Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

10 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа руководителя телеканала "Союз" архимандрита Димитрия (Байбакова) с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием.

– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня на ваши вопросы, а также вопросы читателей «Православной газеты» и наших социальных сетей ответит постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Владыка, первый вопрос с нашего канала на YouTube: почему православные называют себя рабами Божиими? Что значит раб Божий? Что это за вера такая, что из человека делает раба? Разве человеку хорошо называться рабом? Вот мой Бог, пишет человек, рабом меня не называет.

– Называть себя и быть рабом Божиим – это большая честь. Хуже быть рабом дьявола. Люди, которые совершают те или иные грехи, являются рабами греха. А быть рабом греха – это быть рабом дьявола, потому что дьявол заставляет делать те или иные грехи, которые человек даже, может быть, и не хочет, но делает, потому что стал уже рабом. Страсти так сильно в человеке укоренились, что он и не хочет эти грехи совершать, но уже является рабом этих грехов и его воля не в состоянии противиться этим страстям. В таком случае человек называется рабом дьявола, рабом своих грехов.

Человек должен стараться в своей жизни уйти от этого рабства греху. Лучше быть рабом Божиим. В каком смысле рабом Божиим? Раб Божий – это тот человек, который трудится ради Христа, ради Царства Христова, ради вечной жизни, чтобы через труд на этой земле сподобиться вечных блаженных обителей Царства Христова. Такого труженика на ниве Христовой мы называем рабом Божиим. Но это рабство не в том понимании, когда человек угнетается другим и становится презренным, неуважаемым. Раб Божий – это уважаемый человек, потому что он служит Христу, служит Богу. И, служа Богу, он становится свободным от греха.

Господь говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Что есть истина? Христос является Истиной. Когда мы трудимся, работаем ради Христа, Господь освобождает нас от рабства греха и делает нас рабами Божиими. Но мы не униженные, оскорбленные и так далее. Чем ближе ко Христу, тем больше радости, больше свободы, больше Божественной любви, больше полноты Божественных благоволений изливается на человека. Это не тот раб, как мы считаем, который должен терпеть всякие унижения и оскорбления. Хотя ради Христа мы терпим много унижений и оскорблений, но этим мы исполняем волю Божию. То есть мы уподобляемся Христу, Который в свое время тоже терпел и унижения, и оскорбления, и заушения, и оплевания, и даже крестную смерть. Но это все принесло спасение, радость и избавление всему человечеству.

Человек, который несет труд ради Христа, конечно, много терпит в своей жизни, но это терпение ради Христа приносит ему очень большую радость, большое утешение, большую благодать Божию. И он впитывает в себя эту благодать, которая делает его свободным. Даже когда кто-то человека, может быть, унижает и оскорбляет, он этого не чувствует; наоборот, радуется.

Есть такие слова в Священном Писании, которые говорят, что блажен, кто терпит унижения. Одна из заповедей блаженств: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. То есть через эти скорби Господь дает награду. И человек радуется, потому что знает, что за это получает награду в вечности, а не в жизни временной.

Поэтому работа ради Христа – это не рабство социальное, как люди думают; это радость, утешение, благость, мир, благополучие и вечность блаженная и нескончаемая. Поэтому не нужно соблазняться этими словами: раб Божий. С точки зрения церковного человека, это большое благо – быть рабом Божиим. Когда мы видим, что человек добрый, добродушный, любвеобильный, кроткий, добродетельный, милосердный, мы говорим: вот это настоящий раб Божий. И это не унижение. Наоборот, для нас это великий человек, потому что он делает очень много доброго. То есть Господь наделяет человека многими добродетелями за то, что тот служит Богу, потому что он полюбил Бога, полюбил Христа, полюбил Его страдания. Бывает, Господь дает человеку такие дары, что тот исцеляет больных, совершает чудеса, предсказывает что-то благое либо предотвращает от какого-то зла. То есть Господь дает человеку какие-то особые дарования, потому что человек раб Божий, служит Богу всем своим существом, полностью отдан Богу. Вот такая полная преданность Богу – большое благо для человека.

Еще раз повторю, что хуже быть рабом дьявола, когда ты уже по-настоящему порабощен, становишься невольником и ничего не можешь сделать: что тебе внушает враг, от чего закипает страсть – то и делаешь. Посмотрите на человека курящего: он не хочет курить, а страсть его заставляет. Пьющий человек не хочет пить, но его все равно к этому тянет. Блуд, наркотики – то же самое. Такой человек – раб греха. Это страшное рабство.

А раб Божий – свободен, он радуется и ликует душой уже в этой жизни. Поэтому надо правильно понимать, что такое рабство. Это не то рабство, как думают люди, которое было когда-то в истории человечества. Раб Христа – это особый человек.

– То есть подлинный раб Божий – это самый свободный человек на свете.

– Да. Самый свободный и самый счастливый человек.

– Вопрос из Instagram: «Православные все время что-нибудь празднуют, каждый день – какой-то праздник. Может быть, вместо празднований уже начать работать? Особенно священникам. Отправить их всех в Амурскую область – и пусть Дальний Восток осваивают и развивают».

– В свое время мы как раз Дальний Восток и осваивали...

Надо понимать, что такое празднование. Праздновать в светском понимании – это ничего не делать, пить, гулять, веселиться. А для нас праздник – это труд, когда мы трудимся ради прославления того или иного подвижника, прославляем его труды и подвиги. Мы каждый день празднуем память того или иного святого, а читая его житие, удивляемся жизни, которую он провел на этой земле, как он себя проявлял, как служил Богу, как был предан Богу. И, конечно, мы почитаем этого святого. Но это не значит, что мы пьем и гуляем. Мы совершаем богослужение в этот день, читаем акафисты.

Праздник – это не праздность, а труд. Это такой труд, что не каждый выдержит. Помню, когда был в Троице-Сергиевой лавре помощником ризничего, то в праздник преподобного Сергия Радонежского приезжали тысячи и тысячи мирян, сотни священнослужителей, архиереев, и всех надо было обслужить, всем помочь, подготовить все для литургий, которых проходит пять или шесть. Это труд. После такого праздника...

– …спина, наверное, мокрая.

– Надо отходить несколько недель, потому что напрягаешься, полностью отдаешь себя подготовке к празднику. И еще после праздника надо все привести в порядок. Это не праздность, а труд.

Праздновать память какого-то святого – это войти в труд подвижника, который подвизался когда-то на земле, совершая величайший труд. И мы, почитая его труд, тоже трудимся ради этого труженика на ниве Христовой. Стоять пять часов на ногах на всенощном бдении и совершать богослужение – это тоже непросто. А на следующий день – литургия, которая длится три часа (и даже больше по времени, когда большой праздник).

В обычной жизни, когда праздник, человек не идет на работу, сидит дома, встречается с родными, близкими. Это тоже неплохо, человеку нужен отдых. Но церковные праздники совсем другие в отличие от светских. У нас праздник – особое время, когда мы чтим того или иного святого, то или иное событие из жизни Церкви, жизни Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих. Это особое торжество, это ликование души. Почитая тех или иных святых (или событие), мы соприкасаемся с той благодатью Божией, которой они сподобились за большие труды, совершенные на этой земле, входим в этот труд в какой-то степени и получаем особую благодать. Но мы не сидим дома, празднуя этот день. Надо идти в церковь, помолиться, отстоять на службе несколько часов. И этот труд вознаграждается великой радостью и великой благодатью праздника.

Еще надо понимать, что на земле у нас Церковь земная, которая называется воинствующей. А на небе Господь, все Силы Небесные торжествуют, ликуют и прославляют этого святого за то, что он совершил тот или иной подвиг на земле. И этот подвиг длился всю его жизнь, а не один день. Подвижник всю свою жизнь трудился, и за этот труд его прославляют. И в этот церковный праздник мы соединяемся с Небесной Церковью, и ликование, радость и благодать, которые там есть, даются и нам; мы это чувствуем и радуемся. Поэтому мы готовы идти на службу и почтить память того или иного святого, который очень много потрудился.

Вот недавно мы праздновали память великомученика Пантелеимона. Это был совсем молодой человек, он глубоко поверил в Бога. Господь показал через него, что Он есть. Пантелеимон сказал: «Господи, если Ты услышишь меня и исполнишь мою просьбу, то я буду знать, что Ты есть, что мне и всем помогаешь». Когда он воззвал ко Христу, чтобы воскресить умершего отрока, который был укушен змеей, и эта змея разорвалась на куски, а отрок ожил, он понял, что Бог есть, что Господь слышит его, видит его. И, конечно, после этого он служил Богу день и ночь. И в те очень тяжелые годы, когда было гонение на христиан, проповедовал Истинного Бога. Потому что он почувствовал, что есть Бог. Людям, которые прославляли языческих богов, он говорил, что они заблуждаются, не тем путем пошли. Он говорил это, принимая мучения, страдания, убеждая людей, чтобы они избегали этого заблуждения. Видя его терпение, смирение, кротость, те чудеса, которые совершались во время его мучений, тысячи людей становились христианами. Вот подвиг. Почему же его не прославить?

– И тут ведь воспитательный момент. То, что Вы говорили, более понятно людям церковным. Но и для светских людей Церковь проводит в дни памяти тех или иных святых разные внебогослужебные мероприятия: конференции, лекции, беседы, выставки книг, концерты. Допустим, память Александра Невского мы празднуем не только богослужением и молитвой, но и массой мероприятий, которые рассказывают об этом святом...

– Мы это делаем для того, чтобы знали об этом событии не только верующие люди, которые приходят в церковь, но и все те, что находятся вне Церкви. Чтобы они знали, что есть такие славные люди, они жили на нашей Русской земле и освятили ее подвигами. И мы должны знать наших героев. Это герои духа, величайшие герои. Мы должны о них говорить, поэтому и проводим конференции, крестные ходы, различные мероприятия.

Если говорить об Александре Невском, то в этом году мы отмечаем 800-летие со дня его рождения, и в каждой епархии Русской Православной Церкви проходят мероприятия, связанные с его деятельностью. В Узбекистане тоже прошли уже некоторые мероприятия. К нам прибыла икона с мощами святого благоверного князя Александра Невского, и мы провели богослужения и мероприятия в Нукусе и Ургенче. Через эти места проходил когда-то путь Александра Невского в Орду, где он решал государственные вопросы о помощи или избавлении от чего-то. В общем, были дипломатические встречи. Поэтому мероприятие было очень интересно для всех, в том числе для тех, кто не слышал об этом святом и впервые узнал, что он был в тех местах и освятил своими стопами землю Узбекистана.

Была встреча с руководством Республики Каракалпакстан, с учащимися, студентами университетов. Это большая работа, не праздность, не безделье – огромная работа проведена, чтобы подготовить праздник и в то же время дать людям интеллектуальную пищу: кто такой Александр Невский, что он сделал и для чего мы его так прославляем. Это великое дело, не почивание на лаврах. Это был большой труд. Мы же прошли от Нукуса до Ургенча – это около трехсот километров: и туда надо, и сюда надо – везде все нужно организовать.

– Огромная просветительская работа.

– Да. Слава Богу, что нам это удалось. И местные власти пошли навстречу, во всем нам помогали, поддерживали. И очень красиво, хорошо все получилось.

Праздники для того, чтобы акцентировать внимание на том труде, который совершили наши предки, чтобы мы тоже были такими же тружениками на ниве Христовой, в государственной деятельности, на ниве просвещения народа Божьего, сеяли семена веры и благочестия. Ведь эти святые угодники Божии являются для нас примером в духовной жизни, примером нравственности, любви к Родине, к Православной Церкви. Вот что мы пытаемся в ходе праздника того или иного святого показать.

В русской традиции всегда было такое, что в семье каждый день читалось житие святого, память которого совершалась, потому что этот святой может дать нам  хорошие уроки не праздности, а труда: как он трудился, молился, совершал подвиг! Это воодушевляет человека на добрые дела, а не на безделье или пьянство.

Что касается Амурской области, я бы сказал, весь Дальний Восток как раз нашими миссионерами, которых чествуют там каждый день, освоен. Они и научили местных людей трудиться, жить по-христиански. Вот это труд, вот это празднование! Вот как мы празднуем. И благодаря этим труженикам, память которых там праздновали, мы приобрели эти земли. Не с оружием пошли туда, а с проповедью Евангелия. Поэтому на многих российских просторах сыграли большую роль наши миссионеры, проповедники, труженики, которых на местах чествуют каждый день и тем воодушевляются на труд и на подвиг.

– Вопрос о священстве и богатстве. «Насколько соответствует действительности мнение, что священники очень богатые люди? Можете ли Вы озвучить среднюю зарплату священника?»

– Если говорить по Ташкенту, то миллион по узбекским деньгам – это где-то сто долларов (или шесть тысяч рублей у нас, в России).

– Семь с половиной.

– Вот в основном зарплата священника. Ну, бывает и побольше чуть-чуть, но есть и меньше. Есть такое, что приходится помогать священнику, потому что на средства, которые имеет приход, он не может существовать. Поэтому ему приходится помогать, и епархия выплачивает какие-то субсидии. Обычно что мы делаем? Просто назначаем еще одну зарплату, чтобы как-то его поддержать, и он получает ежемесячно зарплату от епархии. Я не знаю, как в других местах. Да и когда я был здесь столько лет,  не сказал бы, что очень богатые наши священники. Так, ниже среднего.

Есть и такая особенность, что прихожане, люди верующие, богатые, конечно, делятся своим богатством с церковью. Они покупают красивые иконы, украшают купола золотом или покрывают их нитридом титана, под золото. Они делают большие богатые дары в церковь. Поэтому люди смотрят: «Ух ты, какие богатые батюшки здесь! Такие красивые иконы!»

– Впечатление такое складывается.

– Да. А так мы просим постоянно то одного, то другого, чтобы кто-то из людей, имеющих большие средства, помог украсить церковь, потому что церковь – это не мой дом, это дом Божий. И, конечно, Бога надо любить; хотя бы своими средствами, дарами, которые Сам Господь дает, выражать эту любовь. Поэтому если мы украшаем церковь, это не значит, что мы очень богатые люди. Это жертвуют наши прихожане; бывает, даже люди не совсем церковные и даже не совсем верующие, но вот приходят: «Я хотел бы помочь. Что вам нужно?» Ему говорят:  надо бы это сделать, то сделать. Вот они и делают. Это не значит, что священник или приход имеют точно такие же богатства. Священник старается дом Божий украсить. Это хорошо, но это делается не на средства прихода, потому что на них – только то, что необходимо для жизни, самое малое: оплатить, может быть, коммунальные услуги, свет, тепло, газ – это тоже очень немалые средства. И тоже даже иногда на это не хватает, приходится просить у некоторых людей, чтобы они нам помогли. А чтобы строить или ремонтировать, восстанавливать, реставрировать, что-то новое купить – это уже совсем с другой стороны мы ищем средства, привлекаем людей к этому. Кто-то откликается, кто-то нет. Многие откликаются, и слава Богу!

Есть и другая ситуация, когда состоятельные люди что-то получили от Бога через молитву того или иного священника и, конечно, готовы его одарить чем-то, покупают машину. «Ух ты! У священника недавно была одна машина, а сейчас уже другая!» А ему ее подарили, и неудобно отказаться. Тоже как-то человек обижается. И такое бывает. И даже квартиру покупают, дом покупают. И тоже: «Вроде приход небогатый, а у него и дом, и машина есть. Откуда все?» И вот у людей появляется мысль: что-то у священника такое есть – деньги, которые он скрывает, и проявляется это в том, что у него то машина, то дом, то еще какие-то вещи. Вот такая ситуация.

В основном, конечно, наши священнослужители не очень богатые. Почему-то сейчас в священники особо не идут.

– Богатство богатством, а в семинарию никто идти не хочет.

– Да. Все идут в бизнес. А в Церковь идут люди, которые жертвуют собой ради Бога, ради Царства Небесного, вечной жизни, ради того, чтобы помочь людям обрести истину, Христа. Вот почему идут туда, не из-за богатства.

Конечно, сейчас, к сожалению, когда есть пропаганда денег, богатства, люди ведутся на эту пропаганду и не идут служить Церкви, в семинарию, а идут в бизнес или в какие-то другие места, чтобы получить больше денег и жить богато. А у нас совсем по-другому жизнь протекает.

– Вы больше двенадцати лет служили в одной из самых крупных и богатых, считается, епархий Русской Православной Церкви – на Урале, в Свердловской области. У нас служило около пяти сотен священников.

– Шестьсот.

– Да. И за столько лет ни у одного батюшки не было «Мерседеса», даже старого. Но почему-то светские люди убеждены, что все попы ездят на «Мерседесах».

– Я помню, у одного батюшки был старый «Мерседес». И за это его упрекали постоянно. Когда я приглашал священников к себе, чтобы что-то выяснить, он приезжал, но позднее других. Я говорю: «Что ты так опаздываешь?» – «Владыка, простите, но по дороге сломалась машина, я ее ремонтировал полдня».

Лежал постоянно под ней. Я ему говорю: «Да ты его продай или кому-то отдай. Только искушаешь людей этим “Мерседесом”».

– На самом деле уровень жизни духовенства по сравнению с другими слоями населения местами даже ниже среднего. У сельских священников даже возникает проблема детей в школу собрать. В связи с этим обсуждается вопрос о возможности светской работы для священника, подработки. То есть священник в субботу, воскресенье служит в храме, а в будние дни работает на какой-то светской работе, чтобы прокормить семью. Ваше отношение к такому совмещению?

− Такой разработанный документ у нас есть. Может быть, на нашем Архиерейском Соборе  будем говорить о том, чтобы священнослужители совмещали свое священническое служение с какой-то светской работой, которая не мешала бы главному − служению. Конечно, Богом установлено, чтобы священник был соработником Христу и трудился для того, чтобы приводить людей к Богу. Христос Спаситель хочет всем спастись и в разум истины прийти. Поэтому Он и основал Церковь, установил священство: архиереев, священников и дьяконов, которые должны вести работу по окормлению людей.

Даже если священник работает где-то на предприятии (или на какой-то другой работе), он и там тоже должен служить: научать, направлять на путь истинный, на путь Царствия Божия тех, с кем вместе работает. Не всегда же священник идет для проповеди на предприятия, а если будет непосредственно там находиться, если он горит душой поработать ради Христа, то и там будет трудиться. Но, конечно, лучше всего, если священник полностью отдает себя Церкви. К сожалению, есть необходимость в материальной поддержке человека, облеченного в священнический сан. Но опять-таки мы к этому подходим очень осторожно, чтобы это не помешало главному в его жизни – служению Богу и людям. 

− Вопрос из другой сферы: отчего зависит и что значит количество куполов на храме?

− Это наша символика. Пять куполов, например: четыре евангелиста во главе со Христом Спасителем (главный купол). Все зависит от того, какой храм у священника есть возможность построить. Конечно, много куполов − это красиво, торжественно, но надо иметь на это средства. Все зависит от возможности священника или тех, кто помогает ему в строительстве храма. Конечно, купола имеют большое значение и украшают церковь.

− Церковь все время призывает к спасению (даже в сегодняшней программе мы об этом говорим). Но что это значит? От чего или от кого надо спасаться? Спасатели вроде в МЧС работают, а в Церкви что это значит?

− Мы сталкиваемся с тем, что люди путают спасение от пожара, наводнения или еще каких-то бедствий со спасением, которое принес нам Христос. Он Спаситель. Он спасает нас от вечных мучений. Он для этого пришел на землю. Человек, который следует за Христом и исполняет Его святую волю, Им спасается от вечных мучений, от гибели и получает Царство Небесное, которое есть радость, мир, благость; в котором нет болезней, скорбей, печалей. Вот от чего мы хотим избавиться. Когда мы не понимаем, что находимся на краю пропасти, совершаем много грехов и живем не по воле Божьей, а по воле своих страстей и дьявола, то, конечно, находимся в большой опасности погибнуть и вечно мучиться. А Господь не хочет погибели человеческой, Он хочет всем спастись и поэтому призывает: кто хочет достигнуть Царства Божия, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Не мы сами спасаемся, а спасает нас Христос, если мы идем за Ним, исполняем Его волю. Он наш Спаситель, Избавитель от вечных мучений. Конечно, в нашем современном обществе о вечных мучениях говорится очень поверхностно: все погибнут − и я погибну, все будут мучиться − и я буду мучиться. Это очень печальное состояние нашего общества, когда люди не боятся, не содрогаются от того, что после смерти их души встретит очень страшное явление: они будут ввержены в огонь неугасимый. И это страшно.

Немного повредили палец − и нам уже больно, а там нужно вечно мучиться. Когда человек это осознает, то, конечно, хочет от этого избавиться. Поэтому он делает здесь, на земле, все необходимое, чтобы избежать мучения, страха, ужаса, который там его ждет. Мы знаем, что многие неверующие люди, когда слышали, что ждет их после смерти, задумывались. Недавно мы праздновали память равноапостольного князя Владимира. К нему приходило много послов разных вероисповеданий. Когда к нему пришли православные греки и показали изображение того, что ждет после смерти  человека, который совершает те или иные грехи, Владимир задумался и говорит: «Я не хочу вечно мучиться». Потом это также подвигло его к тому, чтобы принять православие. Он стал христианином, даже ревностным, потому что не хотел погибнуть, хотел спастись.

В этом и есть понятие спасения: избавление от вечных мучений. Для этого Господь и Бог наш Иисус Христос воплотился от Девы Марии и Духа Святого, жил на земле, пострадал за нас, чтобы избавить нас от вечных мучений. Он открыл нам двери рая. Это великое добро, которое сделал для нас Христос Спаситель. Поэтому, конечно, мы должны благодарить Его, любить, ценить Его труд, подвиг ради нас. Апостол Павел говорит: дорогою ценою – ценою Своей крови, страданий − Христос дал нам блаженную жизнь, вечную радость и спас нас от вечных мучений.

И когда мы пренебрегаем этим, даже по-человечески это как-то некрасиво: кто-то сделал тебе добро, а ты не принимаешь его внимание. А тут Царь, Бог, Творец неба и земли совершил такой подвиг, а нас это не касается. Господь знает, что такое мучение, Он говорит: «Там плохо, страшно. Я готов вам помочь». И Господь помогает нам, если мы следуем за Ним, оставляем жизнь греховную и идем по пути Его воли. Мы избавляемся от страшных мучений, которые ждут людей, беспечно живущих на земле.

− Владыка, на телеканале «Союз» идет программа «Страсти и борьба с ними», а греческий святой Порфирий Кавсокаливит говорил, что не надо заниматься борьбой со страстями. Как это понимать?

− Надо посмотреть, почему он так сказал.

− Там идет речь о том, что не надо увлекаться борьбой со страстями.

− Когда человек хочет избавиться от страстей, это хорошо. Но если он полагается только на себя, на свои силы, это плохо. Твердо могу сказать: так нельзя. Надо бороться со страстями, но при этом полагаться на волю Божию, потому что не мы спасаем себя, а Господь спасает нас. Если бы можно было победить страсти самому, тогда не нужен был бы Христос, Его страдания. Таким образом мы отвергаем Христа. А когда я понимаю, что сам, страстный и грешный, не могу избавиться от страстей (хотя пытаюсь), Бог, видя мои посильные старания, придет на помощь и исцелит от страстей.

Мы знаем из жития о святом, который был разбойником, блудником, развратником; всю жизнь убивал. А коснулась его благодать Божия − и он пошел в монастырь. Там его так сильно бороли страсти, что он места себе не находил; чего только не делал, ничего не помогает.  Старец ему говорит: «Вот лампадка не горит. Ты молись теми молитвами, какие у нас есть в Церкви (Иисусова молитва, молитва Божьей Матери и другие), и когда она загорится, Господь тебя исцелит от страстей». Вот он молится десять лет, пятнадцать лет, и только на пятнадцатый год лампадка загорелась. Это и есть терпение, смирение, послушание воле Божией.  Он стал свободен от этих страстей. Но это не его подвиги, это сделал Христос. Он мог бы подвизаться еще 30 лет – и ничего не достичь. Но он надеялся не на себя, а на Бога.

Преподобный Силуан Афонский тоже 15 лет имел некоторые трудности, страсти, с которыми ничего не мог поделать. Он говорил: «Господи, но я же причащаюсь, молюсь, пощусь, тружусь – почему?» Потом явился Господь и сказал: «Я был рядом с тобой, смотрел, как ты несешь свой подвиг». Когда Бог посчитал нужным, то снял с него все, и тот стал свободным. Это показатель того, что нужно познать истину, то есть Христа, и Он сделает нас свободными. Есть страсти: мы в рабстве этих страстей, и только Христос может нас освободить. Когда мы думаем так – это правильно. Я так понимаю этого святого старца.

– Владыка, недавно мы праздновали день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Этот святой был целителем. Почему сейчас Церковь выступает против целителей?

– Это подмена понятий.  У нас есть много святых угодников-целителей. Они все до единого были целителями, могли излечивать разные болезни. Но проявлялось это по-разному: кто-то больше врачевал головные боли, кто-то – другое. На самом деле все они могут исцелять от различных болезней.

Эти люди получили дар исцеления от Бога как результат величайшего подвига, очищения от многих страстей. Самое главное, от чего исцелился святой великомученик Пантелеимон, – это от гордости, высокоумия, высокого мнения о себе. Он говорил: «Не я это делаю». Апостол Павел тоже говорил: «Это не я делаю, но Христос через меня, грешного». Когда его мучили, он сказал: «Моя сила – это Христос, Бог, Который совершает через меня эти исцеления». Вот настоящие целители.

Мы знаем, что грешных людей Господь не слышит. Даже когда Христос исцелил слепорожденного, люди спрашивали у того, как он исцелился. Люди этому никак не верили. Он говорил им: «Как же вы не верите? Грешных людей Бог не слышит. Если бы тот Человек не был святым – у Него бы не получилось. Значит, Он святой». Тогда бывший слепой еще не знал, что это Христос. Потом Господь спросил у него: «Веришь ли, что Я – Христос Спаситель?» Он ответил: «Верую, Господи», – и уже служил Ему. В народе было понятие, что исцелять могут только святые.

Целители в телевизоре – не подвижники духа, не герои духа. Они получили какую-то силу, но не Божественную. Есть другая сила, дьявольская, которая может что-то делать для обмана людей; для того, чтобы отвести человека от Бога. Вся мудрость в этом. Поэтому они в какой-то степени помогают, но потом человек заболевает снова – это замкнутый круг. Люди, которые совершают такие исцеления, – не люди благодати Божией, Христовой. Они не получили ее за труды и подвиги, отрекаясь от всего земного, земных удовольствий и наслаждений, полностью отдав себя Богу. Когда человек живет со всеми страстями, грехами и исцеляет будто от Бога, ставя перед собой иконы, свечи и еще что-то, – это глубочайший обман. Призываю всех не идти на этот обман.

Потом люди каются, что у них ничего не получилось, болезни и жизненные трудности усугубились. И они, естественно, приходят в церковь. Мы не говорим им: надо сто свечей или тридцать три... А говорим: надо очистить свою душу, исправить свою жизнь, те или иные грехи, и тогда Господь даст исцеление. В этом весь секрет болезни. Но человек не хочет трудиться: он хочет нажать на кнопку; приходит к нам, готовый отдать любые деньги, лишь бы всё сделали за него. Но я могу только подсказать, что делать: исправиться.

Надо ходить в церковь по воскресным дням и в субботу вечером: это долг каждого христианина. Если вы говорите, что христиане, – почему в храм не ходите? Это нарушение заповеди Божией,  вы идете против Бога. Если идете против Бога – Он не помогает. Хотите, чтобы Он помогал, – ходите в церковь. Церковь – лечебница для души и тела, там лечатся. Вы увидите, как исцелитесь, когда просто сходите в церковь.

Да, для человека это тяжело, непривычно. Понятно, что дьявол не любит, когда человек столько времени служит ему, а потом идет в церковь. Поэтому он крутит человека, чтобы тот не шел в церковь. Но надо преодолеть эту болезнь, эту ломку и стоять в церкви, знать: «Здесь мое лечение». Тогда все будет. Но есть и другие ситуации, которые нужно исправить. Сейчас очень модны стали «пробные» браки…

– «Гражданские» браки…

– «Пробные» – пробуют, как получится. Ужасное что-то творится. И при этом нет никакого счастья, никакого успеха в жизни, ничего нет. На грехе счастья не построишь, а если в чистоте жить, то Господь дает милость и благословение. Так что много у нас есть таких грехов, от которых нужно отказаться. И получить от Бога благословение и исцеление.

Нужно понимать: трудности возникают потому, что человек отступил от Бога. Возвращайтесь к Богу, и все получится. Дьявол же имеет свойство делать только зло, у него совсем нет доброты. И хотя ты служишь ему, он тебе сделает зло. А если служишь Богу, то Бог дает только добро, потому что Господь есть любовь. Это все очень просто, но люди как-то заблуждаются, не понимают этого.

– Владыка, с 14 по 27 августа в церковном календаре Успенский пост. Как его провести? И не являются ли посты архаикой, от которой надо постепенно уходить к более современному укладу жизни?

– К более современному укладу жизни – это значит отступать от Бога, так получается. Легче без постов, без молитв, без хождения в церковь – все это, конечно, по-современному. А на самом деле нам нужно сохранить тот уклад жизни, который был предназначен нам с древних времен, он актуален и на сегодняшний день.

Все посты имеют очень глубокий смысл. Из-за нарушения поста совершилась всемирная катастрофа. Адам и Ева нарушили пост, который Господь им дал. Этот пост был дан для того, чтобы укрепить их в преданности Богу, в вере в Бога, в любви к Богу, чтобы человек был тесно связан с Богом.

Но человек отступил от этого и был изгнан из рая – случилась катастрофа. Господь пришел на землю, восстановил все и дал  заповедь о посте, так как без поста не спастись. Когда Он пришел на землю, то Сам 40 дней и 40 ночей постился. Ему, конечно, этот пост не нужен был, но Он показал нам пример, чтобы мы не отступали от заповеди, которая была дана еще в раю.

Мы, как дети Адама и Евы, восполняем то, что они не сделали в свое время. То есть мы сейчас постимся из-за них; и не потому, что они виноваты, а потому, что знаем: без этого поста мы тоже можем потерять рай. Пост имеет очень большое значение для нашего спасения. Пост ведь не только телесный. Мы не едим мясные и молочные продукты для того, чтобы ослабить свои плотские страсти, чтобы мы могли вместо них вместить благодать Божью, которая дается через молитву, воздержание, исполнение воли Божьей. Мы постимся – значит, исполняем волю Божью. Если не постимся – отрекаемся от воли Божьей. Вот ведь какая ценность.

Взять, в частности, пост Успенский. Божьей Матери явился Архистратиг Гавриил и сказал Ей, что Господь придет, заберет Ее душу, отнесет на небо, что Она оставит этот мир. То есть это успение (или, как мы говорим, смерть). И что Она сделала? Не стала пиршествовать – пить, гулять, как обычно люди делают, чтобы успеть насладиться всеми удовольствиями. Она усугубила пост, в течение двух недель постилась, молилась, готовилась к встрече со Своим возлюбленным Сыном, Который пришел с неба воскресший во плоти, что принял от Нее же, но во плоти обновленной, чтобы взять Ее душу. Это же великое событие! И Она к этому событию готовилась постом и молитвой, воздержанием и вниманием к Себе, чтобы никакой грех не препятствовал Ее возлюбленному Сыну взять Ее душу и вознести на небо. Грех  и есть то, от чего Бог отвращается.

И вот Божья Матерь так молилась. А мы, как дети Божьи, как дети Божьей Матери, вместе с Ней совершаем подвиг поста и молитвы. Поэтому Успенский пост такой строгий – Она тоже строго готовилась к Своей встрече со Христом. Мы, когда попостимся в дни Успенского поста, тоже будем встречаться с Божьей Матерью в день Ее успения и будем получать от Нее благодарность, чтобы Она нас покрывала Своим омофором, слышала наши молитвы, потому что мы ради Нее и ради нашего спасения совершили такой небольшой подвиг.

И мы через это приобретаем особое благоволение Божьей Матери. В течение всего года Она будет нас покрывать, миловать, прощать, умолять Бога, Своего Сына возлюбленного, чтобы Господь избавил нас от многих праведных прещений, которых мы достойны за наши отступления греховные. Она, как Мать, может заступиться за нас. Вот что мы хотим делать этим постом. Поэтому, думаю, надо так воодушевиться, чтобы поститься от всей души.

– В завершение беседы, владыка, Ваше напутствие нашим зрителям, слушателям и читателям.

– Дорогие братья и сестры! Я очень рад, что имею возможность выступить на телеканале «Союз». Слава Богу, что уже более16 лет он вещает. И я слышу много хороших отзывов, что многие люди благодаря этому телеканалу обрели Бога, истину. Это самое главное, ради чего мы этот канал основали.

Дай Бог, чтобы через этот канал люди не только слышали истину, но и старались услышанное исполнять. В Евангелии говорится неоднократно о том, что не слушатели закона Божьего будут спасены, но исполнители воли Божьей. Это очень важно. Сейчас такое время, когда мы очень много слышим, много знаем, много информации есть и о Боге, и о Церкви, и о святых угодниках Божьих. Но нужно воодушевиться на то, чтобы это все исполнять в своей личной жизни. И тогда, конечно, будет очень большая польза от нашего слышания. В Евангелии есть такие слова: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Господь желает, чтобы не беззакония творили, а выполняли Его святую волю, Его заповеди, которые Он нам оставил. Тогда, конечно, будет очень большая польза для нашего спасения от слышания проповедей, в том числе и тех, которые наш Святейший Патриарх Кирилл очень мудро, красиво говорит. Так что надо все это принимать, слушать, но в то же время и делать.

– Спаси, Господи, за наставления! А нашим зрителям желаю не только внимательно слушать то, о чем говорится на телеканале «Союз», но и воспринимать эти наставления, и исполнять. Спасибо!

Ведущий Димитрий (Байбаков), архимандрит

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​