Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

19 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В городе Златоусте в кафедральном храме в январский праздник преподобного Серафима Саровского прошло престольное торжество. Божественную литургию совершали пять архиереев во главе с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. И вот после службы мы беседуем с владыкой. Владыка, благословите, пожалуйста, и наших зрителей, и нашу предстоящую беседу.

– Бог благословит всех нас. Спаси Господи.

– Я хотела бы предложить Вам для разговора тему памяти; и вот почему. Разбойник, распятый одесную Спасителя, говорит: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И мы вслед за ним повторяем это, когда подходим ко Причастию. Во время Божественной литургии звучат молитвы с просьбой к Господу помянуть Святейшего Патриарха, архиереев, священников, монахов, мирян. И когда мы провожаем в последний путь наших усопших, мы тоже поем «Вечную память». Но ведь вечная память – это не земная память, и вечно нас может помнить только Бог. Получается, что для спасения в духовном, сакральном плане тема памяти настолько важна?

– Мы обращаемся к Богу, чтобы Он нас помянул, и, конечно, мы понимаем, что Бог – Существо Вечное, и если Он нас помянет, то в Своей вечной обители. Мы просим, чтобы Господь помнил нас, и Он, конечно же, помнит нас, и Он помянул нас именно для того, чтобы избавить от вечных мучений и даровать нам вечную радость в Царстве Небесном. И это драгоценнейшая память, которую мы надеемся получить от Самого Господа нашего и Бога Иисуса Христа.

Конечно, мы имеем память о своих сродниках, близких, родных, и это очень важно – иметь память о наших предках. Мы поминаем их в своих молитвах в определенное время. Когда мы идем в церковь, мы поминаем и о здравии, и об упокоении наших близких и родных. Мы просим, чтобы Господь помянул их в Своем Царстве и даровал им вечную блаженную жизнь.

Все сводится именно к этой вечной памяти, и это очень важно, потому что эта вечная память, которую мы начинаем здесь, на земле, продолжается вечно в Царстве Божием. И очень дорого и важно, чтобы эта память сохранилась, чтобы мы действительно поминали друг друга в земной жизни, чтобы Господь вечно, всегда поминал нас в Своей вечной обители.

В этом заключается очень глубокий смысл нашей памяти. Мы говорим, что память для нас – очень важная составляющая, потому что мы помним своих близких, родных, героев, людей, которые сделали какое-то очень важное дело, необходимое и полезное для нас. Мы должны помнить их подвиги и труды. Мы помним труды и подвиги наших святых угодников Божиих, чтобы стать такими, как они, чтобы подражать их трудам и подвигам, и, видя перед собой пример того или иного человека, мы могли бы нести этот подвиг земной жизни, чтобы Господь и нас помянул в Царстве Божием.

Видите, какой глубокий смысл имеет память, как она связывает нас друг с другом. Если мы поминаем того или иного святого, человека, который очень много сделал для жизни земной, для себя и для других, то эта память нас воодушевляет на какой-то подвиг, на какой-то труд земной, чтобы и мы были такими, а может быть, еще и лучше. То, что тот или иной человек за какой-то подвиг получил особую честь, славу, и земную, и небесную, нас тоже подвигает к тому, чтобы и мы трудились и подвизались и могли достигнуть тех вершин, тех совершенств, к которым призывает нас Господь, Который говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Поэтому память для нас очень важна.

Мы поминаем наших воинов, павших в Великой Отечественной войне, мы помним об их подвиге. Есть огромное количество фильмов, которые очень детально рассказывают о подвигах, что несли наши воины, героически защищая Родину. Эта память нас тоже воодушевляет, и когда мы вспоминаем о тех трудностях, которые несли наши солдаты и офицеры, слезы  у нас на глазах от того, в каких условиях они жили четыре года этой страшной войны.

И мы вспоминаем подвиги людей, что жили еще до Великой Отечественной войны, потому что в нашей истории есть много замечательных людей, о которых мы должны помнить. Мы должны помнить о них, чтобы поблагодарить их. У нашей памяти есть еще одна сторона – мы должны благодарить людей за тот подвиг, который они понесли, прославляя, величая их. И, конечно, мы молимся за них, если они еще не прославлены Богом в лике святых угодников Божиих.

Так что память имеет разносторонние грани, и она очень важна и полезна для нас, потому что через память подвигов и трудов тех или иных людей, как я уже говорил, мы воодушевляемся сами, чтобы понести какие-то важные, нужные труды в нашей жизни, чтобы можно было надеяться, что Господь оценит эти труды вечными Своими благами, чтобы Он нас помянул и помнил вечно.

– Владыка, но может ли Господь забыть кого-то из нас?

– Он никогда никого не забывает, но мы молимся, чтобы Господь помиловал того или иного человека. Господь, конечно, Всемилостивый, но наша просьба, наша молитва тоже имеет большое значение, чтобы Господь простил, помиловал человека и даровал ему вечную радость в Царстве Небесном.

– То есть, получается, эти молитвы – не обращение к Богу: «Ты не забывай», – а это просьба о милости,  снисхождении,  прощении, исцелении? И скорее всего о милости?

– Да-да.

– Есть еще такой принцип: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Можно ли его тоже отнести к теме памяти? То есть если мы забываем своих близких, ныне живущих или уже ушедших в мир иной, то и Господь может нам ответить: «А как вы сами поступаете?»

– Мы, конечно, хотим, чтобы нас помнили, уважали, чтили. А если мы других не уважаем и не чтим, то как мы можем хотеть, чтобы нас уважали и чтили? Если мы так не делаем, то и нам не будут прощать, не будут нас поминать, почитать, миловать. А мы ведь просим именно о помиловании, о радости вечной. И если мы хотим, чтобы нас любили, то и мы должны любить. А если мы этого не делаем, то, конечно, ничего не получим.

– Да. То есть можно требовать любви и все разрушать. А можно самим любить и найти отклик в душе другого человека. Владыка, о чем стоит помнить, а о чем не стоит?

– Надо помнить о добре, о доброделании. Может быть, надо помнить и о тех злых делах, которые когда-то совершили люди и получили за них серьезное наказание. Память о том наказании должна останавливать нас от совершения этих злых дел. Например, в истории Ветхого Завета человечество много раз впадало в грехи, и столько же раз Господь вразумлял его какими-то серьезными наказаниями. И Всемирный потоп был, и смешение языков было, и Содом и Гоморра были, и мы должны помнить об этом и не наступать на те же грабли.

Сейчас, в нынешней ситуации, пропагандируются однополые браки. Они были осуждены и Богом, и людьми, но, к сожалению, сейчас стали как-то сильно привязываться к этим грехам, считая их уже чуть ли не нормой жизни. А посмотрите, что случилось с людьми, которые жили так в недавнем прошлом, какой страшной бедой наказал их Господь – они просто сгорели, и на месте этих двух городов в память об этом страшном событии осталось Мертвое море.

Люди должны помнить об этом и устрашаться, бояться, чтобы не случилось с ними того же, а может быть, еще и худшего. Раз уж Господь так сильно их наказал, мы должны помнить об этом и  бояться этих грехов, потому что они влекут за собой страшное наказание Божие – разрушение и материального, и духовного, и всего того, что есть в нашем мире. Поэтому то, что сейчас так сильно пропагандируется этот грех (а на Западе как бы даже на законном основании, потому что там принимается закон о том, чтобы легализировать этот грех), ни к чему хорошему не приведет.

Господь все видит, и эта развращенность вопиет к Богу, и сильно вопиет. И рано или поздно Господь что-то предпримет. Господь не будет долго это терпеть, потому что всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Если человечество, живя на земле, не спасается, а развращается, то смысла жить нет. И поэтому Господь в те времена остановил грех потопом, другими путями остановил этот самый тяжкий грех мужеложства и вразумил людей огнем и серой, потопив в воде города, и осталось это Мертвое море.

И сейчас Господь знает об этом, видит это и ждет нашего вразумления, ждет, чтобы мы поняли, что нельзя так жить дальше. Когда мы приводим эти примеры, люди говорят, что это неправда. Когда говорим, что это написано в Евангелии, люди утверждают, что оно устаревшее. Господь может применить Свою всемогущую силу и вразумить так сильно, что будет ясно всем, что так нельзя жить. Эпидемия тоже является одним из предупреждений, чтобы уйти от противоестественных грехов, которые сейчас совершает человечество.  Господь этим вирусом предупреждает весь мир и вразумляет нас, что надо остановиться. Весь мир окутан этими грехами, весь мир находится под влиянием этого вируса.

– Есть еще одна страшная проблема, которая, возможно, тоже стала причиной такой встряски, – это законодательно разрешенные и считающиеся нормальным явлением аборты.

– Господь дал нам естественным путем рожать детей. Но мы стали очень «мудрыми», мудрее, чем Бог, и хотим иметь деторождение иным путем. Да, есть такая беда. А есть бесплодные семьи, но и это бесплодие тоже имеет свою причину в наших грехах, которые совершает человек, нарушая очень важные заповеди Божии о целомудрии, чтобы не допускать добрачные и внебрачные союзы. Отсюда идут все эти беды: разводы, семейные встряски, больные дети, бесплодие. Добрачные, внебрачные союзы – это грех. Нужно сначала зарегистрировать брак и повенчаться. Когда мы это поймем, то увидим очень хорошие результаты нашей дальнейшей жизни. Это очень большой грех, а мы его даже не принимаем во внимание.

– Старец Паисий Святогорец сказал, что если государство принимает закон, который противоречит заповедям Божиим, а граждане протестуют, то на них нет греха. Грех на тех, кто принял этот закон. А если все соглашаются, то на всех грех. Государственные законы считают нормой убийство нерожденных детей.

– Да, это так. Святейший Патриарх Кирилл уже несколько лет подряд на заседаниях в Государственной Думе или в Совете Федерации говорит, что нужно запретить аборты.

– Или хотя бы не считать их необходимой для здоровья медицинской процедурой.

– Казалось бы, об этом говорится на самом высоком церковном уровне; и давно нужно принять решение. Величайший грех ложится на законодателей, которые принимают такие законы. А те, кто их выполняет и соглашается, становятся соучастниками этого греха. Нашим законодателям нужно дать возможность освободиться от него, а людям дать возможность жить по законам Божиим, а не по законам греха и развращения.

– Мы поговорили о благодарности, о строгих наказаниях Божиих, наказаниях и в плане возмездия за грех, и в плане научения. А что надо забывать, от чего необходимо очищать свою память?

– Не надо помнить те грехи, которые оскверняют наше сознание. Мы увидели, услышали в фильмах, Интернете какие-то грехи. Везде нас окружают греховные образы, которые очень сильно поражают наше сознание и оскверняют душу. Нужно научиться от этого избавляться, бороться с этой памятью. Эти образы, которые крутятся в голове, очень сильно действуют на нас с целью, чтобы мы совершили тот или иной грех или услаждались им. С этим нужно всеми силами бороться: это и молитва, и пост, и своя воля, и, конечно, нужно просить у Бога помощи, чтобы Господь дал силы противостоять этой памяти, которая нас оскверняет и вводит в какие-то тяжелые грехи.

– Какие-то обиды, ссоры, неприятные ситуации, произошедшие между близкими людьми, не дают жить в мире и душевной гармонии.

– Да, это тоже важно: не помнить зла.

– Это очень сложно.

– Да, сложно. Мы всегда должны смотреть на Христа Спасителя. Он не помнил и не помнит зла ни на кого. С первых же дней Его пребывания на земле Его пытались убить, Ему пришлось бежать в Египет, но Он не озлобился на Ирода, а просто ушел в сторону. Когда Его били и бичевали до крестного страдания и на кресте копьем пронзили, Он не помнил зла.

Мученики подражали Христу, они не злились на мучителей, а благодарили Бога за все. Нам тоже нужно научиться у них не помнить зла. Нас обижают, унижают, оскорбляют, но мы не обижаемся, не помним зла, прощаем, благодарим Бога за все это, зная: если мы перетерпим  это, то Господь даст великую награду на небе. «Когда вас будут унижать, оскорблять, злословить, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небе». Если мы имеем такую память о Царстве Божием и желание его достичь, то есть средства, через которые мы можем этого достигнуть: не помнить зла, благодарить Бога, молиться за своих обидчиков и не желать им зла, делать им добро и оправдывать их. Тогда на душе будет мир, спокойствие. Тем самым мы спасаем сами себя и достигаем Царствия Божия. Тех, кто совершает над нами злодеяния, тоже касается наше добродушие, наше мирное состояние. На них сильно влияет наше состояние, больше, чем если бы мы их предали суду или предпринимали какие-то меры наказания. Это подвиг, это большой труд. И это то, что отличает нас от остальных людей. Православные люди должны быть такими, как Христос. Мы должны подражать Ему в этом. Это есть совершенство христианской жизни.

– Одно из ярчайших проявлений, что Христос не помнит зла, в том, что человек, руководивший распятием, сотник Лонгин, потом становится христианином и мучеником за Христа.

– Он ничего не говорил на кресте из того, не ругал, не высказывал никаких претензий. Божие терпение, Божие молчание на кресте, Божья кротость и смирение – это и повлияло на сотника. Сильно повлияли не слова, а дела. Сотник увидел, что так может страдать только Божий Сын. Это Божие деяние повлияло на сотника, и он стал мучеником за Христа. Безмолвная проповедь. В жизни Христа Спасителя мы можем часто почерпнуть эту безмолвную проповедь. Он пришел на землю, родился в яслях для скота – уже показатель. Он этим сказал: «Я пришел вас спасти через смирение, через терпение, через кротость». Он не говорил это словами, но это можно прочитать, и мы должны это прочитать. Всей Своей жизнью Он показывает нам пример кротости, смирения, терпения и духовной мудрости не помнить зла.

– В минувшем и в наступившем году в Ташкентской и Узбекистанской, ранее Туркестанской, епархии, проходили торжества по поводу 150-летия образования этой кафедры и прибытия на нее первого архиерея владыки Софония (Сокольского). Дальше они пройдут и в Казахстане, который тогда относился к этой епархии. Во время этих праздничных событий поминались добрым словом все Ваши предшественники на этой кафедре, хорошо известные Церкви владыка Софоний (Сокольский), святитель Лука Войно-Ясенецкий. Как Вы оцениваете значение этих юбилейных встреч? Какой плод уже есть и каких результатов еще ожидаете?

– Эти торжества имеют большое значение. Мы вспоминаем труды и подвиги наших предков, которые в течение этого времени трудились и созидали Церковь Христову на этой  земле. Мы сейчас пользуемся их трудами. Нам нужно продолжать то, что они делали. Как они трудились в очень непростых, тяжелейших условиях, чтобы сохранить веру, свое присутствие на этой земле, так и нам нужно это делать. Это нас воодушевляет.

Если смотреть на это без особого почтения, уважения к их трудам, тогда можно оставить эту землю – и пускай будет что будет. Но труды надо сохранить, приумножить и продолжить, чтобы и будущие поколения могли пользоваться теми трудами, которые они нам оставили. Это воодушевляет нас на дальнейший труд и подвиг. Мы вновь и вновь воскрешаем в памяти эти труды и подвиги наших отцов и матерей, которые жили в то время. Миряне, священники, архиереи – все должны воодушевляться на дальнейший труд, подвиг, чтобы созидать, но не разрушать то, что они создали для нас. Созидать, приумножать и научиться передавать. Это сейчас очень важно.  

Атеистическая власть за советские годы очень сильно потрудилась, чтобы человек ничего не говорил, но сохранял веру в своей душе, скрывал ее. Сейчас мы пытаемся людям говорить о том, что уже не надо скрывать, те годы прошли. Теперь нужно открывать свою душу, свою веру, чтобы люди видели эту веру и, видя наши дела по вере, могли бы так же трудиться и исполнять волю Божию. Господь говорит: кто не исповедует Меня перед людьми, того Я не буду исповедовать перед Отцом Моим Небесным; кто стесняется Меня, того и Я буду стесняться перед Отцом Моим Небесным.

Священное Писание призывает нас к тому, чтобы мы свидетельствовали о своей вере. Наши предки свидетельствовали о своей вере в таких тяжелых условиях. И мы, глядя на них, просто обязаны это делать сейчас, когда нас никто не унижает, не оскорбляет за православие. Они как бы говорят нам: «Громогласной трубою трудитесь, как мы трудились. Как мы сеяли семена веры, так и вы сейте, чтобы вера не угасла, чтобы она приумножалась и увеличивалась». И вера, и жизнь по вере.

Мы должны сохранить христианскую нравственность. Сейчас такой наплыв безнравственности, которая становится нормой жизни… Это очень опасно для будущего человечества в целом. Человеческие ценности теряются, идет расчеловечивание. Мы должны этого опасаться и бояться, чтобы этого не случилось из-за того, что мы держим свою веру, Бога в глубине своего сердца. Некоторые говорят, что Бог у них в душе. Это самообман. Если есть Бог в душе, Он обязательно выйдет наружу. Великомученица Екатерина, получив веру Христову, пред множеством народа засвидетельствовала, что она христианка и что остальные верят в ложных богов. Она не могла в себе это удержать, хотя ее ждали муки, страдания. Многие мученики, мученицы, многие православные люди даже в годы советской власти не отказывались от Бога, хоть и получали унижения, оскорбления, гонения, страдания. Нам нужно очень активно взяться за то, чтобы свидетельствовать о нашей вере перед своими близкими и родными. Не стесняться, не бояться, не робеть перед людьми. Мы больше думаем, что скажут, как подумают. Ничего они не подумают, они будут очень рады, если увидят, что мы свидетельствуем о своей вере через свои добрые поступки, добрые дела. Это даже будет приветствоваться.

– В Златоустовском епархиальном управлении нас так радушно принимают, мы не случайно здесь выбрали для съемок уголок возле камина. Вам это ничего не напоминает?

– Мне это напоминает мое первое выступление для телеканала «Союз» в Екатеринбурге. Мы почти каждую неделю встречались и беседовали, отвечали на вопросы, которые нам задавали телезрители в прямом эфире.

– Ведущими программы «Архипастырь» были: Валентина Федоровна Ефремова, Илья Юков, отец Евгений Попиченко. Кто был первым?

– Первым был отец Димитрий (Байбаков). А потом уже все те, кого вы назвали. Я отвечал на вопросы, а отец Димитрий и снимал, и монтировал, и фотографировал. Все делал сам. Потом уже появились и помощники. Слава Богу, сейчас телеканал на таком высоком уровне. Многие очень благодарят телеканал «Союз» и всех его сотрудников.  31 января будет день рождения телеканала «Союз», 17 лет. Дай Бог, чтобы он еще долго жил, развивался, креп и приносил людям большую пользу.

– Спасибо, владыка. А что Вам еще помнится из того начального периода? Вам не страшно было, когда Вы в первый раз выходили в прямой эфир? Ведь было совершенно непонятно, как все сложится, чего ожидать от тех людей, которые будут звонить, задавать вопросы. Понятно, что существует какая-то премодерация вопросов, но все равно это прямой эфир: что прозвучало, то прозвучало.

– Нет. До того момента, как появился телеканал «Союз», у нас была очень активная работа с другими телеканалами города Екатеринбурга. И на этих каналах у нас было много программ; поэтому наша телекоммуникация была хорошо развита; были программы на разнообразные темы.

Но однажды меня задело одно обстоятельство, когда мы сказали, что хотим еще больше программ. На это мне ответили, что, если даже мы за это заплатим деньги (хотя мы все делали бесплатно), они не будут это транслировать. Я спросил: почему? «Потому, что вы не нашего духа», – ответили мне. Мне это резануло слух. Как же так? Мы живем в православной стране – и нам такое говорят.   

И когда появился канал «Союз», мы уже свободно, от всей души выступали так, как считали нужным. Потому что знали, что это все воспитывает, дает благо и приносит добро в души людей: и богослужение; и слова, которые говорят священники, архиереи. Все это дано для созидания души, мира духовного, укрепления в вере; для того, чтобы приводить людей к вере. Мы с таким добрым намерением и говорили, и встречались, и создавали различные программы. Поэтому у нас не было такого, чтобы мы с кем-то конфликтовали. Не было и нет до сих пор, слава Богу! Наша цель – нести добро, говорить о добре, показывать добро через телевизионную камеру. Показывать, что есть добрые люди, что они делают хорошие дела, – это была и есть наша цель. Слава Богу!

Были сложные ситуации внутри епархии, но мы об этом не говорили, не пользовались телеканалом в решении каких-то своих проблем. Мы делали то, что нужно для человека. Чтобы телеканал привносил в дома мир, радость, утешение. Потому что люди смотрят телевизор дома, а в доме должен быть мир. У человека и так много проблем и неприятностей. И если неприятности еще он будет слышать от нас, какой смысл тогда в телеканале? А если у человека стало на душе легко и спокойно, ему хочется смотреть, слышать что-то хорошее, доброе… Вот цель нашего канала. Дай Бог, чтобы эта цель продолжала исполняться. И наш телеканал приносил мир, радость и утешение в каждый дом.

– Владыка, тогда была выбрана форма (которая и сейчас поддерживается) финансирования пожертвованиями только зрителей. Я знаю, что когда отец Димитрий возникает на экране несколько раз за сутки и напоминает зрителям о том, что только они являются финансово поддерживающими людьми, и призывает активизироваться, то это значит, что есть какой-то долг. На самом деле страшные цифры. Я не представляю, как все эти годы он это выносит психологически, духовно и просто с человеческой точки зрения. Когда ты все время должен просить, напоминать. И при этом знаешь, что это кого-то раздражает, просят перестать это делать. Но если перестать, то мы тихонечко «умрем», и всё. Другого выхода нет. Что Вы можете сказать о таких частых напоминаниях?

– Мы действительно ставили такую задачу: на телеканале «Союз» не должно быть рекламы. Потому что реклама тоже раздражает, и очень сильно.  Смотришь, например, интересную программу, а ее прерывают и показывают рекламу. Я не хочу, но меня заставляют ее смотреть.

За этим еще стоит нравственный вопрос. Телеканал «Союз» через отца Димитрия подвигает нас к милосердию. Доброе дело на Руси всегда делалось всем миром. Каждый вносил что-то, чтобы сделать добро. Я думаю, что люди, которые на протяжении семнадцати лет смотрят телеканал «Союз», видят, что он приносит мир и добро; и что на это надо отвечать добром. Если отец Димитрий, зная ситуацию по долгам, просит, то надо, конечно, откликнуться. Он же не просит миллионы, он просит одну копейку. Если все дадут по одной копейке, то и будут миллионы.  

Человек, который откликается на эту просьбу, делает большое доброе дело. Мы призываем людей к доброму деланию через этот канал. Поддержка телеканала «Союз» – это одно из важных доброделаний. Мы несем добро, и люди благодарят за это добро через добро – небольшую финансовую поддержку. И добро с добром смыкается, получается очень хорошо. Дай Бог, чтобы люди это понимали и не раздражались. Если взять Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, даже Туркменистан, там люди очень хотели бы пожертвовать.

– Везде смотрят телеканал «Союз».

– Да, везде смотрят. Но там нет такой возможности. Люди спрашивают: как перечислить? Иногда передают через меня. Но в России сейчас столько способов для того, чтобы перечислить пожертвования... И телеканал пользуется всеми современными средствами коммуникации для передачи денежных средств, поэтому большого труда это не составит. Мы не просим много: один раз в месяц можно перечислять небольшую сумму.

Я и сам поначалу искал средства для канала. Один раз была для меня очень тяжелая ситуация, когда я почувствовал, где находится сердце. Мне позвонили из Москвы и сказали, что если мы до такого-то числа не заплатим долг, то нас отключат. Как отключат? Телеканал только начал существовать… Хорошо, что нашлись добрые люди. Все, к кому я обратился в тот момент, вошли в положение и дали нужную сумму. Такого большого долга у нас потом не было. Сейчас тоже есть долги, но тогда был очень большой долг. Но есть добрые люди, которые идут навстречу. И, слава Богу, наш телеканал до сих пор существует.  

Дай Бог, чтобы всегда добрые люди с добрым сердцем и с любовью к нашему телеканалу откликались и помогали. Потому что телеканал делает доброе дело. А когда добро с добром смыкается, оно возносится к небу. Для того, чтобы Господь оценил наше добро вечной радостью и вечной памятью в Царствии Небесном.      

– Владыка, мы на канале «Союз» всегда помним, что у нас есть отец родной, отец-создатель, основатель (который тоже нас поминает в своих молитвах), чьи наставления мы стараемся выполнять. Мы тоже сердечно Вас поздравляем с семнадцатилетним юбилеем православного всенародного телеканала «Союз». Многая и благая Вам лета!

– Благодарю! Помоги вам Господь! И я вас всех поздравляю. Дай Бог вам здоровья, крепости сил, мудрости и стойкости.

Ведущая Светлана Ладина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​