– В екатеринбургской студии телеканала «Союз» мы с огромной радостью приветствуем митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главу Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви.
Владыка, спасибо за то, что Вы пришли к нам. Мы очень рады этому, и наша радость абсолютно искренняя и теплая. А разговор наш, как всегда, пойдет о вопросах духовных, и я бы хотела предложить тему «Слово». Слово в христианстве – это одно из имен Сына Божия, и это такая драгоценность, которую Господь дал людям, и мы можем использовать ее как во спасение, так и в погибель: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Вот об этом хотелось бы сегодня поговорить.
– Конечно, слово имеет очень большое значение. Одним словом Господь сотворил весь видимый и невидимый мир: да будет свет, – да будет все необходимое для сотворения этого мира. Слово имеет очень большое значение и силу для всех нас.
Господь изрек для нас Свое слово, чтобы мы им жили, действовали, воодушевлялись, наставлялись, чтобы мы направляли свою жизнь именно словом Божиим. И больше здесь ничего не скажешь, потому что Бог для нас является абсолютно всем, Он Создатель, Творец видимого и невидимого мира. Отсюда нам следует почерпнуть назидание, что слово для нас имеет очень большое значение, потому что и нам Господь может дать эту созидательную силу, которую мы можем применить для своего блага и блага всех людей.
Мы воспринимаем слово Божие своим сердцем, своим умом, своими мыслями. Этим словом мы назидаемся, чтобы правильно поступать в тех или иных ситуациях, но это слово мы можем сказать и другим людям, чтобы оно благотворно действовало и на них. И это очень важно, потому что слово – это большой дар Божий, который дал нам Господь, чтобы мы могли словом укреплять человека в том или ином благом делании.
Мы знаем, что Господь говорил Свое слово ученикам, ученики передавали его другим людям, и через слово вера Христова распространилась по всей земле. Это происходит и до сих пор. Слово Божие имеет силу отвращать человека от зла, греха, от греховной жизни. И для нас очень важно усваивать это слово Божие, важно, чтобы оно имело большую силу, чтобы оно могло воздействовать на человека, отвращая его от какого-то зла, от сомнений в вере и так далее.
Мы знаем, что апостол Павел говорил не в премудрости человеческой, он говорил от всего сердца, от всей души, от всей своей простоты, и слово его имело очень сильное воздействие на людей. И мы должны воспитывать себя так, чтобы наше слово было добрым, созидательным.
По слову преподобного Серафима Саровского, ум человека должен «плавать» в словах Евангелия. Апостолы же говорят, что мы должны приобретать разум Христов, разум евангельский, чтобы мы могли говорить не своими словами, но словами, почерпнутыми из слова Божия. Словом мы обращаемся к Богу и просим у Него прощения, исцеления, помощи, словом мы просим, чтобы Господь очистил нашу душу. Когда мы соединяем свое слово с сердцем, с умом, то оно более действенно, чем когда мы просим о чем-то машинально, походя.
Слово имеет очень большое, важное значение для нашего спасения, поэтому нам нужно ценить слово, ценить наш язык и освящать его словом Божиим, чтобы он не был испорчен никакими скверными словами, которые сейчас, к сожалению, произносят все, от мала до велика, даже дети.
А почему мы слышим нехорошие и даже матерные слова от детей? Потому что они слышат их от взрослых, и это очень печально сказывается на состоянии детской души. Так бывает потому, что люди не воспитаны в слове Божием, они не освящают свой разум, свою душу и свой язык словом Божиим, которое Господь дал нам, чтобы мы славили Бога, могли радовать им ближнего своего, чтобы этим своим словом мы могли нести человеку добро, радость, утешение.
Но словом можно и оскорбить человека, и причинить ему всякое зло, и даже убить его. А ведь слово Божие говорит о том, что нельзя причинять человеку какое-либо зло, нельзя обижать его. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли, что наше слово не для того, чтобы кого-то обидеть, оскорбить, унизить, а для того, чтобы нести человеку добро, ведь Господь Своим словом принес на землю добро, всю красоту нашей природы, да и нас Он сотворил Своим словом.
Созданные словом Божиим, мы прекрасные, добрые, хорошие люди. И мы не должны словом делать себя хуже, чем мы есть. Мы не должны осквернять свое слово и уходить на сторону, противоположную Богу, – на сторону дьявола, который словом своей гордыни потерял славу Божию, понес наказание от Господа и словом осужден на вечные мучения.
Как мы видим, слово имеет очень большое значение, и мы должны быть внимательными к тому, что мы говорим, ведь сказано в Священном Писании: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Оправданы мы будем, если слова применяем во благо, а осудимся, если слова наши применяются во зло – когда мы кого-то обижаем, когда говорим скверные слова...
Сегодня мы слышим, как на фронте общаются наши солдаты и офицеры, которых мы очень любим, за которых молимся, и нам становится не по себе от тех слов, которые они произносят, даже когда радуются от своих успехов. И радуясь, и скорбя, они произносят матерные слова, и это очень печально.
Нам всем нужно научиться радоваться добрым словом, потому что доброе слово приносит человеку добро, мир, благословение Божие. А злые слова – они не Божии, а дьявольские, и они причиняют только зло, оскверняя нашу душу. Почему этими словами мы должны служить дьяволу, если мы можем служить Богу для нашего же блага, освящая добрым словом себя и своего ближнего, принося благо себе и другим?
Недобрыми, матерными словами мы оскверняем себя, людей вокруг нас и всю нашу атмосферу. В этой бесовской атмосфере зла остается совсем мало добра, а святые отцы говорят, что мы должны даже воздух освящать добрыми словами молитвы. Они советуют нам, когда мы остаемся наедине с собой и с Господом, вслух произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», – чтобы эти слова освятили наш дом, чтобы враг рода человеческого не причинил нам зла.
А когда мы видим, чувствуем, что враг борет нас, нам нужно защищать себя молитвой, словом Божиим, именем Христа Спасителя, чтобы враг не имел к нам доступа. А он имеет к нам доступ, если мы осквернены какими-то скверными, греховными, нехорошими словами.
Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим, что среди нас есть люди бесноватые. В таких людей вселяется бес, и уже не человек управляет собой, а бес им управляет. Когда в прелесть бесовскую впадал благодатный старец, который жил в молитве и посте, первое, что делали бесы с таким человеком, произносили его языком самые скверные, матерные слова. Матерные слова языком человека, который всю жизнь славил Бога!
Поэтому, если мы слышим, что человек ругается матом, мы говорим, что в нем действует бес, что это бесовские происки. Такой человек подражает, служит дьяволу, выполняя его волю, даже если он и не хочет этого делать.
– Человек не может этому противостоять.
– Да, он совсем не может противостоять этому. А мы, получается, добровольно произносим матерные слова, и это очень плохо. Где же здесь наша культура, наше образование, какие-то границы нашей нравственности, духовности? Так быть не должно.
Поэтому нам нужно всячески стараться, чтобы мат исчез из жизни нашего общества и остались только добрые слова, освящающие наше сердце, нашу душу, наш разум и наших ближних. Мы призваны к тому, чтобы заботиться не только о себе, но и о ближнем своем, и мы должны приносить людям добро и радость. А как мы можем это делать? Только добрым словом, добрым отношением к своему ближнему.
Если вернуться к теме войны, то мы должны понимать, что эта война не случайна. Из истории человечества мы знаем, что войны бывают тогда, когда человек удаляется от Бога. А от Бога удаляют человека в том числе и эти матерные слова, потому что человек, произносящий их, исполняет волю дьявола. Мы говорим, что для того, чтобы войны не было, нужно приближаться к Богу, отказавшись от всех греховных привычек, которые оскверняют человека, которые наполняют его ненавистью, злобой и так далее.
Из Ветхого Завета мы знаем, что богоизбранный народ почитал Единого Истинного Бога, что он вел нравственную жизнь, и нападавшие на этот народ не имели успеха. Но враги старались ввести богоизбранный еврейский народ в заблуждение, в безнравственность и бездуховность. И когда это у них получалось, еврейский народ побеждался врагом, причем неоднократно.
Сколько раз еврейский народ был пленен, попадал и в вавилонский, и в персидский плен, но когда эти люди даже на обломках своего существования каялись и снова хотели вернуться к нравственности и духовности, к чистоте и святости, к которым призывает Христос, Господь снова собирал их вместе. Они опять укреплялись, восстанавливали разрушенные храмы и молились Истинному Богу. Так было несколько раз на протяжении человеческой истории. И сколько раз еврейский народ падал, столько раз Господь наказывал его войнами и неприятностями.
Даже если взять Всемирный потоп, о котором все знают, он уничтожил весь человеческий род, кроме восьми человек. Господь уничтожил людей не потому, что Он такой злой, а Он уничтожил зло, уничтожил грех, эту заразу греха, потому что она могла заразить и этих восемь человек, которые еще оставались преданы Богу. Тогда никакого добра на земле не было бы, и смысла жизни на земле тогда бы не было. Смысл жизни на земле есть тогда, когда есть добро, мир, согласие, есть жизнь по воле Божией. Это залог того, что если люди живут на земле добродетельно, богоугодно, то Господь уготовил для таких людей вечную жизнь, вечное благо, вечный мир. И если перенестись уже в Новый Завет, то Христос Спаситель пришел на землю для того, чтобы нас возвести на небо.
Мы знаем, что Адам и Ева были изгнаны из рая за гордость, непослушание, невоздержание в посте. То есть им там, в раю, тоже дан был пост, но они нарушили этот пост, они предали Бога. Они послушались не Бога, а дьявола. И вот за это Господь их изгнал из рая. Но Господь, по Своему милосердию, уже тогда сказал, что будет время, когда Он придет и искупит людей от этого греха, потому что Он знает, что они сами не смогут это сделать. И Он пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, вочеловечился и принял на Себя грехи всего человечества, вознес их на Крест, омыл их Своей честной кровью и открыл для нас двери рая.
И теперь все мы можем добродетельно жить здесь, на земле, для добра, для мира, для Бога, для Царства Божьего, для вечности. Делая добро, мы тем самым приобретаем благо и здесь, на земле, и на небе. А если мы здесь будем укореняться во зле, то смысла в такой жизни нет, потому что после этой жизни начнется жизнь другая, где будут две дороги: одна в рай, другая в ад. И если мы зарабатываем себе дорогу в ад, то Богу это неприятно, потому что Он за нас претерпел крестные страдания, чтобы вывести нас из ада. А мы сами лезем в этот ад, и во второй раз Он не пойдет на Крест, чтобы нас искупить. Он говорит о том, что если люди не хотят воздерживаться и жить по заповедям Божиим, то есть книга Апокалипсис, в которой написано, что будет, если человек не хочет жить по воле Божией, а хочет жить по воле дьявола.
Поэтому мы сейчас и говорим о том, что очень важно созидать добро через слово, через добрые слова назидания, а не через те злые слова, которые мы порой произносим. Как я уже говорил, удивительно, когда люди, радуясь, произносят, мягко говоря, плохие слова, слова нецензурные. И скорбят тоже с матом; и ненавидят тоже с матом. Это показатель, какую степень нравственности человек сейчас имеет. Это показатель, барометр падения нашего общества в грех. Когда мы радуемся, мы должны говорить добрые слова. Когда скорбим, тоже должны обращаться к Богу со словами: Господи, помоги! А не с матом. И мы должны славословить Бога, благодарить Бога за то, что есть успех в каком-то деле. И в сегодняшней специальной военной операции тоже есть успехи. И мы должны в своей радости не матом выражаться, а сказать слова благодарности тем, кто поступил героически, совершил подвиг.
И, конечно, надо Бога благодарить, потому что героизм совершается не одними силами человека. Это человек сам о себе мнит, что это он сделал. На самом деле Господь избрал именно этого человека, чтобы он совершил подвиг и спас многих людей или избавил людей от какого-то зла, от неприятеля. Поэтому благодарить надо Бога, что мы победили, чего-то достигли. А наше поведение – это показатель того уровня нравственности, который сейчас в нашем обществе есть. Очень неприятно это слышать, видеть, и хотелось бы, чтобы слова, которые я сейчас говорю, дошли до сознания каждого человека, чтобы мы жили нравственнее, чище, более духовно. Потому что те слова, которые произносят сейчас, это грязь, это зло, это не Божии слова, это бесовские слова. И поэтому надо от них отходить, к хорошему это не приведет никогда.
Ведь наши солдаты в былые времена, когда была вера, когда умы и сердца людей были освящены верой в Бога истинного, ум был освящен словами Священного Писания, знали слово Божие, которое Господь нам оставил на этой земле, они шли в бой со словами из Священного Писания. Посмотрите на Александра Невского, великого князя, святого нашей Церкви. Словами из Священного Писания, из Ветхого Завета, из Псалтири он воодушевлял своих солдат и сам шел в бой. И этими словами он побеждал врага, потому что с ним был Бог. И Бог ему помогал, потому что человек без Бога слабый, а с Богом сильный.
И в этом секрет, почему Александр Невский малой дружиной побеждал регулярную армию западных стран. Они тоже напали на Россию в годы правления святого благоверного князя Александра Невского. Надо читать Писание и взять себе на вооружение слова из Священного Писания, с этими словами идти на доброе дело, на защиту своего Отечества.
А мы защищаем Отечество от чего? От неверия, от зла, ненависти, злобы, от антихристовой силы. Мы защищаем Отечество от безнравственности, которую нам хотят навязать в нашей жизни, от того безобразия, которое на Западе творится, той нравственной испорченности. У нас тоже есть проблемы с нравственностью, но они хотят это еще усугубить, чтобы мы совсем стали безнравственными.
Поэтому сейчас идет война за добро, за мир, за благополучие, за то, чтобы в сердцах наших был Бог, была вера. И эту веру истинную, православную, сейчас защищают наши солдаты и офицеры. Нужно это все понимать. И мы им благодарны за их труды. Но нужно, чтобы и слова их были Божиими, благодатными, и тогда они принесут еще больше сил, больше возможностей побеждать нашего внешнего врага, который хочет нам принести зло.
− Сатанизм.
− И сатанизм, да. Поэтому очень важно наше слово, чтобы оно было не в осуждение, не вводило в грех, а служило тому, чтобы народ восстал от греха и жил добродетельно, богоугодно, по заповедям Божиим, потому что заповеди Божии, эти святые заповеди, дают нам возможность жить с Богом, для Бога, для Царствия Божиего, для вечности, для своего благополучия как на земле, так и на небе. И мы должны жить с пониманием того, что, трудясь здесь, на земле, совершая добро, мы одновременно с тем, что здесь созидаем атмосферу добра, очень важную для нас, в то же время строим себе Царство Божие на небе. Два Отечества: земное и небесное. Мы должны их получить. И Господь так судил, чтобы мы здесь, на земле, готовились через добро к вечному благу, которое уготовил Господь любящим Его.
− Владыка, я понимаю, что наверняка уже и сейчас раздаются такие комментарии: вот вы сидите в светлой, прекрасной студии. Владыка пороха не нюхал, под бомбежкой не бывал и тут теоретически нам рассказывает, как должно быть. А попробовал бы он сам! Так вот, я хочу сказать, что у владыки есть опыт проживания и под бомбежкой, и под обстрелом, и в условиях войны. И эти его слова имеют огромный вес. Это слова человека, который имеет такой опыт.
− Да, в своей жизни я прошел испытания, когда и бомбили со всех сторон, и стреляли в мою машину. Это чудо Божие, что все обошлось. Но я думаю, что все обошлось потому, что в машине я молился, читал правила. Господь меня охранял, оберегал. И когда была война в Приднестровье, то мы усугубили свою молитву. Мы стали очень усердно молиться Богу. И я думаю, что благодаря такой сугубой молитве Господь быстро остановил эту братоубийственную войну. Она недолго шла, несколько месяцев. И она остановилась, потому что люди все в храмы шли, молились. И притом молились лежа, а если поднимешь голову, то пули летят, свистят со всех сторон. И поэтому мы не могли стоять и спокойно молиться, а молились лежа, или полулежа, или на коленках, сгибаясь, чтобы не было попаданий, когда простреливали храм, собор. И хотя война шла и весь город был в огне, люди собирались в храм Божий, молились. Это удивительно, как это было, в том числе в монастыре, где я находился, где тоже со всех сторон бомбы летели.
Одна бомба попала в купол собора, с которого только леса сняли. То есть сделали ремонт, все было красиво, а как дали огонь, так образовалась дыра. Бомба попала в храм, и хорошо, что там было много книг, он служил тогда складом для книг, духовной литературы. И снаряд попал в эти книги и не взорвался. Это тоже чудо Божие!
Чудес было много, потому что была очень слезная, очень сильная молитва перед Богом, перед святынями Церкви нашей, перед иконами Божией Матери, святых угодников Божиих. Молились со слезами. И несмотря на все трудности, храмы были заполнены людьми, люди приходили под обстрелами и бомбежками, приходили и молились, потому что единственный, Кто мог их спасти, это Бог. Больше никто.
Вот и сейчас мы видим ситуацию, которая складывается в Украине, и если бы вся Россия, все люди, находящиеся вне поля боя, вне обстрелов, приходили в Церковь в воскресные, праздничные дни, то я уверен, что война быстро бы закончилась. Я призываю сейчас к тому, что надо жить церковной жизнью, жить по воле Божией, потому что только это может привести к миру, к победе, к тому, чтобы закончилась эта война. Только если мы будем приходить в церковь.
Храмов сейчас очень много, слава Богу, но может быть, даже они не вместили бы всех, если бы все пришли. Но если хотя бы большая часть людей приходила, то это было бы наше покаяние. Оставить все свои дела и прийти, пару часов посвятить Богу с молитвой: Господи, помоги нашим воинам, чтобы остались живы, чтобы был успех в их воинских делах, чтобы те операции, которые они проводят, были успешными, без потерь! Вот и все, о чем надо молиться. И каяться перед Богом в том, что если до сих пор что-то делали не то, что надо, в том числе нецензурно выражались, то надо попросить Господа о прощении, чтобы Он помог нам исправиться, а мы будем стараться более этого не делать.
Это очень действенное средство для того, чтобы остановить войну. И еще раз повторяю: важно, чтобы в эти серьезные для нашей страны дни, а они очень серьезные, это нужно понимать, единственный выход из положения – обратиться к Богу с молитвой, с покаянием, с желанием исправиться. И если человек не знает, в чем надо исправляться, а такое тоже бывает, то пусть приходит, мы подскажем, в чем нужно исправляться. Приходите на исповедь, и опытные батюшки скажут, чем вы страдаете, какими грехами.
И, конечно, самый тяжкий грех, который сейчас есть, – это незарегистрированные браки. То есть сейчас поголовно такая ситуация, когда люди живут вместе, не расписываясь в ЗАГСе, считая, что эта бумажка не имеет никакого значения. Эта «бумажка» имеет большое значение, потому что это есть благословение Божие. Надо все же узаконить свои отношения. Бог это благословил. Иначе вы живете в блуде, а блуд есть самый тяжкий, смертный грех. Люди живут в таком грехе и хотят, чтобы у нас был мир. Как будет мир, когда у нас столько грехов совершается?
И потом у нас очень серьезная ситуация с демографией, нация вымирает из-за того, что у нас нет понятия о нормальной семейной жизни. Сейчас у нас в России идет Год семьи, но не акцентируют внимание на тех болячках, которые нужно исправлять, чтобы ситуацию с демографией нормализовать. Нужно, чтобы люди понимали, что они ответственны за свою семейную жизнь. И эта ответственность заключается в том, что нужно зарегистрировать брак и принять решение жить честно, добросовестно, порядочно, серьезно, понимая, что это очень важный путь жизни. Это не какие-то наслаждения, удовольствия или только блага. Семейная жизнь – это труд, в котором есть и радость, и утешение, и всякое благо.
Но надо трудиться. Люди говорят: я не хочу, потому что хочу жить для себя. Но это называется «эгоизм», который не принесет тебе никакой пользы. Мы же не вечные здесь, на земле, мы стареем, и в старости нуждаемся в помощи и поддержке. И мы молимся о том, чтобы Господь поддерживал нас в старости. Хорошо, когда есть дети, которые нас могли бы поддержать. А если их нет, то кто будет это делать?
У нас есть очень много таких людей, которые находятся в тяжелом состоянии и нуждаются в помощи, чтобы был человек, который мог бы за ними ухаживать или помочь в чем-то, лекарство подать, просто сказать доброе слово. И это уже приятно человеку. А если даже этого нет?
Ко мне очень много приходит таких людей, которые говорят: «У меня все есть: и хорошая зарплата, и деньги. Но я один. У меня никого нет. Мне скучно. Я места себе не нахожу. Некому даже открыть дверь и просто сказать "доброе утро"». Даже когда я здесь был в свое время, ко мне приходили и говорили: «Дайте мне человека, чтобы я с ним мог общаться хотя бы один раз в день. Я один, у меня двухэтажный дом. Все есть, а счастья нет».
Потому что жил для себя в свое время, а не для того, чтобы помогать ближнему. А в старости и в болезнях эти ближние как раз нам помогают. Каким ты был в свое время, так и с тобой будут поступать. В Священном Писании есть такие слова: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Вот к этому и призывает нас Господь, чтобы мы не только о себе думали, а о ближнем своем.
И поэтому нужно вступать в брак, жить в браке честно, целомудренно, чтобы не изменять друг другу, рождать детей и воспитывать их. Это труд, за который Господь награждает вечными благами. И когда человек нуждается в помощи, то дети как раз являются первыми помощниками и приносят ему радость в старости, оказывают поддержку.
Жизнь так устроена, что ребенок рождается немощный, он ничего не может делать сам. Мама и папа вокруг него крутятся, всё делают для него. Потом ребенок вырастает, а мы стареем, слабеем и становимся как дети. И уже наши дети нам помогают так, как мы им помогали, когда они были маленькими. Такова наша действительность. И мы должны к этому относиться серьезно, ведь так и должно быть. Мы так созданы, чтобы друг другу помогать. Чтобы Господь, видя такое добродушие и взаимопомощь, наградил и тех, и других вечными благами Царства Небесного. Это доброта, добродушие, милосердие, любовь. А если мы лишаем себя этого, говорим, что хотим пожить для себя, то лишаем себя и любви, и доброты, и доброделания. Если все только для себя, от этого нет пользы ни здесь, ни в будущем веке. Поэтому надо думать очень серьезно о своей жизни, она очень непростая. Она дана нам для труда, подвига. Находясь в подвиге, мы получаем Божие благословение и Божию помощь для блага земного и небесного.
– Ведь в этом подвиге Господь нас не бросает, а поддерживает, помогает, направляет. Хотя иногда кажется: Господи, где Ты? А потом выясняется, что Он в это время нес тебя на руках.
– Мы удивляемся, как было в послевоенные годы, например. Была разруха, голод, а люди рожали по пять-шесть, а то и по десять детей. Не смотрели на то, что нечем их кормить. Не об этом речь была, а о том, что Господь их дает. И несмотря на всю эту, казалось бы, нищету, люди росли, воспитывались, достигали очень хороших успехов в жизни. Да, они прошли через трудности. Но этим человек укрепляется в жизненном опыте, и это тоже на благо человеку, чтобы он знал, как жить в бедности и богатстве. Как апостол Павел говорит, что умеет жить и в достатке, и в нищете.
Здесь есть возможность все это испытать. А когда человек испытывает эти ситуации, он больше ценит те богатства, которые ему Господь дает. Человек трудится, старается и смотрит, что Господь ему помогает и во всем содействует. И мы удивляемся, как в те тяжелые годы люди выходили из этой ситуации. А сейчас, когда мы намного лучше живем, нас заразили нехорошей мыслью, что мы не должны плодить нищету. От этой мысли надо отказаться, потому что некрасиво так говорить, если Господь дает детей. Это не по-человечески.
Сколько у нас есть семей, которые не могут иметь детей... Они плачут, молятся, лечатся, что только не делают, чтобы хотя бы один ребенок был. А тут, когда человеку даются дети, он говорит: я не хочу, потому что хочу пожить для себя. Вот такая наша сегодняшняя действительность. Поэтому нужно принимать то, что дает Господь, не отказываться от этого.
Бывает и так, что человек поначалу отказывается, а потом, когда хочет детей, их уже нет. Когда Господь дает – бери и не управляй Богом. Это Бог должен управлять нами. Когда Он дает детей, тогда и надо брать. Поэтому к семейной жизни нужно относиться очень серьезно.
Я помню из детства, какая у нас была молодежь. До армии молодой человек гуляет, с кем-то встречается, а после армии он становится другим: «Все, хватит мне дурачиться, я должен начать серьезную жизнь. Надо мне жениться, детей завести, их кормить, воспитывать». Вот так человек мыслил. А у него ничего нет: ни дома, ни каких-то особых средств. Просто он обязан завести свою семью, а дальше Господь все устроит. И все нормально устраивается.
Мне рассказывали сегодняшние люди в бизнесе, в министерствах, как они начинали свою жизнь. Тоже вот так: поженились, делились последним куском хлеба, все учились в институтах. И потихонечку, смотришь, уже что-то получалось у них. Но они ценят жизнь в лишениях и знают теперь, как жить в достатке.
А мы сейчас это потеряли. У нас какое-то западное мышление: надо сначала заработать деньги, устроиться, а потом уже жениться или замуж выходить. А когда так делаешь, тебе уже 40–50 лет, и там уже другая ситуация складывается. Уже детей сложно иметь, природа не совсем подходит к деторождению.
– Даже притерпеться друг к другу гораздо сложнее в зрелом возрасте.
– Да, детородный возраст у нас в 18–20 лет. Посмотрите на Александра Невского. У него было десять детей.
– Или даже двенадцать (я сейчас точно не скажу).
– И притом он прожил не так долго, где-то около сорока лет. И у Дмитрия Донского то же самое. Они и воевали, и имели трудности, а деторождение было на первом плане. А сейчас оно на последнем плане. Сначала пожить, наслаждаясь жизнью, а потом уже детей заводить. Но дети после этого уже не появляются.
Я говорю: все надо делать вовремя, когда Господь дает. Есть детородный возраст, вот тогда и пожалуйста. Может быть, Господь так и устраивает, чтобы действительно человек не думал о богатстве, о каких-то земных благах, а мог вот так, с нуля, взять и создать свою семью и довести ее до высокого уровня и земного богатства, и небесного. Когда у человека есть такие лишения и трудности, он более нравственный, в нем больше духовности. Он и молится, и просит Бога, и трудится, и прилагает усилия. А когда всё есть, этому нет большой цены.
Когда есть возможность родить детей, то надо и потрудиться, и позаботиться о них, проявить к ним любовь через трудности, лишения, какие-то скорби. Мы созданы Богом для труда, не для отдыха. Отдых будет там, в Царстве Небесном. Здесь надо трудиться, чтобы заработать там отдых вечный. А здесь кратковременный отдых может быть.
– И семья, которая вместе проживает какие-то проблемы, ими только укрепляется, если все-таки в центре этой семьи Господь. У людей приобретается совместный опыт преодоления трудностей, обретения радости. Это тоже скрепляет отношения, как мне кажется.
Владыка, когда Вы говорили о чистоте речи, я вспоминала святого человека, который воевал и тоже много внимания уделял тому, чтобы и в речи было благородство, или, как он говорил, любочестие. Это преподобный Паисий Святогорец. Он приводит в пример какие-то ситуации, когда он служил в армии во время войны, и говорит в том числе и о чистоте речи, и о благородстве намерений, и о любочестии. То же самое говорит и о воспитании детей, и о деторождении.
– В нашей Церкви есть еще такой святой – флотоводец Федор Ушаков, который тоже был воином, вел очень много сражений. Во всех этих сражениях он побеждал. И побеждал он потому, что Господь ему помогал. А Бог помогал ему потому, что тот молился и учил своих солдат и матросов благочестию, чистоте речи. В речах этих матросов скверные слова нельзя было услышать, потому что они перед каждым сражением приходили в церковь, молились, исповедовались и причащались и с Богом шли на служение Отечеству, защищая его интересы своей кровью и даже жизнью.
Они понимали, что идут в бой и кто-то из них останется на поле боя, но у них были добрые намерения – защита Отечества от неприятеля, который хотел поработить страну неверием или другой верой или уничтожить православную веру. Они понимали, что они защищают, и шли в бой. И Господь им помогал, даже мало было потерь. За то время, что они сражались (было около 39 сражений), ни один солдат в плен не попал.
Бог помогал Федору во всем, но эти победы он не приписал себе, он был очень скромным, смиренным, кротким человеком, а приписывал их Богу. Конечно, человеческие труды тоже там есть: усердие, талант, воинская доблесть, благородство, чистота и святость. Интересно, что когда святой праведный Федор Ушаков взял крепость Корфу и в городе был переполох, не знали, что будет, он всех успокоил. Он сказал: «Вы все православные люди, мы будем с вами жить по-православному, создадим атмосферу добра, мира. Не бойтесь, мы вас трогать не будем, будем считать вас нашими братьями и сестрами». Вот так он успокоил людей и сам создал такую конституцию, которой они, по-моему, даже до сегодняшнего дня пользуются.
То есть он был благостным человеком, сеял добро, а не зло и ненависть к людям, даже если они были теми, кто воюет, кого надо было побеждать. То есть он подходил к этому не со злобой, а с пониманием своего воинского долга. Это очень тонкий момент в жизни и деятельности военнослужащего, который мы видим в лице таких военных, как Александр Невский, Димитрий Донской, праведный адмирал Ушаков. Они были верующими людьми, и Господь им помогал во всем.
– И точно такой же пример – Александр I Благословенный, победитель Наполеона. Когда наши войска вошли в Париж (дело было Великим постом), был отдан приказ русским солдатам и офицерам никаких увеселительных заведений не посещать, молиться, поститься. И потом Пасха была встречена в центре Парижа. Божественная литургия, вот это громовое «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» во многом очистили столицу Франции от той сатанинской скверны, которая там присутствовала после Великой французской революции. Очень это сейчас перекликается с тем, что происходит с некогда христианской страной.
Владыка, если возвратиться к тому, с чего мы начали, к ценности слова, есть такой совет. Когда не можешь сосредоточиться в молитве, есть катастрофическая рассеянность, обрати внимание на свою привычку празднословия. Если в течение дня много болтаешь, то как же тебе потом сосредоточиться на тех главных словах, которые ты должен сказать Господу Богу? Как бы Вы это прокомментировали? Есть такая связь?
– Да, есть такая связь, и она большая, и святые отцы так нас и учат. Мы должны внимательно молиться, не просто произносить слова молитвы, а обращать их к Богу, чтобы Господь услышал и исполнил нашу просьбу. Рассеянность бывает от многих ситуаций в нашей жизни, в том числе от того, как мы провели день. Если мы провели день в суете, гневе, раздражении, осуждении, празднословии, то, конечно, сосредоточиться на молитве очень тяжело. Поэтому и святые отцы нам советуют, чтобы мы в течение дня были внимательны к себе, к своим глазам, потому что то, на что мы смотрим, фиксируется, а потом во время молитвы эти образы всплывают – и внимание уходит.
Нужно быть внимательными к тем словам, которые мы говорили, к тому, что мы делали в этот день с точки зрения нравственности, духовности (добро или зло). Если злое делали, то в нас кипит ненависть, гнев, раздражение. Мы не с Богом беседуем, а с какими-то событиями, которые у нас случились. Отвечаем, строим свои какие-то планы, мысли, подбираем слова. И поэтому там уже не молитва, а рассуждение, обсуждение.
– А что делать в такой ситуации? Встал человек на молитву и понял, что все бурлит внутри. Оставлять молитву или все-таки продолжать?
– Конечно, надо не оставлять молитву, а продолжать. Но прилагать усилия, чтобы все-таки вперить свой ум в слова молитвы. Потому что ум все равно будет куда-то уходить, если день прошел очень бурно. Если человек более внимателен к себе в течение дня, то ему легче настроиться. А тому, кто вел активную жизнь и не совсем нравственную, надо прилагать большие усилия, чтобы заставить себя не думать обо всех этих ситуациях, которые были в течение дня, а думать о том, что надо молитвой их решить. Не своим рассуждением во время молитвы, а обращением к Богу, чтобы Господь Сам урегулировал эти ситуации, волнующие душу, сердце и ум человека. Самому человеку тяжело прийти в такое состояние, чтобы можно было спокойно сосредоточиться и обратиться к Богу. Все равно надо к Богу обращаться. Господь может умиротворить, успокоить, помочь решить жизненные трудности, которые бывают у нас с вами. Поэтому молитва должна быть.
– Нужно прорываться сквозь это все к Господу и не бросать молитву.
– Конечно, мы можем просто своими словами что-то сказать, обращаясь к Богу. И все равно надо стараться помолиться и теми словами, которые даны нам святыми отцами.
– И получается, что когда мы наполняем душу словами молитвы, словами Священного Писания, то мы помогаем и очищению сердца, потому что от избытка сердца глаголют уста. Все очень взаимосвязано.
– Да. Это очень глубокие слова святых апостолов, что мы должны приобретать разум Христов.
– Это вообще непонятно. Как это выглядит практически? Слова прекрасные. Когда на себя их примеряешь – это нереально.
– Нет, это возможно, реально, только надо стараться быть внимательным к себе. Святые отцы говорят, что внимание к себе имеет очень большое значение для нашей духовной жизни. И некоторые отцы говорят, что это самая большая добродетель. Обычно говорят, что самая большая добродетель – это любовь, смирение, кротость. А некоторые говорят, что внимание. Если мы внимательны к себе, тогда мы можем проявить и любовь к ближнему, и терпение, и смирение, и выдержку, и не раздражаться, а быть более степенными.
Мы должны черпать силы и знания, как жить, в Евангелии, должны научиться жить по Евангелию. И тогда ум наш будет постоянно помнить евангельские истины и будет их применять в жизни через Святое Евангелие, через слово Божие, которое дает нам Господь в Священном Писании. Вот это очень важно. В древних монастырях старались учить наизусть (такое послушание было) Псалтирь, Новый Завет. Они были руководством для жизни. Почему это изучали? Потому, что применяли в жизни.
Мы осуждаем обычно, а осуждать нельзя. Не осуждай, потому что не будешь осужден. Кто-то что-то сделал, и гневаешься в душе своей. Но гнев не соделывает правды Божией. И слова Священного Писания благодатные. Они как раз наш ум и наше сердце благодатью очищают, нам легче бороться с нашими слабостями. Ведь все это совершается именно в уме, в сердце. А если есть понятие о Священном Писании, о слове Божьем, то мы ими как бы руководствуемся, ими говорим. Себе говорим в первую очередь. И ближнему. Таким образом мы упражняемся в том, чтобы жить по Евангелию, чтобы ум был полностью объят евангельскими истинами. Тогда, конечно, нам легко будет жить. Но в этом надо упражняться постоянно, надо делать это.
– Владыка, наступает Успенский пост. Хотелось бы попросить краткого напутствия, благословения для наших зрителей.
– Да, мы уже в преддверии Успенского поста. И мы должны, конечно, настроиться на то, чтобы провести этот пост. К сожалению, некоторые люди не придают значения этому посту, в том числе и посту Петра и Павла. Но нужно понимать, что это очень важно и нужно. И надо помнить о том, что Господь Бог изгнал нас из рая за то, что мы не постились. И не покаялись. И не покаялись потому, что нарушили пост. Святые отцы установили в течение всего года четыре поста. Потому что понимали, что мы изгнанники из рая за непослушание и неисполнение поста.
Четыре многодневных поста в течение года и однодневные посты в среду и пятницу – это покаяние наше за то, что когда-то наши прародители нарушили пост. И этим они потеряли райские обители. Чтобы опять возвратиться в рай, нужно эти заповеди Божии исполнять. Мы видим, что Христос Спаситель, когда пришел на землю, Сам постился 40 дней и 40 ночей. Ничего не кушал и не пил. Это тяжело. Но Он это сделал почему? Чтобы показать нам пример, что пост очень важен для нас, что нужно это делать. Поэтому мы должны к посту относиться серьезно. И должны знать еще, почему Успенский пост. Потому, что Пресвятая Богородица получила известие от Архангела Гавриила, что через две недели Иисус Христос, Ее возлюбленный Сын, придет, чтобы вознести Ее на небо. Это было для Нее радостно, Она давно ждала этого. И Она не стала плясать, наслаждаться жизнью, как мы обычно делаем, а, наоборот, усугубила пост.
Она сейчас еще готовится к встрече со Своим Божественным Сыном. И надо встретить Его чистотой своего сердца, с постом и молитвой, чтобы этим принести Ему радость… И мы Ее как бы сопровождаем в этом пути. Мы, как дети Божьей Матери, подражаем Ей, как бы вместе с Ней это делаем. Мы тоже любим Христа Спасителя, как Она любила Своего Сына, Она готовилась к встрече с Ним. Мы тоже любим Ее. А если Она так полюбила Сына Своего через пост и молитвы, то и мы тоже должны любить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он посетил нас Своей благодатью и мы тоже жили на этой земле для Царства Божия, со Христом, с Божьей Матерью. Вот поэтому мы и постимся. Это почтение нашей Божьей Матери, это наше уважение к Ней. И, конечно, любовь к Ее Сыну, к Сыну Божию. И мы надеемся, что Господь, Божия Матерь видят нас, сыновей, дочерей, что мы хотим возвратиться в рай, хотим получить райские обители, поэтому у нас довольно строгий пост. Этот пост почти как Великий. Но он короткий. Сейчас очень много фруктов, овощей. И с точки зрения медицины это очень полезно. Не питаться молочными и мясными продуктами, сделать перерыв на две недели, питаться овощами и фруктами, чтобы напитать свой организм витаминами... И в пост Петра и Павла такая же ситуация была. И, конечно, пост Успенский – сугубый.
А с точки зрения духовности – это наша любовь к Богу, это послушание Богу, Божьей Матери. Ну и, конечно, еще возможность через пост и молитву искоренять свои страсти, побеждать свои немощи, свои слабости, греховные привязанности, привычки, с которыми бывает очень тяжело бороться. Это и курево, и пьянство, и тот же самый мат. Тоже с этим надо расстаться. Постом попостишься, помолишься, и Господь даст силы, чтобы быть победителем своих страстей. Вот как раз есть возможность нам это исполнить, если мы желаем серьезно обратить внимание к себе, увидеть свои слабости, немощи, греховные наклонности, привязанности… Сил не хватает, нужно к Богу обратиться за помощью. И Господь, видя наш пост, нашу молитву, наше усердие, даст Свою благодать, очистит нас, и мы будем радоваться, что избавились от этих греховных привязанностей.
– В пост особо обращают внимание на дела милосердия. Сейчас столько людей, которым нужна помощь, столько пострадавших...
– Особенно сейчас, когда мы постимся и молимся, мы постимся, чтобы через пост и молитву, как я уже сказал, получить от Бога исцеление нашей души от греховных наших привязанностей или привычек. И Господь посылает эту милость, когда видит, что и мы милуем ближнего. Поэтому мы должны понимать, что милость Божия для того, чтобы нам помочь. И чтобы привлечь больше милости Божией, мы должны ближнего своего миловать. Господь говорит: кто милует ближнего, милует Меня. Поэтому милость имеет очень большое значение для нас, это помощь ближнему. И материальная (накормить, напоить, помочь материально), и духовная милость, когда мы прощаем ближнего, стараемся не ссориться, жить мирно, дружно, с любовью, уважением, снисхождением друг к другу, не озлобляться, не обижаться, не держать долго в своей душе ненависть, злобу, обиду. Это тоже милость по отношению к ближнему. Это уже очень духовно.
К этому призывает нас Господь и в дни Успенского поста. Можно еще посмотреть на сам праздник Успения Божьей Матери. Здесь очень четко, понятно показывается наша жизнь и наше расставание с этой земной жизнью. Пришел Сам Христос, взял душу Божьей Матери. Тело апостолы взяли и понесли на погребение. Погребли. Апостол Фома запоздал по Промыслу Божию, пришел попрощаться с Божьей Матерью, попросил открыть гроб, а тела там не оказалось… Господь и тело забрал на небо. Вот показатель смысла нашей жизни. В чем заключается наша жизнь, как мы расстаемся с этой жизнью, как переходим из этой жизни в жизнь вечную, все очень четко показано. И мы должны это знать, понимать. И к этому мы готовимся. Когда Господь Иисус будет иметь благоволение забрать нас из этой жизни, чтобы Он хотя бы ангела Своего послал забрать нас, с честью поднять на небо. Это должна быть наша заслуга, это заработать надо трудом, мы здесь должны трудиться. Если мы будем говорить добрые слова, будем сами учиться и других учить, то ангел Божий будет рядом с нами и будет сопровождать нас и после жизни земной.
А если нет, то есть другой ангел, дьявольская сила. И скорбно будет для нас, если будет тьма, страдания и мучения. Поэтому надо об этом думать. И в празднике Успения Божьей Матери как раз показывается, как заканчивается жизнь земная и начинается жизнь небесная, вечная. Тут все ярко показано. Даже такой момент, когда несли гроб с телом Божьей Матери, а некоторые люди озлобленные хотели его перевернуть. И только дотронулись до одра Божьей Матери, как ангел Господень им руки отрезал. И они поняли, что это не простой человек, а Божия Матерь, Которая защищается Самим Христом Спасителем. Виновный покаялся и тут же получил исцеление и потом стал исповедовать веру в истинного Бога. Вот такое чудо даже свершилось.
Сейчас идет специальная операция. Тоже Господь дает испытание. И если мы покаемся, как вот этот злобный человек, и обратимся к Богу, Господь эту войну прекратит. У гроба Божией Матери тоже война была. Все силы ада восстали против Нее, чтобы осквернить или унизить. А Господь защитил. Потому что это была чистота, была святость. Так и здесь.
– Владыка, спасибо большое! Еще зрителям расскажем, что у нас на столе.
Владыка нам принес в благословение подарок.
– Икону Божьей Матери, покров Ее, Крест Христов для всех тружеников телеканала «Союз» во главе с отцом архимандритом Димитрием, который трудится на ниве Христовой и делает очень большое дело. И желаем, чтобы Божья Матерь вас покрывала Своим омофором. Сила Честного и Животворящего Креста помогала вам в том, чтобы нести дальше свой крест, свое служение во благо нашей Церкви, нашего Отечества, чтобы как можно больше людей приводить ко Христу, как можно больше людей отводить от зла. И чтобы в нашей стране был мир, согласие, любовь друг к другу, чтобы люди любили Бога и почитали, приходили в церковь в праздничные и воскресные дни и получали от Бога помощь, заступление, очищение и всякое благо.
Ведущая Светлана Ладина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Этот день в истории. 7 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!