Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский

1 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях протоиерей Александр Березовский, клирик храма во имя святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы.

– Сегодня Русская Православная Церковь отмечает 13 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Передаем наши поздравления Святейшему Патриарху с этим важным событием как в его личной жизни, так и в истории всей Русской Церкви. Как изменилась жизнь Церкви за эти 13 лет?

– В Церкви поменялось практически все. Нет такой сферы церковной жизни, которой бы не коснулись перемены. Это перемены и организационные, и связанные со взаимоотношениями с другими Церквями, много-много всего. Церковь стала ближе к людям. Структурные изменения, которые произошли по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, приблизили Церковь к людям. Церковная иерархия стала более доступна для людей. Раньше епископ окормлял огромную территорию и не всегда мог посетить отдаленные приходы. На некоторых приходах епископа не видели годами. И там как батюшка определит, так и есть. А все-таки задумано так, что Церковь находится под контролем епископов. Епископ – это такой наблюдатель, который следит за правильностью церковной жизни. Это очень положительная перемена.

И многие вопросы, которые волновали и волнуют людей, стали обсуждаться на церковном уровне. Сейчас нет проблем, которые бы в Церкви замалчивались. Церковь – это сообщество людей. Главная цель, предназначение Церкви – вести человека ко спасению, ко Христу. За эти 13 лет произошли большие изменения. За это время построено огромное количество храмов, открыто множество новых епархий и монастырей, запущено много социальных проектов под патронажем Церкви. Очень много чего сделано. Это во многом инициатива Святейшего Патриарха и людей, которых он избрал себе в помощники.

– Вопрос от телезрительницы Варвары из Москвы: «Как православному человеку пережить расставание? Что можно себе говорить, какие молитвы читать, в чем себя убеждать? Встречались молодой человек и девушка и по какой-то причине расстались. Расставание проходит очень болезненно для человека. Психологи говорят одно, но хотелось бы услышать, как батюшка советует пережить болезненный разрыв с любимым человеком. Какие найти слова, как обратиться к Богу? Что переосмыслить в жизни?»

– Такой жизненный опыт помогает многое переосмыслить в своей жизни. Как правило, влюбленность очень сильно ранит человека. Человек требует взаимности, очень часто не получает ее и страдает от неразделенной любви. Да, молодые люди расстаются очень часто, это обычное дело. Потом кто-то страдает. Как утешить? Что рассказать? Хорошо, если человек церковный, если он знает о Боге, знает слова из Евангелия, Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Человек может обратиться к Богу: «Господи, я один из тех, кого Ты призвал, я обременен неразделенной любовью, моя душа скобит и страдает. Я прошу Тебя, упокой мою душу, чтобы мне принять это расставание и перестать мучиться». Хорошо, когда человек может так.

Если человек не церковный, тогда мы пытаемся утешать его какими-то земными словами. Как правило, врачует такую душевную боль время. Слова мало утешают, когда боль сильная. Человек признателен людям, что они разделяют с ним его скорбь, выражают ему соболезнования, что они рядом. Часто такому человеку нужно быть с кем-то рядом, потому что одиночество еще больше его угнетает.

Если вы хотите утешить страдающего человека, побудьте с ним рядом, не навязывайте ему свои рецепты, как это пережить, просто послушайте его. Часто такие люди ни о чем другом говорить не могут, только о своих переживаниях. Изливают душу, и становится полегче.

Бывает расставание, когда смерть разлучает людей. Без церковного понимания смерти человеку трудно ее принять. Бывает, что люди  любят друг друга, счастливы вместе, но вдруг один умирает. И эта смерть делает глубоко несчастным другого. И это может быть на всю оставшуюся жизнь. Как утешиться, как принять такую жесточайшую несправедливость? Бог врачует такие раны, Бог помогает человеку преодолеть те трудности, которые возникают в связи с этим. В Боге заключено все: наши радости, наши надежды, наши упования. Часто в жизни мы относимся к Богу поверхностно: когда что-то нужно – обращаемся, когда нет нужды – забываем. Если мы будем постоянно жить с Ним, то любое жизненное испытание, разлука или смерть близкого человека, будет переживаться гораздо легче.

– Вопрос от телезрительницы Ольги: «Не получается любить всех людей, все равно к каким-то людям тянешься больше, а если тебя осуждают, ругают, то сразу негатив. Как научиться любви?»

– Я вам отвечу словами нашего любимого отца Димитрия, ему этот вопрос частенько задавали. Он говорил так: «Если в тебе нет любви, ты поступай так, будто она в тебе есть». Вот человек тебя о чем-то просит, а у тебя к нему не то чтобы любовь, а даже какая-то неприязнь, ведь он вмешался в твои планы, чего-то от тебя хочет, но ты сделай так, будто в тебе есть любовь: не откажи ему, а пойди навстречу.

Если мы будем так себя постоянно упражнять, понуждая поступать по любви, то потихонечку в нас эта любовь появится. В ребенке есть любовь только к самому себе, дети очень эгоистичные. Если ты им что-то даешь, они готовы тебя благодарить, но стоит им отказать в их капризах, они тут же надувают губы, обижаются. Если человек будет себя понуждать поступать по любви, то у него обязательно все получится.

Апостол Павел учит нас: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. А как достичь этих чувствований, когда внутри возникает злость? Господь учит нас, как мы должны поступать. Он говорит: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Он не добавляет: «если ты этого человека любишь или он тебе приятен». Нет, это касается каждого человека, с которым нас сведет жизнь. Если мы будем следовать слову Божию и так поступать, то Господь сотворит в нас любовь. Не может человек ее сам в себе родить. Это действие Святого Духа. Когда человек поступает по заповеди Божией, то вместе с человеческой волей действует и благодать Святого Духа. Дух Святой творит в нас те качества, которые мы называем христианскими добродетелями. Никакой человек сам по себе не может стать смиренным, кротким, терпеливым, великодушным, снисходительным. Нет. Если человек будет к этому стремиться и себя понуждать, то благодать Божия сотворит его таковым.

– Если не можешь полюбить, то делай так, как будто любишь.  Не является ли это притворством?

– Нет, какое же тут притворство? Напротив, человек преодолевает в себе недоброе чувство, которое рождается от его греховной привычки. Он идет против нее. Например, кто-то сказал неприятную мне вещь, и меня распирает ответить ему какую-нибудь гадость, но я себя удерживаю. Апостол Павел сказал: «Смотрите, чтобы никто из вас не отвечал злом на зло». Я вспоминаю слова апостола и решаю, что не буду отвечать злом на зло, делаю над собой усилие и прошу Господа помочь мне и дать силы. Какое же тут притворство? Напротив, в этот момент и происходит борьба человека со злом внутри себя. Ответить на зло – это попытка укротить внешнее зло, а не ответить – это укротить зло, живущее в самом себе.

– Вопрос от телезрителя: «Как правильно себя вести, если тебе приписывают то, чего ты не делал, не думал, не говорил? Смириться или пытаться отстоять себя?»

Немного перефразирую: отвечать на внешнее зло или перетерпеть и бороться со своим внутренним злом?

– То, что вы перечислили, называется клевета. Каждый человек в своей жизни сталкивается с клеветой, иногда злонамеренной, иногда по незнанию, когда человеку показалось что-то, он сам в это поверил и представляет как некий факт, хотя этого не было. Как с этим быть?

Последствия этой клеветы могут быть действительно серьезными: например, человеку грозит тюрьма. Может ли он себя защитить и должен ли? Да. Если ты можешь представить факты, опровергающие эту клевету, и тем самым склонить суд к тому, чтобы отменить наказание, почему же нет?

А бывают просто бытовые какие-то моменты, когда доказать все равно ничего не получится. Сколько ни говори, тебе все равно никто не поверит. Людям проще поверить в ложь, в клевету, чем в правду. Или бывает, что человек когда-то слукавил, его на этом лукавстве поймали и теперь ему не верят. Здесь только потерпеть, молясь Богу, чтобы Он разрешил эту ситуацию. И Он ее обязательно разрешит, будет какое-то обстоятельство или появится какой-то человек, который встанет на вашу сторону и сможет вас защитить от этой клеветы.

Все зависит от того, что происходит. Человека могут уволить с работф из-за клеветы, а ему трудно устроиться на новую работу: предпенсионный возраст или специальность уникальная. Без работы остаться беда. Конечно, нужно попытаться отстоять свою правду. Но только имейте в виду: если в ваших поступках есть хоть небольшой элемент неправды, то вам не поверят. Поэтому важно в жизни всегда соблюдать чистоту и честность. Если вы будете среди людей иметь репутацию честного человека, вам скорее поверят, чем если вы будете иметь репутацию не всегда честного. И тогда будете страдать, причем скорее не от клеветы, а от собственной нечестности. Она может сработать против вас. Человек когда-то соврал, а теперь это ему вернулось.

– Вопрос от телезрительницы: «Как мне избавиться от депрессии без врачей, чисто духовно?»

– Иногда это невозможно. Депрессия затрагивает не только духовную составляющую человека, но и психику. Важно правильно диагностировать степень депрессии и подобрать медикаменты. Есть легкие антидепрессанты, которые помогут  не впасть в тяжелое состояние. Хорошо, когда человек знает Бога, ходит в церковь, молится, исповедуется, причащается, читает Евангелие, ведет полноценную церковную жизнь. Это замечательно, но этого бывает недостаточно. И здесь какие-то не очень тяжелые препараты могут принести пользу.

Бывает, что человек сам не может управить этот процесс. Умом понимает, что такое состояние ничем не оправдывается, что все хорошо и нет никаких причин впадать в депрессию, но она как болезнь, как насморк, как температура. Если у меня температура 39 градусов, можно ли обойтись только молитвой, без лекарств? Попробуйте, но лучше все-таки принять лекарство, которое назначит врач. Тогда болезнь скорее от вас отойдет, вы поправитесь и встанете на ноги, а так вы можете схлопотать еще и какие-то осложнения, от которых потом будете еще долго страдать. Болезнь закончится, а вы будете еще два месяца бороться с осложнениями. Здесь очень важен грамотный совет врача. Хорошо, когда у человека есть знакомый врач, который подойдет к его болезни не формально,  будет знать течение этой болезни на протяжении долгого времени, и он расскажет, какие лекарства можно, какие нельзя, в какой дозировке. Очень опасно быть в депрессивной ситуации без лекарств, это может закончиться психиатрической больницей.

– Надо различать депрессию и уныние. Уныние можно победить духовными средствами.

– Хорошо, если человек умеет это различать. Но среди обычных прихожан далеко не каждый различит. А если запустить депрессию, тогда можно попасть в психиатрическую больницу, и там уже будете подчиняться тому, что вам будут давать и колоть. Оттуда люди выходят тоже не совсем здоровыми и потом долгое время восстанавливаются. Но, бывает, острота ситуации требует применения тяжелых лекарств. Если у вас возникла какая-то ситуация, хорошо бы прийти к батюшке и сказать: «Меня уже который день не отпускает уныние». Он с вами побеседует, может быть, порекомендует опытного врача, даст какие-то советы.

Как мы боремся с унынием? Есть такая заповедь: за все благодарите. Часто человек, когда огорчился чем-то, никак эту ситуацию от себя не отпускает, все время возвращается умом к тому, что было, и раз за разом переживает какие-то неприятные события, отчего сползает в унылое состояние. А если посмотреть на ситуацию как-то по-другому? Без Бога она бы не произошла. Бог ее попустил, значит – так должно быть. Значит, это мне полезно, так нужно. Должно быть доверие к Богу, Который попускает те или иные жизненные ситуации, дает человеку возможность не сползти в уныние. И даже если человек расстроился, он быстро из этого выходит. Как правило, попуская какие-то испытания в жизни человека, Господь быстро компенсирует те потери, которые человек несет. Очень часто так бывает. Человек что-то потерял, попал в аварию, машину разбил, денег на ремонт нет, на новую не накопил, а она нужна каждый день по работе и детей возить. Человек в шоковой ситуации. А потом, смотришь, Бог дает ему все, чего у него не было. Восстанавливает убыток, который человек понес. Это в первую очередь испытание веры человека. И он говорит: «Господи, слава Тебе, что так произошло, что Ты мне такой урок преподал, все мне во благо», и сразу на душе как-то полегче стало, а проблемы, которые возникли в связи с этой ситуацией, начинают решаться.

– Часто бывает, что человек как бы клевещет, но ненамеренно. Если мы о чем-то спросим у ссорящихся, они нам расскажут две разные точки зрения. Клевета ли это?

– В чем-то да. Особенно когда люди дают друг другу характеристики. «Этот подлец, злодей, врун». А на самом деле человек совсем не до такой степени плох. Поэтому то, что говорят друг про друга спорящие или ссорящиеся, это клевета. Лучше в такой спор не вступать. Если чувствуешь, что человек настроен агрессивно, лучше перетерпеть его агрессию. Он может говорить какие-то глупости, гадости, но его не переспоришь. Любое слово в ответ будет продолжать новую волну агрессии. Каждый знает по себе, как трудно удержать раздражение. Пока силы не закончатся, человек будет говорить, хотя уже и говорить-то не о чем. Мы с этим сталкиваемся каждый день.  В вечерних молитвах мы просим: «Господи, дай мне терпение, снисхождение, великодушие, кротость». Надо их проявлять. Отнестись  снисходительно к немощи человека, проявить к нему великодушие, когда он не прав. Как часто мы попадаем в беду из-за того, что не хотим оказать великодушия, и потом сами от этого страдаем. Это сплошь и рядом. Причем потом это  долго тянется, когда приходится восстанавливать порушенные отношения. Люди злопамятные. Это только на исповеди люди говорят: я не гордый, не злопамятный, я хороший. Все в разной степени злопамятные. Здесь лучше потерпеть от своего близкого злопамятность, а самому не проявлять ее. А как еще? Дальше все равно жить или работать вместе. Коллеги не разговаривают, соседи живут на одной лестничной клетке и не общаются, не здороваются; или в семье даже «доброе утро» друг другу не говорят, как будто не замечают другого. Что это за жизнь такая? И нельзя сказать, что в этом виноват только один человек. Всегда как минимум двое.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии Иисус Христос говорит, что у нас и волосы все на голове сочтены. Так вот, нашу физическую жизнь забирает только Он? Никого не надо винить – ни врачей, ни водителей на дороге и так далее? Даже забирает тех, кто  не покаялся, застает врасплох. Только Он забирает жизнь?»

 Жизнь и смерть исключительно в руках Божиих. Это так. Буквально несколько дней назад была новость: девочка-подросток упала с 22-го этажа и осталась жива (а кто-то упал со стула и разбился насмерть). Наверное, травмы получила, но жизнь Бог сохранил. Поэтому, конечно, жизнь и смерть исключительно в руках Бога.

Говорят: врачи лечат, а Бог – исцеляет. Никакой врач, самый знаменитый и лучший, не может исцелить человека. Он может поставить правильный диагноз, назначить правильное лечение, подобрать правильные лекарства. Исцелит только Бог. Вообще сами врачи часто говорят, когда пациент выздоравливает: «Благодарите Бога, это чудо». Видно, была такая ситуация, что он был на волосок от смерти. Бог его спас. А кому-то Бог попустил в этот момент перейти в мир иной. Почему? Это исключительно вопрос к Богу. Он один ведает, кому и когда быть призванным на суд.

Поэтому мы молимся, чтобы Бог избавил нас от напрасной и внезапной смерти. А что значит внезапная и напрасная? Это когда человек умирает без покаяния. А почему напрасная? Он потерял надежду на вечную жизнь. Жил, жил человек – и ничего не нажил. Муку вечную приобрел. Напрасная смерть. А если человек наследует Царствие Небесное, то никак эту смерть не назовешь напрасной. Это величайшее приобретение для человека – жизнь вечная. И совершенно не так важно, в каком земном возрасте человек ее обрел. Нам иногда кажется, что в восемьдесят лет – уже можно, в девяносто – уже пора, а про семьдесят лет сейчас говорят: «Молодой еще, мог бы пожить». А если в пятьдесят, то говорят: «Этот вообще молодой».

А святой великомученик Пантелеимон во сколько лет свою жизнь отдал? В двадцать шесть. И что – он мало пожил, что ли? Важно – как. Он вошел в жизнь вечную. Там уже нет ни месяцев, ни лет, ни минут, ни секунд, там уже все вечно.

Один Бог ведает, в какой момент своей земной жизни человеку лучше перейти в вечность. Потому что Бог судит не как человек. Если мы можем собрать все-все факты из жизни человека, по минутам его жизни проследить все его поступки – и добрые, и злые, собрать воедино, потом свести в некую таблицу, расставить плюсы и минусы и выявить общий результат, чего там больше,  это все равно ни о чем не говорит. Суд Божий совсем иной, чем человеческий. Поэтому Бог не пускает нас в тайну жизни и смерти. Он учит, как нам здесь должно жить. А когда нам умирать и что нас ждет после земной жизни – это в Его власти. И слава Богу!

– Почему многие умирают без покаяния, причастия?

– Не хотят. Бог всех призывает. Как сказано, Бог каждому желает прийти в познание истины. Но люди ее не ищут, она им неинтересна. Поэтому каждому человеку Бог обязательно предлагает и исповедоваться, и Евангелие почитать. Но нет. Иногда человек придет в храм, может быть, один раз в жизни исповедуется, потом отступает. Опять ему это как-то не нужно. И так жизнь заканчивается без покаяния.

И опять же мы не судим этого человека. Нельзя сказать, что этот человек в храм не ходил, не молился, водку пил, матом ругался, своих домашних обижал – все, быть ему в аду. Не знаем. То, что он на земле жил в аду, – это абсолютно точно. Но что будет с ним после смерти – никому из нас не дано судить. И лучше этим не заниматься.

– У христиан тоже так бывает, что умирают без покаяния или причастия. Как к этому относиться? Например, человек ждал, что священник придет, – и не дождался. Это тоже по воле Божией?

– Конечно. Все по воле Божией. И такое бывает. Очень важно помнить, как Господь сказал: научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Если человек в течение своей жизни пытается приобрести кротость (кротость – это незлобие) и смирение, смиряет себя в каждой жизненной ситуации и старается не злиться, не раздражаться, не высказывать свое недовольство, борется с этим недовольством, он потихонечку стяжает мирный дух. Вместе с мирным духом придет в душу и сердце благодать Божия. А это есть Царствие Небесное, пришедшее в силе в наше сердце.

Как там с причастием и покаянием – это уже Бог решает. Иной человек и причащается каждую неделю, но не смиряется никак. Йоты не уступит своего. Всегда стоит на своем. Постоянно исповедуется – и все равно стоит на своем: на своей правоте, постоянно в недовольстве, осуждении, ропоте. И что? Ну, причастился такой человек в день смерти. Если он смирился, то Бог его примет. А если остался гордым и надменным – Бог гордым противится. Надо всегда об этом помнить, что не количество причастий в жизни, а качество души определяет, сможем мы быть рядом с Богом или нет. Бог смиренный – человек гордый. Гордый хочет, чтоб Бог его взял к Себе. Но ты же гордый, а Он смиренный – не может быть гордость рядом со смирением. Поэтому будешь смиряться – будешь к Богу приближаться. И Господь тебя сподобит и причастия, и покаяния, и умиротворения, и всего-всего, чего твоя душа возжелает. Смиряйся.

– Еще вопрос от телезрителя: «В Евангелии Господь говорит: возьми свой крест и следуй за Мной. Как понимать эти слова?»

Я так понимаю, что они могут продолжить наше обсуждение гордыни.

– Под крестом подразумеваются все тяготы жизни человека. Поэтому нужно со смирением и благодарением Бога нести этот крест. Кому болезнь, кому какое-то нестроение, кому-то – не очень счастливый брак, жена попалась сварливая или муж раздражительный. Терпи, смиряйся. Это твой крест. У одного дети послушные, а у другого очень своенравные и строптивые. У одного теща золотая, никуда не лезет, только если спросят или позовут, а у другого наоборот – она во всем глава, без ее слова ничего не делается. Неси этот крест. Если человек с раздражением ко всему относится, то крест-то все равно нести приходится. Но только он не спасает. А спасает только тот крест, который несешь со смирением.

Не нравится, несправедливо, тяжело, у других иначе, возникает вопрос: «За что мне такое?» Да не «за что», а «для чего». Потому что Бог не считается с человеком: «Ты тогда столько греха натворил, вот тебе воздаяние». Бог знает, кто и сколько натворил. Главное, чтобы человек не потерял вечность. Чтобы, когда придет его час из этой жизни перейти в вечность, он наследовал вечную жизнь. Об этом Бог печется, дав каждому из нас свой крест.

– И последний вопрос на сегодня. Телезритель спрашивает: «Какие псалмы нужно читать из Псалтири?»

– Все. Замечательная книга Псалтирь. Если только читать не формально, а вдумчиво. Не торопитесь, можете по одному псалму в день. Прочитал – и поразмышляй над ним. Если непонятны какие-то вещи, можно найти в Интернете перевод псалма на русский язык и разобраться, о чем там идет речь. Можно почитать толковую Псалтирь и даже толкование на каждый псалом: почему он был написан, когда и кем, в связи с какими событиями, какие имена и места там упоминаются, и разобраться в этом. И потом будете читать этот псалом уже совсем по-другому. Так что дай Вам Бог полюбить эту книгу. Как Господь нам говорит: «Непрестанно молитесь». И Вам желаю этому научиться.

– Из Псалтири особенно выделяют 50-й и 90-й псалмы. Почему так?

– Пятидесятый – это покаянный псалом. Во-первых, он входит часто в богослужебные тексты, часто звучит в храме. А 90-й псалом тоже вошел в наш молитвенный обиход как противление злым духам. Когда на человека нападает злой дух (раздражение, какой-то страх, неприязнь к кому-то, уныние), очень хорошо обратиться к Богу словами 90-го псалма. Господь приклоняет к нам Свою милость. Это самое важное в любой молитве. Не слова, не их состав и последовательность, а именно то, что в результате нашего обращения к Богу Господь приклонил к нам Свою милость. Это самое важное.

– В заключение хочется вновь передать наши поздравления Святейшему Патриарху с этим торжественным и важным днем.

– Да, пожелать многая лета, крепости, сил душевных, духовных, телесных. Помощи Божией на этом очень и очень трудном служении. Встань на это место – и дня не потянешь этой ответственности и той тяготы, которую несет наш Святейший. Может, кому-то что-то не нравится в его решениях, может быть, кто-то что-то недопонимает, но критиковать всегда легко. Вместо критики давайте лучше от всей души помолимся за нашего Святейшего Патриарха и пожелаем ему крепости духовной и телесной и помощи Божией. Потому что любому человеку на его месте будет очень и очень тяжело.

Он сам всегда говорит: «Молитесь, братия, молитесь». Он искренний человек. В этом я абсолютно убежден и знаю это. В его решениях, может быть, есть ошибки, но никогда нет злого умысла. Он всегда радеет о благе нашей Церкви. А Церковь – это мы с вами.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать