Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин

2 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин. 

− Обозначим тему нашей программы: хотелось бы поговорить о страсти гордыни. В современном мире принято убеждать других (и проводятся даже целые тренинги) в том, что ты способен на многое. И порой в людях воспитывается большое самомнение. В принципе, с одной стороны, это неплохо: быть уверенным в себе в каких-то вопросах очень важно. Но в то же самое время люди иногда перегибают в своем самомнении, превозношении. Как на такой вызов современности мы можем ответить?

− Специально мы, конечно, не собираемся ни с кем воевать. Наша задача − свидетельство евангельских истин. У мирской психологии, в принципе, долгая история. То, что распространилось в XX веке, шло в основном от Фрейда и различных невротических состояний и патологий. Считалось, что человеку нужна уверенность, чтобы попытаться как-то реализовывать себя в этой жизни. Но тут явно есть какой-то крен: если посмотреть все множество психологических рекомендаций, что мы найдем? Везде говорится о том, как повысить самооценку. А попробуйте найти рекомендации, как ее понизить. Оказывается, их нет. И получается, что у всего мира пониженная самооценка и ее надо повышать. А повышать ее придется бесконечно, потому что требовать к себе внимание, почет – это тоже дело бесконечное. Поэтому тут явно есть подвох.

Если мы возьмем нашу православную святоотеческую традицию, то в ней главный принцип – живи просто и непосредственно (об этом говорили Паисий Святогорец и Амвросий Оптинский), то есть просто забудь о себе и делай то, что должен. Есть работа – выполняй ее ответственно, есть семья – созидай ее, молись и не делай особый акцент на своем «я». Хотим мы или нет, мы всегда развернуты к себе. Блез Паскаль в своих знаменитых философских размышлениях «Мысли о религии» тоже задумался, почему гордыня, самомнение так развиты? И  пришел к выводу, что весь мир для нас значим, покуда мы в нем живем. Если ты умер, тебе все равно, что происходит с планетами,  галактиками, расширяется Вселенная или сжимается, что происходит на Земле, в политике, истории… Почему? Потому, что ты интересуешься этим, пока живешь в этом мире. Оказывается, мир значим, покуда ты присутствуешь в нем. Если тебя нет, то весь остальной мир теряет для тебя значение.

Возрастание нашей гордыни трудно заметить. Сам Блез Паскаль был искренним христианином,  и он всегда был против гордыни. Душа-то человеческая и после смерти остается, а если ты делал акцент всегда на себе, значит, ты потребитель: все только себе. Получается, что внутри у тебя идол своего «я».

− Собственно, на это сейчас и делается упор: как можно больше воспитать в себе внутреннее «я», чтобы стать, как Вы сказали, потребителем.

− На самом деле проблемы душевные не исчезают, их становится только больше. Такие люди будут посещать психологические тренинги, повышать самооценку, а потом какая-то ситуация – и человек тут же взрывается. Он не может потерпеть, потому что считает, что его ранили. И нужны опять какие-то тренинги. Когда мы любим кого-то, то забываем о себе, в каком-то смысле растворяемся в чувстве любви к близкому нам человеку, переживаем за него, молимся о нем. Паисий Святогорец это тоже подчеркивал: он говорил, что когда мы молимся о другом и у нас за него сердце болит, то это самая сильная молитва. Если мы забываем о других и молимся только о себе, то наше «я» опять начинает выступать вперед. Гордый человек − несчастный человек. Почему? Гордость противоположна смирению, а смирение – это подлинный мир души, гармония, когда у тебя нет никаких душевных всплесков. А гордость – это мятеж, смятение, возмущенный дух: меня обидели, не так на меня посмотрели, несправедливо поступили со мной. Гордый человек всегда в диалоге с кем-то: он не соглашается, что-то себе накручивает. Он злыми помыслами рисует в своем воображении иллюзорный мир, потому что зациклен на себе.

− Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос постоянно подчеркивает: Я и Отец − одно, Отец всегда со Мной, никогда Меня не оставляет. В 27-й главе от Матфея есть такие слова: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Я не думаю, что Христос спонтанно произнес эти слова. Была какая-то причина. Может, это было связано с тем, что завет Авраама с Богом до конца не был исполнен, поэтому Христу пришлось принять грехи на Себя? Хотелось бы выслушать Ваше мнение; почему Христос сказал такие слова?»

− Есть два объяснения. Первое − отстраненно-описательное: святые отцы говорят, что так как народ иудейский утратил Господа (потому что отверг Христа, Который есть воплощенный Бог), то Спаситель на Кресте выражает богооставленность. Второе объяснение, которое предлагают преподобный Ефрем Сирин, преподобный Иустин (Попович) и некоторые другие: Спаситель пришел для того, чтобы искупить наши грехи, поднять на Себя то, что заслуживали мы. А человек по грехам заслуживал всевозможных страданий, и итогом грехов человеческих является мука богооставленности. Когда люди выступили против Бога, их души стали попадать в ад, который является лишением Бога и мукой богооставленности.

Спаситель, чтобы искупить грех человечества, принимает всю меру страданий на Кресте. Это не просто физические, телесные страдания (пробиты руки, ноги, нервные окончания, страшные спазмы, жар, жажда − физические муки были очень велики), но и душевные муки, которые Спаситель как Человек принимает за нас. Он – воплотившийся Бог, но воспринимает подлинное, истинно человеческое естество – душу с душевными чувствами и тело с  телесными чувствами. Он испивает чашу страданий за нас, эту муку богооставленности, которая полагалась нам. Но поскольку Он по Своей чистой жизни не должен был это все нести, то Он искупает человека от греха, ада, смерти. Поэтому на Кресте Христос и произносит эти слова, принимая за людей муку богооставленности. После этого Он отверзает врата ада, душой нисходит в преисподнюю земли и выводит оттуда всех, отверзая двери Небесного Царства. В этом как раз состоит тайна искупления.

− Давайте продолжим разговор. Когда случается какая-то беда, смиренный человек принимает ее, благодарит даже Бога за эту ситуацию, а кто-то начинает сам решать свои проблемы, считая, что сам справится. Это самомнение. Как оно вредит спасению человека?

− В Книге Притчей сказано: придет гордость, придет и посрамление. То есть если ты высоко задираешь голову, смотришь на всех свысока, то рано или поздно споткнешься: кто задрал голову, тот не видит землю, споткнется и набьет себе шишки. Беды, которые с нами происходят, посылает Господь, чтобы нас смирить. Гордыня – болезнь, которая вкрадывается коварно: как ни пытайся ее победить, все равно не заметишь, как она прокрадывается внутрь. Допустим, ты был неверующий, не знал Бога. Потом тебе открывается вера в Бога, ты видишь всю меру своих грехов, начинаешь каяться, приходишь к Господу, обретаешь мир сердечный. И вдруг начинаешь хвалиться: «Как хорошо, что я покаялся в грехах, освободился! Теперь я уже не такой, как прочие грешники». Получается, ты вроде освободился от одних грехов, а приходишь  к греховному состоянию самообольщения. Или постишься, помогаешь ближнему, и тоже эти мысли проскальзывают. Именно из-за этого Господь попускает ситуации, в которых мы вдруг оказываемся безоружными. Вроде бы ты выполняешь правила духовной жизни, молишься, а потом вдруг выходишь из себя, срываешься. И думаешь: что такое, как так получилось? А это Господь показывает, кто ты есть на самом деле: ты еще не стал духовно крепким человеком, а пребывал в комфортном самоуспокоении, создал вокруг себя определенную среду правил христианской жизни. В ней ничего плохого нет, но в своей успокоенности ты начал сам себя возвеличивать. Поэтому Господь попускает ситуации, когда все вдруг начинает рушиться, ты оказываешься слаб и не можешь совладать с собой. Здесь важно принять то, что Господь это попускает именно для смирения, чтобы ты увидел свои грехи. И прежде всего грех гордыни. Нужно раскаяться в нем и тогда уже более искренно обратиться к Богу.

− Один мой знакомый говорит, что ему нужно обратиться к психологу, потому что у него очень много комплексов, которые мешают ему жить, развиваться и добиваться своих целей. Что ему можно ответить? У него все хорошо, но ему хочется большего…

− Если у нас слишком много свободного времени, то мы начинаем фантазировать о самом себе. И каждый фантазирует по-своему: кто-то ставит себя выше других; кто-то, наоборот, начинает искать глубину своих падений: у меня ничего не получится, у меня комплексы... У тебя слишком много времени для пустых фантазий! Я помню, как преподобномученик Кронид (он был последним перед революцией наместником Троице-Сергиевой лавры) описывал одного послушника или инока (он его знал лично), у которого стало возникать состояние прелести: он якобы видел свет после молитвы, у него были какие-то страшные видения. И как с ним быть? Его просто отправили на подворье, где поставили чистить лошадиный навоз. И в этом труде у него все фантазии быстро исчезли, он достаточно быстро пришел в себя и потом вспоминал это с благодарностью.

Раньше (до нашего комфортного времяпрепровождения) у людей было много работы на поле, дома, они делали что-то своими руками. А когда возделываешь огород, не до фантазий: у человека в тяжелом труде было меньше времени на фантазии, мечтания. Завышенная у тебя самооценка или заниженная, никого это не интересовало: надо возделывать поле, полоть сорняки, сеять, жать. Когда была эта насыщенная крестьянская жизнь, то психологических проблем было намного меньше: никто не страдал от неврозов, депрессий. Все были погружены в труд, более гармонично жили с природой и свободное время посвящали, конечно же, молитве и «живой» радости, а не иллюзорному миру Интернета, который только провоцирует некое душевное нездоровье. Я думаю, что нужно выходить из этого погружения, потому что человек начинает копаться в себе, выискивать в себе комплексы, тогда как нужно просто переключиться на реальную жизнь. Если семейный человек, то занимайся с детьми, ходи с ними на прогулку, играй с ними, читай им книги. Если нет, то посвяти себя чему-то жизненному, реальному.

− Нужно думать о грехах, наверное?

− В том числе и это. То есть не будь в фантазиях о себе.

− Это тоже проявление гордости − думать так много о себе. Можно так сказать?

− Можно. Бывает так, что человек, например, создал вымысел, что у него что-то точно не получится. Или он читает духовные книги и говорит себе: «Я такой грешник, меня Бог точно не простит». А кто ты вообще такой, чтобы решать, простит тебя Бог или нет? Получается, что человек начинает это определять тоже по гордыне.

− Или, например, «я недостоин сегодня причащаться». Часто слышу такое.

− Да, это тоже все от того, что мы сами создаем себе какие-то стереотипы, загоняем себя куда-то. Святые отцы говорили: не требуй от самого себя совершенства, не ищи специально высокодуховных чувств, благодатных ощущений. Иди в храм в простоте сердца, искренне исповедуйся в тех грехах, какие есть. А дальше уже все возложи в руки Божии и иди причащаться Святых Таин. Очень странно себе накручивать, достоин ты или нет. Мы всегда недостойны. Но если мы не будем идти к Богу, потеряем жизнь, потому что причастие Святых Таин Христовых – это жизнь вечная.

− Вопрос: «Вы говорите, что Господь нам попускает какие-то падения. А я где-то слышал, что святогорцы говорят: не борись со страстями, то есть не ставь себе это задачей или правилом. Например, я подумал, что поборю ту или иную страсть, а потом получается, что не поборол, и впадаю в отчаяние. Поэтому они и говорят: не борись со страстями».

− Вы, видимо, приводите одну из мыслей святого Порфирия Кавсокаливита. Он говорил, что у некоторых бывает перекос: они всецело уходят в борьбу со страстями и поэтому даже не замечают ближних, которые находятся рядом и нуждаются в элементарной человеческой любви. Такой человек погружается в свой внутренний мир, закрывается в себе и начинает отслеживать, где у него какие страсти. Это, несомненно, нужно, но если только это наполняет весь твой внутренний мир, то, получается, ты занят бесконечной прополкой и ничего не насаждаешь. В итоге не произрастут никакие плоды. А ведь плод Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, благость, кротость. Должна рождаться любовь.

Человек может всю жизнь бороться с той или иной страстью, но может оказаться, что любви к ближнему у него нет, он легко раздражается. Я знаю многих иеромонахов, которые поначалу были строгие, взыскательные (если на какой-то должности, то жестко взыскивали с других), а потом проходит время (лет пятнадцать даже) – и ты видишь их совершенно другими. То есть они работают духовно над собой. У них уже добрая улыбка на лице, сердце становится более отзывчивым. В конечном итоге от законничества они переходят к благодати новозаветной свободы. И эта новозаветная любовь сияет в их сердцах.

Несомненно, нужно бороться со страстями, стараться их побеждать, но не нужно превращать духовную жизнь в спортивное состязание. Допустим, борешься ты с чревоугодием. Натянул тетиву до предела, дальше не можешь, отпускаешь ее, и все возвращается обратно: наешься так, что будешь еле ходить. Надо понимать, что победа над страстями дается за смирение. И это действительно так. Когда человек смиряется перед Богом и ближними, его душа уже так не возмущается от страстей. Хочешь победить блуд – старайся обрести смирение перед Богом, принимать правильно то, что Господь посылает, как заслуженное. Человек, который движим гордыней, очень легко скатывается к блудным и любым другим страстям. То есть страсти оскудевают, когда в человеке начинает проявляться смирение.

− А когда ты мыслишь о каких-то, допустим, страстях, прокручиваешь в своей голове какие-то грехи (чревоугодие, например, или те же блудные мысли) или то, чем ты хотел заняться, но не приступаешь к действию, это тоже, получается, опасно?

– Конечно. Получается, все превращается в просмотр внутри каких-то скверных, нечистых картин. Подумаем сами: что же это за душа, если в ней запечатлевается всякая нечистота, как поток какой-то канализации, который течет и течет? Оказывается, все это у нас внутри, в нашей душе.

– В принципе, это сейчас везде, вокруг нас.

– Да. Но что отвечать за других? Как мы можем чего-то от них требовать, если мир, который не знает Бога, живет тем, что ближе этому миру? А ближе что? Животные инстинкты, которые всем хорошо известны: поесть, попить, поспать, плотские интимные страсти. Но тут вот в чем дело: нужно понимать, что все, что мы прокручиваем внутри своей души, запечатлевается в нас. И если мы в какой-то день это допустили, получается, этот день духовной жизни был потерян для спасения.

У нас очень грехолюбивое естество. Когда в метро мы едем на эскалаторе, который идет вниз, эскалатор и будет везти нас вниз. Чтобы подняться вверх по движущемуся вниз эскалатору, нужно с двойным усилием идти против его движения. Если мы остановимся, совершенно точно на одном месте не останемся. И если мы остановимся в духовной жизни, то наше естество непременно спустит нас вниз.

Это движение вниз – какие-то прорывающиеся мысли, помыслы, пожелания. Из-за чего это происходит? У нас утрачивается чувство живого присутствия Божия. Когда люди обращаются к Богу, на заре духовной жизни многим дается почувствовать, что Господь присутствует непосредственно рядом, и Он благодатно помогает. А потом человек потихоньку утрачивает это духовное состояние; Господь вроде бы и есть, но Он где-то далеко. Вот сейчас я живу своей собственной жизнью, и почему бы мне не пофантазировать о чем-то греховном, скверном?

Святой Феофан Затворник говорил, что нужно стараться взгревать в себе чувство ревности о богоугождении, а я дополню, что нужно взгревать именно чувство живого присутствия Божия. И как же ты будешь воображать что-то нечистое пред взором Божьим? В общем, это задача для ежедневной работы.

– Вопрос телезрительницы: «Я пенсионерка, помогаю в храме во славу Божию. Иногда сотрудники храма дают мне печенье, которое принесли на помин. Я как бы не очень нуждаюсь, но беру, боюсь обидеть людей. Как мне поступать – отказываться от этого или все же брать? Молюсь об усопших, потому что это подано на помин. И второй вопрос. Я общительная, работала в больших коллективах. В храме могу сказать: какое у тебя красивое платье (или: как хорошо ты убрала икону). Но говорят, что этим я отнимаю благодать у человека. Правильно ли это?»

– То, что Вы берете печенье, правильно, потому что люди, которые в храме, хотят с Вами поделиться; если Вы им откажете, огорчите их. А мы не должны огорчать наших ближних. Они хотят поделиться от чистого сердца, от широты своей души, и даже если Вы не нуждаетесь в чем-то, принимайте это и благодарите, молитесь за почивших. Все это Вы можете спокойно пожертвовать действительно неимущим, тем же нищим. И не надо думать, что бомжи якобы используют все только на выпивку. Они очень нуждаются в пище. Бывают семьи или, допустим, вдовы, у которых много детей, постарайтесь с ними делиться. То есть принимайте эти пожертвования из храма. Если Вы не очень нуждаетесь, лучше потом это кому-то передарить, тогда это будет как некая двойная милостыня – Вы молитесь за почивших и еще кого-то угощаете. Угостить – это милосердно, прекрасно.

Что касается второго вопроса, мое мнение: нам как раз очень не хватает простых, добрых и радостных слов. В основном люди всех осуждают, часто в каких-то пересудах, склоках, говорят о чем-то плохом, и это просто какая-то болезнь. Она происходит именно от гордыни, и если ты поставил себя на голову выше всех, то думаешь, что лучше видишь, что и как нужно делать. Как правильно класть асфальт, управлять страной, заниматься экономикой.

– Как разрабатывать вакцины.

– Да. Судишь обо всем. Это превращается в какие-то злые речи, а злые речи порождают только соблазн. Поэтому лучше действительно похвалить человека. Но, видимо, Вы боитесь, что от этого они станут тщеславны и потеряют благодать.

– То есть если ты кого-то похвалил, то в этот момент забрал у него благодать, как будто сглазил его или что-то такое?

– Да нет. Это суеверное представление. Во-первых, вам никто благодать так просто не отдаст, потому что благодать – это Божие, это Божие присутствие. Господь пребывает с этим человеком Своей благодатью, освящает его, и никто (ни колдуны, ни какой-то человек, который его похвалил) благодати у него не отнимет.

Человек теряет благодать исключительно из-за своих грехов, из-за того, что  впадает в грехи. Вы сами знаете, что грехи бывают разными, и всякий раз это может быть серьезная утрата благодати Божией. Так что продолжайте говорить теплые, радостные слова, а злых слов и пересудов всячески остерегайтесь.

– Батюшка, в продолжение темы: если видишь, что твой ближний, друг или даже член семьи начал очень высоко себя ставить, задирает нос, как его правильно убедить в том, что нужно быть немножко пониже? Ведь мы не хотим, чтобы ближний набивал себе шишки, падал, спотыкался. Мы хотим это предотвратить. Как можно воздействовать на такую ситуацию?

– Если он слишком задрал нос, боюсь, убедить его не получится. Но в лоб идти нельзя. Иначе получается, что мы сами становимся выше этого человека и пытаемся ему что-то навязать, как бы глядя на него сверху вниз. Он сам пытается быть выше всех, а тут вдруг еще кто-то как конкурент.

– «Что он о себе возомнил?» Да?

– Да. И к хорошему это не приведет. Я думаю, что людей врачует доброе и искреннее отношение. Это очень чувствуется. Когда мы общаемся с кем-то, чувствуем, какой человек: добрый, искренний или все-таки какой-то мятежный. С людьми тяжелого духа тяжело общаться. А когда человек все-таки добрый, искренний, отзывчивый, то даже гордые начинают к нему прислушиваться, располагаются к нему и со временем могут поменять свою жизнь.

Другое дело, если, допустим, в семье кто-то из детей начинает задирать нос. Но если вы на него сразу набрасываетесь: «Почему ты так себя вел?» – у него сразу возникают отрицательные эмоции. Меняться он не будет.

Хочешь того или нет, все-таки начинай с доброты, с теплого и искреннего чувства и молись, чтобы Господь человека управил. А когда он понемножечку к тебе расположится, скажи ему, что, может быть, в такой ситуации лучше было поступить так или так. Если он к тебе никак не расположился, то слова не помогут.

– А если тебе, наоборот, в лоб говорят: «Ты такой классный, такой крутой»?

– Принимай это спокойно. Но бывает по-разному…

– Может быть, тебя намеренно хотят опустить, испытывая к тебе зависть или еще что-то. Такое бывает.

– Старайся избегать дружбы с такими людьми, потому что дружбы не получится, если человек по отношению к тебе все время ведет себя как учитель или судья. Дружба – это все-таки нечто другое, не взаимоотношения учителя с учеником.

Какая у нас главная проблема? Все друг друга учат, поучают, говорят, как правильно ты должен сделать. Один учит другого, как ему жить в браке, а сам уже дважды, трижды женат…

– Опытный в браке знает все грани,  к сожалению.

– Если он смирился, то, может быть, уже стал более опытным. Но тут мы говорим о том, что не нужно стараться исправить других, нужно начать с себя. Исправь себя, и, может быть, другие люди возьмут с тебя пример.

– То есть человека, который сказал тебе в лоб, что ты что-то делаешь не так, не так смотришь, еще что-то, нужно поблагодарить? Через силу, через внутреннее противление?

– Ну, говорят по-разному. Допустим, если тебе что-то сказали на работе, то, может быть, это как раз пригодится.

– Ну да. Это может быть какое-то предупреждение.

– В профессиональном смысле это даже нужно принимать. Помню, когда я писал и публиковал первые книги, редакторы были очень придирчивыми. И возникал такой соблазн, что я не буду принимать редакторскую правку, как бы критику, потому что он просто редактор, а я автор. Ты вроде бы лучше это знаешь, ты это изучал. Но потом вдруг начинаешь понимать, что редактор – твой лучший помощник, что стоит посмотреть на все с другой стороны, не настаивать на своем мнении, посмотреть на текст с позиции редактора, учесть то, что он говорит. Пусть текст отлежится еще день-два, и потом может оказаться, что действительно это надо принять.

Это я говорю немножко из своего опыта. И так же в любом профессиональном деле. Лучше принять критику и постараться посмотреть, о чем тебе говорят, немножко отстраненно, как бы со стороны оценить ситуацию и, может быть, что-то учесть. Благодаря этому твой профессионализм будет выше – и впоследствии ты достигнешь немалых успехов.

– Да, на самом деле этому человеку можно сказать спасибо.

Вопрос телезрителя: «Как относиться к тем людям, которые, как ты считаешь, тебя намеренно унижают?»

– Да, чувствуется, когда люди специально относятся к тебе с издевкой, в коллективах такое бывает. К сожалению, в коллективе каждый пытается занять какую-то свою психологическую нишу. Кто-то хочет быть лидером, кто-то, например, шутом, подсмеивается над всеми. И если он кого-то высмеивает, то за счет этого как бы сам поднимается вверх. Кто-то специально принижает тебя, оказывает некое психологическое воздействие, чтобы впоследствии ты выполнял все, что тебе скажут.

Думаю, самое первое – нужно сохранять свободу сердца. А что значит «свобода сердца»? Прежде всего, как ни странно, это то, чтобы ты не вышел из себя. Вот если ты вышел из себя, ты проиграл, потому что, может быть, от тебя этого и хотели – просто вывести из себя и немножко повеселиться, посмеяться. А ты потом страдаешь, ночи не спишь.

– А они спят.

– Они спят. Они получили приятные эмоции и спокойно уснули. Поэтому в таких ситуациях это, конечно, творческая задача для любого человека – как себя вести. Прежде всего, постарайтесь не выходить из себя. Чтобы сохранять эту внутреннюю свободу, конечно же, нужно всецело обращаться к Господу. Человек, как говорят, пытается как-то докопаться до Вас, и если это происходит на работе, задайте ему какой-нибудь встречный профессиональный вопрос, как это делается. В общем, просто постарайтесь выйти из этой ситуации.

Уточнять, почему кто-то что-то сказал, не нужно. «Почему? Да как Вы смеете меня оскорблять?» – эту фразу никогда не надо произносить. Прежде всего, нужно внутренне выйти из этой ситуации, помолиться Господу.

Понимаете, тот, кто кривляется или паясничает, изображает эти кривляния на самом себе. И если кто-то показывает какие-то жесты, он и есть то, что он изображает. Поэтому не прилепляйтесь к этому сердцем, старайтесь обращаться к Господу и дальше уже просто решайте те задачи, которые нужно решать конкретно по работе. Вот, собственно, и все.

– Отец Валерий, прошу Вас резюмировать наш сегодняшний разговор и обратиться к нашим телезрителям.

– Если подвести итог, то можно сказать, что гордый человек всегда несчастен, потому что он переживает только о своем «я», как бы ему чего не сделали. Это всегда будет наносить ему какую-то рану. А смиренный человек более гармоничен. Другие (например, в том же  коллективе) это почувствуют и трогать его вообще не будут. Когда наши святые люди были в тюрьмах, их никто не трогал, потому что они не были движимы никакими страстями. Поэтому постараемся хотя бы немножечко обрести смирение, просить об этом Господа, и тогда наша жизнь будет преображаться. Это и есть подлинный путь для счастья и спасения души.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Наталья Богданова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​