Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

26 мая 2022 г.

– Владыка, давайте сегодня поговорим о таком явлении в православии, как крест настоящий и самодельный. Я услышал эту фразу от великого старца нашего времени Иоанна (Крестьянкина). Дайте, пожалуйста, нашим телезрителям краткую характеристику понятий «крест настоящий» и «крест самодельный».

– В эти слова можно вкладывать разный смысл. Я так понимаю, что старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) имел в виду то, что у каждого человека есть свой жизненный подвиг, который определил для него Господь. И не следует бежать впереди паровоза и самочинно искать себе каких-то крестов, подвигов, которые не совсем свойственны устроению этого человека, брать на себя подвиги, исходящие не от Господа, а от человеческого самочиния. Когда человек взваливает на себя какие-то труды, которые ему явно не по силам, он просто может быть раздавлен этими трудами, особенно если они совершаются без Божия благословения.

Господь в Евангелии говорит Своим ученикам, народу, который собрался вокруг Него: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Причем когда Господь произносит эти слова, Он говорит, что каждый должен взять свой крест. Не крест Христов – его никому не дано понести, потому что он настолько тяжел, что может раздавить любого человека.

Для того чтобы понести этот крест, было необходимо пришествие в этот мир Самого Господа Бога, когда Иисус Христос – Божественный Логос, воплотился, стал Человеком, взошел на Голгофу и там пригвоздил ко кресту грехи всего мира в Самом Себе. Это крест Христов. Итак, Господь не говорит человеку взять Его крест, потому что для человека это не по силам. Каждый должен взять свой крест.

У каждого человека свой жизненный путь. Очень часто мы говорим о каком-то ответственном служении человека государству, обществу, людям как о несении креста. Например, воинская служба – чем не крест, который человек несет по жизни? А служба государственная, если человек находится на ответственной должности главы района, мэра, губернатора, министра, президента? Это тоже крест, – крест ответственности, забот, попечений, лежащий на этом человеке. И в обыденной жизни каждый человек несет свои кресты: крест семейной жизни, крест общественного служения, крест общественного призвания…

Все то, о чем мы говорим, как бы принимается от Господа, поэтому человеку нет необходимости накладывать на себя какие-то невероятные подвиги (как удаление в пустыню, ношение вериг, которые по тем или иным причинам принимали на себя некоторые подвижники). Иногда бывает достаточно тех крестов, которые мы несем, и для того, чтобы эти кресты стали для нас удобоносимыми, легкими, мы должны возлагать упование наше на Господа и призывать Его помощь.

Когда есть Божие благословение, выполнение любых задач и несение любого жизненного креста становятся удобоносимыми и легкими. Но когда человек полагается исключительно на себя и, движимый гордостью, думает, что ему по силам горы свернуть, то, как правило, такого горделивого человека Господь оставляет один на один с его проблемами.

Если человек на Господа не надеется, не призывает Его, Господь как бы говорит: «Ну ладно, только тогда все решай сам», – и иногда человек сталкивается с непреодолимыми трудностями. Поэтому, совершая свой жизненный путь, мы должны возлагать упование на Бога и всегда призывать Его на помощь. И тогда все встанет на свои места.

– Мы говорим: нести свой крест. Получается, что в жизни каждого человека есть трудности, испытания. Как Вы считаете, легкая, светлая, безмятежная жизнь для православного человека нереальна? Обязательно должны быть какие-то крестные испытания?

– Ну, во-первых, несение своего креста не является чем-то негативным. Ведь что понимают под тихой, спокойной, комфортной жизнью? Безделье, когда человек ничем не занимается, ни за что не отвечает, лежит на печи и у него исполняются все его желания, как у Емели, по щучьему велению? Но, во-первых, такого в жизни не бывает, а во-вторых, мне кажется, это вряд ли можно назвать счастьем.

А что касается трудностей или испытаний, крест ведь не всегда является какой-то давящей тяжестью. Несение креста может быть и легким, и даже радостным, и не потому, что этот крест легок сам по себе. Здесь все зависит от того, с каким настроением, с каким внутренним расположением, с каким чувством человек несет этот крест.

Я видел многих людей, любящих дело, которым они занимаются. Я видел мужчин, которые любят технику, машины и с большим удовольствием проводят свое свободное время под машиной, чем где-нибудь на пляже на побережье Черного или Средиземного моря.

Если дело любимое, если человек выполняет его с любовью, то оно становится для него радостным, и внешние трудности, сопряженные с тем или иным делом, или непомерная ответственность, которую человек несет, занимая тот или иной государственный пост или выполняя какое-то общественное служение, становятся легкими.

В одном из своих посланий апостол Павел пишет удивительные слова: я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. А что за скорби были у апостола Павла, проповедовавшего разным народам веру Христову? Его многократно арестовывали, бросали в темницу, подвергали истязаниям, и, казалось бы, что в этом хорошего?

Действительно, это очень трудный, неудобоносимый крест, а он говорит: я преизобилую радостью. Почему? Да потому, что он был предан этому делу, он служил ему со всей ответственностью и посвящал ему всю свою жизнь, все свое время, это дело не было для него чем-то тягостным.

Если и мы несем тот жизненный крест, который определил нам Господь, с молитвой, с любовью к нашим общественным, государственным, семейным обязанностям, то это жизненное крестоношение становится легким и радостным. У нас словно крылья вырастают за спиной, потому что нас благословляет Господь, сила Божия поддерживает нас, и мы с легкостью идем по жизни.

– Владыка, мы с Вами говорили о великом, может быть, даже святом человеке нашего времени отце Иоанне (Крестьянкине), в чьей фамилии уже есть слово «крест», и говорили о крестах самочинных и истинных. Но может ли священник, сам того не желая, не обладая такими мудростью и благодатью, какие были у отца Иоанна (Крестьянкина), благословить человека на несение не своего креста, а самочинного?

– Благословляет не человек (даже если он в священном сане), а Господь. Если некий человек обращается к священнослужителю за благословением, понимая, что он хочет получить благословение от Господа, то Сам Господь через священника либо через какие-то жизненные обстоятельства благословит этому человеку то, что для него полезно и спасительно.

Иногда человек пытается поставить себя на место Бога, например, когда выбирает крест, не совсем свойственный ему. Либо бывает так, что некоторые священнослужители впадают в состояние, которое в Церкви принято называть младостарчеством, но не потому, что этот человек молод, а потому, что не достигший еще духовной зрелости человек начинает выдавать себя за некого старца, внешне подражая каким-то подвижникам. На самом деле, конечно же, это неправильный подход.

Как правило, большинство священнослужителей, если они кого-то учат или благословляют, делают это не от своего ума, но ориентируясь на Священное Писание или святоотеческие наставления. И когда мы идем к священнику за благословением, прежде  должны помолиться Господу, чтобы через священника Господь открыл нам Свою волю, как поступить в том или ином случае.

– Иоанн (Крестьянкин), судя по его письмам, достаточно редко благословлял человека на уход в монастырь, хотя это, казалось бы, благое дело.

– Здесь главное не в том, хорошее это дело или плохое, а в том, способен ли человек на это. Монашеское делание очень непростое, и далеко не каждый человек способен его понести. Духовно опытные наставники и старцы, такие как отец Иоанн (Крестьянкин) и другие, видели способности людей, приходивших к ним за благословением. Скажем, все мы на наших кухнях обсуждаем какие-то государственные дела, иногда критикуем и нашего президента, и премьер-министра, и губернаторов.

– Учим играть спортсменов.

– Да. Иногда мы болеем за какую-то футбольную команду и решаем, как правильно забросить мяч, как сделать голевую передачу... А если мы сами попробуем это на деле, оказывается, все не так просто. Поэтому здесь нужно иметь в виду, что человек должен быть готов, способен к тому, чтобы либо принять монашество, либо пойти каким-то другим путем. И как раз задача духовника – понять, к чему человек призван.

Когда старец не благословляет человека на монашество, в первую очередь это связано не с тем, что монашество – это что-то такое, на что старцы не хотят благословлять, а с тем, что это трудное послушание. Думаю, вряд ли старец благословит каждого второго пробовать участвовать в губернаторских выборах где-нибудь в Калужской, Новгородской или Псковской области. Человек должен быть готов для этой должности, он должен иметь жизненный опыт, мудрость и многое другое.

– Бывали ли у Вас как у священника случаи, когда человек приходил к Вам за благословением, а Вы не знали, как в этой ситуации поступить, не могли понять, его ли это крест?

– Я думаю, что с этим сталкивается любой священнослужитель. Как правило, я встречался с какими-то трудными ситуациями, когда не решался дать однозначное благословение, когда еще был молодым и начинающим священником, не имел еще большого жизненного опыта.

Я начинал свое пастырское служение в Троице-Сергиевой лавре, где было много духовных, очень опытных старцев святой жизни, и когда я затруднялся дать совет какому-то человеку, то всегда мог направить его к своему собрату – опытному духовнику.

Если такая ситуация возникает, нужно поступить так, как поступал преподобный Амвросий Оптинский: нужно обратиться с молитвой ко Господу, и Господь Сам укажет путь разрешения тех или иных трудностей.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. 27 мая память святителя Никиты, затворника Печерского, а затем епископа Новгородского. Расскажите, пожалуйста, об этом святом.

– Никита, затворник Печерский – один из древних русских святых. Часть его жития, когда он еще был пострижеником и монахом Киево-Печерской лавры, вошла в письменный памятник Древней Руси – Киево-Печерский патерик. В нем описывается начало монашеского служения Никиты – будущего епископа.

Монашеское служение Никиты, затворника Печерского, не было безоблачным. Мы сегодня говорили о самочинных крестах, которые человек воспринимает на себя. Вот и Никита, будучи молодым человеком (а молодежь часто бывает ревностной не по разуму, молодым людям присущ ригоризм, какие-то позывы, которые приводят к неким крайностям), оказавшись в Киево-Печерской лавре, хотел воспринять на себя такие подвиги, которые в монастыре больше никто не нес.

Несмотря на то, что игумен монастыря всячески его от этого предостерегал, Никита самочинно принял на себя подвиг затворничества и на продолжительное время уединился, уйдя в пещеры, в такую даль, где он ни с кем не общался, чтобы предаться особым подвигам в затворе.

Опытные монахи уходят в затвор для того, чтобы, как пишет преподобный Иоанн Лествичник, сердца их неразлучно пребывали с Богом, то есть для более внимательной и сосредоточенной молитвы. Никита же, будучи еще молодым человеком, оказавшись в затворе, по сути, оставил молитву, забросил то, в чем заключается смысл уединения в затворе, и занимался лишь чтением книжек, то есть развитием своего интеллекта в ущерб духовной жизни.

Неправильное направление духовной жизни всегда пытаются использовать темные, дьявольские, демонические силы. И Никита подвергся великому дьявольскому искушению – бесы стали видимым образом являться ему под видом светлых ангелов и стали все больше и больше удалять его от молитвы. Бес говорил ему: «Ты такой умный, сообразительный, тебе не нужно молиться. У тебя другое призвание. Я, ангел, буду за тебя молиться. Я понесу твой монашеский труд, а ты читай книжки, набирайся ума и будешь раздавать всем советы от книг».

И действительно, все вдруг обратили внимание на Никиту как на подвижника. Киевляне окружили его ореолом почитания, и даже князь Изяслав, бывший в то время в Киеве, очень почитал Никиту и приходил к нему за советами. На самом деле Никита открывал людям какие-то тайны не потому, что их открывал ему Господь. Эти тайны открывали ему бесы.

В конце концов Никита пережил сильную духовную трагедию. Игумен, братия монастыря увидели, в каком опасном состоянии находится монах Никита, и всем монастырем начали молиться, чтобы Господь освободил его от этого дьявольского наваждения. И Никита вышел победителем из борьбы с бесами, которые его одолевали, освободился от этого искушения и встал на правильный путь монашеского делания.

На этом пути под руководством старших наставников он достиг высокого духовного совершенства, святости, был рекомендован к епископскому служению, и его рукоположили в епископа Новгорода. В Древней Руси Новгородская кафедра по своему уровню была почти как Киевская. Никита возглавил эту древнюю Новгородскую кафедру, стал заниматься устроением церковной жизни, строительством храмов и закончил свой жизненный путь там, в Новгороде.

Спустя несколько столетий были обретены его нетленные мощи. Почитание епископа Никиты в Новгороде никогда не прекращалось. В середине XVI века на так называемых Макарьевских соборах он был причислен к лику святых, а его мощи находились в главном храме Новгорода – в Софийском соборе.

При советской власти, когда Софийский собор был закрыт и превращен в музей, удивительно, но власти разрешили перенести мощи святителя Никиты из Софийского собора в действующую тогда церковь святого апостола Филиппа. Когда в Софийском соборе Новгорода возобновились богослужения, мощи святителя Никиты были возвращены на свое историческое место, они находятся там и поныне.

Паломники, посещающие Великий Новгород, имеют возможность помолиться в этом городе не только перед главной святыней Руси и этого города – иконой Божией Матери, которая в народе получила название «Знамение», но и поклониться мощам великого святого – святителя Никиты, который, сам пройдя через искушения, имеет особую благодать от Господа помогать людям в противостоянии темным силам.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В фильмах иногда можно увидеть сцены, как мать снимает с себя крестик и вешает его на шею сыну или дочери. А разве можно так делать? Не является ли это взваливанием своего креста на другого человека?»

– Во-первых, с какой стати вера Христова и крест – величайшая святыня, взваливаются на нас? Христос за нас пролил Свою кровь. Это образ любви Бога к человеку, поэтому крестик, великая святыня, нас окрыляет. В Древней Руси была такая пословица: не мы носим крестик, а крест носит нас. И когда мы идем по жизни с крестиком, когда на нашей груди крест, это не только не сопряжено с какими-то трудностями, а сопряжено с той силой, которую мы обретаем у Господа.

Крест Христов – великое оружие и против дьявола, врага нашего спасения, и против наших страстей. Крест Христов – это посох, на который мы можем опираться в нашем шествии по жизни. Поэтому, конечно же, воспринимать крест как какие-то трудности, которые один человек перекладывает на другого, – это мракобесие и даже, как мне кажется, кощунство и глумление над христианством. Так к кресту относятся только бесы и дьявол, потому что для них крест страшен, они от него бегут.

И когда некоторые говорят: «Я нашел крестик. Не получу ли я с ним какие-то болезни?» – это явно дьявольские мысли. Крест – это источник благословения.

С другой стороны, я не вижу никакого смысла в том, что мать снимает с себя свой крестик и на кого-то его надевает. Получается, она сама остается без креста, что ли? Мне кажется, что для христианина это совершенно не нужно и глупо. Не нужно снимать с себя крест, нужно взять другой крестик и преподать его как благословение своему сыну, родственнику или другу. И я думаю, что это будет великое благословение, радость и утешение для этого человека.

– «Я слышала, что некоторые святые приветствовали своих гостей пасхальным приветствием, даже когда были совсем не пасхальные дни. Получается, верующие тоже могут так делать?»

Они, конечно, могут так делать, но святые делали это не для того, чтобы произвести на кого-то эффект, а потому, что они сами достигли всегдашнего пасхального состояния. Они стяжали благодать Духа Святого, и для них началась непреходящая Пасха уже здесь, на земле. Поэтому, думаю, если человек стяжал Божественную благодать Духа Святого, он может позволить себе приветствовать другого человека пасхальным приветствием когда угодно.

Но большинство из нас не могут претендовать на то, чтобы уже здесь, прежде завершения нашей земной жизни, достигнуть такой святости, поэтому мы все-таки должны руководствоваться церковными правилами. Но есть определенные дни – период от праздника Светлого Христова Воскресения до Вознесения Господня, когда мы приветствуем друг друга по-пасхальному и тем самым приобщаем себя к пасхальной радости. Но этот период проходит, и мы ограничиваем себя в этом.

В этом тоже есть некий смысл, ведь если мы будем праздновать праздник Пасхи каждый день в году, то для нас этот день станет таким же обыденным, как и все остальные. И вот для того, чтобы мы ценили драгоценные слова «Христос воскресе!», нам полезно ограничивать себя в их произнесении в период, когда Церковь считает такое приветствие неуместным.

– «Могут ли жители построить в деревне храм, что называется, по зову сердца, не имея на это благословения? Ведь есть такие уголки, куда только вертолетом можно долететь, и приехать за благословением нет никакой возможности».

– Даже в каком-нибудь XV веке наши предки имели такую возможность. Я не знаю в наше время на нашей планете такого уголка, где было бы нельзя получить благословение на строительство храма, поэтому, думаю, сейчас таких проблем нет. Везде, даже в самых отдаленных сибирских уголках, работает почта, есть Интернет, другие средства коммуникации. Всегда можно связаться с епархией и получить благословение архиерея на разработку проекта на проведение строительных работ.

Церковные каноны говорят: если кто-то построит даже часовню, не говоря уже о церкви, без благословения архиерея, то даже если в строительство вложено очень много труда и средств, она должна быть разрушена. Казалось бы, парадокс, но церковный Устав говорит, что построенное без архиерейского благословения должно быть снесено до основания. Потому что в основе любого дела должно лежать благословение, тем более если мы строим церковь.

– Удивительно это слышать. Спасибо, владыка, за очень интересные ответы, интересную беседу.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать