Архипастырь. Ответы на вопросы

16 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Истринский Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи. 

− Владыка, первый вопрос: «Чем священник отличается от епископа?»

− Согласно православному догматическому богословию в Церкви есть три степени священства: первая, низшая, – дьяконская; вторая − пресвитерская или священническая; и наивысшая – епископская или архиерейская.

Именно архиерею принадлежит полнота духовной власти − в этом и заключается единственное отличие епископа от священника. Все таинства в Церкви священник совершает исключительно с благословения епископа. Мы знаем, что в древности таинство Миропомазания не могло совершаться священником − это должен был делать именно епископ. А таинство Евхаристии священник может совершать в храме только в том случае, если на престоле лежит антиминс − письменное разрешение со стороны епископа на священнодействия клириками храма. Епископ рукополагает дьякона и священника, а значит, свои духовные полномочия в Церкви они имеют от архиерея. Епископ  − это корень всего.

− Владыка, Вы говорите, что миропомазание не совершалось без епископа. Но сейчас это таинство может совершать священник. Не значит ли это, что современный епископ отличается от епископа, который был, например, пятнадцать веков назад?

− По сути, в характере и полноте власти никаких отличий, конечно, нет. Есть изменения второстепенного характера, продиктованные временем, обстоятельствами и условиями, в которых мы живем. В древности епископ был в каждом небольшом городке или даже селении − он мог совершать таинство Миропомазания внутри своей общины: никаких сложностей не было. Но с течением веков Церковь Христова стала разрастаться, расширяться, и епископы остались только в крупных городах. Естественно, они физически не могли совершать миропомазание во всех местах. Поэтому право совершения этого таинства было делегировано пресвитерам.

Мы знаем, что в древности епископ мог совершать миропомазание через возложение рук без использования какого-либо вещества таинства. Впоследствии такое вещество появилось − было введено миро, то есть специальная благовонная масляная жидкость. Она варится и благословляется епископом, и таким образом миро является символом делегирования права епископа на совершение таинства Миропомазания священнику.

− Вопрос телезрителя: «Я не хожу в храм уже на протяжении семи лет, но каждый день смотрю трансляции богослужений. Могу ли я в это время читать записки о здравии и упокоении родных?»

− Конечно, Вы можете и должны молиться дома, если у Вас нет возможности посетить храм по состоянию здоровья либо еще по какой-то уважительной причине. В этом случае трансляции богослужений являются хорошей возможностью для человека иметь духовную связь с богослужением, приобщаться таким образом к общецерковной молитве. И Вы можете при просмотре трансляции молиться за своих родных и близких, перечислять их имена.

Но если Вы не посещаете храм по какой-то причине, не связанной, например, с состоянием здоровья или отдаленностью храма от дома, то, я думаю, не стоит злоупотреблять трансляциями богослужений. Иногда все-таки нужно находить возможность для того, чтобы посетить храм

− Вопрос еще был о том, каким образом поминать своих близких о здравии и упокоении: уместно это делать во время телевизионной трансляции или достаточно просто помолиться?

− Мы молимся о здравии и упокоении наших родных и близких во время утренних молитв. Но и во время богослужения тоже можем и должны это делать, потому что во время литургии есть соответствующие ектении, в ходе которых мы молимся и о здравии, и об упокоении. Вообще за богослужением мы молимся о том, что у нас на душе, что нас беспокоит: мы просим Господа помочь нам и обращаемся к Нему с любыми просьбами. Поэтому я полагаю, что нет никаких препятствий к тому, чтобы человек во время трансляций молился о своих родных и близких.

− А как это сделать? Просто сказать: «Помяни, Господи, сродников моих»?

− «Помяни, Господи, о здравии и спасении рабов Твоих, моих родных и близких». − И перечислить их имена. Так же и об упокоении. Собственно, как мы это делаем во время утренних молитв, так можно поминать и во время богослужения.

− Вопрос: «В Первом послании апостола Петра (2-я глава, 9-й стих) есть такие слова: Но вы − народ избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Кто это − царственное священство?»

− В период Ветхого Завета богоизбранным народом являлся иудейский народ. Ему была Богом отведена особая миссия: хранить веру в единого истинного Бога и готовиться к пришествию и принятию Мессии. В ответ на благочестивую жизнь и хранение веры иудейским народом Бог брал на Себя обязательство быть Помощником и Покровителем этого народа, во всем помогать ему и содействовать его духовному и историческому развитию.

Но когда Господь Иисус Христос, наш Спаситель, явился на земле, совершил искупительный подвиг: избавил весь род человеческий от власти греха, дьявола и смерти, то это ветхозаветное установление – избрание отдельного народа − утратило свою силу. С момента Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа, Его славного Воскресения и ниспослания на апостолов Святого Духа богоизбранным народом является весь род христианский.

Сегодня роль богоизбранного народа принадлежит Святой Христовой Церкви, внутри которой может быть каждый человек, независимо от своей национальной, культурной, социальной принадлежности. Все вместе люди Церкви и составляют царское священство – народ избранный. Царское священство принадлежит каждому христианину как носителю правой веры и благодати Пресвятого Духа. Соответственно, каждый из нас должен славить Бога своей жизнью и делами. Каждый призван проповедовать Бога и посвящать всего себя, все свои дела, поступки Господу Богу. Вот в таком смысле стоит понимать выражение «царское священство».

− Вопрос телезрителя: «Владыка Серафим, как понять, моя молитва – это  потребность души или привычка?»

− Этот вопрос многих беспокоит: что такое молитва, как правильно молиться, когда молитва идет от сердца по внутренней потребности, а когда совершается по привычке. Бывает иногда, что молитва не по привычке, а по принуждению: человек сам себя заставляет читать молитвы, предназначенные для утреннего и вечернего правила.

Для того чтобы молитва стала потребностью души, необходимо определенным образом себя настраивать. А как это сделать? Необходимо помнить о том, что наивысшей молитвой является молитва хвалебная и благодарственная, во время которой мы Господа Бога благодарим и восхваляем за все Его великие и богатые милости и благодеяния, которые Он нам ниспосылает. Мы призваны благодарить Бога за сам дар жизни и за все, что мы от Него принимаем: и доброе, и худое. Все, что посылает нам Господь, служит нашему совершенствованию, помогает проходить важную школу жизни на этой земле, благодаря которой мы можем достичь необходимого состояния своей души для того, чтобы наследовать вечную жизнь в Царствии Небесном.

Нам следует чаще размышлять о необходимости благодарить Господа Бога за все и ценить все то, что есть и было в нашей жизни. Бывает, что в молодости мы многого не замечаем, но по прошествии лет с высоты возраста смотрим и понимаем: от многого Господь нас спас, помог где-то пройти по острию ножа, по тонкому льду и не утонуть. Такой жизненный самоанализ помогает нам понять, насколько важно быть в постоянной связи с Господом Богом и благодарить Его, обращаться к Нему, беседовать с Ним в молитве, чтобы всегда чувствовать Его присутствие рядом с собой. Подобные рассуждения, размышления о собственной жизни, поступках, событиях позволяют нам получить правильное настроение, создать атмосферу, необходимую для душевной и сердечной молитвы. Когда таким образом поразмышляешь, то начинают литься слезы, умиляется сердце и хочется молиться Богу, прося Его о помощи, прощении своих грехов и − самое главное – благодарить за все то, что Он нам являет.

Иногда действительно бывает сложно достичь подобного состояния, особенно когда наша жизнь кажется нам монотонной: изо дня в день происходят одни и те же вещи, мало ярких событий. Наверное, это актуально сейчас, в период пандемии, когда многие люди вынуждены находиться дома. Бывает очень сложно заставить себя искренне, сердечно и истово помолиться. Многие святые отцы, подвижники веры и благочестия советуют не оставлять молитву даже тогда, когда тяжело молиться от души. Необходимо заставить себя встать возле икон, если тяжело стоять − сесть, тяжело сидеть − лечь, но взять молитвослов и постараться прочитать со вниманием все те молитвы, которые нам предлагаются, вникая в каждое слово. Даже такая молитва, пусть и очень тяжело идущая, оказывает благодатное воздействие, помогает нам сохранить дисциплину, не расхолаживаться, держать себя в духовном тонусе, не расслабляться. Мы прекрасно знаем, что стоит дать хотя бы небольшую слабину − и дальше все может идти по наклонной к распаду.

Поэтому я призываю всех поддерживать соответствующее духовное состояние, постараться с умилением обращаться к Господу Богу, но когда это делать тяжело, все равно не оставлять молитвы и просить Господа о том, чтобы Он умягчил наше сердце.

− Вопрос  телезрителя: «Как быть в период пандемии с посещением храма и таинством Причастия? Вера есть, но присутствует и страх: в храме выполняются не все предписания».

− Спасибо за вопрос, он актуальный: сейчас многие люди опасаются регулярно посещать храм, и это видно по количеству наших прихожан, в том числе в том приходе, в котором я являюсь настоятелем. Мне кажется, что опасений было бы меньше, если бы священнослужители строго подходили к соблюдению всех тех предписаний, которые были изданы нашим священноначалием. Ведь эти предписания не нарушают догматов веры, церковных канонов, а касаются лишь обычной практики церковной жизни.

Как же быть прихожанам в ситуации несоблюдения предписаний? Я думаю, что здесь нужно слушать внутренний голос совести, стараться лишний раз не искушать Бога, как об этом сказано в Священном Писании. Нужно действовать исходя из соображений разума − ведь Господь каждого из нас им наделил, поэтому необходимо смотреть на ситуацию, анализировать, какие существуют возможности и сложности. Если в храме, в который Вы ходите, строго не соблюдаются противоэпидемические меры, тогда Вы имеете право молиться дома и дожидаться того времени, когда опасность заболеть в период пандемии будет минимизирована. Если же Вы находитесь в населенном пункте, где не один, а несколько храмов и можно выбрать тот храм, где строго соблюдаются меры, предписанные священноначалием, то тогда можно посещать храм столь же регулярно, как Вы делали до этого, но с соблюдением всех необходимых мер: в маске, перчатках, с сохранением дистанции между прихожанами. Если такого нет, то тогда, наверное, нужно помолиться дома.

− Следующий вопрос: «Церковь сейчас проводит для молодежи спортивные соревнования, пытаясь тем самым обратить ее в православие, показать красоту истинной веры. На первый взгляд это кажется хорошим делом, но тогда мы, христиане, становимся такими же, как люди неверующие. Христос не учил подобному, и святые не участвовали ни в каких соревнованиях. Всевозможные состязания взращивают в человеке страсть гордыни и тщеславия. Скажите, в каких источниках наша Церковь нашла основание для участия христиан в спортивных соревнованиях?»

− Я бы задал встречный вопрос: древние князья, правящие на земле Русской, например, Борис и Глеб − первые русские святые, прославленные Церковью, кем были? Кто такой князь в те древние времена? Это человек, который являлся, прежде всего, предводителем войска. Сама княжеская власть произошла именно таким образом: предводитель войска, конунг, в конце концов получил и политическую власть.

Князья Борис и Глеб были воинами. На иконах мы видим их изображенными в доспехах, с мечом и копьем, сидящими на конях. Соответственно, это были люди физически развитые, обладавшие силой, мощью. Для того чтобы быть предводителями войска, им необходимо было поддерживать свое физическое состояние. Есть еще другие мученики древности, бывшие  профессиональными военными: Феодор Тирон, Иоанн Воин и другие, чья военная деятельность была связана со спортом. Воин всегда должен иметь хорошую физическую подготовку. И их профессиональная деятельность не стала препятствием для того, чтобы они засвидетельствовали свою принадлежность к христианской вере и пошли на мученичество ради Господа Иисуса Христа.

Именно в этом и есть корень того, что Церковь благословляет заниматься спортом.  Но важно, что она делает это ради здоровья человека, а не ради наживы или каких-то целей, не связанных со здоровьем, а порой и калечащих его. Собственно, этим и объясняется необходимость церковного свидетельства в спортивной среде.  Церковь, идя в спортивные клубы или создавая таковые при приходах, вовсе не ставит перед собой задачу заменить соответствующие светские организации.  Церковь стремится войти в спортивную среду и там свидетельствовать о вере молодым людям, которые занимаются спортом, помочь им определить баланс между духовным и физическим развитием.

Когда спортивные клубы создаются при храмах и туда ходит молодежь, физические занятия совмещаются с катехизацией. И кто знает, быть может, кто-то из этих молодых людей, выйдя затем во взрослую жизнь, понесет дальше ростки веры, которые он получил в приходском спортивном клубе.

– Кстати, я часто играл в футбол при приходах и так далее, участвовал в соревнованиях. Первое – нельзя материться, а ведь играют совершенно разные люди. Если ты сказал бранное слово, тебе показывают предупреждение – желтую карточку, например, если это на футбольном поле. И зачастую победитель один, может быть тройка призеров, а остальные проигравшие. И тут уже не гордыня и тщеславие, а смирение и, наверное, какой-то самоанализ, почему так произошло. Кстати, часто команды, которые между собой были совершенно недружны, ругались, винили друг друга в неудачах, проигрывали. Это тоже важный момент в воспитании молодежи.

– Вот видите, какой хороший опыт у Вас был.

– И если не соревноваться, скучно же. Как Вы думаете?

– Вся наша жизнь состоит из соревнований. Мы соревнуемся друг с другом, соревнуемся сами с собой. Соревнование – это всегда некий жизненный задел. Человек старается стать лучше, лучше физически, душевно, поэтому, собственно, термины «состязание», «состязатель» даже присутствуют в некоторых местах Священного Писания Нового Завета. Мы должны спешить делать как можно больше добрых дел в этой жизни. Мы должны спешить в нашем духовном совершенствовании, дабы наш соперник нас не опередил.

– Как это действительно очень тонко. Да, мы хотим быть лучше других в каком-то делании; например, снимать репортажи лучше и лучше. Но здесь так просто перейти грань и стать тщеславным человеком.

– Самое главное – чтобы стремление быть лучше, совершеннее не сопровождалось желанием собственного самовосхваления. Сколько есть ярких примеров в творчестве, спорте, науке, когда люди достигали неимоверных высот, но при этом нисколько этим не гордились, не тщеславились и свои заслуги не использовали для самовосхваления.

Например, выдающаяся, самая титулованная балерина Галина Сергеевна Уланова. Наверное, в истории не было более великой балерины, но на протяжении всей своей жизни это был неимоверно скромный человек, который был готов оказать помощь всякому, который никогда своих заслуг, званий, побед не использовал для того, чтобы над кем-то возвыситься, кого-то принизить, и при этом она была верующим человеком.

– Есть интересный вопрос телезрителя: «Зачем мы берем благословение у священника, епископа и так далее?» Многие думают: если возьмешь благословение у Патриарха или митрополита, скажем, людей епископского сана, то это нечто особенное – и жизнь пойдет как по маслу.

– Что такое «взять благословение», что это означает? Во-первых, давайте разберем само слово. То есть «благое, доброе слово». Переводя на современный русский язык – «одобрение». То есть мы берем благословение у Господа Бога через священника в тот момент, когда хотим сделать в своей жизни что-либо важное. Например, очень часто люди обращаются за благословением перед началом какого-либо дела: кто-то хочет купить квартиру, кто-то, наоборот, продать, кто-то ищет работу, кто-то начинает какой-то бизнес-проект, и человек хочет получить на это важное дело одобрение Господа Бога, Церкви.

Прежде всего, это одобрение, конечно же, связано с молитвой, потому что без молитвы мы ничего не можем творить. Без молитвы вряд ли какое-либо наше начинание может быть успешным. И когда к священнослужителю подходит тот или иной человек с просьбой о благословении, он говорит о том, на что берет благословение. Если это дело действительно доброе, нужное и полезное, священнослужитель благословляет такого человека и говорит: «Да благословит Вас Господь на все доброе, на все Ваши добрые дела».

Иногда бывает, что человек просит благословение на что-то, что вызывает сомнения у священника. Порой священник видит, что сам человек до конца не уверен,нужно ли ему это. Здесь священник вправе не давать сразу благословение, а, например, побеседовать с этим человеком, понять, для чего ему нужно то или иное. Быть может, в ходе беседы человек поймет, что еще не время заниматься ему тем или иным делом. Вот для этого, собственно, мы и берем благословение в нашей повседневной жизни.

В высоком смысле благословением Божиим является всякое богослужение, всякое таинство, священнодействие. Мы просим, чтобы Господь благословил нас благодатью Своего Пресвятого Духа, которая бы нас оживотворила, обновила, которая помогала бы нам совершать наш жизненный путь.

– Обычно когда встречаешься со священником, первое, что делаешь, это складываешь руки и подходишь, ничего при этом не говоря.

– Совершенно верно. Еще мы берем благословение у священнослужителя в знак нашего приветствия в адрес священнослужителя, которого приветствуем как носителя священного сана, образа Божия. Всякий священник носит на себе крест, что является символом совершаемого им служения в подражание Господу Иисусу Христу.

Поэтому при встрече, когда мы берем у священника благословение, прежде всего мы отдаем дань уважения не конкретно ему как обычному человеку, а тому священному сану, носителем которого он является. В его лице мы приветствуем Самого Господа Иисуса Христа, Который поставил данного пастыря на служение.

– Вопрос телезрительницы: «Моя мать с малолетства меня ненавидит, по-всякому обзывает. Ей 93 года. Что же Бог не наказывает ее, если она так себя ведет?»

– Конечно, очень тяжело переживать в семье подобного рода явления, когда присутствует ненависть, отсутствует любовь, имеет место злословие. Но это не наша компетенция – решать за Господа Бога, кого и когда нужно наказать, а кого не нужно наказывать. Более того, никто из нас не знает, что человек переживает внутри, какие события были в его жизни. Мы просто этого не видим. Мы не можем этого понять в силу того, что сконцентрированы в большей степени на самих себе. Тяжело, когда не складываются взаимоотношения между такими близкими родственниками, как родители и дети. И, наверное, очень тяжело, когда ребенок, то есть человек в детстве, не чувствует тепла, ласки, любви, заботы со стороны родителей.

Наверное, это тот жизненный опыт, который Вам суждено получить, чтобы быть совершеннее, сильнее и лучше. Может быть, для того, чтобы своих собственных детей, внуков Вы воспитывали по-другому, относились к ним иначе. Но для Вас это мать, и, как бы ни было тяжело, в любом случае, согласно пятой заповеди, мы обязаны почитать своих родителей и относиться к ним с должным уважением, даже если нам это очень и очень трудно.

Как Вы сказали, Ваша мать уже пожилой человек; может, это последние годы ее жизни, поэтому постарайтесь не отвечать злом на зло, ненавистью на ненависть. Постарайтесь выполнить перед ней свой христианский долг и относиться к ней с уважением и любовью. Потерпите. Всякое терпение вознаграждается Господом Богом.

– Владыка, такой вопрос: «Исповедуются ли сами священники? Где и как это происходит?»

– Конечно, священнослужители исповедуются, они должны делать это регулярно. Для священника не существует такой строгой практики исповеди перед каждым богослужением, как для мирян, ведь священник в принципе, в соответствии с родом своей деятельности, призван как можно меньше грешить и как можно больше пребывать в молитве и доброделании.

Тем не менее любой священник – это тоже грешный человек, и порой он грешит не меньше, а может, даже больше, чем простой человек, поэтому каждый священнослужитель исповедуется. Здесь уже священнослужитель исходит из своего внутреннего состояния и внутренней потребности, а также из возможности посещения духовника.

В принципе, для каждого священника устоявшимся правилом является обязательная исповедь в Рождественский и Великий посты, а еще лучше, когда в каждый пост, каковых в году бывает четыре, священнослужитель исповедуется. Некоторые и чаще приступают к таинству Исповеди, особенно если духовник священника находится недалеко и священнослужитель имеет возможность регулярно и часто его посещать.

– А епископы?

– Епископы точно так же. Епископ – тот же священнослужитель, который выполняет те же функции, и он призван так же регулярно очищать свою душу и примирять себя с совестью.

– Такой вопрос: «Как исповедоваться душевнобольному человеку, у которого есть четко поставленный диагноз (например, шизофрения или еще какое-то расстройство), и как ему приступать к таинствам?»

– Этот вопрос следует отнести к священнослужителям, которые принимают исповедь у подобного рода страждущих людей. Делать это они должны с максимальным терпением и снисхождением к этому человеку. Очень часто приходится беседовать с людьми, имеющими те или иные душевные расстройства, в том числе и исповедовать их. Здесь очень важно сконцентрировать человека на исповедании своих грехов, а не на каких-то рассказах, в которые этот человек может удариться. В то же время этого человека ни в коем случае нельзя обидеть, нельзя наносить ему какие-то дополнительные душевные травмы, которые могут усугубить его болезненное психологическое состояние. Поэтому самое главное в этом деле – терпение. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

– Бывают моменты, когда человеку хочется прийти в церковь, исповедоваться, но есть какое-то стеснение: нужно рассказывать незнакомому человеку о неприглядных эпизодах своей биографии. Как переступить эту грань?

– Действительно, у многих людей возникают подобные препятствия. Человек вроде бы и хочет, но стесняется, боится подойти к священнику, рассказать о грехах, которые у него на душе. Особенно часто такое бывает с молодыми людьми, которые еще не имеют богатого жизненного опыта – им кажется, что те или иные грехи свойственны только им, что только они могли что-то такое совершить, а у других этого не было, а священник их осудит, как-то косо, недобро на них посмотрит.

Это все мнительность, от которой нужно избавляться, мысли такие нужно отгонять от себя. Необходимо помнить, что священнослужитель – такой же человек, как и все остальные, и проходил через те же самые грехи, что и прочие люди. Задача священника на исповеди – выступить не в роли судьи и карателя, а в качестве пастыря, духовного отца, который призван помочь человеку: выслушать его, понять, подсказать какие-то способы борьбы с грехами и затем совершить само таинство Покаяния – выступить свидетелем раскаяния человека перед Самим Господом Иисусом Христом, Который на исповеди незримо присутствует, прочитать соответствующую молитву.

И второе: мы не должны бояться стыда здесь, в этой земной жизни. Нужно гнать от себя ложную стыдливость перед людьми, боязнь показаться перед ними в плохом виде. Необходимо бояться того стыда, который может нас постичь в вечной жизни, когда мы предстанем на Страшном Суде. Вот там будет самый страшный стыд – страшный прежде всего потому, что после Страшного Суда изменить что-то будет невозможно, суждение, вынесенное тогда, будет окончательным.

Каждый из нас – человек из плоти и крови, каждый из нас призван раскаиваться перед другими в своих прегрешениях для того, чтобы получить прощение от Бога и не отвечать за эти грехи в жизни будущего века.

– Сейчас сложная ситуация: в Москве введены новые ограничения, еще хуже становится, упаднические настроения даже среди молодых людей – когда тебе нужно жить, развиваться, расти, учиться, а у тебя либо дистанционка, либо работы нет – очень много разного, перечислять можно долго. Что можно сказать молодому человеку, чтобы в это тяжелое время он не унывал, а надеялся на лучшее?

– Как священнослужитель и как историк хочу напомнить всем людям, в том числе молодым, знаменитое латинское выражение: Historia magistra vitaest («История – учительница жизни»). Да, 2020 год оказался очень тяжелым для всего мира в целом и для нашего Отечества в частности. Пандемия, огромное количество заболевших, многие люди покинули нас, перейдя в вечную жизнь. Кроме этого, мы видим и тяжелые политические события в разных странах мира. И, конечно, порой у некоторых людей возникает упадническое настроение, апатия, может показаться, что все уже идет к какому-то концу и впереди ничего хорошего нас не ожидает.

Но не наше дело выносить суждения о сроках, когда придет конец. Об этом знает только Господь Бог. А наша задача в том, чтобы каждый день своей жизни проводить с максимальной самоотдачей. Тот, кто сейчас учится, призван учиться, тот, кто сейчас работает, призван выполнять свою работу наилучшим образом – так, как будто у нас впереди еще миллионы лет.

В истории было всякое. И если мы будем ее внимательно изучать, то увидим, что наш народ проходил через тяжелейшие испытания. Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года, Смутное время – это такие тяжелые события, когда наша страна действительно находилась на грани исчезновения. Тем не менее Господь помог нам выстоять, мы живы до сих пор. А сколько было разных событий, связанных с голодом, эпидемиями, которые косили тысячи, десятки тысяч людей! Тем не менее и через это прошел наш народ, прошли народы других стран.

Поэтому, проходя и через это испытание, необходимо иметь надежду и упование на Господа Бога и выносить из этого испытания для себя соответствующие уроки, внимательно задуматься над тем, к чему Господь нас призывает и что Он хочет нам показать, как Он хочет нам помочь, чтобы мы изменили себя к лучшему.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Наталья Богданова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​