– Потому что вспоминаемое событие из ряда вот выходящее. Мы вспоминаем Великую Победу советского народа над фашизмом в войне, которая коснулась всех без исключения. В каждой нашей семье есть те, кто принес себя в жертву ради этой Победы, поэтому это наш общий праздник.
– А в Вашей семье есть люди, которые воевали, фронтовики?
– Один из моих дедушек был железнодорожником. А у моей бабушки до сих пор в семейном архиве хранится половина тетрадного листка, на котором от руки написана справка о том, что она копала окопы вокруг столицы Северной Осетии города Орджоникидзе (теперь это Владикавказ), в котором она тогда жила. Фашисты рвались к бакинской нефти, и они должны были пройти через Владикавказ. Они бомбили город, но не вошли в него. Их остановили, и я считаю, что в том числе и благодаря трудам моей бабушки.
– К большому сожалению, недалек тот день, когда не останется ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Как Вы считаете, не померкнет ли после этого память об этом празднике?
– Наверное, со временем наши потомки будут спокойнее относиться к этой дате. Но сейчас, когда ветераны уходят из жизни, я бы сказал, чудесным образом возникла идея «Бессмертного полка».
– А Вам не кажется, что эта идея сильно перекликается с крестными ходами Русской Православной Церкви? И нет ли в этом чего-то плохого?
– Я думаю, они перекликаются, и, конечно же, в этом нет ничего плохого. Другое дело, что крестный ход имеет и свою цель, и свои задачи, но это великое, грандиозное шествие, называемое «Бессмертным полком», в чем-то похоже на крестный ход. Это шествие нашей памяти, которое объединяет всех людей, независимо от их религиозной, политической принадлежности. Идет Народ с большой буквы, который несет, как иконы, как хоругви, фотографии своих героических предков, отдавших жизнь за мир, за то, чтобы мы с вами жили.
– А если какой-то священник решит выйти на шествие «Бессмертного полка» с фотографией героя своей семьи, не будет ли в этом чего-то противоправного с точки зрения Церкви?
– Священники вместе со своими родственниками выходят и участвуют в шествии «Бессмертного полка», это уже есть. Они несут портреты священнослужителей, которые прошли войну, а потом стали священниками. К примеру, патриарх Пимен воевал, а потом возглавил Русскую Церковь.
– Известно достаточно много фактов (и Вы сейчас мои слова косвенно подтвердили) о том, что участники Великой Отечественной войны становились очень сильными молитвенниками. На Ваш взгляд, они научились молиться там, на войне, проходя сквозь пепелище огня и пламени? Почему люди, закаленные войной, становятся сильными молитвенниками?
– Потому, что это люди изначально крепкого, высокого духа. Иногда скорби, неприятности раздавливают человека, он не может их вынести и ломается. А некоторых такие экстремальные ситуации закаляют и укрепляют духовно. Как известно, на войне неверующих нет, потому что кажется, что никакими человеческими силами нельзя преодолеть это зло, а оно с Божией помощью преодолевается. Война ведь была вскоре после революции, когда вера из людей еще не выветрилась. Внешне в советском обществе она не проявлялась, но глубоко в душе у людей она была.
– Насколько я помню, великий человек нашего времени духовник Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов) нашел Евангелие на развалинах Сталинграда, и это произвело на него такое сильное впечатление, что он обратился к вере.
– Да, это замечательный пример, и таких примеров много.
– В книге «Несвятые святые» мы можем прочитать об отце Алипии – наместнике Псково-Печерского монастыря, который тоже прошел ад Великой Отечественной войны и стал таким настоятелем, о котором в обители могли только мечтать.
– Пройдя испытания войной, человек закалялся духом, и, мне кажется, в какой-то мере ему потом было легче жить, ведь после войны уже нечего бояться. Собственно, страх делает нашу жизнь кошмаром.
– Отец Иосиф, насколько я знаю, на людей, которые участвовали в боевых действиях, накладываются определенные ограничения в принятии Святых Христовых Таин. Чем это регламентируется?
– В любом случае, какая бы война ни была, это все-таки ненормально. Конечно, воин выполняет приказ, когда он защищает свою Родину, свою семью, но убийство есть убийство, и никогда оно не было и не будет добродетелью. После этого необходимо покаяние, чтобы человек не огрубел сердцем, и только потом ему можно участвовать в церковных таинствах.
– Там не менее многие русские святые были воинами. Далеко за примерами ходить не надо: это и Федор Ушаков, и Александр Невский, и Дмитрий Донской. Именно на Руси воины изначально считаются чуть ли не святыми.
– Когда человек идет защищать свою Родину, в этом предельным образом проявляется его любовь и реализуется Божественная заповедь: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Более высокого проявления любви нет. Нельзя убивать людей ради убийства, нельзя что-то завоевывать, решать какие-то свои личные проблемки. А ведь в истории мы видим, что многие войны, собственно, с этого и начинались. Но когда ты встаешь на защиту своей семьи, своего Отечества, это и есть высшее проявление духа. Если человек не становится огрубевшим, если он милосердный, он способен проявлять свою любовь в повседневной жизни, потому что знает, что война – это очень плохо.
Школа войны может возвести человека на вершину святости. Но в Русской Церкви воины прославляются не за их победы на поле брани, а за личную духовную жизнь, за личные духовные подвиги. И великий святой адмирал Федор Ушаков, какими бы великими ни были его победы, причислен к лику святых за его победу над собой – над злом, грехом в себе. Вот в этом они всем нам пример.
– В подтверждение Ваших слов можно вспомнить об Илье Муромце – былинном богатыре, который на самом деле был реальным персонажем. Если я правильно понимаю, он закончил свои дни в монастыре.
– Да. Он святой, преподобный и почитается не потому, что выбил зуб Соловью-разбойнику, а потому, что показал пример, как можно жить с Богом.
– Битву русского народа против полчищ фашистов можно назвать битвой света и тьмы, добра и зла. Под русским народом мы, естественно, понимаем все народы, которые жили на территории Советского Союза и были пропитаны русским духом.
– Так и есть. Ведь Великая Отечественная война – это не просто столкновение экономических, политических систем, это столкновение добра и зла, поэтому, естественно, мы победили.
– В чем проявляется то, что это была битва именно добра и зла?
– Внутренняя суть фашизма античеловечна, безбожна, то есть это зло. Удивительно, здесь столько совпадений, в которых есть глубокий духовный смысл. Фашистская Германия напала на Советский Союз в воскресенье, когда Русская Церковь праздновала память всех русских святых, и в этом была ошибка Германии, поэтому она и проиграла. Она проиграла в тот же день, просто понадобилось четыре долгих страшных года, чтобы эта внутренняя духовная победа стала победой физической. Война закончилась 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
– Но Георгий Победоносец – это не русский святой.
– У святых нет национальности. Он изображен на гербе Москвы.
– На Ваш взгляд, если фашизм – зло, почему он сейчас опять поднимает голову?
– Пока этот мир есть, пока он не закончился, в нем будет зло, и борьба с ним будет идти постоянно. Где-то она может затихать, где-то локально возобновляться. Мне кажется, что сейчас это уже не локальное столкновение, а столкновение бытийное, жизненное.
– Зло всегда обречено на поражение?
– Конечно. Если добро – это Бог, то зло – это не Бог, а значит, ничто, и оно в своей глубине, в своей основе не имеет никакой силы. Но оно может проявляться очень ярко, активно, и чем больше оно проявляется, тем быстрее погибает.
– То есть мы можем успокоить наших телезрителей, что современный фашизм все равно обречен на поражение?
– Да, в перспективе вечности.
– Готовит ли Русская Православная Церковь и конкретно Томская епархия какие-то мероприятия к 9 мая?
– Во-первых, в церковном календаре 9 мая – это день поминовения усопших, когда мы имеем возможность совершить благодарственную молитву Богу за дарованную победу. Церковь так отмечает этот день в литургическом смысле. 8 мая, в канун Дня Победы (в этом году это будет воскресенье), на Южном мемориальном кладбище Томска в час дня будет совершена панихида по всем воинам, погибшим на полях сражений, по всем блокадникам, труженикам трудового фронта, по всем, кто погиб ради Победы.
– А как нужно молиться за тех, кто пропал без вести?
– Так же, как и за всех воинов, которые отдали свои жизни. Мы, люди, не знаем место их вечного упокоения, но Господь знает. А мы помним их имена.
– В минувшие годы в Томской епархии была традиция на стенах здания Томской духовной семинарии развешивать портреты священников, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Эта традиция сохранена?
– Два последних года были ковидными, когда никакие массовые мероприятия не проводились, в том числе не было и шествия «Бессмертного полка», поэтому мы и развешивали портреты священников. В этом году шествие «Бессмертного полка» состоится, и портретов на стенах нет.
– Многое связывает Русскую Православную Церковь и 9 Мая, День Победы, потому что Церковь и народ неотделимы, они едины. Как Вы относитесь к тому, что в последние годы главным символом Победы стало не красное знамя (этот символ по-прежнему сохранен), а георгиевская лента?
– Эта лента еще царских времен. Она дополняла Георгиевский крест – благословение за ратные подвиги воинов. После Великой Отечественной войны георгиевская лента стала символом Победы над фашизмом. Она прилагалась к различным советским наградам, в том числе к ордену Славы всех степеней. В этом смысле ничего не изменилось.
– Это напоминает нам и о каких-то духовных корнях?
– Я уверен, что должно напоминать. Ведь любой праздник – это не просто возможность не идти на работу, посидеть дома, выйти на огород или прогуляться с детьми по городу. Праздник – это и духовная работа, которая не должна прекращаться.
– Мы говорим о том, что неонацизм, неофашизм поднимают голову, и в то же время мы видим, что во многих странах праздник Победы, 9 Мая, где всегда его праздновали, чем-то подменяется. Почему так происходит?
– Я не могу это комментировать, потому что не знаю всей ситуации… Бывает переосмысление истории, а бывает ее переписывание, и здесь большая разница. Одно дело, когда мы по-другому с духовной точки зрения смотрим на события по прошествии какого-то времени, когда есть какая-то перспектива. А когда начинается переписывание – это опасно для народа, политические лидеры которого этим занимаются.
Они от чего-то отказываются, заменяют одно другим, и это может стать крушением народа вообще. Это грех, механизм которого – сделать только один шаг, а дальше и не заметишь, как все разрушится. Мне это кажется очень неправильным.
– С этим сложно поспорить. Давайте от основной темы нашей программы перейдем к теме церковной. Как Вы уже сказали, в мае отмечается память великомученика Георгия Победоносца. Расскажите подробнее об этом святом, почему мы так его почитаем.
– Георгий Победоносец – великий святой, носитель победы. Он родился и жил в первой половине III века в Каппадокии (сейчас это территория современной Турции). Его родители были христианами, семья была достаточно богатой. Будучи молодым, красивым, образованным юношей, Георгий вошел в гвардию императора Диоклетиана. Император отметил его доблесть, приблизив его к себе.
Но когда начались гонения на христиан, Георгий понял, что его внешнее благополучие и христианская его совесть пришли в конфликт, и объявил себя христианином, обвинив Диоклетиана в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров Георгия отречься от Христа Диоклетиан приказал подвергнуть его жестоким мучениям, но святой мученик терпеливо их переносил. В конце концов император приказал отрубить ему голову, и Георгий принял мученическую смерть.
Но Георгий был Победоносцем не за свои ратные подвиги, а за свою веру, за свою жизнь в согласии с этой верой. Он победил зло в себе, победил приверженность к этому миру, пренебрег всем земным, временным ради вечного. Церковь признала его святым за его твердое стояние в вере.
Великомученика Георгия Победоносца считают своим небесным покровителем христиане в Англии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Эфиопии, Литве, Грузии, и он отвечает на их молитвы. Он изображен на гербе России и Москвы.
– На иконах изображают Георгия Победоносца сидящим на белом коне и с копьем, поражающим змея. Это произошло в реальности?
– Это основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Некий языческий народ периодически отдавал на съедение страшному чудовищу, жившему в той местности, для утоления его ярости по жребию юношу или девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности, но святой Георгий поразил копьем змея и спас девушку.
Иконописный образ Георгия Победоносца показывает состояние каждого человека. В каждом человеке есть доброе начало и злое. Святой Георгий Победоносец всегда приходит нам на помощь, чтобы поразить злое начало, чтобы восторжествовало добро.
– С какими молитвами чаще всего прибегают к этому святому?
– Они известны, они есть в молитвословах.
– В том числе и о даровании глубокой веры?
– Можно молиться каждому святому, чтобы он подкрепил, поддержал нашу веру, чтобы она не ослабевала под ударами этого мира, чтобы мы не потеряли себя.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Как лучше поступать: посещать три разных монастыря или, если понравился один монастырь, всегда ездить туда?»
– Это очень индивидуально. Можно ездить и в три, и в десять монастырей, но если ты нашел «свой» монастырь, значит, это место твоего паломничества и храм этого монастыря – это уже твой приход.
– То есть в первую очередь надо слушать сердце и душу?
– Да, здесь каждый человек выбирает для себя сам.
– «Как молиться тем, что еще не причислены к лику святых, но, по вере людей, точно ими являются?»
– Таких примеров очень много. И то, что эти люди официально еще не причислены к лику святых, ничего не значит. Люди знают, что они святые, и обращаются к ним, беседуют с ними. Ведь что такое молитва? Это беседа с Богом. Люди беседуют с теми, кто на самом деле был святым, но пока еще не прославлен официально, и опыт показывает, что эта беседа не бесплодна.
– Яркий пример этому – старец Иоанн (Крестьянкин), который еще при жизни был человеком святой жизни.
– Да. И митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, скончавшийся в 1975 году. Люди к нему идут и идут.
– Вы тоже обращаетесь к нему за помощью?
– Да, всегда.
– И он помогает Вам?
– Я много думал об этом. Он мне помогает тем, что у меня в жизни нет плохого. Наверное, просто еще не пришло время, чтобы произошло что-то потрясающее.
– «Стоит ли бежать на исповедь сразу после того, как согрешишь, или лучше покаяться в мыслях и прийти на исповедь непосредственно перед причастием?»
– Это тоже очень индивидуально. Человек столько раз согрешает, что каждый раз в храм не набегаешься. Поэтому, когда готовишься к причастию, нужны три дня говения, нужно читать положенное перед причастием молитвенное правило, и это время должно стать еще и временем духовной работы над собой, временем анализа этого отрезка своей жизни.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 23 апреля 2024
Евангелие 23 апреля. Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте
Церковный календарь 23 апреля. Священномученик Григорий V (Ангелопулос), патриарх Константинопольский
Этот день в истории. 23 апреля
Богослужение 23 апреля 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!