важнее всех других праздников, но при этом там еще есть акцент на сопереживании Страстям Христовым.

На Западе это целая культура – слеза, чувственность, особенность антропоморфического отношения и переживания всего сотериологического, что произошло в истории человечества, в Евангелии; сопереживание Христу, Его Страстям. Но при этом гиперболизированном сопереживании почему-то все заканчивается Великой Субботой, а дальше я не вижу никакой радости.

Я могу проиллюстрировать это на двух моментах. В 1997 году я был в Швейцарии, управлял хором Воскресенской церкви в Цюрихе. Если кто-то сейчас смотрит нас в Швейцарии, то низкий поклон. Я немножко причастен к этой общине на улице Винкельридштрассе.

В том году совпали православная Пасха и католическая Пасха. Я помню грандиозный крестный ход в Великую Пятницу. Мы, православные, тоже пришли с хоругвями и приняли участие в этом крестном ходу. Там были остановки, читали Страстные Евангелия, и все христиане едиными устами, единым сердцем сопереживали событию Великой Пятницы. Но когда через два дня я вышел на улицу, я не увидел никаких признаков сопереживания радости Христова Воскресения.

Мы отслужили ночную службу в православном храме, похристосовались, и меня охватило чувство переполняющей радости. Но я вышел на улицу, и это чувство было не с кем разделить. Такое впечатление, что люди уже насытились и не дошли до Воскресения Христова. Об этом пишут современные католические богословы, что это тупиковая ветвь богословия, когда они упустили из виду самое главное: а слона-то я и не заметил. Но у нас, православных, все не так.

И второй момент. Хочется поделиться этим моментом, он очень личный. Это уже было в Бразилии, в Латинской Америке – оплоте Католической Церкви. В городе Рио-де-Жанейро есть главный храм Римско-Католической Церкви, посвященный памяти святого Себастьяна, и восточного, и западного великого древнего святого. Собор Сан-Себастьян – это кафедральный собор, огромное здание огромных масштабов, но он достоин того, потому что это ведущая христианская деноминация на материке.

По традиции католического интерьера там устроена Виа Долороза, Крестный путь Иисуса Христа – по периметру размещены иконы с изображением Крестного пути,  пути страдания. Здесь и Симон Киринеянин, и все остановки, описанные в Евангелии. Это путь на Голгофу. И этот круг не замыкается, потому что он начинается слева, проходит по периметру, обходит весь храм и на западной стене заканчивается. Я понимал, что там даже геометрически не хватает одного кубика, чтобы завершить эту картину, но храм построен таким образом, что западная стена закрыта. Здесь престол, здесь горнее место, а за ним ризница, и западная стена закрыта.

Я специально спросил у смотрителя: «Но должна же быть икона Воскресения. Почему все кончилось на Голгофе?» Он ответил: «А она есть, там, за ширмами, за алтарем, за ризницей». – «Покажи». И мы дошли до самой стены. Я открыл эту ширму и увидел, что эта икона есть, просто она никому не нужна, и ее чем-то завалили. На этой иконе изображен Христос воскресший. Вот иллюстрация того, что происходит в интеллектуально-богословском и в целом в культурном пространстве западного мира. Я очень рад, что я русский, что я православный и что у нас все-таки главный акцент на Пасхе.

– Как бы совместить эти акценты, чтобы и Рождество праздновать так, как во всем христианском европейском, западном, американском мире празднуют, но чтобы и наша Пасха была? Мне всегда казалось, что в западной традиции Рождество тихое и торжественное, этакая праздничная служба тишины, но Пасха получается уже немножко пресной, в то время как в Православной Церкви Пасха – это грандиозное и торжественное событие.

Кстати, хочу еще отметить, Вы сказали – «до нашей эры», «наша эра». Но иногда говорят и «новая эра», и от этого никуда не уйти. Получается, до новой эры – без Христа, а новая эра – со Христом.

– Христос непобедим, Бог попираем не бывает. Я думаю, что это неискоренимо. Как ни лукавили большевики, коммунисты, как они ни старались загладить это, выжечь из нашей души, ничего у них не получилось. Всё претерпели, гонения кончились. Слава Тебе, Господи, есть свобода, но теперь объективно видно, что они не победили. Как римский гонитель Юлиан Отступник поднял перст вверх и сказал: «Ты победил, Галилеянин!» – так каждый несостоявшийся богоборец, если он честен, должен показать на небо и сказать: «Победил Христос, и неоспорима Его победа».

– Да, не позволим, чтобы в нашей жизни побеждал кто-то другой, а не Христос. И все-таки, обсудив столько разных аспектов, разных тем, разных сторон грядущего праздника Рождества, давайте проговорим, на чем нам делать акцент в эти дни, чтобы наиболее правильно, празднично составить себе рождественское настроение?

– Хочу развить эту мысль исходя из последнего нашего тезиса о победе. У нас есть один враг – это мы сами. Скорее всего наша леность, наша гордость. Я думаю, что самым хорошим залогом победы Христовой Церкви было бы проведение этих дней чисто. По слову Евангелия, люди узнают, что мы христиане, если мы будем иметь любовь между собой. Если кто-то с кем-то не примирился, необходимо это сделать сейчас, в канун праздников. Пусть примирятся мужья с женами, пусть они попросят прощения друг у друга. Жены пусть повинятся перед своими мужьями, если они видят, что у них в семье нет мира. Пусть они в себе найдут причину, чтобы извиниться и сказать: «Любимый мой, дорогой, единственный, прости меня. Сейчас будет праздник, давай будем жить в мире».

И это будет торжество православия, если таким образом мы искореним самого главного врага христианской Церкви – того, который есть внутри нас. Это грешный, плотской, недостаточный человек. И это первое – покаяние и мир. Христос принес мир: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. То есть мир между людьми.

Сейчас чрезвычайно важно приобщить детей к нашей культуре. Мы почему-то думаем, что это будет делать кто-то другой. Но никто другой не будет воспитывать наших детей. Наши дети не нужны никому, кроме нас. Мы несем ответственность за то, какими они вырастут: порядочными людьми или негодяями. Я глубоко убежден в том, что когда ребенок отпадет от Церкви в 14 лет, в том возрасте, когда он скептически относится ко всему, пусть он пройдет это свое искушение, но то, что мы смогли вложить в него с пеленок, останется с ним навсегда.

Я проверил это на себе и на всех людях, которых я знаю, которые имели счастье жить с воцерковленными родителями, посещать храм, богослужения и даже как-то в них участвовать. Например, мальчишки в алтаре, а девчонки на клиросе или еще на каких-то послушаниях – украсить елку, попеть, прийти в воскресную школу. Все, что вы вложили в ребенка, пригодится, обязательно пригодится.

Я думаю, в этот день, когда мы вспоминаем рожденного Богомладенца, нам нужно серьезно задуматься о своих детях, о тех вызовах, которые имеет сегодня общество. Давайте отложим все гаджеты, пообщаемся с нашими детьми, расскажем им о Евангелии. Давайте вместе с ними откроем Евангелие и прочитаем, что там написано. А там написано: рождественская ночь, Вифлеемская звезда. Пусть ребенок  послушает, а мы будем читать ему перед сном лучшую сказку, которая только есть, – Священное Писание, о празднике Рождества.

– Реальную сказку.

В эти дни мы всегда отмечаем, что Христос – это Свет, пришедший в мир. Как бы нам впустить этот Свет в самих себя и засиять для других?

– Нужно этого просить. Невозможное человекам возможно Богу. У Бога есть очень много возможностей, чтобы этот свет вошел в нас. На этом пути есть только одно препятствие – мы сами, наша гордость, наше нежелание, наша самость. От этого нужно отречься и сказать: верую, Господи! помоги моему неверию. Пусть даже какая-то болезнь сделает трещину в моем сердце (так бывает, что в пересохшем сердце вдруг образовывается трещина), но в эту трещину попадает свет, а он все лечит.

Бог любит нас бесконечно, мы об этом знаем, много раз убеждались в этом. Нужно только довериться тому, что Он Промыслитель, как сказано в молитве, и тогда Он обязательно нас спасет. Единственное, нужно сказать: «Господи, за все Тебя благодарю. Сегодня, здесь и сейчас я живу. Сегодня у меня есть возможность узнать немножко больше. Пусть этот год станет еще одним поводом приблизиться к Богу. Пусть этот праздник станет еще одним поводом что-то узнать». Ведь тот, кто думает, что он много знает, на самом деле не знает ничего.

Чем больше мы узнаем о Рождестве, тем больше у нас вопросов, тем больше желание еще глубже изучить это событие. И, поверьте, друзья, это дело, эта работа на всю жизнь. Жизни не хватит, чтобы все это познать до конца. Только потом, когда мы уже соединимся с Ним, мы познаем Его так же, как Он сейчас знает нас, как мы познаны Им. Сейчас мы смотрим как сквозь тусклое стекло. Будем снимать эти фильтры тусклого стекла – один, другой, третий, сколько их там есть. И мы знаем, что последний фильтр снимет Он Сам, когда заберет к Себе нашу душу. Тогда мы увидим Бога лицом к лицу и по-настоящему переживем Боговоплощение.

А пока, насколько это возможно в наших человеческих силах, постараемся сблизиться с Богом, открыть для себя событие Рождества Христова через пост, исповедь, Причастие, храм и богослужение,  через дела любви, милосердия, через общение с нашими родными и близкими, и тогда Господь пойдет нам навстречу.

– Мне кажется, после такой плодотворной беседы самое время сказать какое-то пожелание нашим телезрителям.

– Пост почти закончился, остались считанные часы до чудесной ночи, той самой ночи, в которую Христос воплотился для меня, и для вас, и для каждого из нас. Поэтому постараемся открыть наши сердца навстречу Богу, воспринять ту благодать, которую Он уже принес. Постараемся благодарить Господа и славословить великую святую ночь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и  Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать