Беседа у камина с игуменом Филаретом. Выпуск от 11 августа

11 августа 2022 г.

– Вы смотрите передачу «Беседы у камина». Мы продолжаем общаться с настоятелем Староладожского Никольского мужского монастыря игуменом Филаретом.

Рады, что Вы нас пригласили в очередной раз, нам приятно бывать у Вас в гостях. Только что прошелся по Никольскому монастырю: у вас развернулись масштабные, можно сказать, грандиозные работы. На ключевых объектах обители трудятся люди. Расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе ремонтных работ: что планируется сделать, какая цель?

– Безусловно, работы не грандиозные, как Вы говорите, а, наоборот, очень скромные. Потому что все, что сегодня делается, монастырь делает за свой счет, на пожертвования, которые нам передаются на восстановление, ремонтные работы. Если говорить по объектам, то большой победой была реализация работ по консервации Никольского собора. Задолго до моего приезда этот вопрос обсуждался, и Министерство культуры Российской Федерации выделило средства в этом году на то, чтобы закрыть Никольскую церковь саркофагом и предотвратить ее дальнейшее разрушение. Это должно быть сделано к осени. Я надеюсь, что наша Никольская церковь какое-то время еще постоит.

Что касается всего остального, то заканчиваются фасадные работы на колокольне. Это мы делаем за счет пожертвований прихожан. Мы сегодня приступаем к решению вопроса с аварийной ситуацией корпусов. Потому что год постройки игуменского корпуса – 1853-й, в одной из стен произошел обвал. И сегодня мы получили разрешение на то, чтобы эту стену заложить и предотвратить дальнейшее разрушение здания. Если Вы будете на Малышевой горе, увидите, что сегодня мы тоже проводим там фасадные работы. Потому что в этом году нам хватило средств только на то, чтобы покрасить купола и привести в порядок фасад колокольни храма. Церковь древняя, XVII века, поэтому тоже очень аккуратно нужно подходить к этому.

Мы не обошли вниманием и Чернавино. Мы разработали проектно-сметную документацию на замену кровли, потому что там полностью сгнили и кровля, и купола. Нам нужно найти где-то пять миллионов на то, чтобы только заменить кровлю. Но, как нам было сказано, средств в этом году нам не выделят, будем с надеждой ждать следующего года. Я обратился через социальные сети к братьям и сестрам, нашим друзьям и прихожанам, чтобы они оказали поддержку, чтобы мы все эти работы завершили в этом году, в летний сезон. Потому что очень много средств уходит на оплату труда. На фасадные и строительные работы требуются краски, известь – это все очень дорого.

Поэтому у меня сегодня просьба ко всем: принять живое участие в реставрации, восстановлении святынь Никольского монастыря и других святынь Старой Ладоги. Это наша история: и прошлое, и будущее, и настоящее.

– И труд людей тоже имеет важное значение.

Пришло время перейти к ответам на вопросы наших телезрителей. Напомню, что благодаря широкой аудитории телеканала «Союз» вопросы нам присылают со всех уголков страны. Второго августа православные верующие чтят пророка Илию. В этот праздник – Ильин день – есть свои обряды, традиции, обычаи. И к нам поступил видеовопрос от молодого человека из Новгородской области как раз по этой теме: «Говорят, что в этот день пророк Илия кидает холодный камень в воду. Скажите, пожалуйста, насколько это поверье актуально сегодня и можно ли в это время купаться?»

– Безусловно, есть народные поверья, которые собирались народом на протяжении многих лет. Это были наблюдения, которые подмечали люди. Но давайте честно посмотрим на эти вопросы с другой стороны. Дело в том, что и климат поменялся, и зачастую погода вносит свои коррективы. Приметы, которые накапливались тысячелетиями, – это всего лишь наблюдения людей, к христианству они не имеют никакого отношения.

Если погода стоит хорошая, то люди, безусловно, будут пользоваться каждым теплым днем. Наверное, когда мы смотрим на этот персонаж из истории Ветхого Завета как на человека, который почитал Господа Бога, главное – рассуждать не о внешней окружающей нас природе или процессах, которые в ней происходят, а все-таки думать о духовном и брать пример как с пророка Илии, так и с других людей, о которых рассказано в Священном Писании: с Божиих пророков, святых угодников. Они научают нас действительно быть верующими, не отходить от Бога и всю свою жизнь соотносить со словом Божиим.

– Все равно отрадно, что молодое поколение знает этого пророка и некоторые обычаи.

Следующий вопрос: «Однажды я пришел в храм, чтобы поставить свечи, но мне не позволили это сделать, так как я пришел со своими свечами, которые купил ранее в другой церкви. Скажите, почему нельзя приходить в храм со своими свечами?»

– Приходить можно, и никто не имеет права запретить поставить свечи, которые Вы принесли с собой, взяв их из дома или приобретя в церковных магазинах и лавках. Но здесь мы смотрим на этот вопрос и с другой стороны. Ведь когда Вы что-то приобретаете в иконной лавке, Вы жертвуете на восстановление и жизнь именно этого храма. Безусловно, можно ходить в булочную со своим хлебом. Но насколько это будет целесообразно? Потому что любой храм или монастырь восстанавливается за счет только тех пожертвований, которые люди приносят. И также, приобретая что-то в храме за пожертвование, Вы помогаете именно этому храму.

Наверное, хорошо тому храму, в котором Вы закупили много свечей и с ними ходите по всем церквям. Но нужно понимать, что для прихода каждая копейка прихожан очень дорога. Потому что приходится оплачивать и коммунальные услуги, и электричество, и телефон, и платить зарплату тем, кто трудится в храме. Откуда приход берет эти средства? Конечно, из тех пожертвований, которые Вы приносите в том числе, когда приобретаете свечу, или литературу, или икону в иконной лавке того храма, куда сегодня направляетесь. Ваша помощь очень важна. А можно или нет приходить с другими свечами? Вас никто не имеет права останавливать. Но есть этические вопросы, о которых я бы просил Вас помнить.

– Человек спрашивает, можно ли дома возжигать церковные свечи на праздники Пасхи, Рождества?

– Конечно, они же используются и в нашем молитвенном домашнем правиле. У каждого благочестивого христианина есть молитвенный уголок, где содержатся в чистоте и порядке иконы, лежат какие-то святыни (святая вода, просфора). Также в этих святых уголках мы зажигаем и лампадки, если они есть, и свечи.

– Следующий вопрос: «В жизни все течет и меняется, старое поколение священников уходит, приходит новое. Это спортсмены, байкеры, музыканты, блогеры и так далее. Скажите, хорошо это или нет?»

– Стать священником – это всегда очень ответственно. И существует определенный ряд ограничений, по которым человек не имеет права стать священнослужителем. Это уже канонический вопрос. Но часто люди различных призваний находят путь к Богу. Батюшка раньше был спортсменом, но стал священнослужителем, получив соответствующее образование. Потому что священнослужитель, безусловно, должен иметь образование высокого качества, которое дается в наших академиях, семинариях. Самое главное, чтобы тот человек, который закрыл светскую страницу своей жизни, понимал, что он уже совершенно другой человек, что служение священника от него требует иного подхода к людям, к мировосприятию. Не так часто бывает, что люди из различных сфер деятельности оставляют свою прошлую работу и идут служить священником. Это дело лично каждого человека, потому что его касается Господь.

– А некоторые священники совмещают свое служение и мирское призвание. Например, у нас есть известный музыкант – священник.

– Если это не мешает служению, не идет вразрез с какими-то христианскими нормами.

– Вопрос: «Раньше было поверье, что покойник может выйти из могилы, поэтому на кладбище ставили ограды, чтобы он не смог за них выйти. А ведь это идет из язычества. Скажите, почему сейчас мы видим ограды на кладбищах? Как нам от этого уйти?»

– Это только человеческая практика, введенная не так давно. Если мы побываем, допустим, на более древних местах захоронений, в некрополях, то увидим, что там есть просто памятники, которые расположены друг за другом. Но и ограждения на месте упокоения наших близких тоже имеют место. Это делается для удобства, чтобы обозначить место, где лежит целый род. Никто с кладбищ не выходит. Человек, когда умирает, переходит в совершенно другую реальность, а то тело, которое служило ему орудием для делания добрых и злых дел, превращается в прах, как постановил Господь. Бог создал человека из земли, и человек телом возвращается назад, в землю, а душа переселяется в мир иной. Ограда – это чисто человеческая задумка для удобства.

– Я недавно был в Москве на Новодевичьем кладбище, там нет оград, а есть ряды памятников.

– Ограды появились в более позднее время.

– Дальше вопрос в продолжение темы: «По-христиански ли в одном гробу хоронить двоих (например, мужа и жену или мать и ребенка)? Что говорит Церковь по этому поводу?»

– Определенных законов для этих вещей Церковь не выдумывает. Все-таки пусть это решает гражданское законодательство. Но в нашей христианской традиции для усопшего делается один гроб. Можно хоронить рядом друг с другом супругов, но они лежат в разных могилах. Когда я посещал обитель, где покоятся мощи родителей преподобного Сергия, то видел, что мощи находятся рядышком, но в разных раках. Есть то, что принадлежит только этому человеку. Поэтому по благочестивой традиции мы хороним людей таким вот образом.

– Еще бывают ситуации, когда хоронят в разных гробах, но кладут гробы друг на друга.

– Это тоже имеет место.

– Следующий вопрос: «Что такое любостяжание и как побороть в себе такую страсть, как жадность?»

– Любовь к стяжательству. Часто это плюшкины, которые собирают дома совершенно ненужные вещи. Еще есть такая психологическая болезнь, как зависимость от похода в магазин. Таких людей называют шопоголиками. То есть это уже психическое нарушение, нездоровье человека.

Христианство нас учит все-таки быть скромными во всем и довольствоваться малым. Потому что люди зачастую набирают ненужные вещи, продукты, которые потом портятся и выкидываются на помойку. Мы должны довольствоваться малым. Господь нам дает на пропитание, люди получают зарплату, пенсию. И если мы что-то покупаем сверх нужного для себя, а потом это приходит в негодность, мы обкрадываем этим другого человека. Ведь этой же вещью или килограммом гречки мог воспользоваться другой человек, который в этом нуждается. Мы берем часто не от нужды, а для того, чтобы было про запас, на черный день. Мы это безумие видели недавно.

Как жили наши бабушки и дедушки, наши предки? Часто довольствовались только одним блюдом, варили суп для всей семьи. Никакого второго, третьего блюда, закусок и салатов не было. А мы сегодня привыкли, что у нас на столах все это в изобилии для еще одного греха – чревоугодия. Здесь нужно смотреть за собой, каяться в этом, если у человека есть склонность к любостяжанию, к собирательству совершенно ненужного.

Во всем нам нужно следовать заповеди и быть умеренными, надеяться, что Господь поможет. А Он никогда не бросит человека без пропитания, если тот надеется на Него. И всегда такой человек будет одет. Господь в Евангелии говорит: «Ищите прежде Царства Божия, живите по заповедям Божиим, а все остальное, земное, всегда у вас будет». Господь никогда нас не забывает.

– То же самое с одеждой: некоторые набивают себе шкафы вещами и никогда в жизни их не надевают.

Очень отрадно, что наши зрители продолжают читать и изучать Священное Писание. Следующий вопрос нам прислал Алексей из Ленинградской области. Вопрос связан с историей Иова, которая описана в Ветхом Завете: «Чему нас может научить история Иова из Ветхого Завета? Чтобы проверить его на преданность, Бог отобрал у него десять детей, затем у него родились другие дети. Что стоит человеческая жизнь?»

– Очень поучительна сама Книга Иова. Это был благочестивый человек, который жил по заповедям Божиим. И появляется дьявол, который говорит Создателю, что Иов верит Богу, потому что у него все хорошо, а если отобрать у него что-нибудь, он и хорошего слова о Боге не скажет. Это было испытание для Иова. И когда мы читаем о том, что пережил Иов, находясь на гноище своем (потому что его поразила еще и болезнь – проказа, он лежал и гнил заживо), мы видим, что он даже в таком состоянии, лежа на пепелище своего родового поместья, потеряв детей и скот, восхвалял Господа. Хотя его убеждали даже родственники в обратном.

Очень хорошо читать эту книгу тем, кто много страдает в этой жизни. Итогом всего, что он пережил, стало то, что Бог вернул ему все за его терпение и преданность. Основной нравственный урок, который мы выносим из Книги Иова, – это терпеть ради Бога все, что нам ниспосылается. Но если даже мы ослабеваем в этом терпении, надо надеяться на Господа и говорить, что выше наших сил Он нам не даст испытаний. Этим проверяется вера в Бога и преданность Ему. Это очень хорошая и назидательная книга.

– Следующий вопрос в продолжение темы: «Бог учит нас быть добрыми, милосердными и любить друг друга. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Можно ли в таком случае подружиться с сатаной?»

– Конечно, нет. Что общего между тьмой и светом? Что общего между добром и злом? Зло не материально, зло – это отсутствие добра. Добро – это некий абсолют, который не предполагает взаимодействия с ущербностью. Поэтому человек, живя здесь, выбирает, на какой он стороне, что он проецирует в этом мире – добро или зло, с Богом он будет существовать или с дьяволом.

Отвечая на этот вопрос, однозначно говорю, что нельзя в таком случае подружиться с сатаной. Потому что падшие ангелы – это те существа, которые ненавидят человека, потому что Бог его любит. И дьявол ведет постоянную борьбу с нами через людей, негативные мысли, которые мы часто принимаем от него и поступаем так, как эти мысли нам велят. Когда мы творим грех, мы поступаем по воле дьявола и падших ангелов. И даже апостол Павел предупреждает нас, говоря о нашей духовной жизни, что наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Это нужно обязательно нам всем знать.

– Как справиться с негативными мыслями, которые иногда одолевают?

– Очень просто. Мысли надо отгонять. Чем? Молитвой. Поэтому мы всегда, когда идем и совершаем какие-то дела, внутренне должны обращаться к Господу Богу. Есть краткие молитвы, которые очень хорошо ложатся на сердце, помогают человеку, взбадривают его. И человек, который занимается своими делами, помимо того, что мыслит, рассуждает, будет еще обращаться к Богу Иисусовой молитвой или другой простой молитвой.

Самая простая молитва, которую вы слышите в храме: «Господи, помилуй». Больше ничего не надо. Это высота всех молитв, когда мы обращаемся к нашему Создателю с единственной просьбой – оказать милосердие человеку. Мы должны так отвечать на каждую нехорошую мысль. У нас есть и благие мысли, хорошие размышления, о которых мы не должны забывать: когда мы думаем о Боге, о своей жизни, каемся в своих грехах. А есть негативные мысли, которые подталкивают нас украсть, убить, обмануть или осудить кого-то. На эти мысли, безусловно, нужно использовать щит в виде молитвы: «Господи, помилуй, Господи, помоги!» Эти советы самые простые и самые действенные.

– Время нашей программы подходит к концу. По традиции я Вас прошу обратиться к нашим телезрителям, к Вашим прихожанам.

– Дорогие братья и сестры! Мы, как всегда, призываем Божие благословение на вас. Мы, насельники Староладожского Никольского мужского монастыря, братия, монахи желаем вам, чтобы Господь укреплял вас на всех путях вашей жизни. Давайте молиться друг за друга, оказывать друг другу поддержку, и тогда Господь мира будет всегда рядом с нами. Да хранит всех вас Господь!

Ведущий Александр Ивушкин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​