Этот выпуск программы «Архипастырь» мы записываем в древнем белорусском городе Гродно, где встречаемся с архиепископом Гродненским и Волковысским Антонием.
– Владыка, мы встречаемся с Вами в преддверии празднования 125-летия Гродненской епархии. Это, можно сказать, одна из молодых епархий. Но тем не менее православие на Гродненской земле укоренилось еще с древних времен. Расскажите, пожалуйста, об историческом пути православия на Гродненской земле. Какие вехи, какие периоды переживали православные? И каким образом почти два века назад вновь ожила церковная жизнь, что и вылилось в образование Гродненской епархии?
– Александр Сергеевич Пушкин написал замечательные строчки:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
И завершается это стихотворение словами о том, что если человек забывает свою историю, свои корни и истоки, своих пращуров, то его душа, не обретая пищи, становится алтарем без божества. Очень глубокие слова. И, конечно, мы храним и изучаем нашу церковную историю в Гродно, в Принеманском крае, как мы его называем с большой любовью. Эта история насчитывает уже более тысячи лет распространения святого православия, восточного христианства на нашей земле. История начинается еще с глубокой древности, с крещения князем Владимиром Руси. Разные были периоды, исторические перипетии, но Церковь, милостью Божией, живет, и до сегодняшнего дня хранит наша Гродненская земля замечательные памятники архитектуры, храмы глубокой древности, XII века. Это действительно и украшение города, и духовные символы нашего Принеманского края, это свидетельство того, что вера всегда имела созидательное начало для человека.
Самое лучшее творческое начало человек вкладывает в произведения искусства, посвящая их Богу. Известно, что в XII веке здесь было, по меньшей мере, пять каменных храмов. В XVI веке, по официальным историческим данным, было около десяти православных храмов.
– Это только в самом Гродно?
– Это только в Гродно. Причем это были каменные храмы, и в XII веке здесь сложилась уже своя уникальная школа гродненского зодчества. Есть храмы, которые просуществовали до сегодняшнего дня. Это знаменитая Коложская Борисоглебская церковь и так называемая Нижняя церковь на территории Гродненского замка. У нее сохранились только стены, своды обрушились, но и по этим стенам уже можно судить о глубоких традициях той величественной архитектурной школы, которая была на нашей земле.
По-разному складывались обстоятельства; политические силы, безусловно, влияли на жизнь и церковное развитие. И был такой период, когда в Гродно не оставалось вообще ни одного православного храма. Это трагический период после Брестской церковной унии, после 1596 года, когда вера именовалась холопской, верой неграмотных. К сожалению, такая обстановка сохранялась на протяжении нескольких столетий.
Это была страшная ошибка некоторых священнослужителей, которые под политическим давлением совершили вероломное отступничество от веры при заключении церковной унии. И только в 1839 году уния была упразднена через воссоединение униатского духовенства и верующих с Русской Православной Церковью. Это произошло на Соборе в городе Полоцке, где председательствовал преосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Виленский и Литовский. И когда мы говорим об этом униатском периоде в истории нашего Отечества, мы должны понимать, что здесь есть две важные даты. Трагическая дата – это 1596 год, когда была подписана Брестская церковная уния, имевшая катастрофические последствия для истории и жизни нашего многострадального народа. А вторая дата праздничная – это 1839 год, упразднение церковной унии и возвращение в лоно Православной Церкви уже потомков того духовенства и православных христиан, которые некогда были силой отторгнуты от Церкви. Этот униатский проект в Беларуси был закрыт, и вопрос о его искусственной реанимации не представляется целесообразным.
Белорусы сделали свой выбор, и после этой важной даты началось возрождение Православной Церкви, исконной нашей веры здесь, на земле Беларуси. Во многом благодаря трудам преосвященного митрополита Иосифа (Семашко), его сподвижников и духовенства началось восстановление храмов, традиций, в том числе возрождение белорусского языка, национальной самобытной культуры, которая была забыта нивелирована. И мы видим, что упразднение церковной унии принесло белорусскому народу, его самосознанию очень добрые плоды.
Поэтому эпоху после третьего раздела Речи Посполитой можно даже назвать вторым крещением для Гродно. Представьте себе, что к 1800 году в древнем городе Гродно, в городе, который являл собой оплот на западном рубеже Святой Руси, не было ни одного православного храма. И после упразднения унии, после определенных важных политических перемен здесь начинается возрождение, открываются новые храмы. И уже за столетие, к 1900 году, на этой территории, которая вошла в состав Гродненской епархии, было около 400 храмов и четыре монастыря. Это было воскрешение нашей веры, восстановление наших исконных духовных традиций.
В 1840 году в городе Гродно была открыта кафедра викарного епископа. В то время город Гродно входил в состав очень обширной Виленско-Литовской епархии, и управлялся город викарным епископом Брестским, но резиденция его находилась не в Бресте, а в Гродно, потому что Гродно был губернским городом.
В 1900 году в связи с очень активным развитием церковной жизни в Гродно учреждается отдельная епископская кафедра с выделением Гродненской епархии из состава Виленско-Литовской. Поэтому 1900 год – это символический год для нас, открытие отдельно действующей Гродненской кафедры. Просуществовала наша епархия до 1951 года, потом случились известные события, кафедра была упразднена, и в 1992 году трудами приснопамятного владыки митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, кафедра возродилась, и до сегодняшнего дня, милостью Божией, епархиальная жизнь в нашем Принеманском крае очень активно развивается. А всего в Гродненской области три православные епархии: Гродненская, Новогрудская и Лидская.
– Владыка, я знаю, что центральным событием торжеств в честь 125-летия епархии будет празднование в честь Коложской иконы Божией Матери. Вы хотите привлечь к этому торжеству как можно больше людей, в том числе и тех, кто нуждается в нашей поддержке. Что это будет за акция?
– Главное событие, посвященное 125-летию нашей епархии, пройдет 25 мая в кафедральном Покровском соборе города Гродно. Это Божественная литургия, которую возглавит высокопреосвященный владыка Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский, и на это богослужение будут приглашены все иерархи Белорусской Православной Церкви. Торжества мы проводим ежегодно в честь празднования Коложской иконы Божией Матери, и в этот день в Гродно приезжают паломники из всех благочиний нашей епархии для того, чтобы пройти крестным ходом по городу от древней Коложской церкви к стенам Покровского собора.
В этот день будет открыта выставка, посвященная еще одной очень важной дате, которую вся Русская Православная Церковь вспоминает в этом году. Это столетие блаженной кончины Святейшего патриарха Московского и вся Руси Тихона. В Гродненском университете трудами наших студентов, в соработничестве с Гродненской епархией, будет подготовлена экспозиция, посвященная этой теме, потому что святитель Тихон близок к нашей земле. Он был преосвященным Виленским и Литовским, а часть нынешней Гродненской епархии входила в состав Литовской епархии, то есть была под непосредственным управлением владыки Тихона, это часть нынешнего Щучинского благочиния и Вороновский район. Поэтому для нас важно почтить эту дату.
В течение года будут организованы научные конференции в наших университетах, а у нас в городе Гродно три университета. Обязательно будут проходить встречи с прихожанами во всех приходах, всего у нас 104 прихода в епархии, будет преподавание в воскресных школах истории епархиальной жизни, будут рассказы о святых древности и святых новомучениках. Это – история наших православных храмов, это история в лицах.
Важным аспектом торжеств будет еще и наше социальное служение. Мы проводим сейчас акцию «125 добрых дел в честь 125-летия епархии». Каждый приход должен будет поучаствовать в этой акции, совершить какие-то добрые дела, помочь нуждающимся, помочь приобрести медицинское оборудование для учреждений, которые имеют в этом нужду, а также оказать попечение о детях-сиротах, позаботиться о престарелых людях, инвалидах. Мы символически говорим: 125 добрых дел. Но это – минимум, который мы должны сделать. Каждый приход, сама епархия, епархиальное управление обязательно будут принимать участие в акции, и уже несколько подобных мероприятий, посвященных этой дате, мы провели. Важно, чтобы это было не просто какое-то событие, которое отпраздновали и оно перешло на странички исторических журналов, а чтобы все-таки это ознаменовалось конкретными делами в жизни наших людей, чтобы они реально соприкоснулись с нашей епархией.
И на 25 мая запланировано открытие первой экспозиции в Церковно-историческом музее (или епархиальном древлехранилище, которое находится у нас на первом этаже епархиального дома). Мы уже собрали часть уникальных экспонатов из разрушенных храмов, это и старопечатные книги, издававшиеся в городе Гродно, несмотря ни на какие исторические катаклизмы. Книги на церковнославянском языке, предназначенные для православных христиан, для христиан старообрядческого толка. Это и древние артефакты домонгольского периода нашей Церкви. Какие-то из них батюшки обнаруживали, работая на приходской земле. Есть у нас даже один экспонат эпохи еще до Рождества Христова. Каким-то удивительным образом батюшка, перекапывая землю рядом с храмом, обнаружил верхнюю часть молотка, сделанную из кремния.
В музее будет представлена история всех 16 архиереев Гродненской епархии, их личные вещи, богослужебные облачения, древние иконы. Музей создается с миссионерской целью. Мы хотим, чтобы в него приходили молодые люди, соприкасались с историей Православной Церкви на нашей земле, с краеведением, могли прикоснуться к великому наследию наших предков.
Также экспозиция будет замечательна тем, что мы воссоздаем утраченные храмы города Гродно через миниатюрные копии этих храмов, их макеты очень высокого художественного исполнения. И можно будет посмотреть на то, как выглядели храмы, которые украшали нашу землю: это и Софийский кафедральный собор, который был взорван в 1961 году, и реконструкция Нижней церкви, и Александро-Невский храм, который находился в центре города, на площади Тизенгауза, и был разобран в 1938 году. И другие церкви, которые можно увидеть на гравюре Маттиаса Тюнта «Настоящее описание города Гродно в Литве».
– Каким будет доступ к экспозиции для индивидуальных посетителей? И, как я понимаю, можно будет заказывать и какие-то групповые экскурсии, что особенно важно для учебных заведений.
– Здание епархиального управления построено в конце XVIII века, и духовному ведомству оно было передано еще в середине XIX века. То есть здесь находилась резиденция сначала викариев Гродненской епархии, потом уже управляющих этой кафедрой. Это не просто административное здание, оно очень похоже на музей. Мы, сотрудничая со школами, университетами, средними учебными заведениями регулярно здесь принимаем студентов. Они осматривают кабинеты, знакомятся с нашей епархиальной жизнью, в том числе бывают и в архиерейском кабинете, могут даже за столом посидеть, посмотреть, как управляется церковная жизнь. Это, конечно, располагает к Церкви наших ребят и девчат, нашу молодежь.
Здесь у нас есть фреска, сохранившаяся с XIX века. Ее обнаружили совершенно удивительным образом. Когда только передавали это здание епархии, владыка Артемий, мой предшественник, делал себе кабинет и попросил электрика смонтировать розетку на стене. Когда тот начал делать уже отверстие под розетку, вдруг из-под обвалившегося куска штукатурки на него стал смотреть глаз. Он перепугался, позвал владыку, и владыка понял, что здесь некогда находилась фреска. Тогда очистили всю эту стену и действительно обнаружили там роспись. Мы ее восстановили, это было изображение Христа Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Так мы определили, где в здании находился домовый храм в честь Иоанна Предтечи.
Студенты приходят сюда знакомиться с жизнью нашей епархии, с церковной жизнью нашей земли, и музей будет для них хорошим подспорьем. Мы приглашаем всех. Это не будет какой-то закрытый кабинет, он будет общедоступным и, надеюсь, вызовет большой интерес у посетителей.
– Вы отметили, что в экспозиции будут представлены фотографии тех храмов, которые были разрушены в богоборческий период и в межвоенный. Вы стараетесь вернуть эту церковную старину, возрождаете храмы, в том числе и Александро-Невскую церковь. На каком этапе находится ее строительство? Какие другие храмы, новые и реконструируемые, возводятся в Гродно и окрестностях?
– В Церковно-археологическом кабинете у нас будут не просто фотографии разрушенных храмов, а макеты этих храмов. И один из них – храм Александра Невского 1870 года, который был построен здесь, в центре города, на площади Тизенгауза. Он был разрушен, как я уже упоминал, в 1938 году. В Гродно был еще один храм в честь Александра Невского, в Рублевском парке, там, где сейчас находится универсам «Брест», это микрорайон Вишневец. Это был гарнизонный деревянный храм, здесь стояли войска, а был такой период, когда до 80% населения города были военнослужащими. Но оба эти храма не сохранились.
Почему Александр Невский так важен для нашего города? В городе Гродно правил легендарный православный князь Давыд Городенский, а он был потомком благоверного князя Александра Невского, поэтому святой Александр Невский – покровитель нашей земли. У нас было два храма Александра Невского, но не сохранилось ни одного. И два года назад было принято решение о восстановлении исторической справедливости – строительстве храма именно в честь этого святого в микрорайоне Вишневец. А выбирая архитектурный проект, мы дерзнули обратиться к традициям нашей древней гродненской архитектурной школы XII века.
Известно, что в конце XIX и в XX веке, перед революцией, было несколько проектов реконструкции Коложской церкви, половина которой в середине XIX века обрушилась в Неман. Но ни один из этих проектов, в связи с перипетиями того времени, не был осуществлен. Мы эти проекты реанимировали, и наши архитекторы потрудились над восстановлением исторического облика этого храма. Восстановить сам Коложский храм в первоначальном виде сейчас невозможно, потому что это памятник архитектуры нулевой категории. Он неприкосновенен, мы можем только поддерживать его сохранность. А вот построить новый храм, который является повторением храма XII века, и увидеть то, как Коложский храм действительно выглядел, – такой шаг мы предприняли. И в микрорайоне Вишневец уже два года строится храм в традициях Гродненской школы XII века. Мы подбираем плинфу, знаменитые майоликовые кресты, шлифованные гранитные валуны, и даже внутрь стен, как и в Коложской церкви, вмонтированы глиняные кувшины. Этот храм будет максимально похож на Коложскую церковь. И, посетив древний Коложский храм, впечатлившись его историей, величием, духовным наполнением, потом паломники или экскурсанты могут переехать немного дальше, уже в новый город Вишневец, и там посмотреть на то, как в XII веке выглядели храмы, построенные по замыслу тогдашних наших замечательных зодчих, увидеть их в первозданном виде.
Строительство храма Александра Невского приурочено к исторической дате – 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы верим в чудо и надеемся, что, возможно, этот храм мы в этом году освятим. Он уже построен, установлены кресты, сейчас идет облицовка внутренних стен. Храм двухуровневый, есть криптовая церковь в честь Паисия Святогорца и основной верхний храм в честь Александра Невского. Церковь Паисия Святогорца мы в этом году освятили, там уже богослужебная жизнь идет. А в декабре прошлого года освятили еще и колокольный набор весом 8 тонн. Один благовест у нас весит 7 тонн. И это мы тоже приурочиваем к исторически важным событиям – 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 125-летию Гродненской епархии.
– Вы тщательно подходите к вопросу восстановления каких-то архитектурных доминант. Но, наверное, немаловажная работа и по подбору кадров, клириков епархии. Я слышал в том числе и жалобы на то, что Вы очень высокую планку задаете духовенству, требуете, чтобы священнослужители, являясь образцом для прихожан, внимательно следили за своим духовным обликом. В своем докладе на Епархиальном собрании по итогам 2024 года Вы отметили, что все это находится в тесной взаимосвязи с интенсивностью приходской жизни, которая, наверное, со времен ковида чуть-чуть снизилась. Это выражается и в том, что меньше стало учеников в воскресных школах. И здесь, по Вашим словам, не стоит винить только какие-то демографические тенденции. Понятно, что, к сожалению, мы переживаем демографический кризис, идет спад рождаемости, но как следует поступать, чтобы не было спада именно в приходской, в церковной жизни в целом? На что Вы ориентируете священнослужителей?
– Происходящим событиям даются разные оценки: экономические, политические, демографические. Но это делают специалисты соответствующих отраслей. А Церковь должна давать духовную оценку всему тому, что происходит сейчас. И каковы духовные причины того, что происходит? Священник является, говоря светским языком, специалистом. А в чем заключается его специализация? Он должен быть высококлассным специалистом в молитве прежде всего. А остальные отрасли и профессии осваиваются людьми, которые не избрали священное служение. И бывает такое искушение, когда священник пытается проанализировать текущие процессы, опираясь только на какие-то обстоятельства мирской жизни, абсолютно не затрагивая духовных причин. Не зрит в корень, что называется. Это очень большая ошибка. Священник должен быть молитвенником, совершителем богослужений. Он должен призывать людей к покаянию, должен призывать людей посмотреть на все происходящее как раз через призму христианского вероучения. Почему так происходит? В чем причина? Что в сердце у человека? Любые оценки, которые должен давать священнослужитель, всегда должны исходить из духовности.
Наблюдая за тем, как складывается сейчас приходская жизнь, нужно сказать, что определенные вызовы есть, конечно. После распада Советского Союза в храмы приходило очень большое количество людей, но это были люди, которые, возможно, приходили из любопытства, просто посмотреть, что это за церковная жизнь, что происходит в этих храмах, и часто это было неосознанно. Вы помните, как эпоха так называемых нулевых сопровождалась появлением каких-то знахарей, экстрасенсов, то есть у людей была естественная потребность в духовной жизни, но она часто подменялась суррогатами. А с течением времени мы можем сказать, что, может быть, людей в храмах стало меньше, но качество их воцерковленности – выше. То есть сейчас люди, приходящие в храм, – это воцерковленные христиане, глубоко знающие традиции, посещающие богослужения для того, чтобы участвовать в жизни Церкви.
И мы говорим, конечно, о важности образования, оно необходимо. Есть благословение Святейшего Патриарха и соответствующее решение Священного Синода, есть целая структура образовательных учреждений, это наши духовные академии, семинарии, духовные училища. В Белорусской Церкви есть две духовные семинарии и Минская духовная академия. Все они, слава Богу, функционируют. Может быть, студентов сейчас там не такое большое количество, как это было в те же 1990-е годы, но этого достаточно для того, чтобы обеспечить полноценную жизнь в епархиях нашей Белорусской Православной Церкви. Гродненская епархия не испытывает никакого кадрового дефицита.
– Традиционно Гродненщина, как и Брестчина, – это такие православные регионы Беларуси, которые не так сильно пострадали в богоборческое время, только в хрущевское время, в 1960-е годы здесь был такой пресс. Сохранились ли семьи, где православие было традицией, которая передавалась из поколения в поколение?
– Безусловно, Гродненщина – земля с очень глубокими христианскими православными традициями. В самом городе Гродно большая часть жителей – люди, крещенные в православной вере. Но есть такие районы в нашей епархии, где (так исторически сложилось) преобладающее большинство людей – западные христиане, с которыми мы поддерживаем добрые отношения. У нас много смешанных браков, но с большим уважением и наши собратья-христиане относятся к традициям Православной Церкви.
Конечно, люди здесь более религиозные, почитающие традиции христианских праздников, с очень большим вниманием относящиеся к поминальным дням, не только к Радонице или Дмитриевской родительской субботе, но ко всем субботним великопостным дням, когда положено поминовение: мясопустной, Троицкой родительской субботе. В эти дни все храмы заполнены, люди приходят молиться, и приходят не только православные.
Когда молишься и благословляешь, преподаешь мир людям, то видишь, что некоторые крестятся и по западному чинопоследованию. Это люди приходят в храм из любви к своим предкам, которые исповедовали православную веру.
Конечно, в период с 1921 по 1939 год здесь были свои проблемы, было притеснение Церкви, но таких гонений, которые были в другой части Беларуси, у нас не было. Все-таки традиции здесь сохранялись, и это очень ощущается. И я не скажу, что это заслуга священнослужителей, это заслуга наших верующих людей, которые хранили в своих семьях веру.
Я до сих пор помню, как наши уже возрастные прихожане рассказывали о том, как родители хранили веру. Было время, когда человеку говорили: «Если ты православный, то можешь получить только три-четыре класса образования, а если поменяешь веру, тогда у тебя какая-то перспектива в жизни будет – училище, университет». И один прихожанин мне рассказывал, как к его отцу пришли и сказали: «Если ты веру не поменяешь, то мы у тебя все экспроприируем». И он все отдал, но веру сохранил. Но Господь судил так, что потом все ему в итоге вернулось. И его сын со слезами на глазах говорил: «Когда умирал мой отец, то дал мне наставление: если всё у тебя будут забирать, будут тебя гнать, чего-то лишать – все отдай, но веру сохрани! Сохранишь веру, и Господь все тебе вернет». Удивляешься стойкости этих людей. Это было в крови наших предшественников, которые трудились на этой земле, поэтому вера впитывалась с молоком матери, с семейными традициями. И когда встречаешься с прихожанами, то многие говорят: мама водила в храм, бабушка водила в храм; так у нас было принято на святках, а так мы праздновали православные торжества... Все это было в семье, поэтому и так важно внутрисемейное воспитание и сохранение традиций. Все дает семья.
Священник служит, проповедует, обучает, но если в семье не укоренятся эти традиции –проповедовать будет чрезвычайно сложно. И когда завершаешь службу, после проповеди выходишь с крестом, то практически каждый раз кто-нибудь подойдет с каким-то вопросом, либо помолиться еще попросит, либо захочет, чтобы мы еще какое-то чинопоследование совершили. Вот такая любовь к Церкви Божией! Я говорю, что прошла продолжительная служба, уже молебен послужили… «Нет, давайте еще помолимся, а может быть, что-то споем…» Это, конечно, очень трогательно, и нам важно эту традицию здесь сохранить.
– Когда мы подходим к зданию Гродненского епархиального управления, первым делом видим памятник первому Патриаршему Экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету. И само здание епархиального управления также находится по адресу: улица митрополита Филарета, дом 1. Наверное, это уже само по себе говорит о том, что в Гродно помнят владыку, который одно время носил титул: Минский и Гродненский. Почему так трепетно в Гродно хранят память о владыке Филарете?
– Вот это здание, в котором мы сейчас с вами находимся, – исторический центр гродненских архиереев, епархиальная резиденция. Это здание было в XX веке у Церкви отобрано, и владыка Филарет приложил массу усилий для того, чтобы это здание пусть по частям, но постепенно перешло в полное управление и владение Белорусской Православной Церковью. Здесь же владыка имел и кабинет, здесь же у него была келья, где он останавливался, находясь с архиерейскими визитами в Гродно, служа в Покровском кафедральном соборе.
Гродненская земля очень тесно с владыкой связана не только потому, что он был управляющим Гродненской епархией с 1989 по 1992 год, потом с 1994-го по 1996-й и с 1989 по 1992 год носил титул митрополита Минского и Гродненского, но здесь же, в Гродненской области, есть Свято-Успенский Жировичский монастырь, где владыка учредил семинарию. Это было возрождение Минской духовной семинарии, которую окончили практически все наши священнослужители, и владыка у многих преподавал. В Жировичском монастыре владыка завещал себя похоронить, и это завещание было исполнено, поэтому и своим телом владыка тоже пребывает на этой земле, где его помнят, любят, где он многих людей привел к православию своим личным примером и своей ненавязчивой, очень тактичной и взвешенной проповедью. Это человек, который проповедовал образом своей жизни, порой ничего не говоря о Христе, просто своим присутствием, а иногда даже своим благородным молчанием. Поэтому этот памятник, который изваял наш белорусский скульптор Павел Иванович Лук, отражает добрый след присутствия владыки на нашей земле.
Человек рождается для того, чтобы сделать этот мир лучше. Это задача для каждого. Но кто-то делает мир лучше, а кто-то делает его хуже. Владыка Филарет однозначно сделал этот мир лучше.
– Ваше Высокопреосвященство, приближается Светлое Христово Воскресение. С каким настроем мы должны встречать Пасху Господню?
– Пост – это духовная весна. А весна – это всегда радость, всегда торжество жизни. Природа восстанавливается после зимней спячки, и в течение Великого поста мы пробуждаемся для встречи с Господом воскресшим.
Я в эти дни желаю всем нам почаще бывать в храме, совершать сугубую молитву, погружаться в чтение Священного Писания и не быть унылыми, понурыми, но радоваться тому, что с нами Господь. И Он дает нам возможность изменить свою жизнь, воскресить в нас покаяние, наполнить смыслом каждую минуту нашей повседневной жизни.
Я всех сердечно поздравляю с грядущим праздником Воскресения Христова, а эти дни желаю провести прежде всего в информационном посте. Телеканал «Союз» мы, конечно, смотрим, потому что он транслирует богослужения и все то, что является необходимой составляющей православной жизни. Но ненужной информации, которая отвлекает нас от Бога, раздражает, нужно избегать. Потому что информация – та же пища: она может служить во благо, но ею можно и отравиться. Поэтому всех вас с наступающей Пасхой Христовой! Божьего благословения! Всех приглашаю в наш замечательный древний город Гродно, чтобы прикоснуться к его святыням и к истории этой древней православной земли.
Ведущий Артем Махакеев
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Беседы с батюшкой. Как жить во Христе? Священник Олег Патрикеев. 13 июня 2025
Лаврские встречи. Автор-исполнитель, уличный музыкант Андрей Приветов. Часть 1
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!