Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов)

18 апреля 2022 г.

В студии нашего телеканала на вопросы отвечает иеромонах Стефан Игумнов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям.

– Прошел первый день Страстной седмицы. Одной из тем этого дня является эсхатологическая беседа Христа с учениками. Его ученики спрашивают о приметах и событиях конца света. Одной из таких примет Спаситель называет проповедь Евангелия по всему миру. Проповедано ли Евангелие по всему миру?

– Раз в год нам Господь дает пройти с Ним крестным путем от Его славы, которая якобы воздавалась Ему людьми в день Входа в Иерусалим и до самой Голгофы. Пережить день за днем, минуту за минутой все, что испытывал Господь. Конечно, мы не можем пережить все, что Он испытывал, но то, что нам потребно для нашего поучения из этого крестного пути, начинается с самого дня Входа Господня в Иерусалим. Говоря об эсхатологической перспективе, на которую Церковь обращает внимание в эти дни, конечно, мы должны понимать, что это не просто так, потому что вся эта перспектива восходит ко Кресту Господню, к Голгофе, к дню Его воскресения, в котором, как в капле, отражается и грядущая судьба мира. Если говорить о том, проповедано ли Евангелие по всей земле, как сказано в Священном Писании, действительно такие слова есть, и эти слова непреложные. Я думаю, что Евангелие еще не проповедано по всей земле. Эти слова Христа не исполнились. Не только потому, что остаются в мире те люди, которые никогда не слышали Благую Весть о Христе. Еще фактически Евангелие не достигло всех концов земли, хотя условия для этого уже сложились.

Евангелие переведено еще не на все языки, и остались еще те люди, которые ничего не слышали о Христе, – это первое. Второе: можно слышать о Христе, но слышать в искаженном виде. Можно ли считать, что человек, который что-то слышал о Христе, действительно получил Благую Весть? Благая Весть заключается в том, что есть Спаситель, Спаситель мира, Спаситель каждого из нас. Что Бог стал Человеком, воплотился, соединил в Себе две природы в одной ипостаси, пострадал за наши грехи, будучи безгрешным, взошел на крест, принял смерть, воскрес – и тем самым исцелил нашу природу. Вознесся. И теперь мы все имеем возможность, следуя за Ним, веруя в Него, обрести спасение, прощение грехов, если будем каяться. И достичь такого состояния, которого, наверное, даже не было у Адама, – пребывать в горних вершинах у Престола Божия, как пребывают святые. Вот это Благая Весть. Если считать, что она должна дойти до каждого человека в таком виде, и не только дойти, но и войти в сердце человека.

Только тогда в полноте мы можем сказать, что Евангелие распространилось даже до конца земли, когда каждый человек услышал самую суть Евангелия. По крайней мере, она дошла до его сознания: человек услышал и сделал свой осознанный выбор. Вряд ли мы можем сказать, что сегодня это произошло, даже судя по нашим соотечественникам. Очень многие из тех, кто даже в церковь ходит, не понимают, в чем заключается Евангелие Христово и та самая Благая Весть. Я не думаю, что Господь здесь имел в виду таких людей, ведь когда человек ходит в церковь, у него знание какое-то есть. Но здесь помимо эсхатологической перспективы присутствует и призыв Христа к тем, до кого Благая Весть донеслась, понять ее правильно и принять – это самое важное.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Сейчас происходят такие ужасные вещи, как ложь, подлость, пытки людей. Как не разувериться в том, что всем управляет Господь?»

– Этот вопрос люди задавали во все времена. Особенно когда происходят трагические события, которые касаются непосредственно каждого человека, – какие-либо беды с близкими, либо то, что происходит сегодня. Для каждого это беда, потому что те люди, которые страдают сегодня, – наши близкие люди. Да и вообще мы так должны относиться к любой подобной трагедии, хоть в Украине, хоть в Сирии. Мы как христиане должны воспринимать такие трагедии близко к сердцу. На самом деле многие из нас так и воспринимают эти события.

Сегодня, помимо Украины, есть немало уголков Земли, где каждодневно совершаются такие трагедии, преступления. Господь с нами всегда: в любых испытаниях, в любых искушениях, в любых трагедиях. И как христиане, как православные люди, мы с вами знаем, что Господь даровал человеку самое большое – свободу. Господь сделал так, что человек, получив эту свободу, несет за нее и определенную ответственность, иначе это не была бы свобода. Вот об этом даре ответственности мы тоже очень часто забываем, а свобода неотделима от нее. Господь не хочет (и не хотел никогда) проявлять насилие над волей человека. Поэтому нужно это учитывать, когда мы оцениваем то, что происходит. На это могут возразить: «Как же так? О какой свободе, о каких ценностях может идти речь, если реально страдают невинные люди? Гибнут дети, подвергаются страшным пыткам люди, которые этого не заслужили, матери страдают, когда гибнут на войне их дети. Какие здесь могут быть оправдания и рассуждения на тему таких отвлеченных понятий, как свобода?» Но здесь нужно помнить еще об одном: перед Богом и перед вечностью такие страдания имеют несколько иное значение. Это нам помогает хоть немного осмыслить, что такое вечность и что такое блаженство вечное в пребывании с Богом.

Если человек наследует вечное блаженство, то получается, что Господь дает человеку что-то такое потом, что даже такие страшные муки вменяет в ничто. По сравнению с вечным блаженством во Христе не могут сравниться никакие земные мучения. Каково же это блаженство тогда?

Очень трудно понять, но то, что именно так обстоит все в нашей жизни, нам на это указывает. Конечно, мы не можем сказать, что раз страдают, значит, будет вечное блаженство. Это нам помогает понять то, что ждет человека. Даже саму земную жизнь, которая пролетает как миг, как мы можем сравнить с вечностью и с тем, что нас ожидает, если всегда наша бессмертная душа будет предстоять перед Богом и с Ним общаться? Это великие тайны Божии, но мы можем к ним немного прикоснуться. Господь не бросил этот мир, Он наблюдает за ним, внимательно наблюдает за тем, что происходит, что мы с вами творим. А если говорить о конкретных конфликтах и войнах, война не начинается внезапно. Ведь в течение многих лет совершается грех: сначала в сердцах людей появляется ненависть, потом эта ненависть начинает выражаться в каких-то словах и действиях... А если это происходит в мировых масштабах?

Святейший Патриарх говорит, что есть опасность мировой войны. Если страны, руководители некоторых стран не знают другого языка, кроме ненависти... И год за годом все это нарастает, продолжаются взаимные обвинения, нападки, угрозы – это же накапливается. Это именно то, что потом приводит к войне. Война – следствие вот таких вещей, которые происходили в головах и в отношениях между людьми, когда еще война не началась. Это видимый пример, который касается и наших с вами отношений, – отношений друг с другом. Если в семье ссоры и ругань, потом случаются преступления внутри семьи. Но ведь начинается с мелкой ссоры. И если это не остановить, то при чем здесь Бог? Как мы можем обвинять Бога в том, что Он оставил нас в такой ситуации? Нет, Он внимательно смотрит, что мы делаем.

– Вопрос телезрителя: «Причащался ли Иуда на Тайной Вечере?»

– Разные святые отцы по-разному говорили на эту тему. Евангельский текст повествует о том, что все ученики причастились. Если вопрос заключается в том, было ли истинное причастие, то мы не можем сказать, что Иуда приобщился по-настоящему Тела и Крови Христовых. Как бы он мог в тот же момент предать Христа, если это было истинное для него причастие? Важно, зачем этот вопрос задаем. Если подтекст вопроса заключается в том, можно ли принимать таинства и при этом принимать их недостойно, то пример Иуды нас должен в этом смысле отрезвлять. Если механически приступать к таинствам, это не дает никакого результата. Нужна душевная работа, нужно определенное состояние, с которым мы подходим к святым таинствам. Духовно мы должны понимать, что у нас может быть причастие такое же, как у Иуды: когда мы причащаемся и делаем это себе во вред, в грех, если заведомо идем к этому с обманом, с подлогом. Знаем о себе что-то такое, что отлучает нас от Причастия, но причащаемся – это подлог, грех Иуды.

– Правильно ли понимать Причастие как катализатор того настроя, с которым человек приходит к нему? Например, он идет с нераскаянными грехами, и тогда Причастие усилит его наклонности: осуждение, сквернословие. Если человек, исповедовавшись, идет на причастие с осознанием этих грехов, раскаянием и покаянием, то оно поможет ему еще сильнее, успешнее бороться с ними...

– Во втором случае, я думаю, правило скорее действует, чем нет. Если мы даже позабыли грехи, но искренне понимаем, кто мы есть, и подходим к Чаше, попытавшись что-то сделать (исповедав грехи, подготовившись), то Господь покроет многое, исцелит, поможет нам и откроет нам грехи. Такое происходит. Мы знаем, что в духовном смысле Причастие – это еще и лекарство. Через регулярное причащение Святых Христовых Таин все больше и больше открывается наше духовное состояние, немощи. Господь помогает в этом через Тело и Кровь Свои, которые мы получаем в Причастии.

Усугубляется ли греховное состояние через такое Причащение – вопрос сложнее. Если человек доходит до кощунства: один раз подошел с лукавством к Чаше, другой, потом возвел это в принцип, а потом вообще стал глумиться над Святыми Таинами (шаг до этого может быть очень коротким), – то его страшное духовное состояние будет нарастать. Это может привести к чему угодно. Иуда, как мы знаем, повесился, закончил свои дни тем, что лишил себя жизни. Это опасные игры.

– Вопрос телезрителя: «Когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, Он знал, что тем, кто Его приветствует, не нужно было никакое Царство Небесное. Им нужно было спасение от римлян сейчас, счастье здесь, на земле. Тогда в чем же был смысл этого действия? Если это было не ради славы, то ради чего? Чтобы очередной раз показать, что люди – лицемеры? Это и так всем понятно. Как сказано в Писании, всяк человек ложь».

 – Разве Христос искал земной славы? Разве Он не говорил много раз, чтобы не рассказывали о Его чудесах, о том, что благого Он творил для людей? Входя в Иерусалим, Он не искал никакой славы. Более того, Он прекрасно знал, каково состояние этих людей. Пришли они совсем не потому, что рассматривали Его даже как земного царя в тот момент. Они вообще пришли не ко Христу, когда Он входил в Иерусалим, – они пришли посмотреть на Лазаря по той же самой причине, по какой Господь много раз их обличал как ищущих знамения: им было интересно, любопытно. Они знали, что человек был мертв и воскрес.

Еще они пришли убедиться в том, что если Лазарь воскрес, то и они воскреснут, совершенно не думая о том, как это произошло и чьей силой, кто такой Христос. Им не был нужен Христос в то время – точно так же Он не будет им нужен, когда они будут стоять под балконом Понтия Пилата.

Иногда мы думаем, что с людьми за эти пять дней произошла метаморфоза: они были святыми, встречали Христа, а потом вдруг изменились. Ничего с ними не произошло, какими они были, такими и остались. Встречали они не Христа. Христос им был нужен для того, чтобы удовлетворить иные свои желания: увидеть Лазаря, чудеса. Господь им сказал: «Вы ищете знамение, и вам будет дано такое знамение, которое будет сильнее, чем знамение Ионы во чреве кита». Он дал это знамение Своей Крестной смертью, воскресением.

Когда Он пришел на землю, Он знал, для чего пришел и как это будет. Нет ничего удивительного. То, что произошло в день Входа Господня в Иерусалим, – назидание всем нам. Очень часто мы тоже приходим совсем не ко Христу, даже ходя в церковь и совершая путь духовной, как нам кажется, жизни. Мы это делаем по очень разным причинам. Если спросим друг друга, то услышим порой такие ответы: нам нужно здоровье, долголетие, успехи, спасение (это самый лучший ответ изо всех возможных), но очень редко кто скажет, что ему нужен Христос. На вопрос «для чего ты ходишь в церковь, молишься и соблюдаешь пост?» очень мало кто ответит: «Ради Христа», а ведь это самый правильный ответ. Также люди пришли к воротам Иерусалима ради Христа встречать Вербное воскресенье.

 – Мы говорили об эсхатологической беседе. В ней Христос дает одну из причин того, что начнет происходить. Он говорит: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Наблюдаем ли мы сейчас этот процесс? Действительно ли умножается беззаконие, охладевает любовь? Как Вы ответили бы?

– Мы уже как-то говорили о том, что нравственное состояние порой важнее, чем глубокие богословские знания. Часто бывает, что люди не знают всех глубин богословия и могут совершать какую-то ошибку, хотя важно этого избегать. Если ты чего-то не понимаешь в богословии – лучше не рассуждать на эти темы, а спросить у священника или прочитать основополагающие книги на эту тему. Такая ситуация, когда человек не знает богословских глубин, сплошь и рядом. Это не закрывает путь к спасению. Если человек пребывает в нравственной бездне, вектор его жизни направлен в сторону оправдания греха, и грех прогрессирует – это состояние опасно. По причине умножения грехов охладевает любовь. Человек может достичь такого состояния, что пути назад практически не будет. Мы видим это на примере того, что произошло с христианами в Европе.

Если человек встал на греховный путь и не хочет с него сворачивать, он не может любить Христа, его любовь охладевает. Соответственно, он и ближнего любить не может.

Кстати, многие беззакония, которые сегодня творятся в западном мире и выдаются за нормальное поведение, очень часто называют любовью: любовь такая, иная, в таких, в других формах, альтернативные виды семьи, изъятие детей из семей по любви к ним, в школах определенное воспитание детей тоже из любви к детям и так далее. На самом деле никакой любви здесь нет.

Если человек не может любить Христа, если его любовь охладевает, то и ближнего он любить не может, поэтому все это фальшь, одно название – любовь. Мы это видим, это очень хорошо заметно, что в таком обществе никто никого не любит.

– Значит, если бы, наоборот, любовь умножалась, то беззаконие бы уменьшалось?

– Как мы знаем, любовь стоит на вершине лествицы добродетелей, поэтому, чтобы научиться любить, нужно пройти определенный путь. И Господь дает такую возможность. С одной стороны, Он дает возможность понять, что такое любовь, на наших житейских примерах: мать любит ребенка, ребенок любит родителей по определению. То есть ребенку с детства дано почувствовать, что такое любовь. Правда, потом эта любовь может легко разрушиться.

Отношения между полами – между мужчиной и женщиной, когда есть самопожертвование по отношению к любимому человеку, тоже образ той любви, которая может быть и в отношении Бога. То есть Господь, с одной стороны, дает почувствовать, что это такое – образ настоящей любви, а с другой стороны, эта любовь достигается путем больших усилий.

Даже настоящая любовь между родителями и детьми тоже достигается путем усилий. Вот родился ребенок, и мать и отец его любят. Потом начинаются проблемы, и любовь родителей охладевает, если не проводить определенную работу. Точно так же и у ребенка к родителям.

Эта духовная работа очень многогранна – научиться самопожертвованию и так далее. Это все то, чему учит христианство, чему учит Христос. И тогда даже так называемая естественная любовь достигает более высокой степени, когда она уже становится не просто любовью: «Я люблю этого ребенка, потому что он мой», – а человек начинает любить всех детей так, как своего ребенка.

Для этого сначала нужно научиться своего ребенка любить по-настоящему, а не просто потому, что это как бы любимая игрушка, это мое. Все это очень быстро проходит и превращается в эгоизм и в то, что человек фактически любит себя в таком варианте – через своего ребенка.

Но может быть настоящая любовь, как у преподобного Сергия Радонежского. Какая мечта была у него, какой высокий идеал – он хотел всего себя отдать Богу. Он уже знал, что такое быть со Христом, и он хотел уйти в лес, в пустыню, в пещеру и молиться Богу, чтобы были только Христос и он. Но престарелые родители попросили его: «Не уходи, не бросай нас», – и он их не бросил. С огромной любовью он ухаживал за ними, пока в этом была необходимость. Преподобный Сергий уже тогда знал, что такое настоящая любовь, в том числе и к родителям.

Но мы знаем, что сегодня далеко не каждый человек способен проявлять заботу о своих престарелых родителях, когда они в ней нуждаются, и это показатель того, что никакой любви-то и не было. Господь дал искорку человеку, но он ее потерял. Есть и другие примеры, намного страшнее. Потому любовь достигается немалым трудом.

– Когда любовь охладеет совсем, наступит конец света?

– Видимо, да. Господь указывает нам на это с очень разных сторон, многими примерами, словами. Он вообще очень много говорит о любви, и, наверное, Он хочет сказать нам, что, когда любовь совсем охладеет, не останется места и Богу. Что Ему делать здесь, среди нас? Для чего существовать этому миру, если любовь совершенно охладеет? Я думаю, что это один из самых главных признаков последних времен.

– Значит, любовь – это главный признак христианина?

– Да, по крайней мере, стремление любить. Любовь начинается с жертвенности, со способности сделать шаг навстречу друг другу, пожертвовать хотя бы частичкой себя ради другого человека. А какой христианин без жертвенности? Господь всего Себя принес в жертву ради нас. Если мы не пытаемся хоть какую-то частичку себя принести в жертву ради Бога и ради другого человека, какие же мы христиане? А все остальное не имеет никакого значения.

– Христос говорит также о войнах, о море, голоде и других приметах конца света. Он говорит и о лжепророках. Войны сейчас есть, даже мор был. А есть ли сейчас лжепророки?

– Сколько угодно, и их становится все больше. Очень печально, что мы увлекаемся этими лжепророками и лжепророчествами, начиная с каких-то совсем грубых вещей – гороскопов, гаданий и тому подобного. Разве это не лжепророчества? Это как раз то, что пытается увести нас от Бога, от того, чтобы внимать Его пророчествам, и заставляет нас увлекаться какой-то ерундой.

А о тех публичных вещателях, которых сейчас изобилие, которых мы отовсюду слышим и видим, и говорить нечего. Интернет, телевидение, книги – везде мы слышим какие-то умные рассуждения и прочее, прочее. Если в этих рассуждениях нет Христа, если нет опоры на Его слова и Его пророчества, значит, это лжепророчества, не имеющие никакого отношения к сути вещей.

Даже если люди говорят правильные слова, претендуя на какие-то глобальные истины, но в этом нет Христа, нет опоры на Христа, это лжепророчества, потому что они не имеют отношения к самому главному. Но если нам и говорят какую-то правду о завтрашнем дне, умалчивая о том, что есть день послезавтрашний – вечная жизнь и Христос, это тоже лжепророчества, потому что они не приводят нас ко Христу. И такого сегодня сколько угодно.

– Вопрос телезрителя: «Современная западная библейская наука приходит к выводам о том, что в словах Христа после исцеления бесноватого отрока: сей же род изгоняется только молитвою и постом, – слово «постом» – это более поздняя вставка монашествующих редакторов. То есть, получается, наше православное учение о посте строится на позднейшей вставке, не на истинных словах Христа. Как нам относиться к этому?»

– Получается, что монахи во всем виноваты. Нет. Если бы в словах Писания была ошибка, наша Церковь не использовала бы такой текст Священного Писания. Это канонический текст, и никакой там ошибки нет. Так думать не позволяет нам контекст всего Евангелия и всего Священного Писания. Мы знаем, что Христос придавал посту очень важное значение. Мы знаем, что Он Сам сорок дней постился, был искушаем дьяволом и победил его в пустыне при помощи поста и молитвы. Здесь не может быть никаких разночтений.

– Да, и мы знаем также, что некоторые знания хранились и передавались апостолами из уст в уста, не будучи записанными. Можно ли этот эпизод, эту вставку тоже отнести к такому случаю, когда в христианских общинах она передавалась из поколения в поколение, а потом, когда Евангелие уже вышло на всенародный уровень, она была добавлена?

– Одна из особенностей Церкви как раз и заключается в том, что именно Церковь является мерилом истинности текста Священного Писания. Церковное Предание – это неотъемлемая часть самой Церкви и нашей веры. Поэтому Писание и Предание для православных людей находятся практически на одних чашах весов.

В первые века Церкви ей была дана такая благодать, что Предание сначала действительно передавалось из уст в уста. Это не значит, что все обладали колоссальной памятью. Сам Святой Дух хранил это через устное Предание, а потом через запись – Святой Дух водил рукой евангелистов.

В этом проявляется наша вера в Церковь, и об этом мы читаем в Символе веры. Там есть такие слова: верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Что здесь имеется в виду? То, что без Церкви нет спасения, без Церкви невозможно оставаться православным христианином.

Церковь нам дана для того, чтобы мы сделали очень важный шаг, чтобы мы переступили важный порог, двигаясь к Богу. Если же мы не переступим церковный порог, не воспримем все, что хранится в Церкви, нельзя сказать, что мы движемся в правильном направлении.

Для того Господь и дал Церковь, чтобы через нее мы получали все, что Он дает людям: таинства, благодать, в том числе информацию, которая содержится в Священном Писании. Текст Писания освящен Церковью, он ею используется; значит, он верный. Он верный, потому что его использует Православная Церковь.  

– В Древней Церкви было много разных писаний, которые не содержали в себе истинного учения в отличие от Евангелия. Сейчас тоже можно найти много разных книжонок, которые могут распространяться даже в Церкви, но не соответствуют церковному учению. Как определить, содержится ли в таких изданиях церковное учение?

– Согласен, сегодня нужно очень внимательно относиться к литературе, которая попадает нам в руки, к тому, что мы читаем на разных электронных носителях, смотрим по телевизору или где-то еще.

Было бы очень странно, если бы враг рода человеческого не использовал хитрую уловку, чтобы победить нас с вами. А что можно придумать хитрее? Выдать белое за черное, в каком-то очень хорошем и правдивом тексте допустить какую-то червоточинку, чтобы человек, съедая это прекрасное яблоко, съел и этого червячка, который будет точить его сердце. Было бы очень странно, если бы мы исключали такую возможность. Это излюбленный метод врага рода человеческого – пользоваться такими вещами.

Что же касается книг, слава Богу, у нас было принято церковное решение о том, что церковным авторитетом могут обладать только те книги, которые получили соответствующий гриф Издательского отдела. Есть люди – богословы, проверенные специалисты, благословленные Святейшим Патриархом, Священным Синодом, которые работают в этом отделе. Также могут быть благословения отдельных архиереев на епархиальном уровне, но это касается только тех книг, которые относятся к этому епархиальному уровню.

Нужно обращать на это внимание. Кому-то это кажется формальностью, но это важно, потому что здесь иногда бывают подлоги. Вот издается какая-то книжка, говорится, что кто-то ее благословил, а на самом деле никто ее не благословлял. Такие случаи бывают, но, слава Богу, сейчас их стало меньше, потому что в этих процедурах стало больше порядка.

Нужно очень внимательно относиться к этому. Вот мы прочитали или увидели в Интернете что-то такое, чего до сих пор не знали. В таком случае лучше спросить у батюшки, у знающих людей, подлинная ли эта книга, имеет ли она благословение.

Приведу другой пример. Как только появились разные мессенджеры, например WhatsApp, электронная почта, стали приходить рассылки разных молитв. Присылаются какие-то благословения: давайте сделаем то-то и то-то. Причем очень часто это прикрывается благими целями. Сейчас даже делаются рассылки в связи с происходящей трагедией, делались рассылки в связи с пандемией. К этому нужно относиться очень внимательно.

Молитва может быть посвящена чему-то хорошему, она может содержать много хороших, правильных слов, но что-то в ней может быть не так, если она не имеет церковного благословения. Призываю всех относиться к этому аккуратно, потому что в таких вещах может заключаться духовная опасность. Не нужно бросаться на все, что мы видим, что нам попадается, быть всеядными. Еще раз подчеркну, сегодня враг действует так: он вкладывает яд в какой-то продукт, который с виду кажется нам хорошим.

– Христос говорит: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Как же здесь уберечься?

– Нужно стараться быть истинно церковным человеком, жить церковной жизнью, в Церкви, по благословению. Не своим умом, тем более не своим духом противления, который в нас есть, не своей строптивостью, но церковной жизнью. И чем больше наша жизнь будет проходить в Церкви, в церковном лоне, тем более мы будем застрахованы от таких ситуаций, когда черное мы принимаем за белое.

Мы неоднократно говорили о том, что значит жить церковной жизнью, поступать так, как благословляет Церковь. Есть какие-то формальные признаки этого. Если речь идет о каких-то серьезных глобальных вещах, касающихся народа, всей Церкви, мы должны прислушиваться к тому, что говорит Святейший Патриарх, Священный Синод, которые координируют такие вопросы, а дальше уже нужно смотреть, соответствует ли этой позиции то, что мы где-то услышали.

У нас в епархии есть правящий архиерей (для Москвы это Патриарх), есть священники, наши духовники. Именно в такой последовательности должно идти выстраивание нашего отношения к важным вопросам. Если это вопрос, касающийся нашей частной жизни, достаточно мнения духовника. Это все очень легко, если мы не переворачиваем все с ног на голову.

Если даже по какому-то глобальному вопросу мы не бежим и не говорим: «Этот батюшка сказал так, а другой сказал по-другому», – а начинаем с того, что сами пытаемся узнать, что на эту тему сказал Святейший Патриарх, тогда все у нас будет выстраиваться нормально. Это совсем простой пример, но есть и более глубинные вещи.

Если мы действительно живем церковной жизнью, ориентируемся на Церковь, не пытаемся экспериментировать в духовной сфере, исполняем церковное послушание, готовимся к причастию как положено, как нас благословляют, стараемся не лукавить («этот батюшка строгий, не пойду к нему на исповедь, хоть раньше ходил»), то все становится очень легко и понятно. И, конечно, Господь будет оберегать нас от всякого рода искушений, потому что мы живем в Церкви. Вот это я бы рекомендовал.

– В заключение прошу Вас сказать несколько слов напутствия на Страстную седмицу.

– Конечно, я желаю всем нам пройти эту Страстную седмицу так, чтобы мы хоть немножечко проследовали за Христом от Его входа в Иерусалим до Голгофы, до распятия, чтобы потом встретить с Ним Пасху Христову, чтобы хоть немного научиться за это время самому главному – любить.

Чтобы мы, глядя на страдания Христа, на Его добровольную смерть за каждого из нас, хоть немного поняли, что люди, окружающие нас, достойны нашей любви и что хоть немного нашей любви и внимания (а может быть, и в первую очередь) достоин Христос.

Если за это время мы хоть немного научимся видеть во Христе действительно нашего Спасителя, реального Человека и Бога, Который нас любит и Который тоже «достоин» (скажем так, в кавычках) нашей любви, то, наверное, это будет для нас открытием. Я желаю этого всем нам.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать