Беседы с батюшкой. Священник Петр Панов

2 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы беседуем с благочинным храмов Одигитриевского округа города Москвы, настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье города Москвы священником Петром Пановым.

Хотелось бы сегодня поговорить о Нагорной проповеди Христа, о заповедях блаженств. Мы слышим их каждую литургию в качестве третьего антифона. Но какой смысл в них заложен – об этом хочется напомнить, поговорить еще раз. Начнем с первой заповеди: Блаженны нищие духом. Это, наверное, самая непонятная формулировка из всех заповедей блаженств. Кто такие нищие духом? Похожи ли они на обычных нищих? Можно ли стать нищим духом, не теряя богатства?

– Возникает много вопросов, когда слышишь эту строчку Священного Писания из Нагорной проповеди. Кто такие нищие? И почему именно нищие духом?

Во-первых, нищих мы с вами встречаем практически каждый день на улице, возле храмов, возле входа в метро. Самая характерная и отличительная черта таких людей – они что-то просят. Кто-то просит денег на хлеб, кто-то просит помочь чем-то другим. Христиане призываются быть похожими на нищих в обращении к Богу с теми или иными просьбами. Нищие духом – те, кто нуждается и просит у Бога духовного смирения, которого им не хватает. Нищие духом – это смиренные люди, смиренномудрые. Мы просим у Бога именно этого: приобрести с Божьей помощью самую главную добродетель – смирение.

Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Мы должны брать пример с Христа. Поэтому просим у Бога смирения. Блаженны (то есть счастливы) те, кто просит у Бога смирения, чтобы быть похожими на Христа по этой добродетели, ибо таковых есть Царство Небесное.

Все остальные заповеди блаженств отталкиваются от этого; смирение – основополагающая добродетель, на которой можно строить здание храма своей души. Невозможно быть плачущим, плакать о своих грехах, если у тебя нет смирения. Невозможно быть кротким, если у тебя нет смирения, если ты не нищий духом. И так далее.

Поэтому мы обращаемся к Богу с просьбой, чтобы Господь нам даровал смирение, научил покоряться Его святой воле. Ведь кто такой смиренный человек? Тот, кто видит себя таким, какой он есть на самом деле. А что мы из себя представляем? Кто мы есть на самом деле? Во-первых, мы – творения Божии. Нам трудно представить, что когда-то нас не было. Например, я родился в 1981 году. В 1980 году меня вообще не существовало, а я даже представить этого не могу – мне кажется, я был всегда. На самом деле это не так. Господь говорит нам, что мы будем всегда, и дает нам такую благодать, что мы уже никогда не умрем. Мы умрем физически, но придет момент, когда мы восстанем.

Кто мы есть на самом деле? Посмотрев в глубины своей души, мы увидим там множество грехов: и гнев, и осуждение, и дурные мысли. Это есть у каждого человека. Конечно, хочется мыслить о себе хорошо, и мы мыслим, что мы великие, что у нас все получается. Но, по сути, мы – обычные грешники. Вот мы и просим: «Господи, научи нас истинному смирению, чтобы понимать, кто мы есть перед Тобою».

Мы – мешок, наполненный камнями. Камни – наши грехи, которые мы носим с собой. Приходя на исповедь, мы каемся в грехах, выбрасываем камешки из мешка, очищаем себя, но потом опять их собираем по жизни.

Но хочется сказать всем, что не нужно отчаиваться. Потому что Господь пришел спасти грешников. Когда мы подходим к Причастию, в молитве говорим: Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. То есть я заявляю о том, что я – первый грешник на земле. Эти слова молитвы перед причастием составили святые отцы. И они это составили не для красного словца, они так чувствовали, они видели себя последними грешниками.

Например, святитель Иоанн Златоуст боялся принимать великий сан священства, он бегал от него. Но все равно благодать Божия его поймала, и он стал священником, святителем, архипастырем. Но он действительно ощущал себя великим грешником. Нам с вами не хватает такого истинного смирения, понимания того, кем мы являемся перед Богом. Мы – простые, рядовые грешники и счастливы, что Господь именно ради нас, таких грешников, и пришел на землю, чтобы нас спасти.

– Получается, что это достаточно почетное звание. Если Бог пришел ради грешников, а я среди них первый, значит, Он пришел в первую очередь ради меня.

– Ради всех. Грешные все. Поэтому Богу нашему слава! Он говорит, что пришел спасти род человеческий.

Беда бывает в том случае, когда люди не видят в себе грехов. Порой люди приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, мне не в чем каяться». Я говорю: «Значит, ты святой, с тебя уже можно писать икону, твой образ ставить в иконостас. Тебе тогда и Причастие не нужно. Тогда живи и святись святостью своей». На самом деле человек просто не видит своих грехов, его духовное зрение закрыто. И об этом нужно плакать.

Слышал историю, как одна женщина плакала и сетовала перед Богом: «Господи, почему Ты меня оставил? Я чувствую, что потеряла любовь Твою». А говорила она так потому, что хорошо жила, все у нее было: она не болела, все хорошо было с детьми, на работе все благополучно складывалось, достаток был. То есть у нее не было никаких скорбей, и она плакала: «Господи, почему Ты меня оставил?»

Люди порой не видят своих грехов, не хотят в них каяться. А Господь пришел спасти именно грешников.

– Правильно ли считать именно скорбь Божественным посещением? Например, пророку Илии Господь являлся в дуновении легкого ветра; это очень мирное и радостное ощущение...

– Скорбь всегда нас сопровождает. Телеканал «Союз» смотрят в основном люди мирские, живущие в миру, у которых есть семья, дела, заботы. Монахи служат Богу, у них свои испытания, искушения. Апостол Павел о тех, кто женился, говорит, что таковые будут иметь скорби по плоти. И от этого никуда не денешься. Дети болеют, их нужно устраивать в школы, водить по разным секциям, устраивать в институты, выдавать замуж, женить. И другие всякие заботы, искушения. Все эти скорби по плоти – неотъемлемая часть нашей жизни.

Бывают такие скорби, которые можно назвать, что они от Бога. Например, человек расслабился, перестал читать утренние молитвы, перестал посещать храм (стал ходить туда не каждое воскресенье, а раз в месяц или раз в полгода), перестал совершать добрые дела. Или дал Богу какое-то обещание, обет, но со временем забыл про это и не исполняет. Как человека встряхнуть, воодушевить, чтобы он немножко опомнился?

Мы помним притчу о блудном сыне. Он ушел от отца, расточил отцовское имение, питался со свиньями. И замечательно написано в Евангелии, что он пришел в себя, то есть понял, какой грех совершил, как пал. И даже не дерзнул считать себя сыном своего отца. Он говорит: пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Когда он пришел к отцу, отец бросился ему в объятия.

Блудного сына посещали скорби в стране далече, нечего было есть. Как его поднять из этого греховного состояния? Вот порой и посылаются скорби от Бога.

Бывает, скорби происходят естественным образом. Например, человек объедается, не постится – и у него возникают проблемы со здоровьем. Или человек выпивает не только по праздникам, а ежедневно, и тогда у него начинает болеть печень. Эти скорби Бог послал? Нет, здесь сам человек заработал скорби, болезни, несчастья, которые являются следствием его пристрастий к тому или иному греху.

Поэтому бывают скорби от Бога и те, что проистекают естественным образом.

– Но и те и другие призваны именно встряхнуть человека, чтобы он мог прийти в себя, как в притче о блудном сыне. Что делать, если скорби случились, но человек не приходит в себя?

– Такое тоже часто встречается. Бывает, человек смертельно заболевает и впадает в панику, отчаяние, на всех начинает гневаться, недоволен своим положением. Даже доходит до гнева и ропота на Бога: «За что Ты меня, Господи, так наказываешь? За что мне эта болезнь? Я скоро умру, я никому не нужен». Хотя люди с ним, что называется, носятся.

Все зависит от сердца человека, от его ожесточения или мягкости. Бывает сердце восковое, оно тает, смягчается, умиляется, понимает, что смертельная болезнь послана Богом для чего-то: для осознания себя, своих грехов, для покаяния и примирения с ближними. А некоторые озлобляются, замыкаются в себе. В моей священнической практике бывали разные случаи.

Например, одна женщина пригласила меня к своей болящей маме, чтобы я ее соборовал, исповедовал и причастил. А маме она предварительно не сказала, что к ней придет священник. У мамы была водянка, она тяжело себя чувствовала, но могла говорить, могла даже сидеть на кровати. Я по приглашению дочери пришел, переступил через порог комнаты, но как только эта болящая женщина меня увидела, сразу замахала руками, закричала: «Батюшка, уходите, прошу Вас. Не подходите ко мне, я жить хочу».

Вот такое суеверие. Люди думают, что когда к ним в дом приходит священник, когда происходит соборование, обязательно будет смерть, человек долго жить не будет. Естественно, я сделать ничего не мог. Без желания человека я не могу его ни соборовать, ни причастить, ни исповедовать. Я попрощался и ушел. Через три дня дочка сказала, что мама скончалась.

– Без соборования...

– И без покаяния, без причастия. То есть все зависит от сердца человека, насколько он готов волю Божию о себе принять и со смирением следовать ей. Сколько известно случаев, когда человек смертельно заболевал, но принимал это как от руки любящего Бога Отца, смирялся, молился, со всеми примирялся – и Господь его исцелял (через врачей, через какие-то чудеса).

Например, недавно я приезжал к одному болящему человеку, ему было около семидесяти лет. Он очень тяжело болел, у него был рак горла. Даже причастить его было невозможно. Мы с его дочкой договорились, чтобы я приехал к нему в какой-то конкретный день, но в тот день не получилось ни у нее, ни у меня. Мы договорились на другой день. Я приехал, успел его исповедовать (он на листочке писал грехи), я его соборовал, а через два дня он скончался. То есть Господь держал его на этой земле, ожидая, когда он соборуется и исповедуется, чтобы мирно отойти к Нему. Причем полгода назад я его тоже причащал и соборовал, но у него не было такой тяжелой стадии рака, он мог ходить по дому, общаться. То есть Господь выжидал тот момент, когда священник его причастит, чтобы человек мирно отошел ко Господу.

Пути Господни неисповедимы. Кому-то скорбь послужит для умиления сердца, спасения души. Кому-то – наоборот. Написано в Ветхом Завете про фараона египетского, Господь говорит: ожесточу сердце фараоново. И тот не отпустил евреев поклониться Живому Богу. Ключ – сердце человека.

– В истории этого мужчины было и его желание. Бог принял к сведению его желание и устроил все в соответствии с ним.

– Да. И священник пришел, соборовал его. У него уже были страшные мучения, он лежал на спине, смотрел в потолок, были всякие трубки... Врачи уже ничего не могли поделать, даже в больницу его не забирали...

– Почему Господь такое попускает?

– Это только у Господа можно спросить. Каждому свое Господь посылает, в зависимости от духовного устроения человека. Мы можем только гадать на кофейной гуще, почему у одного человека есть дети, а у другого нет детей; почему кто-то рождается в многодетной семье, а кто-то рожден в семье, где только он один, нет ни братьев, ни сестер. И у таких детей совершенно по-другому идет жизнь. Дети из многодетных семей не понимают тех, кто один в семье. Пути Господни неисповедимы. Мы только можем, смиренно склонив пред Господом голову, сказать: «Господи, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». И принять это как из рук любящего Отца.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Все люди, которые сейчас слушают эту передачу, хотят войти в Царство Небесное. Недавно за Божественной литургией мы слышали такие слова: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Об этом говорят и Иоанн Креститель, и Сам Христос. Важно понимать, что Царство Божие – это не место, куда нужно попасть после смерти. Христос говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Уже здесь, на земле, мы находимся в Царстве Небесном, если стараемся жить по воле Божией, стараемся и Бога любить всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей и всем разумением своим, и ближнего, как самого себя. А если мы гневаемся, раздражаемся, не примиряемся, гордимся, осуждаем ближнего, то далеко от нас Царство Небесное.

Но Господь пришел в этот мир, приблизился к нам, принес нам Царство Небесное. И Он призывает: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

– Если Царство Небесное внутри нас, то и ад тоже?

– Соответственно, так. Мы можем ощутить, что значит быть в аду, когда кошки на сердце скребут, когда находишься в состоянии ненависти, готов убить человека, совершить какие-то страшные деяния, которые идут вразрез с заповедями Божьими. И рай, и ад – в сердце человека. Правильно говорил Федор Михайлович Достоевский, что дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека.

Мы сегодня днем можем быть в раю, а вечером оказаться в аду. А перед сном покаяться и опять почувствовать, что Царство Божие к нам приблизилось. Самый ключевой момент, когда мы входим в Царство Небесное, – это когда мы принимаем Тело и Кровь Иисуса Христа, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Но Господь входит в того, кто Ему подобен. Христос вносит в наше сердце Царство Божие.

Заповеди Божьи нам даны не для того, чтобы мы их бегло читали дома или прослушивали в храме на богослужениях. Мы должны задумываться о них и, как по ступенькам, подниматься от смирения к осознанию и оплакиванию своих грехов, алкать и жаждать праведности, чтобы наша душа насытилась, чтобы сердце наше было чистым, чтобы мы были миротворцами и были готовы пострадать за Христа, несмотря на то, что нас поносят, гонят. Итог этому, как говорит Господь: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Недаром заповеди блаженств мы слышим не только за Божественной литургией, но еще во время совершения чина отпевания человека. Когда я дохожу до строчки: Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех, – всегда жду недоуменных взглядов со стороны людей, кто слушает это. Мол, как можно радоваться и веселиться, когда мы плачем над телом умершего дорогого нам человека? Но еще никто ни разу не подходил ко мне и не возмущался; либо эти строчки идут мимо ушей, либо люди как-то по-своему их понимают.

На самом деле, когда происходит отпевание христианина, ощущаешь какое-то благоухание в душе своей, потому что понимаешь, что нужно не плакать, а радоваться, что человек идет ко Христу, к Которому всю жизнь стремился, Ему молился, стоял на коленях, просил прощения, ходил в храм, причащался. Как блудный сын, человек идет к своему Отцу. Разве эта встреча не радостна? Разве это не встреча любящих сердец? Нас, кающихся, обнимает Своей любовью Сам Отец Небесный.

Апостол Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом. То есть ему хотелось поскорее расстаться со своим бренным телом, чтобы встретиться лицом к лицу с Тем, Кого он любит. Но это, конечно, в идеале так. Мы сейчас говорим о высоких материях. Конечно, всем нам страшно умирать, мы хотим как можно дольше пожить, хотим жить тихо, мирно, спокойно, чтобы не было искушений, скорбей. Но все равно приходит смертный час, и каждому придется со Христом встретиться. Поэтому, по рекомендациям святых отцов, мы стараемся каждый день проживать как последний день своей жизни. Это, конечно, очень сложно, практически невозможно. Но, по крайней мере, это должно быть у нас в голове.

Мы выходим каждый день из дома, и у нас нет гарантии, что мы вернемся домой в целости и сохранности. Буквально недавно случился со мной несчастный случай: на Киевском шоссе произошло массовое ДТП, и я оказался в центре событий. Была наледь, машины ехали быстро. Впереди случилась какая-то маленькая авария, и машины стали останавливаться. Я ехал со скоростью 80–90 км/час, стал давить на тормоз, а машина не останавливается. До места аварии оставалось 100–150 метров, это считанные секунды. Я давил на тормоза прерывисто, как учили в автошколе, а машину все равно несет, она не слушается. Оставалось только два варианта: либо врезаешься в тех, кто уже припарковался и стоит на дороге, либо уходишь направо и улетаешь в кювет. Ничего не оставалось делать, как повернуть руль направо. Удачным образом мою машину подбросило благодаря горке снега, передок машины отбросило на отбойник (заборчик), и тридцать метров я ехал перпендикулярно этому отбойнику. Выскочил из машины, начал другим автомобилистам, которые ехали за мной, махать руками, чтобы они тормозили, не врезались в мою машину и в те, которые стоят передо мной.

Когда приехали сотрудники МЧС, сказали, что я легко отделался по сравнению с теми, что были за мной и передо мной. То есть Господь так устроил, что сохранил. Я помню эти секунды; единственное, что я успел сказать: «Господи, помоги!» Господь каким-то чудесным образом отбросил машину на этот отбойник, и в меня никто не врезался, и я никого не повредил. Когда приехали сотрудники ДПС, они мой случай даже не стали оформлять, потому что я никого не задел, как будто меня там и не было.

Ситуации бывают разные, и не знаешь, как Промысл Божий тебя ведет. Хотелось бы сказать всем, чтобы не теряли надежды и в такие моменты, когда грозит опасность, вспоминали не кого-нибудь, а именно Господа Иисуса Христа – Он спасет.

Недавно была новость в Интернете, что девочка выпала с двадцать второго этажа и не разбилась. Она упала в сугроб, который не успели расчистить сотрудники ЖКХ. Разве это не чудо?

– Все это наводит на мысль, что чудеса встречаются, они вокруг нас, и это не редкость. Мы говорили сегодня о скорбях, о боли, которая в жизни встречается, а Ваша история вселяет надежду, что Промысл несет нам не только скорби, но и радость, надежду.

– Если ты христианин, то скорби воспринимаешь как то, что тебе нужно. Врач дает тебе пилюлю, она горькая, ты не хочешь ее пить, но, чтобы вылечиться, это нужно сделать. Кому нравится, когда делают уколы? Но когда ты лежишь в больнице с коронавирусом, тебе делают уколы в живот для разжижения крови. Ты терпишь и понимаешь, что все это во благо.

Люди приходят на исповедь и каются в страшных грехах. Чтобы хоть как-то попробовать исцелить души людей, священник дает епитимью (это тоже как горькая пилюля): делать земные поклоны, или регулярно посещать храм, или читать ту или иную молитву помимо общих молитв. Эти «пилюли», которые мы получаем по жизни, нужно воспринимать как от Бога для нашего спасения, вразумления, чтобы нам стать лучше, чтобы мы вошли в Царство Небесное.

– Последняя из заповедей блаженств: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Получается, что путь в Царство Небесное – в том числе через гонения.

– Да, и это очень важная тема. Например, когда общаешься с родителями и крестными ребенка перед совершением таинства Крещения, пытаешься донести основную мысль до людей, что, неся ребенка на крещение, мы хотим ему повторения того пути, по которому шел Сам Иисус Христос. А Христос прошел далеко не легкий путь, если не сказать жестче. Христа оклеветали, над Ним издевались, самый ближайший ученик предал Его. В конце концов Христа убили, распяли на кресте. Когда мы крестим ребенка, мы ставим его именно на этот путь, по которому шел Иисус Христос. Этот путь для нашей души спасительный.

Недаром крещение называется: «баня пакибытия». Мы как будто действительно находимся в бане и нас бьют веником, чтобы вся грязь и шелуха от нас отпала и мы пришли ко Христу чистыми. А как можно очиститься, пройдя жизнь без скорбей? Эти «припарки» нам как раз и нужны. А родители ребенка этого не понимают, для них крещение – это праздник, фотографии, видео, воздушные шарики, застолье. Да, все это красиво. Но что за этим стоит? Стоит именно следование за Христом.

Недавно мы слышали на литургии притчу о богатом юноше, который спрашивает у Христа: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Господь говорит, что надо соблюсти заповеди. Юноша говорит: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Господь говорит: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною. То есть нужно не просто отказаться от богатства, раздав его нищим, но и следовать за Христом. Дальше мы читаем в этом евангельском рассказе, что этот юноша отошел от Христа со скорбным лицом – он не смог принять тот ответ, который ему дал Христос.

Когда мы крестим ребенка, мы действительно повторяем путь Христа. Мы окунаем ребенка три раза в воду по примеру того, как Христос три дня находился в гробу. Когда мы достаем ребенка из купели и передаем на руки крестного – в этом символ воскресения Христа.

Жизнь христианина – не на меду, что называется. Очень важно, проходя этот скорбный путь, не озлобиться, не ожесточиться, а выйти по окончании нашей земной жизни очищенными и готовыми к тому, чтобы войти в Царство Небесное. Конечно же, никто к этому не готов. Если ты скажешь: «Господи, я готов, возьми меня в Царство Небесное»,  будешь самый первый лжец.

В житии преподобного Сисоя Великого, который действительно был святым человеком, мы читаем, что он находился при смерти, лицо его сияло, но он обращался к братии, которая его окружала, со словами: «Братия, помолитесь за меня, чтобы Господь принял мою душу, ведь я ничего доброго и достойного не сделал в этой жизни». Он ощущал себя последним грешником.

До такого состояния нам, обычным людям, очень сложно дойти. Но невозможное человекам возможно Богу. Хотелось бы, чтобы наша жизнь, такая извилистая, все-таки приводила нас к пути, который ведет к Царству Небесному. В Евангелии написано: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Уточняется в Евангелии, что не все находят этот узкий путь, ведущий в Царство Небесное.

Мы можем ходить по улицам наших городов, видеть храмы, слушать проповеди, слышать, как звонят колокола, любоваться золотыми куполами, но, по сути, быть околохристианами. Есть такое слово «захожане», когда люди пришли, поставили свечу, взяли святую воду, окунулись в проруби, освятили на Пасху яйца, куличи, но суть христианства так и не вошла в их жизнь, они так и не ощутили радости и скорби христианской жизни.

Суть нашей христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, – стяжать благодать Святого Духа. Как стяжать? Исполнять святую волю Божию, которая хорошо изложена на страницах Святого Евангелия, Священного Писания.

Постарайтесь исполнить хотя бы одну какую-то заповедь и увидите, что у вас ничего не получается. Не получается ни у меня, ни у кого бы то ни было. Например, заповедь: не судите, да не судимы будете. Попробуй хотя бы один день прожить так, чтобы никого не осудить. Это практически невозможно. У нас уже привычка: когда видим какое-то действие, совершенное тем или иным человеком на улице, в храме или в семье, сразу приходит мысль осудить его. Например, пробежал ребенок во время службы – осуждаем его родителей, почему они за ним недосмотрели. Или мужчина пришел в храм и ведет себя неподобающим образом – сразу же мысль осудить. Попробуй исполнить хоть одну эту заповедь: не суди. Ничего не получится.

На этом основании  мы можем сделать заключение, что без Бога мы не можем делать ничего. Чем здесь гордиться? Мы действительно должны быть нищие духом и просить: «Господи, помоги мне никого не осуждать. У меня это не получается. Ты мне, Господи, дай Своей Божественной силы, чтобы не осудить человека, а, наоборот, хвалить его, всегда видеть в нем добрые качества».

По поводу осуждения есть рассказ из житий святых. Некий монах осудил другого монаха. Во сне монаху, который осудил, явился ангел-хранитель и говорит: «Что ты повелишь сделать с душой того монаха, которого ты сегодня осудил? Бросать его в ад?» Монах осознал, что смертельно согрешил: вынес приговор своему брату, которого осудил.

Ведь что такое осуждение? Мы выносим приговор. Этот – пьяница, он пойдет в ад. Этот – блудник. Этот – сквернословец. Но мы же не знаем жизни человека! Может быть, человек в конце дня или тут же, совершив грех, начинает каяться: «Господи, опять я блуд совершил (или напился). Прости меня, грешного». Тот, кто осуждает, не знает, какую тайную жизнь ведет человек и какие у него отношения со Христом.

Апостол Павел говорит: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Каждый перед своим Господом стоит или падает; каждый сам будет давать отчет за свои деяния.

Это можно сказать и о любой другой заповеди. Например: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Или: благословляйте проклинающих вас. Постарайтесь эту заповедь исполнить. Когда в метро тебе наступили на ногу, какая первая реакция? Оскорбить человека, поставить его на место: «Смотри, куда идешь, ты же мне ноги оттоптал!» Если, например, кто-то заслуженно на нас гневается, оскорбляет, у нас тоже возникает возмущение.

Очень мне понравилось объяснение, почему люди кричат друг на друга. Казалось бы, стоят на расстоянии метра и кричат друг на друга. Можно же тихо говорить, и собеседник тебя услышит, и ты его услышишь. Зачем кричать?.. Но когда люди гневаются, раздражаются, их сердца отдаляются – и приходится кричать. А когда сердца спокойны, люди мило, тихо общаются и друг друга слышат.

– Спасибо большое, отец Петр. Это была очень важная, интересная и познавательная беседа.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать