Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

18 мая 2022 г.

Память одного из самых любимых святых в народе – Николая Чудотворца –Церковь чтит 22 мая. За что не просто почитают, а любят русского святого, какое он имеет отношение к нашему городу Новосибирску (ранее Новониколаевск) – об этом поговорим сегодня. Начнем с того, как люди (может быть, и не совсем обычные) становятся святыми (на примере святителя Николая Чудотворца).

– На самом деле про святителя Николая более-менее все понятно. Почему мы говорим «святитель»? Это слово – однокоренное со словом «святость»; святитель тот, кто несет свет православной веры, человек, имеющий епископский сан. У нас в Церкви существует три чина священства: дьякон, пресвитер и епископ. Епископ, архиерей, если он жил добродетельной и святой жизнью, прославляется Церковью в лике святых и занимает место в чине святителя, то есть среди тех епископов, которые не просто потрудились на земле во славу Святой Православной Церкви, но еще и совмещали это служение со святостью своей жизни.

Это очень непросто сделать, потому что задача епископа – следить за чистотой веры на вверенной ему канонической территории. Конечно, как у любого руководителя, у него бывает множество трудностей, потому что до всех нужно донести, как делать правильно. Издавна епископы решают проблему кадрового голода, ведь необходимо найти священников и желающих стать монахами. И до сей поры у любого архиерея огромная нагрузка, которую человек даже не представляет себе. Нам, может быть, кажется, что владыка служит и радуется. На самом деле между службами, которые архиерей, безусловно, совершает очень часто, приходится делать еще немало работы. В этом, конечно, архиерею помогает особый штат – служащие епархиальных управлений, но огромная ответственность лежит напрямую на нем.

Святитель Николай, о котором мы говорим, тоже был правящим архиереем своей епархии в городе Миры Ликийские. Его административная должность и высокий священный сан ни в коем случае не стали помехой, а, наоборот, помогли ему: его жизнь украсилась такой святостью, что мы с вами до сих пор его вспоминаем.

Вы очень тонко заметили в предыстории – «русский святой». На самом деле святитель Николай, архиепископ Мирликийский, никаким образом не был связан с Русью. Он даже и не предполагал, что когда-то русские люди будут так его почитать и любить (к слову, не только русские, а очень многие). Даже язычники порой почитают святителя Николая за своего или русского Бога, настолько популярность этого святого распространилась по миру. А почему – это очень интересный вопрос.

Мне кажется, прежде всего нужно смотреть на его личные поступки, дела. На одной из прошлых передач, в канун Рождества, мы уже вспоминали подробно житие святителя Николая и говорили о том, что он начал жить добродетельной жизнью еще задолго до своего прославления. И до того, как принять священный сан, и будучи простым священником, он уже делал много добрых дел.

Есть люди, которые связывают себя обязательствами: социальные работники; те, кто работает в сфере по уходу за больными людьми. Они делают целью своей жизни служение тем, кто в этом нуждается. А Николай, будучи простым человеком, а потом священником, не мог пройти равнодушно мимо горя и беды других людей. Так как он был очень ответственным священником, настоящим пастырем Церкви, он не мог просто совершать службу и уходить домой. Он внимательно изучал свою паству, знал, у кого какие беды и сложности, и старался по мере своих сил помочь людям (или из собственных средств, или своей властью привлекая кого-то).

Мне кажется, именно от этого появилась настоящая, искренняя любовь к нему. Потому что чувствуется, когда тебе оказывают помощь ради галочки, какого-то благодарственного письма или от чистого сердца. Сейчас даже страшно упасть от инфаркта в людном месте. Упадешь лицом в лужу, и через тебя просто могут перешагнуть, решив, что ты наркоман, психически больной или просто пьяный, побоятся подойти и помочь. Редко кто подойдет…

Может быть, нам стоит поучиться у святого, который, став епископом Церкви, не прекратил помогать людям? Он делал это настолько часто и так трогательно, что память об этом сохранилась не только в его житии, но и во множестве историй. В этом причина того, что люди стали любить святого.

Конечно, многие случаи в его житии, которые мы уже вспоминали (на корабле или когда он помог торговцу), стали как бы определяющими. И люди, которые были связаны с торговлей, корабельным делом, решили, что святой Николай – их покровитель. Вообще мы очень часто распределяем святых по ролям (для нас так привычнее, проще). Когда мы приходим в административное учреждение, то знаем, что в каждом кабинете есть специальный человек, который отвечает за какое-то направление.

Святые так не работают, это не менеджеры по направлениям: один отвечает за учебу, другой – за торговлю, кто-то – покровитель дев, а кто-то брака. Это мы так по-простому говорим. Мы понимаем, что Церковь молится, например, целителю Пантелеимону потому, что он был врачом и прекрасно знает нужду и боль страдающего человека. Преподобному Сергию Радонежскому в детстве никак не давалось учение. С помощью Божественной благодати случилось чудо, и он стал познавать науки гораздо легче, чем раньше, опередив других учеников. Поэтому мы стараемся свои молитвы вознести к этому святому. Не для того, чтобы он помог какой-то магией, но чтобы вместе с нами направил молитву к Господу. Мы верим, что его, как святого, Господь быстрее услышит и по его молитвам призрит на наше смирение и дарует нам просимое.

Так и те, кто плавает на кораблях и занимается торговлей, записали святителя Николая себе в покровители. Но со временем это понимание очень сильно размылось. Мы знаем, что какой бы новый храм сейчас ни ставился, в каком бы месте города или села он ни был, человек придет и спросит: «Где тут икона Николая Чудотворца?» И до сих пор в каждом храме, в каждом доме есть икона этого удивительного подвижника. Мы сталкиваемся даже с его народным прозвищем. Его называют Николай Чудотворец, но еще говорят: «Николай Угодник» или «Никола Угодник», «угодник Божий». Человек пытается свои сложности возложить на крепкие плечи святителя Николая, и тот своими молитвами оказывает помощь.

Неудивительно, что мы с вами, находясь в городе, созданном при непосредственном участии последнего императора российского Николая Александровича и названном в честь его небесного покровителя – святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, считаем этот день особым. Это не просто очередной день памяти святителя Николая, а престольный праздник для одного из приделов нашего кафедрального собора. И для всего нашего города это важная и значимая дата.

– Да, многие знают, что святитель Николай Чудотворец является небесным покровителем Новосибирска. А кому мы обязаны такой поддержкой?

– У русских людей была традиция: называть города и посвящать их не конкретно тому человеку, который этот город устроил, а его небесному покровителю. Так, например, святой покровитель града Санкт-Петербурга (это название переводится как «Святой Петроград») – апостол Петр. Хотя, безусловно, все понимали, что император назвал город в честь себя. Но молитвенная память и обращение за поддержкой и помощью относились именно к апостолу Петру.

Так же получилось и с нашим градом. Он назван в честь святителя Николая Чудотворца, потому что именно святитель являлся небесным покровителем тогда еще цесаревича, а затем и императора Николая Александровича – Николая II. Со временем из-за печальных, страшных, богоотступнических событий и сам Николай стал святым, поэтому и он также является покровителем нашего города. Ему и его сыну, цесаревичу Алексию, установлен памятник от благодарных потомков – новосибирцев. Он стоит у собора Александра Невского, который сегодня является центром мероприятий, посвященных 800-летию святого Александра. Это наш юбилейный год.

– Также есть часовня в центре города, которая является визитной карточкой Новосибирска.

– Совершенно верно. Никольская часовня была географическим центром Российской империи. Сейчас, к сожалению, она немного отстоит от своего исторического места, но и мы живем не в империи. Все равно память осталась, не только об архитектурном объекте, но и о тесной связи истории, культуры и веры. Это действительно наша радость и гордость.

Во имя святителя Николая Чудотворца построено несколько храмов, памятник ему установлен в Колывани. А в Новосибирске?

– Мы очень ждем и надеемся, что в Новосибирске уже готовый памятник святителю Николаю Чудотворцу обретет достойное место для почитания и прославления памяти святого покровителя нашего стольного сибирского града.

– И станет украшением нашего города.

– Вы абсолютно правы. Дай Бог.

– Вы уже упомянули о том, что мы встречались с Вами в декабре. Тогда мы отмечали Николу Зимнего, а сейчас Никола Летний, как говорят в народе.

– Есть такое суеверие, что на иконе, где святитель Николай в митре, изображен Никола Зимний, потому что ему холодно, а если Никола изображен без шапки – значит, Летний. Но мы не будем следовать за непросвещенным народом. Нам надо понимать, что любое изображение святителя Николая – в митре или нет, с панагией или без нее, в рост или по пояс – дает нам возможность приложиться к святыне, молитвенно почитая память святого, вне зависимости от того, когда празднуется его память. Для нас этот праздник – лишний повод в светлый и радостный майский день вспомнить о небесном покровителе нашего града и великом Чудотворце не только Русской земли, но и всего мира.

– Мы привыкли воспринимать святителя Николая Чудотворца добрым старцем, который всем помогает, приносит добро. Но ведь он был очень ярым защитником веры и мог дать отпор.

– Во-первых, он не всегда был старцем, об этом тоже очень важно помнить. Когда мы почитаем память, например, старицы Матроны Московской или преподобного Серафима Саровского, нужно помнить: хоть мы их и запечатлели в образе старости, все-таки святость – это не одномоментное дело. Она хранит в себе весь опыт и путь, который человек прошел от своего младенчества, отрочества или того момента, когда он пришел к Богу. Поэтому, когда мы говорим о святителе Николае, понятно, что нам близок образ седовласого старца. Но многие свои дела и чудеса он сотворил, когда был достаточно молодым человеком или человеком зрелого возраста.

А во-вторых, Вы абсолютно правы. Нередко вопрос касался отстаивания веры, потому что в то время были распространены еретические учения. Люди очень неравнодушно относились к вере и старались дойти до истины своим умом. К сожалению, мозг человека достаточно ограничен. Он, может быть, и хранит в себе множество загадок и тайн, но даже ученые говорят, что мы пользуемся своим мозгом на самое малое количество процентов. Поэтому человек не может во всей полноте так просто разобраться в Божественных вещах. А люди на рынке, во времена святителя Николая, помимо того, какую рыбу выбрать, рассуждали, сколько природ во Христе, кто от кого исходит. И такие тонкие, сложные богословские моменты, которые хранят в себе чистоту веры, нуждались в защите.

И святитель Николай отстаивал чистоту своей веры. Порой ему приходилось делать это разными, неоднозначными путями, но голос его всегда был громкий и четкий. Это тоже может быть для нас примером. Когда мы видим, что при нас наша вера хулится, над ней смеются, можно промолчать и проглотить это: мол, надо подставить вторую щеку, мы же должны быть смиренными, Бог заповедал всех любить... Но у нас есть однозначный пример, показывающий, что мы порой должны уметь дать отпор. Ведь при этом попирается не наша личность, а то, что дорого нам: имя Господа Бога, Его святых угодников и святая православная вера.

– Празднование Пасхи продолжается, но уже завтра Церковь предлагает нам вспомнить историю об исцелении расслабленного. В чем значимость этой истории?

– Эта тема тоже связана с Пасхой. Если мы обратим внимание, то случай с расслабленным, когда его увидел Спаситель, произошел как раз в дни еврейской пасхи. Собственно, поэтому Спаситель и пришел в Иерусалим. Это была обязанность любого правоверного иудея – на великие праздники приходить в град, где есть храм.

Храм был всего один. Сейчас мы привыкли, что храм есть не только в каждом городе, но и в каждом районе и микрорайоне. Но в то время храм был единственным местом общения с Богом, принесения жертв. В остальных местах были синагоги, больше похожие на воскресные школы по изучению, разбору, толкованию Священного Писания. Там можно было почитать, вдохновиться, помолиться, но это не было богослужебным актом, религиозным действием. Поэтому любой, кто считал себя верующим человеком, должен был приехать в эти дни в храм, где бы ни жил. И даже прозелиты, которые к евреям отношения не имели, а были иудеями лишь по вере, приезжали из далеких стран в эти дни в храм. Можно себе представить многолюдье, которое царило в это время в Иерусалиме.

Спаситель проходит мимо Иерусалимского храма. Неподалеку находились ворота, которые назывались Овчими, потому что через них прогоняли овец, барашков – это были агнцы для жертвы. Они омывались в специальной купели, затем уже чистыми приносились Богу в жертву. Эта Овчая купель по-еврейски называлась Вифезда (что означает «дом милосердия»), потому что люди заметили здесь очень интересное явление.

Это была купель с пятью притворами (подходами). Вода в ней была совершенно обычной. Лишь один раз в году случался момент, когда сходил ангел Господень и возмущал ее, как говорит евангелист, то есть вода закипала. И тот, кто первым успевал опуститься в эту воду, получал полное исцеление своих болезней. Стоит ли говорить, что множество желающих (слепых, больных, хромых и прочих, чающих движения воды) стояли, сидели и даже лежали рядом? Потому что не было у них земной надежды, ничего не могла сказать им современная медицина, не помогало народное лечение. У людей оставался единственный источник – вера.

Спаситель обращает внимание на человека, который лежит возле этой купели (у него целая постель сооружена). Он начинает с ним разговор, в котором выясняется, что сей расслабленный (то есть парализованный человек, который не может сам двигаться из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом, с мышцами) болеет уже тридцать восемь лет. Давайте задумаемся, можно ли в наше время вытерпеть столько лет тяжелой болезни. Мы сталкиваемся с тем, что сейчас офицеры стреляются и родители маленьких детей из окон выходят, потому что им очень тяжело. А тут человек без всякой помощи. Иисус спрашивает его: «Хочешь быть здоровым?» А он отвечает: «Да я-то хочу, но нет человека, кто может мне помочь».

Остановимся на этих словах, которые Господь в праздник пасхи показывает нам. Мы думаем, что, может, у расслабленного не было денег нанять сиделку. Но речь-то о человеке, который в назначенный день сможет помочь ему спуститься к воде. Больной говорит, что пытается ползти, перекатываться, но когда один шаг отделяет его от воды – каждый раз кто-то его опережает. И мы говорим не о каком-то месте на краю города, как может показаться, а о центре административной, общественной и религиозной жизни того времени – Иерусалимском храме. Там собраны не просто верующие люди, а священство – люди, которые сами призывают быть милосердными по отношению к другим. И в таком святом месте не находится ни одного человека, который может помочь этому расслабленному. Так продолжается не год и не два, а почти сорок лет.

Может быть, поэтому толкователи Священного Писания говорят: Бог стал Человеком, чтобы помочь людям (и конкретно этому человеку, до которого другим не было дела). Возможно, пять притворов к этой купели символизируют пять ран Спасителя, которые Он претерпел на Кресте за нас, человеческий род. И конечно, мы не можем не замечать символичности кипящей воды. Это прообраз вод Иорданских, которые тоже меняют ход и все свое существо от того, что в них попадает Творец всего мира и всей земли.

Это дивное событие – исцеление Христом расслабленного человека – лишний раз заставляет задуматься, готовы ли мы терпеть какие-то мелочи, которые нас отделяют от идеального существования: зубную боль, недомогание? Не ноем ли мы по пустякам? Этот человек так болел и смиренно чего-то ждал, почитая себя большим из грешников... Он справедливо рассуждал: «Куда уж мне? Я, конечно, буду пытаться…» Но даже мысли о ропоте не было в его голове. А мог бы на вопрос Христа ответить: «Ты меня, дразнишь, что ли?! Я уже почти сорок лет пытаюсь впереди оказаться, а не получается. Возьми да помоги, что Ты встал-то такой деловой!»

Но Христос видит сердце человека. Псалмопевец Давид пишет в 50-м псалме: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Вот за такое сердце человек и получает исцеление. Более того, когда Иисус исцеляет больного, то говорит: возьми одр твой и ходи. Зачем весь этот грязный, вонючий, тяжелый скарб человек должен за собой таскать? Чтобы показать это торжество. Потому что нельзя забывать о тех почти сорока годах, которые он здесь провел, прежде чем получил то, чего так долго ждал.

В завершение обсуждения этого необычного действа, о котором рассказывает евангелист, мы вспоминаем о том, что расслабленный вновь встречает Спасителя; так же неожиданно, внезапно, как в первый раз. Однако это происходит в храме. Много куда человек, почти сорок лет болевший, бывший расслабленным, мог пойти после исцеления. Мог плясать и всячески услаждать свое тело, измученное за эти годы. Но он идет в храм. Он помнил о Боге, когда ему было максимально плохо. И сейчас, когда ему очень хорошо, он тоже помнит о Боге. Это живой пример для всех нас, называющих себя верующими.

– Он благодарный человек, получается.

– И это награждается Богом. Идя туда, он встречает Иисуса Христа, Который предупреждает: «Выздоровел – теперь больше не греши».

Сейчас нет Вифезды с пятью притворами, зато есть множество храмов. Это тоже дома милосердия, в притвор которых каждый человек может войти и встретить там Живого Бога. Он дает нам Самого Себя в Теле и Крови Христовых, Святым Духом касаясь нашей души, умиряя скорби, утишая болезни и вдохновляя нас на радостную дальнейшую жизнь. Ведь христианство – это не про плач и вселенскую скорбь, а про великую радость. Апостол-евангелист Матфей говорит: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. И мы, христиане, с радостью носящие имя Христово, должны радоваться уже тому, что у нас есть столько шансов поменять свою жизнь прямо сейчас.

Нельзя не обратить внимание на то, что множество людей исцелялось с помощью воды. Этот евангельский отрывок мы вспоминаем на освящении. Мы говорим не только об агиасме – крещенской воде, ведь вода освящается не только на Великом освящении. И перед престольными праздниками, когда необходимо совершать крестный ход с окроплением верующих, и в определенные дни, которые освящены каким-либо событием в церковном календаре, да и просто когда верующие просят освятить им воду, совершается водосвятный молебен. Мы просим Бога о том, чтобы Он нам тоже даровал воду, может быть, не столь чудодейственную, что достаточно одного прикосновения к ней, но по вере нашей дарующую исцеление и помогающую нам в нужде.

Очень важно помнить – святая вода есть во всех храмах, но она без веры и молитвы не работает. Это не таблетка, которую можно выпить – и голова перестанет болеть. Святая вода – удивительный образ нашей надежды и милости Бога к нам. Господь из любви к человеку изменяет чин естества там, где хочет. Даже обычная вода, которую пьет человек, может не только утолить жажду, но и исцелить болезни. Если человек будет стараться делать добрые дела, жить по заповедям Христа, тогда все многочисленные святыни: артос (недавно мы его забирали в свои дома), антидоры (богослужебные и простые просфоры) и святая вода, которая должна храниться в доме каждого человека, – смогут послужить благодатной помощью к тому, чтобы христианин мог достойно провести свою жизнь.

Но святая вода сама по себе не является универсальным лекарством от всего. Для человека верующего все возможно: и вода нас может исцелять. Если мы будем прибегать к единственному источнику благодати – Господу Богу, мы сможем получить прощение, исцеление и благословение на всю нашу, дай Бог, долгую жизнь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать