Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

17 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

 Эту программу мы пишем в воскресный день, когда на Божественной литургии читалось Евангелие о гадаринском бесноватом. В качестве эпиграфа к последующей беседе я хочу предложить стихотворение поэта Николая Зиновьева.

Это свиньи утонули.

Бесы выжили вполне.

Что им время? Дотянули.

И вот несколько – во мне.

 

Что вы вздрогнули-застыли?

И не надо прятать глаз,

Остальные бесы в вас,

Просто вы о них забыли.

 

Так вот с бесами и ходим

Много лет уже подряд.

Нам и в справках пишут: «Годен»,

Но куда – не говорят.

 

Помрачнели ваши лица?

Выход есть. Один. Молиться.


Вот об этом – о вызовах нашего времени мы сегодня разговариваем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием – главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Владыка, мы переживаем сложное время. С одной стороны, конечно, есть чего пугаться, о чем беспокоиться, но можно предположить, что у всех нестроений, которые сейчас сотрясают мир, причина все-таки одна – это грех человеческий. Но когда вокруг столько всего происходит, очень сложно увидеть именно эту причину, причем не в ком-то, а в себе. Я хотела бы попросить Вас рассказать об этом.

– Мы знаем, что в Ветхом Завете Господь говорит Своему избранному народу: «Если вы будете жить по Моим заповедям, по Моей воле, то вы будете жить очень хорошо. Я всегда буду защищать вас от всех бед, напастей, болезней и скорбей». 

Но мы знаем, что в истории не раз бывало, что израильский народ, к сожалению, впадал в грех, предавал свою веру  страстями, грехами, пороками, вступал в общение с язычниками. За это Господь наказывал его различными гонениями, прещениями и даже пленением врагами и пребыванием в египетском, персидском и вавилонском плену. 

Но когда израильтяне раскаивались и осознавали, что они совершили пред Богом, Господь прощал их и возвращал все как бы на круги своя, и они жили так, как жили раньше. Опять строили храм, были глубоко верующими, чтили Бога, жили по воле Божией, и все было хорошо. 

По-видимому, такая же ситуация складывается сегодня во всем мире. Очевидно, мир далеко ушел от Бога, и Господь показывает Свое недовольство по отношению ко всем жителям земного шара. Он показывает, что нужно возвращаться к Богу, жить по воле Божией, а не по своим страстям, грехам и порокам, и тогда Господь отвратит от нас все беды, скорби и болезни. 

К сожалению, весь мир преследуется коронавирусной инфекцией. Это страшная болезнь, не дай Бог никому. Люди болеют, и сильно болеют,  многие умирают. К сожалению, очень сильно болеют и даже умирают те, кто принял вакцину, и это ни для кого не секрет. Мы видим, что вакцинация не защищает в прямом смысле от этой болезни, и это нужно признавать. 

Но, самое главное, мы должны разделить: в условиях этой болезни, с одной стороны, должна работать медицина, чтобы лечить заболевших людей, а с другой стороны, большую возможность с Божией помощью поправить положение дел имеет Церковь. 

Наша задача – призывать людей к покаянию, к исправлению, призывать не забывать слова Христа Спасителя: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Господь наш Иисус Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам какие-то земные блага, а для того, чтобы дать нам вечные небесные блага, но мы, видимо, забываем об этом. Нам хорошо в земных утехах, в земных удовольствиях, в наслаждениях, удобствах, в каких-то материальных благах, а о небесном мы забыли. 

Господь дал нам небесные блага очень дорогой ценой, – ценой Своей Крови, Своих страданий и смерти на кресте. Мы должны ценить то, что совершил Господь наш Иисус Христос, проявляя к нам, ко всему человечеству большую любовь. Мы были и пребываем во вражде с Богом, но Он примирил нас с Собой на кресте именно Своими страданиями, и мы должны это ценить. 

Господь проявил к нам любовь и милосердие, Он простил нас, хотя мы не исправились тогда настолько, чтобы Господь ради нашего исправления пришел на землю и совершил подвиг нашего искупления. А сейчас, когда Он совершил этот подвиг искупления, Он хочет от нас, чтобы мы раскаялись и исполняли Его святую волю. 

Если же мы не хотим исполнять волю Божию, то придется эту нашу свободную волю, которую Господь Бог не нарушает, исполнять другой стороне, которая заставляет нас прививаться, не дает без прививки заходить в магазины, покупать и продавать, не дает делать ничего остального. Тогда мы должны выполнять уже эту другую волю. 

Сейчас у нас есть выбор: или то, или другое. Я думаю, что лучше исполнять волю Божию, потому что она благая, святая, радостная. Воля Божия дает нам свободу, поэтому давайте будем искать ее. Воля Божия содержится в Евангелии. Будем же читать Евангелие и исполнять волю Божию. Как говорят святые отцы, в том числе и святитель Игнатий (Брянчанинов), Евангелие нужно читать жизнью – то есть, прочитав, делать так, как сказано в Евангелии. 

Сейчас мы живем в такое время, когда мы знаем всё, все нам сказано. Мы тысячу раз спрашиваем одно и то же, задаем одни и те же вопросы. У нас есть телеканалы «Союз», «Спас», есть видео, аудио. Люди тысячу раз спрашивают об одном и том же, и мы отвечаем на эти вопросы, но от этого люди лучше не становятся, они ничего не выполняют. Они услышали и говорят: «Да-да, хорошо, прекрасно, очень красиво сказано», – и мы только слышим добрые слова относительно сказанного.  Сколько прекрасных слов мы слышим от нашего Святейшего Патриарха Кирилла! Не скажешь выше и лучше того, что говорит Святейший Патриарх. Очень доходчиво и понятно для каждого человека. Но кто делает, кто выполняет все сказанное нашими архиереями, проповедниками, священниками? Есть прекрасные проповеди, и если бы мы делали, у нас была бы совсем другая жизнь. 

Посмотрим на первых христиан. Апостолы распространяли повсюду слово Божие; не только слово, но и дело, поэтому христианская вера быстро распространилась по всему миру. Апостолов было двенадцать, первые проповеди они произносили перед тремя, пятью тысячами человек. Эти три тысячи пошли по всему миру, и всё рассказали, показав пример христианской жизни. Вот почему все поменялось, преобразилось. Сейчас не двенадцать человек проповедует, а миллионы говорят о распятом и воскресшем Христе, о христианской жизни – и никто ничего не делает. То, что говорит Христос словами Патриарха, архиереев, священников, мирян, – не доходит, а доходят слова, которые говорят по телевизору, радио, Интернету о том, как развращать себя, наслаждаться в страстях. Почему-то это больше воспринимается, хотя люди, которые были в первом веке, тоже были со страстями, наслаждениями, удовольствиями, желанием жить разгульной жизнью, но почему-то они услышали и пошли за Христом. Думаю, что нам тоже надо услышать то, чему учит Христос Спаситель. Слово Божие должно быть на первом плане. 

Христос призывает нас исполнить две самые главные заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и всем разумением твоим, и всею крепостию; и ближнего твоего, как самого себя. Вспоминаются слова святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Он говорит о том, что мир возродится, если во главу угла будут поставлены слова из Священного Писания: Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и остальное приложится вам. Если мы будем стремиться к тому, что Господь дал нам Своими крестными страданиями (т.е. искать Царство Небесное в этой жизни), то все материальное Господь даст. Конечно, трудности жизни, испытания, болезни, эпидемии, вирусы – все в руках Божиих. 

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что Господь исцелил бесноватого, в котором был легион бесов. Легион – это большое количество, никто не мог справиться с ним, его связывали, ограничивали в чем-то, но ничего не получалось – только слово Божие, сила Божия его исцелили. Разумные, злые существа увидели во Христе Господина неба и земли и сказали: «Ты только не бросай нас в ад, позволь войти в свиней». Это показатель того, что Господь имеет власть над всеми (и над бесами, и над болезнями, и над страданиями).  Всё в руках Божиих – это величайшая сила, к которой сейчас нужно обратиться, когда у нас серьезная эпидемия. 

Мы не отрицаем, что это тяжелая болезнь, видим, как люди страдают, и соболезнуем. Но в то же время не нужно создавать атмосферу страха и ужаса, потому что от этого люди больше болеют, чем от коронавируса. Нам нужно взять себя в руки и по-другому смотреть на всю ситуацию. Да, печально, когда умирает близкий, родной человек (всегда так было, это не новость), но мы знаем, что смерть – это приобретение, переход в иную жизнь, намного лучшую, чем здесь, если, конечно, мы заслужили. Господь говорит: «Живите так, чтобы заслужить вечную жизнь». Тогда не будет страшно. Люди христианского подвига всегда говорили, что не готовы перейти в иную жизнь, потому что чувствовали за собой много грехов. Господь, за их чистоту жизни, открыл им духовные глаза, они видели испорченность своей природы, которую оплакивали, и говорили, что не готовы. Но они знали, что милость Божия велика, и просили: «Господи, не по моим грехам суди меня, а по Твоей великой милости». Таким образом люди переходили в иную жизнь. Мы не понимаем многое, а Господь все видит, и человек прославлен Богом великими чудесами, благодатью Божией, мы получаем от этого человека помощь, потому что он угодил Богу. Это приобретение для нас, а для него еще большее приобретение. 

Нам нужно укрепиться в вере, потому что Господь разрушил смерть, грех, дьявола и даровал нам вечную радость, вечную жизнь. Чем больше мы будем говорить об этом, тем больше будет духовного настроя, не будем бояться, трепетать, находиться в страхе и ужасе, умирать от страха. А если будем умирать, то в вере и благочестии, надежде на милость Божию. Болезнь болезнью, но жизнь в руках Божиих. У кого-то Господь земную жизнь забирает раньше, у кого-то позже – это Его власть, только на Него должна быть надежда. Конечно, мы не против медицинского лечения. Медицина должна сказать свое слово и находить такие лекарства, которые помогали бы в кризисных ситуациях. Когда человек задыхается, не может дышать, двигаться – это ужасно, не дай Бог никому. Есть для этого медицинские средства, которые могут помочь, облегчить страдания человека в таких ситуациях. Кому-то вакцина помогает, кому-то не помогает – так и так бывает, поэтому нам не нужно делать акцент только на одном, надо найти еще какие-то средства, чтобы помочь людям в этой беде. 

С точки зрения церковного, верующего человека, мы говорим: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это не мои слова, а слова Божии, Христа Спасителя. Мы знаем, что наши предки, когда были такие беды, эпидемии, говорили: «Согрешили мы пред Тобою, Господи, прости нас, грешных, и помоги нам исправиться». 

Каялись, исправлялись – и Господь избавлял от эпидемий. Вот и сейчас должен быть сильный призыв к покаянию, исправлению, изменению своей жизни. Нужно оставить все наслаждения и удовольствия греховные. Мы можем наслаждаться молитвой, например, Божественными службами и получать особое удовольствие от общения с Богом, которое превышает все удовольствия, что дает этот мир. Господь дает такие радости, такие утешения! Земная жизнь ничего подобного дать не может. Мы знаем слова премудрого Соломона: «Суета сует, всё – суета и томление духа». Земные наслаждения утомляют наше тело и нашу душу. А наслаждения, которые дает Господь, уже здесь, на земле, дают радость, утешение, свободу, благополучие земное и небесное, вечное.

– Это радость, которой никто не отнимет...

Когда человек не может дышать – это страшно. Возьмем расхожее выражение: «Ты мне нужен как воздух». Оно означает, что жить невозможно. Но обратим внимание не только на симптомы этой болезни, но и на явления, которые происходят в самых разных регионах. У нас в Екатеринбурге, например, вокруг города горели торфяники не только летом, когда была жара, но и осенью, совсем недавно; весь город был погружен в смог, дышать было очень затруднительно. Святая Земля: вокруг Иерусалима тоже все горит, люди задыхаются. На Кубани (мы недавно разговаривали с жителями Кубани) тоже была проблема. Получается, что Господь нам что-то хочет показать. Человек без воздуха жить не может. Без пищи человек может обойтись какое-то время, без воды – тоже может, но поменьше, а без воздуха не может: несколько минут – и земной путь окончился. Вот таким наблюдением я хотела поделиться, оно касается именно чистоты воздуха. Эти явления очень частые и повсеместные...

– Мы призваны каждый воскресный день приходить в храм и благодарить Бога, в том числе за то, что Он дает нам воздух и возможность дышать. С этой болезнью (коронавирусом) мы узнали цену воздуха, поняли, что он бесценный. Читал западные высказывания о человеке, который был на ИВЛ. Когда ему сказали, что нужно заплатить такую-то сумму за лечение, он заплакал. Его спросили: «Почему Вы плачете? У Вас нет денег?» Он сказал: «Нет, я всю жизнь дышал воздухом и не знал, что он имеет такую цену». Человек только несколько дней подышал – и ему надо было за это заплатить. А мы дышим всю жизнь! Кого мы должны за это благодарить? Бога, Который дает нам воздух. Но мы этого не ценим.

Нам нужно приходить в церковь каждый воскресный день и благодарить Бога хотя бы за то, что мы дышим свежим воздухом, что у нас есть возможность жить, дышать, работать и так далее. Нет воздуха – нет жизни; человек теряет все.

Есть, конечно, и другие состояния души и тела, когда Господь деликатно у нас что-то отбирает. И тогда мы должны говорить Богу: «Господи, я не ценил Твои благодеяния. Сейчас, когда заболел, я понял, что не ценил то, что Ты давал; я все время был занят и Тебя не благодарил». Каждый раз спрашиваешь у людей: «Почему не ходишь в церковь?» Человек отвечает: «Я очень занят, день и ночь работаю. Когда мне в церковь ходить?» То есть человек не ценит...

Этот вирус опасный. Бывает, человек сидит дома, ни с кем не общается – и вдруг заболевает коронавирусом и не может дышать. Откуда что взялось – непонятно. Тогда человек думает: «Выздоровею, обязательно пойду в церковь и буду благодарить Бога». Но мы должны благодарить Бога не тогда, когда случаются эти ограничения, прещения, которые Господь дает нам знаками, но делать это добровольно и с радостью. Мы идем в церковь благодарить Бога за то, что Он дает нам воздух, здоровье, возможность трудиться, дает разум, чтобы мы могли правильно строить свою жизнь. Мы должны благодарить Его за то, что Он за нас распялся, дал нам вечную жизнь. Для этого Церковь и существует. Но человек занят... Ну, если заняты – будете сидеть дома. Когда была первая волна коронавируса, все сидели дома. Вот до чего доводит наша занятость.

Господь говорит в Евангелии: всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Если мы не благодарим за то, что имеем, Господь забирает то, что имеем. Если человек благодарит за то, что имеет, Господь дает ему больше, чем он имеет. Вот такая интересная ситуация.

Поэтому надо благодарить Бога, любить Бога, верить в Него, ценить Его, потому что Он – наша жизнь, наше благо, добро. Если мы полюбим Бога, будем жить с Богом, то, конечно, Господь избавит нас и от бесовских сил, и от колдовства, чародейства (этого тоже много в нашей жизни). Почему мы подвержены влиянию бесовских сил? Потому, что живем без Бога. Либо ты с Богом, либо с дьяволом; середины нет. Если мы удаляемся от Бога, то приближаемся к дьяволу, а он делает нам только зло, он есть источник зла. Бог – Источник добра. Вот и вся мудрость. Думаю, мы – люди разумные и понимаем это. Нужно все-таки взяться за ум и жить с Богом, по воле Божией, которая благая и святая.

Господь, когда пришел на землю, сказал: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Он акцентирует внимание, что воля наша осквернена грехом. Первые люди – Адам и Ева – подчинили свою волю дьяволу, нарушили волю Божию и выполнили не заповедь Божию, а волю дьявола. Мы находимся в плену у дьявола. Господь из этого плена нас искупил, очистил нас Своею кровью, страданиями. А мы этого не ценим, мы все равно тянемся к дьяволу, выполняем его волю. Как разумные богоподобные существа мы должны понимать, что без Бога – ни до порога. Мы должны постоянно быть с Богом, но не с дьяволом. Дьявол творит такие вещи, от которых мы сейчас мучаемся, страдаем и не знаем, что делать, как выйти из этой ситуации. А выйти очень просто – обращаться к Источнику добра, к Богу. Сила Божия – величайшая сила, которая может все, но мы как-то ею пренебрегаем.

– Еще одна черта ситуации, которая сейчас сложилась (и это, наверное, уже какие-то положительные ее характеристики), – такие епитимьи, которые Господь вроде бы наложил. Например, раньше проходить в большом магазине несколько часов казалось нормальным, обычным. Сейчас все по-другому: ходим только за самым необходимым. И, оказывается, и так можно, и нет какой-то великой необходимости тратить столько времени на шопинг.

Что более важно – мы научились ценить близких. Потому что мы не понимаем, когда произойдет этот призыв Божий. Вообще такое ощущение, что у Господа какой-то большой призыв – столько людей ушло, у стольких  окончился земной путь... Реальность смерти (о которой раньше было не принято говорить) совершенно ясна; мы теперь точно знаем, что не знаем, когда она наступит. И мы понимаем, что с любым человеком, с которым поговорили сейчас, можем больше никогда не поговорить в этой жизни. И, может быть, это удерживает нас от каких-то резкостей, колкостей, обид, потому что начинаешь ценить и свою жизнь, и жизнь другого...

– Мы каждый день читаем вечерние молитвы. В одной из молитв есть такие слова: «неужели мне одр сей гроб будет?..» Наша жизнь очень коротка, и неизвестно, когда она закончится. Она может закончиться очень быстро, даже в эту ночь. Поэтому мы к смерти должны относиться по-православному, с пониманием, что когда будет на то воля Божия, тогда это и произойдет. Но от нас зависит, чтобы мы были готовы к этому. Жизнь земная – подготовка к вечности. Каждый день, каждый час мы должны делать добро, обращаться чаще к Богу, зная, что мы в ответе перед Богом за все свои дела, поступки, слова, мысли, чувства, желания.

Священное Писание говорит нам: солнце да не зайдет во гневе вашем. Мы живем в этот день и, как говорит Господь, должны помириться с ближним своим, не оставаться в ссоре до захода солнца. Потому что когда мы отойдем ко сну, Господь может в это время забрать нас к Себе, а мы находимся в ссоре. Мы знаем из Писания, что суд без милости не оказавшему милости. Примириться с ближним – это милосердие, оказание милости. Мы всегда просим: «Господи, не суди меня по правде Твоей, но по милости Своей. Помилуй меня». Господь говорит нам, что нужно примириться, быть в мире со всеми, в дружбе, уважении друг к другу. А дальше – Господь будет судить по Своей милости. И мы должны милосердствовать: помогать друг другу, делать добро, не встревать в какие-то конфликты, тем более – в межрелигиозные, межнациональные. Нужно сохранять мир в своей душе, мир с ближними, потому что мы всегда находимся перед Богом.

Мы всегда удивляемся, когда узнаем, что человек скончался. Как скончался? Я же сегодня с ним говорил... Вот так бывает. Инфаркт или еще какая-то внезапная болезнь – и нет человека. Мы должны понимать, что жизнь наша очень коротка, и должны успевать делать добро; как можно больше, бескорыстно, без гнева, недовольства, ропота, но с любовью, добродушием. А там – как Господь решит. Мы – в руках Божиих. Мы ни от чего не застрахованы и не можем диктовать свои условия: хочу жить столько-то. Господь милостив к нам. Когда мы видим, что человек достиг возраста 80–90 лет, говорим: какая милость Божия! Господь милует этого человека, что он смог столько прожить; значит, что-то хорошее в нем есть.

Конечно, есть люди очень хорошие, но уходят рано. Суд Божий для нашего разума непостижим. Есть в Священном Писании такие слова:  мысли Мои – не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути. Когда мы напитываемся словом Божиим, мы совсем по-другому относимся к жизни.

– И к смерти.

– Да. Потому что жизнь – это подготовка к переходу в иную жизнь. Если мы здесь будем добродушно, любвеобильно, дружелюбно относиться к ближнему своему (как к Самому Богу), то Господь в любое время, когда посчитает нужным, призовет нас и скажет: добрый раб, ты сделал очень многое, чтобы наследовать Царствие Небесное, вечную блаженную жизнь. И, конечно, нам будет приятно услышать от Господа нашего Иисуса Христа такие слова, что мы были добрыми, послушными Богу в этой жизни, и получить награду в вечной жизни.

Когда мы так живем, то совсем по-другому относимся к болезням, трудностям, испытаниям. Все в руках Божиих; что Господь хочет, то и сделает с нами, мы противиться не можем, и даже если приложим все свои усилия, это ничего не даст.

– Слова: «что Господь хочет, то и сделает; и мы – в руках Божиих» могут прозвучать грозно, а могут, наоборот, – очень утешительно. Потому что самое хорошее, что может с нами произойти, – то, что Бог даст, а не то, что мы сами себе придумали.

– Эти слова не могут быть грозными, потому что Бог не является грозным, Кто наказывает и приносит нам зло. Бог есть любовь, Бог есть добро, Бог есть благо. Если мы отдаем себя в руки Божии, то окунаемся в атмосферу добра, блага, милосердия, Божественной любви. Что плохого в этом? Мы должны стремиться и желать быть в руках Божиих, чтобы Господь делал то, что считает нужным. Он сделает для нас только благо, только добро, только хорошее и в этой жизни, и тем более – в будущей. Поэтому нельзя бояться, что Бог сделает что-то плохое. Это дьявол может сделать очень много плохого, и надо бояться попасть в его руки, быть подвергнутым его влиянию, исполнять его грязное дело.

Интересная ситуация: когда человек исполняет волю дьявола, дьявол делает зло. Когда мы исполняем волю Божию, Бог делает нам добро. Что тут выбирать? Мы же вроде разумные люди. Тут даже объяснять нечего, все ясно и понятно. Нужно жить с Богом, потому что Бог есть добро. Мы, люди, тоже созданы с зачатками добра, в нас заложено Богом добро, которое мы должны развивать и с Божьей помощью приумножать. Тогда у нас будет прекрасной и жизнь земная, и будущая вечная жизнь.

– В связи с тем, что происходит, в воздухе витают (в первую очередь в православной среде) апокалиптические настроения. Средства контроля таковы, что слова «ни покупать, ни продавать» и другие тезисы, которые звучат в Апокалипсисе, становятся явными. То это или не то – мы не можем судить. Когда пришли к власти большевики и устраивали то, что устраивали, наверное, люди тоже считали, что это последние времена: мол, вот они, антихристы, а дальше придет Христос. Но история повернулась совсем иначе...

– В годы атеистической власти люди стояли в вере, благочестии. Они терпели от этой власти много унижений, оскорблений, много очень страшных мучений, но не предали своей веры. Они стояли в вере и благодаря этому достигли Царствия Небесного, стали новомучениками, исповедниками Церкви Христовой. Благодаря их подвигам мы сейчас находимся в более благоприятных условиях.

Сейчас нам дано такое же время, чтобы мы тоже стояли в вере, благочестии, вели добродетельную жизнь и исполняли волю Божию по заповедям Христовым. Это будет вторая волна стояния в вере и благочестии, которая принесет будущим поколениям еще большее благо. Мы вкусили благо: находимся в благополучии, нас не гонят, у нас нет вражды, мы свободно может исповедовать свою веру, ходить в церковь, молиться. Но мы видим, что от этой свободы люди теряют веру, меньше людей ходят в церковь.

Когда закончился период гонений, церкви были переполнены людьми. Люди крестились тысячами каждый день, венчались. Прошло некоторое время – и все как-то охладело. И Господь посылает новые испытания веры. Сейчас нас никто не гонит, никто не заставляет отречься от веры, но давайте мы нашу веру оживим, чтобы была живая вера, проявим добродетельную христианскую жизнь. Это не значит, что надо выходить на улицы и кричать, что мы чем-то недовольны. Нет; надо изменять внутреннее состояние своей души, жить духовной жизнью. Начинать с себя и вокруг распространять доброту, любовь, уважение и так далее.

И, конечно, нужно отстраняться от грехов, которые сейчас очень сильно нас борют. Ведь совершаются очень тяжкие грехи в мире, люди бесятся от наслаждений, удовольствий и уже не знают, чем наслаждаться. Однополые браки – это страшный грех. Господь за эти грехи много раз наказывал, как мы знаем из истории человечества, страшными наказаниями. Мертвое море, Содом и Гоморра... Но почему-то люди этого не видят, не понимают, что это страшный грех, который наводит на человечество большие страдания, мучения, болезни и эпидемии.

Сейчас говорят о том, что если человек не будет вакцинироваться, он будет инфицировать другого человека. А то, что такие тяжкие грехи инфицируют все человечество, об этом никто не говорит. Вместо того чтобы поставить этому какие-то препоны, некоторые страны, наоборот, на государственном уровне принимают законы, чтобы вступали в однополые браки, учат жить греховной жизнью. Этот грех вопиет к Богу, и Господь посылает нам вот эти знаки.

Так называемые гражданские браки, которые сейчас есть везде, во всех странах мира, тоже являются грехом. Ведь Господь дал определенные правила жизни. Хочешь вступать в брак – нужна регистрация в загсе; если православный – венчайся и живи спокойно, рожай детей, воспитывай их для Царства Небесного, для жизни земной и для блага своего государства. Что тут тяжелого или плохого? Но нет, это нарушается. Вот и получаем...

И можно перечислить много других грехов, от которых мы должны избавиться, причем надо это сделать очень быстро, потому что огонь уже горит и тушить его очень тяжело. Надо тушить вначале, когда он только начинает разгораться. Вот то, что влияет, что инфицирует все человечество. Вот над этим надо работать, чтобы остановить эту инфекцию коронавируса. Вот откуда идет инфекция – от этих грехов. Тогда Господь, имеющий власть над всем миром, остановит все моментально. Но для этого надо иметь такое сознание и понимание. Почему и говорит Господь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Надо каяться, исправляться. Надо осознать, что эти люди являются причиной болезни всего человечества. А когда говорят о том, что виноват тот, кто не вакцинировался... Но это дело врачей. Я, конечно, не врач, не специалист по этим делам, но с духовной точки зрения думаю, что инфекция идет от наших грехов. Надо исправить грехи, тогда, может, и вакцины будут более действенны...

– Или не нужны.

– Может, и так. Скорее всего будут не нужны. Вот на что нужно делать акцент – на наши грехи. Сейчас очень много людей, недовольных этой ситуацией. С кем ни говоришь, все удивляются: как так? что за безобразие? Но это безобразие везде и всюду распространяется, культивируется, проповедуется в средствах массовой информации. СМИ должны говорить о добродетельной жизни, об исправлении жизни; это будет та пропаганда, что спасет весь мир от этой болезни, которая преследует все человечество и приносит очень большие страдания, мучения, скорбь, смерть. Вот, я бы сказал, корень зла.

– Владыка, я хотела бы привести еще одно стихотворение Николая Зиновьева:

Сотворил Господь мир Словом,

Под Его б и жить покровом.

Но разрушили мы сами

Мир пустыми словесами.

Вы говорите о грехах вопиющих. Но есть в наше время, в связи с развитием системы коммуникаций, социальных сетей, Интернета, еще болезнь злоречия, и она – как раковая опухоль, метастазы уже везде. Это уже даже не слухи, не сплетни, это как серпентарий, где змеи. Иной раз читать дискуссии на тему, нами затронутую, просто невозможно – ненависть сквозит. Столько злобных слов по отношению друг к другу! Кто за прививки, кто против прививок. И самое страшное, что эта ненависть еще и культивируется.

Но есть еще менее заметная болезнь – когда мы просто болтаем что ни попадя. Апостол Иаков говорит, что тот, кто может укротить свой язык, человек совершенный (я не точную цитату привела). И он ведь прав, это действительно так. Сколько раз думаешь, что надо сначала помолиться, подумать, а потом сказать, но не получается. Сначала говоришь, а потом осознаешь последствия сказанного.

– Действительно, есть такая беда у нас. Не должно быть такого, чтобы мы видели друг в друге какую-то опасность. Человек боится встречаться с кем-то, говорить, общаться. В Священном Писании говорится: не забывайте общение, ибо эта жертва благоугодна Богу. Я сейчас тоже не так точно цитирую это место, но смысл в том, что общение (конечно, доброе общение) имеет большое значение и угодно Богу. В связи с ситуацией, которая сложилась сейчас из-за коронавируса, мы теряем общение, чуждаемся друг друга. Есть даже какое-то разделение на две части: одна часть – правильные, другая часть – неправильные. Мол, тот, кто привился, является хорошим человеком, не привился – врагом.

Это как в советское время были люди первого и второго сорта. Тот, кого принимали в комсомол, тем более в партию, – свой. Если кто-то отказывался – не свой, не тот. Вот такое разделение на «своих» и «не своих», хороших и плохих – это нехорошо, нам нужно быть едиными. В единстве наша сила. Нужно помогать друг другу. У нас были такие ситуации, были серьезные эпидемии, но люди друг другу помогали, не оставляли в беде. Человек лежал полумертвый, но к нему кто-то приходил. Человек жертвовал собою, знал, что может заболеть, но все равно помогал другому человеку. И ради этой жертвы Господь его сохранял от болезни.

Приведу свежий пример. В Москве женщина болела открытой формой туберкулеза. И многие жившие в этом же подъезде дома заболели. Но появился добродушный человек, переживающий за эту женщину, который взял ее и в своей машине, причем со своим ребенком, повез в больницу. Но в больнице ее не приняли, они поехали в другую. И в другой больнице не приняли,  в третьей не приняли. Тогда этот человек не выдержал, начал ругаться: мол, что же вы делаете? это же человек! надо ей помочь! Буквально насильно заставил, чтобы ее приняли. Ее приняли, она лечилась, ей стало лучше. Но он не заболел, потому что делал доброе дело. Господь за совершенное доброе дело его сохранил. И ребенка тоже.

Нужно иметь добродушное отношение друг к другу и полагаться на волю Божию. Если будет воля Божия, чтобы заболеть, – что ж, такова воля Божия. Но больше бывает так, что Господь, видя наше добродушие и жертвенное служение ближнему, нас сохраняет. Когда человек делает много добра, Господь за добро отдает добром, и человек не болеет. Люди удивляются, почему все болеют, а этот человек – нет.

Еще и вера должна быть. И жертвенное служение ближним нужно поставить на первом плане, тогда Господь будет помогать, поддерживать нас. Эта болезнь очень опасная, но в то же время мы не должны терять свою человечность, человеческие качества.

– Раньше было, что человек человеку друг, товарищ и брат. А сейчас получается, что человек человеку – вирус, так мы начинаем друг друга воспринимать.

Что касается лишних слов, которые, помимо нашей воли, вылетают из нашего рта, владыка, есть у Вас какой-то практический совет? Вам приходилось с этим бороться? Просто есть люди, которым Господь сразу дал такой талант, что они не очень многословны. А есть другие. Про преподобного Амвросия Оптинского, например, рассказывают, что когда он еще был учителем, в силу живости характера у него так происходило. Потом старец, видимо, что-то с этим сделал...

– Как я уже говорил, одна из важных добродетелей – внимание к себе. Если мы будем внимательны к своим мыслям, чувствам, желаниям, то, конечно, будем контролировать слова и сможем удержать себя от того, чего не надо говорить, что может обидеть человека, принести ему зло или неприятность. Наше внимание к своим словам, правильные рассуждения и ориентир жизни по правилам Святого Евангелия принесут результат. Конечно, не сразу. Надо бороться, стараться, постоянно вести работу над собой. И Господь, видя наше желание в этом исправиться, подаст Свою Божественную силу, чтобы мы были более внимательны к своим словам, делам, поступкам и чтобы они не причинили людям никакого зла, обиды, неприятностей, а, наоборот, чтобы человеку было радостно, приятно и назидательно.

– Владыка, спасибо. В заключение я попрошу Вас подвести итог нашей беседы. Сейчас людям и страшно, и тревожно. Может быть, скажете что-то, что успокоит, умиротворит и подарит надежду...

– Думаю, то, о чем мы сегодня говорили, должно дать надежду, чтобы мы обратились к Богу, Источнику добра. Чтобы увидели, что в лице дьявола – только одно зло и страдание. Мы должны возлюбить Бога, Который дает нам радость, мир, благость и помощь в исцелении всех наших душевных и телесных недугов. Если мы будем исправляться, жить по заповедям Божиим, подчинив свою волю воле Божией, тогда у нас есть надежда на улучшение жизни на земле и надежда сподобиться вечной радости в Царствии Божием. Потому что земная жизнь – приготовление к вечности. В таком духовном настрое мы должны жить земной жизнью.

Для человека, который живет по воле Божией, есть два рая: земной и небесный. Дай Бог, чтобы мы созидали хорошую атмосферу земной жизни, жили в благости, добродетели, любви, уважении друг к другу, чистоте и святости, удалении от всяких греховных наслаждений и удовольствий, тем самым создавая атмосферу добра, в которой нам приятно было бы жить. Как хорошо жить с добродушным, чистым человеком. Мы знаем, что от преподобного Серафима Саровского, например, люди не могли отойти, хотели день и ночь находиться с ним рядом, потому что от него исходила особая благодать, которая приносила радость, утешение, мир в душе. Дай Бог, чтобы все мы были такими хоть чуть-чуть; чтобы частичка этого добра в нас развивалась, приумножалась и мы разливали доброту вокруг себя: в семье, в обществе, на работе. Чтобы мы жили добродушием, любвеобилием.

– Спасибо, владыка. В заключение – еще одно стихотворение Николая Зиновьева, утешительное.

А в душе моей незлой

Хрупок только внешний слой.

А глубины, как в броне,

В заповедной тишине.

Не проникнуть туда злости,

Не попасть туда тоске,

Там Христос нетленной тростью

Что-то пишет на песке...

Ведущая Светлана Ладина

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​