Архипастырь. Епископ Городецкий и Ветлужский Парамон

9 июня 2024 г.

В студии епископ Городецкий и Ветлужский Парамон.

– Мы встретились в преддверии важных торжеств, которые пройдут в вашей епархии: 11 и 12 июня состоятся празднования в честь принесения в Городец Феодоровской иконы Божьей Матери. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии, с чем оно связано, чем обусловлено. 

– Городец – известный город домонгольского периода. Он существовал еще в Древней Руси. Это был крайний город, стоящий на границе с Золотой Ордой. Через него наши князья проходили в Орду на поклон к хану для получения ярлыка на княжение.  

Он упоминается в летописях с XII века. Князь Александр Невский на протяжении 20 лет пять раз посещал Орду и каждый раз проходил через Городец. Во время одного из таких походов он остановился в Городце, потому что заболел. Принял схиму и монашество. Последний месяц жил в Федоровском Городецком мужском монастыре, там преставился ко Господу, перешел от временной жизни к вечности.

Городец – древний город, он хоть и маленький по населению и не так урбанизирован, как другие города России, но для нашей истории, становления российской государственности это действительно очень большая святыня.

В этом году мы отмечаем 870-летие со дня образования Феодоровского мужского Городецкого монастыря. Явилась Феодоровская икона именно в городе Городце. Сначала она находилась в часовне, потом был построен мужской монастырь, который полностью сожжен во время нашествия хана Батыя.

Второе обретение иконы происходит в Костроме. По преданию, князь Василий Квашня обрел эту икону на том месте, где сегодня находится мужской монастырь.

В нынешнем году, празднуя эти юбилейные события, мы вспоминаем, что монастырь был основан в честь Пресвятой Богородицы, Которая всегда покрывала, охраняла и оберегала Русскую землю, всегда вспомоществовала нашему народу. Феодоровская Божья Матерь почитается как Покровительница воинства, родов, нашей государственности. У жителей Городца, насельников монастыря и у меня, как правящего архиерея, созрело такое желание, чтобы в этом году эта чудотворная икона была принесена в наш город. Ее первый образ. Копии этой иконы находятся, наверное, в каждом населенном пункте. Это особое время для нас, поэтому возникло желание принести икону в пределы нашего города.

– Это впервые в истории, когда Феодоровская икона из Костромы вернется на свою как бы родину?

– Да, наверно, с 1268 года икона ни разу не привозилась в Городец. Для нас это эпохальное событие, тем более в нынешние особо тревожные времена.

– А несло ли само появление иконы именно в этом месте какой-то духовный или исторический смысл? Почему именно в Городце появилась такая великая святыня? Впоследствии ею благословляли Романовых на царство. Она очень почиталась в их семье, имела всероссийское значение.

–  Всегда надо смотреть на наш народ. На что он уповал? На кого надеялся? Город, можно сказать, пограничный. Застава. Люди стоят как на передовой. О чем они думают? 

Ты стоишь на рубеже и каждый раз подвергаешь свою жизнь опасности. Не знаешь, что и когда тебя ждет. Кто стоит на рубежах и постоянно чувствует эту опасность, тот прекрасно понимает, что есть только одна надежда: на Бога. Такие святыни не появляются просто так. Они появляются от веры и внутренней составляющей человека, на что он полагается и что хочет видеть перед своими глазами в последние минуты жизни.

Каждый из нас прекрасно понимает: когда стоишь на пороге между жизнью и смертью, ничто земное уже не влечет. То есть это должна была быть какая-то святыня, которая укрепляет дух человека, его стойкость, мужество и понимание, ради чего он совершает свой подвиг. Поэтому и сегодня на фронт привозят святыни и приезжают священнослужители.

Лучше всего эти исторические параллели расскажут те, кто сейчас стоит на передовой. Что они хотят видеть и как об этом говорят. Это не то, когда находишься в комфортном состоянии, это когда каждый раз не знаешь, вернешься или нет. Поэтому святыни появляются там, где есть особый молитвенный и духовный подвиг самого человека.

– Да, ведь и в XIX–XX веках появлялись образы Богородицы, прославляемые именно в какой-то военной среде, там, где проходили линии боевого соприкосновения.

– Там неверующих нет. Там люди не то что верят, они убежденные. Они видят, что происходит и как Господь их хранит.

– Мы живем в Москве, здесь множество святынь. Казалось бы, столько знаков для того, чтобы веровать: и иконы, и мощи, и святые, и чудеса...

– Комфорт слишком нас разлагает. Когда хорошо, может быть и без Бога хорошо. А когда плохо, тебе не на кого надеяться, не на кого положиться, ты видишь предательство со стороны друзей, близких, родных, но понимаешь, что делаешь правое дело, и стремишься найти какую-то точку опоры здесь, на земле. А серьезной опорой может быть только вера. И когда человек находится в очень трудных жизненных ситуациях, когда он лишен земной опоры на временные вещи, только тогда он прибегает к тому, что не подводило ни в какие времена. Он прибегает к Богу.

Явление святынь происходит там, где есть духовный подвиг, когда ты надеешься на Бога так, как еще никогда не полагался, доверяешься Ему так, как никогда бы не доверился, сидя в комфортном доме, не зная никакой нужды. Мы знаем историю про библейского богача. Человек собрал большое богатство и решил, что старые житницы надо разобрать, построить новые, набить их и сказать душе: «покойся, ешь, пей, веселись». В принципе, там о Боге и речи не было. Он думал, что полностью сам себе хозяин. И тогда человек действительно забывает про Бога. Поэтому комфорт может сильно отдалить нас от Него. Человеку в комфортных условиях нужно делать наибольшее усилие над собой.

– Но большинство людей все равно находятся в условиях более-менее комфортного состояния. И не хотелось бы их менять на трудности даже ради приближения к Богу. Но и к Богу тоже стремишься. А можно ли как-то без трудностей?

– Нам бы всем так хотелось. Человек без трудностей жил в раю. И там была одна заповедь, – заповедь послушания. Но человек искусился, несмотря на то что там все было для него. Господь все сотворил для человека. Весь мир сотворен для него, чтобы человек обладал им, но обладал разумно, не злоупотребляя этим. А человек чересчур увлекается и начинает надеяться не на Бога, а на эти вещи, которые Господь ему дал.

Конечно, трудностей не хочется. Недавно у меня был очень интересный разговор. Одна из жительниц Белгорода приезжала в Городец и сказала, что мы стали слишком хорошо жить, слишком расслабились, поэтому Господь дает такие испытания.

Если посмотреть на историю израильского народа, то, когда он отходит от Бога, начинаются войны. И мы можем наблюдать это и в нынешнее время научно-технического прогресса, каких-то достижений человечества, которые создают определенную комфортную среду. Это неплохо само по себе, но человеку этого оказывается мало, и он в погоне за комфортом, наслаждением, утехами начинает делать такие вещи, от которых потом сам же и ужасается. В погоне за наслаждениями человек становится хуже всякого скота. Это как раз от того, что человеку стало слишком хорошо. Но ему и в этом «хорошо» чего-то еще не хватает.

XX век мог бы быть для нас хорошим примером, потому что это как раз время отхода большого количества населения всей планеты от Бога. И одновременно это научно-технический прогресс. Но как результат – столько войн и столько жертв... Не хотелось бы такого повторения в XXI веке.

– Господь сотворил человека не для того, чтобы тот страдал, а чтобы он жил и блаженствовал. То есть был счастливым. Но человек хочет иметь счастье без Бога. В этом его заблуждение. Если человек стремится к Богу, то находит настоящее счастье, которое может пережить опытным путем.

Но нас влекут какие-то временные вещи. Нас не влечет Сам Бог. Мы отвлекаемся от первостепенного на второстепенные вещи. И, к сожалению, потом происходит то, что происходит, то, что мы сейчас можем наблюдать.

Возвращаясь к нашей теме про городецкую землю и населенные пункты севера Нижегородской области, я могу сказать, что здесь очень сильны христианские традиции. Они намного сильнее, чем в мегаполисах. Люди сохранили традиции, устои, быт и соответствующую нравственную составляющую. Чувствуется, что это народ, имеющий глубокое утверждение в корнях древней благочестивой Руси. И он ими не пренебрегает, а дорожит. Даже не касаясь каких-то глобальных вещей, а в быту. Разница достаточно серьезная между мегаполисом и теми районами, которые входят в каноническую территорию Городецкой и Ветлужской епархии.

– А почему в мегаполисе люди уходят и от корней, и от Бога?

– Проживая в частном доме, имеешь определенные традиции, устои. Все же город сильно стирает эти устои. А жизнь на земле, в частных домах, в приближенных к природе условиях подвигает человека к соответствующему образу жизни, мышлению и распорядку.

Эта среда для молодежи, которая стремится к каким-то более прогрессивным вещам, может показаться очень скучной. В городе больше движения, больше молодежных клубов, разных увлекательных направлений, чем в селе.

Но село и провинция, чем всегда была крепка Русь, воспитывают определенное отношение к жизни, поступкам, рачительность, ты не надеешься на то, что кто-то что-то сделает за тебя. Ты знаешь, что обязан сделать это сам. Я иной раз привожу такой пример: в городе человек не выходит убирать двор, потому что есть служба ЖКХ, а в селе ты должен сам почистить свой двор. Тебе никто его не почистит. Да, общественную дорогу почистят, но для того, чтобы выйти со двора или выгнать автомобиль, надо подняться пораньше, взять в руки лопату и расчистить себе дорогу. Это определенный ритм, определенные жизненные устои. И когда человек растет, он впитывает это в себя.

В городе человек находится в более комфортной среде: определенных вещей ему делать не надо. И это не значит, что он в чем-то хуже, чем житель провинции. Но у него другая задача. Он идет на работу, на производство или в компанию, офис, занимается конкретным узким делом. В провинции у тебя весь спектр обязанностей. В тебе не умирает ни сотрудник ЖКХ, ни сельский производитель.  

Спектр жизни у человека формируется с самого младенчества. Как и в дореволюционной России, центром духовной, культурной жизни в таких населенных пунктах является храм. И традиция каждое воскресенье ходить в храм закладывается с детства. И это воспитывает человека немножко в другом качестве. Это закладывает определенные традиции, которые потом дети переносят в свои семьи.

– Мне кажется, что во многих деревнях и селах храм становится и визуальным центром, он по своему облику, красоте напоминает не только о ежедневных заботах, но и о чем-то высшем, неземном.  

– Храм – это всегда доминанта. И архитектурная, и эстетическая, и духовная. Утром просыпаешься – смотришь на икону, вышел на улицу – на храм. У верующего человека всегда есть ориентир – крест. 

– Какое у Вас было первое впечатление от Городца?

– Поскольку я родился в селе, то первым впечатлением было такое, что как будто приехал домой. А с Богом всегда дома. Когда стараешься служить Богу, то без разницы, где находишься. Храм хоть в Москве, хоть на Сахалине, хоть в Городце, хоть на Камчатке, на Чукотке, в Краснодарском крае посвящен Богу. Поэтому мы никогда ничего не теряем.

Если посмотреть на наших новомучеников, исповедников, когда их направляли в какие-то ссылки, то они всегда были с Богом и не терпели никакого урона. Меняются жизненные обстоятельства, цели, задачи и ответственность, которая на тебя возлагается.

И одно дело – быть викарным архиереем, когда ты только ходатайствуешь перед правящим архиереем и принимаешь его решение. И если брать в сравнении с тем, что было и что стало, то, конечно, ответственности стало намного больше. Понимаешь, что сейчас не просто должен обстоятельно исследовать какие-то моменты церковной жизни в епархии, а несешь еще личную ответственность перед Богом за паству и за то, что происходит. Это, конечно, очень сильно обязывает в плане служения. И начинаешь лучше понимать других архиереев.

– А какое впечатление произвели на Вас люди?

– Самое лучшее. В нынешней ситуации много обсуждаются миграционные процессы в России. И после назначения я читал статистику, какой процент людей других национальностей проживает в Нижнем Новгороде. И меня очень сильно порадовало, что 98% в Нижегородской области русские. Коренное русское население.

К сожалению, как и любой другой глубинки, нас касаются и негативные тенденции. Это сокращение населения, вымирание. Молодежь уезжает в большие города. И, соответственно, потихонечку наши населенные пункты и численность людей в них сокращаются. И как раз в провинции чувствуется острый дефицит в кадрах. Причем он достаточно серьезный.

– А правильно ли с духовной точки зрения, что молодежь уезжает в города?

– Каждый стремится туда, где ему лучше.

– В каком смысле лучше?

– Посещая одну из деревень на границе с Марий Эл, я спросил у прихожанок зрелого возраста, есть ли там молодежь. Они сказали, что нет. Дети живут в городе и привозят внуков на лето к бабушкам, чтобы те напитывались тем же, чем они сами, когда были детьми. А бабушки экономят на себе и со своих пенсий помогают детям, которые живут в городе. Правильное ли это воспитание? Ведь дети должны помогать родителям. А тут потоки в другую сторону. Дети не заботятся о старости своих родителей. Можно сказать, что это крах воспитания и тех трудов, которые положили родители на воспитание будущих поколений. Нас воспитывали так, что в старости, когда родителей одолеет немощь, мы должны быть их помощниками. Они должны опираться на нас, а мы всячески их поддерживать.

Мне кажется, в плане воспитания в 1990-е годы, после перестройки, было очень трудно. Многие семьи пережили не самые простые времена. И произошел какой-то перекос. Те, что в то время пережили трудности, теперь хотят избавить от них своих детей. Поэтому пытаются полностью их обеспечивать, холят, лелеют, чтобы те ни в чем не нуждались и думали, что это норма. А когда такие дети вырастают, то смотрят на родителей как на дополнительный источник возможностей.

Мне кажется, в этом плане должно быть наоборот, чтобы дети, которые становятся взрослыми и уже имеют опыт, силы и профессию, работали, обеспечивая свою молодую семью, и помогали своим родителям, не надеясь на то, что государство обеспечит их пенсиями и другими субсидиями и льготами.

Когда родители видят, что дети их обеспечивают, то они действительно счастливы. Они на склоне лет живут в благодатном и радостном состоянии, что воспитали благодарных детей, которые по-настоящему их любят и пытаются всячески облегчить их старость.

– Есть родители, которые рады скинуть детей со своей шеи. Зачем поддерживать с ними отношения, если можно дальше жить в свое удовольствие без них?

– Это эгоизм и с той, и с другой стороны. И он никогда не поощрялся Церковью. Это не добро. Это зло, которое разрушает. Оно разрушает единство семей, единство духа нашего народа. Если родители не общаются со своими детьми, то они ничего не передают и внукам. В Новом Завете апостол Павел говорит о воспитании внуков. Старшие легче объясняют детям сложные вещи. Они разговаривают с ними на одном языке. Поэтому они могут быть теми, кто напитывает молодые души правильными вещами.

Своих дедушек и бабушек я не застал в живых. Но очень хорошо помню маму моей крестной. Помню, как она ко мне относилась, что говорила. И это ее отношение наложило отпечаток на мою душу и сердце. Прошло несколько десятков лет, а я все помню. Было столько доброты, честности и правдивости как в словах, так и в поступках, что это не могло не оставить никакого следа.

– Можно сказать, что родительство не заканчивается с совершеннолетием ребенка; наоборот, оно приобретает новые формы.

– Конечно, это постоянный диалог любви. Это не значит, что родители должны забыть о своих детях и не помогать им. Родители всегда должны помогать, поддерживать, но только в том случае, если в этом есть нужда. А когда родители без нужды помогают, когда взрослый человек и сам может себя обеспечить, а родители еще навязывают свою заботу и понимание жизни, это тоже неправильно. Они свою жизнь прожили, а детям не дают прожить свою жизнь так, как те ее видят.

Это диалог в любви, когда находится взаимопонимание, когда дети смотрят на своих родителей и желают с ними посоветоваться по каким-то своим жизненным обстоятельствам, чтобы не сделать ошибок. И они готовы воспринять хороший совет, но при этом остаться и при своем мнении, принять свое решение, потому что это их жизнь. Поэтому родители взрослым детям не должны ничего навязывать.

– Отношения родителей и детей со временем все равно как-то меняются: когда пять лет ребенку – это одни отношения, десять – другие, пятнадцать – тем более... Как эти отношения менять мягко, как из одной формы плавно переходить в другую без разрывов, истерик, скандалов?

– Как у нас говорят, если хочешь любить, научись прощать, а тем более терпеть. Одно без другого не бывает. Это первое. Второй немаловажный фактор: сейчас поколение детей воспитывается в Интернете, и для них уже родители не авторитет. Они всё в Интернете могут посмотреть, всему научиться. Я не думаю, что это источник правды, опыта и всего прочего. И родители могут не знать столько, сколько знают дети, начитавшись чего-то в сети. Поэтому этот фактор тоже нельзя не учитывать в жизни и взаимоотношениях людей.

А как формируется информационное пространство и смысловые темы в Интернете – это уже не зависит от родителей, а зависит от тех людей, которые этими информационными технологиями владеют и управляют. Значит, они имеют очень большое влияние на формирование в этой среде соответствующего климата, и об этом не надо забывать. Поэтому крайне важно, чтобы это наполнение было соответствующего качества, если мы хотим иметь здоровое общество.

– Наверное, Интернет может быть источником информации, но не может помочь сформировать взгляд на жизнь, потому что только человек может показать, под каким углом смотреть на те или иные вещи.

– Соглашусь, если человек разумный и смотрит на это разумно. А если человек увлекающийся, то мы видим, как деструктивно влияет Интернет. Человека подводят к таким поступкам, на которые он никогда бы не решился, но его убедили посредством этих технологий. Хотя у него благополучная семья и он не какой-то плохой, но через два месяца его уже можно не узнать, если использовать определенные технологии. Поэтому тут можно и согласиться, и не согласиться.

Поскольку информационная доступность в городах намного больше, соответственно, эти процессы происходят намного быстрее. Если мы говорим о провинции, куда эти технологии доходят с неким опозданием, то можем еще увидеть, как все формируется в семье благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, вниманию окружающих и родной атмосфере.

Для меня то, что я увидел на территории Городецкой епархии, как раз показатель, что общаются разные поколения. Семейные традиции еще сохранились, не развалились. В городе люди могут не общаться, живя на одной площадке. А когда люди живут в своих домах и к ним приезжают дети, внуки, то это взаимопроникновение разных по возрасту поколений дает очень благостную среду для того, чтобы человек наполнялся другим: не тем, что он черпает из информационных источников, а что берет от своего рода, предыдущих поколений.

– В вашу епархию будет привезена икона Богородицы, Которая Сама является Матерью. Как Вы думаете, посмотрев на икону, что мы можем в качестве примера взять у Богородицы для наших семейных и родительских отношений?

– Год 2024-й объявлен Годом семьи в нашем государстве. Поэтому принесение к нам этой иконы крайне важно. Я имел счастье сам видеть, как люди меняются, когда приносится эта святыня. Даже подчас бывает что-то такое, чего и не ожидаешь увидеть.

Я сам сопровождал святыни в разные регионы нашей страны и в ближнее зарубежье. И то, что я видел своими глазами, меня всегда очень сильно поражало. Это импульс к тому, чтобы у человека в душе проявились самые лучшие качества. Все-таки к святыне человек приходит с особыми мыслями. Каждый приходит со своей нуждой, бедой, со своими добрыми желаниями, чтобы Господь помог ему исправить неправильное в его жизни. Потому что человек видит, что сам с этим не справляется.

Поэтому принесение святыни для народа – это всегда стимул к духовному всплеску внутренней жизни, к переосмыслению каких-то своих поступков. Вы правильно сказали по поводу того, какой пример можно взять у Богородицы. Очень простой. Пример терпения, любви, заботы, самозабвения. То есть это любовь до самозабвения. Мы это видим в Матери Божией, в примере Ее служения Своему Божественному Сыну и Богу. Это безграничная и в каком-то смысле непостижимая любовь для нас, которую мы до конца и понять-то не можем.

Когда мы соприкасаемся с тем, что перед этим образом молились поколения на протяжении нескольких веков, это означает, что святыня намоленная. Ты соприкасаешься с ней и становишься единым по духу со своими предыдущими поколениями, которые точно так же стояли перед этим образом и молились о своих нуждах, просили за себя и своих родных, близких. И не только просили, но и получали просимое.

Мы знаем, что не приходят просить туда, где ничего не получают. То есть приходят только к тому источнику, где действительно можно почерпнуть Божественную благодать, которая нам помогает преодолевать не кого-то, а самих себя, свое нетерпение, злобу, коварство, внутреннюю мстительность. Это то, что разрушает семейную жизнь.

Ведь в семье ты должен думать не о себе, забыть про себя. Ты должен служить другому, и через него ты служишь Богу. Терпя его, ты понимаешь, что Господь и тебя потерпит. Если ты на злое слово не ответил, а потерпел его и добротой откликнулся, другой человек не впал в еще больший грех, а сохранил мир и спокойствие в своей душе. А ты через это терпение сохранил мир и в семье. Это важно не только в семье, но и в монастыре – везде, где бы человек ни находился.

Святыня имеет очень важное значение в жизни каждого верующего человека. Мы очень надеемся, что Матерь Божия как благословляла древние роды, так благословит и наши роды в это непростое, сложное время. Поэтому мы и попросили, чтобы в это время святыню принесли к нам, туда, где она уже очень давно не была. Для нас это трепетное время ожидания самой дорогой Гостьи, самой щедрой, милующей, любящей, Которая на протяжении многих веков являла благодатную силу Своей помощи каждому обращающемуся к Ней человеку.

– Сколько пробудет икона у вас и где к ней можно подойти поклониться?

– У нас икона пробудет с 11 июня. Будет крестный ход от Городецкого вала древнего города до Феодоровского монастыря, куда икона будет принесена. Там будет отслужен молебен с акафистом, после которого будет совершаться всенощное бдение. Поскольку это отдание Пасхи, то у нас будет особая радость – богослужение по пасхальному чину.

На следующий день, 12 июня, в 8 часов утра икона будет перенесена из Феодоровского монастыря на Пролетарскую площадь, где будет совершаться литургия на открытом пространстве, поскольку ожидается большое количество паломников. А после икона снова будет возвращена крестным ходом в Феодоровский монастырь, и там к ней можно будет приложиться всем желающим.

То есть она будет у нас 11 июня с 15 часов до 12 июня, приблизительно до 18 часов. А там все уже будет зависеть от того, какое будет количество паломников. Мы постараемся никого не обидеть, чтобы все, кто приедет поклониться этой святыне, имели такую возможность.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать