Хранители памяти. Выставка "Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве". Часть 1

24 мая 2022 г.

В московском Музее имени Андрея Рублева идет последняя неделя работы выставки "Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве". Об этой выставке и представленных на ней иконописных произведениях - в этом выпуске нашей программы.

– Христос воскресе, дорогие телезрители! Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на временной выставке «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве». Отсюда – сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти».

Юрий Николаевич Куракин, заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы Музея имени Андрея Рублева:

– Мы находимся с вами на выставке, посвященной святым врачам, целителям, а также святым, которые покровительствовали отдельным видам врачебного искусства. Данная выставка уникальна, потому что собрала в себе 130 экспонатов из различных музеев, которые помещены здесь в одном пространстве и объединены общей идеей: показать сонм святых, связанных с врачебной и целительской деятельностью. Наша выставка открыта до 29 мая, и те, кто имеет отношение к врачебной деятельности: врачи, медсестры, медицинские работники, – могут посетить ее совершенно бесплатно.

На выставке представлены уникальные экспонаты, посвященные представлениям наших предков о врачевании, каким они видели его в древности. Прообразом святых врачей был Иисус Христос, Который исцелил за Свою жизнь немало людей. Два исцеления мы видим на этих иконах – исцеление слепого и исцеление расслабленного у Овчей купели.

Наша выставка разделена на две части: первая часть посвящена святым врачам, которые имели непосредственное отношение к врачебному искусству; вторая – святым, которые отвечают за тот или иной вид врачебного искусства: например, святые покровители, которым молились от трясовиц, различных заболеваний, связанных с глазами, зубной болью и так далее.

Хочу обратить ваше внимание на иконы, посвященные святым Косме и Дамиану. Это знаменитые святые, покровители врачебного искусства, которые были врачами. Жили они в IV веке, их иконы были наиболее распространены. Их почитание известно и в России: есть Космодамианская набережная в Москве, город Козьмодемьянск в Марий Эл. Они всегда изображаются в одеждах с предметами врачебного искусства, целительства:  лжицей и шкатулкой с лекарствами.

Надо сказать, что различались три пары святых Космы и Дамиана. Они все были врачами, целителями, но наиболее известными из них, конечно, являются Асийские, происходящие из Азии и жившие на севере современной Сирии.

Предлагаю вашему вниманию икону, посвященную Косме, Дамиану и Иакову, брату Господню. Эта икона происходит из Новгорода, датируется серединой XVI столетия. Здесь изображен сонм целителей, как его воспринимали наши древние предки-новгородцы, создатели данной иконы. Надо сказать, что из сонма святых Косма и Дамиан пользовались наибольшей популярностью именно как святые врачи.

Христианская Церковь разделяет три пары святых Космы и Дамиана: Асийские, Римские и Аравийские. В церковном календаре их память празднуется: 1 июля, 17 октября и 1 ноября. Чем они отличаются с точки зрения иконографии? На представленных в нашем музее Минеях изображаются святые, которые различаются между собой. Святые Косма и Дамиан Асийские изображаются с бородами; святые врачи-целители Косма и Дамиан Римские изображаются безбородыми. Это были молодые люди, которые получили образование и исцелили даже римского императора. Но их учитель, который позавидовал успехам своих учеников, заманил их в пустынное место и повелел забить их камнями. Они считаются мучениками – в отличие от Космы и Дамиана Асийских.   

Также мучениками являются Косма и Дамиан Аравийские. По их наименованию понятно, что они жили в Аравии. Косма и Дамиан Аравийские отличаются от других тем, что их, как правило, изображали темноликими. Нам известно, что это были мученики, и замучены они в Аравии. С их житием связано одно интересное чудо, так называемое Корсунское чудо превращения воды в вино.    

Большую известность получили святые братья Косма и Дамиан Асийские, бессребреники, или безмездники, то есть они не брали за свою работу ни серебра, ни мзды. Таким примером они показали образец служения всем последующим христианским врачам. Они изображаются как братья, достаточно молодого возраста, с небольшими бородками. Нам известно из их жития, что они оказывали врачебную помощь, не беря никакой мзды.

Их житие рассказывает о том, что между ними произошла ссора, связанная с тем, что один из братьев принял от некой женщины Палладии три пасхальных яйца. Второй брат посчитал, что это была плата, которую недостойно принимать, поскольку человек обещался не брать никаких средств за лечение; в обиде он сказал, что не хочет быть похороненным вместе со своим братом. В житии рассказывается, что когда оба брата умерли, люди находились в недоумении, но явилась верблюдица, которую братья когда-то исцелили. Она человеческим языком сообщила, что Косма принял эти три яйца не мзды ради, а ради Христа, поэтому никакой вражды быть не должно. Тогда люди, успокоившись, похоронили их в одной могиле. На иконе мы видим верблюдицу так, как она представлялась средневековому человеку, который не мог видеть верблюда и не знал, как он выглядит.  Эта икона XVI века происходит из Кашино (это Тверь, Центральная Россия), на ней – такая абсолютно уникальная иконографическая деталь.

Исцеления совершались, как нам известно из Библии, и в Ветхом Завете. Нам известен сюжет о некоем Товии, который исцелил своего отца Товита и свою жену от злого духа Асмодея. Поскольку болезни воспринимались в первую очередь как наказание за грехи, то, соответственно, исцеление могли принести обращения к святому. Товия обратился к Архангелу Рафаилу (кстати говоря, его имя переводится на русский язык как «целитель», «исцеляющий»). Архангел посоветовал поймать рыбу, вынуть из нее печень, сердце и желчь, этой желчью помазать глаза отца Товита, после чего отец исцелился.

Хочу привести слова Архангела Рафаила, которые он сказал Товии, изложенные в книге Ветхого Завета. Эти слова очень хорошо иллюстрируют то, как врач должен подходить к исцелению больного: Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать (Тов. 12, 8–9). Мы видим здесь отношение людей к врачебному искусству как к творению милостыни.

 – Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в Музей имени Андрея Рублева на выставку «Святые врачи».

Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук  

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать