Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

18 июня 2025 г.

Гостеприимная Челябинская митрополия уже не в первый раз приглашает к себе дорогого для нас человека, архиерея. И мы уже не первый раз, пользуясь этим (все-таки от Екатеринбурга до Челябинска гораздо ближе, чем от Екатеринбурга до Ташкента), приезжаем сюда, чтобы встретиться с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Синода Русской Православной Церкви, основателем народного православного телеканала «Союз».

– Поздравляю вас с юбилейным годом телеканала «Союз»! Это 20 лет вещания во многих точках земного шара. И большая радость от всех тех программ, которые Вы делаете для наших телезрителей. Мы с самого начала дали такой старт, чтобы телеканал «Союз» был тем телеканалом, который бы приближал людей к Богу, помогал человеку обрести Бога, Церковь, чтобы тем самым он достиг Царства Небесного, которое дал нам Господь очень дорогой ценой, – ценой Своей крови и крестных страданий на Кресте. Основное направление вы выдерживаете уже в течение 20 лет. Желаю это направление не потерять. Помоги вам Господь! Спасибо вам большое.

Спасибо, владыка! Позвольте Вас сердечно поблагодарить от всех нас и тоже поздравить. Недавно в Екатеринбург прибывала святыня: мощи Святейшего патриарха Тихона. Сергей Юрьевич Рудов (Всемирный русский народный собор) как раз вспомнил события 20-летней давности и сказал, что нам предрекали: «Никто до вас еще этого не делал, опять чего-нибудь не хватит  и вы это бросите!» Так что из области чудес Божьих то, что «Союз» до сих пор живет.

– Действительно, были очень непростые времена для телеканала «Союз». В мою бытность, когда я только начинал, телеканал почти закрывался, но Господь все же дал нам остаться, помогал через добрых людей: они нас поддержали в критической ситуации, когда были большие долги. К сожалению, сейчас есть такие же трудности, но Господь не оставляет и действует Своей благодатью на умы и сердца многих людей, которые слушают, смотрят и откликаются на зов телеканала «Союз», жертвуя что-то на его содержание. Это уникальное явление в нашей жизни, когда телеканал живет на пожертвования. Не на рекламные деньги, а просто на добровольные пожертвования верующих. Это тоже чудо, что уже столько времени он сохраняется, успешно работает, развивается благодаря добрым людям. Находясь в Узбекистане, я езжу по приходам – после Пасхи объездил почти все приходы, и меня благодарят, что есть телеканал «Союз», и посылают свои пожертвования, которые я привожу в Москву и отдаю представителю телеканала. Видите, простые люди, небогатые, но душой болеют за «Союз» и, как могут, вносят свою небольшую лепту в развитие телеканала. Слава Богу, что люди так к этому относятся, чувствуют ответственность за канал и всячески стараются помогать.

– Мы тоже всех сердечно благодарим и радуемся, что мы Вас не подводим. Владыка, год юбилейный во многих отношениях. Мы, конечно, сегодня поговорим о Святейшем патриархе Тихоне, 100-летие со дня кончины которого мы встретили 7 апреля 2025 года. Но я бы хотела обратиться к более весомому по летоисчислению юбилею – к 1700-летию Первого Вселенского Собора. Мне кажется, что богословы-то, конечно, в курсе, а простым мирянам, наверное, надо периодически обновлять в памяти, зачем нужны Вселенские Соборы и какую практическую пользу для христианской жизни простого человека они принесли. Потому что кажется, что богословие – это что-то далекое и высокое…

– Да, я хотел поздравить всех нас с этим величайшим юбилеем – 1 700 лет со дня Первого Вселенского Собора. В 325 году святой император Константин Великий, равноапостольный, созвал этот Собор и пригласил большое количество архипастырей с разных концов мира того времени, которые собрались, чтобы решать все возникшие проблемы, что последовали после Вознесения Христа Спасителя, сошествия Святого Духа на апостолов. Прошли годы, когда непосредственно апостолы проповедовали слово Божие во всех концах мира, а затем были очень сильные гонения на христиан – как раз император Константин и остановил эту борьбу против веры Христовой. В это время, конечно, возникло очень много вопросов. Прошло триста с чем-то лет, и появились разные мнения, предложения и даже разные практики жизни христианина. Поэтому, думаю, император поступил очень мудро: видя, что в его империи не все мирно и спокойно, немного турбулентно (особенно сильно было движение арианской ереси), он понял, что это очень опасно для Церкви и принял решение созвать Собор. Слава Богу, что на этот Собор были приглашены такие величайшие святые нашей Церкви, как святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Отцы Собора прошли гонения, испытания своей веры и из своего духовного опыта знали и понимали смысл веры и благочестия, понимали, как опасно неправильно верить.

Мы можем посмотреть на святителя Николая Чудотворца. Он не был ученым, богословом, он был простой архиерей, который, движимый Духом Божьим, получил от Бога премудрость Божию, знание о Боге, о Божественных таинствах. Когда он слышал от Ария, что Христос – не Бог, а сотворенный Богом человек, то его это очень сильно тревожило, для него это была хула на Бога. Он так воспламенился, что ударил Ария. Получилось так, что с него сняли даже архиерейский омофор, но ночью явилась Божья Матерь и возвратила ему омофор. Отцы Собора на следующий день увидели, что он получил от неба, от Царства Божия одобрение, и его простили. Вот эта ревность – не мог терпеть, чтобы хулили Бога.

А святитель Спиридон Тримифунтский взял кирпич и сжал его. Это – сила Божия, вера, ее показатель. Если кто-то из нас возьмет кирпич, не получится это чудо.

– Ни огня, ни воды, ни глины...

– Он показал, что значит Святая Троица, что такое Бог един и троичен в Лицах. Так он понимал, потому что Бог ему так открыл. Люди грамотные, ученые, очень смышленые, глубоко мыслящие не могли дойти до такого уровня понимания глубины, смысла Божества, поэтому, к сожалению, впали в ересь, в заблуждения. Духоносные святые отцы остановили эту мудрость человеческую и показали на примере премудрость Божию.

Слава Богу, что на Соборе они приняли правильное решение, и до сих пор мы живем этими решениями о Боге, о Христе, о том, что Он имеет человеческую и Божественную сущность, что в Нем две сущности – Божество и человечество. Это истинный Бог и истинный Человек. Конечно, для нашего ума, пораженного грехом, это не совсем понятно до сих пор, но для человека, освященного благодатью Божией, человека святой жизни (как святители Николай и Спиридон) все было ясно и понятно. Для них чуждо было слышать человеческие измышления о Боге.

И вот Собор принял решение, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Он – Искупитель всего человечества, Тот, Который совершил жертвенный подвиг на Кресте, чтобы нам дать вечную жизнь. Другой тварный человек этого сделать не может – только Богочеловек: это особая милость, любовь Божья к человечеству, к Своему созданию, творению. Если бы на Соборе приняли сторону Ария, то получилось бы, что Христос не Искупитель, а просто ничего не стоящий человек.

Это было очень серьезное решение Первого святого Собора. Еще многие очень важные для нас правила христианской жизни, правила благочестия в праздновании Пасхи были тогда приняты. Слава Богу, что Русская Православная Церковь, а также Грузинская, Иерусалимская и Сербская Церкви сохранили эти правила празднования Пасхи до сегодняшнего дня.

К сожалению, у некоторых христианских Церквей, хотя они тоже праздновали этот праздник 1700-летия Вселенского Собора, есть нарушения этих правил. Им надо исправить свои ошибки, не основываться на своем мнении, а верить тому, что дали нам святые отцы Первого Вселенского Собора. Этот Собор имеет большое значение, и мы очень благодарны этим святым отцам за их труды, что они дали такие взвешенные правила христианской жизни с точки зрения богословия, понимания Бога, понимания Христа. Они дали нам четкие направления, понятия.

Мы знаем, что уже на протяжении 1 700 лет мы каждый день читаем, поем Символ веры, который был принят на Первом Вселенском Соборе, а потом дополнен Вторым Вселенским Собором в Царьграде, то есть в Константинополе. Никео-Цареградский Символ веры мы до сих пор исповедуем, читаем. Каждый христианин ежедневно на утренней молитве читает Символ веры. Это очень важно. Даже когда читаешь его каждый день, знаешь его наизусть, он тебя одухотворяет, укрепляет веру, дает силу, импульс, вдохновение и особый настрой на предстоящий день. Мы укрепляемся в вере и благочестии, в понимании, во что мы верим. В нем все сказано. Он очень полезен для чтения, размышления. Надо, чтобы мы осмысленно его читали, потому что он укрепляет нашу волю, наши чувства, укрепляет веру и благочестие. Это очень духоносный, можно сказать, Символ веры, который дали нам святые отцы с начала этого века.

Владыка, в июле 1923 года, через месяц после освобождения из тюрьмы, Святейший патриарх Тихон вместе со святителем Лукой (Войно-Ясенецким) и священномучеником Иларионом (Троицким) совершали Божественную литургию в храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве. В этом храме есть традиция: в этот день обязательно совершать богослужение с поминовением этих святых. Это было великое событие, когда один раз в жизни эти три святителя-исповедника за Божественной литургией встретились вместе. Кроме того, Святейший патриарх Тихон тогда прочитал свое обращение к народу, в котором возвращал себе церковную власть и давал оценку обновленческому движению, которое вносило страшный раскол в жизнь Церкви. Есть предположение, что как раз тогда святитель Лука, на тот момент еще совсем молодой епископ, получил благословение патриарха Тихона продолжать свои медицинские труды и наставление о пути архиерейства.

Это очень важное событие, и очень важное для самого святителя Луки, потому что он в 1923 году тайно был рукоположен в Пенджикентеынешний Таджикистан), недалеко от Самарканда. Ему очень важно было, чтобы он был утвержден как настоящий епископ Русской Православной Церкви от самого патриарха. Были сомнения в том, что он является истинным архипастырем. Но поскольку он служил с патриархом, был на приеме у патриарха и рассказал, каким образом это совершилось, то патриарх Тихон одобрил, узаконил его рукоположение. Эта совместная служба – показатель единства и признания святителя Луки как настоящего, законно рукоположенного епископа Русской Православной Церкви в те очень тяжелые времена гонений.

Но потом возникла еще и другая ситуация. Он же был хирургом, был врачом и продолжал свою медицинскую миссию. И тоже получил от Святейшего патриарха Тихона миссию, чтобы он был врачом души и врачом телесным, продолжал совершать те операции, которые он имел дар от Бога совершать. Чтобы помогать людям в исцелении от очень тяжелых болезней. Он находил способы их исцелить.

Он никогда не был озлобленным против тех, кто причинял ему гонения, унижал, оскорблял, отправлял в тюрьму, ссылал. Был такой момент, когда заболел один человек, который был очень близок к Ленину. Он уже умирал, а находился в Таджикистане, в Душанбе. Послали самолет, а ведь тогда самолеты были не так доступны, как сейчас. Послали специальный самолет за святителем Лукой, он сделал очень успешную операцию и возвратил пациента к жизни, можно сказать. Тоже интересное свидетельство его верности служению Церкви Христовой, православной вере.

Он принял монашество, стал священником и епископом с одной целью: чтобы защитить православие в Средней Азии, потому что православие тогда было в очень тяжелом положении. Когда он совершил чудесную операцию в Душанбе, эти властные люди сказали: «Оставайся с нами. Мы сделаем все возможное, чтобы ты имел клинику, здесь будешь лечить и продолжать свою медицинскую работу». А он сказал: «Я не против, но только у меня единственное условие: откройте церковь – и тогда я останусь». Сказали, что не могут этого сделать. – «Ну, тогда я уезжаю». Так он смело стоял на позиции веры и благочестия. И смело говорил все той власти, которая его гнала, боролась с ним, с верой, с нашей Православной Церковью. Вот такой интересный показатель его верности Богу, людям.

О святителе Луке можно очень много говорить. Вся его жизнь полна чудесных явлений и является показателем его глубокой веры. Даже сейчас не каждый может такое сделать. У него было четверо малолетних детей. Они тоже испытывали трудности из-за того, что отец был верующим, священником, архиереем, при этом гонимым. И, конечно, им очень нелегко было. И ему приходилось терпеть все эти трудности, чтобы как-то их содержать.
 
 Были такие ситуации, когда власть через детей влияла на святителя, чтобы он отрекся от веры. «Папа, ты же видишь, что нам тяжело, нас в школу не берут, нам нечего есть. Из-за того, что ты стоишь на своем, мы мучаемся». А он их успокаивал, говорил: «Ничего страшного, немного потерпим, но все будет хорошо. Веру в Бога нам не нужно терять. Мы должны сохранить ее до конца, что бы ни случилось». Вот так он воспитывал своих детей.
 
 И он от веры не отрекся. Интересно, что в тюрьме он закончил свой научный труд «Очерки гнойной хирургии». Видите, какой уникальнейший человек: в тюрьме его гнобят, унижают, оскорбляют, мучают, а он еще и научную работу пишет. Необычный человек, потому что он от Бога. А что от Бога, то всегда чудесно.

А что касается святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, то это, конечно, тоже удивительная личность. Он тоже очень смело защищал интересы Церкви перед той богоборческой властью, которая открыто уничтожала людей веры, храмы. И он говорил им открыто, чтобы они перестали гнать Церковь и верующих, уничтожать их такими страшными средствами. Поэтому, конечно, власти не нравились его выступления, но он твердо стоял на позиции веры и благочестия. На него давили с разных сторон: и обновленческое движение, и патриарх Константинопольский, который заставлял его отойти от патриаршего служения. Но он очень твердо ответил патриарху Константинопольскому и сохранил свои позиции.

Патриарх Тихон много сделал для нашей Церкви, чтобы сохранить ее от уничтожения в самое тяжелое время, когда он был избран на патриаршее служение. Поэтому очень важно то событие, которые мы завтра будем отмечать в Челябинске. В Челябинскую митрополию прибывают мощи святителя Тихона, чтобы его молитвами, его святыми мощами освятилась эта земля. В какой-то степени, может быть, он приходит сюда для того, чтобы одобрить подвиги и труды тех новомучеников, которые здесь терпели в годы советской власти и поддерживали его в том, чтобы он стоял твердо и не предавал веру Христову.

Здесь еще был в заточении митрополит Петр (Полянский), местоблюститель патриаршего престола. Они оба сейчас на небе, в Царстве Божием, благословляют всех нас и молятся за нас, чтобы Господь дал и нам сил твердо стоять в вере и не предавать ее, несмотря ни на какие условия нашей жизни. В те времена людей старались отвратить от Бога и Церкви мучениями, страданиями, гонениями, унижениями, оскорблениями, издевательствами, ссылками.

Сейчас у нас другая ситуация: нас отвращают от Бога наслаждениями, удовольствиями и удобствами. И мы теряем и совесть, и стыд, и веру, и благочестие. И, конечно, это все сказывается на нашей вере и нашей жизни. От этого нам же плохо, потому что мы терпим многие трудности. Чем ближе мы будем к Богу, тем меньше этих трудностей мы будем испытывать. Поэтому очень важно, чтобы мы на примере наших новомучеников и исповедников Церкви Русской воспитывали себя в вере и благочестии. И не отступали, не ослабевали в своей вере, а стояли так же твердо, как они стояли, когда их мучили, издевались над ними и причиняли им всяческие скорби и трудности.

Многие из них были зверски убиты, терпели страх и ужас, их жизнь была очень тяжелая. Сейчас у нас нет такого, мы свободны, церкви открыты. Но, к сожалению, когда у нас все хорошо, то в церковь люди особо и не спешат. Говорят: я занят, у меня нет времени; когда будет время, тогда пойду. Как будто сделают Богу одолжение. Это какое-то непочтение, неуважение к Богу. Господь сказал: приходите в воскресный день в церковь. Для чего? Для того, чтобы дать нам силу побеждать зло и жить по тем нравственным ценностям, которые нам даны. Чтобы нам же и было хорошо. Вот и всё.
 
 Нужно приходить в церковь, чтобы получить благодать Божию, силу Божию, прощение наших грехов. Господь хочет, чтобы мы, Его дети, получили помощь в нашей жизни, чтобы у нас все было хорошо. А мы говорим: нет времени, дела. Поэтому печально, что мы так относимся к той Церкви, которую Бог установил для того, чтобы нам помочь в нашей жизни здесь, на земле, и достичь Царства Божия в вечной жизни.

Господь пришел на землю, воплотился, стал Богочеловеком, показал пример, как можно жить на этой земле. Он пострадал за нас на кресте, чтобы нас искупить из рук дьявола, вывел нас из глубин ада, открыл райские двери, отдал нам вечную жизнь, воскрес, вознесся на небо, сел одесную Бога Отца, чтобы мы тоже могли, живя на земле, достигнуть такой высоты. Но Господь, зная нашу немощь, слабость, что мы сами ничего не можем, послал Духа Святого и разлил над всем миром Свою благодать, чтобы в Церкви мы могли креститься благодатью Святого Духа, принимать таинства Покаяния и Причащения Тела и Крови Христа, которые соединяют нас с Ним здесь, на земле.

Вот такое благо Господь сотворил, и Он изливает эту благодать на нас. Особенно в день Святой Троицы, когда мы коленопреклоненно молимся о ниспослании на нас животворящего Духа Святого, спасающего нас. И мы должны прийти в церковь и получить его. А если не приходим, то и не получаем. И все те, кто пришел на эту службу, почувствовали действие благодати Божией и унесли с собой эту благодать. А для того, чтобы ее сохранить, нужно приходить в храм каждый воскресный день, потому что в течение недели человек все-таки живет в миру, где есть много испытаний, искушений, соблазнов, даже греховных падений.

И нужно прийти, чтобы покаяться, и Господь готов простить нас. Это удивительно, что Господь говорит: приходите ко Мне, Я вас прощу, утешу вас и дам мирное состояние души, радость, силу и крепость, чтобы вы могли дальше трудиться, кормить свою семью и обеспечивать самих себя. Это все дар Божий, Божия благодать. Приходите каждый воскресный день и благодарите за то, что Он дает нам.

Еще в Ветхозаветной Церкви Господь сказал людям, чтобы они приходили в храм, благодарили Бога и жертвовали Ему из своего дохода, который получают по милости Божьей. Тогда отдавали десятину от своего дохода. Мы сейчас об этом не говорим, каждый дает от своего сердца, как говорится в Евангелии, мерою доброю, утрясенною (Лк. 6, 38). Если мы доброхотно жертвуем Богу, то Господь сторицей воздаст за такую милость и благодарность, которую оказывает человек Богу, своему Небесному Отцу за Его благодеяния.

Вот такой должна быть наша жизнь. И для этого Господь создал Свою Церковь, чтобы мы в нее приходили и могли получить все дары, которые Он готов обильно изливать над нами для нашей же пользы, для нашего спасения, для нашего возрастания в Боге. Потому что мы сами становиться лучше не можем. Мы можем это делать только тогда, когда проявляем к этому свою волю. А Господь всегда готов дать нам помощь, чтобы мы могли стать и смиреннее, и милосерднее, и любвеобильнее, и дружелюбнее, и трудолюбивее 

Все эти качества души мы получаем от Бога. Господь дает их нам. Если мы будем их просить, Он будет нам их давать, а мы должны благодарить Бога и не приписывать это себе, потому что это Божий дар. Мы должны также дать и свою лепту Богу, как это было с самых древнейших времен, как Господь установил это для нас, чтобы мы были настоящими детьми Божьими, благодарными, любвеобильными к Богу и исполнителями Его святой воли.
 
 – Мне очень понравилось чье-то слово, что этот юбилейный год святителя Тихона – время, когда мы узнаем его как человека. Да, мы знаем, что он патриарх, после долгого Синодального периода впервые избранный на Руси в очень тяжелое время, проведший Церковь сквозь многие бури в скорбные, трагичные и опасные времена. Это все так. Но действительно мы узнаем его и как человека. И в этом году очень часто звучит такая формулировка. Когда Поместный Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол, то митрополита Антония (Храповицкого) называли самым умным, митрополита Арсения (Стадницкого) самым строгим, а митрополита Тихона самым добрым. И потом старец Алексий Зосимовский тянет жребий, и Господь выбирает самого доброго.

Это интересно и удивительно, и, может быть, это как-то можно осмыслить. Потому что, казалось бы, страшные времена. Уже есть новомученики, убиенные и священники, и архиереи. Уже понятно, что так, как раньше было, не будет. А что будет – неизвестно. Казалось бы, нужны и ум, и строгость. А Господь являет, что в первую очередь нужна доброта. Просто интересно об этом подумать. Какие у Вас на этот счет размышления? Это не значит, конечно, что те два митрополита были недобрыми людьми, но у святителя Тихона в первую очередь люди видели доброту.

– Это тоже дар Божий, благодать Божия. Ведь святитель Тихон был добр, но также очень тверд в вере и благочестии. И он не предал свою веру ни при каких условиях. Его доброта проявляется в том, чтобы не предавать свою веру, быть добрым по отношению к Богу. Не к людям показывать свою доброту, что он выполнит то, что ему скажут...

– Но это тогда уже человекоугодие.

– Да. А он добрый по отношению к вере, к благочестию, к Богу в первую очередь. И, конечно, к людям, ведь если люди потеряют веру через него, то это будет крах и большие страдания. Он принесет этим очень большие неприятности всей Церкви. Это тоже есть качество доброты, которое очень важно для того времени. Оно и всегда важно.

Это тоже для нас поучительно, что при всех трудностях и испытаниях нашей современной жизни, конечно, очень важно быть добрым. Доброта очень важна. Доброта сглаживает многие проблемы, которые встречаются в нашей жизни. Казалось бы, надо быть строгим, бороться. Но своей добротой можно победить зло, грех, многие напряженные ситуации, которые встречаются в нашей жизни.

Это особенно важно в жизни семейной, общественной, государственной, потому что это очень полезно для человека: быть добрым, но твердым в вере и благочестии, стоять твердо на тех позициях нравственности, духовности, которые у нас есть. И мы должны их хранить, ценить, приумножать и направлять людей к тому, чтобы они тоже жили по этим правилам христианской жизни, против которых сейчас тоже идет сильнейшая борьба в нашем обществе. И мы должны стать твердыми. Вот это и есть наша доброта.

– А мне пришло на ум слово Господа: «Хорошо, добрый и верный раб». Именно это сочетание: добрый и верный. Вы сказали о нравственных проблемах общества. И понятно, что под удар в первую очередь попадает подрастающее и молодое поколение.

Весной этого года в Макарьевском фонде, председателем которого Вы являетесь, состоялось обширное заседание по вопросу «Семьеведения», введения его в школах. Этот учебный комплекс разработан уже давно, апробирован в разных регионах, показал прекрасные результаты. И в первую очередь можно говорить, наверное, даже не о детях младшего возраста, а о старших школьниках. Потому что совершенно понятно: когда нам говорят, что нас мало и мы вымираем, то надо достучаться до тех, кто завтра выходит за школьный порог и создает семью. Ощущают ли они себя в будущем осознанными родителями или считают, что будут жить для себя, а дети – это лишняя обуза? Это важнейший вопрос, который решает как раз такой предмет, как «Семьеведение».
 
 Я хотела спросить, как обстоят дела с внедрением его на практике в наше школьное образование и воспитание? Знаю, что были некоторые трудности. 

– К сожалению, есть трудности. Есть такой учебник со всеми требованиями, которые требует нынешнее педагогическое сообщество, даже Министерство просвещения. Все есть в этом учебнике «Нравственные основы семейной жизни». И многие преподаватели в школах посмотрели его, увидели, что это очень большое для них подспорье, содержащее хороший материал для того, чтобы исправить нравственную ситуацию в школе.
 
 Даже школьники, которые проходят этот курс, говорят: а где вы были раньше? Если бы раньше нам об этом говорили, то мы, может быть, не сделали таких ошибок, которые сейчас наделали. Этот учебник «Нравственные основы семейной жизни» даже Святейший Патриарх одобрил, внес его в повестку дня Высшего церковного совета. На этом совете я выступал, докладывал о нем, Патриарх сам брал в руки этот учебник. И он сказал такие слова: это не «Закон Божий», а вполне светский учебник о нравственности, духовности, правильный жизни человека в нашем обществе.

Конечно, нужно ввести этот предмет в школах, чтобы учащиеся 9–11-х классов могли получить такие знания, которые помогли бы им избежать многих ошибок. Но, к сожалению, Министерство просвещения пока никак не готово к этому. Учебник одобряют, говорят, что все нормально, но еще нет такого настроя, чтобы этот предмет уже преподавали в школах. Но, несмотря на это, об этом учебнике знают во многих школах многих регионов, и предмет преподается потихонечку. Конечно, хотелось бы, чтобы более широким был охват. Но в тех школах, где уже преподают этот предмет, видят хороший результат воспитания. И, как я уже сказал, школьники также сами благодарят, что есть такой учебник, который им очень помогает в жизни. Будем надеяться...
 
 Государственная дума уже подключена, и в правительстве, и в Совете Федерации тоже заинтересовались этим учебником. В общем, идет какой-то процесс, и я думаю, что в скором будущем эта стена пробьется и школа получит этот учебник. Мы не претендуем на то, что этот учебник самый совершенный. Можно было бы сейчас ввести его в школе, потому что другого такого хорошего пока нет.

– Хорошего нет, а плохие уже были презентованы обществу, и оно содрогнулось. И я боюсь, что просто сама эта формулировка «семьеведение» была дискредитирована тем, что предложили некоторые деятели. Но на самом деле есть абсолютно адекватный учебный курс, который помогает. Он не содержит ни оккультных, ни иных сегментов.

– К сожалению, некоторые люди, видно, были воспитаны не на нашей российской площадке, а где-то за рубежом. Они напичканы знаниями о всяких контрацепциях, абортах и так далее. И для них другого варианта нет, только этим путем можно как-то решить проблему. На самом деле есть очень хороший, нужный путь, и общество его одобряет. Просто некоторые люди у власти этого не понимают, у них нет сил, чтобы отказаться от своих взглядов и взять на вооружение этот курс.

Уже есть комиссия при правительстве, необходимая для того, чтобы собрать такой ученый коллектив, который мог бы разработать учебник по нравственности и духовности с дошкольного возраста до 11-го класса. Никто не запрещает. Пускай занимаются. Но надо делать, а не просто говорить об этом. Разговоров много, но дела никакого. А есть уже готовый материал. Пускай этот материал работает в школах, а параллельно можно будет что-то еще придумать, чтобы дать здоровую пищу детям с самого малого возраста.

Это очень важно, потому что школа – это будущее нашей страны. Поэтому как мы воспитаем это поколение, такими будут и другие поколения. Надо быть очень осторожным в этом. Но, к сожалению, не совсем все так, как хотелось бы.

– Попросим молитв и поддержки наших зрителей. Наверняка нас смотрят и педагоги, и чиновники различных министерств и ведомств, которые могут как-то влиять на это.

– Мы благодарны некоторым чиновникам и губернаторам, которые серьезно относятся к своей обязанности, заботятся о своем народе, что вручил им Бог. Они взяли эти учебники, ввели во всех школах. Есть такие примеры в Самаре, еще в нескольких регионах. Они работают и благодарны – и никаких проблем нет. Но некоторые никак не хотят пока этого.
 
 – Императору Константину можно помолиться. Человек управлял империей, он только-только взял там власть. Там была некая турбулентность, и вдруг он дает себе труд озаботиться верными понятиями о Боге. Это как раз небесный покровитель людей государевых, чтобы они понимали: будут с Богом правильные отношения – и в государстве все устроится.

Ведущая Светлана Ладина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X