Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин)

25 апреля 2022 г.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! В светоносные праздничные дни Пасхи Христовой позвольте вас поздравить с этими замечательными днями, пожелать каждому из вас, пройдя земной путь нашей жизни, совоскреснуть вместе со Христом для жизни вечной. Чтобы эта радость Воскресения Христова исполняла наши сердца так, как она две тысячи лет назад исполняла сердца тех жен-мироносиц, которые пришли ко гробу и услышали весть о воскресшем Христе Спасителе, не обретя Его в пещере, где Он был положен. Желаю преодолевать все искушения и испытания на нашем земном пути подобно тому, как Христос претерпевал последние дни Страстной седмицы Свои страдания и переживания, которые были у него в Гефсиманском саду. Желаю уметь полагаться на волю Божию и всегда помнить, что воскресший Господь никогда нас не оставит, если мы будем вместе с Ним. Еще раз с праздником, Христос воскресе!

– Я замечаю, что каждый раз праздник Пасхи какой-то особенный. Это либо новый храм, либо новые люди. Церковный календарь постоянно повторяется, заставляет нас проживать одни и те же события, но все равно Пасха – это особенное, уникальное явление. А в Вашей жизни что самое главное на Пасху? Может быть, какое-то пасхальное чудо было в Вашей жизни?

– Сама Пасха для каждого из нас – это чудо. Господь дает возможность еще раз стоять у престола Божия в этот момент, и уже все отлагаешь, понимаешь, что вся суета, тщетность закончились. Замирает храм в ожидании выхода из алтаря духовенства, потихоньку начинается пение, потом выходим с крестным ходом, первое пение «Христос воскресе» у дверей храма – все это дарит совершенно потрясающие чувства.

В чем отличие от Запада? Там все-таки Рождеству уделяют большее внимание, рождественские праздники более широко отмечаются. Мы любим Рождество, празднуем его, но все-таки для нас праздников праздник – Воскресение Христово, когда Господь, воскресая из мертвых, и нас воскресает. Эта радость объемлет и наши сердца.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно позаботиться о наших усопших в эти светлые дни?»

– Молиться о них можно всегда. Даже в пасхальную ночь поминовение в Церкви не прекращается, потому что на проскомидии мы все равно вынимаем частички об упокоении людей, которых, как мы надеемся, Господь воскресает для жизни вечной. В любом случае воскреснем мы все: кто для жизни вечной, а кто для вечного поругания. Но мы надеемся на милосердие Божие, особенно в эти радостные дни Пасхи Христовой, что Господь, претерпевший все эти страдания и мучения, все-таки проявит к нам милосердие. Не по всей Своей строгости, а по Своей безграничной любви будет нас судить в день Страшного Суда.

Постоянное поминовение усопших начнется с Радоницы. Это вторник следующей недели – специальный день, установленный Церковью для поминовения усопших в пасхальные дни. А сегодня, надеюсь, они, как и мы, радуются Воскресению Христову, потому что их жизнь не закончилась здесь, на земле. Они не стали прахом, ушедшим в землю, но их бессмертная душа ожидает того момента, когда может оказаться в полном общении с Богом.

– Дополнительный вопрос к этой же теме: можно ли ходить на кладбище в Светлую неделю?

– Очень меняются традиции. Есть какие-то вещи в Церкви, которые неизменны: каноны, церковный устав. А есть какие-то вещи, которые претерпевают изменения в течение церковной жизни. Мы знаем, что в советское время сложилась традиция: люди в этот пасхальный день ходили на кладбище, на могилки своих умерших. Почему это делалось? Потому, что это был выходной день. Люди выбирали этот день для посещения кладбища, так как в другой день не было такой возможности.

До революции была такая практика: до Радоницы на кладбище не ходили. Существует  народное поверье, что в дни пасхальной радости душ покойников там нет, все они воскресают и находятся в другом месте. Это суеверие, конечно…

Лучше заблаговременно, когда позволяет погода, особенно в наших северных районах, съездить на могилку и привести ее в порядок к Пасхе Христовой. Это было бы правильно, а Пасху разделить со Христом. Чтобы помянуть своих близких, необязательно быть на могилке. К сожалению, многие не имеют такой возможности, живут далеко от отеческих могил, но молятся, ходят в храмы и поминают усопших там. А некоторые и на могилки не ездят, и в молитвах своих близких не поминают, хотя и могилки порой находятся близко.

– На самом деле можно ходить на кладбище и на Светлой неделе, просто Церковь в это время не поминает усопших так, как это обычно происходит, кроме проскомидии.

– Пасха – это прежде всего радость. А когда мы идем на кладбище, чему мы можем радоваться? Потере наших близких? Там бывают и слезы, и какие-то сожаления. Поэтому, наверное, лучше, учитывая свое человеческое состояние, стараться в это время не ходить туда, а разделить пасхальную радость со всем миром и Церковью, не только земной, но и небесной.

– Еще один вопрос: «Дозволительно ли в храме во время богослужения пользоваться мобильным телефоном, снимать происходящее действо и выкладывать это в общий доступ?»

– Моя личная точка зрения такая: я считаю, что если ты пришел в храм, то пришел для молитвы. Значит, сосредоточься на молитве, не отвлекай себя от молитвы поиском какого-то хорошего кадра. Есть люди, в обязанности которых входит освещать жизнь храма и предоставлять фотографии с богослужения. Есть телеканал «Союз», который совершает трансляции, но это дает возможность тем, кто не может посетить храм, быть на службе вместе с молящимися.

Кстати, хочу поблагодарить, что в Светлую среду вы разделите с нами радость богослужения в нашем храме, будет трансляция. Но это работа тех людей, которые этим занимаются. А человек, который пришел помолиться, входя в храм, должен оставить все земные попечения и суету, что нас окружает, и сосредоточиться на молитве. Тогда от молитвы будет какой-то прок. А когда мы зависаем в телефоне, пытаясь что-то фотографировать, это отвлекает нас от общения с Богом.

– Тем более может отвлекать и других людей, которые молятся.

– Конечно. И отвлекать, и раздражать, и смущать.

– А Вы не замечали, что, когда выходите на амвон говорить проповедь, кто-то начинает Вас снимать?

– Я очень этого не люблю. Особенно когда говорю проповедь. Лучше бы слушали, что в этот момент, сопереживая внутри своего сердца, пытаешься донести. Ты же говоришь то, что пережил сам, пропустил через себя, и этим хочешь поделиться с теми, кто стоит рядом с тобой. Это очень важно.

– Вопрос телезрителя: «Когда в первый день после субботы жены-мироносицы пришли ко гробу, камень был отвален, там уже никого не было. И этот день считается воскресеньем. Но никто не видел, когда Христос воскрес. Может быть, Он воскрес в субботу или с пятницы на субботу? Есть ли данные, когда именно воскрес Христос? Кто об этом знает?»

– Дело в том, что явился воскресший Христос уже в воскресный день. Поэтому по традиции мы и празднуем Пасху в воскресный день. Так сохранило нам церковное Предание: рано утром ко гробу пришли жены-мироносицы и увидели камень, отваленный от гроба. Именно в этот момент им ангелы возвестили о том, что Христос воскрес: «Что ищете живого с мертвыми? Он не здесь, но восстал». И в Страстную субботу мы уже знаем, что воскресший Господь сошел во ад для того, чтобы вывести души праведников, томящихся там, и души наших прародителей Адама и Евы. Но мир об этом пока еще не знал. В пасхальную ночь через Церковь возвещается миру весть о воскресении Господа.

– Нам прислали такой вопрос: «Объясните, пожалуйста, можно ли на литургии читать записки о здравии и молитвы святым? Можно ли уходить из храма после возгласа "Святая святым", перед причастием?»

– Бывают обстоятельства, когда человек вынужден немного раньше уйти с литургии. У него есть выбор: или прийти на основную часть литургии, или не прийти вообще, потому что он может опоздать на работу. Есть какие-то моменты, которые иногда можно учитывать.

– Это если человек не причащается?

– Да. Но если мы идем целенаправленно в церковь на богослужение, даже если не причащаемся, но поставили для себя задачу посетить в этот день службу, то от первого возгласа до момента, когда дается крест после отпуста, все-таки нужно пребывать в храме Божием.

Можно ли читать молитвы святым? Я думаю, что в момент совершения богослужения надо все-таки сосредоточиться на тех молитвах, которые в этот момент совершает Церковь. 

Записки, конечно, читает священник. Когда их много, помогают читать алтарники. И в самом чинопоследовании есть места для специального поминовения.

– В литургии есть момент, когда прекращают вынимать частички, прекращается поминовение.

– По церковному уставу поминовение прекращается на проскомидии. Священник совершает проскомидию, и на этом все заканчивается. К сожалению, в безбожные времена в нашей стране храмов было мало, приходящих людей много, и записок подавали много. Батюшка не всегда успевал все сделать за проскомидию.

Последние записки читаются во время Херувимской песни, с момента перенесения приготовленного хлеба и вина на престол. Перед этим совершается поминовение живых и мертвых; потом – молитва об оглашенных, тех, кто хочет прийти к крещению; потом мы просим оглашенных уйти из храма. К этому моменту должны остаться только верные, те, кто уже являются членами Церкви, потому что начинается сама Евхаристия.

– В этот момент, наверное, лучше не читать своих молитв?

– Конечно. Лучше внимать общей молитве: не только по молитве священника совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, но по молитве всех собравшихся. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

– В момент, когда готовишься принять Самого Христа, вряд ли нужно думать о том, какую стиральную машинку купить…

– Особенно это касается тех, кто помогает, и алтарников, которые трудятся в храме. К сожалению, иногда сердце обливается кровью. «Святая святых», Евхаристический канон – момент, когда все вместе должны сосредоточиться и отложить все заботы, хлопоты, какими бы они ни казались важными. Ничто в этот момент не должно отвлекать человека, потому что совершается самое главное событие в нашей жизни. Смотришь, то чайником загремели, начали запивку готовить, то хождения, разговоры друг с другом. Прихожане в храме тоже не всегда умеют сосредоточиться в этот момент, потому что это тяжело, когда в алтаре нет сосредоточения. Этого надо избегать и, что касается Божественной литургии, уметь уделять полное внимание тому, что происходит, что Церковь нам приготовила.

– Вопрос телезрителя: «Разве недостаточно того, что я разговариваю с Господом каждый день? В церковь не хожу».

– У святого Митрофана Воронежского был случай, который приводится как притча. У него не очень ладились отношения с губернатором, потому что он постоянно назидал губернатора, так как тот не ходил на богослужения. Губернатор ему говорил (это далекие петровские времена): «У меня храм в душе». Как-то на одном приеме святитель Митрофан в очередной раз сказал ему: «Надо бы в храм, давно Вас не было». Он говорит: «Нет, у меня храм в душе». На что святитель в отчаянии сказал: «А в голове колокольня».

Мы говорим: «Зачем нам покаяние, священник? Мы рыдаем и плачем перед иконами». Действительно, легко заплакать, ощущая свою греховность, стоя один на один с Богом, но как же тяжело принести покаяние, когда есть свидетель, который свидетельствует перед Богом о том, что ты согрешил. Когда покаялся один раз, то хочется постараться исправить свои грехи и в следующий раз с этим не приходить. Но когда мы падаем – вновь каемся. Вне Церкви нет спасения. Конечно, можно дома молиться, но дома не совершается Евхаристия, нет Божественной литургии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

– Вопрос телезрительницы из Татарстана: «Муж умер, завтра будет 40 дней. Как мы можем отметить 40-й день?»

– Завтра можете пойти в храм, подать записку на литургию, чтобы в храме Божием помолились о Вашем усопшем. Думаю, что не будет проблемы принять эту записку.

– А если скажут: «Ну что Вы?»

– Все равно подайте, Господь примет Ваше поминовение. Ничего страшного не будет, если Вы вместе со своими близкими соберетесь в этот день, разделяя радость Воскресения Христова, вспомните о той надежде, которую Господь дал каждому из нас; о надежде для Вашего мужа на то, что он не просто умер, ушел в землю из этой жизни, а имеет жизнь вечную, возможность воскреснуть для жизни вечной с Богом.

Наша задача – не плакать и рыдать о его потере, а молиться за его бессмертную душу, чтобы Милостивый Господь простил ему вольные и невольные согрешения, которые он совершил (как каждый из нас совершает) и в которых, может, не успел покаяться. Может, он вовсе в храм Божий не ходил, но был хорошим, добрым человеком и жил по заповедям Христовым; по своей наивности, житейской глупости не совершал церковных правил, не посещал храм. Молитесь, и по Вашей молитве Господь может многое сделать для него. Ничего страшного не будет, но на кладбище сходить лучше на Радоницу.

– На 40-й день на кладбище лучше не ходить? А если очень хочется?

– Можно и на Пасху, почему нет? Сходите. Почему надо воздержаться? Чтобы не было в сердце ни отчаяния, ни скорби. Конечно, радость немного омрачена, но все-таки Воскресение – праздник надежды для каждого из нас. Это показатель нашей веры. Плакать и рыдать надо только о своих грехах, а во всем остальном надо уметь полагаться на волю, Промысл Божий.

Можно было бы перенести это на другие дни, но до 40-го дня человек считается новопреставленным. Уже на Радоницу он не будет новопреставленным, хотя можно собраться помянуть его и в этот день. Если в этот день есть внутренняя потребность посетить могилу своего супруга и встретиться дома со своими близкими, вспомнить его – вспоминайте только хорошее, чтобы не плакать, не рыдать и не сожалеть о том, что произошло, а научиться принимать волю Божию, которая, как нам кажется порой, бывает очень жестокой.

– Вопрос: «В молитве сказано, что надо прощать всех обидевших нас. Но как это возможно, если тебя ограбили обманным путем? И потом этот человек внедрился в церковь и прислуживает там. Как с этим жить?» 

– Господь покаявшегося разбойника простил, потому что покаяние было искреннее. Может быть, человек, который был действительно мошенником, принес покаяние и сегодня своими трудами пытается как-то помочь церкви. Не надо это держать в сердце.

 Бог каждому судья. И мы ответим за свои грехи, и тот человек сам ответит. Ничто не остается без наказания. Господь за все взыщет и с обидевших нас, и с ненавидящих нас. А мы должны всех любить и всем всё прощать. 

– Если на литургии и на причастии был без нательного крестика (забыл надеть после тренировки), насколько это неуважительно и неправильно?

– Во-первых, мы не должны снимать крестик даже на время тренировки.

– Но на некоторых тренировках снимать его нужно, во избежание травм, например.

– Ну, может быть. Но от креста никто никогда не пострадал. Только Господь пострадал на кресте.

– Если крестик на металлической цепочке, это все-таки может быть опасно.

– Тогда носите его на веревочке. Некоторые снимают крестик, когда идут в баню, потому что можно обжечься.

– Можно надеть и деревянный крестик.

– Да, можно. Но не нужно иметь крестик для бани, крестик для чего-то еще. Нужно носить обычный крестик… А вдруг вас хватит удар в парилке или на занятиях, а вы без креста? Я считаю, что снимать крест неправильно. И если вы готовитесь к причастию, я думаю, перед этим вы не идете с утра на тренировку, не принимаете Святое Причастие после тренировки.

Все-таки надо уметь расставлять в своей жизни приоритеты. Если мы хотим причаститься, то в этот день нужно с утра все отложить и сосредоточиться на молитве. А так получается суета: побежали, потренировались, неизвестно как помолились, а потом еще и крест забыли. А если занимались с вечера, значит, вечером не молились, не осеняли себя крестным знамением и не хватились: «А где мой нательный крестик – символ того креста, на котором страдал за меня Господь, Который незримо оберегает меня?»

Зримо присутствуя на нашем теле, крестик незримо оберегает нас от всяких напастей. Поэтому будьте внимательнее к этому в своей духовной жизни.

– Еще такой вопрос: «Если человек потерял крестик, насколько это может быть плохо для него и для того, кто его нашел и не вернул?»

– Во-первых, человек, который нашел крестик, не всегда знает, кому его нужно вернуть.

– Многие думают, что если потерял крестик, то случится что-то плохое, и если ты нашел его, то здесь тоже что-то не то.

– Ну, не нужно искать каких-то совпадений. Мы ведь знаем, что Господь являл людям кресты как чудо – особое Божие благоволение или как символ какого-то испытания не конкретно для этого человека, а, может быть, вообще для всего народа. Например, это явление креста в Годеново, к которому сегодня люди во множестве едут.

Почему к этому надо относиться как-то по-особому? Если вы нашли нательный крестик, перекрестите его, поднимая, и отнесите в храм. Ничего страшного в этом нет. Отгоните от себя суеверия, ведь все бывает в нашей жизни. Крестик сделан из определенных материалов, они изнашиваются, и цепочки, к сожалению, рвутся, и дужки, на которых держится крестик, с годами перетираются.

Конечно, нужно беречь крестик, нужно следить за ним. Но если вы все же его потеряли, перекреститесь, пойдите на исповедь, покайтесь, что не уберегли свой нательный крестик, и наденьте другой.

– Следующий вопрос: «Вечернее правило знаю наизусть. Все труднее избегать автоматизма во время молитвы. Можно ли молиться другими молитвами, множество которых есть в молитвослове, и нужно ли молитвы все-таки читать, а не проговаривать вслух те, которые знаешь наизусть?»

– А Вы читайте молитвы наизусть не механически, а вслушиваясь в каждое произносимое слово. Если вы начнете вслушиваться и вдумываться в слова молитвы, то механическая молитва уйдет.

– Может быть, все-таки надо читать молитвы по молитвослову?

– Текст нужно обязательно иметь под рукой. Священнику, как бы хорошо он ни знал богослужение, «Учительным известием» запрещено совершать службу, не имея в руках Служебника, потому что человеческая память может подвести тогда, когда, кажется, все знаешь как «Отче наш».

У меня так иногда бывает с 50-м псалмом. Вроде бы я хорошо знаю его, но в какой-то момент  мою память может заклинить, и сколько бы я ни начинал после этого повторять все сначала, на этом месте меня все равно клинит, пока я не возьму книжку.

– Я так забывал молитву «Отче наш».

– Да, такое бывает. Когда читаешь молитву по памяти, больше думаешь о том, какое слово за этим идет, чтобы не забыть текст, а смысл этого текста пропускаешь. Можно и своими словами молиться Господу, но Церковь в вечерних и утренних молитвах выбрала для нас оптимальный вариант молитвы.

Если вы чувствуете, что что-то другое соделывает в вас молитву, иногда можно перед сном искренне сказать: Боже, милостив буди мне, грешному. Действительно ощутить эту молитву, пропустить через себя каждое ее слово и, осознав свою греховность, еще минут сорок плакать перед иконочкой о том, насколько вы грешный. Вот тогда не нужно никаких других молитв. Нужно приучать себя к умной молитве, а мы, к сожалению, приучаемся к молитве механической.

– А если, например, едешь на работу в метро и про себя молишься, так можно?

– Да, можно. Преподобный Серафим молился везде, где бы ни находился. Можно везде творить Иисусову молитву. Еще раз говорю, 20 минут утром и 20 вечером – 40 минут в день из 24 часов можно уделить Богу, даже не спеша. Но наша человеческая лень, любовь к себе, самооправдание находят тысячу причин, чтобы мы этого не делали.

– Батюшка, что значит «причаститься в осуждение»?

– Можно причаститься и в суд, и в осуждение, когда нет чувства покаяния, когда нас переполняет чувство нашего достоинства, что мы достойны сегодня причаститься Святых Христовых Таин, когда, подходя к Причастию, мы начинаем ругаться с людьми, которые рядом, не проявляем смирения и так далее. Батюшка делает нам какое-то замечание, и хорошо еще, если мы начинаем оправдываться, но иногда можем и огрызаться.

Когда мы не имеем смирения и любви в сердце своем, проявляем внутреннюю духовную гордыню, это и есть причаститься в суд или во осуждение. Пользы от такого причастия нет.

– Но бывает и другая крайность, когда человек остро чувствует свое недостоинство, ощущает себя настолько падшим, что даже не хочет идти к Причастию.

– Это тоже плохо. Иногда бывают такие моменты, когда хорошо знакомые мне женщины приходят на исповедь и говорят: «Я, наверное, не буду сегодня причащаться, потому что недостойна этого». Я спрашиваю: «Ты читала правило, готовилась, постилась?» Она отвечает: «Да, я постилась и правило вычитала».

Тогда говорю: «Будет гораздо хуже, когда ты будешь чувствовать себя достойной принять Святое Причастие. Вот тогда я точно не допущу тебя до Причастия. А сегодня иди. Господь, видя твое недостоинство, сокрушение о своем недостоинстве, будет тебя укреплять как раз через Святое Причащение, чтобы ты могла бороться с теми страстями, грехами, которые в тебе есть, чтобы избавиться от них».

– «Как правильно подготовиться к причастию на Светлой седмице? Какое читать молитвенное правило?»

– Нужно читать Пасхальный канон. Я считаю, что все-таки нужно вычитать и молитовки ко Святому Причащению. Церковный устав не предписывает нам в эти дни поста. Но у каждого есть священник, к которому вы ходите на исповедь, и у каждого могут быть какие-то свои мнения, свои требования. Но иногда, бывает, доходит до ужаса: когда нужно поститься, мы не постимся, а когда поститься не надо, мы начинаем возлагать на себя пост.

– Особенно на Святой неделе.

– Живите по церковному уставу, и все в вашей жизни будет нормально, надеюсь. Сегодня поста нет, Церковь его упразднила. Так бывает и на рождественских святках. Вот мы сорок дней постились, и когда Церковь сказала, что поста нет, мы начинаем что-то выдумывать. Может быть, стоит ограничить количество еды, но не нужно нарушать церковный устав.

– Такой интересный вопрос: «Как самостоятельно выгнать из себя беса? Ведь, насколько я знаю, отчитки опасны».

Мне кажется, мы сами изгоняем из себя бесов, например, когда исповедуемся.

– Чаще мы их к себе призываем, когда не исповедуемся, когда болтаем во время службы. Вот тогда они радуются, потому что, получается, мы ни Богу свечка, ни ему кочерга. Поэтому молитесь, причащайтесь и исповедуйтесь. Как сказал Господь, сей же род изгоняется только молитвою и постом.  Живите по церковному уставу, и все у вас будет хорошо.

– Совершенно верно.

– Сережа, несмотря на Ваш юный возраст, Вы уже имеете большой церковный опыт и знаете, что можно прийти на отчитку с одним бесом, а уйти с десятью.

– Честно говоря, я ни разу не присутствовал на отчитке.

– По крайней мере, мы с духовной точки зрения много об этом знаем. Где гарантия, что в этот момент мы будем настолько сосредоточены на молитве и на всем остальном, что Господь убережет нас от входа беса? Но часто мы можем слышать: «Ах, мне надо на отчитку».

– У меня был такой случай. Меня спросили: «А где здесь проходит отчитка?» – искали ныне покойного архимандрита Германа. Я объяснил, как туда пройти, и мне задали вопрос: «А насколько быстро наступит эффект?» Я тогда учился на первом курсе семинарии и даже не понял, что такое бывает.

– Вот. Не нужно искать какого-то эффекта, нужно искать помощи Божией. Прежде чем поехать на отчитку, надо походить в храм, исповедоваться, причащаться. Может быть, это вовсе и не бес, а просто настолько греховна наша жизнь. Поэтому нет универсального лекарства от этого, но есть покаяние и молитва.

– Вот так можно самостоятельно выгнать беса – постом и молитвой?

– Да, так можно.

– Вопрос с большим количеством вопросительных знаков, просто крик души: «Почему Церковь требует регистрации брака? Где Иисус сказал, что нужна роспись в ЗАГСе? Почему считается, что если жить вместе без штампа в паспорте, это блудное сожительство?» 

– Учитывая современные тенденции, Церковь не считает блудным сожительством то, если люди живут в законном браке, ведь это накладывает на них определенную ответственность. С другой стороны, считается, что этот брак не освящен Церковью, то есть это не совсем полноценный брак с точки зрения христианских понятий, христианской жизни.

В дореволюционной России не было никакого гражданского брака, было достаточно брака церковного. Но тогда практически невозможно было развестись. Если человек вступал в церковный брак, то нес свой крест (если это крест) через всю жизнь, и это нормально.

К сожалению, сегодня даже церковное венчание не удерживает людей от желания разрушить семью. Но то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Если гражданский брак налагает на людей какую-то ответственность в материальном плане (совместно нажитое имущество и так далее), то церковный брак – нет. Люди начинают судиться друг с другом, пытаются доказать, что они все-таки жили семьей, что у них была семья, хотя она не была зарегистрирована, и начинают втягивать Церковь во все эти судебные дрязги.

Если вы верите, искренне любите друг друга и хотите всю жизнь прожить вместе, что же вам мешает заключить гражданский брак, перед тем как прийти к браку церковному? Я не вижу здесь никакой проблемы. А вы уже в начале своего жизненного пути ищете лазейки, чтобы в своей любви чего-то избегать…

Иногда люди, заключая гражданский брак, думают: «Мы пока подождем, поживем друг с другом, посмотрим, совместимы ли мы». А потом одни разбегаются, а другие действительно заключают брак церковный. Если же люди повенчались, пожили какое-то время, а через полгода-год их уже ничего не держит и можно разойтись без каких-то бумаг, то это страшно, такого не должно быть.

– И когда люди говорят: «Нам и так хорошо, мы любим друг друга. Зачем тратить время на ЗАГС?» – обычно батюшки замечают: «А в чем проблема? Если вы любите друг друга, сходите и зарегистрируйте свой брак. Делов-то».

– Им не надо абсолютно никаких проблем. Люди хотят избежать юридической ответственности, понимая, что здесь ничего их не держит. Но у глубоко верующих людей такие вопросы не возникают. Как правило, они возникают у людей, которых в церкви можно назвать прохожанами.

Как-то я нес послушание в канонической комиссии, и пришла одна пара получить разрешение на брак, причем у женщины это был пятый официально зарегистрированный брак (причем были и церковные браки), а у мужчины – первый. Конечно, этот вопрос требовал принятия какого-то взвешенного решения. Так вот, эта женщина звонила и возмущалась, почему так долго не решается их вопрос.

– Они хотели повенчаться?

– Да. Хотели получить разрешение на церковный брак. Но есть же какие-то церковные нормы, и им вообще можно было не разрешить вступление в брак.

– Но все-таки разрешили?

– Да, опять проявили милосердие. Но ведь многие считают: «Церковь нам должна, Церковь нам обязана». К сожалению, некоторые наши прихожане являются потребителями. Они предъявляют к Церкви требования: «Вы нам должны, вы нам обязаны. Если что, мы знаем, куда жаловаться».

Слава Богу, таких людей не очень много. Наверное, они были всегда, говорят же, что в семье не без урода, но мы стараемся принимать всех с любовью, покрывать всех любовью и, насколько это возможно, не обращать внимания на такие требования.

– Батюшка, спасибо за сегодняшний эфир.

– Хочу воспользоваться возможностью и передать через ваш телеканал пасхальные поздравления многим нашим друзьям, которые живут за пределами нашего Отечества. Христос воскресе, дорогие мои!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского храма в честь священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе иеромонах Никандр (Пилишин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​