Беседы с батюшкой. Условия Божественной любви. Священник Алексий Дудин

2 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тема передачи звучит так: условия Божественной любви.  И условия Божественной любви нам представляются недостижимыми в наших попытках  преодолеть свою греховность. С другой стороны, мы понимаем, что Господь нас любит безусловно, и возникает другой вопрос: если Бог есть Любовь, то зачем нам нужны труды, покаяние, зачем ощущать всю глубину своего падения, если Господь любит нас и такими?

– Замечательный вопрос, но прежде всего он возникает в нашем сознании, а оно отнюдь не направлено на любовь, которой является Сам Господь. Мы, конечно, любим, когда нам что-то дают, делают. Но очень больно, например, воспринимаем тот момент, когда после нашей жертвы, после того как мы сделали (как нам кажется) что-то великое для нашего ближнего, мы встречаем черную неблагодарность. Наверное, в этот момент нам проще всего понять, почему Божия любовь все-таки требует ответа с нашей стороны и как неприятно бывает, когда тебя любят, а в ответ получают неблагодарность и зло, которыми на любовь отвечать нельзя.

Безусловно, Бог есть любовь без остатка, и эту любовь мы можем принять и не принять, мы можем на нее ответить, а можем к этой любви остаться глухи, потому что любовь подразумевает под собой и абсолютную свободу. Божия любовь  не порабощающая любовь, не та страсть, которая поглощает целиком и заставляет подчиниться себе. Нет. Божия любовь – это любовь свободная. Любовь Творца к Своему творению, она подразумевает добровольность ответа,  без добровольности и без этого ответа любовь не может существовать. Там, где нет свободы, нет Божией любви; где нет ответа на любовь, там нет взаимности; соответственно, нет и полноты. Мы говорим: почему Он тогда наказывает тех, кто не отвечает на эту любовь, ведь Он есть любовь абсолютная? Значит, с точки зрения человека, эта любовь должна прощать абсолютно все.

Пожалуй, можно привести пример любви той матери, которая из своего сына сотворила кумира, всю свою жизнь посвятила тому, чтобы ее ребеночек был сыт, одет, обут, имел все лучшее, но при всем том эта любовь отнюдь не является любовью Божественной. Она оставляет за скобками развитие самого человека, ведь любить – это самая высшая способность человека. Мы  знаем, что человек – это потенциал. Если рождается какое-то живое существо на этой планете, то, как правило, его будущее предопределено генетическим кодом, но с человеком совершенно не так. Имея абсолютно любой генетический код, вне зависимости от того, будет  этот человек гением или злодеем,  способным к тем или иным искусствам, будет гневлив или от природы кроток, человек может идти к Богу, а может не идти, может развивать в себе божественную любовь, а может совсем ее не развивать. Поэтому кем станет человек, кем он вырастет, какие таланты, заложенные в себе, раскроет, зависит от самого человека. И от тех людей, которые его любят и стараются его направить в ту или иную сторону. Может быть, это немножко сложно, но самый простой пример той любви, которая вроде бы есть, а в итоге наносит ущерб и вред, это любовь матери: порой в своем чаде не чают души, но при этом совершенно не заботятся о его нравственном развитии.

– Я понимаю, я видел такие примеры, но есть еще один очень интересный момент. При вашем храме существует центр «Выбор». Когда к вам приезжал владыка Пантелеимон (Шатов), ему задавали вопросы Ваши подопечные, и я был удивлен тем, что возникающие вопросы были очень разные, но практически все они касались вопросов Церкви и воцерковления. При всем при этом мне казалось, что преодоление наркомании, алкоголизма в этом случае есть Божественная любовь, но вместе с этим существует какая-то гордость в своих поступках, в своей жизни. Это ведь тоже очень мешает, но ребята это преодолевают. На Ваш взгляд, духовника этого центра, Вам кажется, что эти люди преодолевают свою греховность? И чувствуете ли Вы, что любовь Господня касается их душ? Или все-таки это сложный процесс и далеко не каждый человек приобретает ощущение этой Божественной любви и открывает свою дверцу для Бога?

–  Безусловно, гордость является антиподом Божественной любви. И любой зависимый человек свою зависимость всегда базирует, строит именно на этом чувстве гордыни. И именно с этим чувством, с этой страстью ведется основной бой; по сути дела, он начинается именно с отрицания своей гордыни, с признания собственного бессилия – это и есть тот первый шаг, который ведет человека к Богу. Дальше борьба с этой страстью гордости предопределяет дальнейший успех реабилитации – становление новой личности или откат  личности к своим старым грехам. И в этом основной смысл Божественной любви, если хотите, здесь, на земле, чтобы избавить человека от страсти гордости, потому что человек, избавленный от этой страсти, одной уже своей добродетелью смирения становится способен достигнуть Бога и ответить на Его Божественную любовь. И это великое таинство, в котором участвуют и человек, признавая свою немощь и призывая помощь Божию, и Господь, Чья любовь как раз в этом плане является безусловной, потому что Бог не любит кого-то больше, а кого-то меньше. Господь изливает Свою Божественную любовь бесконечно. Но человек может принять этой любви ровно столько, насколько он готов откликнуться на нее своим сердцем. В этом, наверное, и заключается основная христианская мудрость.

– Вопрос телезрителя: «Бывает, человек в храм ходит, исповедуется, причащается, но с родными, с родителями не общается; или, наоборот, родители не общаются со своими детьми. Мне кажется, надо найти все-таки силы и примириться с родными и быть с ними в мире. Как Вы считаете? Как сделать первый шаг, пересилить себя, если какая-то тяжелая семейная ситуация, и все-таки быть со своими родными?»

– Замечательный вопрос, особенно с решением этого вопроса сталкиваются новоначальные христиане, которые в своем доме, может, не имеют тех людей, что поддержали бы их в воцерковлении. Кто-то начинает ревновать, что человек, который до этого всецело был предан своей семье,  сферу интересов имел вокруг своих родителей и близких, начинает значительную часть этой сферы переносить на Церковь. Тут нужно четко разделить два аспекта: во-первых, нельзя ни в коем случае поддаваться на манипуляции домашних, когда они говорят: если ты по воскресеньям ходишь в церковь, значит, нас не любишь, забросил. Надо искать компромисс, объяснять: «Я нисколько не меньше стал тебя любить из-за того, что хожу в храм; наоборот, я забочусь о тебе, молюсь о тебе, делаю то, что считаю особо ценным, и ради этого готов в воскресенье встать на час-другой пораньше, чтобы сходить в храм, помолиться Богу и за себя, и за тебя». Это надо всегда спокойно объяснять. Это такое искушение, когда в семье появляется верующий человек.

С другой стороны, у нас сестричество, например,  не принимает без того, чтобы муж разрешил в него вступить, это обязательное условие. Наша жертва Богу всегда должна быть такой, чтобы не было ущерба для наших родных и близких.

С одной стороны, нельзя ни в коем случае поддаваться манипуляциям тех людей, которые хотят, чтобы ты в церковь больше не ходил, а искать с ними разумный компромисс, разговаривать. С другой стороны, ни в коем случае из-за похода в церковь, социального служения при церкви не должна страдать семья, потому что кто о ближних своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Нужно подходить к этому разумно. В этом отношении проще всего побеседовать со своим духовником, рассказать батюшке о домашней ситуации. Батюшка, как человек опытный, всегда подскажет, как поступить в том или ином случае, подскажет те или иные варианты общения с родными и близкими, потому что зачастую конфликты возникают или из-за непонимания, или из-за желания какого-то человека служением Богу обосновать свое бездействие по отношению к другим.

 – По поводу духовника. Мы часто говорим, что нужно спросить духовника, пообщаться с ним. Вопрос такой: найти духовника довольно сложная проблема. Духовник – не просто батюшка в церкви, с которым я не могу найти контакта. Как найти духовника?

– Могу поделиться только личным опытом. Когда я, будучи 18-летним юношей, ходил в храм, регулярно исповедовался и причащался, этот вопрос встал передо мной. Но я в простоте душевной просто помолился Богу, чтобы мне был явлен тот человек, который может мне помочь. Так получилось, что буквально через месяц-два я оказался в храме «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ у батюшки отца Иоанна Миронова, и оказался абсолютно случайно, поймав радиостанцию православного радио Санкт-Петербурга и придя на улицу Цветочную. Просто попросите. Человек зачастую придумывает сам себе проблемы вместо того, чтобы искренне обратиться к Богу за их разрешением.

– Батюшке исполнилось 95 лет.

– Да, 95 лет. Господь меня сподобил быть на этой Божественной литургии, сослужить батюшке. Великое счастье, что такие старцы с нами есть. Может, не надо стремиться к тому, чтобы найти обязательно старца, но всегда надо обратиться к Богу, чтобы Господь послал именно того человека, который тебе сейчас наиболее полезен. Не всегда этот человек может быть очень смиренный или даже очень молитвенный, но если Господь к этому человеку пошлет, то и не оставит без окормления того, кто хочет получить это окормление через священника. Поэтому поищите батюшку, который бы более-менее вас знал, понимал, мог выслушать, элементарно посочувствовать и помолиться. Пусть у вас не будет стопроцентного взаимопонимания или полной культурной идентичности, но это будет человек, который вместе с вами сможет воздохнуть к Богу и помолиться для решения той или иной проблемы, поделиться тем духовным опытом, который у него есть. Слава Богу, таких священников  хватает, и дай Бог, чтобы они никогда не перевелись.

– Прекрасный ответ, потому что наши телезрители, сталкивающиеся с такой проблемой, наверняка ее решат таким образом.

 Если мы говорим о молитве и любви Господней, то возникает еще один аспект любви Божией и наших отношений с Богом: поиск и осознание этой любви. Мы часто не осознаем ту любовь, которая к нам проявляется. Нам иногда кажется, что нас наказывают, и мы еще и ропщем: «Где же справедливость?» Возникает очень интересный вопрос: я молюсь Господу о решении тех проблем, которые мне кажутся важными, призываю помощь Божию для решения этих проблем. Более того, мы очень часто просим святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Мирликийского, чудотворца… Мы очень много просим. Но при этом очень часто нам кажется, что мы ничего не получаем, и начинаем роптать, говорить, что любви Господней не получаем и не ощущаем.

– Действительно, часто так бывает, что в ответ на нашу просьбу мы получаем от Господа не то, что ждали, просили. Господь в этом отношении иногда медлит, потому что человек в данный момент эти вещи просит без осознания их важности и нужности, он их еще не прочувствовал. Господь не дает что-то не потому, чтобы человек начал совсем нуждаться и дошел до отчаяния или кризиса в своей молитве, а потому, что легко дающееся, что еще не пережито, не выстрадано, потом меньше ценится. Соответственно, то, что человек мало ценит, он очень легко теряет. Любой дар Божий человек должен уметь сохранить. Мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой, когда исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Получив этот величайший дар, на который все ангелы и архангелы смотрят с трепетом, мы идем и занимаемся теми делами, которые отнюдь не являют в нас образ Божий,  не показывают, что мы являемся по благодати ангелами Божиими.

Каждая отдельная просьба, каждый момент, каждое событие в жизни человека Бога интересует, Бога волнует. Мы имеем прямое указание в Писании об этом: ни один волос не падает с головы человека без попущения Божия. Поэтому мыслить по-другому, считать, что Господь нас обманывает, было бы категорически неправильно. Другое дело, что мы постоянно недовольны тем, что Бог поступает не так, как мы Ему диктуем, как мы определяем наше спасение, которое уже заранее обрисовали; тот план жизни, по которому не только мы, но и окружающие нас люди должны войти в Царствие Небесное, и совершенно при этом забываем, что и у окружающих людей есть своя воля, свои желания, которые даже Сам Всемогущий Господь не ограничивает. У Бога мудрости и сил больше, чем у нас. Но это все время остается за скобками, и страждем мы всегда не из-за того, что Бог нас недостаточно любит, а из-за того, что мы не готовы принять эту любовь, которая зачастую бывает и жесткой по отношению к нам, но тем не менее наиболее полезной и спасительной.

– Вопрос телезрительницы: «Каждое утро я читаю утреннее правило, молюсь за тех людей, кого я не знаю лично, за тех, кто в монастырях, кто служит, за сирот. И это правильно. Но утренняя молитва прошла, и в течение дня я о них не вспоминаю, мало о них думаю. Вечером опять. Сколько действует молитва? Насколько сохраняется наше моление к Богу? Или Ему не нужны наши просьбы – Он и так видит всех страждущих?

 – Конечно, Господь видит нашу нужду даже прежде прошения нашего, это известная истина. Но в нашем прошении, если угодно, Господь нуждается. Потому что наше прошение  дает возможность Всемогущему Богу дать нам просимое.

Если мы не будем просить, то потом и не оценим того, что дал Бог; мы не сможем это сохранить. Поэтому просить для человека всегда полезно. Другое дело, что некоторые вещи, о которых человек может просить, и просить с искренним пристрастием, доходящим до небес, – могут быть неполезны. Для того чтобы не выпросить того, что тебе не нужно (потому что Господь может по нашей неотступности дать нам то, что мы просим), всегда хорошо в конце добавлять: «Но не как я хочу, а как Ты, Господи. Да будет во всем воля Твоя». При такой добавке любая молитва будет являться духовно безопасной.

На первый вопрос, сколько действует молитва, я могу ответить смело: молитва действует вечно. Потому что молитва обращена к Вечному Богу. Господь слышит любую молитву. Ваша молитва, как сокровище, как духовная милостыня, которую Вы оказали этим людям, пойдет с Вами в вечность; и в этой вечности будет иметь отражение и через Вас, и через тех людей, на кого эта молитва была направлена. Поэтому  очень важно молиться друг за друга. Даже если мы мало знаем тех людей, за которых молимся, все равно эта молитва приносит великую пользу.

У меня был друг пианист. Он очень много репетировал, по нескольку часов в день. Я спросил его однажды: почему так много нужно играть? Он ответил, чтобы музыка была у него на пальцах. И добавил, что когда мы извлекаем музыкальную ноту, мы перестаем ее слышать, но она звучит в вечности. И тогда я понял, что молитву, которую мы произносим, перестаем слышать, но она звучит в вечности.

– Правда, не все, что мы произносим, является молитвой; часть из этого является молитвословием. Но сама молитва, которая прозвучала из сердца,  будет звучать вечно. И это великое благо, великое чудо Господне.

При каких условиях мы можем обрести Божественную любовь? В данном случае не просто понять, что она может быть разной. Но увидеть, услышать ответ Божий о себе грешный человек все-таки должен, чтобы каким-то образом преобразиться.

– Если мы обратимся к святым отцам, то мне больше всего нравится четкое монашеское последование, описание преподобного Антония Великого. Он сказал: чтобы усвоить Божественную любовь, нужно прежде всего, осознавая свою собственную немощь, почувствовать страх Божий. Усвоение Божественной любви начинается со страха Божьего.

Что такое страх Божий? Это боязнь огорчить Господа, нарушить Его заповеди. Этот страх тоже преображается: из рабского страха становится страхом того человека, который чувствует благость заповедей Божьих; и из состояния раба человек потихоньку переходит в состояние сына. Конечно, это подразумевает и то, что человек, чувствуя страх Божий, окунется в пучину покаяния. Потому что это великое для человека смирение, тяжелое делание – признать то, что ты не прав;  самое тяжелое на свете признаться в своей неправоте. Причем не просто формально, на словах, а почувствовать и принять это сердцем.

Таким образом, этот страх Божий и следующее из него покаяние соделывают плач; плач о своих грехах. И уже плач, по словам Антония Великого, соделывает мужество. Мужество необходимо человеку для того, чтобы в полноте отвергнуть тот грех, который отделяет нас от Божественной любви. И отвергнув грех, очистив сердце, человек имеет возможность эту Божественную любовь принять. Такие этапы указывает Антоний Великий: страх Божий, плач о своих грехах, мужество, стояние в правде и вере в борьбе с грехом соделывают высшую христианскую добродетель – Божественную любовь.

В бытовом аспекте нашей жизни мы не ходим на литургию каждый день; мы должны работать и так далее. В этом случае возникает ощущение, что я вспоминаю о Боге раз в неделю в воскресенье, когда иду в церковь; а все остальное время занимаюсь решением своих бытовых проблем. Бывает так, что бытовые проблемы серьезные, плюс ко всему пандемия и так далее; и люди стали меньше ходить в храм. В этом случае умножается ли моя вина из-за того, что я молюсь меньше? Теряется ли благодать, которая, может быть, была приобретена при частых посещениях храма? Или Божья любовь не зависит от того, часто ли я хожу в храм?

– Тут лучше всего привести пример святого отца Иоанна Кронштадтского, который свидетельствовал с воплем своего сердца, что когда он не участвует в Божественной литургии, не причащается Святых Христовых Таин, то прямо чувствует, как  угасает. Конечно, источник Божественной любви – это Господь. Самый прямой путь – это путь через храмовую молитву, через общее дело, литургию, участие в принятии Святых Христовых Таин. Есть пандемия или нет пандемии, все равно нужно стараться богослужебный ритм не нарушать.

Слава Богу, у нас храм хоть и небольшой, но литургия совершается ежедневно; бывает и по два раза, если большой праздник или воскресный день (ранняя и поздняя службы). Если человек боится за себя или за своих ближних (он имеет право так делать), он в любой день может прийти на Божественную литургию, когда народу немного. Если уж совсем беспокоится,  может обратиться к священнослужителю. У нас всегда стоит Чаша на престоле со Святыми Дарами. Если священник сочтет  причину значительной (допустим, болезнь), то всегда сможет прочитать краткое правило, которое предшествует причащению, и причастить этого человека.

Причастие в жизни человека должно быть; даже в сталинских лагерях находили возможность служить Божественную литургию. Пусть это была общая кружка, обычный скисший хлеб, который умудрялись оставлять от пайка, но без Божественной литургии нет христианина; без храма, молитвы, таинств – нет спасения.

Бывают, конечно, экстренные случаи. Не будем брать пример преподобной Марии Египетской, которая ходила много лет по пустыне, а возьмем пример наших русских людей, которые уехали за границу и не имеют возможности ходить в храм. Но они все равно едут в то место, где есть православная община, они стараются запасаться антидорами, просфорами; молиться, соблюдать духовный режим. Потому что без молитвы нет духовной жизни. Молитва  есть дыхание души, и без этого никуда. Нет другого способа развиваться в духовном плане, кроме общения с Богом, прежде всего евхаристическом.  

Я не могу не вспомнить пример, когда мне пришлось однажды на радиостанции общаться с женщиной из Америки. Она рассказывала о том, что ей приходится ехать на машине до православного храма четыре часа. И она хотя бы раз в месяц, но обязательно туда ездила.

К вопросу о Божественной любви. У нас много, например, врачей, которые не посещают церковь. Но вместе с тем они делают все,  чтобы помочь другим. Распространяется ли любовь Божья на людей, которые не являются православными христианами? 

– Конечно, любовь Божья всеобъемлющая, Господь любит всех. Любовь Божья распространяется на любое дело милосердия. Куда направлено дело милосердия? Если оно направлено на то, чтобы послужить телу человека, оно имеет одну цену; если дело милосердия направлено на душу человека, это другое. Господь, конечно, заботится, прежде всего, о спасении бессмертной души. Ничуть не умаляя подвиг врачей, которые самозабвенно трудятся для спасения ближних, нужно всегда помнить также, что тот человек, который молится о спасении ближних,  совершает больший подвиг, потому что душа больше, чем тело.

Недавно мы отметили международный день борьбы со СПИДом. Более полутора миллионов больных этой страшной болезнью живут в России, восемьдесят человек в день умирают от этой болезни. Конечно, она дана по грехам человеческим.

Вы помогаете алкоголикам, наркоманам, многие из них жили очень греховной жизнью. Насколько необходима молитва за тех людей, которые страдают этим грехом и не собираются с ним прощаться?

– Если я правильно понял вопрос, насколько нужно молиться за тех алкоголиков и наркоманов, которые не хотят бросать свой порок? Во-первых, любой человек может оступиться. И благодаря усилиям врачей больные сейчас получают очень качественную вич-терапию, позволяющую им вести полноценный образ жизни. Это мы знаем по нашим воспитанникам, потому что ВИЧ – это часто встречающееся заболевание у наркоманов; и люди, которые находятся у нас, получают вич-терапию.

Слава Богу, сейчас смертность от ВИЧ связана не с тем, что человек болен вич-инфекцией, а с тем, что он не занимается этой проблемой. То есть он не хочет этого слышать, продолжает свой нездоровый образ жизни и не принимает той помощи, той любви (если хотите), которую к нему простирает наша современная медицина, современное общество, даровавшее если не панацею от этой болезни, то возможность жить полноценной жизнью, если эту терапию принимать.

Нужно ли молиться? Конечно, нужно! Господь переживает о тех людях, которые находятся в нераскаянном состоянии, потому что в этом состоянии человеку невозможно спастись. Поэтому за таких людей нужно молиться, и молиться сугубо. Но надо понимать, что в данном случае, если Всемогущий Господь не может ничего сделать с их болезнью, то тем более это не наше дело пытаться таких людей как-то исправить, увещевать, если они не принимают наших слов. Молитва – это единственное разумное решение по отношению к ним; мы просим Всемогущего Бога, чтобы Он их помиловал и спас.

Очень хороший вопрос для тех людей, у которых ближние еще не собрались бороться со своим недугом и не готовы еще вступить на путь исправления. Молитесь обязательно.

– Подводя итоги, можно ли сказать, что степень Божественной любви мы определяем сами? То есть познание Божественной любви зависит от нашей любви к Богу, готовности к молитве, участия в литургии…

– Безусловно, это так. Мы ровно настолько воспринимаем Божественную любовь, насколько отвечаем на нее.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Чурина и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​