Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин

2 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– С Новым годом, батюшка!

– С Новым годом всех наших дорогих телезрителей! Можно насторожиться, православный ли батюшка, раз поздравляет со светским праздником, но вся наша внешняя жизнь, пока мы не отдали Богу душу, числится от современного календаря,  даже наши церковные праздники, которые мы празднуем по старому стилю, мы называем числами нового стиля. От Нового года никуда не убежать. Разве только скрыться в храме на ночную службу.

– Как вы встретили Новый год?

– У нас не первый год традиция, мы совершаем Божественную литургию. Замечательная пословица: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Лучше всего Новый год встретить с Богом. Во многих московских храмах и в некоторых городах за пределами столицы есть ночная новогодняя служба.

Мы служим короткую службу, не затягиваем. У многих есть невоцерковленные родственники. И тот, кто пошел на новогоднюю службу, после нее может успеть сесть за стол со своими близкими или пойти прогуляться на свежем воздухе. Мы обычно после службы, причастившись Святых Христовых Таин, помолившись Богу, чтобы у нас все в наступающем году было хорошо, выходим на улицу, разливаем шампанское (благо это абсолютно постный продукт), раздаем бенгальские огни, вместе их зажигаем и даже пускаем немножко фейерверки. Наш храм стоит в стороне от жилых домов, поэтому какой-то негативный эффект значительно меньше.

Ничего плохого в светском праздновании нет. Главное – оставаться человеком, который с Богом, начинать все с молитвы, в основу любого дела, любого шага ставить Евангелие, стремление ко Христу, помнить, что мы живем эту жизнь, чтобы прийти ко Христу. На этом пути встретятся праздники, застолья и так далее. Нужно пройти этот путь достойно. Но если мы не получим помощи от Бога, то вряд ли у нас хватит на это сил.

И здесь мы сразу все эти факторы совмещаем: посвящаем себя прежде всего Господу, берем от Него силы и потом радуемся, празднуем. Под конец службы могут прийти те люди, кого родственники не отпускают в 12 часов в храм, иначе те обидятся. Люди подходят по ходу службы, может, они не смогут причаститься, так как пропустили половину, но тем не менее в общей радости поучаствуют. Конечно, это не многолюдный праздник, но человек 50 собирается. Это небольшая часть нашего прихода, но для многих это становится хорошим традиционным времяпрепровождением.

Я всегда служу эту литургию. Наш второй священник из Бразилии отец Сергий никогда не праздновал Новый год. В Бразилии такого праздника нет. Там празднуют Рождество по новому стилю в конце декабря. А учился он в суровой православной семинарии в Штатах.

– Знаменитый Джорданвилль?

– Да, тот самый Джорданвилльский монастырь, который находится в густых лесах штата Нью-Йорк. На юге город Нью-Йорк, а сам штат тянется на север до самой границы с Канадой, почти русская Сибирь. И почти на границе с Канадой в глухом, настоящем монастырском месте в городе Джорданвилль островок русского духа, русского православия. Там Новый год еще больше игнорировали, чем в Бразилии. Исход из России для эмигрантов был болезненный, а это новые советские традиции. Новый год начали праздновать в советские богоборческие годы.

– И календарь был другой.

– Да, календарь менялся, старый Новый год и другие накладки.

– До революции мы праздновали Рождество 25 декабря?

– Да, конечно. Мы и сейчас празднуем 25 декабря, просто теперь это 7 января. Отец Сергий говорит: «Я никогда в жизни Новый год не праздновал, лучше пойду на службу, помолюсь, все равно салюты спать не дадут». Встань и пойди в храм. Нет службы в родном городе – раскачай батюшку: «Батюшка, давай мы соберемся и встретим Новый год вместе». Тогда ты сможешь к приближающемся празднику Рождества Христова подойти не с осуждением всех, кто Новый год попраздновал, а с легкостью, радостью.

– Хорошие рекомендации на будущий год. Остаются считанные дни до Рождества, для многих это заканчивающиеся выходные, ведь 10 января уже выходить на работу. А для нас это самые важные дни: хозяйки прибираются, готовят кушанья, дети разучивают колядки. Новогодние праздники такие длинные, а на Рождество отводится три-четыре дня.  Мы несправедливо мало празднуем Рождество.

– Действительно, сейчас много идет разговоров, не перейти ли на новый календарь, праздновать Рождество раньше Нового года. Решится сразу масса проблем. В том числе и с постом.

– Тогда Новый год будет скоромный праздник.

– Да, Новый год будет приходиться на святки, а в святки пост отменяется, даже по средам и пятницам. И после Рождества у тебя будет время попраздновать, отдохнуть, повеселиться. По остаточному принципу отпраздновать Новый год, а потом с чистой совестью на работу. В этом году хорошо, после Рождества выходные дни. А бывало, что праздники переносили, и после Рождества приходилось сразу выходить на работу.

На выходные мы оставляем очень много домашних забот. Нам некогда, мы бегаем, работаем, у нас нет времени что-то сделать по дому, побыть с семьей. Новогодние праздники замечательное время, чтобы навести порядок,  что-то починить или вырваться из дома, погулять по центру города или в лесу на лыжах. Это и постное времяпрепровождение. Воспользуйся новогодними праздниками.

Нельзя сказать: «не сидите дома» или «сидите дома». И так, и так хорошо. Можно это чередовать.

– Вы очень активный, жизнелюбивый человек, любите путешествовать. Люди зачастую так много работают, что в эти дни просто лежат и ничего не делают.

– Зависит от того, как Новый год встретишь. Если умеренно, то на второй-третий день все равно встанешь. У нас есть традиционная новогодняя поездка. Завтра мы отправляемся, автобус заказан.

– Куда поедете?

– Секрет, следите за моими социальными сетями. В этом году от моих прихожан поступили просьбы в новогодние праздники прогуляться по Москве с рассказами о московских храмах. Это просят и старушки, и люди обычных рабочих специальностей. Людям не хочется эти дни лежать на диване. Они год лежали, десять лет лежали и понимают, что не таких выходных хотят, а чего-то более активного. Желаю эти дни провести как можно более активно.

– Сейчас пост по уставу становится строже, особенно 6-го числа. Как правильно подойти к Рождеству, находясь в праздничной атмосфере?

– По церковному уставу Рождественский пост не такой длинный, это частная практика Студийского монастыря.

– Расскажите, откуда появился пост.

– По уставу постный день – сочельник, в более строгих монастырях постились три дня до Рождества, а в совсем строгих обителях постились неделю.

– Мы постимся жестче, чем монахи в древности?

– Да. Другое дело, что в непостный день у них очень скромная трапеза. Два раза в день. А не так, как мы привыкли: пирожок купил, перекусил, чайку попил. У них все было строже. Рождественский пост складывался по своей длине долго. Преподобный Феодор Студит – пламенный защитник икон в те времена, когда в приходских храмах ни одной иконы найти было нельзя. В нашем представлении Византия православная страна, великая империя, но почти тысячу лет там правили еретики, то ариане, то монофизиты, то монофелиты. Почти 200 лет правили императоры-иконоборцы.

На семейных батюшек всегда проще надавить, для них прихожане как семья. Монахам в этом деле проще. Студийский монастырь – это городской монастырь на окраине Константинополя. Мы с прихожанами ездили туда. Территория, к сожалению, закрыта, но его величественный собор, даже в разрушенном состоянии, без крыши, впечатляет. Много веков там хранилась глава Иоанна Предтечи. Пока ее крестоносцы не вывезли, сейчас только один кусочек остался в султанской сокровищнице. Интересно, что мусульмане тоже почитают Иоанна Предтечу как одного из мусульманских пророков, и это уберегло хотя бы кусочек этой святыни.

– Сейчас это закрытая территория?

– Да, она была заброшена. А сейчас все православные святыни, даже заброшенные, отдали в распоряжение мусульманского объединения. Теоретически там мечеть. По сути, она не действует, потому что нет прихожан. Вокруг есть более новые мечети. Там есть привратник, который пока что никого туда не пускает.

Есть некий положительный эффект: в Константинополе некоторые византийские храмы, обращенные турками в мечети, реставрируются, государство в них вкладывает средства. Их открывают как мечети, там почти никогда никого не бывает, потому что вокруг нет прихода. Зато для туриста и православного паломника это возможность прийти туда и полюбоваться. Даже если ты не увидишь никакой фрески, мозаики, ты понимаешь, что ты в храме. Как ни перестраивай, как минарет сбоку ни пристраивай, все равно видишь, что это храм, здесь молились, совершали Божественную литургию. Сколько по Руси руинированных храмов! И есть выражение, что ангел у престола все равно стоит, даже если весь храм разрушен. И точно такое же у меня ощущение в этих храмах.

– Вроде время должно было перебить дух, но этого не случилось.

– Да, все равно чувствуется. Если люди искренне молились, если таинства Церкви осуществлялись, то это место освящено, не за счет людей, а потому, что Сам Господь пришел.

И мечеть в храме не самый худший вариант. В советские годы из храма делали какой-то склад и старались туалет сделать прямо в алтарной части. Это сплошь и рядом по всей стране. Склад или музей. Мечеть не самый худший вариант. Пусть люди, которые далеки от Христа, заблуждаются в своем отношении к Богу, но все равно они молятся как могут.

– Так храм не оскверняется.

– Кто-то скажет: пусть лучше будет склад, чем мечеть. Нет уж. Лучше люди. Так мусульмане молятся. Они даже Христа почитают как пророка. Хоть что-то есть.

Мечети ориентированы на Мекку. В наших северных краях почти всегда на юг будет ориентация, но Константинополь куда более южный город, там алтарная часть почти целиком повернута к Мекке. Если строят в храме дополнительную нишу, которая указывает на Мекку, то совсем небольшая корректировка. И получается, что хоть и мусульмане, но все равно они молятся в сторону православного алтаря.

Студийский монастырь с его величественным собором и святынями стал оплотом иконопочитания. Поскольку непочтение к монахам часто стоило каких-то переворотов, то даже самые жесткие иконоборцы старались не лезть туда. Монастырь никто не закрывал и не разрушал. Кого-то ссылали, кого-то могли казнить, кого-то уморить голодом в темнице, но обитель все равно жила.

– Не связывались.

– Да. В знаменитой книге владыки Тихона «Несвятые святые» рассказывается, как давили на Псково-Печерский монастырь, но не до конца. Можно зажимать, но лучше обойтись без скандала. Примерно такая ситуация была и в иконоборческие времена в Византии. А после того как иконопочитание восторжествовало, Студийский монастырь еще больше возвысился.

Я, как настоятель строящегося храма, вижу, что богатому спонсору, но при этом не очень воцерковленному, сложно понять, зачем для простых людей строить храм. «Пусть он очень нужен, пусть много детей, много людей, но лучше я какому-нибудь монастырю построю храм, собор, завещаю какие-то средства». На самом деле это не в новинку, не только сейчас это так. На наш храм собирают деньги по копеечке простые люди.

Спонсоры куда уходили? В монастыри. Мы ездим с прихожанами в монастыри в окрестностях Москвы. Очень радостно, что там идет реставрация, это величественные соборы, позолота. Спонсоры завещали Студийскому монастырю свои поместья вместе с крестьянами. Доходы с них шли в казну монастыря. Богатство не всегда правильными путями получается. Взамен спонсоры просили дополнительно попоститься за них. «Все постятся неделю, а вы за меня еще неделю попоститесь», – говорил какой-нибудь вельможа.

– «Я поститься не буду, а вы за меня попоститесь». Так?

– Нет, «когда я умру, вы молитесь и держите за меня пост». И так в этом монастыре пост стал расти, что стал Великий обгонять. И тут уже братия сказала: «Не годится. Великий пост – это пост номер один. Не годится, что Рождественский держим дольше». Постановили, что дольше 40 дней не будут поститься на Рождество.

Когда Русь крестилась, кто поехал просвещать население? Монахи. Не женатого же батюшку отправлять за тридевять земель туда, где люди совсем безбожные. Пришел к князю Владимиру епископ Михаил, первосвятитель, митрополит Киевский и всея Руси, и вместе с ним пришли ученые монахи. Где монах может стать ученым? Только в богатом монастыре. Богатство в монастыре – вещь очень хорошая, когда это направлено на церковную науку, на богословие.  Из Студийского монастыря делали центр образования. Эти ученые-монахи, когда пришли на Русь, принесли и свои традиции, в том числе традицию сорокадневного поста перед Рождеством.

 А потом, когда турки завоевали и Византию, и Болгарию, и Румынию, и Сербию, то, наоборот, из Руси обратно приходили богослужебные книги, Типикон. И уже во всем православном мире утвердилось, что на Рождество постимся 40 дней.

Предшествующие дни Рождественского поста все-таки каждый постился в меру своих сил, памятуя о том, что эти дни не уставные. А сейчас мы подходим к дням настоящего поста. По-хорошему нужно брать эти семь дней. Но если 1 января праздновали с невоцерковленными родственниками, то пост уже немного срезался. Но ничего. Вспоминаем Евангелие: пост не значит, что надо ходить мрачным. Господь говорит: когда постишься, умойся, выйди к людям. Господь завещал поститься радостно. Это можно применить и сейчас, когда ты в кругу семьи тепло, уютно проводишь время, идешь гулять в лес или по городу. Ничего в этом дурного нет. Я бы посоветовал отвлечься от праздных дел, Интернета, от того, без чего можно прожить. Лучше проведи побольше времени с маленькими детьми, навести пожилых родителей. Это будет настоящее и достойное постное дело.

– Сейчас модно не только проводить время в Интернете, а сериалы смотреть, фильмы, целая новогодняя подборка.

– Возможен такой компромиссный вариант: берете новогоднюю подборку, выбираете хороший советский фильм новогодней тематики, смотрите с детьми и потом вместе обсуждаете. Выбираете всё в зависимости от возраста. У меня детки в основном дошкольники; дочка Варя, и выбираешь, например, фильм «Варвара-краса, длинная коса». И видишь героическое самопожертвование, готовность умереть за другого. Фильм о том, как любовь побеждает разделение. Говоришь, что мы христиане, у нас точно так же, наша любовь побеждает все страхи, мы не боимся умереть, если любим, мы не боимся каких-то проблем.

Даже с маленьким ребенком, дошкольником на простых примерах можно поговорить о Боге. Если ты будешь вещать с важным видом: «Так надо, так Бог заповедал», дети, конечно, согласятся, они любят папу и маму, но искреннего понимания у них не будет. А так ты будешь отталкиваться от вещей, которые их действительно вдохновляют. Художественный фильм, мультик вдохновляют детей. Очень опасно, когда зарубежные мультики наполняются пропагандой ложных ценностей, порой, откровенно говоря, греховных. Ребенок еще не сформировался, а на его душу что-то выливается.

Старые советские фильмы 30–50-х годов снимали люди, которые были воспитаны в вере, до революции. Они не могли ничего сказать о Боге, но они действовали от души. Нам сейчас кажется, что богоборческое время позади, но сейчас снимают фильмы люди, которые выросли как раз в богоборческие советские годы, им уже неоткуда, за некоторым исключением, взять эту духовную опору.

Провел время с ребенком, что-то посмотрел, обсуди это. Обычно, когда рабочий день, у нас «делу время, потехе час». А тут потехе время, а делу час или 15 минут. Навещаешь пожилых родителей, поговорил, подбери какой-нибудь фильм из их молодых лет, посмотри с ними, сравните то время и это. Будут интересные воспоминания. Можно с помощью этих средств человека, который далек от Христа и не хочет делать никаких усилий, целиком расслабить, превратить в амебу в эти постные дни. А если  правильно добавить любовь, чуть-чуть помолиться, заранее что-то продумать, то с помощью тех же самых фильмов ты сможешь провести время с пользой для души.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас у нас огромные возможности, в том числе технические, технологические. Мы можем делать всё. Принтеры 3D печатают человеческие органы. Почему при таких больших возможностях создается так мало качественного контента? Добрых мультиков, хороших фильмов практически нет. Почему откровенная глупость набирает миллионы просмотров?»

– Весь технический прогресс преследует общую цель – сделать жизнь более комфортной, чтобы человек меньше напрягался. И не важно, в каком направлении он движется. И это касается не только XX или XXI века, так было и в древнеегипетские времена, и до изобретения колеса. Человек не несет на себе, а волочет на тележке, но тележка пока без колес, уже легче? Легче. Когда колесо появилось, еще легче стало? Да. Придумали, как запрячь лошадку, еще легче стало. Бензина залили и поехали, еще легче стало. То же и в мультиках.

– Я уверен, что моему ребенку советские мультфильмы будут неинтересны, хотя они нарисованы лучше, чем некоторые современные.

– Советские фильмы сняты с меньшим запросом комфорта. Каждое следующее поколение хочет больше комфорта. Лет 20 назад нам было лень что-то искать в книгах, в энциклопедиях, уже появился Интернет. Сейчас ты ленивый человек,  хочешь взять телефон, там тоже что-то посмотреть. То же самое и с мультфильмами. Человеку хочется еще больше расслабиться.

При этом человек себя еще больше загоняет в труд. Вроде есть роботы, есть электронные технологии, человек должен меньше трудиться. Но все равно бегают с утра до вечера. И чем более богатый технологичный город, тем больше бегают. В Москве больше бегают, чем в среднем городе? Больше. А в среднем городе больше бегают, чем в маленькой деревушке? Больше. Хотя, кажется, там труд настоящий: коровы, поле, комбайны. Эта попытка убежать в поисках комфорта приводит к той же самой суете. Время освобождается, и тебе надо чем-то его занимать.

Мы смотрим советские мультики, в их создании принимали участие люди, которые выросли в вере. Это не сказывалось как-то внешне, не проявлялось, люди боялись, но в душе это было. Человек творческий подражает Творцу, Богу. Сейчас люди тоже снимают мультики и фильмы; может, даже кто-то пришел к вере в зрелые годы, но этой базы, фундамента нет.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Ребенок не будет воспринимать советские мультики, а будет воспринимать только современные развлекательные, которые «Дисней» снимает или американские организации. Это примерно та же ситуация, если ты приучил ребенка пить чай с сахаром. Ты его приучил пить с пятью ложками сахара, с тремя ему не захочется пить. Причем нельзя сказать: я ему дал попробовать и с тремя, и с одной, чего ж он все время выбирает с тремя ложками? Потому что это более сладко, пусть и более вредно (особенно для детских зубов). С мультиками то же самое. Ни в коем случае нельзя показывать современные мультики для семейного просмотра. Они не то что дурны, а просто рассчитаны не только на тех, кто приведет в кинотеатр маленьких детей, но и на взрослых платежеспособных людей, которые купят себе билет. Поэтому в мультфильмах юмор рассчитан на взрослых людей; есть какие-то сложные повороты, чтобы взрослого человека, который привык к сериалам, боевикам, удержать. Конечно, для детской аудитории там все более упрощенно, без каких-либо высоких идей, но в итоге ребенку после взрослого, по сути, мультфильма, у которого многомиллионный бюджет, будет сложно перейти на мультфильм, положенный ему по возрасту.  

Более того, надо понимать, что возрастная маркировка («12 +», «6 +») условна. Всегда, прежде чем показать ребенку что-то, надо не пожалеть времени и посмотреть это самому. Ты посмотрел мультик и понял: этот малышу нельзя показывать, где, например, витязь отрубает голову Змею Горынычу или Тугарину Змею. Он  воспринимает это хорошо, потому что это добрый персонаж. Но для малыша это закончится тем, что он подойдет к младшему брату (или сестре) и стукнет его. А вот для ребенка семи лет это героично − заступаться за слабых. Ребенок в семь лет и ребенок в три года очень разные. Это как для взрослого человека сорок и шестьдесят лет разные по жизненному опыту.

Ни в коем случае, конечно, нельзя допускать того, что сейчас родители делают. Это недопустимо, это настоящее преступление, отречение от своего ребенка, когда ты даешь ему планшет и он сам лезет искать там что-то…

− Дети сейчас без проблем могут блуждать в Интернете, даже не умея читать. Буквально недавно ребенок нашел у меня мультик про Хэллоуин. И ему это было почему-то очень интересно.

− Ни в коем случае нельзя давать маленькому ребенку самому выбирать себе мультики. Если надо научить ребенка планшету, то можно это сделать вместе с ним. Он хочет сам своим пальчиком провести по экрану и что-то выбрать, а ты корректируешь: «Нет, это тебе неинтересно, давай на эту картинку нажмем». Не нужно это пускать на самотек, потому что если ребенок будет выбирать сам, он выберет действительно самое простое. Он выберет всегда пять ложек сахара в чай вместо одной.

Это, конечно, сложнее, потому что когда ребенок с планшетом, можно вообще не вспоминать о ребенке. А потом люди на старости лет думают: «Что же меня дети не приходят навещать? У них времени на это не находится». Дети же привыкли, что в детстве мама и папа старались от них как-то отделаться. Поэтому чем меньше ты своему ребенку уделял времени (даже если ты его кормил, поил, водил по кружкам, вложился в его образование), чем меньше взаимодействовал с ним напрямую, тем больше вероятность, что на старости лет ребенок не будет получать радость от общения со своими родителями.

− Что делать, если ты упустил тот период времени, когда можно было повлиять на ребенка, и он приучился к такому поведению, когда ему абсолютно ничего не интересно?

− Увы, исправлять всегда сложнее, чем сделать сразу правильно. Но исправлять все равно нужно. Если у тебя сломанная рука срослась неправильно, порой даже надо сломать ее заново. Конечно, под наркозом и лучше доверить это специалисту, а не ломать самому. Или у человека зуб растет неровно, ему брекеты надевают. Точно так же и здесь: когда ситуация уже запущена, следует помнить, что будут какие-то конфликты. Лучше не переучивать ребенка («не смотри мультик, который ты выбираешь, а я тебе буду выбирать»), а сразу же действовать на опережение, то есть предлагать какую-то живую активность (особенно это касается маленьких детей, которые уже начинают на планшетах играть в какие-то простенькие игры). Например, это домашние настольные игры. Кажется, какая разница: компьютер сделает ход или папа с мамой? Нет, очень большая разница. Бывает, сил нет. Но лег на ковер, положил настольную игру и с ребенком играешь.

Если ты уделяешь живое внимание ребенку и при этом предлагаешь что-то интересное, ребенок не вспомнит даже, что у него есть планшет (если, конечно, планшет не будет за спиной у папы или папа с мамой не будут параллельно с игрой с ребенком сидеть в телефоне). Если ты сам все отложил, говоришь: «Я откладываю свой смартфон, а ты откладываешь свой планшет, будем играть. Давай попинаем мячик на улице, построим снеговика, снежную крепость», тогда ребенок уйдет от этой жесткой привязанности к планшетным устройствам и самостоятельному серфингу в Интернете.

Не нужно прямо ничего ему не давать. Можно сказать: «А что-то мы давно мультики не смотрели. Я подобрал один, ты такой смотрел?» Ребенок может сказать: «Нет, я хочу смотреть другой мультик». – «Но ты уже его смотрел, а я выбрал другой. Давай я с тобой вместе посмотрю. Хотя бы начну смотреть, а потом мне надо будет своими делами заниматься. Вот увидишь, будет интересно!» Очень часто дети, когда не хотят смотреть незнакомые мультфильмы, если их уговорить или даже поставить перед фактом, с большим удовольствием смотрят и потом пересматривают этот мультфильм.

− Это очень важно. А как быть, если у взрослого есть зависимость? Например, когда смотришь сериалы. Каждому это знакомо…

− Сериалы, конечно, в отличие от полнометражного кино, которое все-таки закончится, идут один за другим, серия сменяет серию. И как-то свою жизнь под это подстраиваешь.

− Порой уже не помнишь, что там было…

− Я тоже некоторое время смотрел сериалы (были интересные). А потом ты себя как-то загружаешь, что-то делаешь, у тебя не находится времени, чтобы начать новый сериал. Старый-то ты досмотришь, а новый сериал не начинаешь. Полгода прошло, год, полтора, а ты ни одного сериала не посмотрел. При этом ты не окажешься белой вороной в компании друзей, с которыми сериалы обсуждаешь, потому что ты в Интернете прочитал какую-то рецензию, отзывы, картинки, мемы посмотрел. Но при этом столько времени себе освободил.

Конечно, сами по себе сериалы − это не зло. Выбирайте максимально хорошие сериалы, советуйтесь с близкими. В качестве отдыха смотреть их можно. Есть минусы у сериалов по сравнению с полнометражным кино. Но есть и плюс: фильм все-таки идет часа два, а сериал всего лишь час. Поэтому если тебе кажется, что у тебя вечером нет времени поиграть с ребенком, потому что тебе надо фильм посмотреть два часа, то ты все-таки скажи себе: «Нет, я поиграю с ребенком, уложу его спать, а потом посмотрю сериал всего лишь час. Зато я вовремя лягу спать и на следующий день буду выспавшийся». Правда, надо остановиться и вторую, третью серию не смотреть. А то потом Господь вразумит: отступит от тебя, будешь гневаться на всех. Будешь думать: «Что ж ты, Господи, послал мне таких людей  раздражающих?» А на самом деле это просто тебя эта зависимость увлекла.

− Вопрос телезрительницы: «Как готовиться к причастию в эти рождественские дни?»

Как на Пасху говорят: можно причащаться всю неделю без исповеди.

− Конечно! У Рождества даже есть некоторое преимущество перед Пасхой: святки более длинные. Святки – это когда пост запрещен, поэтому, дорогие братья и сестры, помните: православный человек на святках поститься не может. Господь говорил в Библии, что есть время плакать и время радоваться. Вот это время радоваться. Если тебе понадобился вдруг пост во время святок, значит, ты что-то не так делал Рождественским постом. Это было время поститься. Помните, как фарисей говорит: «Чего это Твои ученики не постятся?» Сейчас тоже таких фарисеев можно встретить в храмах. А Господь говорит: «Отнимется Жених − будут поститься».

Мы постимся перед Рождеством, потому что признаем: да, пока Господь не родился, все человечество было в ожидании. Жених Небесный – Христос − был отнят, а сейчас родился. Пришел наш Жених Небесный, Тот, Кто нас спасет, нас любит, Кто с нашей Церковью соединяется, чтобы нам в жизнь вечную войти. Поэтому мы, конечно, пребываем без всякого поста.

Но при этом мы должны помнить, что праздник для христианина − это всегда принятие Святых Христовых Таин. Если ты, например, в Рождество не причастился, а за праздничный стол сел, то это странно. Но это относится и к любому другому дню святок. Поэтому надо пользоваться выходными днями. Почему бы не заглянуть в храм, не причаститься и в последующие дни святок? Потом у нас будет день строгого поста − крещенский сочельник, который, по сути, повторяет (пусть и с другими песнопениями) структуру рождественского сочельника.

Что касается молитвенного правила, то тут надо понимать: молитвенное правило − это не заклинание, которое надо прочитать перед причастием. Это то, что должно вернуть нам на фоне суеты настрой на причастие. Надо возвыситься на ту высоту, на которой мы встретились со Христом. Задача христианина после Рождества – продержаться на ней. Поэтому если ты чувствуешь, что проводишь свои дни в радости, молитве, не нужно ничего вычитывать, ничего выстаивать. Наоборот, будешь, может, читать эти тексты и злиться: «Господи, зачем мне эти молитвы? Прочту, чтобы потом соседу в храме сказать, что все прочел, что я молодец». Не нужно. Отложите спокойно молитвослов, поцелуйте икону, скажите: «Господи, так на душе хорошо! Не хочу это терять. Завтра снова причащусь».

И обязательно нужно быть в мире со всеми, ссориться ни с кем нельзя. Это самое главное в святки, в праздничные дни. Не выспался после рождественской службы, быстро закончились выходные, начались рабочие дни, и, конечно, сатана постарается нас с кем-то столкнуть. Но если мы не поддадимся, если будем пребывать в мире, в радости о Христе, то нам не нужно ничего вычитывать и нарушать уставные указания о запрете поста в святки. А причащаться обязательно нужно.

− Наша программа подходит к концу. Давайте подытожим ее и обратимся к нашим телезрителям.

− Это будет как некоторое постновогоднее поздравление. Прошедший год был у всех непростой. Следующий год тоже будет у всех непростой. И пока мы не умрем, у нас будут непростые годы. Однако если мы все-таки достигнем часа смертного, встретившись со Христом, открыв для себя Царствие Божие (которое, как Господь сказал, внутри нас есть), то тогда Господь нас встретит, и уже после смерти для нас начнется наконец совершенное, радостное время.

Дорогие братья и сестры, неизвестно, когда Господь нас призовет, но, как мы помним, как год встретишь, так его и проведешь. Это не значит, как мы провели ночь с 31-го на первое. Начните этот год со Христом в любви к своим ближним и увидите, что Господь всегда за любое усилие может и седмерицею, и стократ воздать: весь год вам будет чуточку легче сделать доброе дело и уклониться от зла.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать