Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

28 апреля 2022 г.

– Владыка, 22 апреля очередная годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Насколько я знаю, Вы смогли найти что-то полезное для себя, для своей души, для Церкви между строк работ человека, который, по сути, был врагом Церкви. Как такое возможно?

– Ну, я бы не сказал, что там есть слишком много полезного для духовной жизни. Этого я и не искал и не обрел там, но в его работах есть довольно много полезного для решения каких-то практических задач.

Люди моего поколения, выросшие при советской власти, хорошо помнят, что каждое публичное выступление, каждая публикация даже на далекие от политики темы всегда начинались с цитат из произведений если не Владимира Ильича Ленина, то, по крайней мере, Фридриха Энгельса или Карла Маркса, а в более позднее время – Иосифа Виссарионовича Сталина. Удивительно, но книга или издание даже по узкоспециальным научным исследованиям всегда начинались со ссылок на то, чему учили классики марксизма-ленинизма, как тогда говорили.

В то время,  70–80-е годы ХХ века, я, подросток, уже был верующим, ходил в церковь. Тогда в церкви молодежи было совсем немного, и, конечно, на меня обращали внимание. Поэтому мне приходилось защищать свою веру и приводить аргументы из области научных изысканий и даже убеждать своих собеседников в их неправоте, опираясь на какие-то определенные философские системы.

Для любого противника сокрушительным аргументом были ссылки на работы одного из тех людей, кого я перечислил, и прежде всего, конечно же, на произведения Ленина. Поскольку Ленин, как и всякий человек, претерпевал в своей жизни некие изменения, в том числе и мировоззренческого характера (ведь ситуация вынуждает человека в тех или иных условиях менять свою позицию по разным вопросам), периодически менялась позиция Ленина и по вопросу отношения к Церкви.

Я не хочу сказать, что в одно время он был верующим, а в другое – неверующим, я имею в виду не это. Например, в работе «Социализм и религия», которую Ленин написал в 1905 году, он пишет о необходимости объединения трудящихся в борьбе за светлое будущее, за свержение царского режима. Он говорит, что социалистический пролетариат должен полностью игнорировать религиозные воззрения борцов за свободу, потому что для него не столько важно мнение пролетариев о существовании рая на небе, сколько важно объединение их усилий для создания рая на земле. Таким образом, на момент 1905 года Ленин как бы не видел в религии чего-то угрожающего для себя, для своих идей.

Я всегда приводил ссылку на эту работу Ленина, когда мне пытались сказать, что православная вера является чуть ли не антигосударственной деятельностью, приносящей вред нашей стране, нашему народу, являющейся своего рода колдобиной на пути к светлому будущему нашей страны. И таких мест в этой работе Ленина, которые мне приходилось использовать, достаточно много.

В связи с этим у меня даже был забавный случай, когда я еще учился в школе. Тогда тоже приближалось 22 апреля – очередная годовщина со дня рождения Ленина. В этот день вся советская пресса как общесоюзного, общегосударственного, так и регионального уровня обычно выходила с передовицами, посвященными Ленину. В том небольшом городке, расположенном на берегу великой русской реки Волги, где я родился, вырос, ходил в школу, в городе Кимры, выходила газета, которая называлась, как сейчас помню, «За коммунистический труд», и в ней тоже готовилась соответствующая публикация. Но редакторам хотелось опубликовать не какую-то банальную статью, какие выходили почти во всех газетах, а не совсем обычный материал – о том, как в то время изучалось наследие Ленина.

Для того чтобы прояснить ситуацию, сделать своего рода срез, они пошли в нашу районную библиотеку и там узнали, кто больше всего читает произведения Ленина. Оказалось, что таких было всего два человека. Один был в преклонных летах старец, который участвовал в событиях 1917 года, чуть ли не брал Зимний, а вторым был я, учившийся в то время в средней школе.

Взяли интервью у старца, хотели взять и у меня, и для этого пришли в школу. Но в то время в городе ходил грипп, я как раз приболел,  поэтому встретиться со мной не удалось. И насколько же все были удивлены, кто меня знал, что смысл вышедшей статьи сводился к тому, что старое поколение большевиков постепенно уходит из этой жизни и наследие, которое оставили классики марксизма-ленинизма, передается в надежные молодые руки.

Вот таким образом я и попал в историю. Я ведь читал произведения Ленина не только ради того, чтобы найти в них что-то полезное, но и для того, чтобы отбиваться от своих идейных противников. У Ленина действительно есть некоторые очень интересные и глубокие мысли. С особым вниманием я изучал книгу, которая называлась «Материализм и эмпириокритицизм», в которой Ленин полемизирует с некоторыми западными философами, в том числе и по вопросам духовного начала. В то время мне казалось, что это очень неплохая работа.

Конечно же, существует множество философских произведений, но в советские годы не все они были доступны. Например, мы не имели возможности читать произведения таких философов, как писатель и публицист Иван Александрович Ильин, который после революции вынужден был эмигрировать в Западную Европу и в Советском Союзе считался врагом. Поэтому приходилось читать философские произведения, которые были доступными и не находились на спецхранении.

Иногда мы извлекали сведения о религии, о каких-то богословских воззрениях даже из атеистической литературы, потому что труды святых отцов, богословские произведения при советской власти практически не издавались. Издававшиеся же крохи были недоступны даже священникам, не то что обычным людям. И если бы такой же срез, как по произведениям Ленина, сделали в нашей библиотеке и по атеистической литературе, наверное, я бы оказался на первом месте среди всех атеистов нашего города, потому что больше меня в те годы никто атеистической литературы, пожалуй, не прочитал.

Когда я служил в армии, в воинской части, где я нес службу, обратили внимание на мои религиозные воззрения и начали интересоваться мной, чтобы понять, чего от меня можно ожидать. В моей тумбочке нашли довольно много взятых в армейской библиотеке брошюрок атеистического содержания, в которых на полях карандашиком (чтобы потом можно было убрать) я делал свои пометочки, ставил какие-то галочки, чтоб выписать потом какие-то цитаты, на что-то обратить внимание.

Замполит части внимательно просмотрел эти брошюрки, увидел мои галочки и с неким подвохом мне сказал: «Просмотрел я твои брошюрки атеистического содержания, но почему-то ты делаешь пометки не о сути критики, которая там излагается, а, наоборот, о том, что подвергается критике в этих брошюрках». Мне иногда казалось, что какие-то критикуемые идеи более тяжеловесны, основательны, более для меня привлекательны, нежели сама критика, которая, как правило, всегда была поверхностной и не стоила особого внимания.

– Мы доподлинно знаем, что Ленин был крещеным человеком. Когда Вы читали его произведения, наверняка для себя составили какой-то его портрет. Какой он – Ленин?

– В зрелом возрасте это был человек, не только совершенно далекий от Церкви, но, особенно в годы революционные и послереволюционные, враждебный по отношению к Церкви, поэтому нельзя сказать, что он сохранил то, что получил в таинстве Крещения. На этот счет не может быть никаких иллюзий – Ленин полностью отказался от веры, от Церкви. Но у него, наверное, были и какие-то личные мотивы, из-за чего он удалялся и удалялся от Церкви и стал неким ее антиподом.

Ленин действительно был крещен. Он родился в православной России, в христианской среде, где к крещению приступали все люди. Сразу после рождения родители приносили детей в храм, и по вере родителей, восприемников дети принимали крещение. Но ведь Господь выносит суд о человеке не по каким-то первым, начальным шагам человека, а по тому, как он завершает свою жизнь. На Руси была такая пословица, слова, которые русский народ вкладывал в уста Самого Господа Иисуса Христа: «В чем застану, в том и судить стану», – то есть именно это итог жизни человеческой.

Мы не знаем, что было в душе Ленина в последние минуты его жизни. Мы знаем, что он, будучи тяжелобольным, умирая, испытывал страдания. В такой ситуации человек иногда обращается к Богу, в нем пробуждаются ростки того, что когда-то было посеяно в детстве. Конечно, так бывает не всегда, но довольно часто.

Понятно, что с идеологической точки зрения, даже если бы это и произошло, при сталинской власти никто бы не стал это оглашать, каким-то образом выявлять. Да и не факт, что если бы так случилось, то это как-то вырвалось бы из уст тяжелобольного Ленина. Но это могло происходить и глубоко в его душе.

К чему я это говорю? Все-таки, каким бы человеком он ни был, каким бы он ни был великим падшим грешником, мы, люди, имеющие ограниченный взгляд на все происходящее в мире, не должны выносить своего собственного суждения прежде суда Божия. Поэтому мы оставляем это на суд Божий. Если Ленин неоднократно демонстрировал публичные заявления о своей антихристианской, антицерковной позиции, то никаких заявлений о его раскаянии в чем-то мы не знаем, поэтому земная Церковь молитв о нем не совершает.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Сегодня она радостная, торжественная. Грядет Пасха Христова – праздников праздник и торжество из торжеств. Как нужно встречать этот праздник верующему человеку и, может быть, человеку, который только встает на путь веры?

– Многие люди пытаются отметить не только этот праздник, но и многие другие праздники какими-то исключительно внешними символами и атрибутами. Они пытаются соблюсти определенные ритуалы, которые кажутся им очень важными. И действительно, они таковыми и являются, но это далеко не самое главное.

За несколько дней до Пасхи люди начинают выпекать куличи, красить яйца, в каждой семье, в каждом доме создается предпасхальная атмосфера, когда пахнет ванилью, на тарелочках появляются разукрашенные яйца. Люди делают уборку, наводят дома порядок.

Конечно, все это важно и нужно, но самое главное в празднике Светлого Христова Воскресения другое. Мы ведь не просто вспоминаем событие, которое произошло два тысячелетия назад, когда Господь, разорвав узы смерти, воскрес из мертвых. Конечно, очень важно, что Спаситель, будучи Богом, пришел на землю и воплотился, чтобы спасти человека, но был умерщвлен и пригвожден ко кресту. Конечно, Его Воскресение – это великая радость и торжество. Но не всякий человек, празднуя это, понимает свою сопричастность к этому событию, то, что мы не просто воспоминаем эти события, а участники всего этого.

В семье есть понятие «первенец». Обычно так называют первого ребенка. Но слово «первенец» употребляется, только если семья многодетная… Апостол Павел называет Иисуса Христа Первенцем из умерших, разрушившим узы смерти. Но Христос не только Бог. Он родился в этот мир, приняв человеческое естество, поэтому Он еще и Человек – Богочеловек. И воскресает не Бог, потому что Божество бессмертно, но восстает человек, и вместе с ним Своим Воскресением Господь воздвигает и все человечество. Это как локомотив, который бежит впереди, а за ним следует множество прицепленных к нему вагончиков, и вперед идет не только локомотив, но и весь состав.

И вот апостол Павел, называя Христа Первенцем из умерших, говорит: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. И если мы уверовали во Христа, если стараемся жить христианской жизнью, являемся православными христианами, то мы соединяем свою жизнь с Христом, как соединены вагончики с локомотивом. Поэтому праздник Пасхи – это праздник нашего духовного обновления, духовного возрождения. Это и наше воскресение, не только Христа.

Почему этот праздник всегда отмечается с особым духовным воодушевлением, подъемом? Потому, что в этом празднике для каждого из нас раскрывается духовная перспектива для развития, ведь силой Воскресения Христова и мы, оторвавшись от земных забот и попечений, устремляемся к небу, к Богу, вспоминаем о духовной жизни, и наша душа возрождается.

Праздник Пасхи всегда приходится на весеннее время, когда пробуждается природа. Это тоже не случайно, потому что силой воскресения Христова точно так же пробуждается и наша духовная жизнь. И чтобы все это не прошло мимо нас, чтобы это затронуло нашу жизнь, чтобы наша душа ощутила духовную весну, нам необходимо отмечать праздник Пасхи прежде всего участием в пасхальном богослужении.

Но если человек отсекает себя от пасхального богослужения, то праздник Пасхи, радость этого праздника не может в полной мере преломиться в его душе. Поэтому хотелось бы посоветовать всем отложить свои дела, прийти на пасхальное богослужение и поучаствовать в нем своей молитвой, прославлением Христа воскресшего. Это очень нужно всем нам.

Мы должны понимать это не для Бога, не для Христа – Он самодостаточен. Это нужно для нас, потому что через участие в церковных торжествах, в богослужении мы настежь открываем двери нашего сердца, чтобы в него ворвался свежий весенний воздух благодати Божией, которая обновит нашу жизнь, укрепит нас, изгонит из нашей жизни все скорбное, печальное и тягостное, чего так много в нашей земной жизни.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Как правильно причащаться в Светлую седмицу? Нужно ли соблюдать пост и каждый раз идти на исповедь?»

– Великий пост установлен Церковью для того, чтобы мы подготовились не просто к празднику Пасхи, а к встрече со Христом. Вершина этой встречи достигается в таинстве Святого Причащения, когда люди приступают к Святой Чаше. И если человек полностью соблюдал Великий пост, поститься на Светлой седмице крайне странно и, мне кажется, неуместно.

На Светлой неделе люди могут приступать к Чаше Жизни, не держа недельный пост, как это предписано в каких-то правилах, понимая, что предшествующий Великий пост, который человек соблюдал, и является подготовкой к причащению не только в саму пасхальную ночь, но и в течение всей Светлой недели.

Другое дело, что есть много людей, которые, понимая, что они давно не причащались, и что им нужно это сделать, иногда откладывают это со дня на день, потому что они знают, что перед причастием нужно хотя бы неделю выдержать пост, читать продолжительное молитвенное правило. Поэтому, услышав, что на Светлой седмице можно причащаться без поста, они приходят и говорят: «Я слышал, что сейчас можно причаститься, не постившись».

Мне думается, что таким людям необходимо задать вопрос: «А вы соблюдали Великий пост?» Чаще всего эти люди не постились ни одного дня или постились так, относительно. Конечно же, приступать к Святой Чаше, к Причащению без поста, даже в Светлые дни, тому, кто не постился Великим постом, не следует.

Церковный устав, Типикон, дает даже более строгие установки, ведь Великим постом не разрешается вкушение не только молочной или мясной пищи, но и рыбы. В течение Великого поста рыбная пища разрешается только дважды – на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье. Так вот, Типикон говорит: если человек нарушил пост, вкусив рыбу еще хотя бы один раз, помимо этих двух дней, то его пост продлевается еще на две недели. Тем более если человек не соблюдал пост вообще.

Если человек долго не причащался, он должен подготовиться, может быть, уже по истечении Светлой недели попоститься, молитвенно настроиться, приступить к таинству Покаяния, чтобы таким образом очистить свою совесть и уже потом приступить к Святой Чаше.

Что же касается исповеди, прежде чем приступить к Чаше Жизни, сначала мы идем на исповедь. Но на Светлой неделе многие люди причащаются ежедневно, и здесь уже каждый должен задать себе вопрос, есть ли ему в чем каяться. Тот, кто внимательно ведет свою духовную жизнь, понимает, что ростки каких-то греховных помыслов или пожеланий прорастают из нашей души почти каждый час.

– Да через пять минут после исповеди уже можно каяться.

– Да. И поэтому, если человек внимателен к себе, ему есть что сказать на исповеди, даже если он ходил на исповедь каждый день. Но если человек не чувствует чего-то особенно отягощающего его совесть, то, возможно, в течение Светлой недели ему достаточно исповедоваться один или два раза. Но здесь каждый должен смотреть на себя, и ни в коем случае нельзя, даже на Светлой неделе, приступать к Святой Чаше, если совесть его в чем-то обличает. Все равно нужно сначала исповедоваться и только потом идти к Причастию.

– «Потерял крестик, купил новый, чтобы не ходить без креста. А спустя почти две недели случайно обнаружился на полу старый. Как быть?»

– Здесь могут быть разные варианты. Мне кажется, если нашелся крестик, который Вы носили долгие годы, который уже как бы с Вами сроднился, то его и нужно надеть. А тот крестик, который Вы приобрели, положите в чистое, непопираемое место – в какую-нибудь коробочку, шкатулку, и пусть он лежит там до того момента, когда по какой-то причине снова станет востребованным.

– «Потерять крестик – это к несчастью?»

– На самом деле здесь несчастье может быть лишь в том, что человек потерял крестик по своему небрежному к нему отношению. Скажем, если солдат потерял оружие, это к несчастью? Конечно, это свидетельствует лишь о его небрежности. И если за всем этим стоит небрежность, то это не несчастье, а грех, и в этом нужно каяться на исповеди.

Но бывают какие-то непредвиденные, случайные вещи. Скажем, человек поехал на море, купался, а когда нырнул, крестик сорвался с веревочки или с цепочки, найти крестик  в глубинах морских не представляется возможным. Конечно, человек этого не ожидал, это случайность, поэтому такая потеря не должна его смущать. Тогда действительно нужно приобрести другой крестик и носить его. Причем крестик обязательно должен быть освящен в церкви.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 07 июля: 12:30
  • Воскресенье, 10 июля: 05:30
  • Четверг, 14 июля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​