Архипастырь. Епископ Орский и Гайский Ириней

29 января 2023 г.

– Совсем недавно завершились Международные Рождественские образовательные чтения. Расскажите, в каких секциях и конференциях Вы участвовали. Что важного для себя отметили?

– Официально завершились Международные Рождественские чтения. В них принимали участие многие люди. Я приходил послушать рассуждения о том, как общаться с молодыми людьми на улицах, в учебных заведениях, в том числе и высших. И я рад тому, что у владыки Серафима появился достойный хороший помощник – Диана Александровна Тевосова. Я знаю этого человека много лет. Мы дружим. Она может найти подход ко многим молодым людям. Все-таки бывший капитан команды КВН от МГУ. Уже звучит. Она ездит по многим епархиям и делится своим опытом общения с молодыми людьми. Очень многих приводит в храм. Низкий ей поклон за труды и благодарность епископу Серафиму, что он взял ее к себе в команду. Послушал, как они рассуждают, давал сам какие-то советы, им решать: хорошие или нет.

– Вы давали советы исходя из своего личного опыта?

– Да, я преподаю и общаюсь со студентами уже двадцать четыре года. Я преподаю не в духовных заведениях, а в светских институтах. Сегодня в Орске, до этого в разных местах.

Я принимал участие в дискуссии по проблеме наркомании и спиртных напитков. Воистину многие люди страшно выпивают, теряют голову, дом и оказываются на улице. По просьбе председателя Синодального отдела епископа Пантелеимона я возглавлял секцию бездомных. Эта тема для Орской епархии знакома. Я услышал хорошие взгляды тех, которые занимаются этой проблемой, и делился своим опытом. В частности, предложил обратить внимание на людей, которые приезжают из разных стран и остаются здесь. Практически невозможно найти их родных в России, необходимо налаживать связь с посольствами тех стран и возвращать этих людей на родину.

Очень важно обратить внимание на проблемы, связанные с кормлением бездомных. Их кормят во многих местах. Но представьте себе, что в одно и то же время с разных краев города на эту улицу или в это помещение стекаются люди. Будут ли рады соседи? Нет. Людям, которые в это время проходят по этим улицам, становится страшно. Десять, двадцать, пятьдесят или сто человек приходят в одно время. Бывали случаи, когда они смотрели, что у кого растет в огороде, где что висит, сушится, а потом воровали. Также есть проблема, что они получают пищу, берут ее с собой и уходят, а уйдя недалеко от храма или столовой, начинают драться между собой, отбирают друг у друга пищу. Эти проблемы необходимо решать.

В Орске заведено кормить в разных местах. Раздаем пищу в одном месте, а потом машина едет дальше. Так и в зимнее время помогаем. Надеюсь, Бог даст сил, и мы будем продолжать относиться к бездомным так, как Христос относился бы к ним. Низкий поклон тем людям, которые помогают уже не один год. Для них чужие беды становятся своими. Они по-настоящему герои наших дней.

Многие люди в государстве говорят, что помогать надо, а вот кто должен помогать, тут разный подход. «Мы работаем, налоги платим, а значит, государство должно этих людей собирать, кормить, обеспечивать». Но, понимая, что это сложно и таких людей все больше и больше, Церковь взяла на себя этот подвиг. Сегодня на территории Русской Православной Церкви в России и других странах есть такие богадельни, есть такие герои наших дней, которые делятся тем, что у них есть, приносят счастье людям, возвращают их домой. Хорошо бы иметь какой-то общий сайт, куда бы стекалась информация о каждом бездомном, и по возможности искать родственников и вернуть их домой. Этим тоже занимаются представители Церкви.

– Но для некоторых жизнь на улице, попрошайничество – это нормально, это их образ жизни, им так нравится, их все устраивает. Как быть с такими людьми?

– И такие люди нуждаются в пище. Если не кормить, он пойдет воровать, а значит, этот человек опасен для людей и государства. Мы обязаны оказать им помощь, чтоб они не падали ниже, а возможно, через какое-то время и вернулись в общество. Часто эти больные люди говорят на первом этапе: «Мы употребляем просто вино, пиво, общаемся между собой. Мы не такие, как другие». Они идут на контакт, и, возможно, их можно будет вернуть в семью. Увы, бывают случаи, когда родные отказываются от них, потому что родным сложно с ними. Они выпивают, воруют что-то из дома, лишь бы достать стакан водки. Печальная ситуация.

Однажды в доме престарелых бабушка взяла меня за руку и говорит: «Батюшка, молитесь, чтоб Вас никогда не бросали родные. Молитесь, чтоб у Вас было здоровье самому ухаживать за собой». Мы часто слышим подобные слова, но когда ты слышишь их от человека, который страдает, которого бросили, совсем иначе их воспринимаешь. Я рад тем сотрудникам, которые приходят в эти дома и оказывают помощь.

У нас на территории епархии есть дом для умственно отсталых, наш монастырь в какой-то степени взял над ними шефство. Там есть те, кто учится в школе, хоть и болен, есть те, кто может выполнять какую-то работу, есть те, кто ползает, кто лежит. Однажды я вышел из кабинета, где они лежат, шел и плакал, больно смотреть, мимо меня ползет больной и говорит: «Батюшка, Вам плохо? Вам помочь?» Я думаю: «Господи, я пришел к ним утешать, а он пытается утешать меня». Очень приятно, что многие из них не унывают, радуются тому, что проснулись, что к ним кто-то пришел. Ты продлеваешь им жизнь. Рад, что наши священники посещают такие дома. Есть миряне, которые к нам присоединяются. И благо, что в последнее время мы можем приходить к ним, передать что-нибудь, потому что до этого годы пандемии лишили нас возможности исполнить завет Христа: Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня. Сегодня есть возможность оказывать какую-то помощь.

– Необходимо забыть свои проблемы, перестать смотреть новости и жить тем инфополем, которое сейчас нам предлагает общество, журналисты, политики, оглянуться вокруг и помочь ближнему. Может, для кого-то этого будет достаточно. Всем не поможешь, но одному, двоим, троим можно. Может, даже разово.

– Слово Божие призывает нас обратить внимание и на другую категорию людей. Апостол Павел призывает плакать с теми, у кого скорби, и радоваться с теми, у кого радость. Это намного труднее.

– Радоваться за другого практически невозможно.

– Кого-то наградили, отметили, назначили, и мы думаем: «За что? Почему не меня? Почему на меня не обратили внимание? Чем я хуже?» Церковь призывает уметь не только скорбеть и отдать последнее, но и радоваться по-настоящему с теми, у кого радость. Тогда ты станешь воистину настоящим христианином. До этого далеко, это сложно, трудно, но возможно.

– Вопрос от телезрителей: «Что значит быть настоящим христианином?» Получается, надо совместить милосердие, жертвенность…

– Любовь, сострадание.

– И при этом еще и в таинствах участвовать? Святые люди, получается.

– Верно, и еще правильно смотреть на Христа. Смотреть глазами апостолов.

– Как это?

– На Христа смотрели многие люди…

– Не все веровали.

– Были первосвященники...

– Ненавидели Его.

– Были фарисеи…

– Осуждали Его.

– Были воины Рима…

– Били Его.

Он по большому счету для них – возмутитель. Толпа людей кричала: «Чудотворец, поможет нам, идем за Ним». И были апостолы, которые в лице Христа видели Бога. А ради Него можно претерпеть и трудности, и скорби, уметь радоваться, делиться и прочее. Важно еще и учить правильно. Увидеть грех – это великое дело, но этого мало. Нужно уметь бороться с грехом. Это делает тебя в том числе христианином.

– Как бороться с грехом? Все мы боремся по мере сил.

– Прекрасно.

– Но иногда приходишь на исповедь, а все одно и то же. Где ж тут борьба-то?

– Стать лучше. Я до этого вставал в одно время, теперь попробую на пять минут раньше. А эти пять минут уделю тем, кто рядом со мной. Садясь кушать, буду помнить, что стол – это первая служба, которую я должен совершать, и продолжение ее в храме. За столом мы объединяемся, совершаем общую молитву перед едой, обсуждаем, если необходимо, что-то хорошее, сближаемся. Мы смотрим на хлеб и понимаем, что это тоже в какой-то степени Евхаристия, а отец семейства в какой-то степени символ священнослужителя. Мы слушаем его, значит, слушаем Христа. И если мы пошли в храм и поняли, что имеем что-то против кого-то, то, по слову Христа, должны вернуться и сначала примириться с ближним. Чтобы потом в храме приступать к настоящей жертве, к жертве Богу. Подготовка идет дома. Здесь первая служба, первое общение, первая любовь, первая молитва. По этой причине семья есть малая церковь.

Следующий шаг более возвышенный. Осознал, что не прав, что нуждаюсь в Спасителе, увидел свой грех и каюсь в том, что осуждаю, обижаю, не могу прощать, терпеть, радоваться, скорбеть. И когда все это удается, тогда воистину после исповеди мы приступаем к Чаше Господней, и даются силы, причастие не в осуждение, а во спасение. Это благо для этой семьи и для всей Родины. Если каждый скажет другому: «Прости, брат», воцарится мир, рай на земле.

– Вопрос от телезрительницы Любови из Абхазии: «Глас вопиющего в пустыне» – что означают эти слова пророка Исайи?»

– Это призыв пророка Исайи помнить о том, что в пустыне появится тот, кто скажет о Христе. Он будет говорить, призывая к покаянию. Иоанн Креститель приходит и, уже находясь в пустыне, говорит: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу». Один выступает из города, другой из пустыни. Этот глас, который когда-то звучал из пустыни с призывом стать лучше, покаяннее, звучит и поныне. Увы, не только в пустыне, но и в городах, и в селах нашей Родины и всего мира. Пророк воистину исполнил свое призвание: призывал покаяние из пустыни, чтоб услышали в том числе и жители города и стали лучше.

– Христианство учит нас прощать, молиться с чувством, делать что-то хорошее, доброе. Оно продолжается за Божественной литургией и Евхаристией. Это модель жизни всеобъемлющей любви. Мы будем всех любить, за все прощать, молиться друг за друга. Но многие возразят, скажут, что это утопия, что такой образ жизни невозможен. И даже в православном обществе мы часто ругаемся между собой, чего только не происходит между нами... Как здесь быть? Тяжело так жить.

– Расскажу случай. В семинарию поступали разные студенты. Был молодой студент младше 18 лет, небольшого роста; и другой – около 30, взрослый, высокий, красивый. В семинарии иногда отправляют на послушание: что-то загрузить, разгрузить, территорию убрать. И старший говорил младшему: «Помоги, сделай». Так прошло два месяца. Потом младший подходит к инспектору по воспитательной части: «Батюшка, он просит, по-христиански отказать не могу, но уже два месяца. Как быть?» Тот вызывает старшего и говорит: «Сергий, Вам 30 лет, у Вас образование, пойдите попросите прощения и больше так не делайте». Старший приходит к младшему и говорит: «Брат, прости меня». Тот: «Не буду»… Не так легко прощать.

В Средние века жила одна женщина, которая ходила по городу, держа в одной руке ведро с водой, а в другой горящий факел. Она говорила: «Хочу потопить ад и сжечь рай, чтоб люди служили Богу ради Бога». Не ради того, что обещано Царство Небесное, и не ради страха, что там окажешься. Праведный Иов служит Богу ради Бога. Он потерял все. А когда заболел, ему предлагают пожить вне города, но он все равно благодарит Бога. Человек служит Богу ради Бога.

Если каждый из нас подумает, ради чего он служит, то сможет прощать по-настоящему. И я, в свою очередь, тоже иногда допускаю то или иное и прошу простить. Трудно, но полезно. Но после того, как я простил кого-то по-настоящему, мне становится легче. В семинарии мы иногда ругались, а инспектор говорил: «Просите прощения друг у друга. Протяните друг другу руки. Поцелуйте по-христиански три раза». И это было по-настоящему спасительно. Апостол призывает: ревнуйте дарований больших. Каждый из нас пытался сделать что-то больше, лучше.

Если по-настоящему подошел, обнял, поцеловал, легче простить. Так что, братья и сестры, попробуйте. Начинайте с вашей семьи. Пускай дети подойдут к своим родителям и скажут: «Папа, мама, простите, я вас люблю».

Однажды я прилетаю в Москву, где меня встречает знакомый. Мы едем на машине, и нас подрезают. Водитель говорит: «Дура, куда ты лезешь?» Я говорю: «Брат, некрасиво. Скажи по-другому». – «Как по-другому?» – «Попробуй другие слова». – «Коза, что ли?!» Я говорю: «Нет. Сестричка, будьте внимательны. Спешите? Везде камеры, милиционеры. Вас дома ждут, ангела-хранителя в дорогу!» Он говорит: «Так не могу».

– Загрузили человека

– Нет, научил. Приезжаем домой, заходим. «Так, ты где?» Ответ супруги: «Что тебе надо? Ужин на кухне». – «Иди посмотри, кто пришел». Супруга подходит и говорит: «Ой, владыка, здравствуйте!» Я говорю: «Здравствуйте! И с мужем поздоровайтесь». – «Ну, здравствуй». Я говорю: «Брат, обними супругу». Он отвечает: «Прямо сейчас?» – «Да, и поцелуй». – «При Вас?» Я говорю: «Ну, слушайте, я предлагаю по-христиански. Пока вы встречались, ты что – никогда ее не обнял, не поцеловал? Думаешь, ни одна из бабушек не заметила, что вы делаете?» – «И так было».

– Кстати, есть такая статистика каких-то западных психологов. Там написано так: если жена провожает мужа до порога, обнимает, целует перед уходом на работу, то такой мужчина успешен.

– Слава Богу! Дай Бог каждому так. И дальше мы рассуждаем: «А когда вы вместе смотрели какие-то передачи и обсуждали их (или какую-то книгу)?» И они вспоминали, когда это было: «А, когда сын поступал учиться». Я думаю: «Господи, ведь это плохо». – «А когда вы вместе садились поесть?» Вот здесь начинается единение, совершается первая служба. Здесь первая трапеза, малая церковь. И надо поступать таким образом: друг друга обнять и поцеловать, тогда воистину будет хорошо. Ведь порой не понимаешь…

– …что ближе человека может и не быть.

– Конечно. Супруга, когда муж советуется с ней, чувствует: «Я частичка нашей семьи, муж меня любит». А если супруга его встречает и они кушают вместе, он думает: «Здесь меня любят, ждут. Что мне смотреть по сторонам, думать о ком-то? Нет, быстрее домой, к любимой».

– Вы заставляете людей работать. Не физически, но это труд на самом деле. Я расскажу про себя: как тяжело, когда кушаешь, убрать от себя телефон.

– Не знаю.

– Мне тяжело. Дурацкая привычка. Каюсь.

– Тогда просите супругу: «Любимая, помоги, забери его».

– Ну да, наверное, так.

– У меня телефон простой, только звонить можно. Если советовать всем поступать так, как я, скажут: «Он живет в Орске, это далеко. А мы в Москве, здесь без телефона никак».

– Да, есть такой момент. Зависимые люди.

– Хотя бы убирать его на то время, пока вы вместе с супругой за столом. Воздержаться на время ради чего-то стоит.

– Да, это правда.

– Удивительно, печально и радостно было одной женщине, когда я в метро достал книгу (она тоже читала книгу). Я сказал: «Дорогая сестричка, я смотрю на Вас и вспоминаю ту Москву, которую я полюбил. Когда я приехал сюда много лет назад, и в метро, и в электричке (на Сергиев Посад и обратно) большая часть людей читала книги». И она посмотрела на меня и говорит: «Мне так приятно! Эх, Москва!» Показывайте пример, возьмите книги и читайте, это очень полезно. Этим вы подадите пример нам, людям, проживающим далеко от Москвы.

– Кстати, тоже хотел привести пример того, как в армии мирились. Когда был какой-то конфликт, если старшие его замечали, то делали так: один забирался на другого, и тот бежал в одну сторону. Потом менялись. И так бегали, пока дурь из головы не выйдет. Причем они же разной комплекции могут быть. Один раз было, что маленький парнишка таскал на себе здорового мужика. Но они потом мирились, пожимали друг другу руки. По сути, это была физическая подготовка. Раза три вот так пройдешься – и уже лучшие друзья. Поэтому иногда нужно себя преодолевать, может быть, через силу. Но это очень сложно, конечно.

Свобода, равенство, братство – это такие истины, которые, в принципе, очень приятно звучат. Хотелось бы, чтобы так и было. Но эти понятия разные для каждого человека, для той или иной конфессии или слоя общества. А как это было по-христиански?

– Что касается свободы, апостол Павел призывает к свободе от греха. И заключенный мечтает о свободе. Ради чего? Чтобы разобраться с теми, кто виноват, по его мнению, в том, что он сидит, с теми, кто ему не помогает. Он хочет вернуться на свободу, чтобы выпить, покушать и совершать грехи, то есть оказаться рабом тех или иных страстей. Это одна свобода. И есть свобода от греха. Быть рабом Христа, а не страстей – вот разница, как свобода понимается в христианстве и как ее понимает мир.

Если есть родители и дети, начальник и подчиненный – уже нет равенства. Равны мы можем быть только в Боге. Начальник или простой человек – каждый из них равен перед Богом, каждый ответит за свои грехи в свое время. И тогда не будет судьи, который скажет: «Этот мой родственник (или знакомый), а у этого человека много денег, он может заплатить, и тогда можно другого наказать вместо него». Перед Богом все равны, каждый ответит за тот или иной поступок. 

Что касается братства, то брат мне тот, кто имеет со мной что-то общее. Брат может быть по крови, а может быть по духу. В христианстве по-настоящему мне брат тот, кто совершает со мной общую молитву и призывает Бога, кто приступает к Чаше Господней. И тогда мы становимся братьями по-настоящему, потому что в нас течет общая кровь Христа, у нас один Отец Небесный. Это важно. Это братство любви и ненависть ко греху. Люблю грешника – ненавижу грех. Оказываю помощь ему – оказываю помощь Богу. Даю что-либо кому-то – даю Христа. Делаю что-то не потому, что кто-то мне брат по крови, а потому, что он мне брат во Христе. И ради Христа я готов на все: на жертву, на любовь, на сострадание и даже на радость, к чему призывал апостол Павел в своих посланиях.

– Я бы хотел, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям, подвели итог нашей встречи, обратились к москвичам, раз мы сегодня затронули и эту тему.

– Дорогие братья и сестры, спешите делать что-то хорошее, доброе, пока есть время. Радуйтесь, что Господь дает вам эту возможность. Имея силы, те или иные средства, можно и самому стать настоящим христианином, делая все ради Бога. С Богом, дорогие братья и сестры!

– То есть больше дел, меньше слов.

– Да.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать