Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наверное, самое главное во взаимоотношениях людей – чтобы добро и зло были одни для всех. Мы всегда различаем степени: для кого-то в этих понятиях содержится пятьдесят, сто оттенков, но в каждом из них существует главное зерно. Давайте начнем с определения того, что такое добро, а что зло.
– Спасибо за такой сложный вопрос. Он действительно сложный и касается многих философских, богословских, религиоведческих, культурологических нюансов. Философия в отличие от точных дисциплин занимается тайнами: на протяжении многих столетий она пытается расшифровать тайны человеческого бытия, понятия добра и зла. А тайна как была тайной, так и остается до сих пор.
Мир не стоит на месте, он развивается: есть экономические достижения, достижения в области науки, социального обустройства и многого другого. Но ответить на то, что такое подлинное, чистое зло и подлинное, чистое добро, человечество до сих пор точно не может.
Да, мы знаем, что есть понятие общепринятой этики и морали. Опять же что такое мораль? Многие говорят: это вопросы, связанные с традицией и совестью. Следующий вопрос – что такое совесть? Во многих языках «совесть» и «знание» – одно и то же. Мы подходим к очень интересному вопросу: если знание и совесть – одно и то же, то, может быть, определение добра и зла зависит именно от знания, человеческой совести? Или наоборот – не зависит?
Добро и зло – два понятия, которые до сих пор не имеют четкого определения. Мы постараемся сегодня во время передачи хоть как-то определить, что такое добро и зло, но не уверен, что у нас это получится в полной мере. Потому что, как я уже сказал, тайна остается тайной. Иногда в контексте ситуации мы ощущаем, что действие (поступок) имеет негативную или позитивную коннотацию, что-то связанное с добрым или злым. Опять же контекст ситуации не обусловливает последствия. Точнее – обусловливает, но не может быть четким определением того, какими для нас будут эти последствия. А они очень часто определяют сам факт того или иного события в нашей жизни. Это взаимосвязанные, очень тонкие и тяжелые вопросы.
В каждой религии существует свое отношение к понятиям добра и зла. Сегодня мы постараемся рассуждать с позиций разных религиозных концепций и научных воззрений. Это будут философские взгляды, взгляды школ психологии (психология – сложная наука; есть разные направления психоанализа, и не факт, что все они являются добрыми).
С позиции христианской религии определение добра и зла имеет одну форму, с позиции ислама – другую, иудаизма – третью. Я уже не говорю о буддизме, который сам по себе является даже не религией, а философией. Там совершенно другая концепция добра и зла: речь скорее идет о том, что у каждого человека есть свой долг, своя карма и она определяет его будущее. Ты должен исполнить свой долг, пройти свой путь и достигнуть состояния сансары.
Но помимо всех религиозных движений, которые я только что перечислил, существуют и иные воззрения, которые так или иначе оказали влияние на формирование этики в разных обществах, государствах, этносах. Не говоря уже о тех религиозных традициях, которые существовали у древних народов и предполагали многобожие, политеизм. Там существовали свои нормы этики и морали, которые обусловливали понятия добра и зла. До сих пор среди некоторых народов подобные традиции сохраняются. Мы не можем об этом говорить однобоко, лишь с позиции христианской Церкви: нужно размышлять адекватно, учитывая разные концепции, которые существуют в мировом сообществе. Тогда, может быть, у нас что-то получится.
– Все равно у нас есть и знание, и сомнение.
– О том, что есть знание добра и зла с позиции христианского богословия, догматики и доктринальных положений, мы поговорим отдельно.
– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как распознать зло, маскирующееся под добро?»
– Я являюсь христианским православным священником и буду говорить с позиции христианского вероучения. Чтобы распознать, что перед нами в данный момент, каково действие, событие или поступок, есть ли в этом негативная или позитивная коннотация, надо использовать те формулы, которые присутствуют в Новом Завете. У нас много маяков, которые оставил наш Спаситель Иисус Христос, начиная с Нагорной проповеди или заповедей блаженств и заканчивая Тайной Вечерей, на которой Он дает новую, самую главную заповедь в жизни христианина и христианки, жизни Церкви вообще. Христос говорит: Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). Это новая и единственная заповедь Нового Завета, которая открывает подлинную сущность Бога.
Как говорит апостол, Его не видел никто никогда, но Сын, сущий в лоне Отцовском, явил сущность Бога. Бог есть любовь (1Ин. 4,16) – эту мысль хорошо развивает апостол Павел в разных Посланиях (к Коринфянам, Римлянам, Галатам), когда рассуждает о том, что является приоритетным в жизни Церкви. Самое известное рассуждение мы находим в 13-й главе Послания к Коринфянам, где он говорит о том, что всякое действие, совершенное без любви, лишено смысла, каким бы красивым, чудесным и самоотверженным оно ни было. Если в процессе совершения этого действия нет интенции доброделания, любви, милосердия и сострадания – оно лишается содержания, а значит, лишается смысла, и главная цель не будет достигнута.
Апостол перечисляет разные примеры (я сейчас перефразирую то, о чем говорит апостол Павел, чтобы актуализировать его слова). Он говорит: если человек умеет делать великие предсказания, обладает великолепными знаниями в любой области, является мудрецом, говорит на языках ангельских и человеческих, ходит по водам, низвергает с небес на землю молнии, может остановить бурю, раздает свое имение ради христианской веры и даже отдает свое тело на сожжение ради нее, но делает все это без намерения любви – это не имеет никакого смысла. Очень глубокая мысль, позволяющая нам подумать о том, что такое подлинное добро и подлинное зло.
Апостол Павел поясняет, что это за любовь. Мы должны определить понятие любви и нелюбви, добра и зла; что такое любовь, что такое ненависть. Любовь может быть разная. Всё это – понятия, которые придумал человек, как только обрел в результате творения способность мыслить; часть той способности человеческой природы, которая заложена Богом, так как человек создан по образу и подобию Божьему.
Естественно, мы не знаем, о чем думает лягушка или волк. Может, они тоже рассуждают о том, что есть добро, а что есть зло, существует ли Бог. Но мы видим, что большая часть животного мира живет в соответствии с инстинктами: чаще всего лев охотится и поедает жертву, потому что он хочет есть. Человек же может охотиться и убивать не потому, что он хочет есть, а потому, что у него инверсированное, то есть искаженное, восприятие добра и зла; он об этом постоянно задумывается. Каждый человек, приходя в этот мир, уже имеет навык размышления о добре и зле. Вопрос только в том, что он имеет навык, но не имеет полноты знания.
Здесь я немного затрагиваю христианские и древнеиудейские концепции, связанные со сказанием о первородном грехе: человек вкушает от древа познания добра и зла и становится как бог. Об этом сказано в Книге Бытия. Сам Господь Вседержитель говорит, что Адам стал как «один из Нас»: имеет теперь отношение к способности воспринимать добро и зло; знает, что они есть. Но беда в другом (об этом мы поговорим позже).
Вернемся к вопросу телезрителя: с христианских позиций у нас есть хорошие инструменты, чтобы определить, где действительно доброе намерение, а где злое. Как бы зло ни маскировалось под доброе намерение, оно не может скрыть себя полностью и все равно проявляет свою суть. Чтобы это понять, надо обратить внимание на те последствия, которые вызывает маскирующееся зло в нашей жизни.
Плод Духа Святого, как говорит апостол Павел, это определенные качества: покой, мир, братолюбие, терпение, милосердие. Я уже сказал о том, что апостол Павел дает дефиницию того, что такое любовь, используя несколько ее определений: любовь не завидует, не превозносится, не ищет своего, всему сорадуется, всему содействует, никогда не перестает… Он объясняет, что любовь бескорыстная, добрая, искренняя; она близка к родительской любви, знакомой каждому человеку.
К сожалению, не все, кто становятся родителями, переживают такую любовь, но в каждом человеке от рождения заложено любить свое чадо. Эта родительская любовь является тусклым отражением Божественной любви: настоящий родитель любит свое чадо, каким бы оно ни было, искренне и откровенно; любит просто потому, что это чадо есть. Та же любовь заложена во взаимоотношениях мужчины и женщины: мужчина любит женщину, (как и женщина мужчину) за то, что она просто есть, не преследуя каких-либо корыстных целей.
Зло всегда так или иначе связано с разрушением целостности, мира, порядка, покоя и порождением хаоса. Об этом можно много говорить, но, конечно, надо затронуть и вопрос древней философии. Сократ полагал, что зло связано с незнанием. Я уже сказал, что «знание» и «совесть» – однокоренные термины в разных языках, а в некоторых – одно и то же. Поэтому Сократ утверждал, что отсутствие знания, совести, то есть определенных моральных принципов, которые человек обретает вследствие личного опыта или через общение с кем-то, способствует развитию хаоса и зла, то есть нарушению целостности.
Блаженный Августин рассуждал как христианин (Сократ жил намного раньше блаженного Августина, хотя и предвосхитил христианство) и говорил: всякое зло возникает как отсутствие добра. Иными словами: зло часто зависит от внутренних намерений, желаний, интенций человека, его природы. Человек может знать, что где-то есть добро и зло, но чаще всего устремляется к злому, даже если хочет сделать доброе. В данном случае высказывание блаженного Августина очень созвучно с высказываниями святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24)
Апостол Павел пишет, что стремится к доброму, но такового в своей жизни не находит. Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Апостол Павел неоднократно пишет о том, что ничто не может отлучить нас от любви Божией, Господь все равно нам помогает. Блаженный Августин подхватывает идеи апостола Павла (как вся христианская богословская традиция подхватывает апостольское учение) и вещает о том, что, несмотря на нарушение целостности человеческой природы и первородный грех, который исказил образ Божий в человеке, Господь заново возрождает этот образ. Так человек приобретает подлинное знание о том, что есть добро и что есть зло. Но совершить это он может только в Боге и по благодати.
Эта тема очень сложная. Сейчас я говорю с точки зрения богословия исторического христианства. Для меня лично историческое христианство – Восточные Церкви византийского обряда, которые мы называем Православными. Это пятнадцать Автокефальных Церквей, и Русская Православная Церковь Московского Патриархата – одна из них. Есть еще древневосточные Православные Церкви: их часто называют Церквями дохалкидонского периода (то есть периода Халкидонского Собора), и некоторые утверждают, что они являются монофизитскими, хотя это подвергается очень серьезной критике со стороны богословов и учителей догматики.
Вопрос спорный, мы об этом сейчас говорить не будем. Суть в том, что они есть, и они древнее нас. К таковым относятся Церкви: Коптская, Эфиопская, Сирийская (многострадальная на данный момент), Армянская Апостольская; есть еще Римско-Католическая Церковь. Все это и есть историческая Церковь, как ни крути. Даже если она не находится в полноте единства на данный исторический период, все-таки это то, с чего все начиналось, что является исторической основой для существования современного христианского мира.
И вот в соответствии с учением исторической Церкви, стороны которого я уже определил, зло – это нарушение внутреннего устремления человеческой воли вследствие грехопадения (вкушения от древа познания добра и зла) и повреждения Божественного образа в человеческой природе. Иными словами, мы очень часто говорим: делать так (например, воровать, лгать) – это грех. Нет, это следствие, а первородный грех–повреждение. Греки так его и определяли – ἁμαρτία [гамартия]. В русской речи это можно перевести как «поломка». Например, часы шли и сломались: по форме они остались часами, но уже не тикают; время показывают, но неправильное. Человек – часики, которые, может быть, и тикают, но показывают неправильное время, вводят и себя в заблуждение, и окружающий мир. Вследствие этого повреждения ощущение того, что есть истинное добро и зло, в человеке было нарушено очень глубоко.
Для того чтобы человек обрел подлинное знание о том, что есть добро и зло, каковы истоки всех наших бед, приходит в мир Тот, Кого мы называем Σωτήρ [сотэр], то есть Спаситель – наш Господь Иисус Христос. И здесь начинается новозаветная история, которая связана с ветхозаветной, потому что все, что я перечислил в отношении первородного греха и изгнания из рая, связано с древнеиудейской (авраамической) традицией. Это древние сказания, и христианский мир впитал их и никогда от них не отрекался.
– Вопрос телезрителя: «Как известно, добро и зло не бывают абстрактными, они должны иметь какие-то свойства. Допустим, зло – это ненависть, зависть. Но если человек вырастет на необитаемом острове, он не сможет иметь ни добра, ни зла, потому что не знает, что это такое. Чтобы иметь эти свойства, надо научиться им. Получается, что добро и зло – социальные вещи, и чтобы они появились, нужны два разумных субъекта?»
– Такая концепция имеет право на существование, и Вы не единственный, кто так думает; есть и философы, которые точно так же размышляют. Но это одна из многих концепций, если говорить с позиции современной науки. Об этом написано немало трудов. И до нас об этом рассуждали философы, и сейчас… «а воз и ныне там»; тайна так и осталась тайной. Сократ утверждал, что зло – от незнания, от отсутствия морально-этических ценностей, которые не были переданы индивидууму. Потому что он вырос в определенной среде; например, на необитаемом острове. Святой Августин считал иначе, Аристотель считал иначе.
Вообще это все касается древней истории, старой как мир: что раньше появилось – курица или яйцо? Вся философия на этом построена: объект или идея о нем? Вот этот стол существует потому, что была идея прежде, которая сама по себе существовала? Этика и мораль – сами по себе существуют в пространстве? И человек их только улавливает как живой организм, используя свои способности, данные ему по природе от Бога? Или нет никаких моральных, этических норм, никаких законов, кроме физических? Да и физические законы, кстати, очень сомнительны; сами физики и ядерщики пытаются разобраться. Не могут толком определить, что такое нейронные связи; каково их количество и как они строятся.
Мы можем долго об этом говорить, но это будут лишь разные концепции, убеждения. Это не хорошо и не плохо, просто они есть, и они разные. Есть же такое выражение, что люди ни хорошие, ни плохие; они разные. У каждого человека есть своя правда, есть свое ощущение, что такое добро и что такое зло. Кстати, очень часто это меняется в течение жизни человека. Потому что человеку свойственно научаться чему-то новому, открывать это новое для себя и к нему стремиться.
Но если говорить с позиции христианского вероучения, то подлинное зло – нарушение целостности, это повреждение Божественного образа в человеке и, как следствие, повреждение мироздания. Это христианское вероучение связано с древнеиудейским учением о мироздании. В других древних религиях присутствуют дуалистические концепции (двоебожие), когда есть подлинное добро и подлинное зло; и они между собой сражаются. Но это не относится к христианству.
Многие говорят, что восстал враг рода человеческого и ведет войну. Да, есть неизведанные злые силы. Но что привело их в действие? Почему они действуют? И борются ли они против Бога – вопрос очень спорный.
Если учитывать христианское богословие и догматические положения исторической христианской Церкви, то над всем стоит Вседержитель и Творец. Ничто не может Его превзойти, Он непостижим, всеведущ, вне времени и пространства. Нет ни одной силы, которая могла бы в прямом смысле восстать против Него.
Противоположные учения этому являются еретическими. Они возникали внутри самого христианства; это и манихейство, и монтанизм – их было много, мы не будем сейчас все перечислять. Но это были гностические учения, связанные с понятием гнозиса, то есть знания. Блаженный Августин был под влиянием этих течений, и не он один; многие известные христианские святые и богословы прошли через эти испытания. Потому что каждый человек хочет найти для себя однозначный ответ: что есть добро и зло; чтобы было все понятно и просто.
Существуют определенные древние религии (например, древнеиранские, есть Демиург, Ахурамазда), которые предполагают войну этих двух начал: некая дихотомия, борьба света с тьмой. Если все рассматривать в рамках такого богословского восприятия мироздания, то мы рано или поздно уткнемся в стену. Очень хорошо в связи с этим вспомнить диалог между Воландом и мытарем из произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Там мытарь (Левий Матвей) в мистическом пространстве приходит к Воланду и говорит, что не хочет желать ему здравия, этому духу зла и теней. А Воланд ему парирует: «Ты что, хочешь всю Землю оставить без теней? Тени же падают ото всех существующих предметов, от деревьев, людей. Ты хочешь полностью очистить пространство и любоваться этой пустыней?»
Что сказать в ответ? В этом есть логика. Действительно, мир так устроен, что любой предмет дает тень, ночь приходит за днем. И этот порядок установлен Богом: и был вечер, и было утро: день один. Время – один из вариантов пространственного существования мира; одно из его измерений, благодаря которому существует все остальное. Этот Богом установленный порядок существовал еще до так называемого грехопадения. Я специально говорю «так называемого», потому что оно было частью развития личности человека, человечества; становление индивидуума, который делает свой выбор. Человек сотворец происходящего, соспаситель себя, он несет свой крест. Для нас, православных христиан, спасение – это не свершившийся акт, а совершающийся. Именно поэтому Христос посреди нас здесь и сейчас; есть и будет.
Каждый из нас может оставить этот путь, уйти с него в любой момент. Таких примеров много было, и они будут. Человека никто не неволит, Бог не врывается в сердце человека; человек имеет право сделать выбор. Хорошо об этом сказал Э. Радзинский, когда В. Познер спросил о Боге: «Вы можете находиться каждую секунду в Его присутствии, а можете не находиться». То есть это ваше право, никто не навязывает Бога Иисуса Христа, Церковь, молитву; не хотите – не делайте. Живите так, как вы хотите, это ваше право.
Человеку предлагается право выбора всегда. Когда происходит сапиенция – становление личности как разумного существа, совершающего волевые поступки (свобода выбора), он становится на путь, который влияет на все мироздание, потому что он сотворец. Мы не виним человека, мы констатируем факт. Человеку дан выбор, и своим выбором он приводит в движение многие другие силы, сокрушая тот порядок гармоничного мироздания, который был запущен изначально. Чтобы все вернулось на круги своя, происходит то, что мы называем Пришествием Господа Иисуса Христа и последующими событиями, описанными в Евангелии, в Книге Апокалипсис, и прочее. Это концепция, имеющая отношение к христианскому вероучению и богословию, к исторической христианской Церкви.
Вселенская Православная Церковь – так христиане когда-то себя называли. Очень необычно, что греческий термин «вселенская» (или «соборная») переводится как «католикос»; не в смысле, что собраны вместе, а в том смысле, что она распространяется на все народы. Необычно, что этот термин сохранился за Римской Церковью, латинянами. А «ортодоксия» сохранилась за восточными христианами, включая древневосточные Православные Церкви.
Тем не менее все это Единая Церковь, при всех нюансах. Если мы попытаемся изучить более качественно на практике, как живет христианский мир (и католический, и православный, и древневосточный православный), то увидим такое количество параллелей, не только внешних, но и внутренних (по духовному уровню), что нас это поразит. По крайней мере, я уверен, что те священнослужители, которые служат на Западе или в других странах, это хорошо представляют, с этим сталкиваются. Даже если и были некоторые ригористические, консервативные настрои, я уверен, что их уже нет. Как говорил Сократ: «Зло порождается незнанием». Чем больше мы постигаем, тем больше чему-то научаемся, тем больше приобретаем важных моральных и этических ценностей.
Я описал христианское богословие в отношении определения добра и зла. Мы определились, что «тайна сия велика». Но в христианстве нет учения о падшем ангеле; что Денница борется с Богом – нет такого в христианстве. Христиане так никогда не учили. Христиане говорили, что повреждена человеческая культура, вследствие этого запущены многие негативные процессы. Человек вместо того, чтобы опомниться, еще и подливает в этот костер масло и разжигает все; потом удивляется, откуда происходят все беды.
Мы не валим всё на человека. Христос хорошо описывает весь этот процесс в притче о блудном сыне, когда сын просит отдать то, что ему причитается, чтобы жить так, как он хочет. Иди и живи, никто тебя не держит. Никто любящего отца тебе не навязывает, никто не навязывает дома, Бога. А если кто-то навязывает, то это полная глупость. Как можно навязать любовь? Насильно мил не будешь.
Бог открывается человеку. Человек встречается с Божественным откровением в своей жизни через разные события, чаще всего через испытания. Видимо, нам всем надо пройти какие-то испытания, чтобы что-то нам открылось. В конце концов, человек хорошую песню или стихотворение не напишет, если он чего-то не переживет. А чтобы встретиться с Божественным началом, Истоком всех истоков, надо, наверное, постараться, иметь внутри к чему-то устремление.
Христиане не учат, что существует чистое зло, которое борется. Конечно, есть силы, которые были приведены в определенное движение и порождают хаос. Но кто этому способствовал? Человек! И так же рассуждали древние народы. По крайней мере, если мы будем учитывать все древние сказания, которые описываются в Ветхом Завете, прежде всего в Книге Бытия, в философских произведениях, к которым относятся Книга Иова, Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста (так называемые книги мудрости), то увидим, что речь идет прежде всего о поврежденности мира. Благодаря деяниям человека «все суета сует», хаос, все потеряно и превратилось в пустыню; «нет ничего нового под солнцем», род приходит и уходит. Почему? Потому, что человек так живет и так смотрит на вещи.
Особенно хорошо это описывается в Книге Иова, одной из самых древних книг Ветхого Завета; там нет ни одного упоминания о Законе Моисея. Но там есть рассуждение, что есть подлинное добро и подлинное зло. Почему человек приходит в мир и для чего он живет, зачем умирает? Что есть действительно источник его бед.
И это все о том, что человек восстал. А по поводу восставшего ангела написано, что это сын Божий, который приходит с сынами Божиими и спрашивает у Господа: «Есть у Тебя праведник? Что если я его искушу? Ты только позволь». Вот такая философия была в древнем иудаизме, которая перешла в христианскую богословскую школу: «Ты только позволь». И имя ему сатана. Сатана – это кто? Это тот, кто наговаривает, клевещет (греческий термин «дьявол» – «разделяющий»). Но он все равно находится под Всевышним, он не может восстать против Него. А единственный, кто может восстать против Всевышнего и уничтожить все бытие, – это человек!
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии. Тема беседы: «Общее горе: как пережить и не навредить ближнему».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!