Беседы с батюшкой. Священник Алексий Лымарев

3 октября 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает священник Алексей Лымарев, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Садовниках.

– Вопрос телезрителя: «Обычно человек обращается к Богу, когда у него все плохо. Я обращаюсь к Богу, когда у меня все хорошо, с чувством благодарности. Но все равно при этом кажется, что Бог меня не слышит, не помогает. Когда трудно, кажется, что Бог даже и не поможет. Что делать? И как это объяснить?» 

– Я бы такой глобальный вопрос разделил на два больших. Первый: человек обращается к Богу, когда хорошо или когда плохо? Мы иногда размышляем следующим образом: как Бог может создать такие невыносимые условия, чтобы человеку было плохо и чтобы он в конечном итоге обратился к Нему? Я думаю, тут должна быть немножко другая последовательность. Человеку плохо потому, что он без Бога. И это, я бы сказал, закон духовной жизни. Чем человек ближе к Богу, тем ему становится лучше. Чем он дальше от Бога, тем ему  хуже. Этот естественный закон заложен Богом в саму природу, он действует. Допустим, во время похода мы собираемся у костра, вечером холодно и комары, и чем дальше от костра, тем больше комаров и тем холоднее. Так, наверное, и в нашем отношении к Богу: чем больше в нас правды Божией, тем ближе мы к Богу и, соответственно, меньше вот этих условий, которые раздирают нас в  мире.

Второе. Здесь интересное замечание. Мы живем, у нас могут быть трудности, и  очень много. Несмотря на то, что мы работаем, получаем зарплату, тем не менее со здоровьем что-то не так, с детишками что-то не получается, может быть, на работе какие-то проблемы. И нам кажется, что мы молимся-молимся, а Бог нас не слышит. Давайте зададим себе вопрос: что было бы, если бы мы вообще не молились? Работали бы мы? Имели хотя бы вот этот минимальный контакт с нашими детьми? А было бы у нас вот это минимальное состояние здоровья, при котором мы можем вообще работать?

– Почему нет? Может быть, так бы все и было?

– Было бы еще хуже. У меня был один случай. Мой настоятель, когда я служил в храме во имя святителя Николая в Толмачах, отец Николай Соколов, попросил: «Помолись. Мы сейчас улетаем в командировку». Прилетают, и он говорит: «Представляешь, весь наш багаж потеряли». Я говорю: «Батюшка, простите, не могу я молиться». А он отвечает: «Не говори глупости. Если бы не помолился, может, не долетели бы вообще». Он так осек меня. Я считаю, что это правильно, потому что на самом деле мы не ценим самых простых вещей. Мы думаем, что если помолились, то на нас должно небо снизойти, мы должны купаться в золоте, должны иметь престиж и так далее.

– Говорят же: «Просите – и дастся вам».

– Совершенно верно. Но Христос сказал: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Прежде всего речь идет о том, чтобы мы просили об утверждении своего духовного мира, внутреннего состояния. С одной стороны, это определяет весь смысл нашей жизни, а с другой дает мир, и, как следствие этого мира, Господь дает нам необходимое для нашей жизни.

Сколько раз я замечал в своей жизни, и об этом свидетельствовали другие люди: есть некоторый переизбыток необходимого. Я не говорю, что должна быть какая-то недостача, трудность, беда – нет, есть переизбыток. Люди начинают забывать о правде. Есть такая замечательная русская поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Наверное, тут то же самое. Когда мы просим, мы должны просить главного, а остальное, что необходимо, Господь пошлет обязательно. Наверное, нет такого человека, который бы умирал с голоду в нашем мире или вдруг оказался в таких условиях, когда ему кто-то не протянул бы руку. Наверное, это невозможно. Я не верю в то, что это может быть даже в языческом нашем мире. Хоть мы и называем себя страной православной, но по поступкам многих людей мы немножко по-другому определяем наше окружение. Думаю, об этом речь.

– Иногда люди что-то просят у Бога и ждут результата. Как правильно просить у Бога, чтобы смиренно принять любую ситуацию? Получается, просишь и не получаешь, и начинаются проблемы, ропот, уныние.

– Просить, безусловно, надо. Самое интересное, что мы для себя в молитве сами формулируем цель, к которой стремимся, которой хотим достичь. Но в то же время мы исходим только из наших земных обстоятельств, из того, что мы видим и знаем. Мы не знаем, что будет в дальнейшем от того, что получим. Поэтому всегда должны просить, как Господь сказал: «Да будет воля Твоя». Прося, мы будем все равно полагаться на Бога.

– «Не как я хочу, но как Ты хочешь».

– Господь все равно слышит нас. В противном случае смысл нашей молитвы в чем? И дети нас просят тоже о том, чтобы мы им что-то сделали, но мы, как разумные родители, все равно иногда ставим какие-то условия своему ребенку. Я помню, когда был школьником, родители говорили: «Закончишь полугодие без троек, купим тебе велосипед». Какой-то стимул. С другой стороны, мы иногда видим, что полезно бывает для человека, а что нет. Например, будет тебе, допустим, восемнадцать лет, сделаешь пирсинг. Вырастая до восемнадцатилетнего возраста, человек понимает, что ни к чему ему пирсинг. Наверно, Господь исходит из более высоких соображений, чем мы, но прежде всего ищет пользу для души каждого из нас.

– Вопрос телезрителя: «Боюсь причастия, очень много грехов».

– Не надо рассматривать причащение как дар. Безусловно, это дар каждому человеку, всему человечеству, но причащение надо рассматривать как средство. Господь сказал: «Кто не будет причащаться, не войдет в Царствие Небесное». Поэтому мы рассматриваем причащение как лекарство для больной, измученной души, чтобы обрести покой и силы, чтобы двигаться дальше.

– Иногда боятся на исповедь идти: тоже много грехов, что-то страшно батюшке рассказать.

– Если боишься, в сторонке постой, посмотри, как батюшка исповедует. Если люди бегут от него в слезах, то можно поискать батюшку менее строгого. А если, наоборот, ты слишком расслаблен в своей жизни, то, может быть, стоит подойти к этому строгому батюшке. Конечно же, во всем нужна разумность, и каждый ищет священника, который мог бы понять его. Я думаю, сарафанное радио в мире настолько распространено, что каждый может посоветовать священника, который будет по сердцу и, самое главное, не будет льстить тебе, а скажет самое необходимое. Действительно, иногда священник отказывает человеку в причащении, но не для того, чтобы его наказать, а для того, чтобы помочь ему понять себя, разобраться с собой.

– Вопрос телезрителя: «Сколько дней надо поститься перед исповедью?»

– У нас есть среда и пятница для того, чтобы мы постились в течение всего года. И этих дней вполне достаточно. Каждая литургия служится для того, чтобы человек причащался. Давайте проведем маленькую аналогию. Мама (или супруга) приготовила обед, мы пришли, посмотрели, сказали: «Все красиво, я видел, как ты готовила, просто изумительно», – развернулись и, не попробовав, ушли. На самом деле литургия совершается для того, чтобы приготовить и Церковь (тех людей, которые молятся), и вещество, которое находится на жертвеннике, а потом на престоле, к тому, чтобы свершилось вот это чудо: хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Поэтому человек, который не причащается на литургии, по сути, обкрадывает себя. Понятно, что во время службы есть молитва, прошения, которые мы возносим и о мире во всем мире, и о тех людях, кто нуждается, кто болеет, страждет, путешествует, но это все сопутствующие молитвы. Главная молитва о том, чтобы мы были достойны или причастились не в осуждение и чтобы Тело и Кровь Христовы, освятив нас, помогли нам  в дальнейшей жизни.

– Часто священник может сказать: «Кто не постился три дня, тот к Причастию не может подойти».

– С одной стороны, и такое правило имеет место. И, наверно, должно быть такое разнообразие. Дело вот в чем: в основном эти нормы пришли из дореволюционной России, когда человек, как правило, причащался раз в году. Часто бывало так, что люди в течение года вообще не постились. Поэтому Церковь рекомендовала этим людям поговеть недельку. Когда ты пропустил Великий пост, Петров пост, Рождественский, Успенский, не постишься в среду и пятницу, немножко собраться, конечно, нужно. Хотя существуют и другие условия жизни. Когда человек болен какими-то серьезными кишечными заболеваниями, желудочными или у него диабет, то у него своя норма поста, и требовать, чтобы человек неделю был на сухоядении, а потом подходил к Чаше, конечно, неправильно. У нас существует документ Русской Православной Церкви о нормах причащения и поста. Я рекомендую всем ознакомиться с ним, он в открытом доступе. Думаю, все вопросы отпадут сами собой, если мы будем стремиться быть в курсе тех новостей и канонических правил, которые Церковь определяет для нас с вами.

– Есть мнение, что действительно среда и пятница постные, а в воскресенье причащаешься. То есть в субботу не постишься. И насколько я понимаю, трехдневный пост вводился для тех, кто пропускал воскресенье, то есть не причащался, это было что-то вроде епитимии.

– Нет, существует каноническое правило, которое говорит о том, что кто не причащается за литургией, тот наводит подозрение на епископа, но здесь речь идет о каждом священнике. В Древней Церкви подразумевалось, что мы все причащаемся за каждой литургией, и если ты не причащаешься, то в этом есть некоторый смысл. Ты ставишь под сомнение православность того священника или епископа, который совершает в данный момент богослужение. Еретики православного человека не могут причащать. Если человек не причащался, значит, он подозревал совершающего литургию в том, что тот не разделяет единство православной веры.

Поэтому здесь, скорее всего, про воскресный день надо вспомнить данное правило. А что касается норм, то одно из канонических правил говорит, что человек, трижды пропустивший воскресный день, отлучается от причащения и от Церкви. Поэтому здесь минимальное требование, как мы должны причащаться, уже сформулировано: минимум раз в три недели.

Если мы говорим о субботе, то канонические нормы такие: в субботу поста быть не может. Если православный человек держит пост в субботу, этим он показывает, что он единомыслен с теми, кто некогда распял Христа. Потому что в иудейской традиции пост в субботний день является нормой. Постные дни, которые попадают на субботу, допустим, Великим постом, смягчаются тем, что разрешается вкушение либо рыбы, либо масла, в зависимости от самого поста. Тем самым считается, что в субботу, даже во время Великого либо Рождественского поста, человек не постится. Но это с точки зрения монашеских уставов.

– Вопрос телезрителя: «Я не совсем понимаю разницу между канонической Церковью и неканонической».

– Мы ежедневно в утренних молитвах читаем Символ веры, где есть слова: «Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». И эти критерии позволяют определить, как мы понимаем Церковь и кто в нее входит. Что значит Апостольская Церковь? У Церкви есть преемство через рукоположение – это первое. Второе – Церковь хранит единство веры начиная с первоапостольской общины. И третье – единство всех Церквей. Несмотря на то, что мы принадлежим к Русской Православной Церкви, много людей принадлежат к Иерусалимской или Кипрской Православной Церкви и так далее – все мы составляем единую Вселенскую Церковь.

Сообщества, которые не имеют единства через рукоположение (либо у них пресечено это рукоположение, либо они сами себя поставили), единства в канонических нормах и догматическом вероучении, которое Церковь передает из поколения в поколение, единства со Вселенской Церковью, называются неканоническими.

– Вопрос: «С женой живем почти девять лет, у нас семилетний сын. Жена хочет подать на развод, объясняя это тем, что ей со мной некомфортно. Разговоры не помогают. Я не вижу себя без семьи. Посоветуйте, как быть».

– Подробности ситуации должны обсуждаться в разговоре со священником, к которому они ходят. Но если мы будем принимать решения только из-за того, что нам некомфортно, наша жизнь вообще остановится. Христианство с комфортом мало совместимо. Господь сказал: «Царствие Божие усилием достигается и употребляющие усилие восхищают его. Входите тесными вратами, ибо узок путь, ведущий в Царствие Небесное, и широки врата, которые ведут в погибель».

Любая работа требует труда. Каждый человек трудится. Если он не будет трудиться, то все разрушится. Это естественно. Даже самый красивый дом, который человек построил и в котором  живет, требует постоянных вложений. То же мы говорим и о семье. Здесь следует работать над собой. Но, конечно, мы не можем обсудить всех проблем, которые возникают в семье. Я думаю, здесь нужно говорить со священником, у которого окормляется эта семья.

– С другой стороны, нужно бороться за семью, пытаться спасти ее.

– Да, нужно бороться за семью, за семейное счастье, своих детей и вообще за все те ценности, которые у нас есть. Мы с детства знаем пословицу, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, поэтому, я думаю, нет смысла говорить о том, что счастье само не приходит. Огонек появляется там, где люди употребляют труд. Так же и во всем остальном – в спорте, науке, искусстве. И вообще я убежден, что случайно познакомившиеся люди могут составить самую счастливую семью, если они будут работать над этим.

– Да, так бывает. С другой стороны, наверное, здесь нужно не только спрашивать, как быть, но и порассуждать, почему людям некомфортно, поискать проблему. Может быть, в этом есть твоя вина и тебе придется что-то менять.

– Верно. В таком случае, безусловно, здесь должна быть работа и священника, и самих супругов. Я думаю, что для начала они должны  без взаимных упреков и скандалов разумно рассудить, что мешает счастливой жизни. Понятно, что в нашей жизни есть масса обстоятельств, которые нам не нравятся, но есть и обстоятельства, которые реально мешают счастливой семейной жизни, да и вообще нормальной жизни, и есть просто надуманные обстоятельства, ведь все мы несовершенны.

Мы должны избавиться от того, что нам мешает, что разрушает нашу семейную жизнь, а с остальным можно смириться. Ну, храпит супруг во сне. Что с этим поделаешь? И это совсем не повод для того, чтобы разводиться. Я думаю, подобных обстоятельств в жизни достаточно много. Например, один супруг любит одежду черного цвета, а другой розового, и опять же это не повод, чтобы разводиться.

Люди некоторое время встречались, чтобы понять, испытать друг друга. Я считаю, если они смогли прожить первый счастливый год своей жизни, то это свидетельство того, что они могут всю жизнь прожить счастливо. Другое дело, если у людей не получается работать над своей семейной жизнью. В таком случае нужно вернуться в тот счастливый  год и посмотреть, как они тогда жили, как относились друг к другу.

– Следующий вопрос: «Мои близкие верят в приметы, но я не верю в них, я верю во Христа. Мне нелегко каждый раз доказывать им свою правду».

– Я думаю, здесь решение очень простое. Что такое «примета»? Люди приметили, что после одного действия исполняется какое-то следующее действие. Но мы, православные, должны продолжать свою жизнь, нарушив эту примету, и тем самым показать, что мы не исполнили то, что исполнили другие, тем не менее метеорит нам на голову не упал, мы продолжаем жить, успешно, например,  сдав экзамены, поступив учиться на бюджет.

Я думаю, частый опыт подобного столкновения с обстоятельствами жизни должен показать другим людям, что приметам нет места в нашей жизни. Вообще все, что касается примет, явления магического человеческого сознания. Представление, что все в жизни детерминировано и один поступок предопределяет другой, – это, конечно, неправильный подход с точки зрения веры, разума любого человека, потому что в этом случае исключается свобода в принятии решений. А если свободы нет, то за что человек получает награду, помощь от Бога и почему страдает в этом мире? Получается, что Страшный суд, о котором говорит Евангелие, просто некий миф.

– Еще один вопрос: «Недавно услышала, что некоторые считают таинство Причастия каннибализмом, раз мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Сама я так не думаю, но меня это сильно смутило. Как мне избавиться от сомнений?»

– Я думаю, Господь использовал очень простой и доступный пример, аналогию, чтобы мы поняли: самое близкое единство среди людей у матери и ребенка. Мама в детстве мне все время говорила: «Ты моя кровинушка». Наверное, каждая мать так говорит своему ребенку. И действительно, мы берем от матери ее кровь, находясь у нее под сердцем, в ее утробе. Так же мы, по сути, принимаем и ее плоть. И здесь действительно самое близкое единство.

Наверное, нет ближе людей, чем мать и ребенок. Ребеночек находится в утробе матери, принимая от нее и питание, и воздух, и кровь, и плоть. Господь использует этот пример, говоря нам, что мы имеем со Христом такое единство, какое имеют мать и ее ребенок. Симеон Новый Богослов говорит, что мы имеем такую близость со Христом, как Христос с Небесным Отцом. Поэтому нам нужно использовать этот образ, а все придуманные современным миром аналогии и примеры, не имеющие адекватного отражения этого таинства, мы, конечно же, должны отметать.

– Следующий вопрос: «Я в своем доме стала замечать атрибуты колдовства – иголку в брюках, какие-то нитки, мотки, куклы. Как относиться к людям, которых я подозреваю в колдовстве? Нужно молиться за них, подавать записки или просто не обращать на все это внимания?»

– Что касается атрибутов колдовства, здесь часто бывают обычные совпадения. Я несколько раз находил в своем облачении иголки, которые царапали, раздирали мне кожу.

– Наверное, их забыла швея.

– Совершенно верно. Может быть, по спешке, по невниманию, а может быть, из-за плохого зрения она оставила иголочку или английскую булавочку, которые использовала как инструмент для примерки. Но иногда действительно кто-то может попытаться навести на нас некую порчу. Здесь нужно вспомнить слова Христа Спасителя о том, что и волос с нашей головы не упадет без воли Отца Небесного: у вас же и волосы на голове все сочтены. Поэтому мы должны спокойно отнестись ко всем этим предметам в нашем обиходе, взять их в руки и выбросить.

– И не обращать на них внимания.

– Да. А если вы боитесь, перекреститесь и скажите: Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Если нам нужно пострадать, мы пострадаем и без этих предметов. Если мы приуготовили свою душу к злу таким образом, что она лишилась Божественного иммунитета, то мы пострадаем не только от этих предметов и от тех духов, которые могут служить людям. Да, иногда люди отдают свою душу служению темным силам.

В житиях святых мы можем прочитать, как один человек попросил, чтобы Господь дал ему в обладание девушку, которая ему понравилась. На это Господь ответил: «Я дам тебе трех духов, но имей в виду, что ты должен будешь занимать их каждый день каким-то трудом». В связи с этим мы подходим к тому, что действительно есть люди, которые служат темным силам и которые пытаются навредить другим людям. Но мы должны помнить, как сказано в Священном Писании, если Бог за нас, кто против нас? Поэтому здесь прежде всего нам нужно заботиться не о том, как избежать какого-то колдовства или еще чего-то, а о том, чтобы быть с Богом.

Мы поддерживаем свой иммунитет, заботимся о том, чтобы не заболеть гриппом, ОРВИ или еще чем-нибудь, ведем здоровый образ жизни, а все остальное – наше физическое здоровье, состояние, при котором мы не болеем, является следствием этого. Точно так же и в духовной жизни.

– А можно ли сказать, что регулярное принятие Святых Таин Христовых – это некая наша защита?

– К сожалению, люди часто рассуждают именно таким образом. Но к этому нужно подходить по-другому: лишая себя Евхаристии, человек лишает себя общения с Богом. Я могу сказать: если я не буду общаться с родителями, они лишат меня наследства. На это можно возразить, что я общаюсь с родителями не потому, что они могут лишить меня наследства, а потому, что я их люблю и ценю эту связь с ними. То же можно сказать и в отношении Евхаристии.

– У людей может быть даже какое-то магическое отношение к таинству. Они крестят, причащают своих детей, чтобы все у них было хорошо. Якобы Бог пребывает в них, и все у них получится.

– Да, к сожалению, такое встречается. Тем не менее будем надеяться, что человек, пришедший в храм пусть даже по этой причине, все же обретет правильный смысл в своей жизни.

– Вопрос телезрителя: «В чем смысл благословения священника? Почему нужно целовать руку священника?»

– Если мы посмотрим на благословение в его изначальном виде, то увидим, что вся земля создана творческим благословением, то есть благословение имеет творческое начало. По аналогии с благословением Божиим у нас есть родительское благословение, благословение священническое. В народе говорят, что с благословением родительским и в воде не тонут, и в огне не горят. Священное Писание подтверждает эту человеческую мудрость, говоря о том, что благословением родительским созидаются дома, а проклятием разрушаются. Об этом мы читаем и в молитвах на венчание.

А если говорить о благословении священника, то священнику Господь дает право разрешать грехи человека в момент исповеди и покаяния. Благословением священника в таинстве Брака создается новая семья, в таинстве Соборования или Елеосвящения разрешаются узы болезни. Именно поэтому мы подходим к благословению священническому или родительскому, а через них – к благословению Божию с благоговением.

Мы просим, чтобы Господь через наших родных благословил нас. Более того, мы испрашиваем благословения не только у родителей, но и у всякого человека, которого любим, у того, кто больше нас. Меньший благословляется большим, сказано в Священном Писании.

Сегодня, выезжая из ворот нашего храма, я встретил одну нашу прихожанку. Мы с ней поздоровались, и она сказала: «Батюшка, я Вас благословлю», – и осенила меня крестиком, несмотря на то, что я священник и что она берет у меня благословение. И я с радостью принял этот искренний, простой, абсолютно человеческий жест этой женщины, которая годится мне в мамы, поскольку она это сделала с любовью.

А что касается того, зачем целовать руку священника, скажу так. В первые дни моего священнического служения мне было как-то неудобно давать руку для целования. Однажды ко мне подошла женщина и сказала: «Батюшка, Вы меня благословите, но руку Вашу я целовать не буду», – на что я ответил ей: «А я Вам и не даю целовать свою руку». В некотором смысле это еще больше усилило мое смущение.

После этого произошел еще такой случай. Как-то я благословлял людей, подавал им крест для целования, и один пожилой человек сказал мне: «Батюшка, Вы не имеете права не дать мне свою руку для целования. Целуя десницу священника, я выражаю этим благоговение перед благословением Божиим». Впоследствии мне об этом говорили совершенно разные люди. Они говорили, что они не мне выражают свое почтение, а тому сану, который носит священник, в данном случае я, недостойный.

Если вы смущаетесь или не хотите целовать руку священника, вас никто принуждать не будет. А если у вас есть к этому расположение, то, целуя крест или благословляющую десницу священника, этим вы прежде всего почтите и традицию, и тот вероучительный смысл, который мы вкладываем в благословение.

– Батюшка, какая у Вас бывает самая большая радость, когда Вы исповедуете? И вообще может ли быть какая-то радость во время исповеди, когда Вы слушаете грехи людей, даже незнакомых Вам?

– Знаете, я вообще не сравниваю эти состояния. Иногда у меня бывает радость просто от того, что я вышел на улицу и почувствовал запах осени, свежего воздуха. Мы ведь часто лишены этого, находясь дома или даже в храме. Для меня это уже радость. Но если говорить о радости, которая приходит от священнических трудов на поприще служения людям, то для меня это прежде всего радость, когда я вижу, что человек от греха переходит к добродетели, меняет свое отношение к жизни, ближним, слыша Священное Писание. Наверное, это и есть самая большая моя радость.

Конечно, есть много чувств, которые священник испытывает по отношению к Богу, но я думаю, что говорить об этом не стоит. Это тайна, которая должна оставаться между священником и Богом.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать