Архипастырь. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий

3 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Наша тема сегодня звучит так – духовные наставники. Владыка, в наше время вопрос духовного наставничества, наверное, острый и актуальный для любого верующего, потому что найти себе духовного наставника трудно. Священников в общем и целом не так много. Часто бывает так, что на одном приходе на одного батюшку приходится тысяча прихожан, и о каком-то полноценном духовном наставничестве речь и не идет. Как быть?

– Люди порой немножко путают духовничество и священника, который принимает исповедь. Найти себе духовного руководителя, который мог бы вести тебя по жизни, не так легко. Но такие люди есть. Когда возникает вопрос или дилемма, кто может стать твоим духовным руководителем, самое главное – это разобраться в своем сердце и в своем уме, кто тебе нужен и для чего тебе нужен духовный наставник. Ведь это щепетильная тема, так как очень часто люди задают вопросы своим духовникам, чтобы попытаться решить свои житейские проблемы, житейские нужды. Так, например, духовника спрашивают, жениться или не жениться, поступать в семинарию или не поступать, менять квартиру или не менять. Таких бытовых вопросов задают очень много, потому что очень часто в духовнике видят средство их решения.

А ведь само наставничество или духовничество посвящено немножко другой теме: вести человека по пути спасения, по этой непростой и тернистой дорожке под названием жизнь. Чтобы найти, обрести такого человека, ты в первую очередь должен сам себе задать вопрос, для чего он тебе нужен. Если как «разрешитель» твоих житейских проблем и вопросов, это одно. Тогда, может, духовный наставник тебе и не нужен. Другое дело, если тебе надо просто грамотно подойти к своей внутренней жизни и разобраться в своих проблемах и дилеммах. Тогда наставник действительно нужен. Особенно он нужен человеку, пришедшему в Церковь еще совсем недавно, мало знающему или нуждающемуся в каких-то духовных советах. Такому человеку наставник просто необходим.

Самое главное – молитва, обращенная к Богу с просьбой, чтобы Господь послал такого человека. Даже если на приходе тысяча человек, а священник – один, Господь ответит на твою молитву и может послать человека, необязательно связанного с жизнью этого прихода. Может быть, рядом с тобой есть тоже духовный человек, но не облеченный саном. Это может быть человек уже в возрасте, имеющий большой религиозный опыт жизни. Просто нужно внимательнее обращаться к Богу с молитвой и с просьбой о том, чтобы Господь даровал тебе человека, имеющего богатый духовный опыт жизни.

– Владыка, сейчас время, можно сказать, мультимедийное. Сейчас очень много священников, проповедей и в YouTube, и в других социальных сетях. Можно ли ориентироваться по этим проповедям? Например, посмотрел человек проповедь батюшки, она ему понравилась, и он едет туда, чтобы этого батюшку определить себе в духовные наставники.

– Действительно, слава Богу, сегодня есть много возможностей, тем более через мультимедийное пространство. Но если понравился священник, который, может, красиво говорит, проповеди прекрасные произносит, это еще не значит, что он может быть твоим духовным руководителем. Нужно спросить самого священника, готов ли он взять на себя такой крест и стать твоим духовным наставником. Есть множество других примеров. Мы знаем, что творения святых отцов тоже наполнены многими смыслами и открытиями. Поэтому помимо YouTube нужно еще и читать святых отцов. Нужно читать слово Божие, чтобы, имея крепкий духовный багаж, может, находить ответы и через пастырские послания святых отцов.

– Если мы читаем святых отцов и в каком-то смысле имеем их своими наставниками, обязательно ли какое-то личное общение со священником, чтобы называть его своим духовным наставником, или достаточно иногда просто быть рядом, смотреть на что-то?

– Порой бывает так, что простое присутствие рядом открывает многие духовные двери, помогает найти ответы на вопросы, даже и бытовые. Самое главное – чтобы человек, который именуется духовным наставником, за тебя тоже молился. Потому что молитва помогает и укрепляет. Даже находясь на расстоянии, ты чувствуешь это духовное общение между тобой и человеком, обладающим большим духовным багажом. Это самое главное.

Опять же на ум приходят слова апостола Павла из Послания к Евреям: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Конечно, не надо ожидать кончины своих духовных наставников, но если есть такие люди, то, взирая на их образ жизни, нужно утверждаться в вере, укрепляться в том единстве, к которому  Господь нас призывает, и быть верным Церкви Христовой и общине.

– Иногда на исповеди звучит такой вопрос: можно ли самовольно сменить духовного наставника? Были определенные отношения с духовником, но проходит время, человек взрослеет, меняются интересы, формируются какие-то свои взгляды, он видит, что возникает диссонанс с духовником. Можно ли перейти к другому?

– В первую очередь нужно всегда помнить, что духовные наставники и руководители – тоже люди и несут на себе человеческую плоть. А это значит: все то, что присуще человеку, им тоже не чуждо. Может быть такое, что и духовный руководитель ошибается в жизни. Камни преткновения попадаются и ему на пути. Мы знаем, что враг рода человеческого тоже обладает очень тонким чувством, и он может и духовно высоких людей сводить с истинного пути. Здесь тоже нужно обладать каким-то духовным опытом, чтобы видеть это. Если надвигается такая опасность и ты понимаешь, что перед тобой был прекрасный человек, но со временем что-то происходит, здесь нужно принимать какое-то решение.

Но опять же нельзя подходить к практике смены духовников как к смене перчаток. Это же дело очень важное. Поэтому здесь тоже должно быть какое-то внутреннее чувство. Ведь и ты сам тоже можешь ошибаться. Все то, что делает дьявол против человечества, распространяется  и на тебя: и чувство гордости появляется, и самомнение. С человеком может происходить что угодно. Человек, может, уже считает себя чуть ли не святым, и зачем ему тогда наставник? Он уже и сам способен разрешать вопросы. Но мы знаем, что большинство мыслей, которые приходят, приходят от темной силы. Поэтому самое главное – чтобы эти мысли не стали камнем преткновения или разделения между тобой и твоим духовным руководителем.

– А что делать, если совсем нет никакого духовного наставника? Смириться на какое-то время или судорожно бегать и искать его?

– Не надо бегать и искать. Человеку дано прощение грехов в таинстве Покаяния. Подходя к исповеди, мы Богу открываем свое сердце и через священника получаем прощение грехов. Не нужно бегать, истерически кого-то искать, хвататься за первого попавшегося и требовать, чтобы он стал духовным руководителем. Значит, ты плохо молишься. Значит, в твоей жизни что-то такое происходит, что Господь тебе этого не дает. Но самое главное – это то, что Господь дал тебе великое таинство Святой Евхаристии и таинство Покаяния. Это главный момент жизни христианина. Поэтому, если есть проблемы с поисками наставника, остановитесь на таинстве Исповеди и таинстве Святого Причастия, а также на чтении книг святых отцов. Придет время, Господь даст и человека, который сможет уже оказывать вам духовное руководство.

– Владыка, а какие отношения уместны с духовником или с духовным наставником? Можно ли сокращать дистанцию? Бывает так, что батюшку могут позвать в лес по грибы, на рыбалку, на охоту. Батюшку могут взять в какую-то поездку или пригласить домой. Насколько нужно и полезно  такое неформальное общение?

– Чтобы не нарушить тонкие духовные отношения между человеком и духовным наставником, всегда нужно держать дистанцию. Мы же все взрослые люди, и у нас были или остаются родители. Какими бы близкими, хорошими, теплыми отношения ни были, если ребенок уважает своих родителей, он все равно держит какую-то дистанцию. Это к вопросу о том, что часто говорят, что мать или отец должны стать другом своему ребенку. Дистанция нужна. А что касается внебогослужебной жизни, почему нельзя пригласить своего духовного руководителя к себе домой или вместе отправиться собирать грибы? Пожалуйста. Все это можно. Просто нужно чувствовать черту, которую не надо переступать. Даже может быть так, что ты по должности, по сану выше, чем твой духовный наставник, но все равно ты не должен переходить грань между духовником и духовным чадом.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Так получилось, что моим духовным наставником стал Лука Крымский. Я недавно о нем узнала, но уже прочитала и его книги, и книги о нем, и его проповеди. Он стал для меня примером во всем: в жизни, в терпении. У меня есть его икона и его фотография. Можно ли обращаться с молитвой к его фотографии, а не только к иконе?»

– Он же на фотографии так же изображен. Даже иконы всегда пишутся с чего-то; например, с какого-то описания человека. Конечно, можно. Если есть икона, можно обращаться к иконе. Если нет иконы, можно обращаться к фотографии. А что касается обращения к святому и получения помощи на это обращение, это естественно. Если ты в молитве призываешь святого, святые не молчат. Это хороший пример, когда человек берет в духовные наставники уже святого и обращается к нему в своих молитвах.

– Позвольте несколько личный вопрос. Может быть, Вы расскажете немножко о том, какие у Вас были наставники? Кто у Вас был первым из пастырей? Кто Вас направил? Или это, может быть, был человек не в священном сане?

– Знаете, это личностная тема. Конечно, много людей за мою жизнь проходило передо мной, с которыми я общался, пример жизни которых очень влиял на мое развитие, становление. Это замечательные люди, которые проходили тяжелые времена гонений, времена сохранения Церкви как института. Я вспоминаю своих родителей, прадедов, дедов. Вспоминаю также учителей, которые воспитывали в советское время в школе. Они не были духовными наставниками, но они были наставниками. Конечно, если сравнивать сегодняшнее время школьного образования и то время, то можно сказать, что учителя того времени были подвижниками. Хотя они не обладали опытом духовной жизни. Может быть, кто-то и обладал в меру того, что Господь даровал. Самое главное, они несли свет. Опять же не все. Не хочу идеализировать всех, но были люди, которые действительно несли свет и заботились.

Потом были годы обучения в Смоленске, иподиаконство у нынешнего Патриарха (тогда митрополита), потом работа секретарем. Все это подвигало ко многому. Прекрасные жизненные примеры позволили мне сформироваться как личности, как человеку. И то, что сегодня происходит в жизни нашей епархии и в моей жизни, – это, в первую очередь, благодаря молитвам, заботе и тому воспитательному процессу, который совершался еще на заре моей юности.

– Как часто необходимо общаться с духовником, наставником? Ведь часто жизнь разводит на расстояния...

– Может быть, хотелось бы и чаще, но Вы правильно отметили, что появляются и расстояния, и какие-то жизненные перипетии. Я уже говорил о взаимном молитвенном обмене: когда ты молишься и другой человек за тебя молится, то чувствуешь разрешение своих проблем, решение каких-то вопросов. Конечно, хотелось бы чаще встречаться, чаще получать ответы. Мы коснулись в начале передачи разговора о том, что порой просто хочется пообщаться, не задавая никаких вопросов, даже просто молча посидеть. И внутри все переворачивается после встречи с таким человеком, чувствуешь, как крылья тебя поднимают. Но, к сожалению, не всегда так возможно. Но есть возможность посредством молитвы иметь духовное общение. Так и происходит.

– Владыка, а может быть несколько наставников одновременно?

– Я думаю, наверное, это будет неправильно. Вопрос: может быть несколько родителей у человека? Не может.

Если ты своему духовнику доверяешь, то слушаешь, что он говорит, и исполняешь. А можно слушать и пропускать мимо ушей: сказал и сказал, а я все равно буду делать так, как считаю необходимым. Я считаю, не должно быть здесь множественного числа, должен быть один человек, который за тебя потом будет давать ответ перед Богом. А ты дашь свой ответ, как ты смог воспользоваться шансом, данным Богом тебе непосредственно.

– Что касается статусов, иногда люди хотят, чтобы духовным наставником был протоиерей. Епископ – вообще заоблачная мечта. Насколько церковные звания находятся в зависимости от духовных дарований и вообще способности человека быть духовным наставником?

– Абсолютно не зависят. Будет ли это протоиерей, или какой-нибудь сельский иерей, или схимник, который живет где-то в пустыне, или иеромонах. От этого ничего не зависит. Играют роль межличностные отношения и чувствование человеком человека. Это самое главное. Не знаю, может быть, кто-то гоняется за высокими званиями, но это уже не наставничество, это просто какое-то желание быть повыше.

– Рыбы-прилипалы.

– Надо всегда помнить: кто высоко поднимается, бывает, порой низко падает. Поэтому я считаю, что здесь может играть роль только взаимопонимание. Человек не просто ищет способного ответить на вопрос, а именно того, что родственно душе, чтобы человек мог тебя понимать и ты, слушая его как авторитета, мог открывать ему свои помыслы, мысли, все, что тебя наполняет. Но опять же не нужно перекладывать все на духовного наставника, снимая со своих плеч бремена неудобоносимые и нагружая этими бременами другого человека, считая: пусть он их и несет. Нужно все-таки бремена неудобоносимые носить на себе.

– Если один мирянин приводит другого в храм и становится на какое-то время единственным верующим человеком у этого новообращенного, может ли он дерзать на некое наставничество? Или нужно уклоняться от этого и сразу же направлять человека к священнику? Или все-таки первый может частично на себе это нести?

– Может нести. Если вспомнить советские времена,  были такие духовные люди, которые не обладали степенью священства, но имели духовный авторитет. И люди к ним шли за советом. Они, во-первых, умели в себе погасить страсть гордости: мол, я являюсь неким гуру (как сейчас модно говорить). В сегодняшней жизни порой мы встречаем такое в нерелигиозных организациях: человек, который раньше был сотрудником службы, потом вдруг становится духовным гуру, наставником. Это, конечно, самое страшное и ужасное: не имея никакого личного духовного опыта, человек бросается из огня в полымя и ведет за собой народ. Это то, о чем Спаситель говорил: слепой ведет слепого.

Вернусь к теме. Были в советское время духовные люди, которые помогали людям делать небольшие духовные шажки. Поэтому если один привел в храм другого, он может быть не духовным наставником, а как бы духовным вожатым, человеком, который на начальном этапе помогает тебе чувствовать себя как дома, не делать каких-то неправильных шагов, что-то подсказывать. А потом уже сам человек может определиться: довольствоваться услугами и помощью человека, приведшего тебя в храм, или все-таки обращаться к пастырю, священнику как к более опытному. Мы знаем, что человек не идеален. Даже если он ходит в храм двадцать или тридцать лет. У каждого есть свои слабости, свои взгляды на жизнь, в том числе на религиозную. Если он может стать духовным гуру, псевдоруководителем, псевдонаставником, то может наделать много горя для вновь обращенной христианской души.

– Вы сказали о немощах и недостатках. Если вдруг человек узнал о каких-то грехах и недостатках своего духовника, является ли это поводом для того, чтобы бежать прочь?

– Опять же это внутренний мир человека, даже духовника. Каждый человек будет отвечать за свои грехи. Может быть, он узнал что-то из каких-то пересудов, разговоров, не зная личной жизни человека. Очень часто бывает, люди начинают впадать в осуждение, начинают разбирать «от а до я» человека. В этом смысле ты как христианин исповедуйся, причащайся и исполняй свой долг. Не ты должен судить, не человеческий суд должен произноситься. Судить будет Бог. А за твое смирение Господь, может быть, тебе еще воздаст сторицей, поможет тебе в чем-то, с чем ты не справляешься.

И наоборот: осуждаешь в чем-то, упрекаешь человека – через какое-то время сам повторяешь все то, в чем пытался обвинить другого (священника, епископа, кого угодно). Господь дает понять, что твой человеческий суд ничто перед Богом, чтобы и ты прошел через все то, что проходит порой тот или иной человек, даже духовный наставник. Внутренний мир каждого человека сокрыт, он открыт только Господу Богу.

– Владыка, мы все время говорим о требованиях к наставникам. А что бы Вы могли сказать о требованиях к духовным чадам? Какие они должны иметь личностные качества для того, чтобы быть правильно наставляемыми?

– Я цитировал апостола Павла: взирая на жизнь наставника, подражать и укрепляться в вере. В первую очередь, быть верующим человеком. Учиться нести тяготы друг друга. Учиться всему тому, к чему Господь призвал каждого из нас. Не надо мнить о себе: мол, я уже столько лет в храме, все знаю; требовать от духовного наставника ответить на вопросы, тобой поставляемые, именно в том формате, в котором тебе хочется. Ведь чаще всего так происходит: задают вопрос и ждут ответа, который сами себе нарисовали. И не дай Бог, если священник начинает говорить то, что не входит в задуманный проект, – тогда начинаются обиды.

Если ты вопрошаешь, будь готов принять то, что Господь откроет тебе через человека. И тогда не будешь разочаровываться. Порой бывает так, что начинают разочаровываться в человеке, в наставнике, потом уже и в Церкви, забывают ходить в храм. Главное – слышать своего духовного руководителя и стараться устраивать свою жизнь по закону Христову.

– Как в Евангелии: мы пели вам грустные песни – и вы не плакали.

– Точно так.

– Если говорить об отношениях человека со Христом, может ли человек иногда сказать: «Господь меня наставил»?

– Знаете, это тоже опасное явление. Вот здесь как раз помощь духовного человека и нужна, который помог бы разобраться, голос Христов ты слышал или голос другой (темной) силы.  Бывает, ты что-то чувствуешь, но нужно сохранять чувство смирения. Может быть, тебе что-то Господь и открыл, но не нужно идти на базарную площадь и стоять с плакатом, на котором написано: я знаю это точно, мне Бог открыл.

Чтобы Господь тебе что-то открыл, ты должен пройти таким путем! Ты должен, может быть, сотни тысяч Иисусовых молитв прочитать, должен быть крепок и силен в своей духовной жизни... Господь что-то открывает, но те вещи, которые Он открывает, не всегда сразу понятны человеку, поэтому они не должны являться предметом афиширования, предметом гордости и человеческой надменности. Если ты понял, что Господь тебе что-то открыл, в чем-то помог – сохраняй это в своем сердце. Больше ничего не нужно.

– Вопрос телезрительницы из Белгородской области: «Так случилось в жизни, что я попала сначала к пятидесятникам, потом к баптистам, потом к раскольникам. Могу ли я теперь молиться за них? И должна ли я молиться за них?»

– Молиться за ближних, какими бы они ни были, никто не запрещает. Молиться как о людях, потерявших истину, как о людях, которые заблуждаются. Самое главное, молитва должна быть чистосердечной. И за врагов нужно молиться, и за проклинающих. Не надо никогда держать в своем сердце злобы, потому что та злоба, которая бывает присуща человеку, разрушает и внутренний мир, и сердце, и мозг. Молитва – то средство, благодаря которому мы, наоборот, концентрируемся и соединяем, восстанавливаем все то, что было разрушено в нашей жизни.

Молитесь, никто не запрещает. Но поскольку они не принадлежат православной вере, Вы можете молиться за них в домашней молитве, в храме ставить свечи. Естественно, подавать записки на проскомидию или обедню не полагается, поскольку они – вне ограды Христовой.

– Сейчас очень популярной является практика прибегать к услугам психологов. Некоторые люди эту практику рассматривают как противоречащую практике духовничества. Наличие одновременно и духовника, и психолога – это противоречие? Или это можно совмещать?

– Я знаю, есть священники, которые имеют психологическое образование и занимаются такой практикой. Но если пастырь облечен даром священства, он несет на себе всю ответственность за человека. Я не думаю, что есть необходимость находиться в параллелях, в двух мирах: и в храме, и в кабинете у психолога. Ведь священник – он и психолог, и пастырь, он хорошо знает тонкости человеческой души. Но если вдруг кажется, что не нашлось ответа у священника, люди обращаются к психологам. Но чаще всего к психологам обращаются люди, которые в храм не ходят, они ищут психологического успокоения. Придите в храм. Приди и виждь, говорит слово Божие, – и обрящешь и психолога, и наставника, и руководителя. Сам Господь тебя утешит и ответит на все твои вопросы.

– Иногда людям хочется поплакаться, чтобы их пожалели. А священнику не хватает времени.

– Конечно, это большая проблема. Замечательно, когда есть возможность прийти к священнику не только на исповедь. Исповедь – это таинство, оно совершается положенной молитвой разрешения. Хорошо иметь общение со священником вне богослужебного плана. Большая проблема в том, что не хватает пастырей. Понятно, что если священник один на приходе и большое количество людей, он пытается соединить и исповедь, и пастырскую беседу. Но это, конечно, тяжело, невозможно. Почему таинство Исповеди хорошо совершать вечером во время всенощной либо после? Чтобы человек имел больше возможности по времени общаться со священником. Но лучше когда это будет происходить вне исповеди, чтобы исповедь оставалась таинством. Потому что порой совмещают исповедь и беседу, а на это уходит много времени, другие люди ждут, и уже теряется смысл исповеди.

Думаю, будут времена, когда человек будет находить время не только в воскресенье перед литургией за три минуты высказать все то, что накопилось за неделю, а будет возможность общаться со священником. Но, повторю, общаться не по мелочам и бытовым вопросам, а именно на духовные темы, искания, что в нашей жизни есть, но мы порой не замечаем этого, потому что свою жизнь наполняем бытовыми проблемами и вопросами, считая, что они являются самыми главными в нашем духовном становлении.

– Немножко прагматический вопрос: материальные взаимоотношения наставника и духовного чада. Должны ли духовные чада как-то материально поддерживать своих наставников? Или, наоборот, когда появляется материальный аспект, то отношения искажаются?

– Нет, не думаю. Если человек хочет сделать доброе дело, необязательно видеть в этом какую-то корысть. Человек хочет поблагодарить или просто сделать приятное. Ведь мы же празднуем свой день рождения или день ангела, нам люди дарят какие-то подарки, знаки внимания. Нельзя же сказать, что на этом сразу прекратятся всякие взаимоотношения? Не нужно все это приземлять и придавать этому негативный окрас. Если чадо хочет сделать своему духовному руководителю какой-то подарок – что здесь такого? Главное, чтобы духовный руководитель крепко стоял на земле и не взлетел, а то потом бывает трудно поймать за ноги и опустить на землю.

– Как Вы считаете, есть ли такой период в жизни, когда человек может сказать, что духовный наставник ему уже не нужен? Или что он уже никогда не сможет его найти?

– Бывает момент, когда духовный руководитель уходит в мир иной. Бытует мнение, что духовный руководитель даже после смерти, уходя в мир иной, все равно ведет тебя по жизни.

Если только на смертном одре человек может сказать, что ему не нужен духовный наставник или что он устал его искать... Вспоминая начало нашей передачи, хочу сказать: молитесь, и, если нужно, Господь пошлет такого человека. Самое главное, не отходите от храма, не создавайте культ поиска наставника, забывая о том, что в поисках этого наставника мы можем потерять Христа. Нам становится некогда прийти на литургию, потому что мы все чего-то  ищем и не можем найти.

Единственный наставник и руководитель – Господь Бог, и Он живет в храме и ждет каждого. Просто приди в храм Божий, исповедуйся, побудь на литургии, причастись, пообщайся с Богом, со своими братьями и сестрами – и поймешь, что не нужно проводить всю жизнь в каких-то поисках, а нужно видеть рядом с собой Христа.

– Краткий вопрос: кто из святых Ваши ключевые духовные наставники?

– Во-первых, человек имеет духовного наставника из святых, чье имя носит. У меня, слава Богу, несколько таких святых: благоверный князь Игорь, святой священномученик Игнатий Богоносец. Также епархиальные святые: преподобный Арсений Коневский, Тихон Задонский, благоверный князь Олав. Все те, с кем ты общаешься духовно через молитву, и есть твои духовные наставники, молитвенники и предстатели перед Престолом Божиим.

– Прошу Вас еще сказать несколько слов наставления на наступивший учебный год, наступающее церковное новолетие...

– Хотел бы пожелать всем не терять веру Христову, быть мудрыми. Самое главное – любить Церковь, не проводить время попусту, теряя ту драгоценную минуту, которую Господь дарует каждому из нас, призывая к Себе в земной дом Божий.

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​