В студии председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви епископ Луховицкий Евфимий.
− Владыка, началось важное событие, которое организует ваш отдел: крестный ход с главой святителя Иннокентия, митрополита Московского, известного миссионера Русской Православной Церкви, который в XIX веке просветил весь Дальний Восток, включая Аляску, и многочисленные регионы, земли, которые находятся на Дальнем Востоке России. Это уникальный проект, потому что он продлится пять лет. Расскажите, пожалуйста, о том, какова была идея этого проекта и в чем его суть.
− Во-первых, хотел бы сказать, что святитель Иннокентий Московский не просто известный миссионер, это выдающийся миссионер Русской Православной Церкви. И для нас очень важно в год 200-летия начала его миссионерского служения, то есть именно в 2024 году, напомнить нашим верующим и духовенству о его миссионерском подвиге, его апостольских трудах, потому что действительно его труды уникальны и беспрецедентны.
Мы знаем, что он родился в семье простого священнослужителя в небольшом селе Анга, которое находится на значительном расстоянии от города Иркутска. Поначалу он, как все дети из семей духовного сословия, получал духовное образование, окончил Иркутскую духовную семинарию, вступил в брак, был рукоположен в священный сан, то есть изначально, скажем так, ничто не предвещало его славного будущего как выдающегося миссионера. Но Господь положил ему на сердце это стремление проповедовать слово Божие народам, которые населяли на тот момент самые окраинные земли Российской империи. И, будучи рукоположен в сан священника, в 1824 году он отправился в свое первое миссионерское путешествие на Алеутские острова, прибыл на остров Уналашка, где и положил начало своим миссионерским трудам.
Мы знаем, что достаточно долгое время он там подвизался, переводил на алеутский язык Священное Писание, богослужебные книги. Он стал действительно своим для этого народа. И до сих пор алеуты – это единственный православный народ Дальнего Востока, а в современных понятиях это уже Америка. Если мы возьмем другие народы (допустим, якутов, чукчей, камчадалов, кого угодно), то среди них, конечно, есть православные христиане, но эти народы в целом все-таки не православные, а вот алеуты стали православным народом благодаря миссионерским усилиям сначала преподобного Германа Аляскинского, а потом и святителя Иннокентия (Вениаминова).
После того как он овдовел, он был призван к епископскому служению и трудился в течение многих лет как архипастырь огромного региона. Наверное, в истории Вселенской Церкви его епархия была самой большой по площади. Она включала в себя огромные пространства нынешней Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. И везде в этих регионах святитель Иннокентий трудился, поэтому мы назвали наш миссионерский проект: второе миссионерское путешествие святителя Иннокентия Московского.
И не случайно мы начинаем этот проект на его родине, в селе Анга Иркутской области, откуда честная глава святителя будет принесена в город Иркутск, и вот как раз 15 октября, с Божией помощью, в Иркутске будет положено торжественное начало этому крестному ходу.
– Если вы называете проект вторым миссионерским путешествием, то он в чем-то подобен первому миссионерскому путешествию, в котором тогда еще отец Иннокентий, а затем владыка проповедовал, просвещал население. А у второго миссионерского путешествия какая задача?
– Как я уже сказал, мы хотим привлечь внимание и духовенства, и верующих, и вообще жителей Сибири и Дальнего Востока к фигуре святителя Иннокентия. О нем, конечно, знают, это понятно, но знают все-таки главным образом люди церковные. А значение его трудов, скажем так, выходит за границы церковной миссии, потому что святитель Иннокентий внес огромный вклад и в развитие российской государственности на Дальнем Востоке.
Мы знаем, что он был одним из ближайших помощников и сподвижников графа Муравьева-Амурского, который почитал его как духовного отца, советовался с ним по многим важнейшим вопросам. Мы знаем, что при непосредственном участии святителя Иннокентия был основан город Благовещенск, и само название этого города предложил именно святитель Иннокентий. И, может быть, не все знают, что этот город назван не в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а в ознаменование того, что город должен был стать опорой христианского благовестия для народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, то есть Китая, Кореи и так далее. Ибо этот город находится на самой границе России и Китая, он стоит на реке Амур. И действительно, сейчас очень важно, чтобы жители этих регионов осознали в том числе духовное значение этих мест как тех, где может свободно распространяться слово Божие, потому что мы знаем, что, например, в Китае с этим есть большие сложности.
С другой стороны, мы понимаем, что у народов Юго-Восточной Азии присутствует большой интерес к православию. Поэтому очень важно усилить фактор церковного присутствия, церковного свидетельства на Дальнем Востоке, поскольку этому региону сейчас уделяется повышенное внимание. Как раз в эти дни во Владивостоке проходит Международный экономический форум, президент Владимир Путин там присутствует. Так что важно, конечно, чтобы Церковь также принимала участие в этих процессах, свидетельствуя о том, что никакие экономические достижения не помогут нам успешно развивать эти регионы, если не будет прочной духовной основы для этого развития.
– Я отмечу также, что святитель Иннокентий был удостоен звания почетного члена Московского университета, и как раз не столько за свою церковную деятельность, хотя это в принципе в то время не особо разделялось, но во многом за свою научную деятельность, образовательную. А будет ли крестный ход сопровождаться миссионерскими мероприятиями?
– Безусловно. Мы планируем в рамках крестного хода посетить 38 епархий. И в каждой епархии будет своя отдельная программа. Конечно, мы будем ориентироваться в первую очередь на запросы епархиальных преосвященных, потому что кому-то важнее провести встречу с сектоведами, кто-то хотел бы услышать выступление профессора Московской духовной академии или кого-то из столичных знаменитостей. Поэтому будем уже отталкиваться от пожеланий с мест, что называется, и в силу своих возможностей будем стараться поддержать эти просьбы.
– О ком сейчас можно говорить как о продолжателе дела святителя Иннокентия?
– Хороший вопрос. Я бы следующим образом на него ответил. В самом конце 2021 года Священный Синод воссоздал Православное миссионерское общество, в свое время созданное именно святителем Иннокентием Московским. И воссозданное общество получило его имя. Это тоже очень важно понимать, потому что, уже будучи переведенным на Московскую кафедру, святитель Иннокентий не только не оставлял попечения о миссионерских трудах, но, уже находясь на вершине церковной иерархии, прилагал очень много усилий для того, чтобы поддержать миссию.
И вот одним из инструментов поддержки этой миссии как раз и стало Православное миссионерское общество, почетной попечительницей которого была императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II. И это общество оказывало финансовую поддержку миссионерским проектам, потому что миссионер, в отличие от обычного приходского священника, как правило, не может рассчитывать на материальную поддержку со стороны прихожан, людей, которые только-только обращаются ко Христу, делают первые шаги в церковной жизни. Очень часто это люди, скажем так, материально не самые благополучные. Поэтому во все времена, конечно, миссионерские проекты нуждались в финансовой поддержке. Вот эту функцию как раз и выполняло Православное миссионерское общество. Мы сейчас тоже думаем о том, чтобы по мере возможности оказывать такую поддержку нашим миссионерским проектам.
Другое дело, что сейчас вообще немного изменилась картина миссионерского поля, если можно так выразиться. Если раньше, до революции, миссия понималась исключительно в таком ключе, как миссия внешняя, или зарубежная, то есть это была проповедь Евангелия, слова Божия людям, которые никогда о нем не слышали, то сейчас у нас, может быть, на первый план выходят так называемые внутренние миссии; такие, как воцерковление людей крещеных, но не совсем просвещенных, каковых очень много появилось еще с советских времен, да и в последние годы. Эта практика стала очень распространенной, когда люди принимают крещение, но потом не получают навыка церковной жизни, участия в богослужениях, в церковных таинствах и так далее.
Современные миссионеры должны трудиться на разных фронтах, так сказать, на разных направлениях. Есть еще и так называемая апологетическая миссия, то есть это отстаивание православной веры перед лицом всевозможных угроз и вызовов, развенчание всевозможных псевдоправославных, лжеправославных учений. Это тоже очень-очень актуально в нашу эпоху.
– А в чем разница между Синодальным миссионерским отделом и Православным миссионерским обществом?
– Синодальный миссионерский отдел, условно говоря, как некое министерство. Это церковно-административная структура, которая, изучая тенденции, тренды, занимается контролем, аналитикой, координацией каких-то процессов.
Православное миссионерское общество призвано работать в рамках конкретных проектов. В прошлом году первым значимым проектом нашего общества был Общероссийский миссионерский крестный ход с точной копией Годеновского Креста. В этом году мы инициировали проект крестного хода с честной главой святителя Иннокентия Московского.
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что таких проектов должно быть больше, но, повторюсь, здесь нужно очень грамотно решать вопросы привлечения миссионерских кадров и каких-то финансов для реализации этих проектов, потому что одно тесно связано с другим.
– Недавно Синодальный миссионерский отдел запустил образовательный проект «Ортодоксия», который призван готовить миссионеров. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– Вы совершенно правы. С этого учебного года на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета мы запускаем программу по подготовке миссионеров, которая называется «Церковная миссия и просвещение». В чем же особенность и отличия этой программы от иных миссионерских образовательных проектов?
Внимательно изучив ситуацию в этой области, мы пришли к выводу, что давать специальные миссионерские знания, необходимые в практическом миссионерском служении, следует только тем людям, которые имеют базовое богословское образование. И не только нецелесообразно, но и опасно давать миссионерское образование людям, которые, выражаясь современным языком, вообще не в теме, потому что здесь очень часто случаются разные перекосы, перегибы.
В корне неправильно, что люди, не имеющие базовых знаний, сразу погружаются в среду, где множество дискуссий, где ведется полемика, зачастую бывает конфронтация. Мы предлагаем более взвешенный подход – на базе того же ПСТГУ получать базовое богословское образование, и далее дипломированные теологи или богословы, имеющие желание поучаствовать в миссионерском служении, могут пройти этот обучающий курс, рассчитанный на два года, в рамках которого они смогут получить специальные знания, необходимые для миссионерского служения.
– Можно ли это считать повышением квалификации или переподготовкой?
– Нет, это дополнительное к базовому образование. Курс рассчитан на два года, в течение которых два дня в неделю по вечерам будут проходить занятия. Пока эти занятия будут проводиться в очной форме на базе Синодального миссионерского отдела (улица Долгоруковская, 25), а впоследствии мы хотим создать систему дистанционного обучения, чтобы это образование могли получать не только жители Москвы, но и всей России и даже зарубежья.
– Чему будут учить тех, кто будет получать это дополнительное образование?
– Они будут изучать специальные миссионерские предметы, в том числе сектоведение, апологетику – предмет, в рамках которого будут даваться знания и навыки, необходимые для того, чтобы вести так называемый мировоззренческий диалог, то есть вступать в дискуссию с представителями иных взглядов, иных религиозных убеждений.
Здесь уже люди должны опираться на серьезный фундамент знаний догматики, богословских знаний – основного богословия, нравственного богословия и так далее. У нас будет и курс по деструктологии – дисциплине, которую развивает наш известный религиовед и сектовед Роман Анатольевич Силантьев. Это его уникальный авторский курс.
В рамках этого курса будут даваться знания о параправославных сектах, группах, о псевдо- и лжеправославных учениях, взглядах, потому что сейчас мы вынуждены противостоять не только представителям иных конфессий или каких-то сектантских группировок, но и тем группам, которые выдают себя за православных, но таковыми не являются. Это тоже очень важное направление нашей работы.
– Как Вы думаете, на кого из святых можно ориентироваться человеку, который подготовился и выходит на свою миссию? Кто мог бы стать для него примером в этой работе?
– В первую очередь это святые апостолы, равноапостольные мужи и жены, которые прославлены Церковью именно за их проповеднический подвиг. Христианское свидетельство во все времена было сопряжено с опасностями, угрозами, и мы знаем, что значительная часть апостолов окончила свои дни мученически. Эти люди жизнью своей заплатили за свои убеждения, за проповедь Евангелия и веры Христовой.
И не нужно думать, что в XXI веке что-то принципиально изменилось. Я бы сказал, что угроз и рисков стало только больше с распространением всевозможных не только лжехристианских, но и, по сути, антихристианских учений и взглядов, поэтому сейчас апологетическая миссия тоже выходит на первый план.
Вообще здесь сложно сказать, что должно быть в приоритете. Вне всякого сомнения, все направления миссионерской работы важны, и слова Спасителя: жатвы много, а делателей мало, – полностью соответствуют современным реалиям. Конечно, людей, готовых трудиться на этом поприще, не так уж и много. Не секрет, что даже среди священнослужителей немного желающих подвизаться в миссионерском делании.
Все мы люди, и нам проще служить на приходе и жить размеренной жизнью: отслужили седмицу – утро, вечер, исповедовали, причастили людей и использовали свой законный выходной, законный отпуск. То есть и нам хочется жить так, как живут все нормальные люди. А миссионер – это человек, которого, конечно, не назовешь не вполне нормальным, но он, скажем так, обеспокоен происходящим вокруг, усиливающимися всевозможными угрозами и так далее.
Поэтому миссионеры должны представлять собой передовой отряд Церкви, который в первую очередь реагирует на вызовы, направленные современным обществом по отношению к Церкви. Именно они должны дать ответы, которых ждут сегодня от Церкви многие люди, в том числе и далекие от Церкви.
– Действительно, миссионер – это такой человек, который в буквальном смысле должен оставить все и последовать за Христом. Получается, что миссионером может стать только человек одинокий, не обремененный семьей. Наверное, именно это и смущает многих. Что же можно предложить человеку, чтобы он, став миссионером, не боялся за свое будущее, за завтрашний день?
– Пример святителя Иннокентия как раз это мнение и опровергает. Конечно, во многом его пример уникален. К сожалению, мы очень мало знаем о супруге святителя Иннокентия, на тот момент священника Иоанна. Но одно можно сказать с полной уверенностью – это была глубоко верующая женщина, которая поддержала своего супруга в его миссионерском служении.
Очевидно, что миссионерский успех будущего святителя Иннокентия во многом был обусловлен поддержкой со стороны его супруги, и она являет собой прекрасный пример для жен наших миссионеров, священников или мирян, которые выходят на это поприще.
Вообще слово «миссионер» является латинским аналогом слова «апостол», и на русский язык оно переводится как «посланник» или «посланный». И здесь очень важно понимать богословие миссионерства, что миссия есть не что иное, как реализация того Божественного послания, в результате которого Сын Божий Господь наш Иисус Христос воплотился и стал Сыном Человеческим.
То есть в Своем служении Христос реализовал послание Бога Отца, апостолы в своем служении реализовали послание Бога Сына, и епископы, как преемники апостолов, продолжают совершать свое служение для распространения этого Божественного послания.
Любой человек, чувствующий призвание к миссионерскому служению, должен понимать, что он обязан совершать свое служение именно как помощник того или иного епископа на канонической территории. Это очень важно, потому что подход, который предполагает некое автономное миссионерство, то есть миссионерство само по себе, иерархию саму по себе, – это, по сути, протестантский подход, может быть, даже отчасти сектантский.
Не все это понимают, особенно не понимают миряне, потому что им кажется, что миссионерство настолько высокое служение, что оно как бы оправдывает все средства, но это не так. Поэтому миссионеру очень важно сохранять каноническую связь со своим архиереем и не просто от ветра главы своея что-то проповедовать, а выполнять конкретные миссионерские задачи, которые ставит правящий архиерей, чтобы на данной конкретной территории, в данном конкретном месте в данное конкретное время проповедь слова Божия была наиболее успешной.
Церковь несет свое служение в разных местах. И одно дело, когда мы проповедуем в Рязанской области, а другое – проповедовать, например, в Иране или Китае. То есть мы обязаны учитывать специфику страны пребывания, проживания и принимать во внимание местные законы, обычаи, традиции и так далее.
Поэтому миссионерам важно учитывать много факторов, которые очень часто не видят миряне, но которые гораздо лучше понимает епископ, потому что к нему стекается много информации, он перед своими глазами имеет общую объемную картину того, что происходит в том или ином месте. Поэтому в этой связи я хотел бы попросить тех наших прихожан и прихожанок, которые чувствуют призвание к миссионерскому служению, помнить об этом и готовиться не просто быть миссионерами и совершать некое абстрактное миссионерское служение, а совершать его в тесном контакте с правящим архиереем, выполняя его конкретные миссионерские поручения.
– Поскольку крестный ход с главой Иннокентия Московского – это один из проектов Синодального миссионерского отдела, хочу снова к нему вернуться. Скажите, пожалуйста, почему этот крестный ход будет продолжаться пять лет? По-моему, это просто уникальный период времени. Я с таким никогда не сталкивался.
– Все очень просто. Когда мы определились с датой начала крестного хода, мы стали думать о том, сколько он будет продолжаться, и здесь мы отталкивались вот от чего. В 2029 году исполняется 150 лет со дня кончины святителя Иннокентия. Мы определили количество епархий, мест, которые предполагаем посетить, и поняли, что пять лет – это самый подходящий срок.
У нас уже есть прошлогодний опыт Общероссийского крестного хода с Годеновским Крестом. За два месяца мы прошли путь от Мурманска до Севастополя, от Брянска до Владивостока. Эта красивая миссионерская акция освещалась многими СМИ, в ней участвовал телеканал «Спас» и так далее. Но это было, как в народе говорят, немножко галопом по Европам. То есть мы приезжали в город, быстро устанавливали крест, на следующий день там служилась литургия, и буквально через один-два дня мы уже ехали дальше. И вслед нам неслись упреки, почему мы не заехали в такой-то город, почему все произошло так быстро, это было в будний день, многие не смогли прийти и так далее.
В прошлом году мы компенсировали скорость нашего передвижения тем, что крестный ход активно освещался в СМИ, и люди, которые не смогли приехать и приложиться ко кресту, могли хотя бы посмотреть какой-то телерепортаж, и многие действительно следили за этим крестным ходом.
А сейчас мы бы хотели, чтобы к честной главе святителя Иннокентия приложилось максимально большое число людей, живущих в Сибири и на Дальнем Востоке, почитающих святителя Иннокентия как своего небесного покровителя, духовного отца. Поэтому мы планируем посещать не только областные центры, но и районные центры, где тоже образованы епархии, и уже в рамках посещения так называемых малых епархий святыня будет приноситься и в какие-то отдаленные селения, малонаселенные города и так далее, потому что одна из целей этого крестного хода – духовно поддержать жителей этих регионов.
Ведь не секрет, что большая часть населения проживает у нас в центральной части России – в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье, а Сибирь и особенно Дальний Восток являются регионами, страдающими от недостатка населения. Поэтому люди, которые вопреки всем трудностям остаются там жить, конечно, нуждаются в определенной духовной поддержке. Мы хотели бы их поддержать и сказать им о том, что Церковь о них не забывает, что она молится о них, что святитель Иннокентий Московский не зря трудился 150 лет назад на этих землях, что семена Евангелия, которые он посеял в те годы, должны дать всходы, может быть, именно в наше время. И, конечно, мы ожидаем, что за эти пять лет выйдут просветительские фильмы, передачи о святителе Иннокентии.
Святитель Иннокентий не побоялся всю жизнь провести на Дальнем Востоке, хоть окончил свои дни в Москве, потому что такова была воля государя и Святейшего Синода. Но я думаю, если бы этого не было, он окончил бы свою земную жизнь в Благовещенске, который и основал, или в каком-нибудь другом городе Дальнего Востока. Людям очень важно показать, что эти регионы являются очень перспективными с точки зрения развития страны.
Недавно я беседовал с одним историком, и он мне изложил такую теорию, что наша страна получала наибольшее развитие после переноса столицы государства в другой город. В древности это был Киев, с окончанием эпохи Киевской Руси столица была перенесена во Владимир, и пошло развитие Северо-Востока Руси. Потом столицей стала Москва, и она стала объединяющим центром для русских земель. Затем столица была перенесена в Санкт-Петербург, благодаря чему, скажем так, было открыто окно в Европу, и после этого столицей снова стала Москва.
Согласно этой теории, чтобы страна вышла на очередной виток в своем развитии и получила новый импульс для этого развития, столицу нужно перенести куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток. Эта идея мне кажется интересной, и я считаю, что ее можно было бы обсудить в рамках нашего миссионерского крестного хода.
Но сейчас мы наблюдаем очевидные объективные процессы, что центр мировой экономики и политики постепенно смещается в сторону Юго-Восточной Азии. Понятно, что такие решения не должны приниматься, что называется, с кондачка. Должна состояться широкая общественная дискуссия, обсуждение, но в целом мысль интересная.
Мы должны четко понимать, что если в ближайшие годы мы не дадим импульса развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, то можем просто потерять эти регионы. Если мы не используем то, что когда-то нам было дано с определенной целью, то это может быть каким-то образом и отнято. Поэтому для нас это тоже повод задуматься. Так что в этой связи я хотел бы повторить, что святитель Иннокентий – это не только выдающийся миссионер, церковный деятель, иерарх, но и выдающийся государственный деятель, и об этом не нужно забывать. Нам нужно помнить, что миссия, которую он совершал, всегда соответствовала интересам Российского государства, и это очень важно.
А сейчас мы видим, что в среде миссионеров имеют распространение разного рода идеи; в частности, идея так называемого уранополитизма – отрицания ценности земного Отечества, земных институтов, в том числе институтов государства и так далее. Но святитель Иннокентий всегда уделял огромное внимание отстаиванию интересов не только Русской Православной Церкви, но и Российского государства. И если бы, как сейчас говорят, не было уникального тандема святителя Иннокентия и графа Муравьева-Амурского, мы бы, наверное, не смогли вернуть ранее принадлежавшие Китаю земли, на которых основан Благовещенск. Этот важный фактор нам нужно обязательно иметь в виду.
– Владыка, в завершение нашей программы я хотел бы попросить Вас подвести ее итоги и кратко призвать всех нас по возможности присоединиться к этому проекту, поучаствовать в нем и внести свою лепту и в этот проект, и в целом в миссионерское служение. Хотя мы понимаем, что далеко не каждый из нас может стать настоящим миссионером и, подобно святителю Иннокентию, оставить все и последовать хотя бы на Дальний Восток. Чем же каждый из нас мог бы на своем месте поучаствовать в миссионерском деле Русской Церкви?
– Опять же, возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили, хочу сказать: если кто-то всерьез задумывается о миссионерском служении, ему нужно обязательно получить добротное богословское образование в серьезном учебном заведении. Сейчас у нас есть возможность получить богословское образование не только будущим священнослужителям, но и мирянам. Это может быть заочное образование, может быть образование, полученное дистанционно. Какое угодно.
В деле миссионерского служения я бы на первое место поставил два фактора: хорошее богословское образование и опыт духовной жизни. Потому что нет ничего хуже, если миссионерством пытается заняться человек, который, по сути, без году неделя в Церкви либо присоединился к Церкви, придя из какого-то иного сообщества, иной конфессии – протестантской, католической, может быть, из какой-то секты. В любом случае ему потребуется время, духовные усилия, опыт духовной жизни, чтобы усвоить православные принципы жизни, православный взгляд на мир и на жизнь.
Когда в начале 90-х годов я поступал в Московские духовные школы, и в семинарии, и в академии нужно было учиться 4 года. В общей сложности учеба занимала 8 лет. Тогда мне казалось, что 8 лет – это долго, и я считал, что время обучения можно было бы сократить хотя бы до четырех лет. А потом я понял, что это как раз оптимальный срок для того, чтобы человек приобрел не только определенные знания, но и необходимый опыт духовной жизни, а ведь для православного миссионерства очень важен баланс между знаниями и опытом.
Апостол говорит: знание надмевает, а любовь назидает. Так вот, чтобы стяжать эту любовь, необходим духовный опыт. Поэтому к миссионерству нужно подходить очень осмотрительно. Нужно не торопиться, не своевольничать, уделять самое пристальное внимание своему богословскому образованию и духовной жизни, регулярно участвовать в богослужениях, церковных таинствах, окормляться у духовника и не делать никаких резких шагов, резких движений, как пишет апостол, возрастая от силы в силу, пока человек не придет в меру полного возраста Христова.
Конечно, эти процессы будут длиться всю жизнь, но особенно это касается молодых людей – горячих, ревностных, стремящихся быстрее выйти на миссию и просветить весь мир светом Христовым. Но не торопитесь, получите образование, помолитесь. Тысячи раз переспросите, уточните, что и как правильно делать, какие существуют миссионерские практики, ведь все это нуждается в осмыслении и анализе. Конечно, достойные делатели, имеющие и образование, и духовный опыт, в высшей степени востребованы, и они могут не сомневаться в том, что им будет найдено верное применение на том или ином поприще церковного служения.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Этот день в истории. 7 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!