У нас в гостях митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.
– Владыка, сегодня очень хочется поговорить о всемогуществе Божьем. Мы недавно были в командировке в Николо-Сольбинском монастыре и видели, что в совершенно бесперспективных и ужасающих обстоятельствах, оказывается, Господь может все. Я об этом подумала еще 7 декабря, когда Вы стояли возле часовни святой Екатерины в этом году, возглавляли молебен и говорили проповедь. Вспомнился август 2011 года, когда мы Вас провожали. Правда, на площади было в несколько раз больше народу, она была вся заполнена людьми. Мы тогда не знали, как дальше все сложится. Но получилось так, что Вы, слава Богу, часто посещаете Екатеринбург, и Вас здесь с любовью принимают. Снова Вы и часовня святой Екатерины; и люди, молящиеся этой святой. Еще тогда было Ваше благословение приходить на это место и молиться здесь. Я веду к тому, что даже в скорбной ситуации такой опыт дает надежду на то, что все будет хорошо.
– Действительно, мы находимся под всемогуществом Божиим. Господь все может, и мы тоже всё можем, но только с помощью Божией. Когда мы даем возможность Богу, чтобы Он делал то, что считает нужным, то мы совершаем очень много хороших дел. Это опыт из жизни. Казалось бы, нет ни сил, ни возможностей, ничего. Но Господь, если это полезно и нужно, все чудесным образом устраивает, и мы делаем очень большие дела. Сами удивляемся, как наши мысли, чувства и желания воплощаются в жизни в такие свершения, при взгляде на которые удивляешься: «Как же это возможно?» Возможно, потому что все делает Господь Бог.
Конечно, очень важно, чтобы мы не приписывали себе благодеяния, которые совершаются в нашей жизни, и знали, что это Господь делает по Своей милости через нас. Как и апостолы говорили, что не они исцелили этого человека, воскресили, а Бог через их грешные руки или молитвы. Всегда надо так думать. Тем самым мы даем Богу возможность делать еще больше. Когда же мы начинаем себя восхвалять, превозносимся, мысленно приписываем себе, что что-то сделали, то это очень плохо и губительно для дальнейшего делания, которое Господь мог бы совершить. Он видит, что у нас уже есть самость, самолюбие, высокомерие, и ограничивает Свое всемогущество. Но когда мы понимаем, чувствуем и видим, что все делает Господь, и благодарим Его, то Он изобильно изливает на нас столько, сколько мы даже не ожидаем. Говорю из своего личного опыта. Главное, чтобы мы не препятствовали Богу делать то, что Он хочет делать через нас.
Одно из препятствий – это наша гордость, самолюбие, честолюбие, желание прославиться. Надо не себя прославлять, а Бога, и Господь все сделает. Можно привести много примеров из жизни. Когда я начинал свое архипастырское служение, не только мне, но и многим архипастырям и пастырям приходилось восстанавливать храмы из руин. Казалось бы, одни стены, все дырявое, невозможно ничего сделать. Но происходит чудо Божие. Из этих стен поднимается прекрасный храм или величественный собор, украшенный, весь горит и золотом, и серебром, и камнями, и куполами, и крестами. А если посмотреть чуть-чуть назад, то ничего не было. Я помню, как еще в 70-е, 80-е годы ходил по этим руинам. Учился в семинарии, уже был иеромонахом. Мы пошли посмотреть скиты Троице-Сергиевой лавры. Там были одни руины. Мы ходили, окроплялись святой водой. Я думал: «Может быть, когда-нибудь Господь устроит так, что из этих руин что-то получится». Получилось действительно чудо. Сейчас смотришь на эти украшенные скиты, везде очень красивые территории, все храмы восстановлены. Когда-то не на что было смотреть, только плач один и рыдание, а сейчас радость и утешение.
Есть другая сторона вопроса и следующий этап нашей деятельности. Слава Богу, мы восстановили многие монастыри, храмы и школы. Сейчас нужно воспользоваться этими храмами и зданиями для духовного роста и воспитания. Только что был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она, трехлетняя девочка, пришла в храм и воспитывалась в течение нескольких лет для духовного роста и совершенствования, чтобы стать вместилищем Невместимого Бога. Мы имеем храмы, причем доступные. Только не ленись, иди и воспитывай в себе добрые качества души, которые можно получить в храме. Это дом Божий, где Господь, где сила Божия и Его всемогущество. Он все может сделать и всем может помочь. Нужно только иметь веру и воспитывать в себе эти качества души, прийти в церковь, чтобы от Бога получить то, что необходимо для нашей жизни. Он все может дать.
Есть много проблем и просьб, с которыми люди приходят к нам: то сын пьет, то наркоманит, то загулял. Столько слез и страданий, а кто может помочь? Я, как архиерей, не могу, но Бог через меня может это сделать. И если мы обращаемся к Нему, если вместе молимся и стараемся исправить свою жизнь по пути Царства Божьего, то, конечно, Господь проявляет Свое всемогущество и совершает чудо. Человек становится совсем другим, совершаются такие изменения, которые нам не под силу. Это всемогущество Божие. Казалось бы, невозможно было ничего сделать. Опять-таки это не я, не священник какой-то помолился и все получилось, но Бог по Своей милости делает все, что нужно.
Господь желает всем спастись и в разум истины прийти. И когда Он видит наше желание, стремление и старание исправиться и жить по-христиански, то непременно поможет в решении тех или иных вопросов. О всемогуществе Божием можно говорить очень много, мы это видим на каждом шагу. Каждый день нашей жизни Господь хранит и оберегает нас. Он везде и всюду готов нам помочь. Только нужно отдать себя в волю Божию, в Его руки. Господь нам ничего плохого не сделает, только хорошее и доброе.
– Самое главное, что это доброе всемогущество, всемогущая любовь, а не что-то противоположное. И вот в рамках этой всемогущей любви есть церковное установление, которое, понятно, исходит от Бога. Это посты. Сейчас идет Рождественский пост. Может быть, хотя бы из-за того, что пост, стоит чаще ходить в храм тем, кто туда еще ни разу не заходил? Все-таки переступить этот порог. Да, можно встретить критические замечания, но это Господь как бы проверяет, пришел ты всерьез или тебе только надо, чтобы стало хорошо и комфортно. И что такое для нас Рождественский пост? Как полюбить ходить в храм?
– Мы должны ходить в храм, во-первых, конечно, по заповеди Божией. Такова воля Божия. Почему Господь дал такую заповедь? Это для нас полезно. Я всегда говорю, что мы подобны телефону, который разряжается и требует подзарядки. Так и мы в течение недели. Живем, трудимся, встречаемся с разными ситуациями, нравственными, безнравственными, греховными, все что угодно происходит. Наша душа, выражаясь грубо, разряжается духовно и ослабевает. Нужно подпитывать свою душу благодатью Божией, чтобы как-то подкреплять свои силы. Есть место, где можно эту зарядку приобрести. Это храм Божий. Я сейчас не выдумываю, это практика жизни любого человека. Придет в храм человек неверующий, который никогда в церковь не ходил. Дай, говорит, зайду, посмотрю, что там есть. Он приходит, смотрит, стоит в одном, в другом месте. Побудет минут пять-десять и говорит: «Как тут хорошо, как легко стало на душе, как мне приятно здесь, чувствую облегчение какое-то, а что это значит?» Это значит, что ты зашел в храм Божий, к Богу пришел, и Господь тебя посетил. А что Он делает? Он очищает душу от греховной скверны, которая тяготит, приносит скорбь и страдания. Господь по Своей милости взял и чуть-чуть почистил нашу душу, омыл наши грехи. Человек, можно сказать, в бане побыл и почувствовал небольшое облегчение.
Почему бы человеку не подумать о том, чтобы постоянно испытывать это облегчение и духовную радость? Господь ведь так и судил. Вы шесть дней работаете, трудитесь, ведь надо зарабатывать средства для своей семьи. Но один раз вы можете прийти в храм и помолиться, пребывание в церкви не является тратой времени. Что люди говорят? «Зачем я пойду? Времени нет, у меня дела». Мы должны ставить свои дела на последнее месте, а на первое – излечение своей души. Ведь когда мы заболеваем какой-то болезнью, то не смотрим, что заняты, что назначены какие-то дела. Мы оставляем все, идем в больницу, ведь нужно исследовать, посмотреть, что случилось, чтобы болезнь не усугубилась. Врачи дают наставления, что нужно делать, чтобы вылечиться. Так же и здесь. Нужно прийти в духовную больницу, чтобы подлечить свою душу, которая нуждается в исцелении от наших тяжких грехов. Нужно нести ответственность за свою душу, за свое духовное состояние, давать душе подпитаться от той благодати Божией, которая есть в храме. Он наполнен благодатью Божией, и это бесплатно. Никто не требует денег. Приди и молись. В храме Божием совершается тайное действие в нашей душе, и мы чувствуем это.
Бывает, люди чувствуют, что им хорошо, но особой тяги к храму не возникает. Может быть, как-нибудь еще придут, в другой раз. Надо быть более ответственным за самого себя и себе же приносить пользу. Зачем себя так долго мучить и доводить до того, что уже невмоготу? Так тяжело на душе, что не знаешь, куда идти: или в больницу, или в церковь. У человека уже все болит, и это не получается, и там неудачи. Собирается очень много проблем, потому что он говорил себе: сейчас некогда, занят. Человек ставит условия Богу: «Я, Господи, приду, но потом, когда-нибудь». А Господь ему говорит: будет поздновато. Пойдешь в другой мир, а там уже нет времени на исправление, очищение, освящение и просвещение. Сейчас, пока есть время, иди и получай все это здесь, в храме Божием.
Если бы только человек понимал, что Церковь – это сокровищница даров благодати Божией, в которой все можно получить. К сожалению, кто-то когда-то сказал, что нет смысла тратить время и туда ходить. Это очень большая ошибка. Нам нужно возвратиться к этой ценности, она очень важна. Ведь таковы и традиции наши, и заповеди Божии, мы должны прийти в церковь один раз в неделю и получить от Бога ту помощь, в которой нуждаемся. Не приглашается человек в церковь, чтобы что-то принести. Он себя, свои грехи должен принести. Но, конечно, когда человек чувствует, что получает от Бога такие вознаграждения, он должен Его благодарить. Прийти и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, я получаю от Тебя столько, что все сокровища этого мира нельзя принести Тебе, чтобы отблагодарить за то, что Ты для меня делаешь». Человек может принести свою лепту, милостыню. Есть ящики для пожертвований, можешь один на один с Богом сказать: «Господи, я Тебя благодарю за то, что Ты мне даешь здоровье, даешь возможность дышать». Мы знаем цену нашему дыханию после той эпидемии. Что значит для нас воздух? Мы даже за это должны благодарить. Господь дает и дыхание, и здоровье, и ум, и возможность трудиться, и силы. Все Он дает, все может забрать в любую секунду, а может дать в еще большей мере. Чем больше мы благодарим, тем больше Господь дает Свою милость. Чем больше мы не нуждаемся в благодарности, тем больше неприятностей и трудностей причиняем себе же.
Сейчас, в дни Рождественского поста, мы должны больше думать о своей душе и совести, об обязанностях перед собой и Богом. Во время этого поста мы готовимся к встрече со Христом, Который рождается от Девы Марии и от Духа Святого в яслях Вифлеемских. Пусть это событие было более 2 000 лет назад, но Господь пришел в этот мир и хотел бы узнать, как мы восприняли Его пришествие. Чему мы от Него научились? Что приобрели от того, что Он пришел на землю? Мы знаем, что Господь пришел на землю в яслях для скота. Что это значит? Он показал Свое смирение. Мы гордостью своей пали с неба, были изгнаны на землю из рая, в юдоль плача, чтобы возвыситься к небу через покаяние. Господь дает нам руку помощи, чтобы мы могли восстановить то, что потеряли. Он хотел бы увидеть, что мы, Его дети и ученики, христиане, усвоили из Его учения. Волхвы принесли драгоценности к стопам Спасителя в день Его Рождества, а наша самая большая драгоценность – сердце. «Дай Мне твое сердце». Какое сердце? Сокрушенное, смиренное, терпеливое, умиротворенное, милосердное, дружелюбное, любвеобильное. Сердце, которое жертвует собой ради своего ближнего и ради Христа. Когда мы с такими чувствами, с таким настроем постараемся в течение всего поста принести Богомладенцу Христу свои дары, то, конечно, Господь нас и похвалит, и скажет: добре, рабе благий и верный: о мале ми был еси верен, над многими тя поставлю. И еще больше даст тебе Господь за твои труды. Конечно, будет большая радость, ведь через пост и молитвы мы очищаем свою душу. Только чистые сердцем Бога узрят. Простыми молитвами мы готовимся к этой чистоте своего сердца, чтобы увидеть Богомладенца Христа, Который пришел на землю, чтобы нас возвести на небо, даровать нам вечную жизнь.
Конечно, Господь хочет увидеть, что мы еще не совсем привязаны к земле, но имеем стремление сердца к небу, откуда Он пришел и куда нас опять хочет привести. Он хочет, чтобы мы вечно были в радости, утешении, наслаждении, удобствах. Мы все сейчас за удобствами гонимся, а там у Него неизреченные удобства и неизреченные радости, утешения и наслаждения. К этому надо стремиться и достигать сего в течение всего предстоящего Рождественского поста. Чтобы родился в нашем сердце Христос Спаситель, чтобы Он был Руководителем на нашем пути земной жизни, ведущей к благам, хорошим достижениям и в конечном счете к достижению вечной радости в Царстве Небесном.
– Владыка, если мы ходим в храм и привыкаем к этому, но не приступаем к таинствам, то мы похожи на людей, которые находятся возле колодца с чистой питьевой водой, но не пьют ее. Есть такой барьер: как я пойду на исповедь, как приступлю к таинству, надо ведь как-то особенно подготовиться… Это еще одна ступенька, на которую человеку бывает непросто взойти.
– Да, есть некоторые категории людей, мы которых называем проходящими и заходящими, наверное.
– Захожанами.
– Я общался с ними. Они говорят, что им достаточно прийти, поставить свечку и уйти. Мол, хватает, все нормально, Господь помогает во всем. Нужно иметь в виду, что Он помогает по Своей милости, с той целью, чтобы ты приблизился к Богу, больше полюбил Господа, Который столь любвеобильно к тебе относится, и исполнял Его святую волю. Он дал нам таинства церковные: Покаяния, Причастия, Елеосвящения (очень сильное, кстати, для нашей же пользы). Да, мы получаем какое-то утешение через молитвы, через такое хождение в церковь, когда просто ставим свечи. Но это только начало духовной жизни. Мы должны понимать, что через это Господь по Своей милости призывает нас к большему, чтобы мы приступали к Его таинствам, которые Он установил в Церкви. Эти таинства имеют большое значение для нашей жизни. Мы свечку поставили, почувствовали, что хорошо… А если продвинуться дальше? Мы получим еще больше утешения и пользы, когда приступим к таинству Покаяния и таинству Причастия Тела и Крови Христовых. Господь говорит очень серьезные слова: кто не причастится Тела и Крови Христовых, Царства Божия не наследует. Мы пойдем к Богу, а Он скажет: «Я был готов дать больше, еще и вечную жизнь дать через эти таинства. А ты говорил, что тебе хватит и малого». Этого достаточно только для земли, а для неба не хватает. Главная цель Господа – дать нам вечность.
– Можно сказать, что через причастие Святых Христовых Таин мы становимся как бы своими Христу. Так, приходя за порог земной жизни, мы оказываемся не чужими в вечности, потому что там Христос, и Он был нам нужен, мы к Нему приступали просто потому, что Он этого хочет, что Он так сказал, когда жил на земле.
– Действительно, Господь желает нам всякого блага, не только земного, но и небесного. Мы должны глубоко осознать, что Он пришел на землю не для того, чтобы дать нам какие-то земные блага. Он дает их нам с той целью, чтобы мы, пользуясь ими, думали о благах небесных и стремились к ним больше, чем к земным. Господь очень дорогой ценой дал нам небесные блага. Ценой Своей крови и страданий на Кресте. Поэтому Ему особенно дорого, когда мы ценим это. Ведь Он пострадал за нас, чтобы дать нам вечность, а мы пренебрегаем этой всемирной Жертвой. Такое пренебрежение к Его подвигу – очень большой грех. Мы должны глубоко осознать, что Господь дал нам вечность очень дорогой ценой. Надо чтить этот подвиг, чтить Жертву Божию. Как? Господь говорит, что надо приступать к таинству Покаяния, таинству Причащения, чтобы соединиться со Христом, а это единство со Спасителем приносит нам единство с Царством Небесным, которое Он уготовил всем любящим Его.
Человек пришел в храм, почувствовал облегчение и на этом считает, что хватит. Однако это малое облегчение должно призывать человека к получению более полноценного, что доступно только в таинстве Покаяния, когда он осознает свои прегрешения и все это расскажет духовнику. Хотя, конечно, не духовнику он говорит, но Богу, а духовник только является свидетелем перед Господом и имеет власть от Бога разрешать от грехов. Господь таинственным образом совершает очищение нашей души от грехов, которые мы исповедовали. Поэтому в таинстве Покаяния мы получим еще больше пользы, утешения и облегчения и приблизимся к Богу.
Велик и Благ Господь. Как Он о нас заботится! Дал нам такое таинство, чтобы мы получили очищение нашей души от грехов. Казалось бы, мы совершаем грех, и это большое преступление, за которое нужно большое наказание. Господь говорит: нет, Я могу тебя простить; только скажи, что согрешил, и Я тебя прощу. Такова благость Божия. Он не стоит с орудием казни, чтобы наказать. Напротив, Он говорит, что готов простить. Только иди к Нему. А мы даже этого не хотим, стесняемся, боимся, не знаем, как подойти, или вовсе не желаем. Подойдите к милосердию Божию. Скажи только, что имеешь на душе тот или иной грех, и Он тебя освободит. Нужно идти ко Христу с любовью, надеждой и верой, и мы получим большое утешение, которое нельзя даже выразить человеческим языком. Какую радость, какое утешение получает человек от чистосердечной исповеди, в таинстве Покаяния! Очень большое утешение, облегчение и, конечно, исцеление от многих недугов.
Бывает, что человек имеет какие-то болезни, а после исповеди у него они прекращаются. Причина всех наших болезней – грехи. Таинство Исповеди есть исцеление от многих грехов. Даже рекомендуется следующее. Человек заболел какой-то болезнью, ему нужно идти к врачу, делать операцию, лечиться и быть в больнице. Но если человек придет перед больницей в храм Божий, исповедуется и причастится, то и курс лечения пройдет лучше, и операция пройдет более успешно, потому что будет действовать благодать Божия. Сами врачи чувствуют это, когда легко проходит операция и все получается удачно, потому что есть содействие Божие. Когда этого нет, то, конечно, бывает и сложнее, и тяжелее, и неудачи, к сожалению, происходят. Врачи разводят руками, говорят, сделали что могли. Некоторые более опытные говорят, что человеку надо пойти помолиться в церковь, и тогда легче будет лечение болезни.
– Как тут не вспомнить святителя Луку Войно-Ясенецкого?
– Да, конечно. Святитель Лука – наш врач, целитель, молитвенник и помощник в недугах.
– И архиерей кафедры, на которой Вы сейчас несете служение.
– Да, правящий архиерей Ташкентской и Туркестанской епархии в самые тяжелые годы. Мы ему очень благодарны, потому что он защитил православную веру в Ташкенте, в Среднеазиатской епархии от разорения, потому что тогда было очень серьезное гонение на веру Христову. Его почитали, уважали и хорошо знали, и он принял решение стать священником, монахом и архиереем с одной целью: чтобы защитить православную веру. Это получилось, хотя его гнали и ссылали, но вера сохранилась. Святитель боролся с еретиками, отступниками, обновленцами и победил их. Он был строг к этим течениям того времени. Очень много сделал помимо того, что был врачом и исцелял людей от разных болезней. Он делал хорошие операции, но еще и вел очень активную работу по защите православия. Проводил диспуты, вступал в спор с обновленцами, с представителями других течений и брал над всеми верх. Боялись даже войти с ним в диалог и не могли с ним состязаться. Поэтому святитель Лука для нас – великий святой нашей Церкви.
– Владыка, мы желаем Вам помощи этого святителя на Вашей кафедре. Спасибо, что Вы снова пришли к нам на телеканал «Союз», будучи в Екатеринбурге. Благодарю Вас от наших зрителей.
Ведущая Светлана Ладина
Записал Федор Поплавский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!