Архипастырь. На вопросы отвечает епископ Ейский и Тимашевский Павел

1 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Вопрос: «Преподобный Силуан говорит: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Как понимать эти слова?»

– Там, где он об этом говорит, он приводит пример преподобного Антония Великого, который достиг высокой степени святости, но у него появился помысел, что он самый великий подвижник на земле. Тогда Господь смирил его, говоря: «Есть в Александрии некий кожевник, который гораздо выше тебя». Преподобный Антоний собрался, пошел в этот город, нашел этого мастера, представился и попросил его дать поучения. Кожевник, конечно, очень удивился тому, что у него столь великий святой, и по своему смирению считал себя недостойным поучать святого. Но преподобный говорил: «Я пришел ради тебя из пустыни, покажи мне свое делание». Тогда кожевник сказал, что каждое утро он произносит: «Все в этом городе спасутся, один я погибну». Тем самым он смирял свой помысел. Чтобы не впасть в отчаяние, была также мысль, что ради таких грешников и приходил Господь на землю. Все это выливалось в смиренную молитву о спасении души. Преподобный Силуан говорит, что помысел, которому научился преподобный Антоний у этого кожевника, очень важен. Для всех подвижников важно иметь такой же помысел, то есть считать себя хуже всех людей.

История появления именно этого учения в жизни Силуана Афонского такова: он молился весь день, кроме того, работал, а ночью совершал бдения и видел, что во время молитвы его начинают окружать бесы. У него была икона Спасителя – он, смотря на эту икону, хотел даже сделать земной поклон и умолить Его, чтобы бесы не мешали. Один из бесов встал перед этой иконой, чтобы принять поклонение себе. Тогда преподобный Силуан сел и сказал: «Господи, я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что мне делать». Господь ответил: «Гордые всегда так страдают». Преподобный попросил научить его смирению, и тогда Господь сказал ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». 

Это состояние мысли, ума человека, настрой, когда он считает себя достойным ада. Но, чтобы не отчаиваться, нужно уповать на Божию милость. Собственно, из всего Евангелия следует, что мы люди грешные, но Христос пришел спасти таких грешников, как мы. Если будем считать себя праведными или выше кого-то – это уже превозношение, Спаситель нам уже не нужен. Чтобы получать от Бога помощь, нужно осознать себя нуждающимся в этой помощи, считать, что ты достоин ада, но умолять Бога о помиловании. Это смиряет душу, а где смирение, там и благодать приходит в сердце человека. Так совершается спасение людей.

– Вопрос о России: «Русь всегда называли Святой. Но если смотреть на современную действительность, видно повальное безбожие, потребительство, любовь к комфорту. Можно ли так говорить о России или это – только ее славное прошлое? Существует ли сегодня Святая Русь?»

– Действительно, мы сами, видя свою жизнь, не можем сказать, что живем свято,  достойно наших великих предков. Русь стали называть Святой при преподобном Сергии Радонежском, когда он сам, его ученики и ученики его учеников открыли порядка 150 монастырей. Вся жизнь даже простых селян, мирян зачастую регулировалась жизнью монастырей. Люди старались переселиться поближе к ним. Многое из того, что написано в «Домострое», взято из монашеской жизни, как и сам Церковный Устав. 

Люди жили высокой духовной жизнью, даже миряне. Но были и периоды ослабления: в петровские времена, времена Екатерины Великой было мало преподобных. А потом –вновь всплеск святости, связанный с появлением святого Паисия Величковского, Саровскими, Оптинскими, Глинскими старцами. Монастыри вновь стали местом притяжения для благочестивых мирян, среди них вновь стала популярна аскетическая литература, и во многих храмах жили довольно строгой жизнью.

Сейчас монастыри существуют, их открылось очень много. Конечно, нельзя сказать, что духовная жизнь в монастырях восстановилась в полной мере. Зачастую они открывались, не имея четкой преемственности, духовного руководства. Поэтому мы не совсем дотягиваем до названия «Святая Русь», но пусть даже название будет для нас путеводной звездой, чтобы мы старались в своей личной жизни, деятельности соответствовать жителю Святой Руси. Как сказал преподобный Серафим Саровский: стяжи дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Сейчас нужно, чтобы каждый из нас заботился о том, чтобы Русь вновь стала называться Святой.

– Следующий вопрос может стать продолжением предыдущего: «Чего не хватает современным миссионерам? Нужно ли так настойчиво насаждать православие как свое видение мира, что нередко происходит сейчас? Можно ли использовать современные средства пиара в миссионерской деятельности? Ведь говорится, что Господь Сам знает, кому и в какой час открыться».

– В вопросе сначала говорится о том, чего не хватает современным миссионерам. К миссии призван практически каждый христианин. Как говорят святые отцы, в нашей жизни есть три цели: все творить во славу Божию, для спасения собственной души и душ ближних. Невозможно самому спастись, не прославив Бога и не оказав помощи ближнему. Также невозможно правильно помогать ближним без прославления имени Божьего и без собственного спасения. Если мы будем пытаться достигать этих целей христианской жизни, то будем миссионерами. Конечно, есть понятие профессионального миссионера – это те люди, которые поставлены на это послушание. Есть даже миссионерские семинарии.

Были великие русские миссионеры, которые просвещали Сибирь, Камчатку, Алтай. У них можно многому поучиться: если мы откроем их жизненные писания, то увидим, насколько трудно им было проводить свою миссию. Не столько было трудностей среди туземцев, сколько непонимания со стороны соотечественников. Миссии всегда страдали от материального недостатка. Видимо, это Божие попущение, чтобы миссионер все время чувствовал свою немощь и уповал на Бога. 

Самый великий миссионер – апостол Павел. Как-то он молился Богу: «У меня есть немощь. Ты помоги мне, и тогда я сделаю больше добрых дел, буду больше проповедовать, и больше людей в Тебя уверуют». А Господь говорит: «Нет, пусть эта немощь у тебя будет. Тебе хватает и Моей благодати. Моя сила совершается в немощи». Апостол Павел осознал эту истину и сказал: «Тогда я буду больше хвалиться своими немощами. Когда я немощен – я силен». Наверное, основное качество миссионера – осознавать свою немощь, смиряться. Тогда он будет действовать не своим интеллектом, хорошими душевными и физическими качествами, а Божественной силой, и эффект будет гораздо более заметным.

Каждый священник и мирянин призван к миссионерству, но нужно, чтобы было соответствие между личной, духовной жизнью и делами, на которые решается миссионер. Лучше всего, когда все делается по благословению. Конечно, иногда священноначалие благословляет человеку заниматься миссией безо всякой его просьбы – надо и это воспринимать как благословение от Бога. А бывает необыкновенное горение в сердце священника или мирянина идти на миссию. Тогда он должен взять благословение у священноначалия и с Божией помощью успешно проводить свою миссию. 

Я думаю, что самое главное (кроме того, что надо знать свою веру и со страхом Божиим преподавать ее, для чего должен быть интеллект, познания, определенный багаж) – это смирение, любовь к Богу и любовь к ближним, желание их спасения. 

Отвлекусь немного. Недавно был случай: крестили таджика, ему 62 года. Когда я с ним разговаривал, он сказал: «Я так рад, что мне Господь открыл истинную веру. Я так хочу, чтобы все таджики стали христианами…»  Вот такое желание. Когда человек сам увидел христианскую веру – конечно, появилось горение, чтобы как можно больше людей уверовали во Христа. 

Был вопрос: допустимы ли современные средства пиара в миссии. Конечно, в Евангелии говорится, чтобы левая рука не знала, что делает правая. То есть свои добрые дела христиане не должны выпячивать, чтобы тщеславие не обокрало нас. Но сейчас необходимо, чтобы люди знали именно о делах церковных, которые делаются всей епархией, миссионерским отделом; чтобы они видели старания Церкви, то, как она прикладывает усилия для духовного воспитания подрастающего поколения, несет позитивную повестку. Сейчас есть церковные СМИ, в которых освещаются определенные события, и это приносит пользу. Ведь цель – спасение душ человеческих.

Опять возьму пример из Таджикистана. Молодые таджики, с виду мажоры, заехали на BMW на территорию храма и сказали: «Мы слышали, что вы кормите бедных людей». Наши сотрудники ответили: «Да, это так». Они спросили: «И таджиков вы тоже кормите?» – «Да, конечно. Мы не различаем национальности, стараемся всем помогать». Тогда они открыли багажник, выставили продукты питания, которые нам привезли, и сказали: «Вам на добрые дела». Они, видимо, посмотрели какой-то видеосюжет, и сердце их расположилось тоже поучаствовать в добром деле. Такие люди приближаются к спасению. 

Мы действительно показываем, какую социальную или воспитательную работу мы ведем, чтобы многие приблизились к Церкви, познали истину, сделались христианами и унаследовали вечное спасение.

– Такой вопрос: «Со мной произошло Божие чудо. Стоит ли этим делиться, не боясь быть осмеянной? Ведь у христианина есть задача свидетельствовать о Христе и чудесах, происшедших в его жизни».

– В первую очередь нужно посоветоваться с духовником, который должен быть у каждого мирянина и священника, объяснить ему, в чем заключалось это особенное событие, и спросить: «Как мне с этим поступить?» Мы же рассказываем о том, что видели удивительные события по Промыслу Божьему. Это нас радует, нам хочется этим поделиться, и нехорошо скрывать такие дела Божии. 

Но в то же время священник может рассудить, что не стоит говорить об этом. Может быть, это слишком личное дело, и если оно станет известно другим, то пользы не принесет. В этом случае нужно прославить Бога и умолчать об этом. Я думаю, что духовник даст правильный совет. 

– Все индивидуально, да?

– Если бы был приведен какой-то конкретный пример, можно было бы его разобрать, а так надо посоветоваться с духовником.

– «Говорят, что не всем дано учить. А кому это дано? Если каждый призван к миссионерству, то человек, которому это не дано, как говорят святые, только оскорбляет величие Божие. Как это можно понимать?»

– Я уже говорил, что это всегда нужно делать по благословению священноначалия, а начать нужно со своего духовника. Я видел людей, которые стараются миссионерствовать, может быть, имеют искреннее желание делать это, но зачастую их немощи настолько очевидны для других людей, что пока они не исправят эти свои недостатки, будут только соблазнять людей. Поэтому здесь может быть универсальный ответ: посоветоваться с духовником и взять благословение. 

А что такое «взять благословение»? Это не просто взять разрешение. Священник помолится, и Господь будет содействовать Своей благодатью. То есть нужно надеяться не на свои силы, а на помощь Божию. 

Есть такое понятие: неофит. То есть человек только-только пришел к вере, что-то почитал, все ему кажется очевидным, и  начинает убеждать других, но иногда без смирения, и это только вредит. Господь дал ему понимание Священного Писания, понятие о Церкви, о спасении, у него радость, и он хочет этим поделиться. Но у другого человека пока такого состояния нет, до него ничего не дойдет. 

К сожалению, бывает и так, что жены во многом уступают своим мужьям; скажем, уступают интеллектом. И вот женщина становится верующим человеком. Она понимает, что уже имеет преимущество над мужем, и начинает рассказывать о вере, Боге, Церкви, о событиях на приходе; и начинает превозноситься над мужем. 

Как-то одна прихожанка сказала, что муж ее неверующий, что он в чем-то ей препятствует, может быть, в храм отпускает с трудом. Я ей сказал: «Пусть он подъедет, мы пообщаемся». Он приехал, и как она его представила? «Это мой муж, а это его драндулет».  И указала на уазик. Но муж довольно трепетно относился к своей технике. Видимо, она не раз его выручала. Он ценил технику, а жена так его унизила, то есть представила, что он такой же, как и его неудачная машина. Конечно, я тут же сделал ей замечание. 

То есть бывает, что женщина, которая начинает ходить в храм, превозносится над мужем. Конечно, ей не надо миссионерствовать. Пусть уж она немножко посмиряется и потом с благословения священника потихонечку, с молитвой начинает вести миссионерскую деятельность.

– Вопрос: «Не могу простить обидчика. Пытаюсь от всего сердца забыть причиненную боль, и в спокойном состоянии все получается. Я даже проявляю доброжелательность по отношению к этому человеку. Он же, в свою очередь, продолжает всячески выказывать мне неприязнь. В эти моменты, помимо моей воли, в душе вспыхивают и обида, и возмущение, и желание поставить его на место. Но сил хватает только на то, чтобы промолчать. Эта ситуация изматывает, даже вызывает отчаяние. Что мне делать?»

– Вопрос очень хороший. Здесь, с одной стороны, мы видим усердие вопрошающего, с другой стороны, его немощь; и с третьей стороны – осознание этой немощи. В общем-то, человек уже стоит на хорошем пути. 

Есть очень хорошее изречение святого Иоанна Златоуста. Он говорит, что если у нас в сердце нет любви, нужно понуждать себя делать дела любви; и видя наши старания, Бог положит в наше сердце любовь. Эта женщина, христианка, делает правильно, хотя, может быть, и не с великим горением. Она понуждает себя делать добрые дела по отношению к этому человеку, понуждает себя терпеть его немощи, высказывания в ее адрес. Все это правильно. Но нужно еще молиться, чтобы Господь Сам водворил мир. 

То, в чем она сейчас сознается, называется злопамятностью. Все это было, в общем-то, уже давно и вроде бы уже забыто, но время от времени, особенно во время искушений, прошлая обида вспоминается. Поэтому нужно не только стараться с этим человеком беседовать при встрече, но и на службах или на правиле просить Бога, чтобы Господь исцелил наше сердце, чтобы у нас не было злобы, и творить добрые дела. Кроме того, за этого человека нужно всегда молиться, чтобы Господь, создавший его и проливший за него Свою Честную Кровь, по Своей милости устроил спасение обидчика. 

Надо полюбить его так же, как самого себя. Вот странное понятие: себялюбие – это грех, но любить себя надо, потому что в Евангелии говорится: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Соответственно, себя надо любить. А как любить себя? Надо себя любить так, как любит нас Христос, то есть любить как Божие творение, искупленное кровью Христа. Именно так мы должны любить себя и того человека. И мы должны в чем-то его даже оправдывать пред Богом: «Господи, он хороший, помоги ему. В моем сердце злоба. Прости его, что он так поступил». 

Самое благодатное время молиться за человека – когда он нас обижает. Тогда молитва наша самая сильная. Нужно использовать такие моменты. Только он нас чем-то обидел– давайте сразу за него искренне молиться, тогда Господь уврачует эту рану.

– Но чтобы так поступать, нужно все-таки достигнуть определенного духовного уровня.

– Нужно понуждать себя, и Господь поможет.

– «Я этого человека не люблю, а ему улыбаюсь, даю конфетку. Я лицемер?» Так часто спрашивают люди.

– И также говорят по-другому: «Я – человек искренний, прямой. Все, что думаю,  говорю человеку в лицо». Это неправильно, потому что мы же не рассказываем другим все, что знаем о себе. Если ты человек прямой, то и скажи всем: да, у меня есть такие грехи, вот такие плохие мысли. Поэтому, конечно, нужно щадить людей, не нужно им все выговаривать. 

Когда у нас нет искренности к человеку, но мы понуждаем себя на добрые дела, подходим к нему поговорить – это не есть лицемерие. Это понуждение себя на добрые дела, то, о чем в Евангелии говорит Христос. Нужно понуждать себя к добрым делам.

– То есть нужно все-таки различать, что лицемерие – это когда есть какая-то личная корысть, то есть намеренный обман.

– Да, совершенно верно. А когда мы заботимся о спасении этого человека и заботимся, чтобы свою немощь, свои страсти не проявлять вовне, не обижать людей, это, конечно, не лицемерие, это нормально.

– «Как присутствует в нашей жизни ангел-хранитель? Имеют ли ангелы вечную жизнь? И изменяется ли их количество?»

– Интересный вопрос. Количество ангелов не меняется. Господь сотворил определенное число ангелов, но не сказано – сколько. Когда случилась эта трагедия, катастрофа на небе, когда возмутился один из высших ангелов, говорят, что треть ангелов поддержала этого бунтовщика, и с тех пор их природа, скажем так, извратилась, они стали злыми. Мы называем их бесами, демонами, злыми духами. 

Остальные ангелы утвердились в добре и теперь уже изменений в плане уклонения от добра претерпевать не будут. Но ангелы Божии, святые ангелы постоянно совершенствуются в добре, они, постоянно созерцая славу Божию, все больше и больше стремятся к Богу. 

Некоторым кажется, что в раю скучновато, что там нет забот, нет работы, ничего нет. Что там делать? На самом деле каждое мгновение в раю наполнено великими событиями, открытиями. Бог каждое мгновение открывается по-новому и для ангелов, и для спасенных душ. 

У ангелов есть своя иерархия, они подражают друг другу и Богу, Творцу. Во время крещения каждому человеку дается ангел-хранитель. Потом мы его увидим. Когда мы умрем, он будет принимать нашу душу на свои руки и будет сопровождать ее по мытарствам с еще одним сопровождающим ангелом. Мы увидим того, кто охранял нас всю жизнь, кого мы, наверное, не раз печалили. 

Конечно, он подражает Богу в человеколюбии. Конечно, он печалится, когда мы нарушаем заповеди Божии, и радуется, когда мы молимся. Он непрестанно воссылает за нас молитвы. В «Отечнике» сказано, что когда человек читает Иисусову молитву, его ангел-хранитель на каждую молитву отвечает: «Бог да помилует тебя, чадо». То есть это наш спутник по жизни, который радуется о наших добрых поступках и печалится о поступках злых. 

Его никто не может от нас отогнать, кроме нас самих. Если мы совершаем плохие поступки, то, как говорят святые, душа издает некий духовный смрад, который ангел не может терпеть, и он удаляется от нас. Тогда мы становимся более беззащитными, и демон радуется такой нашей жизни. Даже одна плохая мысль может отогнать от нас ангела-хранителя. А так он во всем нас защищает, предстательствует за нас и будет нас сопровождать и на Страшном суде, и на мытарствах.

– Следующий вопрос как раз в продолжение того, что в раю может быть скучновато: «Многие люди воспринимают христианство как нечто довольно мрачное, имеющее много запретов, в том числе и запрет на веселье. Как же можно веселиться, не согрешая?»

– Святой преподобный Серафим Саровский, который является величайшим аскетом, отшельником, молчальником, говорил своим духовным чадам: веселость не грех.

То есть когда человек имеет веселый нрав, веселое настроение, это не является грехом. Но надо понимать, о чем можно веселиться. Некоторые веселятся потому, что над кем-то совершили злую шутку, кому-то плохо. Или выиграл человек в лотерею, и ему радостно от этого. Есть суетные поводы для веселья. Выиграла какая-нибудь спортивная команда, и человек радуется, у него весь вечер хорошее настроение, он веселится, празднует это. Это, конечно, все земное. И человек свои эмоции расходует на это.

А есть другое веселье, когда в жизни человека произошло радостное событие: встреча с любимыми людьми после разлуки; или человек болел долгое время, потом выздоровел, и об этом радуются его родные и так далее. Самая высокая радость, конечно, веселье о Боге, когда человек, живя здесь, на земле, получает некую свободу от действия страстей или получает благодать. Она уже по-настоящему веселит человека. И многие другие радости можно назвать попыткой заменить эту радость. Каждый человек внутри себя скучает по небесной радости, по радости богообщения, радости чистоты совести и сердца. 

Когда человеку скучно жить, он ищет естественную или греховную замену этой радости. Ищет радость в земных, порой явно греховных событиях, явлениях. В частности, злоупотребление всякими веществами – это тоже попытка получить радость, веселье. Вроде бы человеку весело, но на самом деле это ему на пагубу. Когда закончится веселье, получится обратный эффект − печаль, уныние, отчаяние. Те, что хотят  веселиться такими греховными радостями, затем нередко сводят счеты с жизнью. Потому что это все временно, и человек истощается. 

Для христиан радость и приобретение  – Христос. Нам радостно, когда мы молимся Богу, общаемся со своими ближними, читаем Священное Писание. А когда Господь посещает нашу душу, тогда наше веселье неизреченно. Мы радуемся даже, когда терпим напраслину: тогда на какое-то время ослабляется в нас действие страстей, и Господь дает радость на сердце. Когда нам удается с Божьей помощью добро сделать человеку, это тоже хорошая радость, хорошее веселье. 

Если в вопросе имеются в виду праздники (допустим, не греховно ли это), то, конечно, христиане собираются для празднования дней рождения, церковных праздников или того же Нового года. Но христиане не должны иметь радости вне Бога. Каждое наше веселье должно сочетаться с будущим небесным весельем, с будущей небесной радостью; должно быть отголоском той радости. Это насыщает душу, и душа возрастает. В раю каждая душа ощущает, что Господь общается именно с ней. И душа от этого удивляется, умиляется Божьей милости. Силуан Афонский, когда Господь даровал ему благодать, даже сказал: «Господи, как Ты, Создатель мой, Спаситель, со мной, грешным человеком, общаешься? Убавь Твою благодать, потому что душа моя тает от любви Твоей». Вот это настоящее веселье. 

− «Может ли христианин участвовать в политической жизни?»

− Мы знаем, что священникам запрещено участвовать в деятельности политических партий, избираться или кого-то за что-то агитировать. Но сами миряне являются гражданами своей страны и имеют избирательное право. Если они желают что-то изменить в стране, то могут реализовать свое право избираться депутатами, претендовать на должность чиновника в разных структурных подразделениях, ведомствах. И там они могут проводить политику, направленную на духовно-нравственное укрепление страны. Это самое важное, а экономика и политика – это уже вторично. 

Главное, чтобы люди были нравственными, иначе ради кого нам держать армию? Кого она будет охранять? За кого солдат должен отдать свою жизнь? За бездельников, опустившихся людей, безнравственных воров? Или все-таки за нравственных, чистых, позитивных людей, которые несут доброту; за детей? Поэтому самое важное − быть добрыми. Если христианин видит, что возможно быть таким при участии в политической деятельности, то это грехом не является. Лишь бы он не забыл своих обещаний и хороших стремлений. Бывает, обещают много, а потом меняются ориентиры, и человек переваривается самой системой.

− «Как научиться доверять Богу, чтобы фраза «всё в руках Божьих» не воспринималась как фраза-клише?»

− Бывает, что христианин произносит некоторые слова, но своей жизнью, своими поступками не может их подтвердить. Конечно, нужно сначала осознать, что Господь − Творец всего; Он, Спаситель мира, отдал Свою кровь за нас, на Кресте принес Себя в жертву. Конечно, все, что нам необходимо, Он, как Милостивый Бог, любящий Отец, Спаситель, нам подаст. Зачастую то, чего мы сами желаем в жизни получить, над чем работаем, к чему стремимся, − это неправильные цели, неправильные желания. И в этом плане нужно больше доверять Богу: Он однозначно мудрее нас, Он нас любит, и Ему лучше известно, что нам подать. 

Бывает, что интеллектуальное убеждение себя в этом не всегда срабатывает. Душа не совсем откликается, сердце не доверяет Богу. Здесь нужно молиться об укреплении этого, доверять Богу, приносить искреннее покаяние. Тогда Господь, видя наше стремление, дарует нам великую надежду на Него, и мы уже искренне будем говорить: «Всё в руках Божьих». 

− «Часто слышу фразу: послушание выше поста и молитвы. Это значит, если ты послушен, можно не поститься и не молиться? Как это все согласуется?»

− Да, этой фразой люди злоупотребляют. Допустим, чтобы не идти на службу, не молиться, они выпрашивают себе какую-то легкую работу. А себя успокаивают: послушание выше поста и молитвы. Здесь речь идет о том: если человек не слушается и не пытается свой грех компенсировать молитвой (или, наоборот,  думает так: вот попощусь –и мои непослушания исправятся), то это неправильный путь. Нужно иметь послушание Богу и наставникам. Сейчас, конечно, святые наставники встречаются крайне редко, поэтому совет духовного руководителя или наставника нужно сверять с Евангелием и с учением святых отцов, чтобы не согрешить. Потому что может быть недостаточно опытен сам духовник. Надо действовать по совету святителя Игнатия (Брянчанинова): нужно аккуратно все проверять. Но не с наглостью говорить: вы не правы;  надо посмотреть по Евангелию, по святым отцам – и тогда принимать послушание. 

В монастырях бывает так: все идут на службу, но некоторым братьям необходимо идти готовить трапезу. Но тем не менее они не должны расслабляться; бывая телом на послушании, умом своим быть на службе. Даже очень хорошо, если такой брат будет укорять себя и говорить: «Все достойные стоят на службе, а я по своим грехам не сподобился этого». Посланные на эти труды так и спасались. Например, один святой все время топил печку, смотрел на огонь и говорил: «Все на службе, а мне гореть в таком огне». То есть держал ум свой во аде, но не отчаивался. 

Из монастырской жизни я помню, что действительно во время богослужения некоторым братьям необходимо выполнять важные послушания. Но нельзя этим злоупотреблять. Если дело можно отложить на некоторое время, то его надо отложить и идти на службу и молиться. Кроме того, если поставили на какое-то послушание во время службы, нужно себя укорять. Можно творить Иисусову молитву во время послушания и без молитвы не оставаться. 

– «Некоторые искренне считают мат частью русской культуры; некоторые видят в брани только лишь недостаток воспитания. А Церковь утверждает, что сквернословие – это зло и наносит человеку, прежде всего, вред духовный. Почему сквернословие – зло?» 

– В слове человек выражает не только свой дух, не только от избытка сердца говорят уста. Получается, во-первых, действительно в сердце человека такая скверна; а во-вторых, уже произнесенное плохое слово снова оскверняюще действует на сердце и  душу. Если человек уже привык так выражаться, надо срочно с этим бороться, всячески этого избегать. Если такое повторяется, надо обязательно каяться. Потому что дьяволу нравится, когда человек сквернословит. Ангел-хранитель отдаляется от такого человека. 

Процесс происходит так: приходит плохая мысль человеку обозвать другого плохим словом. Мысль эта приходит от дьявола; с этой мыслью приходит дьявольская энергия. А дьяволу, как существу духовному, хочется, чтобы его энергия проходила в наш материальный мир, созданный Богом. Для этого ему нужен посредник – духовно-телесное существо, то есть человек. Человек принял эту мысль, потом ее выразил в словах и очень обрадовал дьявола, потому что его бесовская энергия прошла в этот мир. Но сам человек терпит урон, потому что стал союзником демона. Душа его оскверняется, отдаляется от Бога, от его души отдаляется ангел-хранитель. Есть особые мытарства, где сквернословием человек истязается, и оно препятствует спасению. Я думаю,  каждый понимает, что от этого пользы нет, только вред. Но, к сожалению, в России это распространенное явление; среди молодежи,  особенно в армии. Надо с этим бороться. Разъяснять людям, насколько это плохо и погибельно. 

– Ни один родитель не хочет от своего,  допустим, маленького ребенка слышать мат. Это такое явление, когда детская чистота и скверность мата очевидно несовместимы.

– К сожалению, бывает так, что детей специально учат этому, потом смеются над этим. Даже такое безумие встречается. Настолько люди потеряли ориентиры, что даже ребенка учат такому. 

Кто привык к таким словам и не замечает этого, наверное, можно сравнить с грязной скатертью, на которой очень много всяких пятен. И очередная клякса уже привычна. А если у человека чистая совесть, то каждое пятно заметно, и человек переживает по этому поводу. Когда человек ведет чистую жизнь, он не позволит себе выражаться матом. А когда человек повинен во многих грехах, то не считает это каким-то изъяном. Одной ложкой дегтя  бочку меда можно испортить.

– Вопрос: «Мы переехали в новый дом. Живем нормально, без проблем. Обязательно ли нужно освящать жилище?» Видимо, человек считает, что освящать надо, когда есть какие-то проблемы.

– Более того, многие люди считают, что если нет проблем, то и в храм ходить не нужно; что в храм ходят лишь те, у кого есть проблемы. Отчасти это так, но почему это происходит? Потому, что человек, не имея общения с Богом, не видит проблем... Верующий человек всегда видит проблему, осознает, что находится в грехах и что надо просить у Бога спасения и милости. И надо трудиться для спасения. А неверующий человек считает, что к Богу надо обращаться только тогда, когда существуют материальные проблемы; или кто-то заболел, или семейные неурядицы случаются. Но у человека должны быть более высокие стремления, тогда жизнь будет правильной.

– Вопрос: «Хочу сделать татуировку, но знаю, что Церковь против. А если тематика ее будет православной, как к этому отнесется Церковь?»

– Многие люди делают татуировки с православной тематикой; особенно те, кто находится в местах заключения. У верующих людей есть нательный крестик. Этого достаточно, чтобы видимым образом показывать, что ты христианин. Нанесение на тело любых знаков – это неправильно. К телу нужно относиться с благоговением и не разрисовывать его, потому что тело – храм Духа Святого, как сказал апостол. Нет в этом необходимости, это нас не приблизит к Богу. Реализацией каких-то страстей будет, но отдалит от Бога. Считаю, что не нужно себе наносить никакие татуировки. Носите крестик, этого будет достаточно.

– Владыка, Вы управляете еще и Душанбинской епархией. Это одна из самых маленьких епархий Русской Православной Церкви. 

– Я недавно вернулся из Таджикистана. Там всегда встречают очень тепло. Когда приезжаю туда, во всех шести храмах совершаю богослужение. Мне очень приятно там бывать, потому что люди там скромные, искренние. И очень нуждающиеся. Мы всегда привозим подарки, оказываем посильную помощь. Люди очень благодарны тем, кто через нас делает пожертвования.

Я побывал в поселке около Курган-Тюбе, это 84 км до границы с Афганистаном. Посмотрел, что уже построено на те пожертвования, которые мы передали. Слава Богу, новый дом не упадет от землетрясения. Люди очень благодарны. Поэтому мы просим помощи у всех, кто хочет совершать добрые дела вместе с нами. Можно пожертвовать любые денежные средства на карту Сбербанка по номеру телефона: 8-952-848-66-09. Это номер главного бухгалтера Ейской епархии. Будьте уверены, что все пожертвования будут использованы по назначению. Люди будут благодарны за эту помощь.

Ведущая Ирина Данило

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​