– Владыка, мы записываем эту программу незадолго до наступления 2025 года, а в эфир она выйдет уже в праздничные дни. Я считаю, важно об этом сказать. Мало ли что произойдет между записью и эфиром, а мы на это никак не отреагируем. Чтобы нас за это не осуждали.
Предлагаю тему, которая в любой ситуации важна для человечества: пришествие в мир Спасителя Господа Иисуса Христа. Он родился в Вифлееме Иудейском. В гостинице, которую названый брат царя Давида Кимгам построил над пещерой в Вифлееме, не хватило места для Святого Семейства. И тогда старенький Иосиф Обручник, Дева Мария, беременная Младенцем Христом, спустились в пещеру (там Мария и родила Христа), которая была и гаражом, и хлевом для животных, и кладовой. Они оказались в цокольном этаже. И это очень символично, к сожалению. Потому что очень часто бывает так, что Бог в нашей жизни находится где-то на цокольном этаже, на задворках. Что надо понять, что сделать, чтобы отвести Ему достойное место в душе и жизни?
– Когда людям, которые никогда в своей жизни не испытывали голода или жажды, рассказывают о других, кто испытывает голод и жажду, говорят им, что с теми нужно чем-то поделиться, они этого не понимают. Этим людям, не имевшим в своей жизни такого тяжелого жизненного опыта, невозможно объяснить, что такое нужда, что такое страдание. Чтобы человек понял и оценил то, что у него есть, порой обстоятельства жизни ставят его в такие ситуации, когда он вынужден голодать, жаждать; и только тогда он понимает, как голодают или страдают другие люди.
Так получилось, что люди действительно не захотели пустить Бога в центр своей жизни, не захотели открыть двери своих домов. Царь не открыл двери своего дворца. И Бог был вынужден оказаться в подвале, в самом неприспособленном для жизни месте, когда Он пришел в этот мир. Но этим Бог показывает, что готов прийти в самое недостойное место, готов смириться, чтобы открыть Себя людям. Господь страдает и показывает: чтобы встретиться с человеком, Он переносит все страдания. И это особый знак.
Человеку, чтобы встретиться с Богом, порой тоже необходимо перенести страдания. Когда человек сыт, доволен своей жизнью, у него все комфортно, хорошо, то в этой системе координат встретить Бога бывает очень трудно. Когда в нашу жизнь вторгаются лишения, война, болезни, пусть это нас не пугает, как это не испугало Бога. Представляете, если бы Христос пришел на землю, родился в этом подвале и сказал: «Ухожу отсюда»? Сразу было бы вознесение, и не произошло бы спасения рода человеческого.
Если в нашу жизнь приходят скорби, лишения, не нужно пугаться. Это означает, что Господь посылает их нам, чтобы мы смогли с Ним встретиться, чтобы мы пережили хоть какую-то малость, немного подобную тем лишениям, которые претерпел Он. Господь смирился; от славы Своего небесного бытия, от полноты бытия с Отцом и Духом Святым Сын Божий приходит на эту страдающую, скорбную, наполненную смертью землю, чтобы поделиться с нами Своей жизнью. Чтобы принять это, нужно потерпеть, поскорбеть.
Мудрый выбирает для себя добровольный путь навстречу Богу. Мы читаем о преподобном Сергии Радонежском, что он уходит от вполне обеспеченной жизни в Ростове Великом, из небедной семьи своих родителей. Он уходит от нормального человеческого жития в леса, чтобы поскорбеть, попоститься, чтобы не разменять возможность встречи с Богом на суету жизни. И он обретает Бога.
Святые мученики выбирают страдания, пролитие собственной крови, чтобы в этом страдании встретиться с жизнью Христа. В этом году я впервые как-то очень остро прочувствовал дату, когда Церковь отмечает день памяти святого великомученика Георгия.
– Несколько раз в году дни его памяти. Колесование…
– Самый главный праздник – 6 мая. Вы правильно упомянули о колесовании, этот день памяти в ноябре...
– В Палестине каждый год в этот день идет дождь. Там очень чтят святого Георгия и мусульмане, и христиане. И каждый год в этот день дождь. А ведь для Палестины дождь – благословение. Там точно знают, что это святой Георгий.
– Колесование – это же казнь, это мучение. Колесование в ноябре, а кончина его в мае. Что же получается? Получается, что его страдания, пытки, мучения, которые были ему уготованы, начались в ноябре и продолжались до мая. Шесть месяцев святой Георгий невероятно страдал. Почитайте его житие: и камень ему на грудь клали, и голодом морили, и куда только его не помещали. Для него этот мучительный путь обретения встречи со Христом продолжался шесть месяцев. Но жизнеописатель говорит о том, что лицо его сияло радостью, слова его были невероятно сильными, потому что в этих скорбных обстоятельствах он встретил Христа.
Почему я напоминаю об этом? Чтобы не смущалось наше сердце, не скорбело, когда к нам приходят болезни, какие-то искушения. Это значит, что мы от какого-то человеческого представления о жизни начинаем потихонечку двигаться ко Христу, к этой пещерке, где смиренный Бог начинает страдать ради нас. Он страдает, мы страдаем; мы движемся навстречу друг другу, и эта встреча происходит. Когда она происходит, тогда Вифлеемская пещерка наполняется светом. Тогда ангелы приходят и поют рождественскую песнь. Тогда простые люди, пастушки, вдруг открывают величайшие тайны бытия, которые недоступны философам, а богатые цари свое богатство кладут к ногам Христа.
Тайна Рождества удивительна! Не надо думать, что если мы хотя бы раз прочитали о Рождестве Христовом, или посмотрели об этом фильм на канале «Союз», или посетили музей Святого Семейства в Екатеринбурге, то мы уже всё знаем. Мы что-то узнаем тогда, когда сами путем своей жизни пойдем навстречу Христу, а Он – навстречу нам. И эта самая главная встреча в нашей жизни может произойти.
Мы приближаемся к празднику Рождества, размышляем об этом сегодня, и я очень благодарен, что Вы и мне, и нашим телезрителям напоминаете о том, что нам скоро предстоит.
– Эфир будет, когда мы уже будем поздравлять друг друга с Рождеством Христовым и сугубо чествовать Матерь Божию. Я о Ней подумала, когда Вы сказали, что Господь не испугался. Он же Господь, чего Он может испугаться? А вот Матери Божией было чего пугаться. Совсем юная Девушка, Которой выпали и величайшая честь, и величайшее испытание, страх и ужас. То, на что Она дала Богу согласие, могло закончиться побиением камнями, смертью от рук солдат Ирода, чем угодно. Когда мы видим Ее во славе, мы нередко забываем Ее подвиг, Ее отвагу и отвагу, веру и верность старенького Иосифа Обручника. Ему это все надо было? Оказывается, надо. Вот такие они удивительные. Просто когда смотришь на икону, все это остается на задворках сознания, потому что они во славе. Мы забываем о тех испытаниях, через которые они прошли.
– Когда смотришь на обстоятельства собственной жизни, приходит понимание: то, что нам посылается и чего мы порой не хотим (какие-то сложности, сложность выбора, сложность исповедания, скорби, голод, болезни), не для того, чтобы нас унизить, растоптать, а для того, чтобы Бог стал нам нужен, чтобы мы вспомнили о Нем.
Матери Божией очень нужна была встреча с Богом, Она искала ее в детстве, юности. И Господь увидел это стремление, Он пришел к Ней. Мы говорим в молитве: «Прииди и вселися в ны». Он пришел и вселился в Нее. Это был ответ Божий на Ее искания. И для нас это напоминание, что надо искать Бога, хотеть. Господь найдет форму, найдет место и время, когда Он встретит нас самым явным образом. Главное, чтобы мы этого хотели.
Если мы не будем этого хотеть, Он все равно придет и встретит нас, но так, что эта встреча будет страшной. Для кого-то Второе Пришествие Христа будет ужасным. Как сказано в Апокалипсисе, люди будут говорить горам: падите на нас и сокройте нас (Откр. 6, 16). Чтобы спрятаться, скрыться. Я хочу пожелать всем, кто сегодня с нами в эфире, чтобы мы хотели, искали встречи с Богом. Господь знает меру каждого из нас, и в эту меру в свое время Он и выйдет навстречу. Сегодня мы встречаем Его родившимся.
– В социальных сетях незадолго до Нового года стал очень популярен шуточный дневник христианина в пост. День первый, наверное, знаком многим: «Было тяжелое утро. Целую вечность стоял у холодильника, разглядывал два яйца, недопитое молоко и ветчину. Не мог определиться, какой грех на себя взять: выкинуть еду или начать пост омлетом с ветчиной». Но если серьезно, то выбор бывает гораздо круче, чем в еде: жестокость или милосердие, правда или ложь, верность или предательство. Что для Вас является камертоном, маячком, который в момент выбора начинает звучать или мерцать и помогает взять верную ноту и правильный курс?
– Вспоминаю свой первый в жизни Рождественский пост (мой первый осознанный пост был именно Рождественским). Я был еще совсем юным человеком, не очень понимал, что и как, но уже переступил порог Церкви, уже принял участие в таинстве Исповеди и таинстве Причастия. Я понимал, что должна начаться новая жизнь, что предстоит что-то великое и Рождественский пост – это подвиг, в который надо вступить. Совершенно не было проблем с тем, чтобы стоять перед холодильником и бороться... Сложность заключалась в том, что нужно было впервые перед окружающими, перед сотрудниками, людьми, с которыми я работал в коллективе, друзьями сказать, что теперь все по-другому, что в моей жизни появилось что-то новое, и объяснить, что именно.
Я помню, пришел на работу в организацию. Были непростые 90-е годы. В этой организации был замечательный руководитель Александр Михайлович, который заботился о своем коллективе в те непростые годы. Он привозил кусок баранины, повар варил щи. То есть он поддерживал коллектив: люди приходили на работу, а их ждал обед. Я приехал и почувствовал запах мясной солянки. Невероятно вкусно! Но солянка меня не волновала. Я думал о том, что сейчас мне принесут обед, скажут, что шеф наготовил, а я должен отказаться. Почему? Как это объяснить? Для меня это было самым сложным моментом.
То есть солянка меня совсем не смущала, а вот объяснить людям, почему я отказываюсь от их гостеприимства, от радости, которой они хотят поделиться, было непросто. Непросто начать этот разговор: не буду с вами кушать, хлебушка нарежу к чаю. Но какая же радость была, когда я сказал! А это в основном были светские люди, которые действительно далеки от этого, но они с уважением отнеслись к такому выбору. Я тогда был молодым человеком, мне было, может быть, 20 лет. Но они с добротой, пониманием и уважением отнеслись к взрослому выбору молодого человека. Сказали: «Все хорошо, шефу не скажем, чтобы его не расстраивать». И стали заботиться обо мне, кормить: то макароны принесут, то лучок пожарят.
Очень трудно было сделать этот шаг в коллективе и встретить непонимание. Ведь могли сказать: «Глупость какая-то. Что за блажь такая? В секту какую-то вступил». Но люди увидели в этом другое: мол, мы сами еще не можем к Христу сделать шаг навстречу, а вот этот юноша шаг сделал; сами не можем, но хоть ему поможем, его поддержим. И это была большая радость для меня.
И когда стоишь, например, перед наполненным холодильником и не знаешь, съесть яйца или их утилизировать, эта задача не решится, если ум и сердце не обратятся к мысли, ради Кого ты это делаешь. Ради Христа. Христос в ответ тем сотрудникам, с которыми я работал, подал такое утешение, а тебе подаст ответ на вопрос, что с этим делать. Собери это и отнеси тем людям, для которых будут радостью и эти яички, и ветчина. Разве с тобой рядом нет людей больных, пожилых или детей? Я думаю, тот ответ, который Господь подскажет, принесет столько же радости, сколько у меня было радости в том офисе, когда люди сказали: «Ради Христа не обижаемся и поможем еще».
– Спасибо, владыка, за то, что поделились. Мне кажется, важно сказать, что это была за организация. И еще важно сказать, какое высшее учебное заведение Вы окончили. Мне кажется, это наш козырь. Потому что иногда звучит: вы, православные, мракобесы непросвещенные. А когда люди узнают, что Вы дружите с космонавтами, с которыми одно высшее учебное заведение окончили, это работает. Поэтому давайте откроем тайну.
– Начнем с того, что организация была строительной, занималась монтажом вентиляционных систем. А я как молодой инженер занимался IT (сейчас это так называется). Я много интересного узнал о жизни, о том, как непросто строятся здания и какой большой труд во все вкладывается. Я стал этим заниматься, поскольку в то время у нас возникли сложности с оборонной промышленностью, куда был, собственно, определен научно-исследовательский институт. Двенадцать лет я провел в этом НИИ. Но там ничего не платили, поэтому одной ногой я был в НИИ, а другой – в строительной организации, чтобы как-то поддержать близких и не быть обузой для окружающих.
Конечно, я очень благодарен прекрасной научной школе – Московскому авиационному институту, который дал путевку в жизнь, познакомил с большим числом прекрасных людей, с которыми мы поддерживаем отношения по сей день и которые сегодня продолжают строить, созидать нашу страну.
– Владыка, еще Вы являетесь председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Близятся Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году тема такая, что эти чтения становятся площадкой стояния за правду. Как стоял за нее Георгий Победоносец. Кстати говоря, 2024 год некоторым нашим соотечественникам было приятно считать годом дракона, а 2025-й – год змеи. Можно говорить о религиозной безграмотности, а можно порадоваться: зовем на помощь Георгия Победоносца, который победил (согласно разным вариантам его жития) обоих. Значит, и здесь он со всякой нечистью расправится. И он расправился с ней очень убедительно, например, в середине XX века: когда в нашу страну пришла фашистская чума, эта чума была побеждена окончательно в день Георгия Победоносца, на Пасху. Поскольку близится время открытия Рождественских чтений, наверняка Вы думаете о том, как все пройдет.
– Для кого-то Рождественские чтения ожидаются в конце января, с 26 по 30 января 2025 года будет активная работа этого форума. Но для меня и для коллектива Синодального отдела чтения уже давно начались. Потому что проходят оргкомитеты, на которых мы собираемся и обсуждаем, как всё пройдет, на каких площадках, в какие даты, каких людей нужно пригласить. Мы готовим замечательную концертную программу, она состоится в Государственном Кремлевском дворце после пленарного заседания, которое откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мы, как почтальоны, как почтовые голуби, уже напечатали пригласительные билеты и активно их рассылаем по всей стране. Это очень непросто, потому что заявок от желающих попасть на пленарное заседание пришло около десяти тысяч, а количество мест во дворце в два раза меньше. Люди хотят, а мест нет. Значит, надо как-то ужиматься. Мы испытываем большие скорби, когда приходится людям отказывать в их желании. Тем не менее работа идет, кипит.
Тема Рождественских чтений – 80-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что год только наступил, мы уже целиком погружены в эту тему. В какой степени это погружение? В прошлые годы, когда мы говорили о 70-летии Победы в Великой Отечественной войне, о 75-летии Победы в Великой Отечественной войне, всякий раз мы рассказывали, что когда-то что-то было, что мы должны об этом помнить, не забывать, должны рассказать об этом детям, внукам, чтобы они понимали, как это было. Но сегодня это происходит. Господь нам попустил вновь это пережить.
В этом, кстати, нет ничего нового. Перед событиями 1812 года настолько велика была любовь наших соотечественников ко всему западному, французскому, к Европе, что стыдились говорить на русском, говорили по-французски...
– Господь полечил.
– Господь полечил тем, чем заболели. Через сто лет, в начале XX века, мы полюбили свободу, равенство, братство, полюбили всех этих горе-философов, которые несли свои новые учения, и опять стыдились своей веры. И когда открыли двери к тому, к чему стремились, когда пустили на двор всю эту демократическую революционную либеральную массу, то какой кровью нахлебались... Тогда, в 1812 году, необходимо было пережить войну, чтобы вылечиться, изблевать эту заразу. Так и здесь: запустили процесс в 1917 году, а лекарство пришло позже.
И сегодня ровно это же переживаем. Тридцать лет безудержного счастья: «Мы развалили Советский Союз, изгнали коммунистов – ура! К нам сейчас придет западный цивилизованный мир, он нас научит!» Чему? И мы сейчас видим, чему пытаются научить в Европе, в Америке. И это ужас. Это убийство образа человеческого в человеке. Мы говорим, что Бог пришел к людям. Такое ощущение, что хотят из людей сделать зверушек, чтобы некому было Бога встретить, не к кому было Богу прийти.
И вот сегодняшнее противостояние: война, которая происходит, – и невероятный подвиг людей. Люди сразу вспомнили, кто они. Проснулись и святой Георгий, и Кутузов, и Нахимов, и Жуков с Рокоссовским в наших генах, в нашей крови. И, конечно же, проснулась вера. Только сейчас Святейший Патриарх на заседании Священного Синода напоминал о том, сколько у нас священников несут свое служение в войсках, насколько востребованы пастыри на войне и насколько их там не хватает. И такая цифра прозвучала, что востребованность в десять раз больше, чем их там имеется сегодня.
Это хороший знак, когда людям нужна вера, слово о Христе. Но, к сожалению, для этого тоже пришлось довести ситуацию до таких скорбных обстоятельств, что льется кровь. Я очень надеюсь, что ни одна капелька крови наших воинов не будет пролита зря, что это будет как живительное лекарство для нашего народа, для нашего ума. Вот об этом будет идти речь на Рождественских чтениях, что лучше, конечно, ценить веру, Божий дар, наследие наших предков, не доводя до войны и кровопролития. А в нормальных, мирных условиях дорожить, передавать, сохранять то богатство, которое у нас есть. Рождественские чтения – то пространство, где мы об этих смыслах напоминаем, раскрываем их во всем многообразии.
– В продолжение этого вопрос из почты от зрительницы Марии Александровой: «Светлана, здравствуйте! Хотела бы обратиться к Вам с просьбой. Скажите, могли бы Вы поговорить со священником вашей епархии (возможно, с владыкой) по вопросу: ввести молитву о запрете абортов на общецерковном уровне, молиться в алтаре и всем народом на службах об этом так же, как о мире и завершении войны? Слышала, отец Илий Ноздрин сказал, что война закончится, когда запретят аборты в России».
– Запрет – это, может быть, не самое лучшее лекарство. Есть такое словосочетание: «запретный плод сладок». Человек хочет – а ему запрещают.
– Человек в данной ситуации хочет убить ребенка. Если говорить про слова, то слово «аборт» неудачное. Надо называть вещи своими именами – это детоубийство.
– Человек хочет, и ему запрещают. Он ищет, как убить своего ребенка, чтобы у него была комфортная жизнь, а ему запрещают. Запрет должен сочетаться с объяснением, мотивацией.
Давайте приведем такой пример: у нас в стране запрещены наркотики, но человек хочет употреблять наркотики и находит, несмотря на запрет, такую возможность. А другая ситуация, когда при наличии запрета, который должен быть, должна проводиться такая работа, чтобы у человека не появилось такое желание. Чтобы он не хотел употребить наркотик, не хотел убить своего ребенка. Запрет должен сочетаться с тем, что можно. А что можно? А можно жить в счастливой многодетной семье. Можно показывать на экранах в фильмах, в передачах, в социальной рекламе не образ «бери от жизни все», не образ малодетной или бездетной пары, которая живет в свое удовольствие, а образ многодетной счастливой семьи.
Вот об этом надо рассказывать, чтобы у девочки, которая еще ходит в детский сад, уже была мечта: я хочу стать мамой. Такой девочке не придет в голову мысль избавиться от своего ребенка. Она должна носить на руках красивую куколку. Я смотрю на куклы Лол, которые сейчас стали хитом среди маленьких детей. Этого монстра берешь в руки, и хочется действительно его выбросить. И, наверное, авторы этих кукол хотят воспитать такую реакцию: ты берешь в руки маленькое, и это маленькое что-то страшное, что надо уничтожить, чтобы потом приучить тебя к мысли, что и своих детей тоже нужно уничтожать.
Необходимо пространство жизни ребенка формировать так, чтобы девочка хотела держать на руках куколку, мечтала о том, как она будет держать сначала, может быть, своего братика на руках, которого ей доверят, а потом – своего ребеночка (и не одного), чтобы правильные мотивы воспитались. И тогда запрет станет ненужным, как Вам, например, не нужен запрет наркотиков. Вы не стремитесь их употреблять, не ищете, как их купить, не боитесь жить.
– Владыка, тут очень спорный вопрос.
– Поэтому я убежден в том, что у медали должны быть две стороны. Безусловно, у нас в стране аборт (детоубийство) должен рассматриваться как преступление, в том числе в юридической сфере. Но к этому, как необходимая часть, должна быть приложена воспитательная составляющая: мы должны воспитать в наших детях, юношах и девушках необходимость, жажду счастливой семьи, продолжения рода и просвещения своей семьи, своих детей, приучать их к добру, чтобы они смогли это правильное отношение к жизни передать следующим поколениям.
Сегодня рассматривается законопроект о запрете склонения женщины к детоубийству. Абсолютно правильная инициатива. Я знаю, что уже целый ряд регионов приняли законодательные меры о запрете склонения к аборту. Запрет пропаганды бездетности (так называемое childfree) уже принят, и слава Богу. Я надеюсь, что наши федеральные законодатели доведут дело до победного конца и детоубийство будет запрещено. Но еще раз подчеркну, что существенно необходимо не только запретить это, но и научить, как надо жить. Мы поняли, что так не надо. А как надо? Мы должны этому помочь, чтобы это «как надо» состоялось в полной мере, в полноте христианских смыслов: и родить, и воспитать, и научить любить, и чтобы жизнь продолжалась из рода в род.
– Спасибо. Человек еще про молитву спрашивал.
– Если внимательно вчитаться в литургические молитвы, в тексты Божественной литургии, то там уже смыслы о том, что мы просим у Подателя жизни продолжения нашей жизни, чтобы во веки веков продолжалась жизнь на земле и чтобы мы были участниками этого домостроительства, передачи жизни из поколения в поколение. Что касается молитвы, я думаю, это правильно, необходимо.
Я не представляю себе Божественной литургии без того, чтобы у Бога, в числе прочих прошений, которые мы произносим, просить о том, чтобы не совершалось убийство людей, детей. Добавить эту молитву, как сейчас после сугубой ектении произносится прошение о даровании мира, – я думаю, это было бы добрым делом.
Но еще раз вот о чем напомним. Думаю, что большинство тех людей, которые собираются за Божественной литургией в храме или смотрят трансляцию литургии на телеэкране в эфире канала «Союз», не нужно убеждать, что аборт – это недопустимо, что ни мы сами, ни наши дети не должны даже близко подступать к этой черте. А как это донести до тех людей, которые проходят в это время мимо храма и потребляют иные информационные продукты? Об этом в том числе должна быть наша сугубая молитва: Господи, дай разума, слова, дерзновения, чтобы и самим сохранять себя от этой пагубы, и донести эту мысль до тех, с кем мы встречаемся вне пространства церкви.
Есть прекрасный фильм «Мамино письмо», я хотел бы поблагодарить всех его создателей. Мне кажется, им удалось на языке мира донести до нас этот смысл, который заключен у нас в наших богослужениях, в наших молитвах. Подобные слова должны звучать: одно, второе, третье. Думаю, что рано или поздно мы изменим ситуацию к лучшему. Хотя сегодня, конечно, она плачевна. Об этом говорят уже не только патриарх, президент. Об этом говорят уже на всех уровнях, что мы вымираем. Если для того, чтобы мы не вымирали, Господь желает услышать наши молитвы, то мы должны их возносить.
– Вы как-то в программе «Архипастырь» в студии сказали: «Я бы ни за что не хотел, чтобы специальная военная операция закончилась договорником». Речь шла об этом. И мне кажется, это говорит сразу о многом. Вообще сейчас в обществе и у каждого из нас есть громадный запрос на искренность, правду, честность. Как сказал министр обороны, ошибаться можно – врать нельзя. И каждый человек периодически становится перед выбором: ложь или правда. Правда бывает ужасно неудобной. Говоря правду, рискуешь. Даже человек, который вроде бы должен своему руководству открыть глаза на что-то, стоит перед выбором (наверное, каждый бывал в этой ситуации): стать ли возмутителем спокойствия или оставаться хорошим и незаметным, а там как-нибудь само все рассосется (а если не рассосется, мне что – больше всех надо?) И так далее. Мне эта проблема кажется просто громадной, хотя она звучит вроде по-бытовому, но мы же знаем, кто отец лжи. И, мне кажется, это сейчас проблема на всех уровнях: и на бытовых, и на глобальных.
– Ну да, проблема в том, что люди хотят поступать так, как им легче, проще. Как поступил Каин, когда его Бог спросил: где брат твой? Он не признался, не сказал покаянно, что убил своего брата. И не признался – почему. Он ушел от ответа, сказав: «Что я, сторож брату своему?» И это повторение каиновой лжи идет из поколения в поколение. Если кто-то думает про себя, что он здесь как-то закамуфлировал свое бездействие, свою лень, свое малодушие, что это, мол, нормальный, житейский поступок, то это ровно то, что двигало когда-то Каином.
Что касается военной операции и каких-то договорняков… Знаете, это как человек, который заболел, когда в него попал какой-то вирус. И вопрос в том, будет эта болезнь впрок или нет, сформируется ли иммунитет в человеке в результате этой болезни. Сможет ли организм человека перебороть эту заразу, стать от этого сильнее и в будущем уже знать, как ее побеждать, как преодолевать?
Замечательные слова как-то сказал один священник, пастырь, когда рассуждал о коммунизме. Он говорил, что русский народ переварил заразу коммунизма. Был коммунизм 20-х годов прошлого века, разрушительный большевизм; и коммунизм конца XX века, уже заката советской эпохи, когда была сформирована система образования, в которой очень четко были обозначены нравственные посылы: что такое хорошо, а что такое плохо; что надо трудиться, честь и слава человеку труда. Мы сейчас можем много таких аналогий привести. Конечно, позднее советское время далеко отстояло от христианских идеалов, но тем не менее эта зараза коммунизма в целом была переварена.
Я думаю, что посланная сегодня нам специальная военная операция – это возможность переосознать и «изблевать» вот этот либерализм и пагубу постмодернизма, пагубу новых учений о человеке. И тогда мы бы смогли вернуться к христианскому пониманию жизни, христианской системе измерения. Если за это надо заплатить моей жизнью, то дайте знать, куда нужно пойти, где надо эту жизнь отдать для того, чтобы наш народ, люди, которые рождаются, живут, смогли бы жить все-таки в христианской системе координат. Я считаю, что это достойное человеческой жизни дело. В свое время государь-император Николай Второй произнес слова о том, что если ради спасения России, народа нужно принести жертву, то он готов стать этой жертвой. И он в итоге стал жертвой, которая была принесена за наш народ.
– Владыка, осторожно, Вас сейчас в «царебожники» запишут!
– Это мне уже не впервой! Сегодня жертва, которая приносится на полях специальной военной операции, должна довести до исцеления, до того состояния, когда пациента выписывают из больницы, а не выносят вперед ногами. И договорняк, к сожалению, та ситуация, когда именно вперед ногами, когда недолечили, выпустили, а пациент вроде уже не в больнице, но все же закончил свой земной путь.
Путь лжи – это путь дьявола. Дьявол пытается научить человека лжи. Адама, Еву, Каина, уже упомянутого сегодня, и всех, кто встает на этот путь. Все-таки Господь и Церковь нас учат совершенно другому. Надо жить по правде! Надо эту правду искать и в Священном Писании, и в житиях святых и пытаться повторять эти образцы уже в своей собственной жизни. А повторять как? Отвратись от зла и сотвори благо.
Я очень благодарен за то, что наши СМИ услышали эти слова министра обороны, потому что ошибаться мы все можем. А вот врать уж точно дело вражье. Если мы не будем врать, то Господь будет с нами, Он будет исправлять наши ошибки. А ложь, к сожалению, исправляется страданием, которое сегодня терпит наш народ, проливая реки крови и своей, и своих братьев.
И очень надеюсь, что Господь Своей рукой все управит и дарует такую победу, которая не будет разменной монетой, а будет новой ступенечкой для судеб всего мира.
– Владыка, в январе 2025 года исполняется 20 лет народному православному телеканалу «Союз». 13 января 2005 года были подписаны все документы, а 31 января 2005 года «Союз» впервые вышел в эфир чудом Божиим, трудами многих союзников и молитвами многих-многих людей. До сих пор мы вещаем, живем. Если можно, вспомните, пожалуйста, ваше первое знакомство с «Союзом» и скажите, что бы Вы, уже как архиерей, обозначили как приоритеты нашей работы.
– В то время, когда появился телеканал «Союз», я служил в глуши, там, где и телевизора-то не было, в селе Великое. И я слышал, что появилось в телеэфире, но только слышал издалека. Впервые осознанная встреча с телеканалом «Союз» у меня произошла, наверное, тогда, когда я попал в студию телеканала, увидел коллектив, увидел горящие глаза людей и огромный труд сотрудников, который здесь совершается.
Сегодня я не представляю свою жизнь, жизнь нашей Церкви без этого голоса, без этого слова, которое несет в мир телеканал «Союз».
Для меня было много интересных открытий. Вот, например, архимандрит Димитрий (Байбаков) рассказал о том, как появилось название у телеканала «Союз». Я раньше думал, что, наверное, это придумали, вкладывали в это какой-то смысл. Оказывается, это было совершенно неожиданным, со стороны ниспосланным наименованием. Так называлась Первоуральская медиакомпания, которую передали Екатеринбургской епархии. И вот из таких, казалось бы, случайностей и строится крепкое, надежное здание.
Когда приезжают в Екатеринбург гости, просят провести экскурсию, рассказать о том, чем живет Екатеринбургская епархия, какие у нас святыни, то мы проходим всякий раз мимо здания, в котором находится телеканал «Союз», и я показываю полукруглый эркер Епархиального управления и говорю, что телеканал «Союз» там. И люди удивляются: и это все? в таком крохотном уголочке располагается такая громада, такой потенциал? И тогда я говорю о том, что и кроткий Давид не отличался мышцами и высоким ростом, но Господь благоволил именно в его руку вложить пращу, вложить тот камень, которым он победил своего огромного сопротивника.
Я думаю, что телеканал «Союз», несмотря на скромность потенциала, несмотря на то что не обладает ресурсами федеральных телеканалов, имеет при этом ту силу, которая от него исходит. И эта сила превосходит силу многих и многих медиахолдингов, которые, потребляя огромные бюджеты, не могут изменить качество жизни нашего народа. А телеканал «Союз» меняет качество жизни и делает это с завидным постоянством уже в течение 20 лет.
Сегодня «Союз» – это бренд, и если произносить слово «союз», то люди уже думают то ли о Советском Союзе, то ли о телеканале «Союз». Две ассоциации. Я надеюсь, что первая скоро совсем уйдет – и слово «союз» будет ассоциироваться только с деятельностью вашего коллектива, ваших авторов и будет напоминать людям о союзе между Богом и человеком, о завете, который Бог совершил и о котором вы вещаете.
Я желаю вам вдохновения, Божией помощи, «светить всегда, светить везде», «светить – и никаких гвоздей!»
– Владыка, спасибо большое! Вам радости в эти светлые дни! Что бы там ни было, наступило Рождество Христово, а в Рождество все немного волхвы, и светит Вифлеемская звезда, и пещера озаряется светом Христа Младенца и Его Пречистой Матери. Пусть это облегчает Ваши архипастырские труды, труды председателя Синодального отдела. И просто Вашу жизнь!
– И не забывайте о том, что Христос «рождается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля!» С Рождеством Христовым!
Ведущая Светлана Ладина
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!