Мне очень знаком этот опыт – я ведь тоже человек и тоже волнуюсь. Особенно много я волновался, когда был молодым человеком. Бывало, перед встречей с преподавателем или уважаемым человеком и несколько дней выстраиваешь речь, не можешь заснуть, потому что этот разговор в тебе никак не может прекратиться. Ты ворочаешься, не можешь заснуть, проговариваешь про себя какие-то важные фразы. Думаешь: «Нет, вот этого лучше не говорить. А если скажу так? Тогда он ответит вот так – и куда заведет наш разговор?»
Говоря о молитве, часто расшифровывают это понятие как разговор с Богом. Это разговор не просто с Отцом, Который тебя бесконечно любит и готов пожертвовать Своей жизнью за тебя. Причем не только готов, но уже пожертвовал. Становясь на молитву, мы каким-то образом предстоим перед Тем, Кто выше всех, мудрее всех, прекраснее всех. Это Начальник всех начальников, Мудрец всех мудрецов... Поэтому люди, опытные в молитве, так внимательно относились к этому действию, которое из определенного события, имеющего свое хронологическое пространственное измерение, превращалось в постоянное действие. Люди сподоблялись удивительного дара молиться непрестанно.
Мы прекрасно понимаем это умом, но должны признаться, что перед беседой с Богом вовсе не так трепещем, как перед встречей с начальником, учителем, судьей или адвокатом. Мы не говорим так же три дня подряд перед тем, как предстать пред Господом. Его присутствие, Его участие в нашей молитве не совсем для нас очевидно. И если в первые дни нашего воцерковления этот опыт был очень ярким, пронзительным, освежающим, то с течением времени, с погружением в рутину церковной жизни эта свежесть исчезает.
Это часто бывает и со мной в церкви. Например, я слушаю любимый псалом «Благослови, душе моя, Господа» (очень люблю это песнопение, всегда подпеваю и погружаюсь мыслями в этот удивительный, ликующий, радостный, свежий гимн, у которого нет возраста), но спустя несколько мгновений после того, как я начал молиться, мои мысли уходят куда-то далеко. Я думаю: «Как же хорошо мы сейчас поем. Вот и Нина пришла в церковь – я слышу ее голос, она была на акафисте у отца Серафима. Серафим, наверное, сейчас уехал в деревню. Надо будет ему позвонить, чтобы он по дороге обратно купил макароны...»
Спустя несколько мгновений после начала молитвы, хотя телом я нахожусь в церкви перед престолом Божиим и устами пою замечательный псалом, на самом деле я своей душевной организацией нахожусь по дороге в деревню к отцу Серафиму и думаю о макаронах, которые он должен привезти. Всего несколько мгновений – и молитвенный восторг от пения удивительного псалма святого пророка Давида превращается в думу о макаронах. Перед Богом ли я предстою в этот момент? Ему ли я пою?..
Становится очень стыдно, когда ловишь себя на том, что нет собранности, внимания, терпения во время этого замечательного действа, важного не только для меня, но и для всего мира. Ведь мы говорим, что мир держится молитвой людей, рабов Божиих. Весь город спит, а мы, рабы Божии, собрались на раннюю литургию в церковь. Нас немного, но мы молимся. И это очень важно для нас самих, для наших семей, для нашего государства, для Церкви. Для всего мира очень важно, чтобы кто-то молился. Но, получается, даже у того небольшого числа людей, которые стоят в церкви, вместо молитвы – дума о макаронах, о каких-то совершенно неуместных вещах. Хотя ты стоишь перед лицом Господа, Творца.
И требуется большое усилие, большое терпение, чтобы удержать молитву, вернуть внимание, если оно уклонилось, и снова поставить себя перед престолом Божиим. Нужно себя постоянно собирать. Молитва – это большой, серьезный труд. Это не изобретение аскетов.
Апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит: «В молитве будьте постоянны, бодрствуйте с терпением». Там употреблено замечательное греческое слово (глагол): προσκαρτερεῖτε. Это значит находиться в постоянном терпении, собранном состоянии нерассеянного ума, предстоя перед Господом... Этот глагол иногда переводят русским словом «постоянствуйте». То есть нужно быть постоянным в молитве; с терпеливым постоянством подходить к этому большому и очень важному труду. Оказывается, этот труд увенчивается определенным успехом. Хотя, конечно же, относительно молитвы мы не можем говорить об успешности, эффективности – это совсем не те слова, которые подходят для этого важного делания.
Тем не менее я встречал людей, в глазах которых отражается Господь. Например, стоит на литургии человек, молится. Вы знаете, что священник в определенные моменты поворачивается к молящимся, чтобы сказать: «Мир всем». И благословить. Еще я вижу лица людей, когда выношу Чашу или говорю проповедь. Так вот, когда я поворачиваюсь лицом к людям, я вижу лица молящихся людей. И это удивительные лица! В них отражается такое состояние, которое невозможно описать. Конечно, бывают очень пустые лица, рассеянные взгляды. Но порой вдруг видишь взгляд, в котором отражается Господь. И это самое прекрасное лицо на свете!
Стоит, например, старушечка, которой далеко за восемьдесят, держится на двух палочках, смотрит на икону Божией Матери и всю службу молится перед Господом. Может быть, ее молитва тоже отвлекается на думу о макаронах, на размышления о внуках, детях, но даже это отвлечение, эта небольшая немощь, которую человек допускает, тоже возносится к Господу, тоже превращается в молитву.
Великий молитвенник, подвижник Сербской Церкви Иустин (Попович) говорил: тяжело всякой мысли, которая не превращается в молитву. Оказывается, даже думу о макаронах можно превратить в молитву. Ошибки, отвлечения, рассеянность тоже можно превращать в молитву, если человек выработает со временем, подходя к этому с терпением и постоянством, этот важнейший молитвенный навык.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!