"Архипастырь". 18 июля 2021 года. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

18 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа руководителя телеканала "Союз" архимандрита Димитрия (Байбакова) с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием.

– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня вновь в нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также вопросы читателей «Православной газеты» ответит постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей на начало беседы.

– Бог благословит, Бог в помощь нам.

– Вы прибыли в Екатеринбург на Царские дни, которые в той или иной форме проходят уже практически два десятилетия, но удивительное дело – практически 20 лет мы говорим о подвиге святых Царственных страстотерпцев, а многие люди по-прежнему задают вопрос: в чем этот подвиг состоит? То, что убили детей, – это трагедия; можно даже сказать, что дети – мученики, но в чем, собственно, заключается подвиг царской семьи?

– Подвиг в том, что царь терпел  много клеветы, много на него лили грязь и неправду, и это все он претерпевал с особым смирением и послушанием воле Божией. В жизни царя Николая II можно увидеть подвиг и труд с самого детского возраста. Многие говорят: причина того, что его причислили к лику святых, – его последние дни, когда его жестоко и бесчеловечно убили. Но если хорошо посмотреть на жизнь императора Николая II, мы можем видеть его веру, благочестие, большие труды с детского и юношеского возраста.

Один из таких примеров, когда он хотел вступить в брак с Алисой, которая была протестанткой, причем очень грамотной протестанткой, имела даже какую-то богословскую степень, а с таким человеком говорить очень сложно и трудно, чтобы ее переубедить и чтобы она стала православной. Но у него получилось, потому что он был по-настоящему глубоко верующим, и он показывал веру своим примером христианской жизни. Он мог сказать о своей вере так, что девушка поняла, в чем разница между протестантизмом и православием и какие приоритеты в православии есть для того, чтобы можно было оставить ту веру, которую она, ее предки (отец, мать, дедушка) исповедовали в течение всей своей жизни.

Ей было очень трудно это сделать, потому что родители не разрешали этого, но нравственное, духовное, молитвенное влияние и живой пример христианской жизни она в нем увидела. Все добродетели, которые он показывал, были выше, чем, может быть, даже какие-то слова, которые тоже должны быть убедительными для человека грамотного, все понимающего, знающего. И здесь как раз можно видеть особенность его характера, преданность Богу и верность своей вере и благочестию. Это сыграло большую роль в том, чтобы Алиса стала православной. Причем такой православной, что она несла эту веру как адамант большой ценности.

Сейчас мы видим такую ситуацию: люди вступают в брак – и куда ветер подует: если она другой веры (или он другой веры), он идет на поводу у нее, хотя  православный человек, не задумывается о том, что нужно хранить свою веру. Николай задумался, потому что  был верным в своей вере и хотел дать эту ценность своей будущей супруге. Самое лучшее, что у него было, это вера, благочестие. Он дал ей эту веру, и она несла ее на протяжении всей жизни. Когда мы читаем ее письма, то удивляемся  ее глубоким знаниям в духовной жизни; это не просто знание богословия, а духовной веры – что такое смирение, послушание, терпение... У нее прекрасные слова назидания, которые нас удивляют, потому что пропитаны евангельским духом, святоотеческим духом. Это показатель того, что они в своей жизни постоянно читали Евангелие, святых отцов. Они пропитаны духом благочестия и жили этим духом, но в Священном Писании есть и такие слова: кто хочет благочестиво жить, будет гоним. На них это все и исполнилось.

Господь в других местах говорит: «Я избрал вас из этого мира, потому что мир ненавидит вас, вы не от мира сего». Они понимали эту ситуацию, но не сдавались  современной цивилизации, чтобы быть как все. Они были такими, как Господь повелел. Люди не понимали, почему император не идет на увеселения, балы, а если и идет, то у него какие-то ограничения. Светское общество это совсем не воспринимало, поэтому получилась коллизия – начали их в чем-то подозревать, выражать недовольство. Пошли всякие склоки, выдумки, клевета, а они это всё терпели, смирялись до конца.

Еще один момент, который очень важен в жизни императора и всей его семьи. Когда его (можно сказать насильно) лишили царской власти, предали самые близкие генералы, представители Государственной думы, он проявил особое смирение и послушание воле Божией. Когда, находясь в своем доме, вчерашняя прислуга и солдаты, которые охраняли этот дом, над ними издевались, они очень благородно, спокойно это воспринимали, и их благородное отношение к этим унижениям  переделывало, перевоспитывало тех людей. Есть такое свидетельство, что и в Екатеринбурге, и в Тобольске, и в Царском Селе часто меняли охрану, люди приходили злобные, а через некоторое время становились совсем другими. Это дух благочестия, смирения, о котором  сказано у преподобного Серафима Саровского: стяжи дух мирен – и вокруг тебя тысячи спасутся. Даже такие озлобленные люди не могли устоять перед этим духом мира, благочестия, благородства, высокого духовного состояния.

Это очень сильный показатель. Лишиться такого царства и не стать озлобленным… Не выражать недовольства, ропота, желания отомстить – ничего такого не было. Они осмысленно и четко понимали ситуацию и  все воспринимали как волю Божию. Что нужно было просто терпеть. И терпели до конца, знали, почему и за что терпят. Они жили жизнью для Царства Небесного, для вечной жизни, и из писем императрицы и царя мы видим, как они понимали смысл жизни на земле. Они жили по-евангельски с самого начала до конца жизни. Много можно почитать о жизни императора и его семьи – много добродетелей они стяжали в течение  жизни. Смирение, благородство, незлобие, любовь, уважение к любому человеку – это целый жизненный подвиг, и это дается не просто так. Это дается человеку, который работает над собой, ведет какую-то работу над своей душой. Это дар Божий. Это мы видим в лице императора Николая II и его семьи.

Дети – святые люди. Мы читаем воспоминания духовников, и когда они исповедовали царевен, было понятно, что это святые люди. Но, несмотря на всю, казалось бы, святость жизни, они находили в себе грехи, видели себя грешными. Это удивляло духовников: что они живут в изоляции, а каются со слезами. Потому что те понимали, что такое земная жизнь и что их ждет другая, небесная, жизнь, а ее надо стяжать через чистоту и святость, и к этой святости они всегда стремились.

Их оклеветали, подозревали во всяких грехах, пороках, но этого всего не было. Блаженны изгнанные за правду, блаженны те, которых поносят, злословят, а они это терпят и говорят: радуйтесь и веселитесь. Они это имели, стяжали, радовались, не унывали и не отчаивались. Сколько издевательств было, особенно в Екатеринбурге! Удивляюсь, как они выстояли.

– То есть это подвиг в подвижничестве.

–  Да. У них много добродетелей (можно об этом почитать), и они не за час стали такими – это подвиг всей жизни. Добродетель – показатель, итог духовной жизни. Святая Церковь причислила их к лику святых, потому что они совершили много святых дел, которые для нас очень ценны. Все люди призваны к святости, Господь говорит: будьте святы, как Свят Отец ваш Небесный. К этой святости они и стремились, несмотря ни на какие укоры и унижения, на то, что на них будут не так смотреть.

Некоторые сейчас живут как будто в вере, но говорят, мол, вера в душе, и плывут по течению – как все, так и я. А они  показывали, что они не как все. Что касается духовной жизни, веры, благочестия, они от этого не отрекались, четко выполняли всё. Они ходили в церковь каждый воскресный день, молились, часто исповедовались, причащались, почитали праздники, просто всё это делали.

Люди этого не понимают. Даже военные. Когда шла война и император взял на себя командование армией и флотом, он постоянно ходил в церковь. Генералы нервничали: надо решать серьезные вопросы, а он в церкви молится. Они не понимали, что не только военное искусство может принести хорошие результаты в военных действиях, но и Божественная помощь. И наш предок Александр Невский тоже в церкви молился, он сказал: не в силе Бог, а в правде. И пошел на войну с малой дружиной, которая победила регулярную армию. Это чудо Божие. Причем до того, как царь не был командующим армией и флотом, наша армия терпела поражение, а как  стал во главе – все пошло вперед. И в декабре 1916 года все признали, что Россия победила, были определенные решения о победе.

Его вера, благочестие, преданность Богу приносили очень большие результаты в жизни общества, военных действиях – во всех сферах жизни. Мы смотрим на то, что Господь ему помогал и умудрял его. Россия, когда он стал императором, очень бурно развивалась во всех сферах жизни. Его считают слабым, но как при слабом руководителе можно достигать таких вершин? Здесь лукавство – обвинение в том, что он не занимался государством, а только своей семьей. Да, он семьей тоже занимался, явил попечение о своей семье, но, как мы говорим, крепкая семья – это крепкое государство. Он крепил и свою семью как малую церковь, как малое государство; и крепил большое государство. Это все было показательно. Мы сейчас говорим, что семья – малое государство, а крепкая семья – это крепкое государство. Сейчас у нас нет крепкой семьи, у нас плохо с семьей.

Конечно, государство развивается, но там была симфония семьи и государства. Семья – крепкая, сильная, в то же время государство росло, развивалось, крепло и материально, и духовно; все это было соразмерно с духовностью и материальностью. Но некоторые силы не смогли выдержать этой симфонии, попытались восстать и пробудить недовольство. А недовольство в человеке пробуждать очень легко. Это самая большая слабость человека – возбуждать недовольство. Оно является той силой, которая может уничтожить целое государство, что мы видим на примере революционных событий 1917 года. Выплеснулось недовольство, ропот и осуждение. Некоторые люди были так возбуждены недовольством императором, что хотели его уничтожить, хотя не знали – за что. Спрашивали у них: «За что?» Они говорят: «Не знаем, но он нехороший». А в чем нехороший, не знает никто. Поэтому те качества души, которые мы видим в лице императора Николая II (подвиг и труд), – это то, что его семья стяжала в течение всей жизни. За это Господь и дал им такую честь, которую не каждый может заслужить, чтобы быть мучеником за Христа. Венец мученичества они получили в екатеринбургском подвале – это благоволение Божие, которое не каждому дается, только по особым трудам, подвигам на земле.

– Владыка, сегодня в медиапространстве и просто среди православных людей вновь достаточно активно обсуждается тема екатеринбургских останков. Она обсуждалась и на одном из недавних заседаний Синода, вынесена на обсуждение Архиерейского Собора осенью. Люди смущены. Одни говорят, что все решено, что останки признают, а они подложные. Очень много разговоров по этому поводу. Как бы Вы могли прокомментировать тему, связанную с екатеринбургскими останками?

– На протяжении нескольких лет идет большая работа. Проводится свыше пятнадцати экспертиз. Это не какой-то вымысел, а на очень высоком уровне совершается исследование. Когда все закончится, тогда результаты будут даны на обсуждение всем людям, чтобы они смогли сами в чем-то убедиться и сказать свое слово. Сейчас говорить что-то рановато. Когда нам дадут все научные и исторические данные, тогда появится возможность все посмотреть. Пока люди с этим не познакомятся, мы не будем принимать окончательного решения. Надеемся, что до Собора дадут все материалы, которые сейчас исследуются.  Думаю, не следует делать преждевременных выводов, а нужно трезво посмотреть на ситуацию с останками, к которым относятся с большим вниманием и опасением, чтобы, не дай Бог, не было недоразумений или обмана. Все делается на очень высоком уровне: изучаются документы из архивов, сопоставляются – большая работа проделана. Все эти материалы в ближайшее время (где-то после сентября) должны опубликовать.

– То есть нельзя пока говорить, что все решено?

– Еще не все экспертизы закончены. Сказали, что к осени будут закончены. После нашего Синода те материалы, которые уже есть, должны были опубликовать. Но не знаю точно об этом.

– Не было еще.

– Значит, решили провести окончательно все экспертизы. Идет процесс уголовного дела. По правилам этого дела преждевременно, чтобы материалы были  обнародованы. Надо сначала все исследовать, дать свои оценки.

– Владыка, кроме святой царской семьи, у нас есть еще одна святая семья номер один – Святое семейство. Бывая в Египте, наверное, не найдешь ни одного коптского магазинчика, ни одной лавочки, где бы не было иконы Святого семейства – праведного Иосифа, Девы Марии, Богомладенца Христа. Святое семейство почитается и на Западе. Яркий пример – огромный собор Святого семейства в Барселоне, который строится больше ста лет. Почему в России, при всем стремлении нашей Церкви поддерживать институт семьи, о Святом семействе номер один практически не говорим, нет праздника им, нет почитания? Может быть, стоит вынести этот вопрос на общецерковный уровень? Вы – постоянный член Священного Синода. У нас есть, конечно, 8 января, когда мы на следующий день после Рождества Христова вспоминаем сродников Христовых по плоти. Может быть, этот день назвать более понятно – день Святого семейства и праздновать его более широко и всей Церковью?

– Конечно, можно будет. У нас есть несколько праздников, которые посвящены теме семьи. Недавно праздновали день памяти благоверных князей Петра и Февронии – церковно-государственный праздник любви и верности, в сентябре празднуем этих же святых. В июле проходит пост Петра и Павла, люди не могут в эти дни венчаться, вступать в брак, поэтому Церковью принято решение этот праздник повторить в сентябре, чтобы к этому времени можно было людям подготовиться к таинству Венчания и вступить в церковный брак по молитвам святых благоверных князей Петра и Февронии. Еще есть акцент на семью Димитрия Донского и его супруги, которые тоже являются для нас большим примером православной семьи. Конечно, это и Царственные страстотерпцы – мы почитаем эту семью, являющуюся примером православной семьи.

Вот несколько таких примеров. Конечно, первая семья, о которой Вы сказали, – это самый высокий пример. Мы видим, где жил и трудился, провел Свое детство, отрочество и юность наш Спаситель – Господь Иисус Христос. Он жил у Девы Марии и праведного Иосифа, который имел большое попечение о нашем Спасителе. Конечно, можно некоторые моменты из Его жизни взять для нашего назидания. Дети Иосифа поначалу не понимали, что Иисус Христос – Сын Божий и Богочеловек, а потом стали ближайшими Его апостолами и учениками. Влияние Христа Спасителя на их жизнь было таким, что они стали Его последователями и помощниками.

Святое семейство было для нас примером христианской жизни. Христос Спаситель является нашим Учителем. Многому можно научиться от Христа Спасителя, если посмотреть на Его жизнь с детства и до крестных страданий. Можно очень много полезного взять для нашего назидания и укрепления в вере, чтобы наша жизнь была евангельской, чтобы мы имели разум Христов и жили по нему. Это важный для нас пример.

– Сегодня темой номер один в общественной повестке остается (и, по-видимому, еще долго будет оставаться) эпидемия коронавируса. Она не обошла стороной и людей церковных, вызывая в церковной среде самую противоречивую реакцию: от той, что нет никакого коронавируса, что это выдумки и миф, до каких-то панических настроений, что это конец света, мы скоро все умрем и так далее. Какой Вам видится здоровая реакция христианина на сложившуюся ситуацию?

–  Этот вирус существует, и он очень болезненно действует на людей. К сожалению, многие умирают. Этого мы не отрицаем. Конечно, нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не распространять инфекцию. Но нам нужно понять, что Господь попустил эту болезнь, испытание нашей веры для того, чтобы мы обратили больше внимания на себя, на свою духовную жизнь и укрепились в вере и преданности Богу. Я думаю, если бы мы все-таки обратили на это внимание, то могли бы увидеть в себе много того, что нужно исправить. Если Господь нам это посылает, значит, Он в чем-то недоволен нами и нам нужно исправляться.

Мы уже привыкли жить так, как живем. Казалось бы, все у нас хорошо. Но, видно, не совсем все хорошо. Поэтому нам нужно обратить внимание на свою жизнь. Например, православный христианин ходит в церковь, молится, причащается и уже считает, что всего достиг. А дело нашего совершенства бесконечно. Как Господь не имеет начала и конца, так и совершенствоваться надо все больше и больше, не стоять на одном месте. Видно, Господь хочет, чтобы мы немного оторвались от того, чего достигли, и поднялись на ступенечку выше, подправили нашу молитву. Бывает, мы читаем все положенное правило, но очень рассеянно, поверхностно. Надо быть более внимательным. Молитва должна быть живым разговором с Живым Богом, а не с каким-то абстрактным.  Нужно понимать, что перед нами Христос Спаситель или Божия Матерь (или святые, или ангелы) и мы с ними беседуем. Если у нас получится такой живой разговор, значит, у нас есть какой-то рост в духовной жизни.

Есть также много других ситуаций: и смирение надо поправить, и послушание, и преданность воле Божией, и терпение, и многие другие добродетели, которые мы должны стяжать. А если мы что-то стяжали, то нужно это развивать, приумножать и совершенствовать. Конечно, есть и другие очень тяжелые ситуации в нашем обществе.

Мы немного затронули тему семьи. Сейчас уже по всему миру стали нормой жизни пробные браки. Это тоже не угодно Богу. Господь четко сказал в Евангелии: кто разведется, тот дает повод для прелюбодейства; кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. А у нас сейчас это совсем не берется во внимание. Но это слова Божии. То есть мы в какой-то степени издеваемся над словами Божиими, не принимаем их во внимание. Но если Господь так сказал, то от нас это будут требовать.

У нас есть и много других тяжелых ситуаций греховного отношения к жизни, которые нам нужно всем миром как-то исправить. У нас, в православной России, слава Богу, в новой Конституции определили конкретно, что такое семья: союз мужчины и женщины. Но, к сожалению, в России есть много людей, которые живут совсем другой жизнью, Богу не угодной. И нам тоже нужно с ними решать какие-то вопросы. Не палкой их бить, а проводить какую-то работу, чтобы число этих людей не умножилось и они не стали довлеющей силой, как это мы видим на Западе. Там они уже довлеют над всеми остальными, даже создали законы для того, чтобы все люди, как и они, были в этом греховном состоянии. С чистотой и святостью мы должны вести нравственную работу в нашем обществе. В каждом коллективе нравственность, духовность, чистота, святость должны быть на первом плане.

– То есть эта эпидемия послана нам как некая встряска для того, чтобы мы очистились. Как Вам кажется, это действует на людей или нет? Мне почему-то кажется, что не очень действует.

– К сожалению, не действует. Люди, наоборот, и озлобляются, и ожесточаются. Но это показатель духовного состояния людей.

– А дальше что будет? Еще хуже?

– А дальше люди все-таки должны пересмотреть свою жизнь.

– Я имею в виду, что нам ждать? Если люди не вразумляются, то и ждать окончания эпидемии пока не приходится?

– Пока так. Господь хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, вот и вразумляет нас потихоньку. Многие вразумляются, становятся другими, меняются. Не все, но такие есть. Потому что понимают, что только с Божией помощью можно преодолеть эти трудности. Это на самом деле так. Мы не отвергаем лекарства и врачей, преклоняемся перед врачами, они мужественно и героически осуществляют свою работу, чтобы помочь людям, которые болеют этой страшной болезнью. Мы благодарим их за эту работу, но надо еще и на Божию помощь уповать.

Можно привести слова из Священного Писания: когда человек надеется только на себя, а не на Бога, у него не получается то, чего он хотел бы. Так же и здесь, в излечении от этой и других болезней. Вначале обратимся к Богу, скажем: «Господи, помоги мне исцелиться. Я сейчас иду в больницу, помоги, чтобы врач знал, что делать, чтобы правильно определил мою болезнь и назначил правильное лечение». И тогда, с Божьей помощью и помощью наших специалистов, будет хороший результат.

А бывает, что врачи всё, что могли, уже сделали и не знают, что делать дальше. И некоторые врачи говорят: «Иди в церковь, помолись, может быть, Господь тебе поможет». А если сначала пойти в церковь, помолиться и потом пойти к врачу, врач будет как на крыльях летать, скажет: «Смотри, как хорошо у меня идет процесс врачевания твоей болезни!» Когда вот так все оборачивается, все будет очень хорошо, легко; и врачи будут меньше переживать. Потому что они переживают, когда предпринимают все усилия, а никак не получается вылечить; отдают свою энергию, чтобы помочь человеку, а ничего не получается. Если привлечь Божию помощь (а Господь всегда рядом и готов нам помочь), тогда будет и больший результат.

– Елена из Перми спрашивает: «Как Церковь относится к вакцинации от ковида? Прививаются ли вакциной наши священники? Очень много противоречивых толков ходит в православной среде».

– Я думаю, вакцинироваться нужно, но надо советоваться с врачом. Я знаю многих людей, в том числе архиереев, которые не могут вакцинироваться по причине своей болезни. И врачи просят подождать, потому что боятся, что может быть какая-то реакция. Этот вопрос надо решать со специалистами, так как есть и противопоказания.

– То есть надо с рассуждением подходить к этому вопросу.

– Да, с рассуждением.

– Не видите ли Вы сегодня некоей опасности в крене на социальное служение приходов? Если в 90-е, нулевые годы мы все время строили и восстанавливали здания храмов, то сегодня только и говорим о социальной помощи. И не только помощи тем, кому государство в тот или иной момент времени в связи с законодательством не может помочь, но и пострадавшим от наводнений, пожаров. Это ведь является прямой заботой государственных структур, страховых компаний, а помощь почему-то начинает оказывать Церковь. При этом почти совсем не говорится о необходимости настоящей духовной работы, о настоящей подготовке к исповеди, причастию, обучении молитве, борьбе со страстями. Мы даже о страстях сейчас больше говорим как о социальных пороках, а не как о болезнях души. То же пьянство рассматривается как болезнь, а это же страсть. Немного другое понимание. Нет ли у нас в этом сейчас какого-то перекоса?

– Может быть, и есть какой-то перекос. Не знаю, как в других местах, но мы ведем социальную работу с целью помочь людям обрести Бога, правильные понятия о Нем, о духовной жизни. И мы учим исповедоваться, причащаться, читать правило, молиться. То есть одновременно с социальной помощью ведем работу по оказанию духовной помощи и поддержки. Многие люди, которые получили такую духовную и материальную помощь, становятся потом хорошими прихожанами наших храмов.

Поэтому, конечно, эта работа ведется. Может быть, не на таком высоком уровне. Я знаю социальный отдел Московской Патриархии. Владыка Пантелеимон очень духовный человек и всех своих сестер учит, как вести социальную работу. Акцент делается именно на том, чтобы оказать болящим, прикованным к постели людям материальную и духовную помощь. И многие люди потом крестятся. Бывает так, что они некрещеные, а когда с ними побеседуешь, расскажешь обо всем, они, видя наше добродушие, любовь, уважение, снисхождение к их немощам, помощь, готовы делать то, что необходимо для их духовного здоровья. И делают это с любовью. Это для нас хорошее подспорье в духовной жизни.

Может быть, у нас не совсем все получается, потому что не всегда люди идут навстречу нашим советам, иногда отстраняются: «Нет, это мое личное дело. Спасибо за вашу помощь, но в этом направлении я не хочу идти». Но какой-то процент (бывает, даже очень хороший) людей становятся верующими, православными, хорошими прихожанами наших храмов.

– То есть оптимально, чтобы социальная работа совмещалась и с миссионерской, и с катехизической.

– Да, это обязательно должно быть. Здесь, в Екатеринбурге, мы всегда так и делали. Сейчас в Ташкенте у нас главная цель – приводить человека к Богу, чтобы он смог встретиться с Ним, почувствовать Его в своем сердце. Бывает так, что Господь являет чудо в исцелении того или иного больного, и нужно показать, что это случилось не просто так, а по особой милости Божией. Об этом нужно говорить с человеком. Когда ему открывается эта тайна Божия, тогда он понимает, что это действительно так.

– Сегодня нередко в новостных лентах можно встретить сообщения, что жители того или иного города выступают против строительства храма в их районе, против возвращения богослужений в старинные храмы, в которых до сих пор располагаются музеи, спортшколы или что-то еще. Как Вы считаете, такие протестные выступления – это провокации каких-то антицерковных сил? Или это некоторое охлаждение, может быть, разочарование народа в Церкви?

– Может быть, есть и такое, что люди не понимают смысл жизни церковной и ведут такую открытую борьбу против Церкви. Это было, есть и, наверное, всегда будет. Это показатель того, что люди далеки от понимания церковной жизни, веры в Бога, смысла жизни на земле. Поэтому в таком ослеплении ума и сердца они идут на такое дело, которое, конечно, им какой-то радости и утешения не приносит. Они находятся в состоянии озлобленности и не могут выйти из этого состояния. Жалкие люди, жалко на них смотреть, потому что они идут на поводу бесовских сил, которых к покаянию никогда не приведешь. Люди ожесточаются, идут по пути жестокосердия, потому что думают только о себе: я не хочу – значит, и не нужно. Но они не думают о других. Почему идти против людей, которые этого хотят? Человек не хочет делать доброе другому, хочет делать злое. Это греховное состояние, болезнь духовная.

Дай Бог, чтобы Господь по нашим молитвам, по нашему примеру христианской жизни, смирению и послушанию как-то на них повлиял, чтобы они поняли, что поступают необдуманно, делая зло. Мы, люди, призваны делать добро. Церковь – проповедник нравственности и духовности, храм Божий – училище благочестия, источник благодати Божией для укрепления наших сил душевных и телесных. Храм Божий является домом Божиим, где мы встречаемся с Богом. Что тут плохого? Почему идти против этого? Кто идет против этого? Какие силы? Только бесовские. А почему идти на поводу бесов, когда мы – образ и подобие Божие и должны уподобляться Богу добрыми делами. Ведь Господь посылает дождь на праведных и неправедных, солнце светит и на хороших, и на плохих людей. Вот доброта. А мы пытаемся делать то, что не присуще человеку. Человек является Божиим созданием и должен Богу подражать.

– В программах «Архипастырь», «Беседы с батюшкой» мы отвечаем на вопросы зрителей уже почти двадцать лет. И иногда немножко уныние возникает, что вопросы одни и те же. С другой стороны, наверное, это естественно. Повторенье – мать ученья. Появляются новые зрители, вырастает новое поколение. Задам два вопроса, на которые Вы отвечали уже с десяток раз, но все-таки давайте это повторим. Вопрос: почему православные почитают крест? Ведь это орудие убийства Христа. И вообще не есть ли это идолопоклонство?

– Этот вопрос задают люди, которые исповедуют другую веру. Мы говорим, что это было орудие самой позорной смерти. Поскольку Господь пошел на крест, чтобы искупить даже самых тяжелых преступников. И этот крест из орудия позора, орудия казни стал орудием великой благодати Божией, которая помогает нам в нашей жизни. Крест имеет очень большую силу, потому что Христос на этом кресте страдал, пролил кровь. Если мы знаем, что одеяние святых угодников Божиих, например, апостолов, источало благодать Божию и исцеляло людей, то тем более крест, на котором был распят Христос Спаситель, приобрел совсем другую силу – это такая сила, перед которой трепещет дьявол.

Мы знаем из жития Киприана и Иустины, как Иустина выстояла в сильнейшей борьбе с дьяволом. Киприан был искусным колдуном и делал все, что мог, посылал бесов, чтобы они мучили Иустину, заставляя сделать то, что она не хотела. Но бесы не могли ее победить. Киприан удивлялся, что у нее такая сила, даже самый страшный дьявол не может ее победить. А сила ее была в кресте Господнем: она совершала крестное знамение, и дьявол бежал от нее как от огня. Вот сила. Когда Киприан это услышал, он сразу решил отречься от дьявола и исповедовать веру Христову.

Можно привести огромнейшее количество примеров того, чем для христиан является крестное знамение. Почему мы и носим крест на груди, крестимся постоянно – крестным знамением мы освящаем себя и свой ум, сердце, свои силы ограждаем от влияния бесовских сил. Ведь мы знаем, что дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Действительно, бывает, он и ночью нас мучает, и днем. Люди испытывают такие страхи от дьявольских сил! Но стоит осенить себя крестным знамением, и дьявол убегает.

Почему мы не должны применять эту силу и думать, что это какое-то идолопоклонство? Наоборот, мы этих идолов через крестное знамение побеждаем. Поэтому это большое заблуждение людей, которые так говорят и так думают. И об этом Святая Церковь каждый раз говорит, когда мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня. Ведь сколько времени не знали, где находится Крест Господень, на котором был распят Христос. Равноапостольная царица Елена задалась целью найти Крест Господень. И нашла его. Только Крест Христов сотворил чудо – мертвец ожил, воскрес. Вот сила креста.

– То есть для нас сила Креста Христова, сила крестного знамения – это не просто теоретическое богословие, а практика повседневной жизни.

– Да. Если возникают какие-то греховные мысли, чувства, желания, перекрестился – и все...

Врази расточились.

– Крестное знамение – наше оружие, которое нас охраняет от бесовских сил. Дьявол постоянно ищет, чем нас уязвить. Чем мы можем себя защитить? Только крестным знамением и молитвой, конечно.

– И мы это знаем из практики, а не из теории.

– Да. Бывает, лежишь на постели, и вдруг какая-то сила хвать за горло – и не можешь ни говорить, ни шевелиться. Совершаешь крестное знамение только головой или языком – и дьявол отступает. Он, бывает, схватывает человека, что нет никакой силы. Совершаешь крестное знамение – и дьявол быстро тебя оставляет и больше не приближается.

– Вопрос про иконы. Зачем православные почитают иконы? Ведь в Библии четко сказано: не делай никакого изображения и не поклоняйся ему.

– Изображения делали еще в Ветхом Завете. И Господь повелел сделать изображение в Иерусалимском храме. Если это изображения каких-то животных или еще чего-то, то, конечно, это не совсем правильно. Но когда мы изображаем святых угодников Божиих, Спасителя, Божию Матерь, мы этим исповедуем веру в то, что Христос действительно пришел на землю во плоти, исповедуем Его как Бога и Человека, имеющего и Божественную сущность, и человеческое естество. Мы говорим, что Иисус Христос – Богочеловек. Если мы этого не делаем, то катимся в сторону ересиархов (как Арий, Несторий и другие), которые били именно в эту точку, чтобы не прославлять Христа как Богочеловека. Под разным видом: что Матерь Божия не родила Богочеловека. И так далее. Много чего измышляли люди. И все эти ереси были низложены на Вселенских Соборах.

В том числе почитание святых икон было принято на Вселенском Соборе в 787 году. И для нас икона является тем образом, через который мы умом и сердцем возвышаемся к первообразу; это помогает нам вступать в реальную беседу с небожителем. Мы смотрим на икону Спасителя и возвышаем свой ум к Спасителю, Который находится на небе, одесную Бога, во свете неприступном.

– Но мы не обожествляем икону при этом.

– Конечно. Икона – только образ. Мы не преклоняемся перед доской, красками. Почитая икону, мы почитаем Самого Христа.

– Владыка, в завершение беседы – Ваше напутствие нашим зрителям, радиослушателям и читателям.

– Я желаю помощи Божией в том, чтобы Господь отвратил праведный гнев Свой, движущийся на нас с этим вирусом, который поражает очень многих людей. Мы молимся каждый день за Божественной литургией о том, чтобы Господь проявил Свою милость к нам. И Господь готов проявить Свою милость, когда мы тоже что-то сделаем, то есть проявим любовь ко Христу. А любовь ко Христу – это исполнение Его заповедей. Если мы будем это делать, то Господь сменит Свой праведный гнев на милость – и мы будем жить той жизнью, которой всегда жили, когда все было хорошо, спокойно, мы могли общаться и не бояться, что можно заразить кого-то или самому заразиться этой болезнью. Этот страх пропадет, и мы будем жить жизнью в вере, благочестии, исполнении воли Божией. Это самое важное (особенно сейчас) для нас дело, на которое нужно обратить особое внимание.

– Благодарим Вас за беседу, владыка.

Ведущий Димитрий (Байбаков), архимандрит,

руководитель телеканала «Союз»

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 25 июля: 20:10

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​