***
1. Предисловие к этой книге написал игумен Арсений (Соколов), представитель Русской Православной Церкви в Дамаске, доктор богословия, библеист. Впервые он услышал проповеди отца Геннадия в начале 1990-х гг. в Енисейске, и уже тогда они произвели на него сильное впечатление. Об этом о. Арсений говорит следующее: «В центре его проповедей всегда Слово Божье. Не просто душеполезные беседы, а истолкование Священного Писания и его актуализация – суть литургической проповеди. В этом смысле проповедь о. Геннадия восходит к традициям древних гомилий».
2. Как отмечается в предисловии, из-под пера отца Геннадия вышло немало книг, посвященных толкованию Священного Писания. Новая книга тоже во многом носит истолковательный характер, но толкование библейских текстов в ней особое - проповедническое. Особое место в пастырском служении протоиерея Геннадия заняла литургическая проповедь. Давние прихожане Енисейска и других сибирских городов помнят те талантливые, яркие и убедительные проповеди. Малая их толика была перенесена на бумагу и издана в 1994 году, когда в красноярском издательстве «Енисейский благовест» вышла в свет книга «Свет и тени Голгофы», представляющая собой сборник проповедей, произнесенных на Пассиях - великопостных богослужениях, посвященных Страстям Христовым.
3. Эта книга - второй сборник литургических проповедей протоиерея Геннадия. Все вошедшие в него проповеди были произнесены в Абакане, где последние десять лет живет батюшка, являясь настоятелем Градо-Абаканского Константино-Еленинского храма. Следует отметить одно из стилистических отличий этих проповедей от тех, которые звучали несколько десятков лет тому назад. Ранние проповеди - это слова молодого священника, которые произносились со всем свойственным юности жаром и бескомпромиссностью. В абаканских проповедях же чувствуется больше духовности и некой отрешенности от земного, устремленности к миру Горнему. Проповеди отца Геннадия - это не просто наставительные речи. Автор ведет непрестанный живой диалог - с прихожанами, с самим собой, с людьми Библии и Священной истории. И, самое главное - с Самим Богом.
4. Предваряет книгу и слово автора, который отмечает: поскольку у читателя в руках проповеди, то рекомендуется читать за один раз только одну из них, хотя объем их невелик. Проповедь всегда цельна, она вводит слушателя в некое духовное пространство, где он духовными очами созерцает некий образ, духовными ушами внемлет некоему слову, обращенному к уму и сердцу. Это слово требует переживания, размышления после услышанного, а то и некоего действия. Чтение после одной сразу другой проповеди смазывает впечатление от предыдущей и не дает вполне ощутить последующую. Прочитаем и мы фрагмент одной из них.
5. «Римский император Тит вел, как это бывает у людей, дневник. И в своем дневнике он старался записать какое-то хорошее дело, которое он сегодня сделал. И это вовсе не из горделивой мысли: о, какой я хороший! Скорее, наоборот, он проверял себя, что он сегодня сделал. Однажды вечером он сел писать свой дневник. Прокрутил в уме весь день и ничего не вспомнил, что бы он хорошего сделал. И написал: «Сегодняшний день я прожил зря». Запись в дневнике. Этот день не вернешь. Здесь, по словам автора, у каждого из нас может возникнуть отговорка: — Я завтра отработаю. Я завтра вдвойне сделаю. — Нет! - говорит отец Геннадий. - Завтра мы можем сделать только дела завтрашнего дня. Если я сегодня не сделал то, что должен был сделать сегодня, то сегодняшний день я прожил зря.
6. Двадцать четыре часа, - говорит автор, - умножайте на шестьдесят минут и считайте, сколько из них прошло зря. Никогда я их не отработаю. Откладывание на потом может обогатить в лучшем случае завтрашний день. Но сегодняшний день уже не восполнится. Торопитесь, - призывает нас отец Геннадий, - независимо от возраста, торопитесь. Доколе не наступила ночь. Потом ничего делать не сможем. Дальше уже только вечность, и как говорит Господь, в чем застану, в том и судить буду». Так вот в диалоге с читателем проходят проповеди автора. Это, по словам отца Геннадия, диалог со слушателями, вопросы к ним. Иногда, довольно редко, слово говорящего прерывается ответными репликами. Чаще эти реплики не произносятся и не записываются, но они есть и сами звучат в сердце, и слушающего, и читающего текст. Иногда это диалог говорящего самим собой, то есть монолог, иногда с теми, о ком проповедник говорит, а иногда и с Самим Господом.
7. Протоиерей Геннадий Фаст, библеист и богослов, находит слова, понятные каждому, даже самому неподготовленному человеку. Проповедник - это не пророк. Его труд скромнее, смиренней пророческого. И все же есть что-то, роднящее литургическую проповедь с пророческим служением. Пророк, каким мы его встречаем в Священном Писании - это глашатай Божьего слова, его миссия состоит в том, чтобы ясно и доходчиво передать полученное от Господа слово людям. В сущности, задача проповедника - та же самая: донести, объяснить в Духе, растолковать своим слушателям слово Божие, сделать его актуальным для них. И отец Геннадий превосходно справляется с этим служением, возложенным на него Богом.
8. Как живая вода, омывающая ум и сердце, его проповеди по словам издателей, проясняют самые важные смыслы. Они показывают путь к обретению вечной радости уже здесь, на земле. В этом сборнике представлены избранные проповеди, сформированные по темам. Тексты легко читаются, так как в них сохранен ритм устной речи. Читать их можно как подряд, так и наугад - в этом разницы нет, кроме последних четырех проповедей: «Пассия паломника». Их следует читать, конечно, по порядку в них есть логическая и событийная последовательность: Вифлеем - Назарет - Фавор - Иерусалим.
***
Книга проповедей, по словам издателей, – это живое слово о Боге, доступное любому, даже самому неподготовленному читателю. Отец Геннадий, как добрый пастырь, пробуждает своим словом душу современного человека, опустошенного суетой, парализованного соблазнами. Его проповеди, преисполненные любовью и мудростью, иногда – доброй шуткой, а порой и строгостью, – не только зовут человека в Рай, но и приближают к нему. Издатели уверены, что книга протоиерея Геннадия Фаста будет полезна каждому, кто стремится познать Священное Писание. А для студентов духовных учебных заведений она вполне может быть рекомендована в качестве учебного пособия по гомилетике.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: 4 дня до Лазаревой субботы. Молитва и Бог
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: «Лазарь умер». «Да исправится молитва моя»
По святым местам. Покровский храм Камень на Оби
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста
«Православный на всю голову!». О прощении грехов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!