Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

1 октября 2024 г.

В студии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Владыка, бывает, что светские праздники идут вразрез с церковной жизнью; например, Новый год. Но праздники, о которых мы будем говорить сегодня, сочетаются. У нас продолжается празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, этот праздник связан со святой равноапостольной царицей Еленой. Когда мы смотрим на ее икону, редко вспоминаем, что к моменту начала поисков святынь в Иерусалиме, обретения Креста и вообще во время всех ее великих подвигов на Святой Земле ей было уже за 80 лет, она была пожилым человеком, в очень преклонном возрасте, тем не менее имела от Господа силу, здоровье, светлый ум, дерзновение и благодать. Сегодня в России отмечается День пожилого человека, а в Узбекистане, насколько я знаю, сегодня – День наставника и учителя. И, пользуясь прямым эфиром, можно всех поздравить.

– Хочется поздравить всех, конечно, с великим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Действительно, равноапостольная царица Елена совершила большой подвиг, будучи уже в довольно почтенном возрасте. Она послушала своего сына, который отправил ее с миссией найти места, связанные со спасительными подвигами Христа. То есть места, где Иисус Христос родился, где Он был распят, где был погребен, и найти Крест, на котором Он был распят. Это очень серьезная миссия, и царица Елена была очень воодушевлена просьбой своего сына, императора Константина, и сама она, как верующий человек, горела желанием найти эти святые места, дать людям эти святыни, потому что понимала, что эти места будут источником благодати Божией, Его спасительной помощи.

И мы видим это почитание, ведь прошло уже почти 2 000 лет со дня тех раскопок, открытия этих мест стараниями святой равноапостольной Елены, и по-прежнему мы все стремимся туда поехать, чтобы насытиться обильной благодатью Божией, которая оттуда источается, и мы чувствуем эту благодать. Конечно, она для нас великое благо совершила, имея заботу о людях, своей империи; может быть, обо всем человечестве, потому что к этим святым местам ездят люди со всех концов мира, и верующие, и неверующие. Все хотят увидеть места подвигов Христа и почувствовать эту благодать Божию.

Мы, конечно, благодарим равноапостольных царицу Елену и императора Константина, которые так позаботились в то время о своих соотечественниках и тем самым принесли пользу для людей всего мира, до скончания мира, до последних наших дней на этой земле. Эта, казалось бы, пожилая женщина совершила подвиг, проявила заботу о будущих поколениях, которые до сих пор пользуются ее великим трудом.

В России сегодня День пожилого человека. И, конечно, очень важно, чтобы мы все относились к пожилым людям с особым почтением, уважением, потому что эти люди прожили на земле много лет, много сделали для тех, кто сейчас только вступает в жизнь. Надо ценить труды тех, кто раньше здесь, на земле, трудился, кто оставил нам такое богатство, славу, удобство. Все, что мы имеем сейчас в этой жизни, заслужено трудами людей, ставших уже пожилыми.

Поэтому, конечно, мы должны с почтением относиться к пожилому человеку. И есть традиция, хорошее правило уступить пожилому место в транспорте, в любом другом месте, где бы он ни находился… Но еще очень важно то, что он приобрел такое богатство, как жизненный опыт, которым и молодые люди могут воспользоваться, могут к нему подойти с вопросом, и он, опираясь на свой жизненный опыт, может сказать очень хорошие, мудрые слова, которые смогут им принести большую пользу, предотвратить от многих падений. Ведь зачастую молодые люди много согрешают потому, что у них нет опыта жизни. А вот прожил человек много лет на земле, прошел через немалые трудности и знает уже, как эти трудности преодолеть, он уже может нам быть помощником и защитником, предостеречь от многих бед и напастей, потому что мы можем что-то не так сделать, можем впасть в грех…

И мы знаем людей, которые, находясь в таком почтенном возрасте, сохранили ясный ум, хорошую память, многое готовы подсказать, объяснить и тем самым принести нам большую пользу. Даже то, что они могут нам поведать, как они прожили свою жизнь, тоже очень ценно, это их опыт. Может, они встречались с известными людьми, о которых мы только читали в книгах, смотрели в фильмах, а они с ними общались. И нам было бы очень приятно встретиться и поговорить с человеком, который встречал на своем жизненном пути легендарных людей, которых мы уважаем, чтим, помним их подвиги.  

Так что почитать пожилого человека очень важно, и очень хорошо, что в нашей стране, в России, есть праздник – День пожилого человека. Он служит тому, чтобы мы, особенно молодежь, обратили внимание на пожилых людей, ведь они для нас большая ценность, и мы должны их уважать, стараться им помочь, поддержать. Человек в возрасте нуждается в нашей помощи, физической поддержке, потому что с возрастом ослабевают физические силы, ноги не так ходят, руки не так работают…

Конечно, нужно в старости человеку помочь, и такое доброе отношение к пожилым –  великое благо. И в Священном Писании тоже написано: «перед лицем седого восстани и почти лице старче». Вот повеление Божие. Когда видишь, что идет человек пожилой, надо встать, поклониться ему, поклониться его трудам и подвигам, которые он понес в своей жизни. И, конечно, сказать ему доброе слово благодарности, уважения, приветствия. И это есть повеление Божие, мы должны к пожилым относиться с почтением, любовью.

Дай Бог, чтобы этот праздник возрождал ценности уважительного отношения к людям старшего поколения. К сожалению, есть у нас такие проблемы, что не всегда молодежь с почтением относится к старым людям. Но все же нужно эту ценность возродить и сохранить.

Я нахожусь в Узбекистане, и там это почтение есть до сих пор. Например, я иду по городу, несу что-то в руках. И обязательно кто-нибудь из молодых подойдет, совсем незнакомый, и говорит: «Давайте я помогу!» Вот такое внимание, уважение. Всегда с почтением здороваются, кланяются, даже маленькие ребятишки. Казалось бы, им-то что до старого человека? Но они уже научены тому, чтобы относиться к пожилому человеку с любовью, уважением. Вот такую особенность я замечаю в Узбекистане. Я думаю, что и в России это было, но нужно, чтобы мы возрождали эту традицию. Этот праздник нас учит, воспитывает в том ключе, что нужно почитать старость, уважать пожилого человека, ценить его труды, которые он понес в течение всей своей жизни.

– И символично, что эти праздники совпали в России и Узбекистане. В Узбекистане отмечается День наставника и учителя. То есть, в нашем понимании, это День учителя?

– Да. И учитель еще и наставник. Он наставляет молодого человека в том, как приобрести в жизни хорошие, добрые навыки поведения, нравственные ценности. В том числе учит почитать старших, а в школах к этому относятся очень трепетно. Когда я бываю, например, в Исламском университете, там совсем молодые девочки, мальчики почтительно кланяются, здороваются, выражают свою любовь, улыбаются, спрашивают что-то... Очень приятно, что такая воспитанная молодежь.

Так что очень важно не только учить какой-то специальности, профессии, а воспитывать человека честным, порядочным, трудолюбивым, уважительным ко всем, кто его окружает.

Я думаю, что и в России тоже сейчас меняется акцент в нашем образовании: учителям важно не только обучать грамоте, каким-то направлениям деятельности, но еще и воспитывать: в детском саду, в школе, в университете. Это же у нас всегда было, но все эти западные программы образования исключили из нашей школьной программы все наши жизненные ценности, которые всегда были у нас. Я сам помню, когда трудился в Екатеринбургской епархии, в школах, к сожалению, были программы, по сути, извращенные, очень неприятные, нехорошие, которые учили детей быть развязными, непочтительными, свободными в грехе, в злобе, в ненависти.

Свобода, конечно, очень важная составляющая человеческой жизни, человек рожден свободным, Господь создал человека со свободной волей. Но эту волю он должен направить на добро, благо, а не на зло. Мы можем понятие свободы трактовать как хотим, но надо свою свободу сдерживать от греха и дать волю, простор для дел добра, добродетелей. Вот это и есть свобода настоящая, потому что каждый человек поражен грехом; грех все равно тянет ко злу, а наша задача нашу свободу направлять на добро, на делание добра. Это как раз и есть наш подвиг, наш труд. И очень важно, чтобы в детских садах, школах, университетах говорили о том, что есть свобода нашей воли, но нужно волю направлять на делание добра, взращивание добродетелей, чтобы человек был великодушным, почтительным, уважительным, трудолюбивым и так далее. Все эти качества души нужно как можно шире раскрывать, и в этом есть наша свобода. Это бескрайние просторы нашей свободы.

– Ваши слова очень перекликаются с цитатой одного из Оптинских старцев: «Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении; отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле». С одной стороны, теоретически все понятно, но как представишь практически, что надо все время себе в чем-то отказывать, то тут уже раздрай в нашем понимании происходит: как должно делать и как я хочу.

– Мы знаем, читали у святых, что самая большая добродетель – это любовь, а некоторые из них говорят, что самая большая добродетель – внимание к себе. То есть постоянно нужно быть на страже своих мыслей, чувств, желаний и воли и контролировать, куда мы свои мысли, чувства направляем. И если я вижу, что они направлены ко злу, то говорю, что иду не туда, это не мое. И, конечно, постоянно надо направлять свои мысли к добру. Противоположность злу – добро. И когда есть такой контроль над собой, тогда человек, конечно, постоянно упражняется в этой борьбе. Если человек укоренился во зле, то ему тяжелее, он видит, чувствует, понимает, что поступает плохо, но у него нет силы воли для того, чтобы остановить это зло и делать противоположное этому злу добро. Но тут надо прилагать усилия, просить помощи у Бога, молиться святым угодникам Божиим. И, конечно, нужно исповедоваться, причащаться, приобретать всеоружие Божие для того, чтобы противостоять греховным навыкам, которые в нас укоренились.

Почему в Церкви есть многодневные посты? Они для того, чтобы можно было увидеть в себе укоренившиеся страсти или привычки ко злу и с ними немного побороться постом, молитвой, покаянием и причастием Тела и Крови Христовых. Это самая большая помощь, которую мы можем получить от Бога через церковные таинства. Мы можем очень сильно противостоять нашим злым привычкам и приобретать то доброе, что мы хотели бы иметь, но у нас часто автоматически выходят и гнев, и раздражение, и недовольство, и ропот, и осуждение. А нам нужно быть внимательными к себе и каждый раз себя ограничивать. 

Ограничивать себя – это и есть борьба, духовная брань. Никто ее не видит, только мы в мыслях и чувствах понимаем ее, но надо постоянно быть внимательными к себе. А если человек отдал свою волю всяким страстям, то ему хорошо все, что он ни делает. Но кончается это или тюрьмой, или какими-то тяжелыми жизненными ситуациями. Только это его и останавливает.

И потом он думает, что же он натворил, вроде бы все хорошо делал... Его или осудили, или что-то ему запретили, наказали в чем-то, но сам он не понимает, о чем идет речь. Потом начинает разбираться: оказывается, и здесь не так сделал, и тут не так поступил. Так надо было раньше думать, а не сейчас, когда уже все плохо получилось, когда человек вобрал очень много зла в себя и оно стало для него нормой жизни. Его окружение говорит ему об этом, его пытаются как-то вразумить. Но не каждый человек имеет силы остановиться и уйти от своих злодеяний и греховных привычек. Поэтому мы и говорим о том, что нужно постоянно себя контролировать и прислушиваться к голосу совести. Совесть все равно говорит нам о том, что хорошо, а что плохо.

Есть еще один важный путеводитель в нашей жизни – Святое Евангелие. Надо почаще его читать не только для того, чтобы его знать, а чтобы исполнять. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), читать Евангелие жизнью – это применять его в нашей жизни; что там написано, то и делать. Тогда человек начнет контролировать себя и с помощью Божией сумеет применить эти глубокие и мудрые слова Евангелия к своей личной жизни. Не говорите о том, что это невозможно. Как говорит Господь, невозможное человеку возможно Богу. Если мы обращаемся к Богу, Он нам помогает и совершает чудо с нами.

– Наверное, самое главное чудо совершается, когда мы подходим к Чаше Христовой. Потому что вокруг Чаши вся Церковь построена. Но нередко могут быть и сомнения, и какие-то искушения, которые тебя к Чаше не пускают. Но в правиле ко Святому Причастию есть такие слова (вроде бы они пугающие, но, мне кажется, наоборот, очень воодушевляющие): «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду». Да, мы недостойные, грешные, опять все повторится. У каждого есть свои магистральные страсти, и они, как болезни, так или иначе вылезут. Но если я не пойду к Чаше, будет хуже. Потому что есть этот «мысленный волк», который может и хочет тебя звероуловить, как только ты отдаляешься от Святого Причастия. Что это за мысленный волк и как Вы трактуете эти слова?

– Этот «мысленный волк» очень сильно влияет на наше сознание. Таинства Покаяния и Причастия – это величайшие дары Божии, величайшая милость Божия. Господь говорит: покайтесь – и Я все прощу вам. Все очень просто. «Я готов вам все простить, только приходите и скажите, в чем вы виновны». Все грехи человечества Господь взял на Себя на Кресте и готов нам их простить.

Первая ступень к Богу – это прийти на исповедь. И здесь нас уловляет этот «мысленный волк». Человек говорит: мне стыдно, и я вроде бы и не грешный, ничего плохого не делал. Он, к сожалению, не сопротивляется этим мыслям, а подчиняется им. Как может быть стыдно, если Господь говорит: «Я тебе все прощаю, только приходи и скажи священнику о своих грехах»? Священник является только свидетелем, а Господь там все делает втайне. Потому это действие и называется «таинство», там присутствует Господь, принимает исповедь человека и облегчает нашу душу, избавляя нас от грехов, которые являются страшной тяжестью и мучением.

Грех идет против нашей совести, она мучается от того, что мы совершили тот или иной грех. Чтобы облегчить нашу совесть от этих мучений, чтобы нам было легко на душе, для этого и есть исповедь. Это очень большая милость Божия. Только, конечно, желательно постараться не повторять грехи. Но если вы и повторили их, то еще приходите, Господь тоже готов их простить.

Сколько бы раз ни падал человек, Господь говорит: вставай и иди дальше. То есть идет процесс борьбы. И Господь это приветствует. И не надо говорить: зачем я туда пойду, если все равно снова буду грешить? С каждым разом, когда мы приходим на исповедь, грех уже не так сильно влияет на нас, он ослабевает, а со временем может даже исчезнуть, потому что мы постоянно с ним ведем борьбу. Вот почему следует идти на исповедь, несмотря на то что человек не может сразу оставить все грехи, но каждый раз грех будет все слабее и слабее. А если человек еще усердно будет молиться и просить у Бога помощи исцелиться от той или иной страсти, то Господь готов ему в этом помочь. Нужно иметь устремление нашего сердца к этому.

А если мы еще к Чаше подойдем, получим величайшую помощь. Мы даже не представляем, какая сила в ней содержится, чтобы исцелить наши страсти. Не случайно Господь говорит: кто не причастится Тела и Крови Христовых, Царство Небесное не наследует. То есть Царство Небесное – это удел тех, кто очистил свою душу покаянием и причастился Тела и Крови Христовых.

Поэтому очень важно, чтобы мы понимали: Господь даровал нам Царство Небесное через Свои искупительные страдания на Кресте и говорит о том, что если мы будем причащаться, то наследуем его. Вот какова милость Божия, какая доброта, какое милосердие, какая любовь Божия к нам! Господь все сделал, только приходи, бери – и наследуешь Царство Небесное.

Мы ежегодно отмечаем праздник Воздвижения Креста Господня, на котором был распят Христос Спаситель. Этот Крест более трехсот лет был в забвении, люди не знали, где он находится. Его нашла царица Елена, и он до сих пор является источником благодати Божией, которая нас защищает, покрывает, помогает во всем.

Крест для нас – это всемирный жертвенник Христов, на котором Он принес Себя в жертву для того, чтобы нам даровать вечную жизнь, избавить нас от дьявольской силы. Берите этот крест, несите его, благоговейно креститесь, как учит наша Церковь. Относитесь к этому кресту благоговейно, с глубоким пониманием его значения. Через этот крест Господь может дать нам силу, чтобы мы могли победить очень многие свои слабости, немощи и греховные привязанности.

Вот сколько у нас есть средств: Крест Господень, крещенская вода, исповедь, причастие Тела и Крови Христовых. Все это дал нам Господь, чтобы мы могли пользоваться всеми этими благами, которые есть только в Церкви. Этими благами небесными мы можем противостоять злу, которое в нас живет, и победить его. Потому что Господь победил это зло на Кресте, а мы можем победить зло в нас через Крест, на котором Он пострадал и терпел много мучений. Поэтому, конечно, мы должны почитать и Крест, и подвиг Христа Спасителя и благодарить Его за это, приступать к таинствам, которые даны для нашего блага.

Но наш мысленный враг всегда мешает. У некоторых есть брезгливость к тому, что нужно причащаться из одной лжицы. Но мы должны понимать, что таинство Тела и Крови Христовых – это огонь, который попаляет наши грехи и очищает нас от них. Мы знаем о том, что многие святые угодники Божии видели, как от Чаши исходит огонь. Мы причащаемся этим Божественным огнем, это небесная пища, которая очищает нашу душу, омывает наши страсти. Каждый раз, когда священник окунает лжицу в Тело и Кровь Христовы, она очищается. Даже если у человека есть какие-то заболевания, все равно сила, которая содержится в этом таинстве, очень велика.

Очень важно, чтобы мы имели крепкую веру, понимание, что никакие, даже самые тяжелые болезни не могут передаваться через лжицу. Вера имеет очень большую силу, поэтому мы должны верить, что Причастие очищает и опаляет все самое греховное, нечистое, нехорошее в нас. То есть это таинство очищает всякую скверну человеческую, если у нас есть вера. Я об этом потому и говорю, чтобы вселить во всех, кто нас слушает, веру в это таинство.

Оно является проводником в Царство Небесное, а это великое дело. Это таинство очищает нас от грехов, дает нам доступ в Царство Небесное. Потому что туда попадут только люди с чистым сердцем. Нам необходимо очистить нашу душу, чтобы мы могли приступить к Царству Небесному.

– Напомнить себе о том, что Вы сказали, можно, прочитав молитвы ко Святому Причащению. Там тоже содержатся эти мысли и другие, которые помогают настроиться на то, чтобы со страхом Божиим и верою приступить к Святым Христовым Таинам.

Ведущая Светлана Ладина

Записали Полина Митрофанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X