Архипастырь. Священники и ковид

25 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает епископ Орский и Гайский Ириней.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Хотел бы расспросить Вас об опыте Орской и Гайской епархии во время пандемии коронавируса, которая охватила 2020 год и с которой мы вошли в 2021-й. Как проходило служение ближним в вашей епархии?

– Очень рад, что пригласили на эту передачу и спрашиваете об этом, потому что у Орской епархии есть небольшой опыт. Я с конца мая по сегодняшний день бываю в больницах (иногда раз в десять дней, иногда раз в неделю, а в последние дни намного чаще). Есть опыт, мы можем им делиться. Надеюсь, что после нашей передачи появятся другие люди, священники, которые поделятся, как они проходят это служение.

Очень рад, что каждый священнослужитель, кто сегодня в «красной» зоне, услышал слова Христа Спасителя: «Был в больнице – и посещали Меня, был голоден – и накормили». Кроме того, многие знают слова апостола Павла, его призыв радоваться с теми, у кого радость, и плакать с теми, у кого скорби. Каждый священник, каждый верующий человек (потому что есть священники, а есть волонтеры, мирские люди, которые посещают больницы) оказывают огромную помощь. Очень рад этому.

– Что лично Вас подвигло пойти в больницы?

– Священное Писание. Христос четко сказал: кто будет исповедовать Меня перед людьми, того Я буду исповедовать перед Отцом Моим Небесным. Этот Его призыв и те места, которые я сейчас цитировал, и заставили меня пойти туда. Кроме того, есть боль людей. Видишь: твоя помощь им нужна. Ты приходишь туда, где тяжело, продлеваешь жизнь человеку или прощаешься с ним, отправляешь его в вечность.

Недавно я исповедовал одного нашего священника, это была его последняя исповедь, он вскоре преставился. Я рад, что Господь этого сподобил, потому что видел, что такое искренняя исповедь. Человек прекрасно понимал, что завтра-послезавтра его не будет, а значит, в последний раз он имеет возможность увидеть священнослужителя, покаяться Богу. Подобные случаи и заставляют меня чаще бывать там. И до этого были случаи, когда я исповедовал и причащал людей, а они уходили в иной мир.

– Как священники восприняли Ваш призыв, Ваш пример?

– Я определил: в больницы с коронавирусом пойдут только монахи. Я главный монах, и у нас еще два иеромонаха. А женатым священникам сказал: «Братцы, у вас дома супруга, дети. Если нужна будет ваша помощь, позовем. А пока мы, монахи, пойдем». Рад, что иеромонах Павел из поселка Новоорск услышал. Пока другого иеромонаха еще не приглашали, так как можем сами всё решать.

С чего начали посещать больницы?

– Были наши верующие больные. Они обращались, можно ли пригласить священника. Я, в свою очередь, подходил к главному врачу, к врачам, к знакомым. И они, рискуя, позволяли мне приходить к верующим, исповедовать и причащать их. Очень рад, что Святейший Патриарх Кирилл и епископ Пантелеимон смогли договориться с представителями Министерства здравоохранения, и сегодня нас свободно пускают к больным (с соблюдением всех необходимых мер). Мы можем сегодня утешать людей, стать помощниками врачей. Великое дело для верующих и неверующих, как пациента, так и медперсонала, – приход священника в «красную» зону.

– Как врачи отреагировали на ваши визиты?

– Всегда есть разные люди. Одни верующие, другие неверующие. Есть те, кто верит, что ты окажешь какую-то помощь, кто-то не верит, но все удивляются вот чему. Прихожу в одну палату, в другую, общаюсь в этой палате с людьми, и когда иду на следующий этаж, люди выходят из палат и провожают меня. Когда выхожу на улицу, иду домой – они выходят на балкон, подходят к окнам и машут мне: до свидания! А врачи: «Что Вы им сказали? Они так реагируют, так ждут Вас!» Они понимают: здесь сила Божья. Бог действует, Он помогает и священнику, и больному встать. Они, видя священника, верят, что у них появятся новые силы. Лечение проходит намного легче.

– Что Вы говорили больным?

– Иногда важно сказать правду. Каждый из нас живет определенное время. Кому-то Бог дал пять, десять, сорок, сто лет, и за это время мы должны что-то приобрести. Мы можем приобрести или вечную жизнь, или вечную смерть, друзей или врагов, оставить о себе память как о хорошем, порядочном человеке – или, наоборот, как о негодяе. Род мой, по Священному Писанию, может быть благословленный или его могут проклинать. Сейчас я нахожусь в этом месте. Неизвестно, вернусь ли домой, сколько буду жить. Может быть, сегодня Бог дает мне время что-то делать полезное. Что я могу в этот момент? Хотелось бы мне иногда встать перед Богом и сказать Ему всю правду о себе. Сказать Богу: дай мне силы преодолеть искушения, которые есть в этом мире.

По большому счету верующий человек – это тот, кто начинает взывать к Богу, кто призывает Бога на помощь. Тот, кто погибает, радуется, видя бревно в море. А тот, кто отдыхает на берегу, думает: что это за бревна, доски, мы же отдыхаем, купаемся… Для погибающего они спасительны, а отдыхающие их, наоборот, не любят. Значит, к Богу взывает тот, кто видит, что погибает. В данный момент мне плохо, трудно. Помощь я могу получать не только от врачей, но и от Бога. Давайте помолимся, попросим: «Господи, Ты же можешь все, дай мне силы вернуться домой, попрощаться по-настоящему, простить». А иногда случается, что кто-то так болеет, что говорит: «Я не вернусь назад, я умру. Вы, пожалуйста, сообщите этому человеку, что я прошу прощения. Обидел при жизни, не обратил внимания, у меня долг – пусть простит». Человек плачет, ты рядом с ним, и эти покаянные слезы дают ему силу. Некоторые действительно умирают. Случалось, что я звонил родным, они: «Правда?» Удивляются иногда: «Прямо просил прощения?» – «Да». – «Ну ладно, Бог с ним, Бог простит». А некоторых Господь, наоборот, возвращает к нормальной жизни. Они  становятся по-настоящему христианами.

Так что мы оказываем помощь. Я удивился однажды, когда главный врач одной из наших больниц сказал: 50% здоровья пациента зависит от лекарств и аппарата, а 50% зависит от Бога, от священника, от врача. Верит пациент или не верит, доверяет врачу или нет. Удивительные слова. Верующий скажет: все зависит от Бога. Но человек, который ищет Бога, который еще не познал Бога до конца, говорит: сегодня 50% зависит от тех людей, что находятся рядом с больным. И он прав. Очень много зависит от людей, которые рядом. Иногда это священник, но в основном это врачи. Как посмотрел, что сказал, какую помощь оказал – все это влияет на здоровье человека и на процесс его выздоровления.

Очень рад, что Патриарх благословил награждать врачей, которые трудятся в этих местах. Великое дело. Видел слезы людей и слезы врачей, когда кто-то выздоравливает и возвращается домой. Для всех это победа. Врачи – это герои наших дней. У них жертвенное служение. Верю и желаю, наступит момент, Бог даст, когда на их работу будут смотреть не как на работу, а как на служение. Они служат, а не работают. Служат священники, служат те, кто уходит в армию, потому что они дают клятву. Врач тоже дает, он старается. Низкий поклон каждому врачу, сотруднику медицинской службы, кто несет сегодня свое служение в этих больницах. И не только. Все они делают общее благое дело, и их сегодня оценили по-настоящему. Ценят этот тяжелый труд.

Многие из них, особенно в первое время, когда непонятно было, как будет развиваться этот вирус, оставались там, на территории больниц, ночевали. Они приходили домой и боялись обнимать своих детей. Питались и питаются сегодня тем, чем питаются обычные люди, пациенты больниц. Очень сложно всем, а врачам намного тяжелее порой, потому что все время приходят родные, приносят передачи и говорят: «Возьмите! Ну как там наш?» – «Нормально все, хорошо». – «Нет, скажите нам, как вы лечите?» И порой близкие больных людей начинают учить врачей, как правильно лечить. Для врачей это трудно. Времени не хватает, ты должен идти куда-то, но должен слушать не специалиста, а человека, который посмотрел в Интернете кого-то, кто предлагает тот или иной путь лечения, и должен ему доказывать, что у нас  есть опыт лечения. С одной стороны, врач борется за жизнь больного, с другой стороны,  должен доказать родным, что мы делаем все возможное, чтобы их родственник выздоровел.

Печально, когда врачи прощаются с умершими больными, но они понимают, что делали все возможное. Уходят от нас и священнослужители, и мирские люди. Но верю, что врачи делали и делают все возможное, чтобы облегчить страдания любого.

– Вы посещали больных. Что Вы видели, какие случаи запомнились Вам больше всего? Как проходило это общение?

– Бывали случаи, когда человек практически умирал и просил прощения у кого-то. Просил передать родным, что у него какой-то долг. Говорил о том, что любит, прощает тех, кто был в конфликте с ним…

Я очень поразился, что наши верующие люди, больные, миссионерствуют в больницах. Они говорят о Боге намного чаще, чем сами священнослужители. Этим людям все равно, что они находятся в палатах, надо беседовать между собой о чем-то. Они рассказывают о праздниках, о Христе. Это миссионерство. Говорят иногда: «А ко мне придет батюшка (или владыка). Хотите поговорить с ним?»  И иногда начинаешь с ними беседовать на разные темы. Бывает, верующий человек, бывает неверующий, не обращаешь внимания, все больные. Всех Господь хочет видеть у Себя. Но благодаря нашим верующим больным, которые миссионерствуют, я имею возможность общаться со всеми людьми. Есть случаи, когда люди выздоравливали и приглашали освящать квартиру или дом, стать крестным у детей. Кто-то собирается венчаться. В какой-то степени первый шаг к вере был со стороны нашего верующего, который там находился. Следующий этап – мое общение с тем или иным пациентом.

– Владыка, Вы епископ, архиерей. Как люди реагировали, видя не священника, как обычно в храме, а епископа, главу епархии?

– Когда приходишь к ним, они в моем лице видят, что я священнослужитель. Кстати, хотел бы поделиться таким опытом Орской епархии. Я видел много фотографий, репортажей о том, что есть священнослужители, есть архиереи, которые бывают в «красных» зонах. Они на рясу надевают положенный костюм, сверху – епитрахиль, крест. Да, кто-то знает, что к нему придет священник причащать, хотя лицо закрыто, они не знают, кто перед ними. Наша епархия предложила следующий опыт (предлагаю этот опыт другим): мы на подрясник, епитрахиль и поручи надеваем костюм, а сверху еще один подрясник и халатик. Черная одежда видна. Человек сразу видит: это священник. Иногда люди спрашивают: «А из какого Вы храма? А Вы точно православный священник?»

Мой призыв к священникам, кто ходит к больным: наденьте еще один подрясник на костюм. Понимаю, жарко, неприятно, пот… Но люди  в нашем лице увидят священнослужителя, и им будет легче раскрыться, легче плакать, исповедоваться и причащаться. А так эти люди, священники, герои. А то, что епископ приходит к ним, – многие этого не знают. Они видят священника и обращаются: «батюшка». Кто-то узнает: «Вы наш владыка» – по разговору, кто-то уже знает, кто к ним придет, если договорились заранее с родственниками. Мне приятно, даже намного ближе, когда к тебе обращаются «отец», «батюшка», потому что, оказывая для них помощь, ты становишься для них отцом. А «владыка» – это как-то чуть выше, ты в какой-то степени начальник для них. А те, кто страдает, хотят увидеть отца.

– Вы ходите туда наравне с другими священниками?

– Да. Я чаще, потому что говорю батюшкам оставаться дома. Если вдруг нужна будет их помощь, тогда приглашу. Но священники со мной приезжают, привозят подарки, разгружают их, так что тоже в какой-то степени оказывают помощь. Но что касается пойти по этажам, пока не разрешаю.

− Как люди обычно реагируют на появление священника? Как они реагировали в самом начале и как это изменилось со временем?

− Необычно было. Сами врачи не понимали, какую помощь может оказать священник. А когда сегодня они видят радостные глаза пациента, то, что он встает проводить священника, у него появляются новые силы, они говорят: «Вы обязательно приходите. Вы нам помогаете». А иногда врачи говорят: «Вы приходите к больным, а ведь мы тоже хотим общаться с Вами». Я тогда беру какие-то продукты, мы пьем кофе, и я беседую с ними. У них появляется много вопросов. Так что священник приходит в больницу не только ради больных, но и ради врачей, которые нуждаются в утешении, в том, чтобы с ними побеседовали, чтобы они рассказали, как им больно. Иногда врач говорит: «Мне хочется что-то рассказать». − «Хорошо». Начинаем беседовать, говорю: «Так это была исповедь, сестричка (или брат)». − «Правда? А я так боялась! Я думала, исповедь – это что-то страшное». Я говорю: «Да, сегодня состоялась  Ваша встреча с Богом». Камень, можно сказать, упал. И эти врачи потом приходят в храм: некоторые просто приходят, но все-таки бо́льшая часть уже начинают исповедоваться и причащаться. И это благодаря беседе со священником.

− Расскажите как раз, пожалуйста, подробнее об опыте исповеди, причастия и других таинств в «красной» зоне.

− Прихожу, совершаю первую часть исповеди или причастия (молитвы) внизу, где переодеваюсь (там есть комната). Потом поднимаюсь в «красную» зону, беседую с каждым больным, кладу левую руку на голову человеку, читаю разрешительную молитву и совершаю крестное знамение. Епитрахиль у меня есть, но достать ее не могу и не буду это делать. Все равно верю, что Господь принимает исповедь у того или иного человека. Епитрахиль внизу под защитной одеждой.

− А сверху?

− А сверху у меня еще один подрясник.

− А на него не надеваете уже епитрахиль?

− Нет. Но все равно верю, что Господь принимает покаяние того или иного человека, и причащаю. Но есть больные, которые не могут общаться, тогда я беру их за руку, говорю: «Вы бы хотели пообщаться со священником?» − Да, хотят. Я спрашиваю: «Каетесь во всех грехах? Всех прощаете? Если прощаете, возьмите и сожмите мою руку». Они хоть как-то это могут сделать – да, вижу, есть желание. «Вы крещеный? Покажите мне: сожмите руку». Они показывают. Ага, всё. Каемся. Читаю разрешительную молитву и причащаю.

Что касается того, чтобы причащать всех подряд, то я считаю, что так делать нельзя. Причастие может послужить или во спасение, или во осуждение человека. И чтобы не было хуже для кого-то, лучше его подготовить и причастить в следующий раз. Человек должен осознать, что в данный момент он соединяется со Христом в таинстве Причастия.

Иногда спрашивают, боюсь ли я посещать эти места. Да, конечно, как у любого человека, у меня есть страх. Но ты знаешь, что призван посещать больных, общаться в том числе и с такими людьми. Перед тем как стать священником, ты же готовился, давал присягу. И я рад, что Господь дает силы. Верю, что молитва верующих людей укрепляет священника: он рискует, но знает – зачем; и верит, что Господь поможет ему и сохранит его. А если что-то случится − всё в руках Божиих. Но пострадать и даже умереть от того, что ты совершил добрый поступок, − это великое дело. Но при этом нужно соблюдать все меры, о которых говорят врачи. Стараюсь соблюдать, а там как Богу будет угодно.

− Не сталкивались ли Вы с желанием больных, например, покреститься или, может, кто-то решил повенчаться или пособороваться, что, кстати, более актуально?

− Собороваться как раз в больницах очень сложно и трудно. А что касается венчания, то в ближайшее время мне надо будет венчать одну пару. Они уже вернулись домой, с ними все хорошо, и я надеюсь, что в ближайшее время буду их венчать, до этого было нельзя. Что касается крещения, то пока больные просили только стать крестным у их родных. В частности, у одной женщины родился внук, она говорит: «Пожалуйста, не откажите нам стать его крестным». Так что формально не крестил ни одного из пациентов, но их родных, близких крестил и в ближайшее время стану еще крестным.

− А что Вы думаете про соборование в «красной» зоне?

− Если совершать это полностью, как полагается (семь раз помазывать каждого), то это долго. Больных много, и я должен подойти ко всем. Ты можешь стать обузой для больного: ему надо все время ждать – вот батюшка сейчас подойдет. И нужно много раз заходить то в одну палату, то в другую, а слишком часто бывать в тех или иных палатах тоже нехорошо. С другой стороны, есть четкий распорядок, когда человек должен принимать те или иные лекарства. И врачам ты в какой-то степени тоже создаешь неудобства, а этого быть не должно. Поэтому, что касается соборования,  предлагаю больным приходить в храм после того, как они выпишутся, там мы их и соборуем. Так что в больнице не соборовал, только исповедь, причастие, молебен.

− Молебны о болящих?

− Да. Или тому или иному святому.

− То есть Вы считаете, что в больнице врач приоритетнее священника? Человек, выбирая между священником и врачом, должен выбрать врача?

− Да. Человек в данном случае смотрит на врача как на специалиста. Он нуждается и в духовной помощи, и в медицинской, но все-таки для больного на первом месте стоит медицинская помощь. Он в лице врача видит человека, который ему поможет. Я не вижу ничего унизительного, если больной видит кого-то лучше, выше меня. Может быть, мне есть к чему стремиться? Может быть, мне чаще бывать в больнице? А этот врач приходит через день, и, естественно, он лучше знает больного, к нему обращаются, потому что он принимал больного, когда тому было тяжело. Он оказывал первую помощь – он ближе для больного. И слава Богу, что пациент увидел в лице врача помощника, того, кто окажет помощь. Хуже, если он не доверяет врачу.

− Сталкивались с этим?

− Бывают разные люди. Особенно если есть родные, то они звонят и говорят: «Требуй, чтобы врач был только с тобой». Больных много, а врачей мало − они просто физически не могут все время быть рядом с тобой.

Полезно иногда взять Священное Писание (оставляю его потом больным), открыть и читать что-нибудь. Можно взять стульчик, присесть к больному: он старается держать тебя за руку и слушает, иногда засыпает, иногда просто общаемся. Потом подойдешь к другому больному, тоже что-то прочтешь. Или рассказываю что-либо из того, что прочитал или посмотрел, потому что зрение у меня плохое. Рассказываю о Христе, о том, как Он поступал, к чему призывал; например, относиться к другим так же, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. «Ты умеешь благодарить или нет? А давайте сегодня скажем врачам спасибо?» Заходит врач ‒ и все хором: «Спа-си-бо!» Врач смотрит ‒ радостно всем. И видишь через его очки, как у него слезы текут, как он радуется, что услышал слово «спасибо» от больных.

‒ Приходилось ли Вам сталкиваться с тем, что больной, допустим, Вам говорил: «Мне кажется, этот врач меня убивает или делает только хуже»?

‒ До такой степени нет, все-таки практически каждый больной верит, что врач делает то, что надо. Конечно, многие говорят: «Он может больше». Бывают люди, у которых слишком большие требования. Это есть, но так, чтобы ненавидели, ‒ нет, слава Богу.

И врачи тоже стараются, отдают себя. Смотришь, как им жарко, как по ним пот течет, особенно летом, а никуда не деться, они должны надевать защитную одежду. Иногда, бывает, держишь за руку больного, он говорит: «Правда, живой человек пришел к нам». И ты плачешь в этот момент вместе с ним. Очень трогательно...

‒ Менялись ли люди во время болезни? Может, Вы наблюдали, как какой-то человек был сначала в одном состоянии, а потом под влиянием болезни или священника изменился?

‒ Да, многие становятся намного лучше и начинают ценить жизнь. Некоторые понимают, что есть еще время на какие-то добрые поступки: я должен оставить о себе хоть какую-то добрую память, должен стремиться делать что-то доброе, хорошее. Бывает, что такие люди передают деньги. Или я говорю: «Дайте мне продукты, памперсы – они тоже нужны». И приносят, раздаю это больным. Очень рад, что недавно мы проводили совместную акцию с нашей хоккейной командой «Южный Урал». В частности, генеральный директор команды передал нам много подарков. Во многих организациях знают, что мы бываем в «красной» зоне, и передают подарки. Есть люди, которые передают деньги. Низкий поклон всем за любую помощь, которую они нам оказывают!

‒ С больными Вы общались, видели, что они меняются. А менялись ли врачи, наблюдая эту ситуацию?

‒ Да. Когда я в первое время приходил, некоторые врачи смотрели на меня как на непонятного им человека: зачем это ему? Здесь больно, здесь трудно, что тебе надо? А через какое-то время они уже начали интересоваться, уже знали, что есть ритуал, как они говорят: надо подойти и взять благословение, чтобы ничего не случилось и все было хорошо. Я говорю: «Хорошо, давайте совершим ритуал». И научились, берут благословение. Я их благословляю, и они идут дальше трудиться. Когда ухожу, тоже многие подходят под благословение. И это первый шаг к воцерковлению.

Некоторым говорю: «Буду в том храме исповедовать»; или: «Будем награждать врачей, приходите». И они приходят в тот или иной храм. Бывает, через какое-то время подходят к исповеди. Я врачам говорю: «Необязательно приходить ко мне, потому что я не могу физически успевать быть во всех храмах, идите к любому священнику, исповедуйтесь, причащайтесь или просто хотя бы побудьте в храме». А через какое-то время это научит человека молиться, становиться лучше, чище, выше и помнить, что он может влиять и влияет положительно или отрицательно на тех или иных больных людей.

‒ Приходится ли кого-то из бывших пациентов или врачей видеть в храмах: раньше не ходили, а теперь начали ходить?

‒ Есть. Общаться со всеми не могу, но некоторых уже узнаю. А вот они меня не все узнают (потому что лицо было закрыто) ‒ и слава Богу. Есть пациенты из других городов, населенных пунктов, которых привезли к нам в Орск, с ними поддерживаю связь, потому что эти люди больше нуждаются в общении, чем люди из Орска. К ним в больницу просто так не приедут, а продукты привести иди просто пообщаться надо. Они общаются только  по телефону, а на балкон выйти или к окошку подойти – родных нет. Вот эти люди больше нуждаются во внимании, и я стараюсь обращать внимание на них.

‒ Раз Вас даже не узнавали, выходит, что если приходят в храм, то не к Вам?

‒ Нет, они приходят в храм из-за того, что общались со священником. Цель у меня не состоит в том, чтобы больные обязательно знали, что это я, и приходили ко мне. Не смогу я даже при всем желании с каждым из них общаться и в будущем исповедовать только сам. Важно пойти к священникам.

‒ Скажите, как лично Вас изменила эпидемия? Изменила ли Ваши отношения с пациентами в «красной» зоне, с врачами?

‒ Ценю труд врачей, понимаю, что от них очень многое зависит. Каждый понимает, что рано или поздно он может заболеть; и перенести тяжелые болезни намного легче, если он с Богом. Готовя кого-то к исправлению, ты сам готовишься. В данный момент ты чаще должен говорить людям о Боге, а также Богу о людях… Господь дал увидеть страдания этих людей и рассказать Ему об их страданиях. Ты чаще служишь, чаще дома совершаешь келейную молитву, потому что помнишь: этот просил, тот просил; ты и сам видел страдания. Какую помощь ты должен оказать тому или иному врачу? Можешь молитвами оказать эту помощь.

‒ Владыка, как бы Вы подвели итог передачи и что пожелали бы нашим телезрителям?

‒ Если у вас есть возможность, силы, желание служить Христу, то приходите к священнослужителям, которые ходят в «красную» зону, спрашивайте, в чем они нуждаются. Если вы готовы стать волонтерами, то приходите убираться, помогать. Оказывайте помощь ‒ этим вы служите Христу и показываете образ настоящего христианина.

 С Богом, дорогие врачи, пациенты, любимые и уважаемые волонтеры!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать