Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

8 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На праздничное богослужение в честь великомученицы Екатерины в Екатеринбург прибыл митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Владыка, порой можно услышать, что у нас, православных, сплошные посты. Но у нас на самом деле сплошные праздники. Если взять, например, Рождественский пост, то просто череда праздников: день памяти святителя Филарета Московского, Введение во храм Пресвятой Богородицы, день памяти благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, далее – святителя Николая Чудотворца, Саввы Освященного, Спиридона Тримифунтского, пророка Даниила, праведного Симеона Верхотурского... Только живи да радуйся! В столь сложное время, как сейчас, эти имена и личности воспринимаются по-особому: мы начинаем более внимательно всматриваться в их жития и понимаем, что практически ни один не жил в спокойное, мирное, благополучное время. Всегда это был путь преодоления, каких-то общественно-политических нестроений и личных испытаний.

Возьмем праведных родителей Пресвятой Девы Марии Иоакима и Анну: им пришлось совершить великий подвиг. Хотя сейчас мы это, может быть, так не воспринимаем и не задумываемся о том, сколько испытаний у них было. Нам порой кажется, что такого, как мы переживаем сейчас, никогда не было. Все-таки не было таких возможностей контроля личности человека, приведения всех к единому знаменателю, не самому лучшему, не богоподобному. И от этого, конечно, людям очень тревожно.

Многие из нас, пришедшие в Церковь в девяностые годы, не имеют опыта жизни в условиях гонений. Но сейчас мы его, наверное, приобретем. У Вас такой опыт есть, потому что Вы родились в атеистическом Советском Союзе в верующей семье. Расскажите, пожалуйста, с чем Вам приходилось сталкиваться? Как люди проживали то, что они как бы люди второго сорта в понимании государства? Было ли такое? Как Вас настраивали родители? Как Вы сами осмысляли свое состояние, когда стали уже более взрослым?

– Я благодарен моим родителям, они очень много мне дали, очень много укрепляли в вере, чтобы не поддаваться трудностям, которые есть у верующего человека. Тогда верующий человек был как бы раздираем на две части: идешь в общество (в школу, например) – там говорят одно, дома – говорят другое. В школе говорят, что Бога нет, дома – что Бог есть. Конечно, нужно было как-то настроиться и принять какую-то сторону. Мудрость моих родителей была в том, что они это видели, чувствовали и приходили на помощь.

Бывало, придешь со школы, родители смотрят и говорят: «Что-то у тебя не то. А ну-ка, расскажи, что такое». И рассказываешь, что был урок истории, преподаватель – хороший, прекрасный человек, но такое сказал против святых преподобных столпников, что душа содрогается, кощунство просто!.. Отец начинал объяснять, рассказывать, как-то укреплять, чтобы я мог отойти от того рассказа преподавателя, который говорил очень грамотно, красивой и поставленной речью и даже убедительно. Отцу приходилось тоже грамотно и красиво говорить, хотя он, может быть, и не имел такого высокого образования.

Отец мне говорил: «Ты слушай, но имей свое мнение. Хотя я не оканчивал много классов, мне этого хватает для того, чтобы разобраться в жизни. Я прошел много испытаний в этой жизни и вижу, как меня Господь вел и отводил от всяких трудностей, которые заставляли идти в ногу с этой греховной жизнью. Я имею опыт, могу его тебе передать, тем более я отвечаю за тебя перед Богом. Они не будут отвечать, а я буду, потому что отец твой и должен дать ответ перед Богом на Страшном Суде, как я тебя воспитывал. Ты должен больше слушать отца и мать, чем остальных, которые тебя окружают».

Уважение и любовь к родителям дали мне то, что я не пошел на сторону, на которую меня склоняли всякими путями: и унижениями, и оскорблениями. Слава Богу, в то время не били, не мучили, но словесное унижение, оскорбление было. Конечно, это было неприятно, когда тебя перед всеми обзывают, осмеивают, выражают свое недовольство. Унижали и оскорбляли за то, что мы – верующие люди. Но, благодаря родителям, мы смогли преодолеть эту ситуацию. Слава Богу, что Господь дал таких родителей, которые очень внимательно смотрели за всеми моими движениями и очень деликатно направляли в сторону Бога, веры, благочестия, благочестивой жизни.

Помню, мой отец говорил: «Я тебе не могу дать ничего материального: ни дом купить, ни машину, ни даже велосипед. Но я дам тебе самое главное – веру в Живого Бога. Если ты выберешь этот путь, то будешь очень счастливым человеком на земле. И если будешь слушаться меня, Господь тебе даст очень многое». Это же заповедь Господня: почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Вот такие были мудрые слова отца о том, что родители дают не материальные блага, а Бога, духовность, воспитание духовное и нравственное, чтобы быть человеком честным, порядочным, которого уважали бы и любили... Хотя были большие трудности, которые уводили в сторону греха, неверия и даже кощунственного отношения к вере.

– Владыка, Ваши папа и мама, наверное, тоже сталкивались с негативным к себе отношением, потому что сами верны Христу, да еще и детей своих так воспитывали. Вас сколько в семье было?

– Двое, мы с братом. Конечно, они испытывали большие трудности, сложности в жизни, но тогда, может быть, я еще не понимал многого. Я только замечал, что когда им было очень трудно, они усугубляли молитву. Они вставали ночью, читали акафисты, молились очень усердно, чтобы Господь сохранял от трудностей, которые они испытывали. Мы, будучи маленькими и видя, что они молятся, тоже что-то читали, клали поклоны, участвовали в молитве, старались им чем-то помочь, поддержать. Чувствовали, что им плохо, хотя они ничего не говорили...

– То есть они вам не жаловались?

– Они ни о чем не говорили. Мы просто видели, что им очень тревожно, сложно, неприятно, что они между собой что-то обсуждали. И отец говорил, что только один Господь может все наладить. Поэтому они усугубляли молитву, и с Божьей помощью совершалось чудо...

– То есть у Вас есть опыт из детства, что когда искушение, было усиленное обращение к Богу – и ситуация разрешалась. Это очень важный опыт. Когда Вы стали взрослым, будучи верующим и живя в атеистическом Советском Союзе, Вы себя осознавали как человека, которого не воспринимают как полноценного? Мол, только бабки необразованные верят...

– Было такое. Мои двоюродные братья, сестры, конечно, пошли немножко по другому пути. И родственники тоже. И, конечно, они на нас смотрели по-другому, как на людей второго сорта, с какими-то уклонениями. Но я бы сказал, что все-таки мы их победили, что бы они ни говорили и как бы на нас ни обижались. В институтах тогда мы учили атеизм, могли говорить с точки зрения научного атеизма. Духовных книг не было, мы ничего не могли читать. Вера в Бога у меня была глубокая, сильная, но не хватало слов все это объяснить, рассказать, доказать. Я чувствовал, что все не так, как нам говорят, но объяснить не мог, не знал как.

Я ходил в церковь. В то время если молодые люди ходили в церковь, это было что-то необычное; молодежи в церкви совсем не было. Владыка Варфоломей видел, что я часто хожу в храм, и приблизил меня к себе. Однажды он мне сказал: «Не хочешь учиться в семинарии?» Я тогда понятия не имел, что такое семинария. Он сказал, что там я смогу получить знания о Боге, о Царствии Божием, буду знать, что отвечать людям, и если сейчас моя вера внутри, то, научившись, я смогу выразить свою веру. Для меня это было как бальзам на сердце. Когда я стал учиться в семинарии, я действительно уже мог людям что-то объяснять.

Потом наши родственники, конечно, восприняли уже нас по-другому: с уважением, даже с какой-то гордостью за нас, что мы пошли по этому пути. И сейчас мы встречаемся; они, конечно, уже люди в возрасте, даже престарелые. Если раньше они думали, что у меня с головой не в порядке, то сейчас  видят, что  все в порядке, и радуются, что наши отношения сложились по-другому: с почтением, уважением друг к другу.

– Вы упомянули учебу в семинарии. Помню, Вы однажды сказали, что первую свою проповедь произнесли на праздник святого Саввы Освященного. Это было на каком-то курсе семинарии?

– Учась в семинарии, мы периодически говорили проповеди. А это было уже в то время, когда я стал священнослужителем, иеромонахом. Это была одна из первых моих проповедей. А в семинарии мы, конечно, проповедовали, когда подходила очередь по расписанию. Но после того как становишься священнослужителем, уже по-другому относишься к проповеди, более ответственно. Я помню, очень долго готовился, изучал, выучил к этой проповеди выдержки из Священного Писания, чтобы проповедь была более серьезной.

– А помните, о чем говорили? На какую тему?

– В основном говорил о житии Саввы Освященного, немножко о его священнической деятельности. Почему он был Савва Освященный? Потому что он был освящен благодатью священства.

– Лавра Саввы Освященного, конечно, производит впечатление. Хотя я видела ее только со стороны, потому что женщин не пускают. Вот так добровольно поселиться среди пустыни, в таких условиях – это как надо быть уверенным в правильности выбранного пути, что именно этот путь приведет ко Христу!.. Впечатление, конечно, незабываемое от того, что видишь со стороны. И они ведь там очень строгие аскеты, по сей день придерживаются того, что заповедал святой Савва.

Владыка, вернемся к проблемам этих дней, которые всё обостряются и обостряются. Люди очень и очень переживают об этом. Огромное смущение вызывает система QR-кодов как средство электронного контроля. Многие христиане (и миряне, и духовенство) высказывают, наверное, вполне обоснованные опасения, что в случае прихода к власти откровенно антихристианских сил дожать человека будет гораздо проще, потому что ото всех благ можно будет отключить просто мановением руки. Что сложнее было сделать, когда вся информация о человеке не находилась в какой-то одной точке, а эта точка – еще и в электронной системе. То есть кнопочку нажал – и все: ни учиться, ни лечиться, ни работать, ни воспользоваться общественным транспортом...

Мы сейчас не говорим о прививках – это вопрос медицинский, мы его не касаемся. Хотя все как-то переплелось. Мы говорим о введенной в ходе кампании по вакцинации беспрецедентной системе электронного контроля, о системе разделения внутри общества, которая, к сожалению, культивируется. Как Вы оцениваете идею QR-кодов как средство допуска или недопуска людей к каким-то материальным благам? Причем к самым необходимым жизненным благам...

– Я бы ответил немножко с другой стороны. Господь Иисус Христос дал нам свободную волю и эту свободную волю не нарушает. И Он хочет, чтобы мы выполняли волю Божию. Грехопадением наших прародителей мы попали во власть дьявола; наша воля порабощена дьявольской силой. Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от этого плена греховного и плена бесовского, дьявольского. И Он победил. Он говорил: «Я пришел на землю не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Отца Моего Небесного». Когда-то люди подчинили свою волю дьяволу: отказались от воли Божией непослушанием в раю. Сейчас мы уже поняли, что плохо и очень скорбно находиться в рабстве греха, в подчинении воле дьявола. Господь на протяжении всей истории нам постоянно напоминает: исполняйте волю Божию, потому что она святая, чистая, ведущая к благу земному и небесному, к вечной блаженной жизни.

Сейчас мы видим, что человечество больше подчинилось не Божией воле, а своей, греховной. Греховной – значит, бесовской, дьявольской. Середины здесь быть не может: либо ты с Богом, либо с дьяволом. Можно сказать, не хотите выполнять волю Божию – будете выполнять волю дьявола. Вот эти QR-коды – это как раз эта ситуация. Если бы мы встрепенулись, немножко вздрогнули и сказали: «Что-то тут не то! Надо исправить это»... Как исправить? Подчинением своей воли воле Божией. Посмотрите каждый на себя и задумайтесь: в чем я исполняю волю Божию, а в чем не исполняю, в чем полностью отдан воле дьявола?.. Сейчас идет Рождественский пост, время для покаяния, исправления. Мы могли бы свою волю полностью отдать воле Бога. Воля Божия может сделать так, чтобы ситуация с порабощением нашей воли дьяволу не случилась. Вся проблема здесь. Поэтому от нас все зависит.

Конечно, это очень плохо, когда постоянно находишься под наблюдением. Нажали – и ты не можешь куда-то поехать, что-то сделать. Это очень плохо. Но все это следствие чего? Следствие того, что мы подчинились воле дьявола, а он делает свое дело.

– Получается, мы должны сделать то, что от нас зависит. Причем сделать каждый сам с собой. А Господь сделает то, что уже в Его власти.

– Он тоже имеет «кнопку» и в любой момент может снять систему QR-кодов и оставить нас в покое, в свободе. Я так думаю. Но для этого нужен очень большой подвиг...

– Но это уже вдохновляет.

– Нужен большой подвиг, чтобы мы взялись за дело и жили волей Божией во всем. Вот мы говорили о святых, что они тоже жили в очень непростых условиях. Но они не шли на поводу у дьявола, не исполняли дьявольской воли. Как сейчас говорят, они шли против течения, были белыми воронами. Но они шли, потому что знали, что это останавливает действие дьявольской силы, которая порабощает всех и вся.

Тогда заставляли кланяться языческим богам, и это тоже было сложно и очень неприятно. Если кто-то узнал бы, что ты не пришел на какой-то языческий праздник, то за это ждали мучения, прещения и всякие наказания. Тоже было не лучшее время. Но сейчас все более изощренно, на основе новых технологий.

– И очень важно напоминать себе, другим, что Господь не перестал управлять этим миром,  Он нас не разлюбил. Правда же?

– Да. Здесь не надо никого винить, мы сами виноваты, потому что сами поддались этому. Что бы нам ни предлагали, мы готовы взять, не размышляя о том, правильно это или неправильно, угодно это Богу или нет. Можно многое перечислить, в чем мы согрешаем постоянно. Даже внешний вид общества: всех одели в одну одежду. Подумайте, что это значит? Мы добровольно пошли на это. А где же культура? Где стыд, совесть? Всё потеряли. Это я привел простую ситуацию, только внешний вид. Это очень большой показатель.

Помню, раньше заедешь в одну деревню – там своя красивая одежда, какие-то свои особенности. В другом селении – по-другому. И имелась какая-то нравственная основа. Была одежда для тех, кто сохранил целомудрие, одежда для тех, кто не сохранил... Эти моменты культивировались, на них обращали большое внимание. А сейчас – одно и то же. Вот где QR-код, он уже есть. Просто теперь мы идем дальше. В любой стране мира одна и та же одежда! О чем тут говорить?..

– То есть верный в малом и во многом верен.

– Да.

– Владыка, уже, наверное, года два, как мы активно прощаемся с людьми. И с молодыми, и старыми... Столько похорон, наверное, не было. Вопрос, поступивший от телезрителя: «Были ли в Вашей жизни периоды, когда вокруг умирало столько людей, как сейчас? Как это объяснить с духовной точки зрения?»

– Мы сейчас говорили о том, что все в руках Божиих. Господь управляет жизнью каждого человека, и Он определяет, сколько каждому жить. Конечно, есть и другая ситуация, когда вмешивается другая сила, бесовская, которая насилует волю человека и причиняет такую скорбь, болезнь, что человек прежде времени уходит из этой жизни. Господь попускает это по каким-то нашим греховным ситуациям. Мы знаем из притчи о гадаринском бесноватом, что бесы не могли даже войти в свиней без разрешения Господа нашего Иисуса Христа. Почему Господь разрешил им войти в свиней? Потому, что там есть грех; чтобы обличить грех.

Так же и здесь: когда мы видим, что есть такая ситуация, значит, это попущение Божие за грех. Грехов очень много: однополые браки, так называемые гражданские браки. Все это вопиет к Богу с такой силой, что Господь и посылает нам какие-то вразумления. Чтобы возвратиться к целомудрию, нужно просто взять себя в руки и вступать в брак только после регистрации и венчания. И Господь отвратит Свой праведный гнев. Много грехов, которые нужно исправлять. А кто слушает? Все поступают по своей воле. Ну, идите по своей воле, только воля ваша приводит в рабство. А воля Божия ведет к свободе. Все очень просто.

– Еще один вопрос, поступивший от зрителей: «Если в нашей жизни не будет Бога, что тогда произойдет? Может ли человек, создавая другую реальность, исключить в ней существование Бога, став сам творцом и создателем системы новой жизни?»

Видимо, такие попытки сейчас как раз и происходят.

– Это возвращение к тому времени, когда строилась Вавилонская башня, когда люди считали, что так высоко поднялись в своем развитии, что могут жить и без Бога. Господь показал через эту эпидемию, через этот вирус, что, имея много совершеннейших технологий, мы ничего не можем сделать. Весь мир окутан этим вирусом, люди умирают. Покажите здесь ваши технологии!..

Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом в одном из своих выступлений, к чему приводит жизнь без Бога. Это приводит к тому, что мы себя самоуничтожаем. Поэтому надо верить в Бога, любить Бога, жить с Богом, по воле Божией, по заповедям Божиим, и тогда все будет в порядке.

Посмотрите ветхозаветную историю: сколько раз народ уклонялся от Бога, столько раз попадал в тяжелейшие беды – рабство, изгнание, уничтожение. Ужасные вещи происходили! Господь говорит нам в Священном Писании: будете выполнять Мою волю, будете защищены от всех бед и напастей, будете жить очень хорошо. Не будете – будете иметь много проблем, болезней и трудностей. Слова, сказанные пророком Давидом, конечно, очень красивые и доходят до сердца.

Сейчас мы попали в такую же ситуацию, и Господь говорит нам этими же словами: будете выполнять Мою волю, жить по заповедям, по воле Божией – Я вас защищу. Но если мы этого не делаем?.. Мы только декларируем, что православные, верующие, а на самом деле далеки от веры. Как говорит Господь, обличая нас, чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.

– Еще один вопрос от зрителей: «Как понять волю Божию о себе? Как научиться доверять Промыслу Божьему?»

– Воля Божия очень простая, ее не надо усложнять. Читайте Евангелие и выполняйте то, что там написано. Это воля Божия. В Священном Писании Бог открыл нам Свою волю, чтобы мы ее выполняли, жили по ней. Чем ближе мы приближаем Евангелие к своей жизни, тем ближе мы к Богу, к Царству Небесному, к вечной жизни, к благу земному и небесному.

– А как научиться доверять Промыслу Божьему?

– Если мы просвещены светом евангельского учения, то увидим, что это Промысл Божий и что он ведет нас к благу. Есть одна проблема: Господь стучится в наше сердце постоянно, но мы не открываем; мы еще хотим пожить той жизнью, которая отдаляет нас от Бога. Человек как бы хочет побыть с самим собой, но на самом деле он не с самим собой, а с дьяволом. Человек имеет свободную волю и выбирает то, что хочет. А получит то, что выбрал: благо или зло, вечную жизнь или вечные мучения. Все очень ясно сказано в Священном Писании. Что сказано – тому и надо доверять.

– Вопрос от зрителя про конкретные грехи: «Осуждение в нашем обществе стало нормой, ропот – привычкой. Эти семена разрастаются в душе как горчичное дерево вместо добродетелей. Как не дать им прорасти? Чем их выводить?»

– Действительно, ропот, недовольство, осуждение стали нормой жизни в нашем обществе; даже среди православных, к сожалению. Это разрушительная сила. Это разрушает душу, тело, семью и общество. Если взять, например, революцию 1917 года, то она была на основе недовольства, ропота и осуждения. И ведь она разрушила сильнейшую, величайшую империю. Все начиналось с отдельных людей в обществе и дошло до такого уровня, когда пострадала вся страна.

Это горький опыт, который мы испытали в начале XX столетия, должен нас научить, что роптать, недовольствовать нельзя. Осуждать – тем  более. В Священном Писании есть такие слова, которые я передам сейчас своими словами. Тот, кто недоволен тем, что у него есть, потеряет то, что имеет. Кто доволен тем, что имеет, получит больше, чем имеет.

Так и получилось тогда: люди говорили, что плохо живут, надо убрать эту власть, она нас тяготит, держит в рабстве.  И получилось так, что более ста лет мы живем вне той власти, которая была до революции, но не достигли того уровня благосостояния, которое было до революции.

– По рождаемости – вообще несравнимо.

– Вот результат. Это должно быть нам уроком, чтобы прекратить осуждать и выражать недовольство. Будьте довольны тем, что есть, и получите больше.

Сегодня такая же ситуация: все недовольны властью и так далее. Мы уже проходили это. Может, хватит? Давайте будем трудиться, жить и созидать правду Божию в мире, согласии, трудолюбии. Осуждение, недовольство и ропот помрачают наш разум. Мы даже не знаем, чего хотим. Иногда смотришь передачи, человека спрашивают: зачем ты пришел на этот митинг? Отвечает: все пришли. Человек даже не знает, для чего пришел, просто кричит... Вот наша действительность.

Нужно более разумно относиться к своей жизни и жить для созидания, но не для разрушения. Это наш долг христианский и просто человеческий. Человек должен созидать, а не разрушать. А ропот и недовольство только разрушают. Надо быть довольными, видеть хорошие, добрые дела в нашем обществе. Да, есть плохое, но надо больший акцент делать на добром, тогда это созидает общество.

Я благодарен телеканалу «Союз», что здесь только хорошее показывают в  передачах, а все трудности, негативные стороны жизни не показывают, потому что их очень много показывают на светских телеканалах, и человеку от этого легче не становится. Добрые передачи воодушевляют на доброе. Негативные – настраивают на негатив. Вот такая атмосфера в жизни нашего общества в современном мире. Надо что-то доброе, хорошее говорить, к доброму стремиться и созидать доброе. Ситуация, в которую мы сейчас попали (QR-коды и так далее), – из-за того, что мы всем недовольны. Теперь будем довольны.

– Вы упомянули о трагических для истории событиях 1917–1918 годов. С посмертной судьбой Царственных страстотерпцев и их верных слуг связан вопрос от наших зрителей, он касается екатеринбургских останков. Пока безрезультатными оказываются попытки наладить диалог между экспертами официального следствия и теми, кто по зову сердца и в рамках своей профессиональной компетенции задает вопросы. В конце ноября православный фонд имени святителя Василия Великого собирал конференцию в Москве, куда были приглашены обе стороны. К сожалению, от официальной стороны, от тех, кто поддерживает версию, что в Поросенковом Логу были найдены мощи Царственных страстотерпцев и их верных слуг, было только два человека – Владимир Николаевич Соловьев, следователь, и Сергей Алексеевич Никитин, эксперт. Все остальные сказали нет, приглашение было отвергнуто, хотя условия для работы были созданы хорошие.

Конференция была очень мощная, длилась больше семи часов. Там были очень основательные выступления, в том числе были показаны экспертизы, проведенные эксперименты; например, для ответа на вопрос, возможно ли было вообще уничтожить одиннадцать тел за двое суток. Ответ: да, возможно. И там все очень наглядно.

Но, к сожалению, такое впечатление, что вопросы есть, попытки как-то все научно обосновать, расследовать тоже есть, но опять не слышат. Есть одна версия, она взята как магистральная, а все недоумения остаются неуслышанными. И люди очень переживают из-за этого. Те люди, которые приезжают в Екатеринбург на Царские дни. Всенощное бдение 16 июля вечером, потом Божественная литургия, потом Царский крестный ход, потом моление в монастыре Царственных Страстотерпцев. Потом люди едут еще в Алапаевск. Это самая активная часть, люди, способные на подвиг ради любви ко Христу и Его святым. Получается, что может быть нанесен такой удар по тем, кто ищет правду и вообще-то знает ответ на вопрос, где останки святых, что с ними произошло, и согласны с выводами следователя Николая Алексеевича Соколова, которые он сделал в 1919 году, что святые мощи были просто уничтожены.

– К тому исследованию, которое шло в последнее время, Святейший Патриарх очень серьезно относится. Он говорит, что все результаты исследований, экспертиз должны быть обнародованы; люди должны это посмотреть, исследовать и на все вопросы получить ответы. Я думаю, так и случится; и, как Вы сказали, и обе стороны получат вразумительные ответы на все недоуменные вопросы, которые есть. Дай Бог, чтобы так случилось, чтобы Господь позволил выяснить все до конца.

Потому этот вопрос и затягивается  – Церковь хочет, чтобы все было выяснено и никаких недоумений не было. Потому что это очень ответственно: признавать или не признавать останки. Люди должны кланяться тем останкам, которые действительно являются царскими или святыми, которые мы должны почитать. Это серьезный вопрос. И Святейший Патриарх относится к этому очень серьезно. Надо до конца разобраться и получить все ответы. Чтобы не получилось так, что решение приняли, а многие не согласны с этими экспертизами, решениями. Мы должны дать ответ всем людям. Такая задача ставится Церковью.

– Задача именно ответить на все вопросы? Или, может быть, если нет такого ответа, честно признаться, что его нет?

– Еще раз говорю, все документы по этому расследованию уже опубликованы, надо их читать, изучать. И потом будем как-то решать.

– Как Архиерейский Собор выносит решение? Ведь это же через молитву происходит? Не только через изучение бумаг?

– Каждый день перед началом заседания Архиерейского Собора мы совершаем Божественную литургию, многие причащаются. И мы молимся, чтобы Господь дал нам соборный разум, чтобы решить те или иные вопросы. Господь ведет нас по правде Своей. Думаю, Господь нам укажет, как правильно поступить и в этой ситуации. Надо всей Церковью молиться, чтобы Господь открыл нам эту тайну. Для нас это тайна пока.

– Спасибо, владыка, за эту беседу, за то, что уделили время, осветили нас своим присутствием и своей ясной улыбкой.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​