Сегодня программа «Архипастырь» гостит в Казани. И я передаю пасхальное приветствие митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу. Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
– Владыка, Светлое Христово Воскресение для Вас осознанный праздник. Вы родились в церковной семье. Но именно понимание, что Христос воскрес, когда появилось? Можете вспомнить?
– По-другому нельзя было, потому что были же определенные сложности. Если на Рождество мама всегда старалась нас куда-нибудь вывезти, потому что были каникулы и можно было уехать, то на Пасху были определенные сложности. Во-первых, храм был через речку, то есть нужно было до него добираться. И в зависимости от времени года и погоды были свои трудности. Помню, однажды в Великую Субботу я шел в храм по льду, а обратно мы возвращались ночью уже на катере. Поэтому пасхальные дни всегда были сопряжены с определенными испытаниями. Но Пасха есть Пасха, она всегда радостная. Люди всегда были очень веселыми, радостными. Паромщики, которые нас перевозили, всегда были радостными, относились к нам с любовью. Хотя в 60–70-е годы все это не очень одобрялось. Но была душевная радость, радостное состояние. Помню, идешь после службы, уже рассвет, но вся усталость пасхальной ночи сходит на нет, и ты можешь весь предстоящий день быть в каком-то действии. Поэтому Пасха всегда радостная и всегда в движении.
– А сейчас?
– Сейчас, когда поешь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…», понимаешь, что в той жизни у тебя гораздо больше людей и близких душ, чем в этой, и глубинно больше общаешься, наверное, с тем миром, чем с этим. Когда в первый раз звучит этот пасхальный запев, приходит, с одной стороны, пасхальное торжество, а с другой – светлая грусть, даже слезы накатывают, потому что уже все там, а ты еще здесь.
– Но будет встреча.
– Встреча будет, этого никто не избежит. Поэтому сейчас больше соединение с тем временем и с теми людьми, без которых не мыслишь своей жизни... Для них ты все равно ребенок, отрок, хотя ты, может быть, уже старше тех, кто ушел в вечность. Какая-то неразрывная связь всегда присутствует между двумя мирами. У меня лично вот такое ощущение, особенно в первые мгновения пасхальной ночи.
– Я знаю, Вы очень любите Святую Землю. Из новостей Русской духовной миссии я узнала, что Господь в этом году снова благословил Вас там побывать. Поделитесь, пожалуйста...
– Знаете, у нас есть Родина. Мы живем в своей стране, и она для нас самая любимая, самая родная, без нее невозможно. Здесь глубинные корни, связи, все проросло, и ты не можешь без русского языка, без русской национальной культуры и той жизни, которой живешь. Да, она сложная, противоречивая и не всегда тебя радует, но, с другой стороны, это твоя земля, твоя Родина. Есть малая родина, где ты родился, твой маленький уголок, который тебе дорог, близок, где все очень родное. Для меня Святая Земля, по ощущениям, – какая-то общая родина, потому что это исток христианства. Иерусалимская Церковь – матерь Церквей, жилище Божие. И ты приезжаешь туда не в гости, а будто возвращаешься домой. Идешь по этим улочкам, этим камням, этим святым местам – и они тебе не чужие, ты идешь не как турист. Тебе все это с давних пор известно, потому что ты когда-то читал об этом; это все родное, родные места.
Особенно я очень люблю приезжать в Галилею, посещать места земной жизни Спасителя, где Он ходил, проповедовал, исцелял, являлся после воскресения Своим ученикам. Когда там находишься, ощущение, что попадаешь в то время. Подходишь ко Гробу Господню и понимаешь, что это центр мира. При всех заморочках, связанных с особыми условиями жизни (и многолюдность, и многонациональность, у всех своя культура, у евреев – своя культура, у арабов – своя), все как-то пересекается. Там и азан поют, и колокола звонят, и все это не противоречит, не мешает друг другу. Прямо как в Казани.
– В Казани в этом году юбилей, пусть небольшой, но очень важный: 20-летие со дня возвращения чтимого списка Казанской иконы Божией Матери.
– Памятная дата. До юбилея дожить надо.
– Какие-то особые события будут происходить?
– Вообще в этом году у нас 470 лет со дня основания епархии и прихода сюда первого епископа, апостола этой земли святителя Гурия, вместе со своими святыми учениками – будущим святителем Германом и будущим святителем Варсонофием. Они поминаются как три святителя Казанских, но они и для Чувашии, Мордовии, Марий Эл родные. Думаю, что в Марий Эл и Чувашии, может быть, даже больше действующих храмов в честь святителя Гурия, чем у нас.
То есть у нас две даты: 470 лет епархии и 20 лет со дня возвращения на родину образа, который стал главной святыней нашего Казанского края. В 2005 году, в праздник 1000-летия города Казани, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери и явления ее во граде Казани, патриарх Алексий II вернул сюда этот образ. В честь этого возвращения был срочно восстановлен один из корпусов Казанского монастыря, и икона была перенесена в Крестовоздвиженский храм. Сейчас икона находится там, где и была раньше, то есть в восстановленном Казанском соборе. Святейший Патриарх Кирилл с владыкой Феофаном закладывал этот собор и через пять лет, в 2021 году, Святейший Патриарх освящал Казанский собор. Сегодня собор является центром притяжения, к Божией Матери идут.
Знаете, у нас интересно было. В прошлом году по благословению Святейшего Патриарха было перенесение Казанской иконы из Москвы по всем городам и митрополиям. У нас принесенная московская икона Казанской Божией Матери стояла в центре собора, наша Казанская икона – на своем месте. И стояли две очереди: одна очередь – к нашему образу, другая очередь – к московскому…
Для нас это удивительный образ Божией Матери. Мы видим, как люди приходят к нему, молятся и часто получают просимое. Мы всегда молимся Божией Матери. В конце всенощной, после воскресной службы, мы всегда подходим к образу Казанской Божией Матери и поем. Такое ощущение, что мы приходим к Ней домой, это Ее дом, Ее территория. Есть такое выражение: как у Христа за пазухой. Вот мы живем как у Богородицы за пазухой. Мы физически чувствуем Ее покровительство, Ее заботу обо всех людях, кто здесь живет, вне зависимости от вероисповедания. Потому что это место Ее явления, и Она покровительствует всем, кто здесь находится, кто чтит Всевышнего на этой земле.
Поэтому для нас это, конечно, очень важное событие. Глава города Камиль Исхаков, который был в ту пору, проявил очень много усердия и твердости, чтобы вернуть этот образ. Если помните, образ путешествовал по Северной и Южной Америке. Когда-то его хотела выкупить Зарубежная Церковь и автокефальная Американская Церковь. Приезжал один епископ из автокефальной Американской Церкви, подходил к этому образу, вспоминал, что 40 лет назад, когда он путешествовал по городам и весям, его пытались продать за три миллиона долларов. Наши общины не нашли таких денег, тогда образ выкупила католическая община, потом подарила его папе Римскому Иоанну Павлу II, и он находился у него в келье. Он считал, что это подлинный образ…
Слава Богу, образ вернулся в свои края. Потому что написан он примерно в этих поволжских краях. Сегодня этот образ является центральной святыней нашего края.
– Владыка, спасибо Вам за приглашение, благодаря которому мы смогли быть участниками крестного хода (и летнего, и осеннего) в праздник Казанской иконы Божией Матери. Это очень трогательно, очень нежно. Нам удалось заснять, как икону рано утром увозят в Благовещенский собор, потом несут крестным ходом, а потом она возвращается, ее вставляют в киот. Это что-то сакральное, других слов нет; что-то теплое и возвышенное одновременно.
– Раньше довольно много лет была традиция служить в Благовещенском соборе, который был открыт к 1000-летию города Казани. Поскольку собора не было, ходили с иконой на место ее обретения. И совершали этот крестный ход после литургии. А сейчас мы совершаем крестный ход в память о том событии. Когда весть о явлении иконы дошла до власть имущих, воевода и архиепископ Иеремия побежали к этому месту, увидели этот чудесный образ. Люди стали получать исцеления. В память об этом мы совершаем крестный ход.
Это душевный праздник. Люди ездят по святым местам, такая возможность есть, особенно сейчас. И летний праздник Казанской – это наш праздник; именно здесь было явление Божией Матери. Потом списки с иконы разошлись по всей стране, даже по всему миру. Но исток, начало здесь. Это как бы дом Божией Матери, куда люди приходят, берут благословение, утешаются и возвращаются в свои дома, в свои приходы, облагодатствованные покровительством Пресвятой Богородицы.
– Осенний праздник Казанской тоже. Ведь патриарх Гермоген, будучи тогда священником, переносил икону…
– Это связано с конкретным историческим событием – освобождением Москвы, столицы нашей Родины, от иноземцев, иноверцев и окончанием Смутного времени.
Еще раз хотелось бы напомнить о том, что люди XVII века отличаются от людей XX или XXI века. Никаких памятников Минину и Пожарскому, патриарху Гермогену. Только благодарение Богу и Пресвятой Богородице. Покровский собор на Красной площади – это сердечная благодарность Господу за то, что Он сменил гнев на милость. А потом уже человек становится менее духовным, более душевным и создает памятники героям. Поэтому сегодня мы видим памятники и нашим святым. Распространяется все то, что не могло прийти в голову людям XVII века, например.
Самое главное, что было у людей в прежние времена, – они напрямую благодарили Господа, Пресвятую Богородицу или святых угодников Божиих и ставили в их честь храмы. Например, у нас сейчас восстанавливается храм в честь святителя Николая Тульского. Это связано именно с теми людьми, которые присутствовали при чудесном избавлении города-героя Тулы от захвата неприятелем. В 1552 году на протяжении трех дней шла неравная схватка: 30-тысячное войско Девлета Гирея против 800 непригодных для воинской службы бывших военных, оружейников, женщин с детьми, которые сохранили город. Даже пробив стену в кремле, неприятель все равно не смог туда войти. Почему так произошло? Потому, что защитники обходили кремль с иконой… Для людей XVI века она была образом защиты. Потом здесь поставили храм в память об этом чудесном событии, потому что это непосредственно связано с помощью свыше верующим людям.
– И этот храм первым принял обретенный от земли Казанский образ Божией Матери.
– Так точно. Более того, этот храм уцелел во время очень страшного пожара.
– Он тоже был деревянным?
– Все храмы были деревянными. Тогда только начиналось строительство каменных храмов: в кремле Благовещенский собор был построен, Преображенский собор начинали строить. А все кругом было деревянное. Поэтому все сгорело. Но этот храм чудесным образом сохранился. И после обретения Казанская икона Божией Матери была принесена туда будущим патриархом Гермогеном. Он попросил архиепископа Иеремию, чтобы ему позволили взять этот образ в руки и перенести в этот храм. Хотя служил он совсем в другом храме. Этот храм сохранился, он пока не восстановлен, ведутся подготовительные работы к восстановлению. Но храм, в котором служил патриарх Гермоген, будучи священником, в Казани есть.
– В казанских храмах есть очень трогательная традиция хорового пения всем народом перед образом Пресвятой Богородицы.
– Я думаю, эта традиция есть во всех наших храмах.
– Но мы у вас это увидели, когда все поют: «Царице моя Преблагая...»
– Это вообще певческий край. Один из самых выдающихся певцов нашей страны Федор Иванович Шаляпин – наш уроженец. Здесь храм, в котором его крестили. Здесь он начинал свою певческую жизнь (трудно назвать это певческой карьерой), в храмах нашего города. У нас каждый год в феврале проходит фестиваль, посвященный Федору Ивановичу Шаляпину. И у нас много всяких хоровых мероприятий. В частности, мы встречаемся перед началом фестиваля хорового пения духовных учебных заведений. Приехали 14 коллективов.
– Очень интересно, что первый фестиваль такого уровня прошел в 2019 году в Екатеринбурге, когда Вы были там архиереем. И Вы были председателем жюри фестиваля.
– Надеемся, что этот фестиваль не последний.
– Этот первый фестиваль был посвящен памяти священника Василия Зиновьева. Это человек, который по благословению патриарха Тихона издал труд по гармонизации церковных песнопений всенощного бдения, воскресных служб.
– Это вообще уникальный человек. Он к тому же был и полковой священник, участник Первой мировой войны. Он участвовал в боевых действиях без оружия, только с крестом в руках. Он тогда очень сильно подорвал свое здоровье, рано скончался, в 1925 году. Слава Богу, кладбище в Ярославле, где он похоронен, на Туговой горе сохранилось. Там похоронены многие известные люди, духовные лица. Там похоронен выдающийся схиархиепископ Димитрий (Градусов), в схиме Лазарь, который в свое время «родил» двух светильников, очень ярких личностей нашей Церкви – митрополита Никодима и митрополита Ювеналия (ныне здравствующего). Слава Богу, кладбище сохранилось, не было упразднено, как очень часто бывает. И там на местном уровне до сих пор проходят дни памяти в честь отца Василия Зиновьева.
У нас будет проходить фестиваль памяти Дмитрия Степановича Бортнянского. Бортнянский – очень сложный композитор, но очень интересный. В какой-то мере он открыл многоголосие сегодняшнего церковного пения. Кто-то его не очень любит, считает, что он слишком прозападный, скажем так. Но он дитя своего времени. Он гармонизировал очень многие церковные песнопения, без которых трудно представить себе сегодняшнее торжественное богослужение. Например, это «Тебе Бога хвалим» или Херувимская песнь (она торжественная и часто поется на архиерейских богослужениях).
– Мне про эту Херувимскую песнь № 7 рассказала моя подруга матушка Мария Ал Алам из Палестины. Она выпускница регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Когда она училась, у них был студент из Китая. Когда он первое время стоял на службах, ничего не понимал, но когда услышал эту Херувимскую, сказал: «О, Херувимская». То есть и в Китае ее исполняют.
– Бортнянский – великий композитор, его называли русским Моцартом. Совершенно уникальный человек, иногда незаслуженно забытый. Даже во времена безбожного лихолетья, когда вроде бы перестали сажать в тюрьмы, арестовывать духовенство или верующих людей, все равно было очень жесткое давление (особенно в 60–70-е годы), и капелла Юрлова, и хор Свешникова сумели выпустить пластинки с песнопениями, в том числе и Дмитрия Степановича Бортнянского. И через это людям показали красоту настоящего церковного пения.
Были выпущены три церковные пластинки – капелла Юрлова, хор Свешникова и «Ростовские звоны», которые достать было невозможно. Я уж не помню, какого они года выпуска, но как раз рубеж 60–70-х годов, то есть тогда, когда выпускались совсем другие музыкальные произведения, а они умудрились выпустить эти, и там были произведения Бортнянского.
– Это напоминает историю с мощами праведного Симеона Верхотурского, когда их сохранили под предлогом, что это будет экспонат в Музее атеизма. А в результате люди просто приходили к ним приложиться, помолиться перед ними.
– Видите ли, добрых, искренних, заботящихся людей гораздо больше, чем мы можем себе представить. И я хотел бы сказать слова благодарности музейным работникам, которые очень многие из имеющихся у них икон и святынь смогли сохранить в музеях. Сейчас, конечно, борются за это со страшной силой. Благодаря этому самоотверженному труду, за очень маленькие деньги, когда люди работали искренне, не за страх, а за совесть, и сохранились очень многие наши так называемые черные доски (у Солоухина был такой роман «Черные доски»). Это гигантский труд. В ту пору сохранять что-то национальное русское и религиозно-православное (и даже религиозно-мусульманское, если говорить о Казанской земле) было большим подвигом.
– В этом году отмечается столетие кончины Святейшего патриарха Тихона. И когда мы работали над программами, посвященными ему, меня очень поразила одна вещь. Келейника патриарха и его верного друга Якова Анисимовича Полозова зверски убили на его глазах, чтобы этим его добить, морально уничтожить и сломить его сопротивление.
– Возможно, что это вообще в патриарха стреляли (такое тоже нельзя исключать).
– Да. Но в той версии, что мне довелось услышать, это было убийство, которое должно было сломить патриарха. И был еще другой человек, Евгений Александрович Тучков, сотрудник ГПУ, о котором другим сотрудником ГПУ было сказано, что он внес высочайший вклад в раскол Русской Православной Церкви. Это палач Русской Православной Церкви, человек, который создавал невыносимые условия митрополиту Крутицкому и Коломенскому Петру, который в тюрьме, извините, прессовал патриарха Тихона. Он стольких святых мучил и уничтожал, что страшно себе представить.
Но есть еще версия… В 1957 году майор госбезопасности в отставке Тучков умирает от неоперабельного рака желудка. И перед смертью он призывает к себе Святейшего патриарха Алексия I (тот приезжает) и несколько часов ему исповедуется.
А еще интересно, что биографии этих людей – Якова Анисимовича Полозова и Евгения Александровича Тучкова – одинаково начинаются. Оба из крестьянской семьи, рано осиротели. Тучкова вообще воспитывала сестра, очень церковная женщина, которая старалась, чтобы брат стал верующим. Мне кажется, это история, во-первых, о неосуждении кого бы то ни было, потому что мы не знаем, каким будет конец каждого. Это история о том, какой наш Бог, как действует молитва за врагов, ведь они все, мучимые им, наверняка, переламывая себя, и за него тоже молились. Я просто делюсь ярким впечатлением от всего этого.
– Пути Господни неисповедимы абсолютно. Но Тучков уже не майор был, а полковник. То, о чем Вы рассказали, – это уже довольно известный момент, что под конец жизни он сумел исповедоваться и, возможно, причаститься (где-то я читал об этом тоже). И не он один. Довольно много было людей, которые жили совершенно безбожно, и наступал какой-то переломный момент, когда душа их обращалась к Богу. Поэтому все в жизни может быть. И наоборот: люди, которые были у престола и вообще рядом со Христом, потом всё бросали и жили совершенно по-другому. Сколько таких случаев было... Жизнь полна всяких неожиданностей. На каждом жизненном повороте ты можешь что-то удивительное увидеть.
Мы можем друг другу рассказать много очень интересных случаев даже из нашей жизни, когда мы с Вами за эти годы пересекались. И сколько у нас интересных совпадений и переплетений судеб (включая даже сегодняшнее время), которые показывают, как Господь ведет людей по жизненному пути. Так что все может быть.
– Но вот начало их жизни одинаковое. Ведь обоим мальчикам внушались Христовы истины.
– Только что была Страстная седмица. Начало было одинаковое у всех апостолов. Один все равно нашел возможность отпасть. Тут такое дело, что лучше просто смотреть за самим собой и молиться, и благодарить Бога, и просить прощения за каждый прожитый день, если что-то натворил. Мало ли что в жизни бывает.
– У Оптинского старца преподобного Амвросия есть изречение: «Как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Мне кажется, мы сейчас прямо это проходим. Мы все так любили посмеяться, смотря КВН! Вот сейчас кавээнщик всему миру устраивает представление. Компьютерные стрелялки прижились и вошли в нашу жизнь. Даже получили какую-то индульгенцию, что это развитие компьютерных игр. А сейчас это все вышло в жизнь. Сейчас мишени не созданы компьютером, это живые люди. И мне кажется, что это такая иллюстрация того изречения. Этот крест вырос, а теперь его надо нести.
– Человек сейчас постоянно в чем-то растворяется в этом мире. У него и так не очень большой запас духовных сил, а он их тратит на все то, что от него не зависит. А на то, что от него зависит, уже не хватает ресурса. Недавно я прочитал, что корабль тонет не тогда, когда вокруг него буря и вода, а когда вода в нем. Когда вода попадает в корабль, тогда он тонет, а когда она вокруг него, он еще держится на плаву.
Мне вообще кажется, что современный человек очень сильно обращен вовне. Он постоянно вовне и практически никогда в себе. И на внутреннюю работу над собой у нас ни времени, ни сил не хватает. Мы все отдаемся то одному, то другому, то третьему делу. Есть вещи, которые мы не можем изменить. А есть то, что мы можем изменить и должны. Поэтому надо больше с самим собой работать и постараться уделять время самому себе, чтобы были хотя бы какие-то минуты просто побыть наедине с Богом и с самим собой, чтобы что-то проанализировать, о чем-то помолиться.
Потому что все остальное со свистом проносится, проходит, ускоряется. С одной стороны – ужасы, с другой стороны – ужасы. А человек тоже микрокосмос какой-то. Он живет в этом, сам себя в эту бурю добровольно втягивает. Постараться немного отскочить от этого – вот для нас задача. Жить, как живет мир сейчас, – страшно, наверное. Потому что посмотришь – все плохо. А посмотришь по-другому – слава Богу, все живы. Просто надо больше цепляться за тот якорь, который нам Господь дал.
– Еще одна Великая Победа этих дней – в Великой Отечественной войне; 80-летие этой Победы. Ваше личное воспоминание, как это отмечалось у Вас в семье, там, где вы жили? Что это для Вас тогда, а что сейчас?
– Я родился через 20 лет после начала войны. То есть наши родители, кому было тогда 40–50 лет, все были фронтовиками. Поголовно. Тогда не спрашивали, воевал или нет, все воевали. Во всех семьях были потери.
Песня «День Победы» была написана Давидом Тухмановым к 30-летию Победы, к 1975 году. Я не помню, кто раньше ее начал петь: Кобзон или Лещенко. Но когда Лещенко ее исполнил, она стала чуть ли не домашней песней. То есть ее пели все подряд. И она стала символом Победы, без нее невозможно представить День Победы. Мы – дети того времени, и между нами и нынешними отроками – пропасть. Невозможно представить, чтобы мы не знали всех маршалов, всех героев, у нас был пионерский отряд имени Аркадия Гайдара, класс Александра Матросова. Гайдар погиб как партизан в 1941 году. Говорят, что он предупредил своих, крикнул, что они на засаду напоролись. Он погиб, потому что попал в перестрелку. Про каждого военного того времени мы знали: пионеров-героев, «Молодую гвардию». Все это изучали, это было живо. Ветераны приходили и что-то рассказывали. И это было настолько естественно...
Я помню, как служил в Туле, и там было шествие на 9 Мая. Шли по главной улице возлагать венки, и когда оркестр замолкал, слышно было, как медали бьются о грудь. Люди, которые об этом вспоминают, начинают сразу плакать. Просто потому, что это совершенно невероятное впечатление. Мы в этом выросли. Это исток нашей жизни. Мы без этого не можем.
У каждого есть те, кто где-то погиб. Мой дедушка погиб под Сталинградом, дядя тоже где-то погиб. Мама показывает фотографию своего двоюродного брата, на которой ему 19 лет, он младший лейтенант, в 1944 году погиб. Другой дядя погиб в 1945 году. В каждой семье есть те, кто это пережил…
А сейчас немного по-другому. Смотришь на ту войну, что сейчас идет, и душа разрывается. То, о чем мечтали наши неприятели, сегодня и случилось: чтобы мы друг с другом дрались. Дети, внуки, правнуки победителей – сегодня все находятся в состоянии войны друг с другом и не признают друг друга. Это горечь.
Есть еще один момент, о котором я скажу, пользуясь случаем. У нас весь патриотизм сосредоточен на Великой Отечественной войне. У нас есть какие-то дни памяти, но о них никто почти ничего не говорит, кроме специально обученных людей – историков, литераторов, которые между собой собираются. И дети практически не знают ни про Первую мировую войну, ни про озеро Хасан, ни про озеро Халхин-Гол, ни про Балканскую войну, ни про генерала Скобелева, ни про генерала Гурко… Не говоря уже про времена Александра Невского, Дмитрия Донского и прочих наших великих полководцев, вождей, князей и воинов... Сколько таких великих отечественных войн было в какой-то конкретный период времени? Мы же все время то себя защищаем, то кого-то освобождаем, то кому-то помогаем. То есть русской кровью, кровью русского солдата залита вся Европа и Азия.
Великая Отечественная война, безусловно, для нас священная, это действительно огромный подвиг народа, невероятная сила духа и Божественная помощь. С человеческой точки зрения, мы должны были проиграть. Москва была открыта. С другой стороны, у нас такая история, что она вся в основном как раз в военных подвигах. Поэтому для нас это очень большой жизненный урок.
И сегодня льется кровь. Мы с Вами сидим сейчас здесь, у нас тепло, хорошо, светло, а кто-то умирает на полях сражений. Потому что идет война за выживание нашей страны. И что самое обидное – война между братьями. Только одни братья перестали считать других братьями. Это для нас большое горе сегодня. Надо все усилия сосредоточить, чтобы мы как-то вымолили у Бога и мир, и победу, чтобы люди у нас смогли жить и развиваться дальше.
– Мы записываем эту программу 30 апреля. Это знаковый день в истории святой царской семьи. Я вижу здесь портрет, где вместе государь и его семья. Это начало их голгофы уже в Екатеринбурге, конечный отрезок, когда туда прибыли государь, государыня и царевна Мария. Сложно представить себе, что пережила государыня, делая выбор: или оставаться с больным сыном и детьми в Тобольске, или сопровождать мужа, которого увозили неизвестно куда (говорили, что в Москву, но как верить? Так и получилось: не Москва, а Екатеринбург). Если можно, расскажите об этих святых, которых Вы, как я знаю, очень горячо любите и искренне почитаете.
– Открытие для нас, что государь – самый оклеветанный человек русской истории. Нет более оклеветанного человека, чем государь-император Николай Александрович. И до сих пор очень многое закрыто от нас. Не все документы открыты и, наверное, не могут быть открыты, к сожалению. Но человек совершил огромный подвиг на самом деле. И он настоящий христианин. Сколько он сделал для страны!
За 22 года его правления со всеми событиями (русско-японской войной, первой русской революцией и Первой мировой) 50 с лишним миллионов людей составляла прибыль населения. Сегодня мы видим, что население уходит, у нас его нет, тем более коренного. А при нем население росло стремительно. То есть у людей было ощущение перспективы. И люди развивались, они строили свою жизнь, видели какое-то будущее. И все это было при нем.
И огромное развитие было, рывок научно-технического прогресса. Потому что он был технарь, совсем не лирик. У него все было четко, ясно, понятно. Два слова запишет и потом может рассказать про весь этот прожитый день через 10 лет, что было. Потому что он делал для себя какие-то пометки, чтобы мог это освежить в памяти через большое количество времени. Когда ему приносили какой-то чертеж чего-нибудь или рассказывали про какую-то работу над чем-то, он обязательно сначала вникал в это сам и только потом отдавал это все разрабатывать дальше.
При нем возникла авиация, подводный флот, произошло развитие железной дороги, это Китайско-Восточная железная дорога, развитие шло на Восток. И многие стратегические мысли были разработаны при нем: план ГОЭЛРО, план Московского метро и прочее.
– Образование, медицина…
– Церковноприходские школы, университеты – все это было при нем. Но так оказалось, что все это обменяли на какие-то идеи, из-за которых потом все погрязло в разборках, в крови, вообще в ненависти. И мы до сих пор еще пожинаем эти плоды, особенно из-за этих национальных границ, которые тогда расчертили. И потом сколько русских людей осталось в одночасье за рубежом!
Николай Александрович – человек гигантского ума, безусловно, огромной силы воли. Но то, как он повел себя в 1917 году, – это чисто христианское отношение к жизни, на мой взгляд. То есть он не мог поверить в то, что человек, который рядом с ним, которого он воспитал, мог так поступить с ним. Он объезжал все полки на всех смотрах и выделял офицеров, которые показывали какие-то результаты, и вел их по жизни. Например, того же генерала Алексеева, которого он заметил еще в звании капитана, он вывел практически в начальники Генерального штаба, то есть сделал своим ближайшим помощником. И получить от него удар ножом в спину – для него это было непонятно, он не мог этого принять. То есть он был слишком христианин, чтобы предпринимать какие-то жесткие меры.
Поэтому мы его почитаем, верим в то, что сегодня его предстательство пред Престолом Божиим и за русскую армию, и за русский народ явственно чувствуется. И эта любовь народа, которая каждый год к нему простирается, когда наступают Царские дни, когда идет этот знаменитый крестный ход, одно из свидетельств народного почитания. И практически во всех храмах есть иконы царской семьи. Это глубокое народное почитание и вера в то, что он действительно царь-мученик, и многое, что случилось в нашей стране, он взял на себя. Царь стал жертвой за свой народ.
– И вот это его пророческое прощальное наставление, завещание, переданное его дочерью княжной Ольгой: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, а помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» Это же совершенно христианское понимание! Это можно соединить с тем, что «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Здесь же не только торжество, здесь и напоминание о том ужасе, который Господь пережил, но через который Он прошел и победил.
– Надеемся, что правда о нем все-таки будет открыта. И те люди, которые его на сегодняшний день не воспринимают, не принимают, считают его слабым и сваливают на него те беды, которые случились с народом и со страной с 1917 года, как-то изменят свою точку зрения. И чтобы это мнение изменить, его нужно полюбить, узнать больше о его жизни и прекрасной семье, которую они создали с Александрой Федоровной, об их замечательных ангелоподобных детях, которые пролили свою кровь невинно от рук цареубийц, сатанистов и ненавистников Руси. Конечно, царская семья – это те люди, которые сегодня являются для нас, как ни странно, знаменем победы, образом христианского незлобия и христианской чистоты.
– Владыка, я прошу от Вас пасхального напутствия. Эту радость, с которой мы начали программу, как сохранить?
– Ходите на службу как можно чаще. Пока идет Пасха, все вечерние и утренние службы – пасхальные, везде поют: «Христос воскресе!» Поэтому для того, чтобы жить в этом пасхальном состоянии, нужна какая-то отдача себя этому торжеству. Давайте себя отдадим Пасхе Христовой, а Пасха Христова нас примет в свои объятия и даст нам ощущение радости вечной жизни и отсутствия смерти. Потому что человек может жить открыто, красиво, ярко только тогда, когда видит перед собой врата рая.
Эти врата рая сегодня для нас открыты. На Светлой седмице царские врата открывают и говорят: «Придите сюда все – немощные, слабые, неуверенные, врата рая открыты для всех вас». Поэтому мы эти врата рая видим сегодня и стараемся идти путем христианской жизни, сохраняя в себе целостность нашего внутреннего человека-христианина. Этот путь сегодня, в связи с праздником Пасхи, передает особое чувство благоговения и священной пасхальной радости. Христос воскресе!
– Воистину воскресе Христос!
Ведущая Светлана Ладина
Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Беседы с батюшкой. Как жить во Христе? Священник Олег Патрикеев. 13 июня 2025
Лаврские встречи. Автор-исполнитель, уличный музыкант Андрей Приветов. Часть 1
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!