Беседы с батюшкой. Бог и человек в Православной Церкви. Игумен Филарет (Пряшников)

1 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).

– Тема сегодняшней передачи – Бог и человек в Церкви, в православной вере. Взаимоотношения с Богом всегда волновали человека. И, наверное, самый сложный и самый интересующий момент всегда – Бог и я. Прежде всего меня волнуют мои взаимоотношения с Богом. Знания других людей часто нам не пригождаются,  мы не готовы выслушивать советы других людей. Мы идем по своим кочкам, нос себе разбиваем на своем пути и учимся тоже на своих ошибках.

Каждый раз, когда мы говорим со священником, мы испытываем особый настрой и вопросы задаем не простые, а связанные с больной душой. А уж задать вопрос монаху – это совсем другое. Православные люди очень интересуются жизнью монастыря и тем, как можно задать вопрос именно священнику монастыря. Сегодня у нас есть такая уникальная возможность. Ведь Вы тоже отвечали себе на этот вопрос: Бог и я. Как Вы для себя его ставили, как на него отвечали?

–  Любой человек – это частичка огромного сообщества под названием «люди» (или «человечество»). Люди часто путают Библию с методическими рекомендациями о том, как вести себя, или с каким-то историческим повествованием (ищут какие-то ошибки, неточности, несогласования и т.д.). Надо сказать, что основная мысль этой книги, которая является святой для многих миллионов христиан, – взаимоотношения Создателя и человека. Ветхий Завет – это, можно сказать, различные пути, когда человечество пыталось найти ответы на сложные вопросы и, безусловно, ожидало пришествия в мир Спасителя. Когда первые люди, Адам и Ева, уходили из рая, они услышали пророчество, которое жило в сердцах миллионов и миллионов людей, о том, что семя жены сотрет главу змия. Люди ждали этого.

Новый Завет имеет совершенно иной характер. В нем раскрывается дело спасения человеческого рода. Если Ветхий Завет концентрировался в ограде народа, потому что отпускались грехи народа, не человека, не личности, а сообщества, избранного народа израильского, то в Новом Завете Христос приходит спасти не просто все человечество, а отдельную личность, отдельного человека.

Поэтому когда мы встречаемся с Богом, когда совершаются эти таинственные взаимоотношения (а никто же не знает, когда Господь заходит в сердце человека, сомневающегося, а иногда и неверующего,  ищущего ответы на сложные вопросы), тогда и возникает книга, называющаяся духовной жизнью личности, отдельного человека. И мы, священнослужители, и простые люди, миряне, пишем свою книгу о взаимоотношениях между собой и Богом. Там есть все: интересное и не очень, и падения, и ошибки, и духовные восхождения. Особенно для нас важно читать жития святых, где наглядно показаны взаимоотношения Господа, Создателя с избранной личностью. Потому что святые угодники Божии – это особые люди.

Если говорить о монахах и монастырях, монашество – это всего лишь путь покаяния. Это взаимоотношения Бога и человека, удалившегося от мира, от каких-то мирских радостей, семейных радостей. Он удаляется от этого не потому, что  что-то не любит в миру, а ради того, чтобы стать ближе к Создателю, чтобы быстрее преодолеть в себе какие-то грехи, неприятности, пороки, страсти, не очень хорошие стороны своей души. Наверное, это самое важное, когда мы рассуждаем над темой «Бог и человек», над темой взаимоотношений Создателя и Его творения. Это есть у каждого.

– Я вспоминаю защиту Вашей кандидатской по богословию. Когда читал Вашу книгу, которая является Вашим дипломом, всегда задавал себе вопрос по поводу этих самых взаимоотношений человека и Бога. Вспомним, как люди шли далеко-далеко на Сахалин, на Курилы. Они шли если не на откровенную смерть, то, наверное, предполагали, что такое может быть, но тем не менее шли. Вспомним Священное Писание. Каждый раз, когда Господь призывает пророка, пророк говорит: «Вот я!» За исключением одного Ионы. Здесь у меня возникает такой вопрос в связи с готовностью пророков и простых людей пойти далеко, практически на смерть, и служить. Почему одни люди идут на служение Господу, почему одни люди говорят: «Вот я, Господи» (хотя таких людей все равно мало), а мы  живем в такой расслабленности? Может быть, нам и не нужен Бог? Может, мы и не готовы Ему служить?

–  Есть такие слова: много званых, а мало избранных. Священное Писание слышат все, но мало кто, наверное, по-настоящему вникает в те слова, которые слышит. Вспомним жизнь святых. Мария Египетская даже не могла зайти в храм, но услышала что-то и потом поняла гибельность своей жизни. Некоторые святые начинали новый путь своей жизни, своего бытия, услышав что-то в храме из Священного Писания, присутствуя на православном богослужении. Здесь нужно сказать, что самое главное – чтобы человек желал услышать то, что хочет ему сказать Господь. Тогда он это услышит. Этого нужно желать. Потому что Бог не спасает человека без участия самого человека.

Если посмотрим, что сегодня происходит в мире, то увидим, что христиан в определенных странах преследуют. Христиане страдают и умирают. Это дар нам от Господа, что мы сегодня в России можем спокойно и свободно исповедовать свою веру или не исповедовать ничего. Мы можем ходить в храм, а можем в него и не ходить. В этом есть некая свобода, о которой проповедуют и говорят. Но нужно запомнить, что сегодня в разных странах христиане страдают, и об этом тоже говорят. Когда кто-то едет в отдаленные страны и совершает свое миссионерское служение или служит здесь, в больших городах, в больницах,  хосписах,  домах престарелых, это подвиг христианина, подвиг личности, что совершается ради Бога. Это тоже служение, тоже подвиг, на который Господь зовет человека.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас пандемия. Мне хотелось бы, чтобы Вы немножко подробнее рассказали о псалме 90. У этой пандемии есть какое-то скрытое зло, скрытая рана, и люди страдают. Мне кажется, псалмопевец Давид в свое время написал этот псалом и от пандемии; и если бы мы все чаще ходили в церковь и чаще читали этот псалом, наверное, и пандемия от нас бы убежала».

–  Интересный, глубокий вопрос, но я бы хотел вас перенести в пустыню, где Господь наш Иисус Христос проходил искушения. Дьявол Ему сказал: «Спрыгни с крыши храма. Написано, что ангелы на руках Тебя понесут. Скажи камням, и они в хлеба превратятся». А Господь ответил: сказано: не искушай Господа Бога твоего. То же самое и здесь. Псалом 90 говорит:  Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится… Мы все живем под Богом, все ходим под Его Промыслом. Но ведь болезни и страдания были всегда. Если  посмотрите историю, то увидите, что этих страданий огромное количество. Верующие страдали от неверующих, верующие страдали от верующих, страдали те, кто читал псалом, и те, которые псалом не читали.

Конечно, мы обращаемся к Господу Богу, мы просим у Него, чтобы Он защищал нас. Но ведь духовная смерть страшнее телесной. А наше тело несовершенно. Мы стареем, с каждым годом на нашей голове прибавляется седых волос. Мы с каждым вздохом приближаемся к кончине своего земного пребывания. Самое главное, чтобы не было пандемии мозга. Потому что даже к тому, что сегодня происходит, можно относиться по-разному. Людей сталкивают между собой: вакцинированных и невакцинированных, тех, кто носит маски, с теми, кто маски не носит. Это все нагнетается. Понятно, что мы с этой болезнью будем жить. Потому что она уже пришла. Может, в наказание, может, для вразумления человека. Мы слишком часто чувствуем себя непревзойденными, что мы можем быть царями природы. Но, к сожалению, это не так. Маленький вирус может убить совершенно здорового человека за несколько часов.

Поэтому, даже совершая молитву, включая псалом 90, мы все ходим под Богом. Господь сохраняет нас. Но нельзя искушать Господа Бога. Надо понимать, кто мы есть. Надо понимать, что мы несовершенны, что этот мир несовершенен. Мы подвержены и болезням, и страданиям, и самой телесной смерти, которая забирает всех: и верующих, и неверующих, и епископов, и священников, и простых людей, и монахов.

Это закон жизни. Это законы природы, которые для нас поставлены как те дорожные фишки, которые направляют нас и ведут к спасению. Для каждого человека взаимоотношения с Богом и Создателем – это приближение к Господу Богу, это преодоление в себе тех проявлений, когда мы ненавидим, завидуем, ропщем, не можем уступить, промолчать, помочь. Когда мы перестаем быть людьми – это самое страшное. Я бы очень хотел, чтобы люди, пройдя это испытание, это сложное время пандемии, все-таки остались людьми.

– Читаем 90-й псалом: «Живый в помощи Вышняго...» То есть живущий в помощи Бога. Если мы живем вне помощи Божией, не надеемся на помощь Божию, а надеемся только на себя, тогда и возникают те проблемы, о которых мы сегодня говорим. Когда мы противопоставляем себя Богу или ставим себя в центр Вселенной.

– Я наблюдаю, что происходит вокруг. Священник в любом случае смотрит какие-то передачи, новости, просматривает социальные сети, общается с людьми и видит общее настроение. Почему-то человек сегодня пытается не замечать очевидных вещей, закрывается от других, перестает служить своим близким. Идет какое-то, может быть, выхолащивание любви на фоне всех этих событий, которые мы переживаем второй год.

Самое главное, чтобы мы были друг с другом, поддерживали друг друга. Иногда такое пишут друг о друге! Унижают достоинство другого человека, ругают друг друга. Мы не должны опускаться до такого уровня.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему Бог заповедует человеку прощать всем обидчикам своим, независимо от того, каются они перед ним или нет? А Сам Господь прощает только тех, кто кается. Такого закона в природе не бывает. Извините за такой вопрос».

– Законы животного мира – одни, и лев может съесть антилопу. Законы человеческие – совершенно другие. Часто люди говорят, что у их любимого питомца есть душа. Она, наверное, есть, но, как говорили древние философы, растительного происхождения. Со смертью животного, к сожалению, душа его умирает. Бессмертная душа – у человека. И мы обязаны этим своим прародителям Адаму и Еве, которые передают нам эту бессмертную частичку; она передается от человека к человеку. У нас совершенно иные законы. Мы должны всегда оставаться людьми, должны всегда поступать по заповедям Божиим.

Господь призывает прощать обидчиков. В молитве «Отче наш» мы говорим: остави нам долги наша. Долги – это наши несовершенства; Господь нам это заповедал, а мы не сделали. Как Он простит нам, если мы нарушили ту или иную заповедь? В этой молитве сказано: как вы будете прощать обидчикам вашим долги по отношению к вам, так и Господь, Отец Небесный, вам простит. Это духовный закон, который действует во взаимоотношениях человека и Бога. Господь перед человеком ставит определенные условия: каким он должен быть, какую должен выполнить задачу, чтобы быть ближе к Богу.

Иоанн Богослов говорит: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Нас часто спрашивают о том, в какого Бога мы верим. Бог один в трех Лицах, но прежде всего Бог – Создатель, и Бог есть любовь. Это то, что отличает христианство от других религий. В других религиях совершенно другие отношения между Богом и человеком (вечные страдания, колесо перерождения и прочее). В христианстве совершенно иной закон. Мы должны прощать.

В Библии сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Многие толкователи сходятся в том, что подобие и образ – это то, что вложено в человека изначально. Мы должны быть похожи на Создателя, на Господа в части прощения, милосердия, сострадания. Это те качества, которыми мы наделяем Бога. Да, Господь есть Судья. Как Он может наказывать? Наверное, Он больше вразумляет. Вот такой ответ на этот вопрос.

– Общество вспоминает о Боге только в момент каких-то тяжелых испытаний. Можно вспомнить время войны, когда руководство вдруг поняло, что войну нужно назвать Отечественной, великой, священной. Это же не просто так, это серьезное размышление. В тяжелые времена начала девяностых мы тоже вдруг вспомнили о Боге, люди потянулись в церкви, очень много людей приняли крещение. Потом было время, когда все было хорошо, спокойно. Сейчас, когда тяжело, люди снова вспоминают о Боге. Вопрос такой: человек приходит к Богу только в случае каких-то тяжелых испытаний? Или это не так?

– Хорошо, когда человек приходит к Богу по вере, осознанной, выстраданной, изученной. Что касается испытаний, когда человек страдает или кого-то теряет, он чувствует свою уязвимость и интуитивно ищет защиты. Может быть, он ищет ответы на определенные вопросы метущейся души. Человек приходит к Богу от своего сердца. Но испытания, приводящие к вере, конечно, тоже нельзя списывать со счетов, потому что зачастую вразумить, остановить человека может только какая-то печаль или потеря.

– В Новом Завете мы слышим слово «Спаситель» и часто воспринимаем его не буквально, а просто как одно из имен Господа. Мы слушаем Бога, но не слышим. Что нужно сделать человеку для того, чтобы услышать слово Божие?

– Мы называем Господа Спасителем. Но после пришествия Его в мир в течение двух тысяч лет сколько было войн? А сколько было неповинных смертей? Сколько было (и сейчас остается) несправедливости? Многие люди задаются вопросом: а что принес Христос? Для чего Он приходил? Этот вопрос мучает очень многих. И ответить, наверное, надо так: Христос Спаситель принес смысл жизни. Это самое важное. Он принес смысл моего бытия; теперь любое дело (доброе или недоброе), которое я делаю, имеет вес.

Господь спасает человека от тирании греха, проклятия и смерти. Но человек должен сказать «да» своему спасению, должен сказать: «Я хочу, Господи, быть с Тобой». Вопрос спасения – непростой; это тайна взаимоотношений человека и Бога, сокрытая от нас. Например, вспомним советское время: люди занимали какие-то посты, были в партии. А потом, когда они пошли в храмы, на них начали показывать пальцем и говорить: перекрасились. Вот какая бывает жестокая человеческая молва! Мы не видим того чуда, которое часто происходит с человеком. Ведь Спаситель может прийти и к человеку, у которого есть партбилет. Я думаю, осуждать никого ни в коем случае нельзя. Господь Иисус Христос, наш Спаситель, принес прежде всего осмысление нашего бытия; Он спас нас, дал нам то, чего никогда не было.

– Вопрос телезрителя: «Когда Мария Магдалина увидела воскресшего Спасителя, Он сказал, чтобы она не прикасалась к Нему. А вот разбойнику на кресте Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю. Почему так?»

Наверное, вопрос телезрителя заключается в том, что каждому человеку – свое. Кому-то нужно ждать встречи с Богом, а кто-то уже сегодня будет в раю. Когда евреи шли по пустыне, целое поколение должно было умереть, и только следующее поколение смогло войти в землю обетованную. И так далее. В Священном Писании разное отношение Господа к человеку, возложение на людей разного служения, соответственно, и разная степень их ответственности. То есть для каждого человека свое служение, свои сроки и свое спасение...

– Безусловно. Читая о жизни Христа, мы видим, что Господь не всех исцелил, а только определенных людей, которые требовали от Него внимания, помощи и исцеления. Господь не избавил всех людей от проказы или других каких-то болезней, не всех воскресил из мертвых. Если мы говорим на тему «Бог и человек в православии», то всегда действует закон взаимности. Господь приходит только в тот дом, где Его ждут. Просто так Он стучать, ломать дверь никогда не будет. Это основной принцип.

Что касается Марии Магдалины, почему Господь ей сказал не прикасаться к Нему? Очень много толкований на этот счет, но мне понравилось такое: первое прикосновение Он оставил для Своей Матери.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Что делать, если на свои вопросы не получаешь ответа от Бога?»

– Знаете, есть вопросы, на которые здесь мы никогда не получим ответа. А когда мы перейдем в вечность, не знаю, будут ли там задаваться вопросы. Думаю, что душа, соприкоснувшись с тем миром, все поймет.

К священнику идут люди и постоянно задают вопросы. А иногда хочется, чтобы люди сами научились искать ответы на вопросы, читая духовную литературу, толкования Священного Писания. Священник такой же человек, он не может знать всего, и нужно об этом помнить. Ответы на свои вопросы, если они важные для вас, можно найти в духовной литературе. Но вопросы, которые начинаются со слова «почему», думаю, не надо задавать.

Человек зачастую на эмоциях совершает большие ошибки. Задавая неимоверно сложные вопросы и не получая на них ответа, человек разочаровывается. Иногда должно пройти время, чтобы успокоились страсти, затянулись раны. И нужно ответа у Господа просить. А если Господь его не дает, значит, Он до времени почему-то скрывает это.

– Следующий вопрос касается исповеди. Священник перед исповедью говорит, что он – только свидетель, а мы перед Господом стоим. Но мы редко обращаемся к Господу, мы всегда говорим что-то священнику. Почему мы разучились даже во время исповеди напрямую обращаться к Господу?

– Перед исповедью всегда читается определенная молитва. Священник во всеуслышание, обращаясь к народу, говорит:  «...аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне». Священник – свидетель покаяния, твоего глубокого раскаяния.

Почему исповедь начинается с семи лет? С этого возраста подросток уже начинает понимать, оценивать свои поступки по-взрослому. Это маленький ребенок не понимает, что он делает. Возрастая из года в год, подходя к исповеди, мы должны понимать личную ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Покаяние – это не констатация факта, что я нарушил пост, например, съел что-то скоромное, посмотрел не туда или пожелал не того. Это понимание ответственности за каждый свой поступок. Потому что любой твой поступок так или иначе отражается на близком человеке, который находится рядом с тобой.

Важно понимать, что мы несем ответственность перед своими близкими за свои поступки. Потому что, повторюсь, наши поступки зачастую могут влиять на тех, кто рядом: мы можем ненароком кого-то обидеть, навредить ему, принести боль. И мы каемся в том, что стали источником страданий для других, стали искушением для человека, который находился рядом.

Исповедь – это не то, когда ты отчитался о грехах, и всё. Нет, это некая работа. Прежде чем подойти к кресту и Евангелию, человек накануне вечером осмысливает свою жизнь. А на исповеди говорит: «Господи, вот с этим я могу справиться, вот с этим с Твоей помощью справился. Помоги мне, пожалуйста...»

– Мы обращаемся к Господу...

– Да, конечно. А священник будет вместе с вами плакать слезами радости, что вы вернулись к Господу, осознав гибельность нахождения вне Бога.

– Вы правильно говорите о любви к ближнему. Наверное, это и есть самое главное во взаимоотношениях с Господом, потому что мы в этот момент уподобляемся Господу в Его доброделании по отношению к людям. Поступая с любовью к людям, мы несем христианство, проповедь Христа в мир.

Есть еще один очень сложный момент. Когда мы слышим: идите, научите все народы, мы не берем на себя никакого служения. Нам кажется достаточным того, что мы хотя бы не убиваем, живем вроде бы праведно. В этом случае как выстраиваются наши взаимоотношения с Господом? Господь все терпит? Или все-таки мы можем претерпеть от Него какие-то вразумления?

– Бог справедливый или милосердный? Он милосердный. Потому что если поступать по справедливости...

– ...то мы достойны смерти.

– Что человек заслуживает, когда устраивает войны, геноцид? Но Бог милосердствует. Не пропадет слеза страдающего. Ни одно страдание неповинного человека никогда бесследно не пройдет. Но Бог, милосердствуя над страдающими, никогда не забудет вразумлять того, кто стал причиной страдания многих людей. Поэтому когда спрашивают, милосердный Господь или справедливый, то, конечно, Он милосердный. И Он хочет, чтобы и мы были такими же.

Сейчас ругают всех и вся: и священники плохие, и Церковь не такая. А когда было иначе? В советские времена было иначе? Тоже ругали. А когда была Российская империя, как относились к священникам? Все помнят карикатуры в сказках. Откуда это появилось? Это появилось не в 1917 году, а гораздо раньше... Да, были ошибки. Ошибки всегда есть в любом обществе. Среди учеников Господа тоже нашелся предатель Иуда. И сейчас находятся несовершенные творения, совершающие поступки, которые чернят и общество, и Церковь.

Поэтому когда мы рассуждаем над тем, каково наше место в современном мире, давайте задумаемся: какими хочет нас видеть Бог? Это тоже важный вопрос. Успешными, богатыми? Нет, совершенно другими. Сказано, что из-за приумножения беззакония охладеет любовь в людях. Это, к сожалению, мы наблюдаем сегодня, в дни пандемии. Мы видим нетерпение. Хотят столкнуть людей, создать напряжение. И это самое страшное.

– Подведем итоги нашей передачи. Мы всю жизнь, наверное, будем задаваться вопросом взаимоотношений Бога и человека. Когда ставим себя на место Бога, когда пытаемся заменить Бога какими-то другими непонятными вещами... В принципе, вся жизнь человеческая крутится именно вокруг этого вопроса. Но самый главный вопрос, который нас больше всего волнует, – вопрос жизни и смерти. Наступит момент, когда независимо от того, верили мы или не верили, мы столкнемся с той реальностью, о которой всю жизнь пытались забыть или не думать...

Благословите наших телезрителей.

– Господь дал каждому дар жизни – давайте беречь его. Давайте беречь наших близких, которые находятся рядом, и помогать тем, кто нуждается в помощи. Не будьте безразличными, не проходите мимо там, где требуется ваше живое участие. И вы будете учениками Христа.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать