«Архипастырь» с епископом Ейским и Тимашевским Павлом

14 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии епископ Ейский и Тимашевский Павел.

Недавно на большие экраны вышел фильм «Человек Божий», в основе которого житие святителя Нектария Эгинского. Среди многообразия современного кинематографического продукта фильмов, затрагивающих духовные темы, немного, а удачных среди них и того меньше.  Кинолента американского режиссера сербского  происхождения Елены Попович «Человек Божий» получила высокую оценку зрительской аудитории. Причем не только у православной ее части. И сегодня я предлагаю как раз поговорить об этой картине. Владыка, на Ваш взгляд, удалось ли режиссеру в своей работе показать суть христианской жизни и раскрыть образ святителя Нектария? 

– Мы знаем житие святителя Нектария Эгинского. Оно не такое объемное и насыщено скорбными моментами. И еще его жизнь продолжается там, на Небе, а здесь продолжаются чудеса от его святых мощей. И вот в этом фильме, на мой взгляд, очень удачно показан образ святого. Действительно, это нелегко: показать образ святого человека. Удачно показана и обстановка того времени и того места. И показаны не только внешние события, но и внутренние переживания, которые раскрываются через молитву святого человека, через диалоги и особые сцены (даже молчаливые, но виден настрой человека, видны его страдания). Поэтому, на мой взгляд, режиссеру удалось раскрыть образ святителя Нектария Эгинского.

Я тоже, как и многие, с большим интересом посмотрела фильм. Он мне очень понравился, хотя я, может быть, не так хорошо знакома с жизнью святого. Картина производит впечатление, и очень трогают вот эти глубокие переживания. Человеку доброму, делавшему столько замечательного, светлого для всех вокруг, столько пришлось потерпеть… Предательство, отказ от него духовного наставника. Это настолько трагический момент! Очень сложно. Создан образ, по моему мнению, светлый, от которого исходит тепло.  Даже через экран чувствуешь, насколько человек был чистым и насколько искренне верил. И вся эта благодать распространяется на окружающих.

Очень интересно приводятся параллели восприятия и жизненного пути человека, святого, чистого, искренне верующего, и, к примеру, его помощника Кости (которого, кстати, сыграл наш российский актер Александр Петров). Человек тоже достаточно хороший и тоже искренне верующий. Но у него мирское восприятие жизни, насколько я могу судить. И насколько разными оказываются их взгляды и отношение к различным ситуациям…

Трогательная сцена в финале жизни, когда святой находится в больнице и его помощник к нему приходит. И столько в нем до сих пор этой обиды на всех вокруг, на все то, что произошло! Почему так произошло, почему такие разные все-таки точки зрения?

– Хочется сначала сказать о первой трагедии, чтобы понять, что такое отречение духовного отца от духовного чада.  Надо понимать, что до этого происходит сначала отречение самого Нектария от мира, от всего, что связано с миром. Человек от всего отрекся, дал обеты монашеские. И он прилепился к своему духовному отцу, которому безгранично верит, которого безгранично любит; и он надеется, что духовный отец доведет его до Царства Небесного.  И тут разрывается эта нить. То есть тут уже трагедия духовная.

Еще хочется отметить (в начале фильма это показано, и по житию мы знаем), что, находясь на кафедре Пентапольской в Египте, будучи митрополитом, святитель Нектарий очень искренне проникался нуждами, судьбами местных жителей: коптов, арабов, которые составляли паству.  Что не совсем было характерно для архиереев и священников того времени. И сейчас мы видим по африканским событиям, когда многие приходы Африки желают перейти (и многие перешли) под омофор Московского Патриархата. Действительно, накопились там проблемы, что иерархия не проникается нуждами материальными, а главным образом – духовными нуждами местного населения, простых христиан, простых прихожан из местных людей.

И в то же время в этот период его деятельности он раскрывался как очень талантливый проповедник, грамотный архиерей-администратор, очень духовный человек, пастырь своих овец. Но все-таки еще здесь были задействованы его силы душевные, его интеллект, его душевные хорошие качества, человеческие. Господь помогал ему, но еще не настолько. И вот для святого человека очень важен такой переломный момент, когда он осознает свою полную недостаточность. Как говорится, когда человек увидит множество грехов своих, как песок морской, это и есть начало спасения.

Представляете? Человек, уже будучи митрополитом, такой деятельный и любимый своей паствой архиерей, еще только начинает спасаться... Опять же не совсем привычно это для обычных православных христиан, которые ходят в храм, заказывают молебны святым, просят их о своих нуждах. И когда они знакомятся с житием святого Нектария, пусть даже через этот фильм, наглядно, то не всё понимают.  А его духовный сын Костя, который тоже его очень сильно любил, доверял ему, имеет еще мирское мышление, не евангельское. И мы видим, как две души идут параллельно. События одни и те же случаются с ними, но какая разная реакция! Если святой Нектарий в своей жизни (зачастую она очень трагична, связана с предательством, со злыми кознями людей, причем облеченных саном) принимает все, смотрит на все с точки зрения вечности, с точки зрения спасения, чистоты своей души, то Костя смотрит на это с точки зрения мирской. Мирской верующий человек. И вот он замечание делает: «Владыка, Вы же самый лучший иерарх Патриархата Александрийского! Вы должны достойно занять престол Патриарха Александрийского!»  И как он это мотивирует? «Тогда Вы сможете много сделать для Церкви».

Он действительно мог бы поставить нужных архиереев, нужных священников. И, казалось, процветала бы Александрийская Патриархия. Но тогда Нектарий не стал бы святым. Он был бы значимым, очень известным архиереем своей эпохи.  А стал святым человеком.  И, конечно, такое поучение можно вынести из этого фильма: на все события смотреть с точки зрения вечности. Серафим Саровский говорил, что нужно каждый день читать Священное Писание, чтобы ум как бы плавал в Священном Писании. Что значит: как бы плавал? На все смотреть с точки зрения Евангелия. Как апостол говорит: в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

Смотрим по Евангелию, как ученики заботились о Христе, старались оградить Его от всего. Даже апостол Петр говорит: «Господи, не иди на мучения! Ты ведь сейчас много добра сделаешь: можно многих накормить, многих научить, многих сделать счастливыми людьми. Не иди на Крест».  Но Господь восходит на Крест. Так и здесь святой Нектарий, общаясь с Костей, постепенно, постепенно учит его уже небесному мышлению. Хочет из него сделать небесного человека. Костя даже такую страшную вещь сказал: «Признаюсь Вам, что если бы со мной поступили так же, как с Вами, то в Церкви ноги бы моей не было».

Надо признаться, что такие мысли есть у многих наших современников, которых что-то соблазнило в храме единожды, и они говорят: «Вот теперь не буду в храм ходить». И замечательный ответ святителя Нектария, который лежит уже на смертном одре. Он говорит: «Горе мне, если бы моя вера зависела от поступков людей». Это все надо нам для себя уяснить и, конечно, постараться приобрести образ мысли святого человека, который, собственно, есть образ мысли Бога.  Поэтому таких людей и называем преподобными, святыми. Сейчас место это является местом паломничества, там мощи святого Нектария. И по всем храмам совершаются молитвы, прикладываются к его мощам или к иконам. Но кто из этих людей, которые к нему обращаются, желает испить нечто подобное, то есть подражать святому? Очень мало людей готовы пойти на подобный подвиг. Пусть не в полной мере, но хотя бы в своем коллективе что-то потерпеть, от своих родных, самых близких людей... Самую малую часть потерпеть, какое-то высказывание, какое-то замечание даже. Поэтому, молясь таким святым, нужно знать хорошо их житие и просить, чтобы они нам испросили в первую очередь возможность некого подражания их жизни.

Когда читаешь историю жизни святых, невольно, конечно, анализируешь себя, сравниваешь себя (может быть, недостойного) с этими великими и понимаешь, как много и тяжело нужно пожить, чтобы хотя бы частичку этого приобрести.  Жизнь святителя Нектария приходится на конец XIX начало XX века. Это практически уже наш современник.  И в картине мы видим, что у светских людей уже более-менее современные костюмы, привычные для нас. То есть все это было не так давно. Но если сравнивать его как современного святого со святыми, которые были задолго до этого, есть ли разница между ними?

– Преподобный Серафим Саровский говорил о том, почему раньше было много святых, а сейчас меньше.  Христос сегодня и тогда такой же. Он не изменился. И Он не дает меньше помощи сейчас по сравнению с тем, что было раньше, в первые века. Но не хватает людям решимости. Решимости оставить самые грубые свои грехи сначала, потом объявить войну своим страстям, выйти на борьбу с дьяволом за свою бессмертную душу. Мы очень слабы сейчас, современное наше поколение. И этой решимости недостает. Тем не менее и среди наших современников находятся люди, которые живут свято. Еще недавно жили такие подвижники, которых, я думаю, в свое время прославят: архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), протоиерей Николай (Гурьянов). Это известные старцы, которые совсем недавно жили. Мы знаем их, мы с ними общались. Действительно, люди достигли высот. Так что сейчас есть такие люди. И вполне можно в настоящее время достигать такой святости.

Конечно, святой Нектарий пример для подражания. И в картине очень здорово подмечено, как своим примером он влиял на людей, на судьбы. И очень интересно, какое вызывал он доверие. Есть такая сцена, когда маленькая девочка молится, прося у Бога наказать его обидчика, человека, который, как она считает, несправедливо с ним поступил. И как раз святой ей говорит о том, что она не должна понимать, почему так. Она должна просто верить.

− Возникает вопрос: как же так? Сейчас разум у нас, казалось бы, главный, мы все должны понимать, во всем разобраться, а потом только поступать так или иначе, а здесь он предлагает ей возвыситься над мирской логикой: «Даже если тебе это непонятно, доверяй мне, потому что ты видишь, как я поступаю, как стараюсь исполнять заповеди Божии». И таким образом человек возрастает. Когда у учеников, скажем, в пятом классе новая тема по математике, они могут сказать учителю: «Мы это не понимаем». – «Доверьтесь, это так. Только в этом случае вам возможно выйти на новый уровень понимания этой науки».

У нас принято считать, что дети – чистые, неиспорченные существа. Девочка действительно очень любила своего наставника и как только увидела, что его обидели, тут же побежала молиться за него и о наказании обидчиков. Но этой детской чистоты, доброты, любви к наставнику мало для спасения. Почему? Потому, что Господь показал, как нужно любить врагов: за них нужно молиться, за них нужно выстрадать, чтобы они тоже спаслись. И святой Нектарий поясняет девочке эту евангельскую заповедь, которая для нее может реализоваться за счет того, что она верит ему, за счет его личного авторитета.

Мне этот момент напомнил множество других событий из Священной истории, когда Господь вразумлял Своих пророков. Есть пророк Илия, который видел, что его современники-иудеи отошли от веры отцов, перестали почитать Бога, уклонились в язычество и даже святилища Божии стали превращать в языческие капища. И он хотел защитить Бога, даже пострадать за имя Божие, он не боялся ничего и других наказывал. Он говорит: «Господи, пошли людям бездождие». Три года не было дождя, все страдали от этого. Но его душа еще не была готова к раю, и Господь хотел ее смягчить. Для этого Он послал Илию к одной вдовице: «Посмотри, Илия, ты помолился − и нет дождя. Но страдают не только злые люди, но и эта бедная женщина, и ее маленький ребенок». Таким образом Господь научил его еще и милосердию.

Так и пророк Иона. Ему Господь говорит: «Надо идти в Ниневию и спасти людей проповедью. Обещай им наказание от Меня». Но Иона убежал. Некоторые думают, что он убежал от подвига, но в Великом покаянном каноне раскрывается суть поступка Ионы. Он говорит так: «Господи, я им сейчас предскажу кару, но Ты милостив и потом их все равно помилуешь, а я окажусь лжецом». И все же он пошел проповедовать и увидел, что Ниневия была погружена во многие грехи: колдовство, блуд, разврат, убийство. Илия проповедовал, и оказалось, что в его проповедь уверовали и простые люди, и вельможи, и царь. Даже скот постился. Иона взошел на гору посмотреть, что будет с городом (а он обещал людям каменный дождь). Припекало солнце, Ионе стало жарко. Тут внезапно выросло растение, накрыло его своей тенью, и ему стало хорошо, он успокоился. Но потом червяк подточил это растение, оно завяло. Иона опять начал переживать, унывать. И Господь святого пророка вразумляет: «Иона, тебе жалко это растение? А ты даже не трудился над ним. Поверь, Мне тоже жалко всех этих людей. Некоторые из них настолько простые, что даже не могут правую руку от левой отличить. Ты поступил правильно, проповедовал. Но Я их хочу помиловать».

Боговоплощение и страдание Господа на Кресте были спасительны не только для людей. Господь через это еще учил ангелов милости. Когда люди отпали от Бога, ангелы негодовали на них: «Как же так? Господь все вам дал, а вы дьяволу подчинились!» Но когда они увидели, что Господь страдает за людей, то научились, что Бог не только Всемогущий, Премудрый и Великий, но еще и милостивый, смиренный, кроткий. Жизнь Христа очень много поучительного принесла ангелам, чтобы и они тоже возрастали в любви.

Этот момент в кино с девочкой мне напомнил тех людей, которые встали на путь святости, но еще не достигли совершенства. Они недоумевали о Божьих милостях, и Господь их вразумлял разными событиями, явлениями, поучениями. И все это сейчас мы имеем в Священном Писании и житиях святых. Надо только поучаться.

− Меня еще удивила в этой картине свойственная этому святому (и всем, пожалуй, святым) доброта к людям. Это видно в каждом моменте фильма: и когда он нищему отдает свою обувь, и когда за работника школы убирает помещение. Он делает грязную работу, но сколько душевности, тепла и искренности во всем этом! Удивительное явление!

− Многие упрекали святого Нектария в том, что он зачастую поступал не по статусу архиерея: «Как ты выглядишь? Тебе надо выглядеть как архиерей, а ты в простом подряснике ходишь». Даже сам рабочий Василий говорит: «Владыка, ты же архиерей, как ты можешь эту работу делать?» А святой Нектарий совершенно справедливо считал, что простой честный труд не унижает человека, поэтому и архиерей может им заниматься. Но самое главное то, что можно почерпнуть в учении старца Паисия: когда ты что-то делаешь за другого человека (как святой Нектарий мыл полы за Василия), в это время молитва за него самая действенная. Ты взял его нагрузку на себя и молишься за него. Поэтому Василий быстро поправился, пришел к святому Нектарию, плакал и говорил, что он спас его семью, потому что иначе Василия бы уволили (ему уже искали замену). Но святой Нектарий молился не только о здравии Василия, но также об укреплении его веры. Согласитесь, что после этого Василий увидел перед собой святого человека, понял, что Бог есть. И, конечно, он повлиял на все свое семейство. Так спасаются целые роды из-за того, что святой Нектарий несколько дней помыл полы. Вот мотив поступков этого святого.

− Конечно, замечательно, когда люди имеют возможность соприкасаться с такими удивительными событиями, такими уникальными личностями. Но мы живем в современном мире. Есть ли у нас шанс хоть немножко приблизиться к тому, чтобы если не стать святыми, то хотя бы стать к ним ближе, стать добрее, чище?

− Интересно, что у нас есть заповедь, обязательство стать святыми. Апостол говорит: воля Божия – святость ваша. Если ты не стал святым, значит, не выполнил волю Божию. И даже говорят, что на Страшном Суде мы будем отвечать пред Богом, почему мы не стали святыми. Ведь у нас все для этого было: определенный интеллект, душевные качества, события, скорби, болезни. Нам все было дано. Почему мы не стали святыми? И надо приобрести мудрость, православное миросозерцание, мировоззрение, чтобы во всех событиях мы видели заботливую руку Божию, Божий Промысл. Тогда каждый день можно возрастать в стяжании чистоты и святости, что подает Сам Бог тем, кому пожелает. И что интересно, Он желает ее всем.

Старец Паисий приводит еще такую интересную мысль: как только Бог увидит, что наше сердце смирилось, в то же мгновение Он вселяет в него Свою благодать. В этом смысле Бога можно назвать нетерпеливым. Представляете, как Господь над каждой душой радеет, как о каждой заботится: только увидит, что мы чуть смирились, сразу дает благодать. Но надо трудиться над стяжанием правильного мировоззрения. Один из святых старцев наших дней говорил так: чтобы приобрести православное мышление, нужно прочитать все двенадцать томов святого Иоанна Златоуста (кстати, его жизнь во многом походит на жизнь святого Нектария: он постоянно был в гонениях). Надо читать поучения, письма Оптинских старцев. От них такой мир исходит! 

Недостаточно, когда современные христиане удовлетворяются просмотром проповедей или поучений современных проповедников, которые зачастую даже не опираются на опыт святых людей, а говорят от себя. Казалось бы, талантливые люди говорят мудрые вещи, но этого недостаточно. Надо читать книги святых отцов. Мы со священниками в течение полутора лет проводим конференцию, на которой уже прошли поучения аввы Дорофея, сейчас находимся на десятой степени «Лествицы». 

В этом фильме показано следование учению аввы Дорофея и «Лествицы». Это явно для тех, кто уже знает это учение. Поэтому мне было очень приятно посмотреть этот фильм. Я, честно говоря, в восторге был от правильного образа мышления. Режиссеру удалось, Вы правильно сказали, эти нелегкие духовные моменты, истины донести через кинематограф, через артистов. Там же еще снимается известный американский актер.

− Да, звезда Голливуда.

− Причем он известен по плохим ролям. Роль ему досталась интересная – человека, который сорвался со скалы и лежит парализованный, зная, что его семейство осталось без кормильца. Он переживает, ропщет: «За что? Где Божий Промысл? Почему я парализован?» Он остался жив, так это нагрузка для семьи. Он по-мирски считает, что если бы умер, семье было бы легче. А святой что ему отвечает? Есть Божий Промысл в этом. И он был прав. Когда со святого сняли верхнюю одежду и переложили, казалось бы, случайно на другую кровать, этот парализованный исцеляется. И не только телесно: он возвращается в семью уже не тем человеком, которым был до своего несчастья. Он прозрел духовно, видел рядом с собой святого человека. И для своей семьи он станет не просто кормильцем, а путеводителем ко Христу, проповедником. Он придет, как евангельские исцеленные, в свое семейство и скажет: «Я видел святого, надо жить вот так». Но даже для самого артиста это неплохо.

− В одном из своих интервью режиссер фильма как раз рассказывала, как ей удалось привлечь к съемкам звезду такой величины. Она говорила, что он, на удивление, тут же откликнулся и сказал, что ему это близко. Он с огромным удовольствием и вдохновением участвовал в съемках.

− Дай Бог, чтобы это повлияло и на его внутренний мир, на его спасение. Может быть, таким образом познакомившись с православной сербкой, с греками (которые тоже снимались в этом фильме), с православной верой, он уже не скажет те слова, которые сказал парализованный, а скажет слова святого Нектария: «Горе мне, если моя вера будет зависеть от поступков людей». В первую очередь вера − дар Божий.

Святой Нектарий − счастливый человек. Есть слово «счастье». В Ветхом Завете оно встречается три раза, в Новом Завете оно вообще не встречается. В мирских же книгах, романах это самое первое слово. Все ищут счастья. И святого Нектария действительно можно назвать счастливым человеком (как и всех святых): он стал близок к Богу. У его наставника патриарха Софрония были серьезные духовные немощи: он так держался за свой сан, так боялся, что позволил втянуть себя в неправду, которая случилась со святым Нектарием... Но тот его прощает и молится за него. Конечно, есть большой шанс, что Софроний будет в числе спасенных.

Понимаете? Иначе его подвигов как патриарха (все равно он несет подвиги от трудов, конечно, и постится, и службы совершает) было бы недостаточно для спасения этого человека. Было необходимо, чтобы за него святой помолился. Святой потом пришел на могилку этого патриарха и о его душе молился. Представляете себе этого человека, Нектария? Он сознает: из-за того, что он все это претерпел, совершенно изменилось мышление Кости, этого бывшего парализованного. Костя стал к спасению ближе. Изменилось мышление его духовных дочерей, монахинь, этой девочки тоже, даже Софрония. То есть когда мы претерпели от кого-то что-то, святые так говорят: «Мы имеем дерзновение особое за него помолиться». Это же счастье, когда небеса отверзаются и можно за обидчика молиться. Это прекрасно!

− В понимании современных людей человек святой – это человек, который много постится, много молится, совершает чудеса. При этом жизненному пути святости свойственно множество препятствий, страданий, большие трагедии, которые человек должен пережить. И все это создает такую картину, что задумываешься, стоит ли следовать этому пути, хватит ли у тебя сил и нужно ли тебе это – становиться лучше, чтобы все это встретить.

− Действительно, людей это смущает, когда они знакомятся ближе с жизнью святых (особенно тех святых, которые много выстрадали). Скажем, есть поучение: «Если просишь смирения в молитве – ты просишь Бога, чтобы Он послал человека, который тебя оскорбит». Узнав это, некоторые уже думают: «А молиться ли мне о смирении? И так уже хватает оскорблений». То есть к крестоношению не все люди готовы. Но если вспомнить о жизни, страданиях Подвигоположника Христа, то Его образ для современников тоже не был привлекателен. К Нему люди тянулись, поскольку от Него происходили исцеления, Он насыщал хлебами множество народа. Но когда они увидели, что Он подвергается аресту, страданиям, истязаниям и распятию на кресте, то многие соблазнились, стоит ли за этим Человеком идти, если Сам Он так страдает. Здесь нужно уже это понимать духовно и смотреть с точки зрения вечности: как все это скажется в вечности. Поэтому необходимо переменить свое мышление, как мы это видим в фильме у друзей, духовных чад святителя Нектария. Начиная от маленькой девочки и заканчивая его сыном духовным − Костей…

Вот он спрашивает у святителя Нектария, почему того совершенно не огорчает, что он не стал патриархом, не пришел к этой власти, ведь, по мнению Кости, он мог бы сделать еще больше добра вокруг.

− Там четко показана (мне понравилось) реакция Кости на информацию о том, что Нектарий не стал патриархом: он рвет газету и кричит просто криком, затем падает от бессилия на пол и возмущается. Он считал, что это несправедливо. Он считал, что это вторая несправедливость по отношению к святому Нектарию. И даже оказывается на грани веры и неверия: где же Бог? почему Бог не избрал Нектария патриархом?

Когда проходила процедура голосования, святой Нектарий был среди участников, и многие прихожане, которые очень любили его, говорили: «Молимся за Вас» (чтобы он стал патриархом). Но он, видимо, как Божий человек, уже заранее знал, что выберут другого, и совершенно спокойно это воспринял. Самое главное – быть ближе ко Христу, ближе к Богу. Также святитель говорит, что патриарх связан со многими искушениями, которые не все могут понести. Он же, будучи в гонениях, стал ближе к Богу и этим больше пользы принес, чем был бы патриархом в определенный исторический момент и в определенном месте. А теперь он всемирно известный святой, для которого уже нет ни расстояния, ни времени. Все к нему обращаются, и он приходит на помощь.

− Наш заступник, наш защитник!.. Каждую из сцен фильма «Человек Божий» можно рассматривать с разных сторон, и чем больше смотришь, тем больше возникает вопросов. Вернемся к моменту, когда он столкнулся с предательством, затем пошел по улице и увидел нищего, сел с ним рядом и затеял диалог; они душевно общались. В чем смысл этой сцены, по Вашему мнению?

− Нищие – это такие люди, на долю которых выпадает немало скорбей. И даже каждый их день – это уже какой-то подвиг. И вопрос: ради чего нищие несут этот подвиг? Евангельский нищий Лазарь пребывал все время в молитве и сподобился того, что его душа была ангелами вознесена на лоно Авраамово, т.е. оказалась в раю. А этот нищий (которого встретил святитель Нектарий), как мы видим, нес подвиг страданий, но не осознавал − для чего. Он не имел веры в Бога, в Божий Промысл, он роптал на Церковь, на священников.

Когда сидели митрополит и нищий и прошли два священника, нищего хватило только на то, чтобы сравнить: «Вы не такой, как они. Они меня не замечают». Мне кажется, если бы рядом еще присел Господь Иисус Христос, то Его бы тоже не заметили эти люди. Но если нищий это с осуждением говорит, то святой Нектарий – с болью. И, конечно, святой в это время помолился за этих проходящих священников, ведь он претерпел презрение от них. Еще раз скажу: когда мы что-то потерпим от людей, мы приобретаем дерзновение за них молиться.

И святые рады всегда таким случаям. Даже есть Христа ради юродивые. Когда им не хватало скорбей, они немножко чудили, принимая от людей поношения всяческие, чтобы скрывать свою святость; при этом, как сказано в житии Андрея, Христа ради юродивого, они приобретали особое дерзновение молиться за спасение своих обидчиков.

И вот проходя мимо нищего, святой Нектарий не имел денег, даже не имел куска хлеба. Но разве можно проходить мимо нищего без милостыни? Есть поучение святого Димитрия Ростовского: если тебе нечем подать нищему, хотя бы восскорби об этом в своем сердце. И в Деяниях апостольских, когда нищий просил денег, апостол Петр говорит: «У меня нет серебра, золота, но то, что имею, даю тебе: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и ходи». Исцелил.

Святой Нектарий не прошел мимо нищего. Как видно, нищий не был болен, но его душа была больна. И он, терпя такие страдания, связанные со статусом нищего, совершенно ничего взамен не приобретал. Святой Нектарий посчитал, что ему можно принести духовную милостыню, возвести  ум нищего к Богу, чтобы остаток своей жизни тот провел уже в святости. И вот присел – поговорил и сказал, чтобы тот не терял веру в Бога, чтобы никого не осуждал. А в закрепление этого он снял с себя ботиночки и сказал: «Возьми. У меня еще есть». Когда нищий увидел такого священнослужителя, вера в Бога, в Церковь в нем, конечно, возродилась.

Святые не забывают никого, с кем их сводил Промысл Божий. Конечно, святой Нектарий за него до конца своих дней молился и спас душу этого человека. Вот, казалось бы, один из моментов его насыщенной жизни, но везде он видел бессмертные и уникальные души. У каждого человека уникальная душа, такой нигде больше нет и не было и никогда уже не будет. И Господь пострадал за всех нас. Он даже апостолу Карпу сказал: «Я готов те же самые муки перенести даже для спасения одной лишь души». И  мы с вами должны относиться к каждому человеку как к великому сокровищу, каждый искуплен кровью Христа. За всех нужно молиться. Эпизод настолько духовный, настолько наполнен вечным смыслом…

Эта уникальная способность, пожалуй, свойственна только святым: не ожесточать сердце, а продолжать излучать тепло, свет и приводить людей к Богу, к вере. Скажите, владыка, в чем основной подвиг святого Нектария?

– Я думаю, в подвиге любви. В подвиге любви к Богу, всецелого доверия к Богу. И он любит Бога не из-за того, что Господь дал ему здоровье, сан или еще что-то, а любит Бога за свое бытие и за то, что Господь пострадал на кресте. Любовь эта совершенно бескорыстная. Как сказал апостол, любовь долготерпит. Принимая все эти скорбные события, способные сломить очень мужественных людей, но душевных, святитель Нектарий укреплялся в любви к Богу. Святой видел, что эти скорби очищают его душу, приближают к Богу. Он нищему говорит: «Тяжело без денег, тяжело без еды, но я чувствую сейчас близость Бога»… Разве это не счастье, когда ты близок к Творцу мира, к Спасителю, рядом с Которым только святые ангелы в трепете предстоят? Конечно, это великое счастье.

И еще подвиг любви к ближнему. Как я сказал, он считал, что нет случайных людей вокруг него. Он считал себя обязанным молиться до конца своих дней за спасение бессмертной души того, с кем сталкивал его Промысл Божий.

Если поверхностно посмотреть фильм, почитать житие, вроде не видно никакого подвига. Страдалец. Можно и сломаться, можно и упасть под этими страданиями, а святой Нектарий очистился, приблизился к Богу. Поэтому основной подвиг – это подвиг любви. К Богу и к людям. Он считал себя счастливым, что, перенеся эти страдания, стал ближе к Богу и может лучше молиться о спасении как можно большего количества людей.

Фильм «Человек Божий» – действительно уникальное, я считаю, событие для нашего современного кинематографа, потому что заставляет думать. Думать, становясь лучше, примеряя к себе все то хорошее, что есть в этой картине и в житии святого. И всегда хочется понять, где же брать столько силы, столько желания не сдаваться, не покидать этого пути, а продолжать следовать ему, терпя какую-то несправедливость, укоры, столько ударов судьбы, сохранять силу веры… Удивительно житие святого;  фильм показывает, насколько он был крепок. Что же давало ему силы? Как, по Вашему мнению, ему удавалось этот стержень в себе сохранять? Что его подпитывало?

– Сегодняшнее время, как говорят, – эпоха стрессов, перегрузок, взаимных укоров. И люди, чтобы не сломаться, пытаются найти выход. Зачастую ищут его в советах психологов, которые что советуют?  «Надо взять себя в руки», «верь в себя». То есть психология таким образом отсекает человека от Бога. А святой человек (и, в более обширном смысле, каждый верующий православный христианин) должен верить в Бога и  Его Промысл. И тогда в каждом событии, радостном или скорбном, будем видеть заботливую руку Божью. Это приносит большое счастье человеку: когда он видит, что Господь всегда о нем заботится.

Даже когда клевещут на тебя… Есть такой святой – преподобный Силуан Афонский. Он говорил так о напраслине, клевете, всяких наваждениях со стороны других людей: напраслину нужно принимать со смирением и самоукорением. Если мы подробнее почитаем жития святых – практически все прошли через страшные страдания: предательство, клевету, различные мятежи других людей против них. Но в Боге нашли опору.

Сам Бог не страдает, то есть Божество не страдает. Чтобы за нас пострадать, Господь принял на Себя человеческую природу. А мы, люди, подвержены страданию. И как барон Мюнхгаузен себя пытался вытащить, так люди с помощью психологов пытаются найти в себе силы не сдаваться, претерпеть страдания какие-то, потерю близких – много же всего бывает в жизни человека. Это неправильный путь. Это путь практически самоуничтожения. А силы нужно приобретать в Боге. Этому учат и житие святого Нектария, и, в общем-то, фильм – экранизация этого жития.

– В фильме есть интересный момент, когда святой демонстрирует такое самоукорение: он отказывается от еды после того, как пообщался с воспитанниками школы. Один украл книгу, другой его назвал нехорошими словами… И вот здесь тоже очень яркий пример воздействия на этих юношей.

– Зашли четыре человека, все провинились друг перед другом, перед учреждением, были уличены. Приводит их один из воспитателей. Стандартная процедура: вызвали в кабинет к директору. Только что родителей не вызвали, поскольку уже взрослые. Ну, что они ожидали для себя?  Видимо, какого-то наказания. И думали так, что их слова обвинения другого человека, слова самооправдания могут помочь или избавиться от наказания, или как-то его смягчить, поэтому они и стали этим заниматься. Никто из них не укорил себя, хотя это воспитанники православного учреждения. Они должны были знать учения святых отцов, знать молитвы, Священное Писание, но оказалось, что есть недочеты в воспитании.

Выслушал их внимательно святой Нектарий, помолился, и вердикт такой: «Буду поститься три дня». Сразу распорядился при них же: «Скажите повару, пусть мне не приносят пищу». Довольно неплохо показана в фильме реакция этих людей. Они, наверное, ожидали много чего, чью сторону он займет, кому поверит, но такого явно никто из них не ожидал. Дальше показывают трапезу. Сидят эти провинившиеся и слышат, что их наставник теперь постится. Ну как при этом самому можно есть? И вот они на день-два отказались от пищи. И, видимо, что-то осознали. Святой говорит им: «Братья, прошу вас, пожалуйста, помиритесь быстрее, а то мне надо будет продолжать эту голодовку». Я думаю, что они помирились, им стало стыдно, что из-за их проступков, позора мелочных обид страдает их наставник.

Случалось и в житиях других святых подобное. Бывает, если игумен накажет своего послушника или монаха, поклоны его заставит делать, то и сам делает те же самые поклоны, молясь за этого человека. И так же святой Нектарий. Он не просто демонстративно стал поститься, а взял это как подвиг ради спасения душ, и, конечно, с постом он соединил усиленную молитву за этих людей, и души таким образом стали преображаться.

– Сколько мудрости в поступках! Вы знаете, удивляет история, связанная с персонажем, который был в руководстве этой школы, упрекавшим святого Нектария в аскетизме. Он утверждал, мол, «у нас тут образовательное учреждение; не надо монахов воспитывать». Казалось бы, это такое благо несло… А здесь отказ.

– Знаете, в то время светские люди считали, что монашество (а тем более аскетически настроенное монашество) – это уже пережиток прошлого, какое-то Средневековье; теперь нужно давать только какие-то гуманистические знания людям и можно учить доброте. А святой Нектарий указывает, что причина плохих поступков, дурного поведения – это страсть, а против страстей направлены аскетические упражнения: молитва, пост и особенно послушание. То есть бороться с корнем всех этих проблем нужно. Поэтому святитель объясняет, что настоящий христианин и есть аскет. Соответственно, для нас всех это тоже указание, что нужно в меру быть аскетичным человеком.

Какое общее впечатление у Вас оставляет картина? Если одним словом сказать.

– В целом я очень радовался во время просмотра, насколько хорошо там учение святоотеческое показано. Единственное, меня один момент смутил, может быть, из-за недостаточного моего познания в действительности той эпохи и того Патриархата, но когда, видимо, православный церковный юрист пояснял, что монастырь не зависит от Синода, то это в наших реалиях звучит раскольнически. То есть существует своя иерархия, и монастыри должны быть в церковной иерархии. А там юрист предлагает НКО создать, и Нектарий соглашается. В житии я не нашел такого. Может, это фантазия режиссера. Не знаю. По крайней мере, только это смутило. А в остальном видно, что снято толково. Я думаю, можно считать фильм душеполезным.

Ведущая Елена Глушкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​